Проектирование

 

Исходя из привычной для Германии эконо­мии средств на постройку новых броненосцев, проектное водоизмещения ограничили величи­ной в. 11000 т против 12000-14000 т других веду­щих морских держав.

Однако и это умеренное водоизмещение проектировщики снова использовали наилучшим образом. Отказавшись от крайностей, которые за границей были выбраны либо в пользу одних, либо других боевых качеств, создали оптималь­ный проект довольно гармоничного корабля. На­ружные обводы корпуса обеспечивали хорошую мореходность, скорость хода поддерживалась в пределах средних значений своего времени, при­крытая бронированными башнями главная ар­тиллерия имела несколько уменьшенный, но дос­таточно эффективный и обладавший большей скорострельностью калибр 240 мм.

Проект броненосца по своей конструкции представлял собой высокобортный башенно-казематный броненосный корабль с двумя брони­рованными вращающимися башнями артилле­рии главного калибра в оконечностях, десятью казематами по всему периметру надстройки и шестью вращающимися башнями артиллерии среднего калибра в средней части корабля, дву­мя бронированными боевыми рубками, главным броневым поясом от кормовой поперечной бро­невой переборки до форштевня и бронирован­ной палубой выше и ниже ватерлинии. Кормо­вую оконечность защищала только бронированная палуба, расположенная ниже ва­терлинии. Для защиты лёгкой артиллерии уста­новили только броневые щиты.

Форма корпуса новых кораблей отличалась от корпуса броненосцев типа «Бранденбург», имея более широкой мидель и более острые око­нечности, в то время как полубак был продолжен в корму до грот-мачты. Высоту надводного бор­та в корме уменьшили. Подъём днища в носовой части корабля был менее крутой, а форштевень представлял собой ещё более ярко выраженный и удлинённый таран.

Для всех пяти броненосцев 1-го класса типа «Кайзер» проектное водоизмещение включало вес боезапаса, экипажа, провианта и другого спе­циального оборудования, что составляло, соглас­но Groner [1], 11097 т, Эверс [3], источников [4] и [6], 11152 т при средней осадке 7,83 м по конст­руктивную ватерлинию, источника [5], 11200 т, то есть на 1084-1187 т больше, чем у броненосцев типа «Бранденбург» (10013 т).

Нормальное водоизмещение включало за­пас котельной воды, загрузку 650 т угля и 220 т (согласно Эверс [3], 200 т) гудрона (каменноу­гольной смолы) для добавки к углю при сжига­нии его в топках котлов, что составляло, соглас­но Groner [1], 11785 т при осадке 7,89 м носом и 8,25 м кормой, против, соответственно, 10670 т, 7,6 м и 7,9 м у броненосцев типа «Бранденбург». Увеличение осадки на 1 см соответствовало уве­личению водоизмещения на 19,2 т.

Полное (наибольшее) водоизмещение, по разным источникам, составляло около 12200 т и включало максимальный запас угля 1070 т без учёта загрузки палубы (согласно Эверс [3], 1050 т угля) при осадке 8,10 м носом и 8,45 м кормой.

Согласно Groner [1], по проекту наиболь­шая длина корабля равнялась 125,3 м, на 9,6 м длиннее, чем у «Бранденбургов», по ватерлинии 120,9 м, согласно Эверс [3], между перпендикуля­рами, то есть от точки пересечения проектной (конструктивной) ватерлинии с наружной кром­кой форштевня до оси баллера руля 115 м.

Ширина корабля на мидель-шпангоуте (48 шп. для броненосцев «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» и 47 шп. для трёх осталь­ных) составляла 20,4 м, на 0,9 м шире, отношение L/B=6,14, против 5,93 у броненосцев типа «Бран­денбург».

Высота борта, замеренная от верхней кром­ки верхнего горизонтального листа киля до верх­ней кромки балки борта (среднего бимса) в сере­дине между перпендикулярами, составляла 13,1 м против, согласно Groner [1], 11,0 м у броненосцев типа «Бранденбург».Высота борта, замеренная от киля до верхней палубы на мидель-шпангоуте (48 шп. для броненосцев «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» и 47 шп. для трёх осталь­ных), достигала 13,2 м.

Глубина трюма от верхней кромки листа обшивки второго дна до верхней кромки балки верхней палубы в середине между перпендикуля­рами составляла 11,95 м.

