Тип «Агано». 4 ед.

 

Название

Верфь

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Судьба

«Агано»

Сасебо

18 июня 1940г.

22 октября 1941 г.

31 октября 1942г.

Потоплен 17 февраля 1944г.

«Носиро»

Иокосука

4 сентября 1941 г.

19 июля 1942г.

30 июня 1943 г.

Потоплен 26 октября 1944г.

«Яхаги»

Сасебо

11 ноября 1941 г.

25 октября 1942 г.

29 декабря 1943г.

Потоплен 7 апреля 1945 г.

«Сакава»

Сасебо

21 ноября 1942г.

9 апреля 1944 г.

30 ноября 1944 г.

Затоплен при испытании ядерного оружия 1 июля 1946 г.

 

Стандартное водоизмещение 6652 т., полное водоизмещение 8534 т.

Длина: 174,01 м (полная); 172,0 м (по ватерлинии); 162,0 м (между перпендикулярами), ширина: 15,19 м, осадка: 5,64 м (средняя).

Энергетическая установка: 4 турбины, 6 котлов "Кампон", 4 вала.

Мощность: 100000 л.с. на скорости хода 35 уз. Запас топлива: 1405 т.

Дальность плавания: 6300 морских миль при 18 уз.

Броневая защита: палуба — 18 мм, броневой пояс — 56 мм (у машинного отделения), 50 мм (у погребов боезапаса), 25 мм — башни.

Вооружение: 6 152-мм/50 кал. (3 2-хств.), 4 76-мм/60 кал. (2 2-ств.), 32 25-мм, 8 610-мм (2 4-тр.) торпедных аппарата, 2 самолета, 1 катапульта.

Команда: 730 офицеров и матросов.

 

Крейсера этого типа в известной мере сум­мировали предыдущий опыт японских корабле­строителей и были вместе с "экспериментальным" кораблем "Юбари" наиболее быстроходными представителями своего класса..

Эти корабли были спроектированы в кон­це 1930-х годов как замена устаревших крейсе­ров водоизмещением 5500 т. Сначала планиро­валось вооружить их 155-мм орудиями в четырех трехорудийных башнях и шестью 610-мм торпед­ными аппаратами (2 3-х тр.). Кроме того, кораб­ли должны были иметь высокую скорость хода при минимальном бронировании. После изме­нения военной доктрины проект переработали и вместо быстроходного крейсера-разведчика решили строить лидеры флотилий эсминцев. При этом было ослаблено артиллерийское и уси­лено торпедное вооружение.

Корпус корабля спроектировали гладкопалубный с бульбообразным носом. Броневую за­щиту ограничили бортовым поясом 56 мм (у ма­шинного отделения) и 50 мм (у погребов боезапаса). Горизонтальная броня имела толщи­ну всего 18 мм, башни защитили только от ос­колков. Главная энергетическая установка вклю­чала в себя 4 турбины, работающие на 4 вала, и 6 котлов. Ее мощность при скорости хода 35 уз­лов достигала 100000 л.с.

Как и "Юбари", и в противоположность всем другим легким крейсерам, эти корабли име­ли по одной дымовой трубе.

В процессе строительства на крейсера были поставлены 152-мм орудия с длиной ствола 50 калибров, спроектированные как вспомогатель­ная артиллерия линейных крейсеров типа "Кон­го". Эти орудия системы Виккерса стреляли сна­рядами весом 45,4 кг на максимальную дистанцию 21000 м. Двухорудийные башни, изготовленные на заводе в Сасебо, обеспечивали возвышение ствола до 55° и ведение заградитель­ного зенитного огня. Кроме того, крупнокали­берная зенитная артиллерия была представленна четырьмя 76-мм орудиями с длиной ствола 69 калибров, установленными на двух спаренных лафетах, которые стреляли снарядами весом 6 кг. В Императорском флоте Японии в качестве тя­желой зенитной артиллерии использовалась только эта модель.

Легкая артиллерия каждого крейсера со­стояла из 32 25-мм автоматов — учитывался опыт войны, показавший, как велика была уг­роза с воздуха. Так же как, и на эсминцах, тор­педные аппараты установили в диаметральной плоскости корабля. Они имели систему быстрой перезарядки, и на каждую торпедную трубу при­ходилось по 4 запасные торпеды.

