Корпус и внутренние помещения

 

По своей конструкции дредноуты типа "Кайзер" представляли собой высокобортный башенно-казематный броненосный корабль с удлинённым баком, пятью бронированными вращающимися башенными установками артиллерии главного калибра (из них три по ДП в оконечностях корабля и две ближе к бортам эшелонирование в районе миделя), четырнадцатью орудиями среднего калибра в средней части корабля, лёгкой артиллерией под баком, в передней надстройке и в корме у ахтерштевня, двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом бронирования цитадели от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже КВЛ. Носовую и кормовую оконечность дополнительно защищала верхняя бронированная палуба.

Форма корпуса дредноутов обоих типов в основном повторяла форму корпуса типа "Гельголанд", но отличалась несколько большей длиной и более широким миделем. Подъём днища в носовой части был менее крутой, а у ахтерштевня отсутствовал характерный таранный шпирон, что уже свидетельствовало о полном отказе от архаичной тактики таранного удара в бою.

На дредноутах типа "Кайзер", в отличие от сплошной верхней палубы у типа "Гельголанд", добавили палубу полубака. Она оканчивалась у середины барбета кормовой линейно-возвышенной башенной установки, а дымовые трубы установили на большем расстоянии друг от друга. Корабли типа "Кёниг" имели такой же полубак и высоту надводного борта, но дымовые трубы установили на меньшем расстоянии друг.

"Фридрих дер Гроссе" с самого начала (как «Остфрисланд» и Нассау") проектировали, строили и оборудовали под флагманский корабль командующего эскадрой с учетом размещения личного состава штаба эскадры. В период 1913-14 гг. заметным отличительным признаком этого являлся значительно больший по размерам, в сравнении с другими кораблями этого типа, кормовой мостик, служивший в качестве сигнального мостика и места нахождения командования во время проведения парадов. На остальных кораблях этого типа в конце 1914 г. площадку с прожекторами у передней дымовой трубы перенести на 1 м выше (на "Фридрих дер Гроссе" это сделали с самого начала постройки) и в 1918 г. повысили ещё приблизительно на 1.5 м

Первоначально на мачтах не имелось постов артиллерийских наблюдателей-корректировщиков, но уже в 1914 г. их оборудовали. Только на "Фридрих дер Гроссе" с 1914 г. по 1918 г. имелся двухуровневый пост артиллерийского наблюдения, и. наконец, на нём установили, так же как и на "Кайзере", впереди толстую трубчатую мачту с двухуровневым постом артиллерийского наблюдения и дальномером. Надстройки переднего и заднего мостиков, а также дымовые трубы и соответствующие им паропроводные трубы на всех кораблях этого типа почти не имели различий (за исключением начиная с 1918 г. на "Фридрих дер Гроссе" и "Кайзере"), в районе надстройки переднего мостика. и, кроме того, что на "Кениге Альберте" паропроводные трубы установили сбоку от дымовых труб.

По своей конструкции дредноуты типа "Кёниг" представляли собой высокобортный башенно-казематный броненосный корабль с удлинённым баком, пятью расположенными по ДП бронированными вращающимися башенными установками артиллерии главного калибра, из них в носовой и кормовой оконечности по две линейно-возвышенные: четырнадцатью орудиями среднего калибра в средней части корабля, лёгкой артиллерией в передней надстройке, двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже КВЛ. Носовую и кормовую оконечность дополнительно защищала верхняя бронированная палуба.

"Кёниг" проектировали и строили как флагманский корабль командующего эскадрой с учётом размещения личного состава штаба эскадры, для чего на нём оборудовали верхний (адмиральский) мостик.

Корпуса дредноутов типа "Кайзер" и "Кёниг" собирали по обычной для судостроения того времени схеме из поперечных шпангоутов и продольных стрингеров, двойное дно простиралось на 88% длины корпуса по КВЛ. По высоте корпуса кораблей разделили шестью палубами, часть из которых проходила через весь корабль, и палубной платформой. Сверху вниз располагались: палуба надстроек (спардек), полубака, верхняя, главная, средняя (она же бронированная в кормовой оконечности и средней части корпуса) как продолжение в местах отсутствия бронирования, нижняя (она же бронированная в носовой оконечности), палубная платформа (твиндек) и настил внутреннего (второго) дна.

Внутреннее пространство цельноклепанного корпуса, наверху замыкаемое бронированной палубой, на дредноутах типа "Кайзер" разделили 16-ю поперечными переборками на XVII основных водонепроницаемых отсеков, типа "Кёниг" — 17-ю поперечными переборками на XVIII. Все водонепроницаемые переборки доходили до бронированной палубы, а часть из них до главной или верхней палуб.

