Приложения

 

Приложение № 1. Тяжелые крейсера на экспорт

 

Аргентинские представители семейства "Тренто"

 

В середине 20-х годов аргентинский военно-морской флот был сильнейшим в Латинской Аме­рике. Он занимал первое место среди так называ­емых стран ABC: Аргентина, Бразилия, Чили. Со­стояние линейных сил не внушало опасения -имелись два линкора, которые могли противосто­ять кораблям вероятных противников. Гораздо хуже обстояло дело с остальными кораблями. Осо­бенно удручающим было положение с крейсерами, самый "новый" представитель пополнил военно-морской флот в 1896 году. Поэтому в 1926 году ар­гентинский парламент выделил 27 миллионов зо­лотых песет на пополнение флота. Программа была рассчитана на 10 лет, и в нее включили 2 тя­желых и 1 легкий крейсер, 12 эсминцев и 3 под­водных лодки.

Самая "лакомая" часть программы — тяже­лые крейсера достались итальянскому концерну ОТО. Проект был разработан конструктором вер­фи, на основе проекта тяжелого крейсера "Трен-то". Основным отличием стало наличие всего од­ной дымовой трубы, трех башен главного калибра и калибра артиллерии — на этих крейсерах уста­новили 191-мм орудия.

Тактико-технические элементы этих крейсе­ров были следующими:

Водоизмещение: 6908 т (стандартное), 9144 т (в полном грузу).

Размерения: Длина 170,8 м (наибольшая), 162,5 м (по КВЛ), ширина 17,82 м, осадка 4,66 м.

Механизмы: 6 котлов Ярроу, 2 турбины Парсонса. Мощность механизмов 85000 л.с., скорость хода 32 узла, дальность плавания 8030 миль со скоростью 14 узлов. Запас топлива 2300 т

Бронирование: борт 70 мм, палуба 25 мм, боевая рубка 60 мм, башни 51 мм.

Вооружение: 6 191-мм орудий аналогичных установленным на британских крейсерах типа "Хаукинс" ("Hawkins"), в трех двухорудийных башнях — две линейно возвышенные на баке, одна на юте. Основные характеристики орудий были следующи­ми: угол возвышения 46°, дальность стрельбы 27300 м, боезапас на орудие 150 снарядов (общий боезапас 900 снарядов); универсальный калибр: 12 102-мм орудий производства завода ОТО (6 двухствольных установок), угол возвышения 80°, боекомплект 3000 снарядов. Торпедное вооруже­ние: 6 533-мм торпедных аппаратов в трехтрубных установках, расположенных так же, как и на италь­янских прототипах с боекомплектом из 12 торпед.

Авиационное вооружение: катапульта и два самолета. Сначала на крейсерах базировались американские самолеты типа "Уайт Корсар", затем "Грумман G-5". В конце 30-х годов на вооружение кораблей поступили "Супермарин Валрус", кото­рые в свою очередь сменили Дак 12F-6"

Экипаж: 780 человек.

До 1937 года на кораблях изменилась конфи­гурация фок-мачты и надстроек. В 1937 году ката­пульту и ангар перенесли на более привычное ме­сто — за трубу. В 1939 году на крейсере были ус­тановлены британские катапульты типа "Репир-Рансон". В конце 1940-х годов на кораблях появи­лись радиолокационные станции британского про­изводства типа 286 (обнаружение воздушных и морских целей). Весной 1950 года с крейсеров сняли безнадежно устаревшие 40-мм автоматы, вместо них установили шесть спаренных 40-мм "Бофорсов". В 1956 году демонтировали универ­сальную артиллерию и установили еще шесть двухствольных 40-мм установок.