Высота надводного борта при нормальном водоизмещении была в носовой части для броне­носцев «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Виль­гельм II» равна 6,0 м, для трёх остальных 5,8 м и в кормовой 3,4 м для всех.

Согласно проекту артиллерийское воору­жение состояло из четырёх 240-мм скорострель­ных орудий с длиной канала ствола 40 калибров носовой и кормовой двухорудийных башен, во­семнадцати 150-мм скорострельных орудий с длиной канала ствола 40 калибров в шести вра­щающихся бронированных башнях и десяти казе­матах, двенадцати 88-мм скорострельных орудий с длиной канала ствола 30 калибров, двенадцати 37-мм скорострельных револьверных пушек и восьми 8-мм пулемётов.

Расположение артиллерии было таково, что броненосец мог выпускать с одного борта 148 снарядов в минуту, общим весом 4244 кг.

Согласно проекту торпедное вооружение «Кайзеров», как и «Бранденбургов», предпола­гали сделать необычайно сильным. Согласно Groner [1], оно состояло из шести 450-мм тор­педных аппаратов (ТА) с общим боекомплектом в 16 торпед.

Пар вырабатывали как огнетрубные котлы цилиндрического типа, так и более современные водотрубные. Применение водотрубных котлов было значительным шагом вперед по сравнению с имевшими довольно высокий вес огнетрубными котлами цилиндрического типа, установленными на броненосцах типа «Бранденбург». Котлы всех котельных отделений (КО) имели общие дымохо­ды на две дымовые трубы.

Котлы отапливались углём. До 1908-09 гг. вместе с углём для его лучшего сжигания исполь­зовали гудрон, который через форсунки впрыс­кивали в топки котлов.

Согласно Groner [1], по проекту запас угля при нормальном водоизмещении составлял 650 т, гудрона 200-220 т, полный запас, согласно источ­нику [4], 960 т угля и 220 т гудрона, согласно Эверс [3], соответственно, 1050 т и 200 т.

Машинная установка состояла из трёх оди­наковых вертикальных четырёхцилиндровых па­ровых поршневых машин тройного расширения изготовления завода «АГ Германия», Берлин-Тегель, установленных в двух последовательно рас­положенных машинных отделениях (МО), из них переднее разделили по диаметральной плоскости (ДП) на два отдельных помещения, и вращавших три гребных винта.

Согласно Groner [1], по первоначальному проекту мощность на валах составляла 13000 л.с. и была на 4000 л.с. больше, чем у броненос­цев типа «Бранденбург», что должно было обес­печить ожидаемую скорость хода 17,5 уз. При­бавка в скорости хода, по сравнению с броненосцами типа «Бранденбург», составила один-полтора узла.

Согласно Groner [1], назначенная даль­ность плавания равнялась 3240 миль при скорос­ти хода 10 уз., согласно Эверс [3], максимальная дальность плавания 5000 миль.

Корабли оборудовали системами управле­ния и средств сигнализации, электроосвещения, кренования, осушения и затопления трюмов, за­топления погребов боезапаса, противопожарной, парового отопления и вентиляции помещений. На них установили четыре-пять динамомашин, четыре прожектора, батарею аккумуляторов ава­рийного освещения, различные вспомогательные машины и оборудование. Имелось 51 вспомога­тельное устройство с паровым приводом и 66 с электроприводом.

По штату экипаж состоял из 660 человек. Из них командный состав из 24 старших и сред­них офицеров и 16 корабельных гардемарин. Ди­визион строевых насчитывал 352 человека, из них 7 кондукторов, 48 унтер-офицеров и 297 мат­росов, дивизион обслуживания 217 человек, из них 17 кондукторов, 62 унтер-офицера и 138 мат­росов, торпедного оружия из 45 человек, из них 1 кондуктор, 7 унтер-офицеров и 37 матросов. Имелось 6 человек персонала по контракту -коки и официанты.

Согласно Groner [1], в продолжение службы экипажи насчитывали 651-622 человек, из них 39-33 строевых офицеров, инженер-механиков, вра­чей, чиновников и корабельных гардемарин. Становясь флагманским кораблем эскадры, со­гласно Groner [1], экипаж увеличивался на 63 (со­гласно источнику [4], 59) человека (из них 12 офи­церов), флагманским кораблем младшего флагмана — на 25 человек (из них 2 офицера).

