1. Миноносцы 1878-1905 гг.

 

Миноносцы 3-го класса №№ 1-4

 

Водоизмещение 40 т. Длина 30,5 м. Ширина 3,7 м. Осадка 1,0 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина "компаунд". Мощность и скорость: 430 л.с., 22 уз. Вооружение: два 37-мм орудия и два 356-мм торпедных аппарата.

 

Первые японские миноносцы, построен­ные по первой кораблестроительной програм­ме 1878 г. Из-за технической неготовности соб­ственных верфей к строительству подобных ко­раблей заказ разместили в Англии. Спроекти­рованы Эдуардом Ридом на основе проекта британских миноносцев "100-футового" типа (развитие русского "Батума").

Построены фирмой Ярроу в Попларе в 1878-79 гг., перевезены в Японию в разобран­ном виде в июле 1880 года и собраны на вер­фи в Йокосука под руководством британских специалистов. Первоначально вооружались спаренным торпедным аппаратом под 356-мм торпеды Шварцкопфа, но он оказался слишком громоздким и ненадежным и вскоре был заменен неподвижными носовыми аппарата­ми. Спаренная 37-мм пушка стояла на кормо­вой рубке.

Из-за своих небольших размеров мино­носцы имели ограниченные мореходность и ра­диус действия. С 1899 года переведены в охра­ну портов, а в 1904 году сданы на слом.

 

Миноносец 1-го класса "Котака"

 

Водоизмещение 203 т. Длина 50,3м. Ширина 5,8 м. Осадка 1,7м. Механизмы: 2 локомотивных котла, 2 паровые машины "компаунд" Мощность и скорость: 1217 л.с., 19 уз. Запас топлива: 30 т (уголь). Артиллерия: четыре 37-мм. Торпеды: шесть 381-мм (2 х 2, 2н). Экипаж: 28 человек.

 

Первый и самый крупный японский мино­носец 1-го класса. Строился по программе фир­мой Ярроу в 1885-86 гг. Заложен на верфи Яр­роу (г. Поплар) 7 сентября 1886 г., спущен 21 января 1887 г. введен в строй 10 октября 1888 г. Перевезен в Японию в разобранном виде и со­бран в 1886-88 гг. в Йокосука. Разработанный Ярроу проект отвечал появившейся в то время концепции бронированного миноносца. Палу­ба и борта "Котака" в районе механизмов за­щищались 1-дюймовой (25,4 мм) броней. Носо­вая оконечность имела таранную форму и была соответствующим образом укреплена, однако на волнении сильно зарывалась в воду.

Четыре 37-мм четырехствольных пушки располагались в носу, в корме и побортно в средней части. Чрезвычайно мощным было тор­педное вооружение, включавшее два носовых неподвижных и два спаренных поворотных ап­парата. Следующий миноносец с шестью тор­педными трубами появился в японском флоте лишь в 1916 году.

Двухвинтовая (что тоже было в новинку) энергетическая установка состояла из паровых машин "компаунд" и цилиндрических котлов, установленных поперек корпуса. Проектные мощность (1600 л .с.) и скорость (19,5 уз) достиг­нуты не были. Предполагалось, что "Котака" станет головным в серии бронированных мино­носцев, однако от постройки остальных отка­зались как по финансовым соображениям, так и из-за признания неудачной самой концепции, поэтому он остался в единственном числе.

Боевые качества корабля проявились в ходе японо-китайской войны. Нападение на Вей-Хай-Вей в ночь на 4 февраля 1895 г. оказалось неудачным: четыре ми­ноносца получили повреждения, не нанеся урона противнику. На следу­ющую ночь "Котака" возглавил по­вторную атаку. Его торпеды порази­ли китайский крейсер "Лай Юань", который быстро затонул.

К началу войны с Россией мино­носец уже не числился в первой линии, а в 1908 году был выведен из боевого состава. После исключения корабль не сдали на слом, а до апреля 1916-го он состоял в резерве. Затем его механизмы были реконстру­ированы, и с февраля 1917 по октябрь 1926 он служил в роли вспомогательного судна под на­званием "Котака Мару". Только 27 января 1927 года, после сорокалетней службы, бывший ми­ноносец передали на разборку.

 

Миноносцы 3-го класса №№ 5-14, 17-19

 

Водоизмещение 54 т. Длина 35,0 м. Ширина 3,5 м. Осадка 0,9 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина "компаунд". Мощность и скорость: 525 л.с., 19 уз. Запас топлива: 8,3 т (уголь). Дальность плавания 200-500 миль (18 уз). Артиллерия: два 37-мм. Торпеды: два 381-мм (1x1, 1н). Экипаж: 16 человек.