 

Тяжелый крейсер "25 Мая" ("25 de Mayo")

 

Заложен 29 ноября 1927 года на верфи ОТО в Ливорно, спущен на воду 11 августа 1929 года, вошел в состав флота 11 июля 1931 года. Крейсер был назван "25 мая" — в этот день испанские ко­лонии в дельте Ла-Платы провозгласили независи­мость от Испании. 5 июля 1931 года корабль пере­дали аргентинскому флоту. 27 июля 1931 года вме­сте с систершипом — крейсером "Альмиранте Броун" он выходит в море из Генуи и 15 сентября прибыл в аргентинские воды. Для корабля нача­лась обычная служба мирного времени, с посеще­нием различных портов Латинской Америки. В 1936 году когда вспыхнула гражданская война в Испании, "25 Мая" был направлен в ее воды, для обеспечения "аргентинских интересов и защиты граждан". Эту задачу крейсер выполнял с 22 авгу­ста по 14 декабря 1936 года. В конце октября в порт Аликанте, где находился аргентинский ко­рабль, прибыл советский транспорт "Курск" с гру­зом вооружения (самолеты "И-16" и авиационные бомбы). На порт был совершен налет авиации на­ционалистов. Зенитная артиллерия крейсера для самозащиты открыла огонь по самолетам, непро­извольно защитив и советский транспорт.

В 1939-1945 годах Аргентина оставалась нейтральной, но крейсер постоянно выходил в море на учения и патрулирование своих террито­риальных вод. Самым заметным событием в после­военной жизни стало участие в учениях 1947-1948 года в антарктических водах. В 1959 году "25 Мая" вывели в резерв, 24 марта 1960 года вычеркнули из списков флота и вскоре продали на слом.

 

Тяжелый крейсер "Альмиранте Браун"

 

Строился на заводе фирмы ОТО в Ла-Фоке. Крейсер стал последним тяжелым кораблем, пост­роенным на этой верфи.

Заложен 12 октября 1927 года, спущен на воду 28 сентября 1929 года, вошел в состав флота 16 июля 1931 года. Назван в честь британского офицера на аргентинской службе, отличившегося в войне с Бразилией в 1826-1828 годах. Передан ар­гентинскому флоту 5 июля 1931 года. С 27 июля по 15 сентября совершил трансатлантический пере­ход. До 1939 года обычная служба: учения и посе­щение различных латиноамериканских портов. Пос­ле 1939 года число визитов сократилось, но воз­росло число выходов на учения и патрулирование своих территориальных вод. 30 октября 1941 года соединение аргентинского флота проводило манев­ры у побережья Огненной Земли. Крейсер столк­нулся с эсминцем "Корриентес", который вскоре затонул. Затем в корму "Альмиранте Брауна" вре­зался линкор "Ривадавия". Крейсер получил тяже­лые повреждения и встал на ремонт в Порто Бельграно. После 1945 года никаких примечательных событий в жизни корабля не было, В 1947-1948 году крейсер участвует в больших антарктических учениях, в 1949 году совершил визит в Нью-Йорк. 20 апреля 1950 года состоялась первая посадка вертолета на корабль аргентинского флота. В 1960 году выведен в резерв, 27 июня 1961 года вычер­кнут из списков флота и продан на слом.

 

Проект тяжелых крейсеров для Чили

 

В 1930-е годы состояние чилийского военно-морского флота было плачевным. В составе флота находилось много кораблей, построенных еще в 19 веке. Поэтому в середине 1930-х годов был разра­ботан план развития флота, в который включили 2 крейсера с 203-мм артиллерией. Переговоры с Ан­глией шли трудно, и чилийцы пытались найти дру­гого поставщика. В конце концов в 1936-1937 го­дах известная судостроительная фирма Ансальдо разработала проект тяжелого крейсера под кодо­вым названием "UP-90". Его характеристики были следующими: водоизмещение. 8000 т (стандарт­ное), 9200 т (в полном грузу). Размерения, длина 176 м (наибольшая), 170 м (по КВЛ), 163,6 м (меж­ду перпендикулярами), ширина 19 м, осадка 5,6 м.

