Тип «Нагара». 6 ед.

 

Название

Верфь

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Судьба

«Нагара»

Сасебо

9 сентября 1920г.

25 апреля 1921 г.

21 апреля 1922г.

Потоплен 7 июля 1944г.

«Исудзу»

«Урага Док» Иокосука

10 августа 1920г.

29 октября 1921 г.

15 августа 1923 г.

Потоплен 7 апреля 1945 г.

«Юра»

Сасебо

21 мая 1921 г.

15 февраля 1922 г.

20 марта 1923г.

Потоплен 25 октября 1942 г.

«Натори»

«Мицубиси» Нагасаки

14 декабря 1920г.

1 6 февраля 1922 г.

15 сентября 1922 г.

Потоплен 18 августа 1944 г.

«Кину»

«Кавасаки» Кобе

27 января 1921 г.

29 мая 1922 г.

10 ноября 1922г.

Потоплен 26 октября 1944 г.

«Абукума»

«Урага Док» Иокосука

8 декабря 1921 г.

16 марта 1923 г.

26 мая 1925г.

Потоплен 26 октября 1944 г.

 

Тип: легкий .крейсер (крейсер II класса)

Конструктивное водоизмещение: 5088 т, полное водоизмещение: 5832 т.

Длина: 163,06 м (полная), 158,50 м (по ватерлинии), 152,40 м (между перпендикулярами).

Ширина: 14,75 м. Осадка: 4,88 м (средняя).

Энергетическая установка: 4 турбины «Гихон», («Кину» — 4 турбины «Браун Кертис»), 12 котлов «Кампон» (8 нефтяных , 4 угольных), 4 вала.

Мощность: 70 000 л.с.

Скорость хода — 33 уз.

Запас топлива: 350 т угля + 700 т (макс. 1150 т) нефти. Радиус действия: 9000 миль на 10 уз.

Броневая защита: палуба — 32 мм, главный броневой пояс — 64 мм, боевая рубка — 51 мм.

Вооружение: 7 140 мм L50 (7 1 ств.), 2 80 мм зен., 6 13,2 мм зен. пулемета, ТА: 8 610 мм (4 2-х трубных), 80 мин, 1 самолет, 1 катапульта.

Команда: 438 офицеров и матросов.

 

Корабли второй группы "5,5-тысячников" не многим отличались от крейсеров первой груп­пы. Их корпус был шире на 0,5 м, что улучшило остойчивость. Артиллерию не усилили. Но имен­но эти корабли получили торпеды калибра 610 мм. Это были еще не торпеды "Длинное копье" с кислородным двигателем, которые появились позже, но весили они на тонну больше, чем 533-мм торпеды. Возможно, отчасти с этим об­стоятельством связано и уширение корпуса крей­серов. Эти торпеды приняли на вооружение в 1920-21 гг. под названием "Нендо сики 610".

Внешний вид крейсеров почти не изменил­ся, за исключением более высокого мостика, позволявшего поместить взлетную платформу для самолета над орудием № 2. Позже эта плат­форма была заменена катапультой. Но почти со всех крейсеров указанного типа катапульту с этой позиции убрали и поместили между оруди­ями № 5 и 6. В соответствии с проектом на крей­серах типа "Нагара" установили дополнитель­ное оборудование, позволявшее выполнить роль флагманов (лидеров) соединений крейсеров, эс­минцев или подводных лодок.

Строительство трех кораблей: "Нагара", "Исудзу" и "Натори" было финансировано по бюджету 1919-20 гг., а трех остальных — по бюд­жету 1920-21 гг. Последним трем кораблям при­своили названия: "Судзуки", "Минасе" и "Отонасе", но 26 марта 1920 г. первый из них переиме­новали в "Юра", а 1 октября 1920 г. два других - в "Абукума" и "Кину" соответственно.

Механизмы для "Исудзу", "Натори" и "Абукума" изготовила фирма "Мицубиси", а для остальных трех крейсеров — "Кавасаки".

