Тип "Тренто"

 

В 1923 году в Морском комитете проек­тирования было получено задание на проек­тирование 2-х больших крейсеров. Эту работу поручили генерал-полковнику корпуса конст­рукторов Филиппе Бонфлиглиетти.

Задача перед ним стояла трудная. В ита­льянском флоте существовал подкласс броне­носных крейсеров, но проектирование "Ва­шингтонских крейсеров" стало абсолютно но­вым. Недавно закончилась первая мировая война, и ее опыт требовалось учесть. Шаг впе­ред сделали системы управления огнем, увели­чилось поражающее воздействие боеприпа­сов. Новым стало появление подводных ло­док и самолетов.

Само задание на проектирование было простым. Основные элементы укладывались в рамки договорных ограничений, но особенностью стало требование как можно более высокой скорости.

Крейсера "Тренто" и "Триесте" были внесены в список итальянского флота коро­левским декретом № 195 от 7 февраля 1924 г. Они имели следующие ТТД: водоизме­щение: "Тренто" 10511 т (стандартное), 13114 т (в нормальном грузу), 13358 т (в полном грузу); "Триесте" 10505 т (стандартное), 13109 т (в нормальном грузу), 13540 т (в пол­ном грузу).

Размерения: длина 196,6 м (наибольшая), 195,3 м (между перпендикулярами), ширина 20,6 м, осадка 6,57 м (при нормальном водоиз­мещении), 6,8 м (в полном грузу), "Триесте" осадка в полном грузу 6,7 м.

Следует отметить, что размерения и форма корпуса были предназначены для весь­ма большой скорости.

Систему бронирования основыва­ла цитадель — своеобразный длинный бронированный ящик. Он начинался пе­ред первой башней л заканчивался за кормовой башней № 4. Основой брони­рования был пояс толщиной 70 мм (по другим данным, 76 мм). С обеих сторон пояс замыкался траверзными продоль­ными переборками, их толщина в разных местах была различной, от 60 до 40 мм. Палуба имела толщину 50 мм.

Местное бронирование включало: барбеты и коммуникационные трубы толщиной 70 мм (над верхней палубой), 60 мм (под нею), боевую рубку с брони­рованием из плит толщиной 100 мм (стены), 40 мм (палуба) и 50 мм (кры­ша), лобовое бронирование башен глав­ного калибра состояло из 1 00-мм плит, командно-дальномерных постов 203-мм артиллерии из 80-мм стенки башен и крыши из 60 мм.

Многие историки утверждали, что защита крейсеров была слаба. Возмож­но это и так, но давайте вспомним, что первая серия французских "Вашингтон­ских" крейсеров вообще не имела бро­нирования.

Механизмы: главная энергетичес­кая установка состояла из 12 котлов Ярроу (давление 21 кг/см), выработанный ими пар поступал к 4-м турбинам Парсонса с зуб­чатой передачей.

Мощность каждой турбины равнялась 37500 л.с. Общая мощность главной энерге­тической установки составила 150000 л.с. На испытаниях корабли достигли скорости хода 35,6 узла, а на учениях мирного време­ни 35 узлов. Запас топлива 2120 т (нормаль­ный), 2252 т (в полном грузу), дальность плавания 4160 миль со скоростью 16 узлов, 3190 со скоростью 26 узлов, 1010 миль со скоростью 35 узлов.

Главные энергетические установки в корпусах кораблей размещались следующим образом: в 1-м и во 2-м котельных отделениях находилось по 4 котла, в носовом машинном отделение 2 турбины, затем шло 3 котельное отделение (4 котла), и кормовое машинное от­деление (2 турбины).

Серьезным недостатком было то, что главная энергетическая установка располага­лась так, что могла быть выведена из строя 1-м крупнокалиберным снарядом или торпедой.

Каждый корабль имел по два трехлопа­стных винта и по одному полубалансирному рулю.

Для обеспечения паром работающих во время стоянки механизмов на крейсерах имел­ся вспомогательный котел. На кораблях имелись два турбогенератора, один мощностью 150, второй 160 киловатт в кормовом машин­ном отделении и один дизель-генератор мощ­ностью 150 киловатт. В основном его назначе­нием была подача электроэнергии к лебедкам для боезапаса. Напряжение сети оставалось традиционным — 220 вольт.

Главный калибр крейсеров типа "Трен­то" состоял из 8 203-мм орудий длиной в 50 калибров, изготовленных на заводе Ансальдо. Размещались они линейно-возвышенно в 4-х двухорудийных башнях — две в носовой и две в кормовой части.

Их основные характеристики составили: вес орудия 20,6 т, вес снаряда 118,5 кг, вес за­ряда 47 кг, начальная скорость снаряда 835 м/ сек, скорострельность —- один выстрел в 20 се­кунд (проектная), фактическая — один выст­рел в 40 секунд. Угол возвышения орудий рав­нялся 45°. Боекомплект состоял из 1300 снаря­дов и 2900 зарядов (по другим данным, бое­комплект состоял из 162 снарядов на орудие, что в сумме дает 1296 снарядов).

Система управления огнем главного ка­либра включала два командно-дальномерных поста (КПД). В каждом из них находился 5-м дальномер со скартометром. Скартометр по­зволял определить расстояние от всплесков воды после падения снаряда с недолетом до цели. КДП находились: один на топе пятиногой фок-мачты, вто­рой на крыле носовой надстройки. Оснаще­ние их было идентич­ным. Выработанные в КДП данные посту­пали в центральный артиллерийский пост, находившийся в глубине корпуса, под носовой над­стройкой, рядом с погребами носовых 203-мм башен.

