Тип «Юбари». 1 ед

 

Название

Верфь

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Судьба

«Юбари»

Сасебо

5 июня 1922 г.

5 марта 1923 г.

31 июля 1923 г.

Потоплен 27 апреля 1944 г.

 

Тип: легкий крейсер (крейсер II класса)

Стандартное водоизмещение: 2890 т, полное водоизмещение: 3587 т.

Длина: 138,91 м (общая), 136,50 м (по ватерлинии), 132,59 м (между перпендикулярами).

Ширина: 12,04 м. Осадка: 3,58 м (средняя).

Энергетическая установка: 3 турбины «Гихон», 8 котлов «Кампон» (6 нефтяных и 2 для смешанного топлива.

Мощность: 57 900 л.с.

Скорость хода — 35,5 уз.

Запас топлива: 100 т угля + 830 т нефти. Радиус действия: 5500 миль на 10 уз.

Броневая защита: палуба — 25 мм, главный броневой пояс — 38 мм, орудийные щиты — 25 мм.

Вооружение: 4 140 мм L/50 (2x2 + 2x1), 1x80 мм (зен.), 2 13,2 мм зен. пулемета, ТА: 4 610 мм (2 2-х трубных), 34 мины.

Команда: 328 офицеров и матросов.

 

"Юбари" во многом был эксперименталь­ным кораблем. Его создание должно было про­демонстрировать, что в небольшом корпусе можно установить сильное вооружение. Перво­начально такой крейсер под названием "Аясе" включили в кораблестроительную программу 1917 г. вместе с восемью 5500-тонными крейсе­рами, но тогда его проект не был финансирован. В конце концов строительство эксперименталь­ного корабля финансировали в октябре 1920 г., и оно совпало с принятием решения о создании крейсеров водоизмещением 7500 т.

Броневая защита "Юбари" была задумана как составляющая часть корпуса, повышавшая его прочность. Вес корпуса составил 31,3% от водоизмещения, в то время как у крейсеров "5500-тонников" — 38,3%, но прочность корпуса при этом не пострадала.

Главный броневой пояс имел толщину 38 мм (у "5500-тонников" - 64 мм) и являлся продолжением внутренней обшивки двойного дна и с наклоном внутрь на 10° простирался до верхней палубы. Листы внешней обшивки имели толщину 19 мм, а между обшивками располагались цистерны для нефти. Толщина бронированной палубы равнялась 25 мм. Главный броневой пояс занимал 42% длины корпуса (58,5 м), а вес брони составлял 10,3% от стандартного водоизмещения (у "5,5-тысячников" — 4,1%).

Главные механизмы "Юбари" были такими же, как у эсминцев типа "Минекадзе": три турбины, работавшие на 3 вала. Их мощность 57900 л.с. позволяла развивать скорость хода 33,5 уз. Восемь котлов разместили в трех отделениях (два из них для смешенного топлива находились в пере­днем). Режим температуры и давления в них почти не отли­чался от такового у "5,5-тысячников".

Центральное котельное отделение было самым боль­шим, в нем находились 4 котла. Дымоходы всех котлов объе­динялись в одной массивной трубе, хотя предварительный проект предусматривал две дымовые трубы. Турбины рас­полагались в двух машинных отделениях, которые находи­лись позади котельных.

Артиллерия главного ка­либра была такой же, как у "5,5-тысячников": 140-мм ору­дия "3 Нендо сики", но на "Юбари" их было всего 6, два одиночных и два спаренных, причем спаренные располага­лись выше одиночных как на носу, так и на корме. Одиноч­ные орудия обслуживались вручную и имели простые щиты, а спаренные были с электрическим управлением и щитами, закрытыми со всех сторон. Возвышение орудий­ных стволов достигало 30°, а скорострельность 6-10 выстре­лов в минуту. Единственное 80-мм зенитное орудие стояло в середине корабля, его допол­няли два 13,2-мм пулемета.

Кроме того крейсер был вооружен 610-мм торпедными аппаратами (два двухтрубных), ко­торые, как на эсминцах, стояли близко к миде­лю, и мог брать на борт 34 мины.

В 1924 г. дымовую трубу "Юбари" удлини­ли на 2 м, чтобы на мостик не попадали дым и газы, а в 1927 г. торпедные аппараты снабдили большими щитами, оба одиночных 140-мм орудия сняли и на их место поставили 25-мм зенит­ные орудия на вращающихся лафетах, так что главный калибр теперь был представлен двумя спаренными установками. К 1943 г. легкая зенит­ная артиллерия состояла уже из 12 25-мм орудий (4 3-ствольных) и 8 13,2-мм пулеметов.

В итоге всех модернизаций водоизмещение "Юбари" возросло на 420 т, и на ходовых испытаниях он достиг скорости хода 34,8 уз вместо прежних 35,5 уз.

К началу боевых действий на Тихом океане "Юбари" был флагманским кораблем 6-й флоти­лии эсминцев под командованием контр-адмирала Кадзиока (8 эсминцев типов "Камикадзе" и "Муцуки"). Эта флотилия была приписана к 4-му фло­ту, база которого находилась на острове Трук.

10-11 декабря 1941 г. "Юбари" принимал участие в неудачной попытке захвата острова Уэйк. 11 декабря в 6 ч 15 мин в 4500 ярдах от берега снаряды бата­реи 127-мм орудий (ко­мандир старший лейте­нант Барнингер) на­крыли "Юбари", кото­рый после второго зал­па отвернул и вскоре скрылся за горизонтом. К 21 декабря крейсер, получивший легкие по­вреждения, был отре­монтирован и прини­мал участие в атаке, за­кончившейся взятием острова Уэйк.