 

Заказаны в 1885 г. по восьмилетней кораб­лестроительной программе, которая отлича­лась сильным влиянием французской "Молодой школы". Достижения французских судострои­телей побудили японцев разместить заказ имен­но в этой стране. Миноносцы строились фир­мой "Шантье де Шалоссур-Саун" на основе французского "35-метрового" типа. Заложены в 1890 г., сданы заказчику в 1893-94 гг. Оснаща­лись горизонтальными паровыми машинами системы "компаунд". Две дымовых трубы рас­полагались поперек корпуса. Ни один из них не достиг контрактной 20-узловой скорости, не­смотря на многократное превышение проектной (130 л.с.) мощности машин. От французс­кого прототипа отличались типом торпедных аппаратов: вместо ненадежного двухтрубного устанавливались один поворотный и один не­подвижный носовой.

Активно участвовали в японо-китайской войне. В ходе неудачной атаки Вей-Хай-Вея 4 февраля 1895 года № 9 серьезно поврежден ог­нем китайских кораблей и береговой артилле­рии (6 убитых), а № 8 и № 14 получили повреж­дения от посадки на мель. Позже все были от­ремонтированы. На следующую ночь торпеда с № 11 поразила китайский крейсер "Вей Юань", который спасло от гибели только мел­ководье. Низкая мореходность стала причиной гибели № 16, перевернувшегося во время штор­ма у Пескадорских островов 11 мая 1895 г.

К началу русско-японской войны счита­лись устаревшими и использовались в берего­вой обороне, входя в состав 13-го (№№ 7,8,9, 10), 7-го (№№ Ц, 12, 13, 14) и 8-го (№№ 17, 18, 19) отрядов миноносцев, приписанных к воен­но-морским базам. Исключены и сданы на слом в 1908-1910 гг.

 

Миноносцы 3-го класса № 15, № 20

 

Водоизмещение 52 т. Длина 34, м. Ширина 3,5 м. Осадка 0,9 м. Ме­ханизмы: 1 котел Нормана, 1 паровая машина "компаунд". Мощность и скорость: 657 л.с., 21 уз. Запас топлива 5 т. (уголь). Ар­тиллерия: два 37-мм. Торпеды: два 381-мм (1x2). Экипаж: 20 человек.

 

Заказывались одновременно с предыду­щими, но строились фирмой Нормана на осно­ве французского "34-метрового" миноносца № 130. Заложены в 1891 г., сданы в 1893 г. Внешне незначительно отличались от № 5 (одна труба вместо двух), однако имели водотрубные кот­лы и на испытаниях превысили на 1 узел кон­трактную скорость. Впервые миноносцы осна­щались прожекторами.

Участвовали в японо-китайской войне. № 15 исключен в 1900 г., № 20 к началу войны с Россией входил в состав 8-го отряда минонос­цев. Исключен и сдан на слом в 1910 г.

 

Миноносцы 2-го класса № 21, № 24

 

Водоизмещение 80 т. Длина 36,85 м. (36, между перпендикулярами). Ширина 4 м. Осадка (носом/кормой) — 1,6/2,65 м. Механизмы: 1 котел Нормана, 1 паровая машина "компаунд". Мощность и скорость: 1121 л.с., 20,7 уз. Запас топлива: 10 т (уголь). Дальность плавания 1800 миль (10 уз). Артиллерия: одно 47-мм. Торпеды: три 381-мм (2x1, 1н). Экипаж: 21 человек.

 

В 1888 году Норману был заказан корабль с увеличенным в полтора раза водоизмещени­ем, который позднее отнесли ко 2-му классу. Спроектирован на основе французского мино­носца № 126 и вступил в строй в 1894 году. На нем стояла трехцилиндровая горизонтальная паровая машина "компаунд" и водотрубный котел. Мощность превысила 1000 л.с., однако контрактного 21 узла достичь не удалось. Зато улучшились мореходность (высота корпуса от киля до верхней палубы 2,65 м) и дальность плавания. Был добавлен неподвижный торпед­ный аппарат в носу. Также имелся прожектор.

По этому образцу заказали еще один ми­ноносец (бюджет 1890 г.), который строился в Японии на верфи Куре из импортированных из Франции материалов. Таким образом, № 24 можно считать первым миноносцем японской постройки! Он вступил в строй годом позже. Оба участвовали в японо-китайской войне. Во время русско-японской войны состояли в 4-м отряде миноносцев. В активных действиях не участвовали. Исключены в 1911 г.

 

Миноносцы 2-го класса № 22, № 23, № 25

 

Водоизмещение 85 т. Длина 39 м. Ширина 4,8 м. Осадка (носом/кормой) — 1,8/2,15 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина тройного рас­ширения. Мощность и скорость: 990 л.с., 19 уз. Запас топлива 24 т (уголь). Дальность плавания 300 миль (15 уз). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: три 356-мм (2x1, 1н). Экипаж: 20 человек.