Бронирование состояло из 100-мм пояса и 65 мм палубы.

Механизмы по проекту должны были иметь мощность 60000 л.с., а скорость хода равняться 30 уз.

Вооружение: 6 203-мм орудий (2 трехорудийные башни), 12 120-мм (по другим данным, 127-мм) универсальных орудий (6 двухствольных установок), 8 40-мм (4 двухствольных установки), 6 20-мм (2 трехствольных зенитных автомата), 6 533-мм торпедных аппаратов (2 трехтрубных), 1 бомбосбрасыватель для глубинных бомб, 1 ката­пульта и 3 гидросамолета.

Но от строительства этого корабля отказа­лись. Фирма Ансальдо предложила на "UP-90" ус­тановить 254-мм орудия, но и этот проект тоже ос­тался на бумаге.

 

Приложение № 2. Разгром конвоя "Бета" ("Дуйсбург") (9 ноября 1941 года)

 

После потерь, понесенных в апреле-мае 1941 года при эвакуации с Греции и с Крита, с Мальты были выведены корабли Ударного соеди­нения. Такое положение дел сохранилось до 21 ок­тября 1941 года, когда на Мальту прибыли корабли соединения "К". Это были крейсера "Аурора", "Пе­нелопа", эсминцы "Ланс" и "Лайвли". Командовал соединением капитан 1 ранга Эгнью. Как и его предшественник Мак, в апреле он начал действо­вать на итальянских коммуникациях.

Первые два выхода прошли с 25 на 26 октяб­ря 1941 года и с 1 на 2 ноября, закончились не­удачно. Как и к Маку, успех к Эгнью пришел с тре­тьей попытки, что позже на этот счет породило не­которые спекуляции.

Итальянцы знали о возвращении кораблей на Мальту и отдавали себе отчет в появившейся опасности. Так как фронт в Северной Африке тре­бовал снабжения, проводку конвоев нельзя было прекратить. В Неаполе формировался важный кон­вой из семи транспортов. Флагманом конвоя, по имени которого он назван, был немецкий транс­порт "Дуйсбург" (7389 т). В состав конвоя вошли также итальянские транспорты "Сан Марко" (3113 т), "Мариа" (6339 т), "Рина Коррадо" (5180 т), "Са­гитта" (5135 т) и два танкера "Минатитлан" (7599 т) и "Конте Мазурата". Все они собрались в Неапо­ле. Конвой должен был доставить в Африку 12390 т различного снаряжения, 1579 т боеприпасов, 389 транспортных средства, 145 итальянских военнос­лужащих и 78 немецких солдат.

Итальянцы дали конвою кодовое название "Бета" и приняли меры по формированию мощно­го эскорта. В непосредственное охранение вошли эсминцы: "Маестрале" (брейд-вымпел капитана 1 ранга Уго Бискиани), "Фильмине", "Эуро", "Грекале", "Либбечио", "Ориани".

В соединение дальнего прикрытия вошли тя­желые крейсера: "Триесте" (флаг контр-адмирала Бруно Бривонези), "Тренто", эсминцы "Гранатиери", "Фузильери", "Берсальери", "Альпино". Трас­са конвоя должна была пройти восточнее Мальты и завершиться в Триполи.

Предшествующий итальянский опыт и докт­рина, основанная на нем, утверждали, что самый опасный отрезок пути проходил около Мальты, и его следовало проходить ночью, из-за действий вражеской авиации. Перехват надводными кораб­лями считался практически невозможным, если не были известны курс и скорость конвоя. Но в "Супермарине" — главном штабе итальянского флота и на местах не учитывали возможностей британс­ких радаров. Англичане были проинформированы о выходе конвоя благодаря работе "Ультры" — был прочитан ряд радиограмм "Люфтваффе". Разведывательный самолет типа Мериленд, знавший коор­динаты конвоя, "обнаружил" его утром 8 ноября. Соединение "К" вышло в море в 17 ч 30 мин. Визу­альный контакт с конвоем произошел в 0 часов 39 минут 9 ноября. Это было в 135 милях восточнее Сиракуз.