Сметная стоимость постройки составляла 19830 тыс.марок, стоимость артиллерии каждого броненосца 5000 тыс.марок, корпуса, главных паровых машин и котлов 14120 тыс.марок, тор­педного вооружения 710 тыс.марок.

Все корабли германского флота имели на вооружении стальные, заряжающиеся с казённой части орудия с клиновыми запирающими меха­низмами, спроектированными и построенными исключительно фирмой Фридриха Круппа. Ору­дия новейших конструкций в дополнение к коль­цам были скреплены ещё и кожухами. Воспламе­нение заряда — центральное.

Нарезы у орудий старых конструкций равномерные, у новых — прогрессивные. Кли­новые запирающие механизмы (затворы) тре­бовали большее время на запирание канала ствола, по сравнению с затворами поршневого типа французских и английских орудий анало­гичного калибра.

При проектировании броненосцев типа «Кайзер» отошли от схемы артиллерии, имевшей на вооружении только орудия одного крупного калибра. Одновременно число башен на броне­носцах типа «Кайзер» уменьшили с трех до двух, соответственно, орудий с шести до четырёх. Оба эти мероприятия вместе означали уменьшение общего веса башен, по сравнению с броненосца­ми типа «Бранденбург», почти на 40%.

Две двухорудийные башни, получившие обозначение по порядку от носа к корме «А» и «В», расположили линейно в диаметральной плоскости (ДП) в носовой и кормовой оконечно­стях корабля.

При выборе калибра и количества орудий главной артиллерии использовали принцип вы­вода из строя кораблей противника меньшим ко­личеством орудий не самого крупного калибра, но обладавшего большей скорострельностью, чем у броненосцев типа «Бранденбург». Калибр и мощность орудий, при минимальном их числе, довели до предельно допустимого минимума.

Калибр четырёх орудий уменьшили до 240-мм, по сравнению с 280-мм у броненосцев типа «Бранденбург», поскольку орудия именно этого калибра быстрее и легче можно было создать скорострельными. Максимального коэффициен­та использования артиллерии достигли установ­кой орудий во вращающихся башнях с большими секторами обстрела. Несмотря на уменьшение калибра, мощность артиллерии главного калиб­ра уменьшилась незначительно, благодаря повы­шению скорости снаряда у среза ствола орудия.

Бортовой огонь орудий главной артилле­рии вновь был вызван к жизни линейной такти­кой. Согласно этому, тяжёлые орудия стали уста­навливать в барбетах или вращающихся башнях попарно с сектором ведения огня 270°.

Еще через 10 лет произойдет переоценка значения отдельных калибров артиллерии, ради­кальная в Англии и США, существенно меньшая в германском и других военно-морских флотах.

Уменьшение веса артиллерии в результате изъятия двух орудий прежнего главного калибра не оказалось эквивалентным соответствующему увеличению веса орудий артиллерии среднего ка­либра. Последствия отразились на бронировании корабля: главный броневой пояс смог прикрыть только 4/5 длины корабля, так что кормовую оконечность прикрыли только броневой палу­бой. Несмотря на это, осадка оказалась такой большой, что значительная часть главного бро­невого пояса ушла под воду.

Эти недостатки были отчасти компенсиро­ваны тем, что Крупп, установивший свою сталеникелевую броню только на двух броненосцах типа «Бранденбург», теперь предложил применить её на всех кораблях типа «Кайзер». Таким образом, эти корабли по качеству имели лучшее бронирование, чем их ровесники из других морс­ких держав. Однако специалистам было ясно, что это преимущество может быть только времен­ным, поскольку имелся постоянно возрастающий спрос на сталеникелевую броню Круппа.

Целью значительного уменьшения калибра и сокращения числа орудий крупной артиллерии было высвобождение веса для возможности уста­новки большего числа орудий артиллерии сред­него калибра. В конце 90-х годов в морских кру­гах крупных морских держав мира восторжествовала точка зрения, что «ураганным огнем» большого числа орудий артиллерии сред­него калибра можно будет превратить большую небронированную наружную поверхность над­строек корабля противника в груду развалин и вызвать сильные пожары. При этом корабль про­тивника будет очень сильно поврежден и даже лишен боеспособности, в то время как прикры­тые броней его жизненно важные части могут ос­таться невредимыми, что вскоре подтвердили ре­зультаты Цусимского боя 14 мая 1905 г.

