Проектирование

 

Чтобы превзойти линейные крейсера типа "Инвинсибл", японцы мобилизовали весь свой кораблестроительный опыт и создали кадровый конструкторский состав из наиболее опытных специалистов. Прежде чем они приняли оконча­тельное решение, было рассмотрено не менее 30 набросков и эскизов, подробности о которых ни­когда еще не были опубликованы.

До того как достоверная информация об "Инвинсибле" достигла Японии, руководство флота выдало требование на разработку проекта аналогичного корабля со следующими характе­ристиками, из которых можно понять: в какой степени были верны концепции, заложенные в японский проект линейного крейсера. Новый ко­рабль должен был иметь водоизмещение 18650 т, длину 164,89 м (541 фт), ширину 24,38 м (80 фт), осадку 8,04 м (26 фт 5 дм), мощность механизмов 44 000 л.с., скорость хода 25 узлов. Вооружение определялось из 4 305-мм/45, 8 254-мм, 10 120-мм и 8 малокалиберных орудий и 5 торпедных аппа­ратов, бронирование из 177-мм пояса по ватерли­нии и броневой 50-мм палубы.

В новом проекте главный калибр соответ­ствовал информации, имевшейся у японцев к тому времени об "Инвинсибле". Они считали, что именно такую артиллерию будет иметь пер­вый английский линейный крейсер. Но, когда ошибка стала очевидной - "Инвинсибл" и се­рийные корабли, в том числе и "Индефатигебл" с улучшенным расположением башен, стали вступать в строй британского флота, - японс­кое адмиралтейство потребовало срочного изме­нения проекта, разместив на нем десять 305-мм/ 50-калиберных орудий. Детали нового проекта остались неизвестны, но основные элементы включали в себя следующие характеристики: во­доизмещение 18725 т, длину 150,04 м (485 фт 5 дм), ширину 25,11 м (82 фт 5 дм), осадку 8,34 м (21 фт 5 дм), мощность механизмов 44000 л.с., скорость 25,5 узла, вооружение из 10 305-мм/50, 10 152-мм/45 и 4 120-мм орудий и 5 457-мм тор­педных аппаратов.

Начав работу над собственными линейны­ми крейсерами, Япония сосредоточила особое внимание на главной артиллерии. Первоначаль­ный план размещения башен главного калибра на новом проекте был подобен немецкому ли­нейному крейсеру "Мольтке" - одна двухорудийная башня в носовой части корабля, две двухорудийных башни в корме и две поэшелонно в средней части корпуса. Позднее проект был пе­ресмотрен — в носу и в корме разместили по две 2-хорудийные башни и одну в середине корабля. Такое размещение главной артиллерии и легло в основу проекта будущего линейного крейсера.

Однако японцев ожидал неприятный сюрп­риз. В 1909 году, вскоре после того, как чертежи и спецификации "Конго" были утверждены и изго­товлены, выделены необходимые средства для по­стройки, британский флот начал строительство линейного крейсера "Лайон" и трех однотипных ему кораблей. В сравнении с ними японский про­ект выглядел уже весьма скромно, и в результате флот Страны Восходящего солнца вновь оказался в роли отстающего.

Японцы были вынуждены вносить новые изменения в конструктивный план "Конго", а также искать сотрудничества с англичанами в переработке проекта. В итоге водоизмещение выросло до 27000 тонн, а про­ект получил обозначение "Улучшенный тип "Лайон". Немаловажную роль в судьбе корабля сыграл союзный до­говор, заключенный между Японией и Великобританией еще в начале века. В соответ­ствии с ним Лондон оказывал немалое содействие своему азиатскому партнеру во всех областях промышленности, включая и строительство фло­та. Благодаря этому японский императорский флот утвер­дился как постоянный клиент ведущих кора­бельных фирм Англии еще задолго до начала русско-японской войны.

Прекрасно понимая, что создание такого гиганта, как "Конго" пока что не по силам японским верфям, британские судостроители, страстно желая получить новый заказ, напере­бой предлагали свои услуги. Фирма "Виккерса", строившая "Принцесс Роял" - второй корабль типа "Лайон", предложила японскому флоту новый проект на базе "Лайона". Другой про­ект предложила фирма "Армстронга", у кото­рой уже был опыт постройки кораблей для японского флота.

После некоторых колебаний японцы реши­ли отдать предпочтение проекту Джорджа Тэрстона из фирмы "Виккерса" - впоследствии глав­ного конструктора линейного крейсера "Тайгер". Передавая фирме заказ на постройку "Конго", японский флот не без основания наде­ялся получить последние достижения британс­кой кораблестроительной технологии, производ­ства машин и артиллерии, после чего внедрить все это в Японии. Контракт с "Виккерс" был зак­лючен 17 октября 1912 года. Но уже в ближай­шее время после выдачи заказа среди руковод­ства японского флота разгорелась дискуссия по вопросу — какой калибр главной артиллерии из­брать для "Конго". Основной вопрос звучал так: "Должен ли он нести 305-мм орудия или боль­шие по калибру?" Аргументы сторонников 305-мм калибра оказались более весомыми, и приня­ли решение остановиться именно на нем.

Однако "сюрпризы" для японцев на этом не закончились. Благодаря весьма дружествен­ным отношениям во время англо-японского со­юза, военно-морской атташе Японии в Лондоне получил строго-служебную информацию о ре­зультатах испытаний английской тяжелой ар­тиллерии и живучести стволов. Согласно этим данным, 305-мм орудия имели более низкую жи­вучесть и скорострельность, нежели 343-мм уста­новки, которые намечались в качестве главного калибра для новых линкоров н линейных крейсе­ров, запланированных к постройке британским адмиралтейством.

Получив эту, неожиданную для себя, ин­формацию, в Японии резко изменили свое реше­ние и поставили вопрос об установке на новых крейсерах 356-мм орудий. Поскольку этот ка­либр явился в то время передовым, то эти орудия вряд ли могли изготовить в Японии, поэтому фирма "Виккерса" получила еще задание на со­здание прототипа этих орудий. Опытный обра­зец был изготовлен и прошел испытание на британском полигоне в Шибурнессе в марте 1911 года. Результаты испытаний признали удовлет­ворительными, и после этого "Конго"' наконец обрел свою артиллерию. Такое решение для японцев оказалось очень кстати, так как вскоре после того, как оно было принято, появились данные о том, что американский флот также планирует установить на новых дредноутах "Нью Йорк" и "Техас" 356-мм орудия. Японцы с удовлетворением отметили, что на данном этапе они не оказались в роли отстающих.