Тип «Кума». 5 ед.

 

Название

Верфь

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Судьба

«Кума»

Сасебо

29 августа 1918г.

14 июля 1919 г.

31 августа 1920г.

Потоплен: 11 января 1944 г.

«Тама»

«Мицубиси» Нагасаки

10 августа 1918г.

10 февраля 1920 г.

29 января 1921 г.

Потоплен: 25 октября 1944 г.

«Китаками»

Сасебо

1 сентября 1919г.

3 июля 1920 г.

15 апреля 1921 г.

Потоплен: 10 августа 1946 г.

«Ои»

«Кавасаки» Кобе

24 ноября 1919г.

15 июля 1920 г.

3 октября 1921 г.

Потоплен: 19 июля 1944 г.

«Кисо»

«Мицубиси» Нагасаки

10 июня 1919г.

14 декабря 1920 г.

4 мая 1921 г.

Потоплен: 13 ноября 1944 г.

 

Тип: легкий крейсер (крейсер II класса)

Конструктивное водоизмещение: 5019 т, полное водоизмещение: 5832 т.

Длина: 163,07 м (общая), 158,52 м (по ватерлинии), 152,40 м (между перпендикулярами).

Ширина: 14,25 м. Осадка: 4,80 м (средняя).

Энергетическая установка: 4 турбины «Гихон», 12 котлов «Кампон», 4 вала.

Мощность: 70 000 л.с.

Скорость хода — 33 уз.

Запас топлива: 350 т угля + 700 т (макс. 1150 т) нефти.

Радиус действия: 9000 мор. миль на 10 уз, 6000 мор. миль не 15 уз.

Броневая защита: палуба — 32 мм, главный броневой пояс — 64 мм, броневая рубка — 51 мм.

Вооружение: 7 140 мм L50 (7 1 ств.), 2 80 мм (зен.) зен. L/40 (2 1 ств.), 2 13,2 мм зен. пулемета, ТА: 8 533 мм (4 2-х трубных), 80 мин, 1 самолет, 1 катапульта

Команда: 439 офицеров и матросов.

 

По программе от 14 июля 1917г. надлежа­ло построить шесть легких крейсеров водоиз­мещением 3500 т, названных "улучшенными ко­раблями типа "Тенрю". Но этот план пришлось изменить, поскольку в середине 1917г. стали из­вестны подробности о "разведывательных крейсерах" США (позже они стали называться крейсерами типа "Омаха"). В Японии решили вместо 3 крейсеров водоизмещением 7200 т и 6 "улучшенных типа "Тенрю" строить 8 крей­серов водоизмещением 5500 т и один меньших размеров опытного типа (таковым стал крейсер "Юбари").

Более крупные и лучше вооруженные, чем "Тенрю" крейсера составили первую группу "5500-тонников", построенных в Японии. Увеличенное водоизмещение позволило им выпол­нять задачи как разведчиков, так и лидеров фло­тилий эсминцев.

Их энергетическая установка состояла из 4 турбин, работавших на 4 вала, и 12 котлов. 10 котлов были нефтяные, а 2 предназначались для смешанного топлива (уголь и нефть). Они располагались в четырех котельных отделениях следующим образом: в носовом отделении № 1 — 2 малых котла со смешанным отоплением, в отделении № 2 — 4 нефтяных котла средней ве­личины, в отделении № 3 — 4 больших, а в отде­лении № 4—2 малых нефтяных котла.

Возросшее водоизмещение потребовало увеличить мощности турбин, она достигла 70000 л.с. при максимальной проектной скорости хода 33 уз. Примечательно частичное использование угля в качестве топлива. Оно связано с тем об­стоятельством, что в то время раздобыть нефть в отдаленных регионах Тихого океана можно было далеко не всегда. Турбины изготовлялись теми же фирмами, что и корпуса, за исключени­ем "Кума" и "Китаками", для них турбины изго­товляла фирма "Кавасаки".

Бронирование крейсеров было немного усилено за счет толщины бортового пояса (64 мм вместо 51 мм) и защиты боевой рубки.

Как и на крейсерах типа "Тенрю", артил­лерия главного калибра состояла из 140-мм 50-калиберных орудий. Их расположение было более удачным, но все-таки архаичным, так как пары носовых и кормовых орудий стояли на одном уровне. Размещение орудий обеспечивало более высокую концентрацию огня на нос, чем у крейсеров типа "Тенрю", но сектора обстрела орудий 2, 5 и 6 были ограничены.