 

На этот раз в качестве строителя была выбрана германская фирма "Шихау" в Эльбинге, которой в 1888 году заказали два корабля (строительные номера 444 и 445). Спроектиро­ванные на основе 39-метрового германского ми­ноносца "S 7", они были заложены в 1891 году, спущены на воду в 1892-м, а в 1893-м переданы заказчику.

Миноносцы германской постройки отли­чались от французских прежде всего формой носовой части, дающей лучшую мореходность (высота борта в носу 2 м) и торпедными аппа­ратами, предназначенными для 356-мм торпед Шварцкопфа. Помимо невысоких технических данных и низкой надежности последних, это дестандартизировало торпедный калибр. Таким образом, в японском флоте долгое время одно­временно использовались 14-и 15-дюймовые торпеды. Два из трех аппаратов были поворот­ными. Артиллерия состояла из двух 37-мм ре­вольверных пушек.

Как и все миноносцы Шихау, эти имели небольшие рули в носовой части, значительно улучшавшие маневренность. На испытаниях им не удалось развить проектного 21 узла, и они были приняты со скоростью 19 узлов. Как и в случае с предыдущим типом, еще один миноно­сец (№ 25) построили в Японии из импортиро­ванных материалов по программе 1890 г. Стро­ительство вела фирма "Оногама" в Нагасаки. Корабль сошел на воду в 1894-м и вступил в строй в 1895 году, не успев принять участие в войне с Китаем. На испытаниях развил 19 узлов при мощности машины 904 л.с.

Миноносцы германской постройки стали последними, вступившими в строй японского флота до начала войны с Китаем, и приняли в ней активное участие. В ночь на 4 февраля 1895 года отряд японских миноносцев атаковал Вей-Хай-Вей. При отходе № 22 коснулся кормой подводной скалы, потерял руль и был выбро­шен на берег. Зато в следующую ночь № 23 смог отомстить: его торпеда оказалась роковой для флагмана китайского флота броненосца "Динь Юань". Хотя повреждения не были слишком тя­желыми, но из-за отсутствия борьбы за живу­честь утром бронированный гигант затонул. № 22 позже отремонтировали, однако он потерпел аварию в 1897 году и был разобран. № 23 по­стигла аналогичная судьба: 20 июля 1898 г. он выскочил на камни и в августе следующего года исключен из состава флота.

Во время русско-японской войны № 25 входил в состав 5-го отряда миноносцев, осталь­ными кораблями которого были трофеи, захва­ченные у Китая. В активных действиях не уча­ствовал, списан в 1913 году.

 

Миноносец 3-го класса № 26 (бывший китайский "Yu Tui" № 1)

 

Водоизмещение 66 т. Длина 33,65 м. Ширина 3,5 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина "компаунд". Мощ­ность и скорость: 338 л.с., 13,8 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н). Экипаж: 16 чел.

 

Бывший китайский миноносец "Цзю Туй" № 1, построенный в 1894 г. германской фирмой "Вулкан" в Штеттине. Внешне — типичный представитель германской школы. Ориентация на наиболее дешевый проект привела к установ­ке слабого вооружения (отсутствовали поворот­ные торпедные аппараты) и механизмов. Пере­везен в Китай в разобранном виде перед самым началом войны с Японией. Собирался на вер­фи в Вей-Хай-Вее, где 7 февраля 1895 г. захва­чен японцами. Собран в том же году и вошел в состав японского флота. Зачислен в 3-й класс. Низкая скорость делала его малопригодным для активного использования. Во время русско-японской войны входил в состав 5-го отряда ми­ноносцев, сдан на слом в 1908 г.

 

Миноносец № 27 (бывший китайский "Yu Tui" № 3)

 

Водоизмещение 74 т. Длина 33,65 м. Ширина 4,3 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина "компаунд". Мощность и скорость: 442 л.с., 15,5 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н). Экипаж: 16 человек.

 

Слегка увеличенный (за счет большей ши­рины) и более быстроходный вариант минонос­ца "Цзю Туй" № 1. Построен фирмой "Вулкан". Остальные технические характеристики и судьба аналогич­ны предыдущему.

 

Миноносец 3-го класса № 28 (бывший китайский № 17)

 

Водоизмещение 16 т. Длина 8 м. Ширина 2,68 м. Осадка 0,6 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина "компаунд' Мощность и скорость: 91 л.с., 10,5 уз. Артиллерия: одно 37-мм. Торпеды: один 356-мм (н).

 

Бывшая китайская миноноска № 17 по­стройки 1885 года. По поводу ее происхож­дения имеются две версии: 1) построена на китайской верфи в Фучжоу; 2) построена гер­манской фирмой "Вулкан" в качестве минно­го катера для броненосца "Чжень Юань". Захвачена японцами у Вей-Хай-Вея 7 февраля 1895 г. Включена в состав флота в качестве миноносца 3-го класса № 28.