Ниже бронированной палубы дредноуты типа "Кайзер" и "Кёниг" имели в основном сходную конструкцию и от ахтерштевня до района задней дымовой трубы почти не отличались друг от друга. Далее к носовой оконечности различий становилось больше, но в пределах одной серии основные отсеки были одинаковыми.

Подводную часть корпуса ниже бронированной палубы по высоте нижней и верхней палубными платформами разделили на три части, проходившими с частичными перерывами от ахтерштевня до форштевня. Помещение между настилом внутреннего дна и палубной платформой обозначили трюмом, между настилом палубной платформы и нижней палубой — твиндеком.

1-й основной отсек ниже броневой палубы начинался от ахтерштевня. В трюме по ДП проходил туннель среднего гребного вала, побортно разместили различные кладовые, в том числе запасных частей машин и механизмов. На нижней палубной платформе оборудовали кормовую дифферентовочную цистерну, побортно находились помещения запасного ручного рулевого управления.

Во II-м основном отсеке в трюме по ДП проходила передняя часть туннеля среднего гребного вала, побортно туннели боковых гребных валов, между ними различные кладовые. На нижней палубной платформе оборудовали помещение для аккумуляторных батарей аварийного освещения. На верхней палубной платформе по правую и левую сторону от прохода находились помещения основных и резервных рулевых машинок, с расположенными ближе к бортам кладовыми запасных частей. Переднюю часть прохода занимало помещение, где производили переключение рулевого управления с основных и резервных рулевых машин на резервный ручной привод

В III-м основном отсеке трюм разделили двумя продольными переборками на три туннеля гребных валов. На нижней палубной платформе по высоте до бронированной палубы помещение задних бортовых торпедных аппаратов (ТА) ПрБ и ЛБ выгородкой разделили на два, отдельно для каждого ТА. Дверь в верхней части этого помещения служила для транспортировки торпед. Трапы на обеих палубных платформах одновременно использовали для транспортировки торпед с верхней палубы. В бортах в специальных герметичных наделках установили концевые части труб ТА. Концы труб ТА снаружи закрывались водонепроницаемыми крышками.

В IV-м основном отсеке пространство корпуса разделили двумя палубными платформами на три помещения. С бортов помещения ограничили противоторпедные переборки, а вдоль ДП их разделили двумя продольными переборками к бортам от подбашенных подкреплений кормовой башенной установки “Е”, а на бронированной палубе установили барбет этой башни. В трюме пересечение двух продольных и двух поперечных переборок обеспечивало жёсткое подкрепление барбета кормовой башни, эти же переборки образовали три погреба 305-мм зарядов, а под ними проходили туннели гребных валов. На нижней палубе две продольные переборки образовали ещё три погреба боеприпасов, в которых по ЛБ и ДП находились 305-мм снаряды, а по ПрБ - 150-мм снаряды и заряды. Здесь же по ДП в подбашенных подкреплениях установили подъёмники 305-мм снарядов и зарядов.

Начиная с IV-го основного отсека по обе стороны от бортовых погребов боеприпасов до скосов бронированной палубы начинались защитные угольные ямы. а ближе к бортам пустые коффердамы.

В V-м основном отсеке пространство корпуса также разделили двумя палубными платформами на три помещения. С бортов помещения ограничили противоторпедные переборки, а вдоль ДП их разделили двумя продольными переборками к бортам от подбашенных подкреплений кормовой линейно-возвышенной башенной установки "Д". а на бронированной палубе установили барбет этой башни. В трюме пересечение двух продольных и двух поперечных переборок обеспечивало жёсткое подкрепление барбета кормовой линейно-возвышенной башни, эти же переборки образовали три погреба 305-мм зарядов, под ними проходили туннели гребных валов, а у передней стенки отсека установили упорные подшипники гребных валов. На нижней палубе две продольные переборки образовали ещё три погреба боеприпасов, в которых по ДП находились 305-мм снаряды и их подъёмники, а по Л Б и ПрБ - 150-мм снаряды и заряды и 88-мм унитарные патроны. Здесь же по ДП в подбашенных подкреплениях установили подъёмники 305-мм снарядов и зарядов.