Единственная катапульта для самолетов располагалась у миделя, перед грот-мачтой, а два гидросамолета — на специальной платформе над торпедными аппаратами. Как и на эсминцах, на этих крейсерах имелись установки для сбрасы­вания глубинных бомб.

В 1940 г. пересмотренная кораблестрои­тельная программа включала строительство 4 кораблей этого типа, трех на верфи в Сасебо и одного в Иокосука. В установленные сроки был построен только головной корабль серии. Ос­тальные три из-за усиливавшегося упадка эко­номики Япониии и блокады строились замед­ленными темпами.

В начале 1944 г. легкая зенитная артилле­рия каждого корабля была усилена 26 25-мм ав­томатами, а в июле 1944 г. два уцелевших крей­сера имели уже 52, а позже и 61 ствол (10 3-х ств., 31 1-х ств.). За исключением "Агано", ко­рабли уже в процессе строительства получили радары.

Головной корабль "Агано" оказался "не­везучим", вступив в строй 31 октября 1942 г., он, естественно, не мог участвовать в триумфальной экспансии японцев на юге Тихого океана. Всего через месяц у Рабаула "Агано" подвергся авиа­налету американцев и с повреждениями средней тяжести направлялся на буксире на остров Трук для ремонта. 12 ноября его обнаружила амери­канская подлодка "Скэмп" (командир лейтенант-коммандер Эберт), поразивший крейсер торпедой, в результате чего "Агано" вышел из строя почти на год.

После ремонта осенью 1943 г. он принял участие в бою у острова Бугенвиль, в заливе Императрицы Августы. В бою, произошедшем 2 ноября "Агано" с эсминцами "Наганами", "Хацукадзе" и "Вакацуки" составлял охранение правого фланга, которым командовал контр-адмирал Осуги. Тактика, которой следовал Осуги, была позже осуждена японцами как ошибоч­ная, слишком пассивная; он лишь автоматически и подчас неуверенно повторял действия цент­ральной группы кораблей, в то время как на его колонну сыпались снаряды с четырех тяжелых крейсеров и восьми эсминцев американского контр-адмирала Меррила.

Все японские корабли получили попада­ния, "Агано" отделался легкими повреждения­ми, но легкий крейсер "Сендай"и эсминец "Хацукадзе" были потоплены, а из американских кораблей ни один не был потоплен.

Когда после боя "Агано" прибыл в роковой для себя Рабаул, порт 5 ноября 1943 г. подвергся налету американскими самолетами с авианосцев. Крейсер получил попадание авиаторпедой, кото­рая оторвала часть его кормы. Но "Агано" остал­ся на плаву, был снова отремонтирован и в начале 1944 г. вернулся в строй. Когда американцы про­извели рейд на остров Трук, готовясь к его захва­ту, "Агано" находился в этом районе. 16 февра­ля 1944 г. его обнаружила американская подлодка "Скейт". Все четыре выпущенные ею торпеды попали в цель, и "Агано" пошел на дно.

Легкий крейсер "Носиро" вошел в строй 30 июня 1943 г. 5 ноября 1943 г., находясь в Раба-уле, он так же, как " Агано" получил попадание торпедой во время налета американской 'авиа­ции и выбыл из строя до конца года.

В конце декабря 1943 г. японское высшее командование решило послать крупные войско­вые пополнения в Кавиенг — главный порт на острове Новая Ирландия, где уже был сосредо­точен гарнизон численностью 4000 человек. В этом "токийском экспрессе", который американ­цы окрестили "праздничным", поскольку он был отправлен в канун Нового года, вместе с транс­портами, тральщиками, эсминцами и другими кораблями, шли два легких крейсера "Носиро" и "Ойода".

Американцы узнали об этой переброске войск, и адмирал Шерман с группой новых бы­строходных авианосцев: "Банкер Хилл" и "Монтерей в сопровождении шести эсминцев должен был перехватить "токийский экспресс" у Новой Ирландии, но предварительно атаковать Кави­енг своими самолетами. Однако в гавани Кавиенга судов оказалось немного, американцы по­топили одно грузовое судно, тральщик, а еще одно судно повредили.

