Служба

 

"Зара"

 

4 июля 1929 года на верфи ОТО в Ливор­но был заложен тяжелый крейсер, получив­ший название "Зара". Корабль спустили на воду 27 апреля 1930 года, а вошел он в состав флота 20 октября 1937 года. Предвоенная служба корабля не сопровождалась особыми примечательными событиями — он участво­вал в учениях, парадах и посещал различные средиземноморские порты.

С 1 сентября 1933 года по 15 сентября 1937 года "Зара" исполнял обязанности флаг­манского корабля 1-й эскадры (линейные силы). Крейсер сменил на этом посту линкор "Конти ли Кавур", проходивший большую модернизацию. В 1936-1939 годах крейсер оказывал помощь мятежникам генерала Франко. В апреле 1939 года участвовал в ок­купации Албании. 13 января 1940 года все тя­желые крейсера типа "Зара" вошли в состав 1-й дивизии крейсеров 2-й эскадры (разведыва­тельные силы).

Под впечатлением весенних успехов Вер­махта Б. Муссолини принял решение вступить в войну. Первой операцией для "Зары" стало прикрытие постановки минного заграждения LK (между островом Лампедуза и банкой Керкенна). 13-14 июня он выходит на пере­хват английских кораблей, проводивших опе­рацию у африканского побережья. Встречи с противником не было. В конце ме­сяца "Зара"в составе эскадры про­водит поиск на французских ком­муникациях. Корабли вернулись на базу, никого не обнаружив. 9 июля он участвовал в бою с анг­лийским Средиземноморским фло­том. Единственный результат боя попадание снаряда в линкор "Джулио Чезаре".

Остаток лета 1940 года "Зара" охранял североафриканс­кие конвои. В конце сентября крей­сер в составе соединения выходит в море для противодействия британ­ской операции "Хэтс" - доставка крейсерам пополнений на Мальту и прикрытие главных сил Среди­земноморского флота. Встречи с противником не было. В октябре-декабре крейсер прошел очередной ремонт.

После британского авианосного рейда на Таранто была проведена полная реоргани­зация итальянского флота. "Зара" вошел в со­став 1-й дивизии. В это соединение также включили все однотипные с ним крейсера и две флотилии эсминцев. Январь и февраль прошли для крейсера без каких-либо примеча­тельных событий. Роковым событием для крейсеров типа "Зара" стал вылет на "свобод­ную охоту" двух немецких торпедоносцев. 16 марта западнее острова Крит они обнаружи­ли британскую эскадру (2 линкора, 6 крейсе­ров, 2-3 эсминца). Немецкие пилоты доложи­ли о попадании в оба линкора. Но фактически атака была безрезультатной.

Командование итальянского флота, обо­дренное выходом из строя двух вражеских ли­нейных кораблей, спланировало рейд в вос­точную часть Средиземного моря для разгро­ма вражеского конвоя у греческого побере­жья. Но не это было самым худшим, английс­кое командование знало почти все о планиру­ющейся операции, так как блестяще сработа­ла британская радиоразведка. Основу плана английского командования составили пере­хваченные сообщения, зашифрованные с по­мощью шифровального аппарата "Энигмы".

Регулярно дешифруемые переговоры "Люфт­ваффе" предупредили англичан о том, что немцы выделяют воздушное прикрытие для предстоящей операции, кроме того, они со­держали информацию и о действиях итальян­ских подводных лодок.

Но основные шифры, использующиеся итальянским флотом для передачи важных со­общений во время войны, не были вскрыты специалистами Блетчли-Парка, хотя в данном случае сообщение, зашифрованное Энигмой, передаваемые один-два раза в день, позволи­ли составить точную картину замысла италь­янского флота. Линкор "Витторио Венето" из Неаполя, три крейсера из Мессины, три крей­сера "Фиуме", "Пола" и "Зара" из Таранто и два крейсера из Бриндизи, в сопровождении нескольких миноносцев должны были коор­динированными действиями уничтожить кон­вои у берегов Греции".(Л. Дейтон."Вторая мировая: ошибки, промахи, потери", стр. 304). Зная обо всем, английский линейный флот вышел в море. Утром 28 марта итальян­ское соединение вступило в бой с английски­ми крейсерами, но потом, не дождавшись обе­щанного немецкого авиационного прикры­тия, начало отход на базу.

Итальянские корабли находились под постоянными атаками британской авиации, как палубной, так и береговой. Вечером само­лет-торпедоносец "Свордфиш" торпедировал крейсер "Пола", который потерял ход. Ос­тальные корабли ушли вперед.