В VI-м основном отсеке пространство корпуса между противоторпедными переборками от настила двойного дна до бронированной палубы занимало машинное отделение (МО). Двумя продольными переборками его разделили три помещения, в каждом из которых установили по одному комплекту турбоагрегатов паротурбинных установок, вращавших гребные валы и различные вспомогательные механизмы. Рядом с помещениями бортовых турбоагрегатов за противоторпедными переборками располагались защитные угольные ямы, а ближе к бортам — коффердамы. Под МО находилось двойное дно. По обе стороны от среднего килевого листа стрингеры и водонепроницаемые переборки делили его на отдельные цистерны, используемые для хранения машинного масла, запасов питательной и мытьевой воды.

В VII-м основном отсеке пространство корпуса между противоторпедными переборками от настила двойного дна до бронированной палубы двумя продольными переборками разделили на три помещения вспомогательных механизмов турбоагрегатов. В трюме в расположенных рядом трёх помещениях установили конденсаторы, а на нижней палубе по ПрБ и ЛБ имелись помещения кормовых динамомашин (по две в каждом» и по ДП помещения для двух опреснителей и двух воздушных компрессоров ТА.

В VIII-м основном отсеке пространство корпуса между противоторпедными переборками от настила двойного дна до бронированной палубы занимало без перерыва заднее котельное отделение (КО). Двумя продольными переборками его разделили на три кочегарки. Вдоль КО расположили продольные расходные угольные ямы. наружные стенки которых являлись противоторпедными переборками. На этом конструктивное сходство обеих серий кораблей заканчивалось.

На дредноутах типа "Кайзер" в каждой кочегарке установили по одному водотрубному котлу морского типа угольного отопления с различными вспомогательными механизмами. К носу, в районе 1Х-го основного отсека, рядом с расположенной по диагонали и сдвинутой назад к ЛБ башенной установкой "С" в выгородке оборудовали кочегарку для четвёртого котла. На типе "Кёниг" в каждой кочегарке имелось по два водотрубных котла морского типа угольного отопления (всего шесть).

В IX-м основном отсеке пространство корпуса между нижней палубой и палубной платформой разделили на три помещения, ограниченные с бортов противоторпедными переборками. На настиле двойного дна в этих помещениях оборудовали погреба боеприпасов. На дредноутах типа "Кайзер" по ЛБ. а у типа "Кёниг" по ДП под башенной установкой "С" расположили погреба 305-мм снарядов и зарядов и их подъёмники. Остальное пространство занимали погреба 150-мм снарядов и зарядов. На настиле нижней палубы, соответственно расположению башни, установили подбашенные подкрепления, а на бронированной палубе барбеты этих башен. Остальное пространство занимали погреба 150-мм снарядов и зарядов и 88-мм унитарных патронов.

В Х-м основном отсеке на дредноутах типа "Кайзер" правее ДП установили точно такие же подбашенные подкрепления правой средней башенной установки "В" с аналогичными погребами подъёмниками 305-мм и 150-мм снарядов и зарядов и 88-мм унитарных патронов, а на бронированной палубе установили барбет этой башни. У типа "Кёниг" пространство корпуса между противоторпедными переборками от настила двойного дна до бронированной палубы занимало среднее КО. Двумя продольными переборками его разделили на три кочегарки, в каждой из которых имелось по два водотрубных котла.

В XI-м основном отсеке на дредноутах типа "Кайзер" пространство корпуса между противоторпедными переборками от настила двойного дна до бронированной палубы занимало среднее КО. Двумя продольными переборками его разделили на три кочегарки, в каждой из которых имелось по два водотрубных котла морского типа угольного отопления (всего шесть) с различными вспомогательными механизмами. Под КО в двойном дне оборудовали нефтяные цистерны. У типа "Кёниг'' — переднее КО, в трёх кочегарках которого имелось по одному водотрубному котлу морского типа нефтяного отопления.

В XII-м основном отсеке на дредноутах типа "Кайзер" пространство корпуса между противоторпедными переборками от настила двойного дна до бронированной палубы занимало переднее КО. Двумя продольными переборками его разделили три кочегарки, в каждой из которых имелось по два водотрубных котла морского типа угольного отопления (всего шесть). Побортно на всём протяжении погребов боеприпасов и КО располагались те же защитные угольные ямы и коффердамы, а под трюмом двойное дно.

В XIII-м основном отсеке на дредноутах типа "Кайзер" по ДП установили точно такие же подбашенные подкрепления носовой башенной установки "А", у типа "Кёниг" носовой линейно-возвышенной башенной установки "В" с аналогичным расположением подъёмников боеприпасов, погребами 305-мм и 150-мм снарядов и зарядов и 88-мм унитарных патронов, а на бронированной палубе барбеты этих башен.