В 1927 г. корабли этого типа получили ка­тапульту и гидросамолет "Накадзима-90, модель 2". На "Hcirapa" во время длительного пребыва­ния корабля на верфи (с октября 1922 г. по сен­тябрь 1923 г.) катапульту сместили на корму и поставили трехопорную грот-мачту для удоб­ства работы с самолетной стрелой. Остальные крейсера также прошли модернизации: "Исудзу" с мая 1932 г. до 1933 г., "Натори" с июля 1931 г. до сентября 1933 г., "Кину" с ноября 1933 г. до августа 1934г. и "Юра" с января 1936г. до декаб­ря 1936 г. Даты пребывания на верфи "Абукума" неизвестны, строительство этого корабля было задержано землетрясением в сентябре 1923 г., катапульту на него не ставили.

В 1943 г. сохранившиеся крейсера ("Юра" был потоплен авиацией США в 1942 г.) получи­ли другое вооружение: 5 140/50-мм орудий в од­ноствольных установках, 2 127/50-мм универ­сальных орудия на спаренном лафете, 22 25-мм автомата и 2 13,2-мм зенитных пулемета. Было усилено торпедное вооружение: вместо 4 двух­трубных поставили 4 четырехтрубных 610-мм аппарата. 127-мм орудия на спаренном лафете поставили на место орудия № 6, а орудия № 7 убрали. В июне 1944 г. количество 25-мм зенит­ных автоматов довели до 36.

"Исудзу" перестроили в крейсер ПВО и флагман для охотников за подводными лодками. В мае-сентябре 1944 г. он получил следующее вооружение: 6 127/50-мм универсальных орудий на спаренных лафетах на носу, у миделя и в кор­ме и 38 25-мм (11 3-ств. и 5 1-ств) автоматов. При этом 2 четырехтрубных торпедных аппара­та сняли.

"Нагара" к началу войны на Тихом океа­не входил в состав 4-й ударной группы под ко­мандованием контр-адмирала Кубо в Южно-Филиппинском соединении, которое осуществ­ляло высадку десанта на юго-востоке о-ва Лусон. Кроме "Нагара", в эту группу входили: эсмин­цы "Ямакадзе", "Судзукидзе", "Кавакадзе", "Умикадзе", "Юкикадзе", "Токицукадзе", 2 тральщика, гидроавиатранспорты "Титосе" и "Мидзуха", 7 транспортов с десантом, 2 сторо­жевых судна и 5 малых канонерских лодок.

Высадка была произведена 12 декабря 1941 г., причем в этот же день несколько японских канонерских лодок взяли ложный курс на север, чтобы дезинформировать силы береговой обо­роны США, однако предосторожность оказа­лась излишней, на берегу никого не было. Выса­женные в Легаспи войска быстро направились через горы к Маниле, неболь­шие арьергарды американских войск не могли их задержать. Не рассчитывая на помощь флота, через большие потери в авиации и учитывая наступле­ние японцев на Манилу с двух направлений, американцы 26 декабря оставили столицу Фи­липпин.

По окончании этой опе­рации "Нагара" под флагом контр-адмирала Кубо участво­вал в высадке целого ряда де­сантов: в заливе Лэмон Бэй на юго-востоке острова Лусон (конец декабря 1941 г.); в Менадо и Кема на северо-востоке острова Целебес (январь 1942 г.); в Кендане на востоке остро­ва Целебес (конец января); у Макассара на южной оконеч­ности острова Целебес (начало февраля); на острове Бали (се­редина февраля). Во время вы­садки на острове Бали "Нага­ра" действовал вместе с эсмин­цами "Вакаба", "Хацусимо", "Ненохи", "Осно", "Арасио", "Асасио", "Митусио", сопро­вождая 2 транспорта с войска­ми 16-й японской армии.

При этом японские силы были обеспокоены лишь нале­тами нескольких самолетов В-17 ("Летающая крепость") и американской подводной лод­кой "Сивулф" (командир коммандер Уордер). Лодка заняла удобную позицию, но была обнаружена акустиком японс­кого эсминца, и ей пришлось уйти. Маневрируя, она дважды садилась на мель, однако по­вреждений не получила. Утром 19 февраля она подошла на ма­лую дистанцию к транспортам но ни одна из выпущенных ею торпед не попала в цель.