Японский же конвой совершил намечен­ный планом рейс и уже возвращался на остров Трук, когда был замечен американским самоле­том. Авианосцы быстро выслали свои авиагруп­пы для нанесения удара (около 6 ч утра 1 янва­ря). Японский конвой шел с сильным воздуш­ным охранением истребителей "Зеро", вел ин­тенсивный зенитный огонь, быстро и умело ма­неврировал. Американские летчики вернулись с восторженными донесениями о произведенной атаке, но в действительности японцы пострадали мало. "Носиро" потерял 10 человек, и на нем временно вышла из строя одна башня, а "Ойо­да" потерял двух человек.

В бою за залив Лейте 24-25 октября 1944 г. "Носиро" входил в 1-ю группу ночного боя вице-адмирала Куриты и возглавлял 2-ю флотилию эсминцев (9 единиц). На рассвете 26 октября, ког­да бой закончился разгромом японских сил, уцелевшие корабли полным ходом устремились на юг, надеясь избежать гибели. Они были почти за пределами досягаемости, но в 8 ч 30 мин их настигли самолеты с шести американских авиа­носцев. Несмотря на облачность и сильный зе­нитный огонь, самолеты атаковали отходившие корабли и потопили легкий крейсер "Носиро", тяжело повредив один из эсминцев, который впоследствии также затонул.

Легкий крейсер "Яхаги" вошел в строй японского флота 29 декабря 1943 г.

После того, как вышел из строя "Агано", крейсер "Яхаги" стал лидером флотилии эсмин­цев и флагманским кораблем контр-адмирала Камура (3-й флот). 10-я флотилия эсминцев, ко­торую он возглавлял, базировалась на остров Трук и в мае-июне обороняла Марианские ост­рова. В боях в Филиппинском море 18-22 июня 1944 г. крейсер вместе с 6 миноносцами охранял группу авианосцев вице-адми­рала Одзава. В бою в заливе Лейте в октябре 1944 г. "Яха­ги" со своими эсминцами вхо­дил в соединение вице-адмира­ла Курита.

Не отличившись в войне на Тихом океане, он погиб в апреле 1945 г., когда американ­цы штурмовали остров Окина­ва. 6 апреля в 8 ч 15 мин их раз­ведывательные самолеты до­несли, что они заметили япон­ское соединение, состоящее из линейного корабля, одного или двух крейсеров и 7-8 эсмин­цев. Линейным кораблем был гигантский "Ямато" водоизме­щением 72000 т, который с крейсером "Яхаги" сделал по­истине самоубийственную по­пытку нанести удар американ­цам у берегов Окинавы.

Соединение продвига­лось на юг вдоль восточного побережья острова Кюсю. Свой флаг на "Ямато" держал вице-адмирал Ито. С большим тру­дом японцы набрали 2500 т нефти, необходи­мые для этой операции, другие корабли не мог­ли участвовать в ней из-за недостатка топлива. Около полудня на место боя прибыли аме­риканские самолеты. Погода была плохой, непре­рывно налетали дождевые шквалы, тем не менее самолеты сосредоточили свои атаки против линей­ного корабля. Пробиваясь сквозь сильнейший зенитный огонь, который вели все башенные орудия главного калибра, они смогли сбросить на палу­бу "Ямато" две тяжелые авиабомбы и пробили его борт торпедой. Через несколько минут "Ямато" получил попадание еще 3 бомб и 9 торпед, взор­вался, опрокинулся и в 14 ч 23 мин затонул.

"Яхаги" был поражен двенадцатью бомба­ми и тремя торпедами и затонул несколько рань­ше: в 14 ч 05 мин (количество попаданий, кстати, говорит о совершенстве проекта и добротности его постройки). Из эсминцев на всю базу вернул­ся только один. А из 386 американских самолетов, участвовавших в атаке, зенитным огнем было сбито 10. Этот бой еще раз проиллюстрировал преобладающую роль авиации в сражениях на море: самый современный линейный корабль был потоплен без участия надводного флота.

Последний корабль рассматриваемого типа "Сакава" был закончен строительством только 30 ноября 1944 г., когда у Император­ского флота Японии почти не было топлива. Поэтому крейсер не участвовал в боевых дей­ствиях, он пережил войну, несмотря на жес­токие налеты американской авиации на сто­янки японских кораблей в последние месяцы войны.

После войны "Сакава" использовался для репатриации японских войск, а в 1946 г. — как мишень при испытании атомной бом­бы на атолле Бикини.