Вскоре адмирал Иакино приказал крей­серам 1-й дивизии вернуться к поврежденному крейсеру и оказать ему помощь. Командую­щий соединением не знал, что его преследуют вражеские линкоры. "Зара", "Фиуме" и 4 эс­минца легли на обратный курс.

Крейсера шли не в бой и потому на бое­вых постах находилась только половина эки­пажа, а расчеты кормовых башен главного калибра готовили буксирные тросы. Около 10 ч вечера англичане обнаружили крейсера и в 22 ч 30 мин открыли ар­тиллерийс­кий огонь. По "Зара" вели огонь все три анг­лийских лин­кора "Уорспайт", "Вэлиэнт" и "Бархэм". "Уже через несколько ми-пут положе­ние корабля стало критическим. "Зара" был окончательно выведен из строя и горел. Его носовая 8-дм (203-мм -С.Т.) башня получила прямое попадание, были попадания в мостик и машинное отделе­ние. Ужасные пожары бушевали повсюду. Крейсер начал крениться на левый борт, од­новременно его разворачивало в ту же сторо­ну. Он катился носом в сторону британских линкоров, и уже показывал им свой правый борт". ("Бой у Матапана", стр. 97).

Вскоре английские линкоры прекратили огонь и вышли из боя. Что происходило на борту поврежденного крейсера - - точно не известно. Скорее всего, велась интенсивная борьба за живучесть. Командующего дивизи­ей адмирала Каттенео и командира корабля в последние минуты видели на корме — оба они погибли. Около 2 часов ночи, 29 марта "Зара" была обнаружена эсминцем "Джервис", кото­рый и добил ее. Крейсер затонул в точке с ко­ординатами 35°21'N/20°57'E. В этом бою по­гибло около 2000 итальянских моряков, 3 тя­желых крейсера и 2 эсминца.

 

"Фиуме"

 

Заложен 29 апреля 1929 года на верфи S.T.T. в Триесте, спущен на воду 27 апреля 1930 года, вошел в состав флота 21 ноября 1931 года. После подъема военно-морского флага началась обычная жизнь: учения, визиты в итальянские и заграничные средиземно­морские порты.

Во время гражданской войны в Испа­нии оказывал помощь националистам. В ап­реле 1939 года "Фиуме" принимал участие в оккупации Албании. Первой операцией во второй мировой войне стало прикрытие мин­ной постановки, затем до конца июня он со­вершил два выхода в составе соединения: на перехват британской эскадры и поиск на французских коммуникациях. Встречи с про­тивником не было.

9 июля "Фиуме" участвовал в бою у Ка­лабрии (Пунто-Стило). Остаток лета провел, эскортируя североафриканские конвои. В кон­це сентября - начале октября 1940 года крейсер в составе эскадры выходил в море для проти­водействия британской операции "Хэтс". Ок­тябрь-ноябрь прошли для корабля в рутинной службе, в основном он прикрывал североаф­риканские конвои.

27 ноября 1940 года во время британс­кой операции "Коллар" итальянские корабли "скрестили шпаги" с вражеским соединением "Н". Бой был нерешительным, но итальянс­кие корабли вернулись на базу, отразив все авианалеты. До марта "Фиуме" выполнял раз­личные рутинные задачи.

В конце марта произвел выход в море в составе соединения. 28 марта в 22 ч 30 мин "Фиуме", шедший за "Зарой" получил пол­ный бортовой залп с линкора "Уорспайт" и залп из носовых башен линкора "Вэлиэнт" и затем еще один залп с британского флагмана. Крейсер продержался на воде еще полчаса и затонул около 23 ч в точке с координатами 35°21'N/20°57'Е. Потери экипажа оказались огромными.

 

"Гориция"

 

Единственный корабль серии, не при­нявший участие в бою у Матапана.

Заложен 17 марта 1930 года на верфи ОТО в Ливорно, спущен на воду 28 декабря 1931 года, вошел в состав флота 23 декабря 1931 года.

Предвоенная служ­ба "Гориция" прошла в пределах Средиземного моря. Примечательных событий было мало -корабль участвовал в помощи франкистам и оккупации Албании. Первой операцией ста­ло прикрытие минной постановки в ночь с 11 на 12 июня 1940 года. 13 июня крейсера "Гори­ция" и "Фиуме" были атакованы английской подводной лодкой "Один", но торпеды цель не поразили.

До конца месяца "Гориция" в составе со­единения выходил на перехват британского соединения и поиск на французских коммуни­кациях. 9 июля крейсер принимал участие в бою у Пунто-Стило (Калабрия). Остаток лета и первый месяц осени крейсер эскортировал североафриканские конвои. В конце сентября - начале октября выходил в море в составе эс­кадры для противодействия британской опе­рации "Хэтс".