Поэтому с конца 90-х годов эти страны ста­ли устанавливать на свои вновь построенные ко­рабли от 10 до 14 скорострельных орудий калиб­ра 150-мм и выше. В Германии, кроме понятия "скорострельные орудия" (Snellfeuerkanonen), вве­ли ещё понятие "быстрозаряжающиеся орудия" (Snelladekanonen). Средняя артиллерия должна была служить как противоминная для защиты от атак миноносцев и решения других задач, соот­ветствующих вспомогательному оружию.

Однако ссылка на основное использование этой артиллерии против миноносцев звучит не­убедительно. При относительно небольшом во­доизмещении и малой мореходности миноносцев того времени, вынужденных при ограниченном ходе торпед во время торпедной атаки близко подходить к атакуемому кораблю, такой боль­шой калибр средней артиллерии не требовался, поскольку он был нецелесообразен из-за своей относительной трудности быстрой наводки на цель и ограниченной скорострельности. Для этой цели больше подходила имеющаяся на кораблях артиллерия калибра 76-88 мм.

Разделяя идею о необходимости сильной артиллерии среднего калибра, Германия при со­здании броненосцев типа «Кайзер» пошла ещё дальше, установив восемнадцать 150-мм орудий, шесть во вращающихся башнях, остальные в ка­зематах. Тем самым артиллерия среднего калибра стала едва ли не главным оружием корабля для стрельбы по морским целям.

Для строящейся первой серии броненосцев типа «Кайзер» ещё в процессе проектирования предусмотрительно начали изготавливать твёр­до-поверхностную броню из никелевой стали фирмы Фридриха Круппа, наружный цементиро­ванный слой которой был закалён. Благодаря этому максимальную толщину броневого пояса смогли уменьшить до 300 мм.

На броненосцах типа «Кайзер», как и типа «Бранденбург», бронирование сконцентрировали в основном по конструктивной ватерлинии, пре­дусмотрев для этого узкий броневой пояс из це­ментированной брони Круппа переменной тол­щины, который начинался у форштевня и простирался по значительной части ватерлинии, но в кормовой оконечности не доходил до ахтерштевня. Кроме того, он защищал места размеще­ния погребов боезапаса и элеваторы подачи сна­рядов к орудиям.

Главный броневой пояс был предназначен защищать ватерлинию и подводную часть кораб­ля от бронебойных и фугасных снарядов крупно­го калибра, непосредственно воспринимать и от­ражать удары, направленные против бронированной палубы, обеспечивая тем самым в бою плавучесть и непотопляемость корабля.

В качестве критерия качества бортовой за­щиты часто используют угол крена, при котором верхняя кромка броневого пояса уходит под воду. Этот угол составлял, когда горизонт воды покрывал верхнюю кромку броневого пояса для броненосцев типа «Кайзер» 5°, а для броненосцев типа «Бранденбург» 7,3°, и оголял нижнюю кромку при крене 10°.

Кроме узкого главного броневого пояса, как и на броненосцах типа «Бранденбург», заб­ронировали переднюю и заднюю боевые рубки с их коммуникационными трубами, башни и бар­беты орудий главного калибра, передний и зад­ний 2-орудийные и угловые одноорудийные казе­маты и одноорудийные башни артиллерии среднего калибра с их подачными трубами.

Подводную часть корпуса прикрывала бро­нированная палуба, проходящая от форштевня до кормовой башни выше, и далее в корму ниже ватерлинии. Остальная часть корпуса и над­стройки осталась без броневой защиты.

Высказывались критические замечания, что как у броненосцев типа «Бранденбург», так и у броненосцев типа «Кайзер» большая часть над­водной поверхности корабля осталась не защи­щенной броней.

Тем не менее, у броненосцев типа «Кайзер» в результате превышения весовой нагрузки осад­ка так возросла, что броневой пояс почти полно­стью ушёл под воду. Это явилось причиной пос­ледующей крупной модернизации этих кораблей.

Кроме бронирования в систему защиты ко­рабля входили специальные устройства конструктивной защиты в виде бортовых продольных коффердамов (коридо­ров), разделения подводной части корпуса на крупные основные отсеки и относительно мелкие водонепрони­цаемые помещения и цистерны, за­щита котельных отделений ямами с углём, а небронированной части бор­тов пробковыми коффердамами.