Удачнее действовали американские самолеты транспорт "Сагами Мару" по­лучил попадание авиабомбы в машинное отделение, горел, но все же в сопровождении двух эсминцев ушел в Макассар. 19 февраля около 22 ч 25 мин Япон­цы успешно завершили высадку десанта на о-ве Бали. "Нагара" повреждений не получил.

С конца мая 1942 г. "Нагара" был флагман­ским кораблем 10-й флотилии эсминцев (11 эс­минцев, под командованием контр-адмирал Ки-мура), которая представляла собой группу при­крытия 1-го ударного авиационного соединения вице-адмирала Нагумо, наносившего удар по острову Мидуэй. Эта группа осуществляла ближнее и дальнее круговое охранение ударных сил. После того как флагманский авианосец Нагумо "Акаги" был тяжело поврежден самоле­тами с американских авианосцев, адмирал со своим штабом перешел на легкий крейсер "Нага­ра", это произошло в 11 ч 30 мин 4 июня 1942 г. В этот момент с "Нагара" оставалось только 5 эсминцев, т.к. другие находились около трех разбитых японских авианосцев.

В ночь на 5 июня Нагумо приказал подго­товить к вылету единственный во всем соедине­нии ночной разведывательный самолет с "Нага­ры", чтобы установить местонахождение про­тивника. Когда выяснилось, что всего в 30 милях к востоку находятся 2 авианосца, 8 крейсеров и 15 эсминцев США, Нагумо ничего не оставалось кроме отхода. Сражение за Мидуэй японцами было проиграно. Гидросамолет с "Нагара" пытался спасти оставшихся в живых моряков с авианосца "Хирю", но на месте его гибели нико­го не обнаружил. Катастрофа у острова Миду­эй стала переломным моментом в войне на Ти­хом океане, Япония неотвратимо приближалась к поражению.

После проигранной битвы японский флот был реорганизован, но "Нагара" остался в пре­жней роли лидера эсминцев, с которыми он во­шел в 3-й флот адмирала Нагумо. С августа 1942 г. во главе 10-й флотилии эсминцев контр-адмира­ла Кимуры он участвовал в боях за Соломоно­вы острова, а 24 августа — восточнее этих ост­ровов . В этом бою японцы потеряли авианосец, один из эсминцев и транспорт. "Нагара" полу­чил небольшое повреждение. Со стороны амери­канцев потерь в кораблях не было, однако было сбито 20 американских самолетов и тяжело по­врежден авианосец "Энтерпрайз".

26 октября 1942 г. "Нагара" участвовал в бою у островов Санта Крус. Он по-прежнему возглавлял 10-ю флотилию эсминцев контр-ад­мирал Кимура, но состав ее был другим — в него входили "Кадзагумо", "Макигумо", "Югумо", "Акигумо", "Таникадзе", "Уракидзе", "Исокадзе". В их задачу входило прикрытие авианосной группы адмирала Нагумо (3 авианосца: "Секаку", "Дзуйкаку", "Дзуйхо"). В этом бою японцы не потеряли ни одного корабля, но два авианос­ца были повреждены, и Нагумо пришлось отой­ти на север. Американцы же потеряли авианосец "Хорнет" и эсминец "Портер". "Нагара" по­врежден не имел.

В ночь с 14 на 15 ноября 1942 г. основные силы 2-го японского флота под командованием вице-адмирала Кондо пытались обстрелять аэродром американцев Гандерсон Филд на ос­трове Гуадалканал. Была сформирована "дивер­сионная группа" из 2 линкоров, легкого крейсера "Нагара" и 14 эсминцев. Их задачей было пол­ностью разгромить аэродром Гандерсон, артпогреба кораблей были заполнены специальны­ми фугасными снарядами с взрывателями мгно­венного действия. В случае встречи с надводны­ми кораблями американцев эсминцы должны были отбросить их торпедной атакой.

Однако все пошло не по плану. Японцы считали, что возле Гуадалканала находится 9 американских крейсеров и 7 эсминцев, и не рас­считывали на присутствие линкоров "Вашинг­тон" и "Саут Дакота". Американцы не ожидали появления японских линейных кораблей ("Кирисима" и "Хиэй"). Произошел суматошный ноч­ной бой, получивший в историографии назва­ние: "Третий бой у Соломоновых островов" (ночь на 14 ноября 1942 г.).