27 ноября 1940 года "Гориция" прини­мал участие в бою с британским соединением "Н", вошедшим в историю как бой у Теулады. Крейсер в этом бою произвел 18 залпов ору­диями главного калибра. Через некоторое время после боя "Гориция" становится к за­водской стенке. Возвращение в состав флота произошло летом 1941 года.

Так как остальные крейсера дивизии к этому времени уже по­гибли, "Гориция" был зачислен в состав 3-й дивизии. В августе он в составе соединения выходит в море, для противодействия анг­лийскому флоту, участвовавшему в операции "Менсмит".

Следующий выход в море со­стоялся в конце сентября для дей­ствий против британских кораб­лей, проводивших операцию "Халебард". С конца сентября по ко­нец ноября для крейсера настал пе­риод рутинной службы. К концу ноября положение со снабжением войск Оси в Северной Африке резко ухуд­шилось. "Гориция" вошел в состав сил большой конвойной операции. Перед опе­рацией во время стоянки в порту Неаполя корабль был атакован вражеской авиацией. В корпусе корабля насчитали более 200 ос­колочных пробоин. Среди экипажа оказа­лись большие потери. Несмотря на это, "Гориция" вышел в море. Операция завер­шилась полным провалом.

Следующей стала операция "М-41". С 13-14 декабря "Гориция" вместе с линкором "Дуилио", крейсерами "Гарибальди" и "Монтекукколи" и 3-мя эсминцами находился в со­ставе соединения близкого прикрытия. Опера­цию прекратили после того, как английская подводная лодка торпедировала линкор "Витторио Венето". Другая операция резко изме­нила положение со снабжением, она получила название "М-42". На этот раз крейсер вы­шел в море в составе дивизии крейсеров. Она составляла часть соединения дальнего прикрытия, в которое также вошли линкоры, "Литторио", "Чезаре", "Дориа" и 10 эсмин­цев. Вечером 17 декаб­ря эта эскадра вступи­ла в бой с британски­ми крейсерами контр­-адмирала Вайна.

Бой, вошедший в историю как "первая битва в заливе Сырт", был крайне примеча­тельным. Итальянский историк М.А. Брагадин утверждает: "Италь­янский крейсер "Гориция", находившийся ближе всех к противнику, добился попадания в британский эсминец залпом из 8-дм орудий. Эсминец, вроде, начал тонуть" (М.А. Брагадин. Цит. соч. стр. 238). Англичане этого не подтверждают. Бой продолжался 11 минут. После того как опустилась темнота, обе сто­роны поспешили прервать бой. Конвой бес­препятственно прибыл в Африку.

Следующая операция "М-43" прошла уже в новом 1942 году (с 3 по 6 января). Крей­сер снова находился в составе соединения дальнего прикрытия, в которое также вошли линкоры "Литторио", "Чезаре, "Дориа", крейсер "Тренто" и 8 эсминцев. Конвой бла­гополучно прибыл в Триполи. Весь январь и большая часть февраля прошли для крейсера в рутинной службе. 21 февраля в море вышли два конвоя и, кроме непосредственного охранения, были сформированы две эс­кадры прикрытия. В одну из них вклю­чили крейсер "Гориция" вместе с "Тренто", "Банде Нере" и 3-мя эсминцами. Операция прошла без происшествий. Конвои прибыли в порт назначения.

Очередная операция началась 20 марта. Англичане начали операцию по проводке очередного конвоя на Мальту (операция MW-10). На перехват отпра­вили сильную итальянскую эскадру, в которую вошел тяжелый крейсер "Го­риция". Произошел бой с английскими крейсерами ПВО (главный калибр ар­тиллерии 133-мм). Корабли Италии во главе с новейшим линкором "Литторио" не смогли прорваться к конвою. Более того, во время отхода соединение попало в шторм и потеряло 2 эсминца, а крейсер "Банде Нере" был тяжело по­врежден.

8 дальнейшем из-за топливного кризиса почти весь итальянский флот бездействовал — нефти едва хватало на небольшие операции. Все и без того не­многочисленные запасы стран Оси ухо­дили на Восточный фронт. Поэтому с марта по декабрь 1942 года крейсер уча­ствовал всего в двух операциях. В июне произвели выход на перехват мальтийс­кого конвоя "Вигорэс". Во время раз­вертывания "Гориция" был атакован вражеской подводной лодкой "Р-36", в августе выход на перехват мальтийско­го конвоя "Пьедестал". 4 декабря 1942 года американская авиация атаковала итальянскую военно-морскую базу в Неаполе. Королевский итальянский флот потерял 1 крейсер, еще 2 были по­вреждены.