Слабое вооружение, низкая скорость и неудовлетворительная мореходность сводили его боевую ценность практически к нулю. Не­удивительно, что уже в 1902 году миноносец сдали на слом.

 

Миноносец 1-го класса "Fukuryu" (бывший китайский "Fu Lung")

 

Водоизмещение 120 т. Длина 42,75м. Ширина 5 м. Осадка 1,55-2,3 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина "компаунд". Мощность и скорость: 1015 л.с., 20 уз. Запас топлива 14 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (2н). Экипаж: 20 человек.

 

Строился германской фирмой "Шихау" по заказу Китая. Заложен в 1885 г., вступил в строй в 1886 г. под названием "Фу Лунь" ("Сча­стливый дракон"). На момент вступления в строй справедливо считался одним из лучших миноносцев. На испытаниях развил 24,2 узла при мощности машины 1597 л.с. Дальность плавания достигала 300 миль 10-узловым хо­дом. В качестве недостатка можно отметить от­сутствие поворотных торпедных аппаратов. На трех легких мачтах была возможна установка парусов. Захвачен японцами 8 февраля 1895 года в Вей-Хай-Вее и переименован в "Фукурю" (т.е. просто переведено на японский прежнее китайское название). В 1900 году добавлен кор­мовой спаренный торпедный аппарат. К нача­лу русско-японской войны ввиду изношенности механизмов переведен в береговую оборону. Был флагманом 5-го отряда миноносцев. Ис­ключен в 1908 году и разобран на металл.

 

Миноносцы 2-го класса № 29, № 30

 

Водоизмещение 88 т. Длина 37 м. Ширина 4,1 м. Осадка (носом/кормой) 1,22/2,6 м. Механизмы: 2 котла Нормана, 1 паровая машина тройного расширения. Мощность и скорость: 2000 л.с., 22,5 уз. Запас топлива 15 т (уголь). Артиллерия: одно 47-мм. Торпеды: три 356-мм (2x1, 1н). Экипаж: 20 человек.

 

Заказаны по послевоенной программе 1896 года и вобрали в себя основные ее требо­вания, которые распространились на все после­дующие японские номерные миноносцы. К та­ковым относятся: одновинтовая схема, исполь­зование в качестве энергетической установки паровых машин тройного расширения вместо прежних "компаунд", водотрубные котлы, ход не менее 20 узлов, проектная дальность плава­ния не менее 1000 миль.

Под влиянием опыта японо-китайской войны было стандартизировано вооружение, которое теперь включало 14-дюймовые торпед­ные аппараты и 47-мм пушки системы Готчкисса (британские 3-фунтовые). Последние вели огонь 1,6-кг снарядами на дальность до 20 каб, обладая при этом значительной (20-30 выстре­лов в минуту) скорострельностью.

Оба миноносца строились фирмой Норма­на в Гавре на основе проекта французского 39-метрового миноносца № 212. Перевезены в Японию в разобранном виде и собраны в 1899-1900 гг. Вместо проектных 26 узлов на испыта­ниях не превысили 22,5. Во время русско-япон­ской войны вместе с другой "нормановской" парой — № 21 и № 24 состояли в 4-м отряде миноносцев. Исключены из боевого состава со­ответственно в 1916 и 1913 гг.

 

Миноносцы №№ 31-38, 44-49, 60,61.

 

Водоизмещение 89 т. Длина 39 м. Ширина 4,8 м. Осадка: 1,6 м. Механизмы: 2 котла Шихау, 1 паровая машина тройного расширения. Мощность и скорость: 1200 л.с., 24 уз. Запас топлива 15 т (уголь). Дальность плавания 2100 миль (10 уз). Артиллерия: две 47-мм. Торпеды: три 356-мм (2x1, 1н). Экипаж: 20-22 человек.

 

Хорошее впечатление, которое произвели миноносцы германской постройки, побудило японцев передать Шихау крупный заказ в рам­ках программы 1896 г. Проект разрабатывался на основе предыдущего (№ 22), но учитывал новые требования. Локомотивный котел заме­нили двумя водотрубными, системы Шихау. Из-за разницы в их массогабаритных характерис­тиках перекомпоновали котельное отделение, отчего изменился их внешний вид: дымовая труба и средний торпедный аппарат поменялись местами. Артиллерия была представлена 2,5-фунтовыми пушками Готчкисса, поэтому в ли­тературе они иногда указываются как 42-мил­лиметровые, хотя реально их калибр остался прежним - 47-мм, но длина ствола составляла 33 калибра вместо обычных 40 (отсюда другое название этих пушек — "укороченные"). Кро­ме того, обе артсистемы не совпадали по боеп­рипасам, что снова внесло дестандарт. В осталь­ном миноносцы ничем не отличались от пред­шественников, сохранив даже их размерения.