"Нагара" особенно активно проявил себя в составе передового охранения Кимуры, в эпи­зоде "Бойня эсминцев". Крейсер использовал торпеды и артиллерию. В 23 ч 30 мин он и 4 со­провождающих его эсминца разрядили свои тор­педные аппараты. Американский эсминец "Уок" был уже поражен снарядами, а взрывом торпе­ды ему разрушило полубак. У эсминца США "Бенхэм" оторвало носовую часть. Эсминец "Престон" пытался выйти из боя и в 23 ч 36 мин был покинут командой из-за сильнейшего пожа­ра и через 10 минут перевернулся. Три американ­ских эсминца погибли, тяжелые повреждения получил и четвертый — "Гуин".

Но более чем достаточной компенсацией для флота США стало потопление американски­ми линейными кораблями японского линкора "Киришима". Кроме него японцы потеряли один эсминец, США три вышеназванных эсмин­ца, а линкор "Саут Дакота" был так сильно по­врежден, что ушел на ремонт в Америку.

Главным же итогом ноябрьского боя у Гу­адалканала стало то, что японцы уже не осмели­вались направлять к этому острову крупные силы, а 8 февраля 1943 г. остатки их войск были эвакуированы с Гуадалканала.

15 июля 1943 г. при заходе в гавань Кавиенг (остров Новая Ирландия) "Нагара" подо­рвался на мине, поставленной австралийским гидросамолетом, но повреждения были быстро устранены.

В конце 1943 г. крейсер поддерживал япон­ские гарнизоны на Маршалловых островах и 4 декабря у атолла Кваджелейн был поврежден при налете авианосных самолетов, и ему при­шлось отправиться для ремонта на остров Трук. Утром 7 августа 1944 г. "Нагара" находился в 35 км южнее Нагасаки, его охраняли охот­ник за подводными лодками и самолет. В это время из Восточно-Китайского моря возвраща­лась американская подлодка "Кроукер" (коман­дир лейтенант-коммандер Ли), для которой этот боевой поход был первым. Когда Ли обнаружил крейсер, тот шел противолодочным зигзагом. У командира подлодки не было времени выяснить закономерности изменений курса цели, он по­спешно выпустил 4 торпеды. Как раз в этот мо­мент "Нагара" изменил свой курс, и казалось, что все торпеды пройдут мимо. Но крейсеру не повезло: по какой-то причине его командир еще раз изменил свой курс, и корабль получил одну торпеду в корму. Подлодка всплыла на перископную глубину, и Ли увидел, что "Нагара" мед­ленно погружается в воду.

Легкий крейсер "Исудзу" был флагманским кораблем 2-й флотилии эсминцев ("Наганами", "Макинами", "Танаками", "Умикадзе", "Кавакадзе", "Судзукадзе") под командованием контр­адмирала Танака в составе 2-го флота Японии под командованием вице-адмирал Кондо. В этом качестве крейсер принимал участие в бою у островов Сайта Крус 26-27 октября 1942 г.

Во время решающих боев за Соломоновы! острова в ноябре 1942 г. "Исудзу" входил в состав главного отряда вице-адмирала Микавы! вместе с тяжелыми крейсерами "Текай" и "Кинугаса", эсминцами "Арасио" и "Асасио". Около 7 ч 14 ноября эта группа кораблей была обнаружена у острова Гуадалканал поисковыми самолетами США с аэродромов Гандерсон и Эспериту-Санто, после чего были вызваны тор­педоносцы с авианосца "Энтерпрайз" и пикиру­ющие бомбардировщики. Торпедоносцы бук­вально "продырявили" тяжелый крейсер "Кинугаса", который около 9 ч 50 мин затонул. Пики­ровщики, прорвавшись сквозь зенитный огонь, сбросили бомбы в легкий крейсер "Исудзу".

Корабль сильно горел, но все же сумел достичь своей базы на о-ве Шортленд.

В начале февраля 1943 г. "Исудзу" со 2-й флотилией эсминцев контр-адмирала Коянаги участвовал в заключительных боях и в эвакуации японских войск с острова Гуадалканал. В июне 1943 г. "Исудзу", находясь у Кавиенга на острове Новая Ирландия, подорвался на минном заграждении, поставленном американской подлодкой "Силверсайдз".

