"Киришима"

 

Последний корабль серии заложили на вер­фи "Мицубиси" в Нагасаки 17 марта 1912 года., спустили на воду 1 декабря 1913 года, вступил он в строй 19 апреля 1915 года и вошел в состав 2-й дивизии линейных кораблей. В 1916 году его пе­ревели в состав 1-дивизии линкоров, а в конце года в 3-ю дивизию линкоров. Вашингтонское соглашение не коснулось корабля, и он остался в составе флота. Служба между мировыми война­ми не была богата событиями. Корабль дважды модернизировался.

В ноябре 1941 года "Киришима" входил в состав авиационного ударного соединения вице-адмирала Т. Нагумо, предназначенного для уда­ра по американской базе Перл-Харбор. 2 декаб­ря на нем получили приказ о начале военных действий, и 7 декабря он участвовал в атаке Перл-Харбора. На обратном пути соединение разделили — "Киришима" остался в охранении авианосцев "Сорю" и "Хирю", принявших учас­тие во второй высадке на атолл Уэйк. Операция закончилась успешно, и 23 декабря корабли при­были в воды Метрополии для короткого отдыха и встречи Нового года.

5 января "Киришима" перешел в составе авиационного соединения на Трук и 14 января прибыл в лагуну. Через 3 дня 17 января, вместе с авианосцами "Киришима" участвовал в опера­ции "R" (захват Рабаула). 23 января соединение вернулось на Трук, но 31 января вновь вышло в море на поиск американских авианосцев, атако­вавших Маршалловы острова и острова Гиль­берта. Поиск был безрезультатным, и 4 февраля корабли прибыли в Палау.

15 февраля "Киришима" в составе авиа­ционного соединения выходит в море для уда­ра по австралийскому порту Дарвин. 19 февра­ля авианосная авиация блестяще выполнила задачу. 21 февраля 1942 года соединение Нагумо прибыло в Кендари, для пополнения запа­сов, вскоре на этот рейд прибыли "Конго" и "Харуна", сопровождаемые четырьмя тяжелы­ми крейсерами и шестью эсминцами. В период с 25 февраля по 1 марта "Киришима" сопро­вождал авианосцы, наносившие удары по Яве. 1 марта линкор принимал участие в потопле­нии американского эсминца "Эдсалл" (DD-219). Кинопленка, снятая с борта "Киришима", позволила американскому командованию пос­ле войны разобраться с причиной гибели этого героического корабля.

До 9 марта "Киришима" патрулировал в водах, окружающих голландские колонии, затем стоял на якоре на рейде Старинг Бэй. В апреле 1942 года линкор в составе авиационного соеди­нения участвовал в рейде в Индийский океан. 11 апреля это соединение прибыло в Сингапур, а через некоторое время в Японию для ремонта и докования в Куре.

После завершения работ, с 19 по 23 мая, линкор участвовал в маневрах флота, после чего его оставили в составе непосредственного охра­нения авианосцев, задействованных в операции "Ml" (вторжение на атолл Мидуэй). 27 мая флот вышел в море, 4 июня произошло сражение.

4 июня в 8 ч 25 мин "Киришима" был ата­кован американской подводной лодкой "Наути­лус" (SS-168, капитан 3 ранга Брокман), на кото­рой рано утром получили радиограмму с летающей лодки "Катилина". обнаружившей вражеское соединение. Лодка изменила курс. В 7 ч 55 мин в перископ были обнаружены верхушки мачт. Но в атаку лодка выйти не смогла, ее об­стреляли истребители, а затем атаковали глубин­ными бомбами. Командир увел ее на глубину, но вскоре приказал подвсплыть на перископную глубину и оказался прямо среди японских кораб­лей. "Брокман увидел, как на линейном корабле взвился флажной сигнал, после чего линкор от­крыл огонь по тому месту, где находился "На­утилус". В 8 ч 25 мин Брокман выпустил две тор­педы в линкор, или по крайней мере считал, что выпустил, поскольку почти сразу же обнаружи­лось, что торпедный аппарат № 1 поврежден и торпеда из него не вышла" (У. Лорд. Невероят­ная победа. Стр. 337). Выпущенная торпеда не попала в Киришима".

Подводную лодку атаковал крейсер "На­гара", затем эсминец "Араси". Именно он навел американские пикировщики на авианосцы. Сиг­нальщики линкора обнаружили "Донтлессы", и старпом, используя внутриэскадренную связь, пытался предупредить "Акаги" о нависшей над ним угрозе, но не успел. Американские бомбы взорвались на палубе флагмана. Вскоре был атакован и линкор. Нападавшими были "Донтлессы с авианосца "Хорнет".