В обеих операци­ях "Юбари" был флаг­манским кораблем ад­мирала Кадзиока. марта 1942 г. крейсер со своими эсминцами под­держивал десанты в за­ливе Хуон на Новой Гвинее. 10 марта на японские корабли со­вершили налет 104 са­молета с американских авианосцев "Йорктаун" и "Лексингтон", они потопили 4 транспорта и повредили "Юбари". При реорганиза­ции японского флота после битвы у атолла Ми­дуэй "Юбари" с 14 июля 1942 г. со своим диви­зионом эсминцев вошел в состав 2-й эскадры сопровождения 4-го флота.

После высадки войск США на острове Гуадалканал 7 августа 1942 г. крейсер вошел в со­став соединения адмирала Микавы, которое в ночь на 9 августа неожиданно напало на две группы прикрытия американского десанта и в бою у острова Саво нанесло тяжелое поражение флоту США. "Юбари" сыграл в этом бою веду­щую роль. В 1 ч 47 мин корабли Микавы разде­лились на две группы.

"Юбари" оказался в западной вместе с тя­желыми крейсерами "Фурутака" и легким крей­сером "Тенрю". Корабли этой группы вели бой с тяжелым крейсером "Винсенс". Японцы вклю­чили прожекторы и открыли огонь с дистанции прямого выстреле!.. Прежде чем команда амери­канского корабля заняла места по боевому рас­писанию, японцы буквально задавили противника снарядами и торпедами. В 2 ч 3 мин в "Винсенс" попала торпеда с "Юбари", угодив в ко­тельное отделение № 1, и полностью уничтожила его. "Винсенс" остановился, яростно обстрели­ваемый с японских кораблей.

В течение часа в этом бою затонули крей­сера США "Винсенс" и "Куинси". Только до утра продержался крейсер "Астория", который все же пришлось потопить торпедами австра­лийского крейсера "Канберра". Почти полови­на личного состава этих четырех крейсеров, (около 3500 человек), была убита или пропала без вести.

Уже выходя из боя, японские крейсера "Фурутака", "Тенрю" и "Юбари" обнаружили аме­риканский эсминец "Ральф Талбот". "Юбари" включил прожектор, и "Талбот" оказался в его луче. Японский крейсер и американский эсминец одновременно открыли огонь с дистанции 16 каб. (менее 2 миль).

Один снаряд с "Юбари" попал в штурман­скую рубку эсминца и повредил систему управ­ления зенитными автоматами, второй разрушил кают-компанию офицерского состава, третий уничтожил торпедный аппарат, убив двух матросов, а четвертый вывел из строя кормовое 127-мм орудие. Эсминец выпус­тил и 4 торпеды, но ни одна из них в цель не по­пала. Из выстреленных эсминцем снарядов в крейсер попали два.

"Юбари" прекра­тил огонь, т.к. командир крейсера был убежден в том, что еще один амери­канский корабль потоп­лен. "Ральф Талбот" по­лучил тяжелые повреж­дения, его крен достиг 20°, но он оставался на плаву. Пожар был ликви­дирован, пробоины заде­лали, и эсминец своим ходом добрался до ост­рова Тулаги.

23 августа 1942 г. "Юбари" с 29-й флотили­ей эсминцев был направ­лен для обстрела острова Науру и лежащего невда­леке острова Банаба.

В 1943 г. Крейсер участвовал в боях за Соломоновы острова. 2 июля "Юбари" с 9 эсминцами вошел в пролив Бланш, и японские корабли обстреляли гавань Ренцова. Все снаряды упали в джунглях, не при­чинив американцам существенного вреда. Там же флотилия имела столкновение с тремя торпед­ными катерами США (№№ 156, 157 и 161). Ка­терам удалось уйти из-под артиллерийского огня, поставив дымовую завесу и беспорядоч­ными курсами. Они даже смогли выпустить 6 торпед, которые прошли мимо целей, но тем не менее противника отпугнули.

11 ноября 1943 г. "Юбари" находился в Рабауле (остров Новая Британия), когда на этот порт совершили налет самолеты с американских авианосцев (80 самолетов с авианосца "Эссекс", 25 — с "Индепенденс" и 23 новых пикирующих бомбардировщика "Хеллдайвер" с авианосца "Банкер Хилл"). Легкий крейсер "Юбари" полу­чил только легкие повреждения при обстреле с бреющего полета. Во время этого налета был по топлен японский эсминец и серьезно поврежден тяжелый крейсер и эсминец.

27 апреля 1944 г. южнее о-ва Палау подлод­ка США "Блюджилл" (командир лейтенант-коммандер Барр), бывшая в своем первом походе, заметила две цели. Это были легкий крейсер "Юбари" и эсминец "Самидаре", причем на крейсере находились 900 солдат, предназначав­шихся для высадки на маленький островок Сонсерол (японцы были обеспокоены ударом аме­риканцев по Труку 17 февраля и начали усили­вать южные острова).

В 7 ч 7 мин Барр сквозь пелену дождя заме­тил топы мачт и погрузился. Через час он всплыл на поверхность и увидел, что крейсер "Юбари" остановился, чтобы высадить войска, а эсминец "Самидаре" охраняет его. В 10 ч 14 мин "Юба­ри" стал отходить от острова Сонсерал, манев­рируя на большой скорости. Прежде чем "Блюджилл" заняла удобную позицию, появился япон­ский самолет и, сбросив бомбу, заставил подлод­ку уйти под воду. Но в 10 ч 54 мин Барр все-таки нашел крейсер, выпустил по нему 6 торпед с ди­станции 1900 ярдов и потопил его.