Конвой шел с 9-узловой скоростью, строем двух кильватерных колонн, расстояние между кото­рыми было полмили. Правая колонна: "Дуйсбург", "Сан Марко", "Конте де Мазурата", левая: "Минитилан", "Мария", "Сагитта" и "Рина Коррадо". Силы дальнего прикрытия находились в 3-х милях за кормой с правой стороны от конвоя и шли со ско­ростью хода 12 узлов. "Маестрале" шел перед кон­воем, "Фульмине" и "Эуро" шли по правому борту конвоя, "Либбечио" и "Ориани" по левую сторону, "Грекале" в арьергарде.

Британские корабли шли в кильватерном строю. Головным шел "Аурора", за ним "Лэнс", "Пенелопа" и "Лайвли". После сигнала с "Ауроры" корабли Королевского флота сманеврировали так, чтобы оказаться на темной стороне горизонта справа от конвоя. Во время этого маневра их и об­наружили сигнальщики итальянских эсминцев, но не опознали соединение "К" как вражеское.

Оказавшись на выгодной позиции, английс­кие корабли, используя данные радиолокации, приготовились к стрельбе. Огонь был открыт в О часов 57 минут с дистанция 3300-5600 ярдов. Яркий лунный свет высветил силуэты итальянских кораблей, что добавило тактически преимущества англичанам. "Аурора" открыла огонь по "Грекале". Первые же три залпа попали в него, и после взры­вов эсминец, охваченный пожаром, исчез в волнах. "Пенелопа" добился ряда попаданий в "Маестра­ле". "Лене" сначала обстреливал один из транс­портов, добившись попаданий, но перенес огонь на "Фульмине". "Лайвли" открыл огонь последним в 1 час. Его целью был "Дуйсбург", и, добившись попадания после первого залпа, перенес огонь на "Эуро" — и на этот раз стрельба была точной. В этом бою, британская стрельба была сверхточной.

"Аурора" обстреливал "Маестрале". Итальян­ский эсминец поставил дымзавесу, покинул свое место в ордере конвоя и отошел на его левую сто­рону. Командир эскорта приказал "Либеччио" и "Ориане" уйти на левый борт конвоя и поставить дымзавесу. Затем Бискиане приказал всем кораб­лям эскорта собраться вокруг него. Этот приказ объяснялся тем, что итальянский командующий пе­репутал направление нападения и посчитал, что атакован с левого борта, а не с правого. Кроме этого, он перепутал корабли соединения "К" с ита­льянскими тяжелыми крейсерами. Отдав эти оши­бочные приказы, Бискиане потерял управление боем. Один из снарядов "Ауроры" снес радиоан­тенну "Маестрале".

"Эуро" и "Фульмине", находившиеся с пра­вой стороны конвоя, имели лучшее представление о ситуации. Они вышли в контратаку на английское соединение. "Фульмине" очень скоро попал под огонь "Пенелопы" и "Лэнса" и был тяжело повреж­ден. Ответный огонь был коротким, в О часов 6 минут эсминец перевернулся и затонул. "Эуро", которым командовал Чагала Фульгозе, прославив­шийся в бытность командиром "Саггитарио" при защите второго критского конвоя, уже готовил тор­педный залп, когда была получена радиограмма с "Маестрале". Командир эсминца посчитал, что атакует свои крейсера, потому он развернулся, и практически сразу же ему стало ясно, что он ошиб­ся, сначала "Лайвли", потом "Пенелопа" открыли огонь. "Эуро" получил попадание 6 снарядами. Но 152-мм снаряды прошивали насквозь тонкий кор­пус корабля, и поэтому серьезных повреждений не было.