До конца 1943 г. крейсер находился на ремонте после чего сопровождал транспорты с войсками, усиливавшими японские гарнизоны на Маршалловых островах. Днем 4 ноября 1943 г. в 60 милях севернее Кавиенга он с 2 эсминцами эскортировал 3 войсковых транспорта. Несмот­ря на то, что небольшой конвой охранялся япон­скими истребителями, по нему нанесли удар аме­риканские бомбардировщики В-24 "Либерейтор", два транспорта получили попадания, и один из них пришлось отбуксировать в Рабаул.

Так же, как легкий крейсер "Нагара", "Исудзу" сильно пострадал при налете амери­канских самолетов с авианосцев у атолла Кваджелейн 4 декабря 1943 г. и был направлен для ре­монта на остров Трук, где находился до 17 янва­ря 1944 г. По окончании ремонта "Исудзу" ре­шили перевооружить в крейсер ПВО и с этой це­лью направили в Иокосуку. В строй крейсер вступил 5 октября 1944 г.

Во время морского боя в заливе Лейте в октябре 1944 г. "Исудзу" входил в состав отвлекающего соединения вице-адмирала Одзавы. 25 октября у мыса Энгано американская авиация нанесла сокрушительный удар по кораблям Од­завы, в результате которого были потоплены два больших авианосца "Дзуйхо" и "Дзуйкаку", ма­лый авианосец "Тиеда", гидроавиатранспорт "Титосе" и эсминец "Акицуки". Легкому крей­серу "Исудзу" пришлось добивать торпедами тя­жело поврежденный бомбами "Титосе" после того, как гидроавиатранспорт был оставлен командой.

После боя за залив Лейте (его еще называ­ют "вторым сражением в Филиппинском море") 24-25 октября 1944 г. японский флот как боевая организация перестал существовать. 19 ноября 1944 г., находясь в Манильском заливе, "Исуд­зу" получил попадание торпеды с подводной лодки "Хэйк" (командир лейтенант коммандер Хэйлер), и крейсер был отправлен на ремонт.

Весной 1945 г. "Исудзу" использовался в основном как быстроходный транспорт. К это­му времени США хорошо отработали тактику "волчьих стай", позаимствованную у немецких подводников адмирала Деница. В начале апреля такая "стая" действовала в Яванском море близ островов Тенга и Постильон. В нее входили подлодки "Бесуго", "Гэбилан" и "Чарр". Утром 4 апреля 1945 г. они обнаружили легкий крейсер "Исудзу", который осуществлял очередной транспортной рейс. С "Чарр" заметили, что японский крейсер вошел в залив Сале, и сообщи­ли об этом на "Гэбилан".

Подлодка "Гэбилан" атаковала "Исудзу" и повредила его, крейсер не мог развить ско­рость хода более 10 узлов. Это позволило под­лодке "Чарр" утром 6 апреля подойти к крей­серу на расстояние торпедного залпа. В 7 ч 24 мин она выпустила из носовых аппаратов шесть торпед, три из которых попали в крейсер и по­топили его.

"Исудзу" оказался последним и девятым по счету легким крейсером Японии из числа потоп­ленных подлодками США (еще один был потоп­лен английской подлодкой).

Легкий крейсер "Натори" в начале войны был флагманским кораблем 5-й флотилии эсмин­цев контр-адмирала Хара и входил в Северо-Филиппинское соединение, которое 10 декабря 1941 г. проводило высадку десанта в Апарри на северном берегу острова Лусон. К 13 ч 10 декаб­ря японцы овладели аэродромом Апарри, не по­неся существенных потерь. После этого 23 декаб­ря "Натори" поддерживал японский десант в за­ливе Лингаен на северо-западе Лусона. Несколь­ко американских самолетов и корабли малочис­ленного Азиатского флота были не в состоянии предотвратить высадку японцев. После этого "Натори" участвовал в третьей волне японских десантов в Малайе.

В конце февраля 1942 г. "Натори" с 5-й флотилией эсминцев вошел в Западное десант­ное соединение, под командованием контр-ад­мирала Курита, нацеленное на Яву . Три легких крейсера:"Натори", "Сендай" и "Юра", 6 эсмин­цев и тральщик эскортировали и прикрывали 56 транспортов и грузовых судов.