Во избежание повторения подоб­ного тяжелые крейсера "Триесте" и "Гориция" перевели из Мессины (ост­ров Сицилия) в Маддалену (остров Сар­диния). 10 апреля 1943 года эта база была атакована американской авиаци­ей, которая потопила тяжелый крейсер "Триесте". "Гориция" был тяжело по­врежден прямым попаданием 3-х бомб. 13 апреля его отбуксировали в Ла-Специю на ремонт.

9 сентября крейсер вместе со всей Северной Италией попал в немецкие руки. Вопрос о его ремонте и включения в со­став немецкого флота даже не рассматривал­ся. 26 июня 1944 года "Гориция" была подо­рвана британо-итальянской группой боевых пловцов. Британское командование опаса­лось его затопления на входном фарватере. Исключен из списков флота в 1946 году.

После окончания войны корпус подняли и разобрали.

 

"Пола"

 

Заложен 17 марта 1931 года на верфи ОТО в Ливорно, спущен на воду 5 декабря 1931 года, вступил в строй 21 декабря 1932 года. Предвоенная служба корабля была обычной: походы по Средиземному морю, посещение своих портов, визиты в загранич­ные порты, выходы на учения. В 1936-1938 годах "Пола" оказывал помощь националис­там генерала Франко, сопровождал транс­порты с оружием. В 1940 году на время ре­монта крейсера "Триесте" "Пола" передали в состав 3-й дивизии крейсеров ("Тренто", "Больцано").

Первой военной операцией стало при­крытие минной постановки в ночь с 11 на 12 июня. Через день состоялся выход на перехват вражеской эскадры. 22 июня 1940 года италь­янский флот провел еще один выход на пере­хват вражеского флота. Встречи с противни­ком не было.

Следующий выход всех боеспособных сил итальянского флота, охранявших конвой, закончился боем с британским флотом у Ка­лабрии (Пунто-Стило). Остаток лета крейсер провел сопровождая конвои в Африку. В ав­густе 1940 года вновь переведен в состав 1-й дивизии крейсеров.

В конце сентября - начале октября "Пола" в составе соединения выходит в море на перехват британских кораблей, проводив­ших операцию "Хэтс". Противники не встре­тились. Следующим примечательным событи­ем стало участие 27 ноября 1940 года в бою с гибралтарским соединением "Н" у Теулады. "Пола" произвел 18 залпов из орудий главно­го калибра. Во время отхода его атаковали самолеты-торпедоносцы с авианосца "Арк Роял". Торпеды цель не поразили (по другим данным, атакован был крейсер "Фиуме").

После британского рейда на Таранто была проведена реорганизация итальянского флота, но "Пола" по-прежнему остался в 1-й дивизии. 14 декабря порт Неаполь, в котором находились корабли, был атакован английс­кой авиацией. Одна из бомб попала в крейсер. Оказалось разрушенным 3-е котельное отде­ление, и "Пола" отправили на ремонт, из ко­торого он вышел как раз в то время, чтобы принять участие в бою у Матапана.

28 марта после короткого боя с крейсе­рами, итальянское соединение начало отход, подвергаясь атакам вражеской палубной и бе­реговой авиации. Сначала атаки отбивали, но потом был торпедирован флагманский лин­кор "Витторио Венето". Скорость хода эскад­ры снизилась. В 19 ч 25 мин в атаку пошли торпедоносцы с авианосца "Формидебл".

"Последним из самолетов с "Формидебла" вылетел А-5 суб-лейтенанта Уильямса, который атаковал крейсер в 14 ч 45 мин, летя низко над водой. Он приблизился на предельно малую дистанцию и, несмотря на интенсивную стрельбу из всех орудий, "Пола" получил торпеду в пра­вый борт между машинным и котельным отделениями.

В 19 ч 46 мин когда элект­роэнергия на корабле пропала, 3 отсека быстро залило водой, машины встали. Итальянский флот под руководством адмира­ла Иакино продолжал уходить домой со скоростью 19 узлов, не зная, что "Пола" поврежден и стоит на месте" ("Бой у Матапана", стр. 77).

После получения инфор­мации о происшедшем команду­ющий итальянским соединени­ем приказал остальным кораб­лям 1-й дивизии идти на по­мощь поврежденному собрату. При подходе к месту дрейфа "Пола" они были обнаружены и уничтожены. Сам виновник происшедшего - -"Пола" мирно дрейфовал, пока около 2 ч ночи не был обнаружен английскими эсминцами.

Абордажная партия с "Джервиса" высадилась на борт крейсера и пыталась демонти­ровать зенитный автомат. Итальянцы в это время прыгали за борт или переходили на борт эсминца. Среди них были старший помощник и командир крейсера. Эсминец "Нубиэн" добил "Полу" торпедой. Это произош­ло в точке с координатами 35°18'N/21°13'E.