По обе стороны от передней дымовой трубы стояли зенитные 80-мм 40-калиберные орудия. Торпедное вооружение состояло их 4 двухтрубных 533-мм аппаратов, поставлен­ных по 2 с каждого борта впереди и позади дымовых труб. Корабли этого типа обознача­лись как "крейсера среднего класса програм­мы 1917г."

Расходы на строительство "Кума" и "Тама" были включены в бюджет 1917-18 гг., а "Китаками", "Ои" и "Кисо" — 1918-19 гг.

В 1927 г. все эти крейсера .получили на во­оружение по гидросамолету "Накадзима-90". В 1929-30 гг. на "Кума" и "Тама" были поставле­ны катапульта и трехопорная мачта. В 1940 г. все крейсера типа Кума вооружили торпедными аппаратами калибра 610 мм. В 1941 г. "Китака­ми" на верфи в Сасебо, а "Ои" — на верфи "Кавасаки" в Кобе были перестроены в "торпедные крейсера": их вооружили 10 четырехтрубными 610-мм торпедными аппаратами: по 5 аппаратов с каждого борта в средней части корабля. Из 7 140-мм орудий оставили только 4 носовых, но добавили 8 25-мм зенитных автоматов на спа­ренных установках.

В 1943 г. на "Китаками" и "Ои" количество торпедных аппаратов было сокращено до 2, чтобы крейсера могли брать на борт 6 скоростных десант­ных катеров "Дайхатсу".

Когда "Китаками" был отремонтирован после пора­жения торпедой с британской подлодки "Темплар" 25 февра­ля 1944 г., его переоборудова­ли в корабль-носитель челове­ко-торпед "Кайтен". Одно из поврежденных котельных от­делений превратили в ангар для 8 человеко-торпед, торпед­ное вооружение снова усилили до 6 четырехтрубных аппара­тов, а артиллерия составила 4 27-мм автомата с длиной ствола 50 калибров на одиноч­ных лафетах, 10 35-мм и 4 13-мм зенитных пулемета.

К 1945 г. "Китаками" был вооружен 69 стволами 25-мм зенитных пулеметов (14 3-ствольных и 27 1-стволь­ных). На нем был установлен радар. На "Тама" и "Кисо" в июле 1944 г. орудие № 7 заме­нили на 25-мм двухствольным автоматом, а орудие № 5—25-мм одноствольным автоматом. Одновременно поставили зе­нитную артиллерию: 4 25-мм автомата и 6 13,2-мм пулеме­тов. Какие изменения в ходе войны произошли на крейсере "Кума" неизвестно, но похоже, что они ограничились установ­кой двух 25-мм автоматов.

"Китаками" и "Ои" в де­кабре 1941 г. образовывали 9-ю дивизию (эскадру) крейсе­ров, входившую в состав Объе­диненного флота, которым командовал адмирал Ямамото, державший флаг на линкоре "Ямато". В нападе­нии на Пирл-Харбор эти корабли не участвова­ли, а в мае 1942 г. в связи с планировавшимся вторжением на атолл Мидуэй вошли в соедине­ние прикрытия вице-адмирала Такасу — линко­ры "Хьюга" (флагманский), "Исе", "Фусо" и "Ямасиро", легкие крейсера "Китаками" и "Ои" и 12 эсминцев, которое было направлено в район Алеутских островов.

Его задачей было прикрытие десантных соединений, нацеленных на острова Кыска и Атту. Эта операция по сути являлась диверси­ей, которая должна была облегчить действия на направлении главного удара, отвлекая часть флота США в район Алеутских островов. 6-7 июня японцы оккупировали острова Кыска и Атту, не встретив никакого сопротивления. Однако после провала Мидуэйской операции это уже не имело большого стратегического смысла, а удержание захваченных территорий было лишь бесполезной тратой материальных и людских ресурсов.

После битвы у Мидуэй (4 июня 1942 г.) японский флот был реорганизован и 9-я крейсер­ская эскадра ("Китаками", "Ои") приписана к 1-му флоту. Оба крейсера действовали в юго-за­падной части Тихого океана, выполняя задачи по перевозке войск и сопровождения конвоев ("токийский экспресс").

25 февраля 1944 г. британская подлодка "Темплар" (командир лейтенант Бэкли) торпе­дировала "Китаками", и его отбуксировали для ремонта на верфь в Сасебо. После перестройки в корабль-носитель человеко-торпед "Кайтен" он в боевых операциях не участвовал, а в июле 1945 г. был поврежден во время авианалета со­юзников. "Китаками" — один из немногих легких крейсеров Японии, которые, хоть и в пе­рестроенном виде, сохранились до конца вой­ны. После капитуляции Японии он был припи­сан к порту Кагосима как плавучая мастерская для судов, занимавшихся репатриацией япон­ских солдат. 10 августа 1946 г. "Китаками" был вычеркнут из корабельных списков и разобран в Нанао.