В XIV-м основном отсеке на дредноутах типа "Кайзер" на нижней палубной платформе по высоте до бронированной палубы помещение передних бортовых ТА ПрБ и ЛБ выгородкой разделили на два отдельно для каждого ТА. Бронированный люк в верхней частя помещения и тралы одновременно использовали для транспортировки торпед с верхней палубы. В бортах в специальных герметичных наделках установит концевые части труб ТА. Концы труб ТА снаружи закрывались водонепроницаемыми крышками.

На дредноутах типа "Кёниг" по ДП установили точно такие же подбашенные подкрепления носовой башенной установки "А" с аналогичными подъёмниками боеприпасов, погребами 305-мм и 150-мм снарядов и зарядов и 88-мм унитарных патронов, а на бронированной палубе барбет этой башни, а в XV-м основном отсеке оборудовали точно такой же, как у типа "Кайзер", отсек передних бортовых ТА ПрБ и ЛБ.

XV-й, XVI-й и XVII-й основные отсеки на дредноутах типа "Кайзер", и XVI-й, XVII-й и XVIII-й основные отсеки на типа "Кёниг" имели схожую конструкцию и установленное в них оборудование.

В двойном дне оборудовали цистерны питьевой воды. Помещения на настиле внутреннего дна и палубной платформе оборудовали под кладовые различных видов провизии и холодильные камеры (рефрижераторы). На верхней палубе имелись помещения носовых динамомашин (по две в каждом).

В носовой оконечности отделили выгородку для размещения практических отделений торпед и их зарядных отделений носового ТА. В трюме проходила труба носового ТА. закрывающаяся снаружи водонепроницаемой крышкой. Далее в нос помещение служило таранным отсеком.

В корме у самого ахтерштевня в пространстве от бронированной и до главной палубы имелись пустые помещения, за ними оборудовали различные кладовые: вина и продуктовых запасов для командира и офицеров, личных вещей офицерского состава, шкиперского имущества, склад парусиновых коек экипажа и по ПрБ помещение привода кормового шпиля.

На скосах бронированной палубы по высоте до главной по ЛБ и ПрБ расположили резервные угольные ямы. подкрепления под бортовые башни 305-мм орудий, а по высоте от главной до верхней палуб — верхние угольные ямы. На плоской части бронированной палубы в районе МО и КО ближе к ДП установили воздуходувки для подачи воздуха в эти отсеки и произвели вырезы для прохода кожухов дымовых труб.

В носовой оконечности в пространстве от бронированной и до главной палубы разместили помещение привода носовых шпилей, имелись различные кладовые, кубрики для команды и у самого форштевня пустые помещения таранного отсека.

Главная палуба представляла собой в основном жилую палубу. В кормовой оконечности разместили каюты офицеров, инженер-механиков, гардемарин, в средней части — кубрики унтер-офицеров, помещения различных мастерских, в носовой оконечности — кубрики унтер-офицеров и матросов.

На дредноутах типа "Кайзер'" на главной палубе непосредственно у ахтерштевня находилась каюта командира корабля с двумя установленными в ней 88-мм орудиями. У типа ''Кёниг'' этих орудий уже не устанавливали. Затем располагались каюты офицеров. рентные служебные помещения и кают-компания.

Внутри каземата, разделённого продольными и поперечными противоосколочными переборками и двумя барбетами бортовых башен на 14 отдельных помещений, установили 150-мм орудия. Ближе к ДП между продольными противоосколочными переборками находились кубрики для команды, радиорубка и вырезы для прохода кожухов дымовых труб. Вне каземата в носовой оконечности оборудовали помещения различных мастерских, затем кубрики унтер-офицеров и матросов и, наконец, стационарный лазарет.

На кормовой части верхней палубы разместили световые люки жилых помещений и палуб, шпиль кормового якоря н кнехты. На палубе полубака расположили заднюю и переднюю надстройки, в носовой оконечности — шпили трёх носовых якорей, кнехты и якорные клюзы.

В задней надстройке оборудовали различные служебные помещения, поверх её — заднюю боевую рубку, грот-мачту, кожух задней дымовой трубы, шахты вентиляции и подачи воздуха и четыре зенитных 88-мм орудия. В средней части установили разъездные катера и спасательные шлюпки, побортно краны спуска-подъёма спасательных средств и бронированные дальномерные посты.

На передней надстройке разместили кожух передней дымовой трубы, переднюю боевую рубку с постом управления артиллерийским огнём.