Некоторая неопределённость в развитии технических возможностей того времени отразилась и на котель­ных установках кораблей, когда на броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Барбаросса» установили британские котлы типа Торникрофта, в то время, как на остальных ко­раблях использовали уже немецкую модификацию котлов «морского» типа системы Шульца, изготовляе­мые заводом «А.Г.Германия», Берлин-Тегель.

На броненосцах типа «Кайзер» постройки различных верфей число и расположение КО, число и тип уста­новленных в них котлов были раз­личными. При одинаковой общей длине корпуса корабля это отрази­лось на назначении и длине основ­ных водонепроницаемых отсеков.

На этих кораблях нашло при­менение ещё одно прогрессивное нововведение. Броненосцы типа «Кайзер» в отличие от броненосцев типа «Бранденбург», имевших по два гребных винта, были первыми крупными ко­раблями в германском флоте с тремя гребными винтами, после того как это техническое новше­ство в 1890 г. впервые применили на броненос­ном крейсере «Кайзерин Аугуста». С этих пор и до проекта линейного корабля типа «Н» (1939 г.) немецкий военно-морской флот неизменно выби­рал для своих крупных кораблей энергетическую установку с тремя винтами.

Исключение было сделано только для ли­нейных крейсеров кайзеровского флота, ряда проектов непостроенных линейных кораблей 1915-18 гг., а также авианосца «Граф Цеппелин» (1937 г.), имевших четыре гребных винта. В дру­гих военно-морских флотах энергетические уста­новки с тремя винтами встречались довольно редко. В Англии они совсем не нашли примене­ния. Англичане устанавливали на своих броне­носных кораблях сначала два, затем четыре греб­ных винта.

Повышение давления пара в котлах, приме­нение поверхностной конденсации взамен кон­денсации вспрыскиванием и четырёхцилиндровых паровых машин тройного расширения спо­собствовало как повышению скорости хода, так и дальности плавания.

Из-за непрерывного задымления мостика приземистая форма дымовых труб оказалась очень непрактичной, но этот недостаток очень быстро устранили за счет увеличения высоты ды­мовых труб.

Общий план корабля представлял собой гармоничное сочетание артиллерии, мощности машинной установки и условий обитания экипа­жа, рациональное распределение массы, в необ­ходимых пределах ограниченные размеры над­строек и довольно массивные в нижней части мачты с крупными трубчатыми стеньгами и ог­ромными марсами наподобие французских бро­неносцев постройки того времени. Более высокий борт, улучшенная мореходность и большой рай­он плавания при всесторонней гармоничности и простоте конструктивных узлов явились след­ствием подобных улучшений.

Высокий надводный борт носовой части кораблей обеспечивал хорошую мореходность, а 150-мм орудиям достаточную высоту ведения огня над уровнем моря (почти 7,25 м над ватерлинией при нормальном водоизмещении, против 5 м для 105-мм орудий у «Бранденбургов»).

Однако считавшийся необходимым для со­здания лучшей мореходности высокий борт, на­личие больших надстроек для размещения экипа­жа сильно увеличивали силуэт и, соответственно, парусность корабля, понижая таким образом его остойчивость.

Для обеспечения остойчивости из-за высо­ко расположенного веса башен и, возможно, так­же для экономии водоизмещения при значитель­ной высоте надводного борта в носовой части корпуса пришлось сократить длину верхней па­лубы в кормовой части и понизить положение кормовой башни главного калибра.

Немецкие конструкторы продолжали мак­симально использовать разделение трюмов ко­рабля водонепроницаемыми переборками на множество отдельных отсеков и цистерн, наряду с довольно совершенной для того времени искус­ственной вентиляцией внутренних помещений.

В германском военном судостроении стан­дартная величина шпации или расстояние между шпангоутами (шп.) равнялось 1,2 м, а отсчёт шпангоутов начинался с кормы. Набор корпуса включал 100 шпангоутов. Начиная от оси баллера руля в нос, корпус корабля разделили на 96 шпаций. В нос от 96-го шп. разместили форште­вень в виде ярко выраженного тарана длиной 4,5 м. В корму отсчитывали шпангоуты со знаком минус. Подзор кормы вместе с ахтерштевнем, сформированный набором от -1-го и продолжав­шийся за -4-й шп., на 5,6 м уходил в корму за 0-й шп. По высоте корпус корабля разделили семью палубами, часть из которых проходила через весь корабль, в части корпуса настилом внутреннего (второго) дна, а в носовой и кормовой оконечно­стях настилом трюма. Сверху вниз располага­лись: сигнальная палуба, палуба надстроек (спардек), верхняя палубы (полубак), батарейная, бронированная, промежуточная, платформа (твиндек) и настил внутреннего дна.