Контракт предусматривал постройку восьми единиц в Германии (строительные номе­ра 621-628) с последующей перевозкой по час­тям и сборкой в Японии, а также передачу ли­цензии на строительство еще восьми единиц на японских верфях. Все они вошли в строй в те­чение 1900-01 гг.

 

Корабль

Строитель

Спущен

Введен в строй

Судьба

№31

"Шихау", Элъбинг

1899

1900

искл. 1913

№32

"Шихау", Эльбинг

1899

1900

искл. 1913

№33

"Шихау", Эльбинг

1899

1900

+ 11.11.14.

№34

"Шихау", Эльбинг

1899

1900

+ 27.5.05.

№35

"Шихау", Эльбинг

1899

1900

+ 27.5.05.

№36

"Шихау", Эльбинг

1899

1900

искл. 1913

№37

"Шихау", Эльбинг

10.5.99.

23.3.00.

искл. 1913

№38

"Шихау", Эльбинг

22.5.99.

23.3.00.

искл. 1914-15

№44

"Кавасаки", Кобе

1900

1900

искл. 1913

№45

"Кавасаки", Кобе

1900

1900

искл. 1913

№46

"Кавасаки", Кобе

1900

1900

искл. 1913

№47

"Кавасаки", Кобе

10.6.00.

1.10.00.

+ 22-23.9.12.

№48

"Кавасаки", Кобе

1900

1900

+ 12.5.04.

№49

"Кавасаки", Кобе

1900

1900

искл. 1915

№60

гос. верфь Куре

1901

1901

искл. 1915

№61

гос. верфь Куре

1901

1901

искл. 1915

 

Начало русско-японской войны миноносцы встретили в составе 2-го (№№ 37, 38, 45, 46), 17-го (№№ 31, 32, 33, 34), 18-го (№№ 35, 36, 60, 61) и 21 -го (№№ 44,47,48,49) отрядов. Хотя они и числились в охране баз, некоторые вскоре перешли под Порт-Артур.

Первой потерей стал № 48, погибший 12 мая 1904 года на русской мине у Дальнего. № 38 был тяжело поврежден в результате попадания торпеды (скорее всего, японской) в ходе ночных атак после боя в Желтом море 11 августа. По­гибло 10 человек экипажа. На завершающем эта­пе порт-артурской кампании японцам пришлось затратить немало сил на атаки русского броне­носца "Севастополь", который вместе с канонер­ской лодкой "Отважный" перешел в бухту Бело­го Волка, готовясь к прорыву в нейтральный порт. Во время этих атак №№ 44, 46, 49 и 60 по­лучили различной степени повреждения.

Участвовали миноносцы и в ночных стол­кновениях после рокового Цусимского сраже­ния 27 мая 1905 г. При этом артиллерийским огнем "Адмирала Сенявина" был потоплен № 34, а "Адмирал Нахимов" потопил № 35. Еще два — № 32 и № 38 получили повреждения.

После войны миноносцы использовались в береговой охране. 22-23 ноября 1912 года во время тайфуна погиб № 47. Семь единиц (№№ 31, 32, 36, 37, 44, 45, 46) исключили в 1913 году, и до сдачи на слом они использовались для вспомогательных целей. Оставшиеся пять (№№ 33, 39, 49, 60, 61) к началу первой миро­вой войны числились в 11-м дивизионе, припи­санном к военно-морской базе Майдзуру. В се­редине октября 1914 г. их перебросили под Циндао для тральных работ. Последней бое­вой потерей стал № 33, погибший с десятью членами экипажа на германской мине 11 нояб­ря. Остальные сданы на слом в 1915г.

 

Миноносцы 2-го класса №№ 39-43, 62-66

 

Водоизмещение: нормальное 102 т, полное 110 т. Длина 46,5 м. Ширина 4,6 м. Осадка 1,5 м. Механизмы: 2 котла Ярроу, 1 паровая машина тройного расширения. Мощность и скорость: 1920 л.с., 26 уз. Запас топлива 25 т (уголь). Дальность плавания: 1600 миль (8 уз). Артиллерия: две 47-мм. Торпеды: три 356-мм (3x1). Экипаж: 20 человек.

 

Заказаны по программе 1896 года. Раз­работаны и построены фирмой "Ярроу" на ос­нове проекта миноносца "Випер", построенно­го для Австро-Венгрии. Благодаря возросше­му водоизмещению были достаточно мореходны, однако унаследовали от своего прототипа его основной недостаток — сильную вибрацию на высоких скоростях, что затрудняло исполь­зование артиллерии. Первые пять спустили на воду в 1900 г., и они ступили в строив 1901; ос­тальные соответственно в 1901 и 1902гг.

