Предшественники

 

В 1894 году японский Императорский флот одержал свою первую победу в сражении у реки Ялу. Из этого боя было вынесено несколь­ко важных уроков. Необходимость высокой скорости в эскадренном бою была доказана действием летучей эскадры адмирала Ито. А обследование захваченных китайских броненос­цев показало необходимость сильного брониро­вания. Поэтому в первую послевоенную про­грамму развития японского флота были включены 6 броненосцев и 6 броненосных крей­серов. Империя вряд ли осуществила бы ее, но тут вмешался посторонний фактор - Россия, которая согласилась заплатить часть китайской контрибуции. Именно на эти деньги строились корабли для войны с Россией.

Помимо прочего построили и 6 броненос­ных крейсеров. Они были заказаны на английс­ких, французских и немецких верфях. Эти кораб­ли условно можно отнести к одной серии, так как строились они по одному оперативно-техни­ческому заданию. Получились хорошо заброни­рованные и вооруженные корабли. К их недо­статкам относили малую дальность плавания и плохие морские качества. На самом деле это было не так — стратегическая доктрина Импера­торского флота сводилась к формуле: ''Мы не должны искать врага в его водах, а должны дож­даться когда он придет, и уничтожить его".

Во время русско-японской войны эти крей­сера показали себя с лучшей стороны.

Японцы могли быть довольны итогами русско-японской войны 1904-1905 годов - и первая, и вторая русские Тихоокеанские эскадры были полностью разгромлены объединенным флотом Японии, ядром которого явились шесть эскадренных броненосцев и шесть броненосных крейсеров. Эти корабли мало чем отличались от своих собратьев в других флотах мира того вре­мени. Японские броненосные крейсера, как и многие подобные корабли в других странах, имели высокую огневую мощь, хорошую защиту (хотя она и была слабее, чем у броненосцев) и от­носительно невысокую скорость (по сравнению с броненосцами, они давали больше на два узла). Позднее эта разница была учтена в требованиях к линейным крейсерам и стала более заметна, чем в период русско-японской войны.

В русско-японской войне броненосные крейсера использовались японцами для поддержки эскадренных броненосцев в многочислен­ных столкновениях с русским флотом. Имея пре­восходство в скорости, японские корабли полу­чили возможность занять и более выгодные позиции для боя. Их победа у Порт-Артура и в Цусимском сражении привела не только к унич­тожению русских морских сил на Дальнем Вос­токе, но, в конечном итоге, и к полному разгро­му русского флота.

Основываясь на опыте войны, руководство японского флота планировало вооружить свои линейные корабли более тяжелой артиллерией и обеспечить им более высокую скорость хода, не­жели аналогичные по классу корабли вероятных противников. Появление таких линейных кораб­лей требовало и создание более мощных броне­носных крейсеров, могущих действовать совмес­тно с ними.

Корабли основных классов, участвовавшие в русско-японской войне, были построены на за­рубежных верфях. Японская промышленность в то время еще не была способна создавать кораб­ли большого водоизмещения. Однако все возрас­тающие потребности и накопление передовой технологии судостроения привели к началу стро­ительства крупных боевых кораблей на соб­ственных верфях еще во время войны. Первые два (броненосные крейсеры "Цукуба" и одно­типный "Икома") вступили в строй соответ­ственно в 1907 и 1908 годах. "Цукуба" был воо­ружен четырьмя 305-мм/45-калиберными орудиями в двух орудийных башнях, и таким об­разом, его главный калибр был эквивалентен орудийной мощи эскадренных броненосцев того времени. В конечном итоге этот корабль стал предшественником будущих японских линейных крейсеров.

Вслед за ними последовали два броненосца - "Сатсума" и "Аки" и два броненосных крей­сера — "Ибуки" и "Курима", также построенные на японских верфях. "Ибуки" и "Курами" всту­пили в строй соответственно в 1908 и 1911 годах и стали улучшенной версией крейсера "Цукуба". В дополнение к четырем 305-мм орудиям в двух башнях, они несли восемь 203-мм орудий в каче­стве средней артиллерии. "Ибуки" был первым кораблем японского флота с паровыми турбина­ми, и показав на испытаниях 22,5 узла, опередил на два узла своего собрата. Таким образом, он проложил дорогу к будущему увеличению скорости крупных японских боевых кораблей. Однако превосходство, которое имели новейшие японс­кие броненосные крейсера над своими собратья­ми, построенными в других странах до и после войны, было одним махом уничтожено появле­нием поистине революционного корабля — ли­нейного крейсера "Инвинсибл". Изучение проектов кораблей, созданных в британском флоте после войны, в большей степени, чем в японс­ком, показывает, кому было труднее отказывать­ся от старых стереотипов.

Японский флот вступал в тяжелый период соперничества в силе и мощи с британским и американским флотами.