Цельноклепанный корпус разделили водо­непроницаемыми переборками на XIII основных отсеков. У кораблей первой серии постройки раз­личных верфей назначение и длины части основ­ных отсеков не совпадали и были различными.

На всех броненосцах 1-й и II-й основные отсеки были одинаковыми и располагались с 0-го по 9-й и с 9-го по 14-й шп., соответственно, длиной 10,8 м и 6 м. Ниже бронированной палу­бы в них установили механизмы привода руля, основную и резервную рулевые машинки, разме­стили механическую мастерскую с токарным станком, аккумуляторную батарею аварийного освещения и кладовые различных запасных час­тей. С 0-го по 6-й шп. имелась часть пустых помещений. С 11-го шп. размещались погреба 240-мм снарядов и зарядов.

К корме от 1-го основного отсека от 4-го по 0-й шп. в пространстве между бронирован­ной и батарейной палубами, на тонкой стальной палубе, бывшей продолжением в корму брони­рованной палубы, установили кормовой надвод­ный торпедный аппарат (ТА) с запасными тор­педами. С 0-го по 6-й шп. находились салон и кабинет командира корабля и кладовые офице­ров. Во II-м основном отсеке по 14-й шп. разме­стили различные служебные помещения, а по ДП с 11-го шп. основание и барбет кормовой 240-мм башни.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» постройки имперской верфи в Вильгельмсхафене III-й основной отсек длиной 7,2 м занимал пространство корпуса с 14-го по 20-й шп. На остальных трёх броненосцах постройки других верфей он был на шпацию ко­роче (6 м) и располагался с 14-го по 19-й шп. III-й основной отсек по ДП занимал барбет кор­мовой башни, ниже бронированной палубы осно­вание 240-мм башни, погреба и подъёмники 240-мм снарядов и зарядов, погреб зарядных отделений торпед кормового ТА. На промежу­точной палубе ближе к бортам разместили погре­ба 88-мм унитарных патронов, а ниже на палуб­ной платформе погреба 150-мм снарядов и зарядов кормового двухорудийного каземата.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» в IV-м основном отсеке пространство корпуса ниже бронированной па­лубы от 20-го до 28-го шп., на трёх остальных с 19-го по 27-й шп. одинаковой длины 9,6 м зани­мало кормовое машинное отделение (МО). В нём по ДП установили главную паровую машину, вращавшую средний гребной вал, и её различные вспомогательные механизмы. Ближе к бортам на палубной платформе разместили четыре динамо-машины и погреба 150-мм снарядов и зарядов уг­ловых казематов. В пространстве между брони­рованной и батарейной палубами находились каюты кондукторов. В цистернах двойного дна с 24-го по 32-й шп. содержалась котельная пита­тельная вода.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» в V-м основном отсеке пространство корпуса с 28-го по 36-й шп., на трёх остальных с 27-го по 35-й шп. одинаковой длины 9,6 м, разделённое продольной переборкой по ДП пополам, занимало носовое МО. По бортам МО установили две главные паровые машины, вра­щавшие правый и левый гребные валы. Ближе к бортам на палубной платформе располагались по­греба 150-мм снарядов и зарядов кормовых вра­щающихся башен. В пространстве между бронированной и батарейной палубами вдоль ДП на бронированной палубе находились угольные ямы, побортно каюты и столовая кондукторов. В междудонном пространстве (двойном дне) с 32-го по 36-й шп. располага­лись цистерны, вмещавшие 70 т мытьевой воды и воды для стирки.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» в VI-м основном отсеке про­странство корпуса с 36-го по 45-й шп. длиной 10,8 м, на трёх осталь­ных с 35-го по 48-й шп. длиной 15,6 м, разделённое продольной перебор­кой по ДП пополам на две кочегар­ки, занимало кормовое котельное отделение (КО) с огнетрубными ци­линдрическими котлами, вентилято­рами и различными вспомогатель­ными механизмами и угольными ямами. Вдоль ДП на бронированной палубе располагались шахта задней дымовой трубы с бронированными колосниками, угольные ямы и три вентиляционные шахты. Побортно в пространстве между бронированной и батарейной палубами находились каюты кондукторов и различные служебные по­мещения. В цистернах двойного дна с 36-го по 4-й шп. содержался гудрон.