Поздним вечером 28 февраля 1942 г. про­изошел бой в Зондском проливе, когда амери­канский тяжелый крейсер "Хьюстон" и австра­лийский легкий крейсер "Перт" шли вдоль север­ного берега острова Ява без всякого эскорта и воздушного прикрытия и встретились с соедине­нием Куриты. Даже отступая, крейсера союзни­ков успели нанести удар по японским транспор­там, один из которых затонул, а три выброси­лись на берег. Однако в 23 ч 40 мин японские ко­рабли открыли огонь из всех видов оружия, сближаясь до 500 ярдов.

В "Перт" попали четыре торпеды. 1 марта в 0 ч 5 мин он пошел ко дну. После этого япон­ские корабли сосредоточили огонь на "Хьюсто­не", через многочисленные пробоины в его внут­ренние помещения хлынула вода. В 0 ч 33 мин его команда стала покидать корабль, а через 12 мин он перевернулся и затонул. Сопротивление союзников на море было сломлено, японские войска укрепились на Яве.

В декабре 1942 г. в море Флорес подводная лодка "Тотог" (командир лейтенант-коммандер Уиллингем) торпедировала "Натори", корабль вышел из строя на несколько месяцев. Подлод­ка подверглась сильной атаке глубинными бом­бами, но серьезных повреждений не получила.

18 августа 1944 г свой первый боевой поход совершила подлодка "Хардхэд" (командир лей­тенант-коммандер Мак-Мастер). После полуно­чи в 250 милях восточнее пролива Суригао (Фи­липпины) ее радиолокатор зафиксировал цель, а через некоторое время ее можно было увидеть в бинокль, и Мак-Мастер решил, что это — тя­желый крейсер или линейный корабль. Чтобы цель не уклонилась, Мак-Мастер приказал вы­пустить пять парогазовых торпед из носовых ап­паратов, затем развернулся и выпустил четыре электрических торпеды из кормовых.

Решение было правильным: все торпеды первого залпа прошли мимо, но две из кормовых аппаратов попали в цель. Пламя взрыва взмет­нулось выше мачт японского корабля. Подлодка "Хардхэд" отошла, перезарядила торпедные аппараты и возвратилась к месту атаки. Руко­водствуясь радиолокатором, Мак-Мастер дал залп еще шестью торпедами,- были слышны взрывы, но с рассветом цель еще была на плаву. Тогда Мак-Мастер решил приблизиться к ней, но прежде, чем он успел занять позицию, япон­ский корабль затонул. Это был легкий крейсер "Натори".

Легкий крейсер "Кину" в начале войны действовал в Южно-Китайском море и в юго-западной части Тихого океана. Сперва он при­крывал десанты в Малайе, затем в Нидерланд­ской Остиндии (Индонезия). Здесь у Явы 28 фев­раля 1942 г. он получил легкие повреждения при налете авиации союзников, но был быстро отре­монтирован и до января 1944 г. находился в Индийском океане, где особого участия в боевых действиях не принимал.

В мае-июне 1944 г. "Кину" участвовал в попытках японцев эвакуировать защитников острова Биака вблизи полуострова Птичья Го­лова на севере Новой Гвинеи, которая не принесла успеха. Во время боя в заливе Лейте (Филип­пины) в конце октября 1944 т. крейсер "Кину" не входил в состав главных сил японского фло­та, а вместе с тяжелым крейсером "Аоба" и эс­минцем "Уранами" образовал небольшое со­единение, задачей которого было прикрытие транспортов снабжения, направленных из Ма­нилы в Ормок.

К 26 октября стало ясно, что главные силы японского флота разгромлены наголову. Уже по сути дела после боя, когда уцелевшие японские корабли уходили из залива Лейте, а американ­ские эскортные авианосцы направлялись на о-в Улити для отдыха и пополнения запасов, самолеты с них обнаружили к западу от острова Лей­те японский отряд и решительно атаковали его. В результате легкий крейсер "Кину" и эсминец "Уранами" были потоплены.