Итальянцы из­влекли уроки из боев прошедшей мировой войны. Поэтому бар­беты башен упира­лись в днище, а погре­ба находились рядом. Снаряды и заряды по­падали в башни через отверстия в барбете и возможность гибели корабля после попа­дания снаряда в баш­ню была исключена. Серьезным конструк­торским недочетом было то, что систему управления огнем из-за вибрации конст­рукции фок-мачты при скорости больше 30 узлов нельзя было использовать.

Универсальная артиллерия: состояла из 8 спаренных 100-мм (всего 16 стволов образца 1928 года) ус­тановок, произведен­ных на заводе ОТО. Их подробные харак­теристики можно най­ти в книге автора "Легкие крейсера Италии". Часть I. (Боевые корабли мира. С-Пб 2003). Неофициально их на­зывали Минизини, в честь инженера, переработавшего это австро-венгерское орудие под требования итальянского флота. Общий боекомплект установок составил 6150 снаря­дов. Основой их системы управления огнем были 4 поста, 2 по бортам у фок-мачты, 2 по бортам на кормовой надстройке у грот-мач­ты. В носовой надстройке находился пост уп­равления огнем универсального калибра. В случае атаки надводных кораблей вместе с авиацией происходило разделение управления огнем. Обычно носовые КПД использовались для управления артиллерийским огнем, а кор­мовые — торпедным.

В начале 20-х годов, когда крейсера про­ектировались, угрозу с воздуха военно-морс­кие специалисты учитывали, но всерьез не принимали. Поэтому на "Тренто" и "Триесте" были установлены 4 40-мм автомата фирмы "Виккерс" (знаменитый "Пом-Пом") и 8 12,7-мм пулемета (4 спаренные установки). По дру­гим данным, на крейсерах установили только 4 12,7-мм пулемета. Система управления ог­нем отсутствовала, имелись только перенос­ные дальномеры.

Торпедное вооружение состояло из 8 533-мм торпедных аппаратов в 2-х четырехтрубных установках. Интерес представляет только их размещение в корпусе корабля, вме­сто вошедших в 20-е годы в моду поворотных аппаратов на верхней палубе, на этих кораб­лях были установлены неподвижные аппараты, под верхней палубой. Бо­езапас состоял из 16 торпед (8 в аппаратах, 8 резервных). Подробные характеристики торпед можно найти в книге "Легкие крейсера Италии". Часть I. (Боевые корабли мира. С-Пб 2003). Данные для наведения вырабатыва­лись в кормовых КДП уни­версального калибра.

Противоминное воору­жение включало два парава­на, которые по-походному крепились к барбету башни № 2 главного калибра.

Итальянские тяжелые крейсера получили и авиаци­онное вооружение, состояв­шее из катапульты типа Гагнотто, расположенной на баке, и 3 самолетов. Для двух из них имелся ангар, перед башней № 1, а третий хранился прямо на ката­пульте. Во время службы тип самолетов не­сколько раз менялся. Так на "Триесте" снача­ла состояли на вооружении "Маччи М-40", потом "Маччи М-41". На "Тренто" базиро­вался Cant-25 AR. В 1937-1938 годах крейсера получили самолеты RO-43.

Экипаж каждого корабля состоял из 25 офицеров и 698 унтер-офицеров и матросов (штат военного времени 781 человек).

Первые месяцы гражданской войны в Испании показали возросшую угрозу кораб­лям со стороны авиации. Требовалось срочно усилить зенитное вооружение. С "Тренто" и "Триесте" были демонтированы две кормо­вые установки 100-мм орудий. Подобные ра­боты были выполнены и на всех итальянских тяжелых крейсерах. Освободившиеся орудия были куплены СССР, для строившихся крей­серов типа "Киров", которые в конце концов все же получили отечественные 100-мм ору­дия, а итальянские орудия установили на крейсерах Черноморского флота, значитель­но усилив их противовоздушную оборону (Так, например, зенитное вооружение "Червон­ной Украины" состояло их 4 65-мм орудий, а крейсера "Красный Кавказ" из 4 76-мм орудий системы "Линде­ра " времен первой мировой войны). На самих же итальянских крейсерах появи­лись по 4 37-мм автомата фирмы Бреда (2 спа­ренных установки).

До вступления Италии в войну были также демонтированы 40-мм автоматы "Виккерс". В последние мирные месяцы дальномеры в КДП для 203-мм артиллерии были заменены на стереодальномеры фир­мы "Галилео".

В 1941 году мелкокалиберная зенитная артиллерия "Триесте" состояла из 8 37-мм (4 спаренных установки) орудия и 8 13,2-мм пу­леметов. В 1942 году вместо пулеметов уста­новили 8 одиночных 20-мм автоматов. "Трен-то" в 1941 году и до своей гибели был воору­жен как и "Триесте". В 1943 году на "Триесте" планировалось установить радиолокацион­ную станцию, для которой сделали подкреп­ления, но корабль погиб раньше.

 

Результаты испытании тяжелых крейсеров типа "Тренто" в 1929 г.

Показатели

"Тренто"

"Триесте"

Водоизмещение на испытаниях, т

11 203

11 323

Скорость, узла

35,6

35,6

Расчетная мощность, л. с.

146 975

142,761

Число оборотов винта в минуту

313

295