"Ои" поначалу действовал вместе с "Ки­таками" в составе 9-й эскадры крейсеров, но в 1943 г. был послан в Индийский океан для под­держки 7-й (крейсерской) эскадры контр-адми­рала Насимуры (тяжелые крейсера "Судзуя", "Кумано" и "Тикума"). Задачей этого соедине­ния были действия против торгового судоход­ства союзников, в частности, в начале марта 1944 г. на линии Австралия-Аден, крейсера патрули­ровали в районе пролива Сунда.

В июле 1944 г. "Ои" вернулся в Тихий оке­ан. В это время (19 июля) в центральной части Южно-Китайского моря, в 570 милях южнее Гонконга, находилась подлодка США "Флэщер" (командир лейтенант-коммандер Уайтекер), которая совершала свой третий боевой поход и уже потопила танкер и два торговых судна. В первой атаке Уайтекер поразил цель двумя из четырех выпущенных торпед. "Ои" за­стопорил ход. Крейсер сильно накренился на левый борт и осел на корму, но тонуть, похоже, не собирался. Охранявший его эсминец атаковал подлодку, причинив ей небольшое повреждения и вынудив погрузиться, а затем направился к искалеченному крейсеру.

Уайтекер атаковал "Ои" во второй раз, но его торпеды прошли мимо цели, а лодке при­шлось опять погружаться. Командир подлодки твердо решил утопить свою жертву и, когда эс­минец прекратил сбрасывать глубинные бомбы, всплыл под перископ. "Ои" все еще держался на плаву, эсминец снимал с него команду, а подлод­ке пришлось уйти на глубину, чтобы перезаря­дить торпедные аппараты. Однако они уже не пригодились. Когда Уайтекер еще раз поднял перископ, крейсера на поверхности моря не было, а эсминец уходил с места его гибели.

Легкий крейсер "Кума" к началу войны входил в состав 16-й крейсерской эскадры вме­сте с тяжелыми крейсерами "Асигара" и "Майя". Эта эскадра была включена в Северо-Филиппинское соединение под командовани­ем вице-адмирала Такахаси, прикрывавшее высадку войск на о-в Лусон. Японцы захвати­ли Филиппинские острова с поразительной легкостью, потеряв всего 3 эсминца и несколько транспортов. "Кума" полу­чил небольшое повреждение, вскоре был отремонтирован и вступил в строй.

В дальнейшем он дей­ствовал в Индийском океане. 11 января 1944 г. "Кума" был потоплен американской под­лодкой "Таллихо" (командир коммандер Беннингтон) в Андаманском море в несколь­ких милях севернее Пенанга.

"Тама" и "Кисо" в де­кабре 1941 г. образовали 21-ю крейсерскую эскадру. В мае 1942 г. эскадра была включе­на в состав соединения втор­жения на остров Кыска (Але­утские острова), которым ко­мандовал капитан 1 ранга Оно. "Кисо" был флагманс­ким кораблем. Кроме двух легких крейсеров в соедине­ние входили вспомогатель­ный крейсер "Асака Мару", 3 эсминца ("Хибики", "Акацуки", "Хокадзе"), 3 тральщи­ка и 2 транспорта, приняв­шие на борт 1250 морских пе­хотинцев.

7 июня 1942 г. Кыска был оккупирован японцами. После битвы за Мидуэй 21-я крейсерская эскадра вошла в состав 5-го флота и продол­жала оперировать в районе Алеутских и Курильских ос­тровов.

26 марта 1943 г. крейсер "Тама" участвовал в бою у Командорских островов. Японский отряд состоял из тяжелых крейсеров "Нати" (флагманский корабль вице-адмирала Хосогая) и "Майя", легких крейсеров "Тама" и "Абукума", 4 эсминцев: "Вакуба", "Хацусимо", "Икадзухи", "Исасума", вспомога­тельного крейсера "Асака Мару" и транспорта "Сакито Мару". В состав американс­ких сил входили тяжелый крейсер "Солт Лейк Сити", старый легкий крейсер "Ричмонд" (флагманский корабль адмирала Макморриса) и 4 эсминца: "Бейли", "Коглан", "Дэйл" и "Монагин". Про­тивники сблизились на рассвете, в сумерках, по­мешавших взаимному опознанию. Когда же видимость улучшилась, адмирал Хосогая опоз­нал американские корабли, убедился, что силы противника уступают его силам, построил свои корабли в боевой порядок и в 5 ч 40 мин прика­зал открыть огонь с дистанции 20000 ярдов. Адмирал Макморрис понял, что имеет дело с превосходящими силами японцев и начал немед­ленно отходить.