В начале декабря 1941 г. легкий крейсер "Абукума" был флагманским кораблем 1 -и фло­тилии эсминцев контр-адмирала Онори, в кото­рую входили 12 эсминцев типов "Фубуки" и "Сигура", и с нею участвовал в нападении на Перл-Харбор, решающую роль в котором сыг­рали самолеты с авианосцев 1-го флота адмира­ла Нагумо. Практически без перерыва после Перл Харбора ударный флот Нагумо провел ряд крупных операций. В январе 1942 г. он поддерживал высадку японских десантов в Рабауле (ос­тров Новая Британия) и Кавиенге (остров Новая Ирландия) в архипелаге Бисмарка.

19 февраля "Абукума" со своими эсминца­ми в составе флота Нагумо участвовал в нападе­нии на Северо-австралийский порт Дарвин, в высадке японцев на Яву. Затем японский удар­ный флот пошел в Индийский океан с целью ата­ки Цейлона.

5 апреля 1942 г. он напал на его главный город Коломбо, и в этот же день к югу от Цей­лона были потоплены японскими самолетами английские тяжелые крейсера "Дорсетшир" и "Корнуол". 9 апреля был атакован Тринкомали — важный цейлонский порт.

Таким образом, японские ударные авиа­носные силы провели действия на акватории от Перл-Харбора до Индийского океана и в конце апреля 1942 г. вернулись в Японию. Никогда раньше за столь короткий срок не происходило такого количества боевых столкновений и боев на необъятных просторах океана. При этом ин­тересно отметить, что "Абукума" был един­ственным легким крейсером, входившим в со­став сил адмирала Нагумо.

В конце мая 1942 г. в рамках сражения за остров Мидуэй японцы планировали оккупиро­вать некоторые из Алеутских островов, и "Абу­кума" вошел в состав соединения, нацеленного на остров Атту. На нем держал флаг командую­щий соединением контр-адмирал Омори и кроме крейсера в него вошли 4 эсминца, минный заг­радитель и транспорт с армейским десантным отрядом (1200 человек). 7 июня 1942 г. острова Атту и Кыска были захвачены японцами, но Ми-дуэйская операция провалилась, и этот частич­ный успех оказался бесполезным.

После реорганизации японского флота "Абукума" остался флагманом 1-й флотилии эс­минцев, входившей в 1-й флот, и до весны 1943 г. действовал на северотихоокеанском направ­лении. 26 марта 1943 г. крейсер участвовал в бою у Командорских островов.

Японский отряд вице-адмирала Хосогая встретился с кораблями американского адмира­ла Макморриса, в результате этого столкнове­ния были сильно повреждены тяжелый крейсер 1 "Солт Лэйк Сити" и эсминец "Бэйли", а японс­кие корабли в том числе "Абукума" вышли из боя без серьезных повреждений.

В июле 1943 г. крейсер участвовал в эваку­ации японских войск с Алеутских островов. В начале октября 1944 г. "Абукума" вошел в состав 2-го ударного соединения вице-адмирала Сима в Южно-Китайском море в составе двух тяжелых крейсеров ("Асигара" и "Нати") и "Абукума", со своей 1-й флотилией из семи эсминцев.

Когда 22 октября 1944 г. разгорелся ярос­тный бой у острова Лейте, соединение адмира­ла Симы еще шло на север по проливу Суригао.

Поначалу связи с южным отрядом вице-ад­мирала Нисимуры не было, но затем Сима уви­дел отступление остатков его сил. Поняв, что неприятель находится у северного края проли­ва, он выслал вперед два эсминца.

В утренние часы 25 октября в проливе Су­ригао отряд Симы был атакован американски­ми торпедными катерами. Катер "РТ-137" (ко­мандир лейтенант Ковар) выпустил торпеду в один из эсминцев, она прошла мимо, но угоди­ла в шедший сзади крейсер "Абукума". Крейсер снизил ход до 10 узлов, а адмирал Сима с други­ми кораблями пошел дальше. "Абукума", еле двигаясь, пытался покинуть район боя, но на сле­дующий день 26 октября 1944 г. был перехвачен и потоплен американскими армейскими бомбар­дировщиками В-24 "Либерейтор" у южного бе­рега острова Панай.