На «Кайзере Фридрихе III» и «Кайзере Вильгельме II» в VII-м основном отсеке про­странство корпуса с 45-го до 48-й шп., на трёх ос­тальных с 48-го по 51-й шп. одинаковой длины 3,6 м на палубной платформе занимало помеще­ние задних бортовых ТА, между внутренним дном и палубной платформой по ДП погреба 88-мм и по левому борту (ЛБ) 37-мм унитарных пат­ронов, по правому борту (ПрБ) зарядных отделе­ний торпед. Вдоль ДП под бронированной палубой проходил центральный коридор, в про­странстве между бронированной и батарейной палубами побортно располагались погреба 150-мм снарядов и зарядов передних вращающихся башен и казематов. Ближе к бортам на брониро­ванной палубе находились каюты инженер-меха­ников и вахтенных офицеров.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» в VIII-м основном отсеке пространство корпуса, разделённое продольной переборкой по ДП пополам на две кочегарки, с 48-го по 57-й шп. длиной 10,8 м занимало среднее КО, на трёх остальных с 51-го по 64-й шп. дли­ной 15,6 м переднее КО с водотрубными котлами, вентиляторами и различными вспомогательными механизмами и угольными ямами. Вдоль ДП под бронированной палубой проходил центральный коридор, в пространстве между бронированной и батарейной палубами располагались погреба 150-мм снарядов и зарядов средних вращающих­ся башен. Выше бронированной палубы находи­лись шахта передней дымовой трубы с колосни­ками, угольные ямы и три вентиляционные шахты. В пространстве между бронированной и батарейной палубами ближе к бортам находи­лись помещения бани, прачечные и сушилки бе­лья. В цистернах двойного дна с 48-го по 51-й шп. содержался гудрон.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» в IX-м основном отсеке длиной 13,2 м пространство корпуса с 57-го по 68-й шп., разделённое продольной переборкой по ДП пополам на две кочегарки, занимало пере­днее КО с водотрубными котлами, вентилятора­ми и различными вспомогательными механизма­ми и угольными ямами. Рядом с котлами на промежуточной палубе находился вентилятор КО, а ближе к бортам погреба 150-мм снарядов и зарядов. На трёх остальных с 64-го по 67-й шп. длиной 3,6 м пространство корпуса от внутренне­го дна до промежуточной палубы занимали по­греба 37-мм и 88-мм унитарных патронов и 150-мм снарядов и зарядов.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» Х-й основной отсек длиной 12 м занимал пространство корпуса с 68-го по 78-й шп. На трёх остальных этот отсек был на шпацию длиннее (13,2 м) и располагался с 67-го по 78-й шп. Часть отсека, прилегающую к IX-му основному отсеку, на палубной платформе зани­мало помещение передних бортовых ТА. На ба­тарейной палубе находился постоянный лазарет. В основном по ДП Х-й отсек занимали барбет и основание носовой башни 240-мм орудий, погре­ба и подъёмники 240-мм снарядов и зарядов. Побортно разместили погреба 37-мм, 88-мм унитар­ных патронов и 150-мм снарядов и зарядов носового двухорудийного и угловых казематов, а также зарядных отделений торпед.

На всех броненосцах в XI-м основном отсе­ке длиной 3,6 м, расположенном с 78-го по 91-й шп., находились брашпиль для подъёма якорей, цепные ящики, пятая динамомашина и кладовые различных запасных частей, на бронированной палубе — кубрики для матросов. Между внутрен­ним дном и палубной платформой разместили цистерны по ДП на 50 т питьевой воды, а по ПрБ на 2 т спирта.

На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» XII-й основной отсек дли­ной 9,6 м занимал пространство корпуса с 81-го по 89-й шп. На трёх остальных этот отсек был на две шпации длиннее (12 м) и располагался с 81-го по 91-й шп. XII-й основной отсек в основном за­нимало помещение носового ТА и запасных тор­пед к нему, различные кладовые и цистерны. На бронированной палубе находились кубрики для матросов. На броненосцах «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II» в XIII-м основном отсе­ке с 89-го по 91-й шп. длиной 7,2 м, на трёх ос­тальных с 91-го по 96-й шп. длиной 6 м имелись кладовые и часть пустых помещений, а носовую часть занимал таранный отсек.