На японском крейсере "Нати" был гидро­самолет, начавший корректировать огонь сво­их кораблей, у американцев самолетов не было.

В течение получаса артиллерийский огонь! велся с обеих сторон на дистанции от 20 до 16 тыс. ярдов, не причиняя больших повреж­дений, но около 6 ч "Солт Лэйк Сити" полу­чил попадание ниже ватерлинии, в его корпусе образовалась большая пробоина, а через час он получил второе.

Около 9 ч крейсер остановился с затоплен­ным машинным отделением, на нем прекрати­лась подача электроэнергии, и он не мог продол­жать стрельбу. Под угрозой полного поражения адмирал Макморрис использовал последнее средство: приказал эсминцам произвести торпед­ную атаку неприятеля. Под градом японских снарядов эсминцы смогли выпустить лишь 5 тор­пед с прицельной дистанции, ни одна из них не попала в цель, но тем не менее эта атака реши­ла исход боя. Японское соединение отвернуло, а американские корабли едва избежали уничтожения, хотя крейсер "Солт Лэйк Сити" и эсминец "Бэйлм" были серьезно повреждены. Ни один из японских кораблей су­щественных повреждений не получил, крейсер "Тама" полу­чил только легкие.

Адмирал Хосогая впос­ледствии оправдывался тем, что он боялся налетов авиации с ближайших американских аэродромов, и тем, что у него кон­чался боезапас. Обе стороны вели стрельбу бо­лее трех часов, а количество попаданий было исключительно небольшое. В конце июля 1943 г. "Тама" и "Абукума" участвовали в эвакуации японских войск с острова Кыска. Поначалу гар­низон острова пытались эвакуировать подвод­ными лодками, но после того, как 3 из них погибли, было организовано соединение из двух вы­шеупомянутых крейсеров и 10 эсминцев. 29 июля под прикрытием сильного тумана это соедине­ние произвело стремительный бросок в гавань Кыска, прижимаясь к северному берегу острова. В 14 ч 35 мин корабли стали на якорь, при­няли на борт 5100 человек и ушли тем же путем. Дозорные надводные корабли США в это вре­мя ушли принимать топливо, а воздушные поиски не велись из-за тумана. После этого "Тама" и Кисо" были переведены в юго-западную часть Тихого океана.

24-25 октября 1944 г. "Тама" участвовал в битве в заливе Лейте (Филиппины). Он вхо­дил в главные ("Мобильные") силы вице-адми­рала Одзава, состоявшие из 6 (по другим дан­ным - 7) авианосцев, 3 легких крейсеров ("Тама", "Ойода", "Исудзу"), 4 эсминцев и 4 миноносцев.

К середине дня 25 октября японцы были разгромлены, из 17 кораблей соединения Одзавы были потоплены 9 (в основном самолетами с авианосцев), а остатки его сил, растянувшиеся на 45 миль, старались скрыться, направляясь на север. Однако на пути следования японских ко­раблей их подстерегали подлодки США, дей­ствующие по методу "волчьих стай".

Легкий крейсер "Тама" был поврежден во время авианалетов и не мог развить полную скорость хода. В 23 ч его атаковала американская подлодка "Джеллао" (командир лейтенант-коммандер Эйзенхауэр). Выстрелив тремя торпеда­ми из носовых аппаратов, она промахнулась, так как "Тама" изменил курс. Тогда "Джеллао" раз­вернулась и дала залп четырьмя торпедами IB кормовых аппаратов с дистанции 3,5 кабельто­ва. Три торпеды попали в цель, и крейсер пошел ко дну, объятый пламенем.

Легкий крейсер "Кисо" был потоплен во время массированного налета американских самолетов на Манилу 13 ноября 1944 г. Тогда самолеты с авианосцев "Эссекс", "Тикондерога", "Лексингтон" и "Лэнгли" сбросили 290т бомб 37 торпед и выпустили 267 ракет. Кро­ме "Кисо", ими было потоплено или повреж­дено 5 эсминцев, плавучий док, 15 больших транспортов, ремонтная баржа и много малых судов. На земле и в воздухе уничтожено 40 японских самолетов.