Во время русско-японской войны мино­носцы этого типа входили в состав 10-го (№№ 40, 41, 42, 43), 16-го (№№ 39, 66) и 20-го (№№ 62, 63, 64, 65) отрядов. Несколько месяцев находились в Японском море: первые два в со­ставе 3-й эскадры, третий во — 2-й. Весной 1904 года переброшены под Порт-Артур, где их основной задачей было прикрытие транс­портов с войсками и охранение района вы­садки. 28 ноября № 66 был тяжело повреж­ден, подорвавшись на русской мине юго-во­сточнее полуострова Ляотешань (2 убитых, 1 раненый).

В середине декабря японские миноносцы в течение шести ночей пытались уничтожить одинокий броненосец "Севастополь". Первую атаку в ночь на 13 декабря провели минонос­цы 20-го отряда. При этом русские артиллери­сты повредили № 62 и № 64. Поврежденный № 42 в ночь на 15 декабря был потоплен эсмин­цем "Сердитый" восточнее Ляотешаня (38°45' с.ш., 121°14' в.д.), погибло 8 человек. Ко вре­мени Цусимского сражения все три отряда были приписаны к 3-й эскадре. Участвовали в ночных атаках. Самый примечательный эпи­зод — участие № 63 в поединке с русским эс­минцем "Громкий". Исключены из списков флота в 1913 году и до сдачи на слом исполь­зовались для вспомогательных нужд.

 

Миноносец 1-го класса "Сиратака"

 

Водоизмещение 127 т. Длина 46,5 м. Ширина 5,1 м. Осадка 1,4м. Механизмы: 2 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 2600 л.с., 28 уз. Запас топлива 30 т (уголь). Артиллерия: три 47-мм. Торпеды: три 356-мм (3x1). Экипаж: 26 человек.

 

Первый миноносец 1-го класса, построен­ный по программе 1896 года, и последний япон­ский миноносец, заказанный "Шихау" (заводской номер 629). Строился в г. Эльбинге в 1897-98 гг. Заложен в 1897г., спущен на воду 10 июня 1899 г. , вступил в строй 22 июня 1900 г. Пере­везен в Японию по частям и собран фир­мой "Мицубиси" между январем 1899 и апрелем 1900г. Из-за возросших разме­ров применена двухвинтовая установка, а скорость возросла до 28 узлов. Воору­жался тремя 2,5-фунтовыми "укорочен­ными" пушками Готчкисса и тремя пово­ротными 14-дюймовыми торпедными аппаратами.

К концу русско-японской войны или вскоре после ее окончания перево­оружен одним 76-мм орудием с длиной ствола 40 калибров и двумя 57-мм пуш­ками. Тогда же получил радиотелеграф­ную станцию. Во время русско-японской войны — флагман 16-го отряда минонос­цев. Участвовал в действиях под Порт-Арту­ром осенью 1904 г. и в Цусимском сражении (его ночной фазе). После войны использовался в качестве учебного. В начале первой ми­ровой войны действовал под Циндао в соста­ве флотилии тральщиков. Исключен и сдан на слом в 1923 г.

 

Миноносцы 3-го класса №№ 50-59

 

Водоизмещение 52 т. Длина 34 м. Ширина 3,5 м. Осадка 0,99 м. Механизмы: 1 котел Нормана, 1 паровая машина тройного расширения. Мощность и скорость: 660 л.с., 20 уз. Запас топлива 14 т (уголь). Артиллерия: одна 47-мм. Торпеды: два 356-мм (1x2). Экипаж: 18 человек.

 

Поднакопив опыта, японские верфи пере­шли к самостоятельной постройке миноносцев без привлечения иностранных специалистов. Сами проекты оставались пока иностранными. Данные миноносцы по сути являлись модерни­зацией № 5. Первые пять единиц заложены в 1899 году на верфи в Йокосука, остальные в Куре. Все вступили в строй в 1900-02 гг.

С невысокой скоростью и немореходные, они отличались малозаметным силуэтом. Имен­но это обстоятельство обусловило их довольно активное применение во время русско-японской войны. Не обошлось и без потерь. Около 4 ча­сов утра 28 июня 1904 г. № 51 погиб с 13 члена­ми экипажа, налетев на скалу в 9 милях северо-западнее о. Сань-Шань-Тао (38°58'с.ш., 121°59’в.д.). Остальные участвовали в атаках "Севас­тополя". Два из них - № 56 и № 58 были повреж­дены ответным огнем броненосца, а № 53 по­гиб со всем экипажем 14 декабря, вероятно, по­дорвавшись на мине. Уцелевшие корабли были исключены в 1912-15 гг. и сданы на слом.

 

Миноносцы 2-го класса №№ 67-75

 

Водоизмещение 87 т. Длина 40,1м. Ширина 4,9 м. Осадка 1,3 м. Механизмы: 2 котла Ярроу, 1 паровая машина тройного расширения. Мощность и скорость: 1200 л.с., 23,5 уз. Запас топлива 26,5 т (уголь). Артиллерия: две 47-мм. Торпеды: три 356-мм (2x1, 1н). Экипаж: 25 человек.