Итальянское соединение дальнего прикрытия находилось в 5500 ярдах от конвоя с правой сторо­ны, что было ближе к Мальте. После начала боя тя­желые крейсера увеличили скорость до 24 узлов, зашли вперед и, обогнув голову, снизили скорость до 20 узлов. "Триесте" и "Тренто" вступили в бой в 1 ч 3 мин, открыв огонь с дистанции 7800 ярдов,. Но их позиция была неправильной, и к этому при­вела поспешность принятого решения. В результа­те конвой оказался между итальянскими крейсера­ми и вражеским соединением. "Триесте" и "Трен-то" израсходовали 207 203-мм и 82 100-мм снаря­да. Они прекратили огонь в 1 ч 25 мин, когда анг­лийское соединение ушло за дальность их огня. Противник принял их за эсминцы. "Аурора" откры­ла ответный огонь из 102-мм орудий, но дистанция была для них слишком велика.

На транспортах конвоя посчитали, что они атакованы вражеской авиацией, и потому не пред­принимали решительных действий. В 1 ч ночи Эгнью приказал выполнить циркуляцию вокруг голо­вы конвоя, в результате английские корабли оказа­лись на левой стороне конвоя, и дистанция соста­вила 2000 ярдов. Английские корабли прошли вдоль строя конвоя, уничтожая транспорты торпе­дами и артиллерией. "Либеччио", "Орионе", "Мае­страле", "Эуро" пошли в контратаку, но при этом использовали только артиллерию. Торпеды оста­лись в аппаратах, итальянцы боялись, что торпеды поразят -свои транспорты, находившиеся за вра­жескими кораблями. Интересно сравнить это ре­шение, с принятым японцами во время боя в про­ливе Сунда. Моряки императорского флота без ко­лебаний произвели торпедный залп по союзным кораблям, которые атаковали транспорты, потопив и свои транспорты.

Итальянские эсминцы во главе с "Маестра­ле" продолжали ставить дымзавесы, временами открывая артиллерийский огонь. Но эти действия не представляли серьезной угрозы для английских кораблей, поэтому на них обращали мало внима­ния. Только "Либеччио" получил незначительные повреждения. Дальнее прикрытие конвоя шло с противоположного борта от развернувшихся собы­тий.

В результате итальянские тяжелые крейсера и соединение "К" поменялись местами. Итальянцы находились юго-западнее конвоя, а крейсера и эс­минцы Британии северо-восточнее. В 1 ч 40 мин Эгнью приказал прекратить огонь, так как соедине­ние "К" оказалось за кормой разгромленного кон­воя. Новых целей не было, и, приняв во внимание незначительный запас 152-мм снарядов на Мальте ("Пенелопа" израсходовала 259 снарядов главного калибра) принял решение идти на Мальту. Оно было выполнено в 2 ч 05 мин. Эгнью удалось пото­пить все транспорты и танкеры конвоя, 1 эсминец и повредить 3. Англичане утверждают, что им при­шлось уклоняться от торпед, но на самом деле ита­льянцы этого оружия не применяли. Существенных повреждений на английских кораблях не было -осколочные пробоины получил только "Лайвли". Один из вражеских снарядов взорвался у борта эсминца, в результате чего оказались пробоины в дымовой трубе и разорвало паропровод на правом борту, ведущий к сирене (ревуну). Помимо всего итальянский флот потерял эсминец "Либеччио", потопленный в 10 ч 48 мин следующего утра, во время спасательной операции. Он стал жертвой британской подводной лодки "Апхолдер". "Эуро" пытался буксировать поврежденного собрата, но "Либеччио" разломился и быстро затонул.

Это сражение стало одной из самых полных британских побед на Средиземном море. У англи­чан было меньше сил и кораблей, но было суще­ственное превосходство в доктрине и технологии. Вместе с внезапностью и удачей это принесло им победу.

Бривонези и Бискиане были сняты с постов. Правда, Бривонези позднее вернулся на службу.

 

Вине О. Хара, материал взят из интернета