Почти весь день "Киришима" находился в охранении горевшего флагмана. В 17 ч 30 мин был получен приказ идти на помощь по­врежденному авианосцу "Хирю". "Киришима" пытался буксировать его после наступления темноты. Командир линкора опасался атак подводных лодок, так как горящий "Хирю" был виден издали. В 18 ч 30 мин адмирал Нагумо приказал отказаться от буксировки и идти на встречу с крейсером "Нагара" и флагманом соединения. На следующий день на корабль пе­ревели с эсминцев большое количество спасен­ных с потопленных авианосцев. 14 июня кораб­ли вернулись в Японию. Корабль находился на внешнем рейде Хасирадзимы, а увольнения на берег в целях скрытия правды о Мидуэйской ка­тастрофе были запрещены.

14 июля "Киришима" и "Хией" были ис­ключены из авиационного соединения Нагумо и переданы в 3-й флот контр-адмирала Абе. Оба линкора вошли в состав вновь сформированной 11-дивизии линкоров. В июле-августе "Киришима" прошел текущий ремонт и докование.

16 августа 1942 года из Куре вышло в море мощное соединение Императорского флота и взяло курс на остров Трук. Во время перехода оно подверглось атаке четырех бомбардировщи­ков "В-17", но попаданий в корабли не было. Командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото приказал на Трук не заходить, а идти прямо к Гуадалканалу.

24 августа "Киришима" принял участие во втором бою в Соломоновом море. Линкор не был поврежден, его роль свелась к отражению вражеских авианалетов. 28 августа он прибыл на Трук. Следующий выход в море прошел с 10 по 23 сентября для патрулирования окрестностей Соломоновых островов, а затем с 11 по 27 октяб­ря. Во время этого выхода "Киришима" прикры­вал обстрел аэродрома Гендерсон линкорами "Конго" и "Харуна". 25 октября он был атако­ван шестью бомбардировщиками "Б-17" (попа­даний не было), 26 октября участвовал в сраже­нии у Санта-Круз.

10 ноября линкор в составе соединения вновь выходит в море для обстрела американс­кого аэродрома. С 12 на 13 ноября линкор уча­ствовал в первом морском бою у Гуадалканала. Во время ожесточенного сражения линкору повезло, он получил только одно попадание 203-мм снарядом (потери экипажа 7 убитых). После завершения боя "Киришима" пытался буксировать "Хией". Но вскоре от этого отка­зались. В 7 ч 39 мин "Киришима" атаковала американская подводная лодка "Траут" и одна торпеда из пятиторпедного залпа попала в цель, но не взорвалась.

Днем 14 ноября линкор вошел в состав со­единения вице-адмирала Кондо, предназначен­ного для выполнения той же задачи. Оно полу­чило название "Ударное Соединение", в него также вошли тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", легкие крейсера "Нагара", "Сендай" и де­вять эсминцев. Для их перехвата американское командование развернуло два новейших линко­ра "Вашингтон" (ВВ-56) и "Саут Дакота" (ВВ-57) и четыре эсминца.

В ночь с 14 на 15 ноября 1942 года в водах Гуадалканала произошел очередной ночной бой. "Киришима" был тяжело поврежден. Американ­цы использовали радиолокационную станцию "Вашингтона" и добились девяти попаданий 406-мм (всего в этом бою "Вашингтон" израсхо­довал 75 снарядов главного калибра) и 40 127-мм снарядов. В результате оказались разбиты все башни главного калибра, выведено из строя рулевое управление, корабль получил большое количество пробоин, в том числе и подводных.

В 3 ч 25 мин 15 ноября 1942 года "Кириши­ма" перевернулся через правый борт. Потери эки­пажа составили 300 человек, эсминцы подобрали из воды 1127 человек, в том числе и командира ко­рабля капитана 1 ранга Ивабучи. Место гибели корабля находится в семи милях северо-западнее острова Саво, в точке с координатами 9°10'S, 159°55'Е. По другим данным, в 5 милях северо-за­паднее острова Саво, в точке с координатами 9°5'S, 159°42'E. В этом бою погибли три американ­ских и один японский эсминец. 20 декабря 1942 года 11-я дивизия линкоров была расформирова­на, а "Киришима" вычеркнут из списков флота.