 

Построены в Японии по программе 1896 г. Проект разработан Ярроу на основе британ­ского миноносца № 82. Первые два строились в Йокосука, строители остальных точно не из­вестны, но среди них были верфи Сасебо и Йо­косука, а также фирма "Кавасаки". Сданы фло­ту в 1903 году. Вооружались 3-фунтовыми пуш­ками Готчкисса. Из других особенностей мож­но отметить возвышенный ходовой мостик.

Во время русско-японской войны были од­ними из самых современных японских минонос­цев. Входили в состав 1-го (№№ 67, 68, 69, 70) и 11-го (№№ 72, 73, 74, 75) отрядов и с первых дней действовали весьма активно. 3 мая 1904 г. в ходе третьей заградительной операции против Порт-Артура № 67 получил тяжелые поврежде­ния, потерял ход и его отвели на буксире. 26 мая 1-й отряд участвовал в обстреле сухопутных позиций под Кинчжоу.

В Цусимском сражении миноносцы 11-го отряда потопили торпедами тяжело повреж­денный в дневном бою броненосец "Князь Су­воров". Позднее 1-й отряд атаковал крейсер "Адмирал Нахимов", при этом тяжелые по­вреждения от огня русской артиллерии полу­чили № 68 (4 убитых, 8 раненых) и № 69 (2 уби­тых, 6 раненых). Первый был отбуксирован в Японию, но второго протаранил и потопил свой же эсминец "Акацуки". Во время первой мировой войны использовались в береговой обороне и в роли тральщиков. Исключены из состава флота в 1922-23 гг.

 

Миноносцы 1-го класса типа "Хаябуса"

 

Водоизмещение 152 т. Длина 46,35 м. (45 между перпендикулярами). Ширина 4,9 м. Осадка (носом/кормой) 1,45/2,5 м. Механизмы: 2 котла Нормана, 2 паровые машины тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 3500 л.с., 28-28,5 уз. Запас топлива 26 т (уголь). Дальность плавания: 2000 миль (10 уз). Артиллерия: одна 57-мм, две 47-мм. Торпеды: три 457-мм (3x1). Экипаж: 26-30 человек.

 

Заказанные по программе 1896 года, эти миноносцы стали последними в японском фло­те классическими представителями данной вет­ви. Разработаны на основе удачного француз­ского миноносца "Циклон". Подобные кораб­ли позже строились для русского и болгарско­го флотов.

По сравнению с предыдущими японскими миноносцами, "циклоны" явились значитель­ным шагом вперед. Появились 18-дюймовые (457-мм) торпедные аппараты. Этот калибр, на который перешли уже во многих странах, стал стандартным и в Японии. Два аппарата разме­щались побортно в средней части и один на корме. Помимо трех торпед, находившихся в аппаратах, на верхней палубе около второй трубы в легких алюминиевых ящиках храни­лись две запасных. Увеличилась и огневая мощь артиллерии. Две 3-фунтовые пушки Готчкисса стояли побортно за рубкой, а 57-мм пушка той же системы на корме. Полные обводы кормовой части способствовали развитию наиболь­шего хода на волнении.

Интересным было типично французское размещение руля — впереди винтов. По мне­нию создателей, это позволяло сохранить уп­равляемость на сильном волнении, так как руль даже при оголении винтов не выходил из воды. Уменьшению радиуса поворота способ­ствовал носовой руль, обязательный для мино­носцев того времени. И действительно, манев­ренность кораблей заслуживала всяческих по­хвал. Приборы управления были сосредоточе­ны в боевой рубке, где размещались штурвал, машинный телеграф, карты и торпедные при­целы. Запасной ручной штурвал стоял на па­лубе над машинным отделением.

Главным отличием "циклонов" от ранее построенных миноносцев явилось значительное повышение мощности энергетической установ­ки. Две вертикальных четырехцилиндровых паровых машины тройного расширения имели номинальную мощность в 1750 л.с. каж­дая. Главный паропровод позволял пода­вать пар от любого котла к любой маши­не. Имелась паровая динамо-машина, пи­тавшийся от нее прожектор стоял на бое­вой рубке. Впоследствии на миноносцы установили радиостанции.

 

Тип "Хаябуса"

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

Судьба

"Aotaka"

гос. верфь Куре

1902

1903

1903

искл. 1922

"Chidori"

"Норман", Гавр

1899

1901

1901

искл. 1919

"Hashitaka"

"Кавасаки", Кобе

 

1903

1904

искл. 1923

"Hato"

гос. верфь Куре

 

1903

1903

искл. 1923

"Hayabusa"

"Норман", Гавр

1899

1899

1899

искл. 1919

"Hibari"

гос. верфь Куре

 

1903

1904

искл. 1923

"Kamone"

"Кавасаки", Кобе

 

1904

1904

искл. 1923

"Kari"

гос. верфь Куре

 

1903

1903

искл. 1922

"Kasasagi"

"Норман", Гавр

1899

1900

1900

искл. 1919

"Kiji"

гос. верфь Куре

 

1903

1904

искл. 1923

"Manazuru"

"Норман", Гавр

1899

1900

1900

искл. 1921

"Otori"

"Кавасаки", Кобе

 

1904

1904

искл. 1923

"Sagi"

"Кавасаки", Кобе

 

1903

1904

искл. 1923

"Tsubame"

гос. верфь Куре

 

1903

1904

искл. 1922

"Uzura"

"Кавасаки", Кобе

 

1904

1904

искл. 1923

 

На испытаниях корабли развили 28-28,5 уз (чисто "французские" оказались слегка быстроходнее — сказалось каче­ство постройки). В ходе войны миноносцы показали неплохую мореходность и высо­кую живучесть. Первые четыре единицы стро­ились во Франции фирмой Нормана в 1899-1900 гг. с последующей сборкой в Японии. Осталь­ные заказывались японским верфям в Куре и Кобе, и большинство вступило в строй уже пос­ле начала войны с Россией.

Во время русско-японской войны эти са­мые крупные и современные миноносцы состав­ляли 9-й ("Аотака", "Хато", "Кари", "Цубаме") и 14-й ("Тидори", "Хаябуса", "Манадзуру", "Касасаги") отряды. Находившиеся в построй­ке были приписаны к 15-му ("Хибари", "Саги", "Хаситака", "Удзура") и 20-му ("Камоне", "Отори", "Кидзи") отрядам.

Первыми попробовали себя в бою восемь миноносцев 9-го и 14-го отрядов. Они 9 февра­ля 1904 г., вместе с шестью крейсерами контр­адмирала С. Уриу, участвовали в бою под Че­мульпо, где их противниками были крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" (со­гласно японским официальным данным, непос­редственно в бою участвовали только три ми­ноносца 14-го отряда). Затем действовали под Порт-Артуром, сопровождали пароходы-брандеры в ходе первой (23 февраля) и второй (26 марта) попыток заграждения порт-артурского рейда. Во время второй операции "Аота­ка" и "Цубаме" вступили в бой с русским ми­ноносцем "Сильный" и нанесли ему существен­ные повреждения.

Самой выдающейся операцией стало их участие в акции против "Севастополя". После того, как проводимые в течение пяти ночей атаки не принесли желанного результата, ру­ководивший операцией капитан 1 ранга К. Имаи бросил в бой самые крупные миноносцы 9-го отряда. В ночь на 15 декабря они нанесли по русскому кораблю решающий удар. Три торпеды разорвались в сетях поблизости от борта. "Севастополь" серьезно повредило, и его прорыв стал окончательно невозможным. От ответного огня "Аотака", "Цубаме", "Кари", "Хато" и "Манадзуру" получили раз­личной степени повреждения.

Все "циклоны" принимали участие в Цусим­ском сражении. Их успехи сложно назвать суще­ственными. 9-й отряд безуспешно атаковал "Кня­зя Суворова". "Саги" был поврежден в результа­те столкновения с миноносцем № 43. Корабли французской постройки с 1910 года перевели в охрану портов. Остальные в начале первой ми­ровой войны использовались в береговой обо­роне. Исключены и сданы на слом в 1921-23 гг.

 

Миноносец "Kawasemi'' (бывш. китайский "Ни Ngo" № 8)

 

Водоизмещение 97 т. Длина 40,9 м. Ширина 4,88 м. Осадка 2,2 м. Механизмы: 1 котел Нормана, 1 паровая машина тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 1200 л.с., 23 уз. Запас топлива 18/28 т (уголь). Артиллерия: одно 47-мм, одно 37-мм. Торпеды: три 356-мм (1x2, 1н). Экипаж: 40 человек.

 

Один из четырех миноносцев, построен­ных по китайскому заказу фирмой "Кавасаки" в Кобе. Вступил в строй в 1907 году под назва­нием "Ху Нго" № 8. Хотя строился по черте­жам "Шихау", имел котел Нормана и двух­трубный торпедный аппарат. В остальном ни­чем не примечателен.

В тридцатые годы в составе китайского флота участвовал в отражении японской агрес­сии. 8 октября 1937 г. потоплен на реке Янцзы японской авиацией, затем поднят, отремонти­рован и введен в состав японского флота в Ки­тае. К тому времени развивал не более 13 узлов. Перевооружен одним 65-мм орудием и одним пулеметом. Использовался в качестве стороже­вого катера на Янцзы, однако в справочниках указывается в разделе миноносцев.

Окончательная судьба точно не извест­на, предположительно, погиб в 1940 году в ре­зультате аварии.