Бронирование

 

Средства защиты включали систему бронирования и другие способы предотвращения гибели корабля от потери непотопляемости или остойчивости.

Систему бронирования образовывали броневые плиты и листы, изготовленные по технологии Круппа из никелевой стали (никель 3,5-4%, хром 1-2%) с закалённым (цементированным) наружным слоем, и из броневой стали с низким содержанием никеля (никель 1-1,5%, хром 0,5-1 %).

В систему бронирования входили: броневой пояс почти по всей КВЛ. бронирование цитадели и каземата с расположенными в нём 150-мм орудиями противоминного калибра, горизонтальное бронирование палуб, защищенные достаточно толстой броней барбеты и 305-мм орудийные башенные установки, боевые рубки для управления кораблём в бою, поперечные броневые переборки для защиты от продольных попаданий снарядов в середину корабля со стороны носа и кормы и входящие в конструктивную подводную защиту противоторпедные переборки.

В основном бронирование дредноутов типа "Кайзер" и "Кёниг" было почти одинаковым, но по сравнению с кораблями первой и второй серий его усилили.

У дредноутов типа "Кайзер" вес бронирования составлял, согласно Brayer [5], 9855 т (40,5% нормального водоизмещения) и Groner [8], 9940 т (40,2%), против, согласно Эверс [4], 8390 т (36,8%), Brayer [5], 8212 т (36,6%) и Groner [8], 8212 т (36,0%) у типа "Гельголанд"; Burt [6], 5706 т (28,66%) у британского "Нептун". Вес броневой защиты типа "Кайзер" превышал вес типа "Гельголанд", по разным данным, на 1643-1728 т, "Нептун" на 4149-4234 т.

У дредноутов типа "Кёниг" вес бронирования составлял, согласно Эверс [4], 10450 т (40,5% нормального водоизмещения), Brayer [5], 10283 т (40,5%) и Groner [8], 10370 т (40,2%), против, согласно Brayer [5], 9855 т (40,5%) и Groner [8], 9940 т (40,2%) у типа "Кайзер"; Burt [6], 6460 т (28,72%) у типа "Орион". Вес броневой защиты превышал вес типа "Кайзер", по разным данным, всего на 428-510 т, "Орион" на 3823-3990 т, и всё потому, что в Германии бронирование башенных установок и остальной артиллерии относили к разделу броневой защиты, а в Великобритании к разделу вооружения.

В целях усиления броневой защиты корпуса кораблей разделили на три части: среднюю часть, расположенную между концевыми барбетами, носовую и кормовую оконечности.

Среднюю часть прикрывал бортовой броневой пояс переменной толщины, проходящий до верхней палубы и оканчивающийся броневыми поперечными переборками, соединёнными с этими барбетами, и бронированная палуба, проходящая здесь на уровне средней палубы.

В носовой оконечности защиту ограничили протяжением броневого пояса от передней броневой поперечной переборки до форштевня и бронированной палубой, проходящей здесь до форштевня значительно ниже КВЛ на уровне нижней палубы.

В кормовой оконечности защита имела ту же протяжённость, что броневой пояс и бронированная палуба, только до кормовой поперечной броневой переборки.

Бортовое бронирование несколько усилили. Бортовой броневой пояс в средней части борта достигал толщины 350 мм, против 300 мм у типа "Гельголанд" и 270-290 мм у типа "Нассау", и состоял из двух полос переменной толщины: главного (нижнего) броневого пояса по КВЛ и верхнего, расположенного выше главного между главной и верхней палубами и обспечивающего бронирование цитадели.

Все вертикальные и горизонтальные броневые плиты, за исключением относительно тонкого нижнего пояса из броневой стали с низким содержанием никеля у форштевня и в корме, изготовили по технологии Круппа из никелевой стали с закалённым (цементированным) наружным слоем. По длине корабля толщина плит броневого пояса была различной.

Толщина плит главного (нижнего) броневого пояса по КВЛ от кормы к носу у дредноутов типа "Кайзер" составляла, согласно Brayer [5] и Groner [8], О-180-350 (постепенно уменьшалась до 180 мм у нижней кромки)-120 мм [у типа "Гельголанд": 0-120-300 (до 170 мм)-120 мм)]; Conwey [7], 350-80 мм; в носовой оконечности 180-80 мм, в кормовой 180-125 мм (на "Кайзерин" и "Принц-регент Луитпольд" несколько меньше: 150-80 мм в носовой и 150 мм в кормовой); у типа "Кёниг", согласно Brayer [5], соответственно, 0-180-350-150-120 мм; Conwey [7], 350-80 мм, причём в носовой оконечности 180-80 мм, в кормовой 180-125 мм; Groner [8], 0-180-350-120 мм.

При общей ширине главного броневого пояса или высоте его плит, равной 3,50 м, на длине между концевыми барбетами толщина пояса составляла 350 мм на площади от главной палубы (на 1,80 м выше КВЛ) и до 0,36 м ниже КВЛ (по высоте 2,16 м от верхней кромки плиты) с постепенным уменьшением книзу её толщины до 180 мм у нижней кромки на расстояние 1,7 м ниже КВЛ.

В носовой оконечности главный броневой пояс не доходил до верхней палубы, но в районе форштевня он доходил и до неё, одновременно опускаясь значительно ниже КВЛ. У типа "Кайзер" толщина плит составляла 180 мм с постепенным уменьшением у нижней кромки до 120 мм (на "Кайзерин" и "Принц-регент Луитпольд" несколько меньше: 150 мм с уменьшением у нижней кромки до 120 мм), а у самого форштевня из 120-мм плит одинаковой толщины, в то время как у типа "Кёниг" 200 мм приблизительно на 1/3 длины, а далее 150 мм, а у нижней кромки, соответственно, до 150 мм и 120 мм.

В корме на кораблях обеих серий пояс доходил до главной палубы и в районе кормы уменьшался до 120-80 мм, не доходя до ахтерштевня, оканчивался броневой поперечной переборкой приблизительно одинаковой толщины с кормовой частью пояса. У типа "Кайзер" пояс имел 180-мм толщину с уменьшением до 150 мм у нижней кромки (на "Кайзерин" и "Принц-регент Луитпольд" также до 150 мм), в то время как у типа "Кёниг" 200 мм (150 мм у нижней кромки) и далее 180 мм (150 мм у нижней кромки)

Длина главного броневого пояса определялась расстоянием между осями концевых башенных установок "А" и "Е", что для дредноутов типа "Кайзер" равнялось 89 м и типа "Кёниг" 93 м, а с учётом наружного диаметра барбета 9,1 м, соответственно, должна была составлять 96 м и 100 м.

Толщина плит верхнего броневого пояса, расположенного выше главного между главной и верхней палубами и прикрывавшего цитадель, составляла, согласно Эверс [4] и Conwey [7], 200 мм; Brayer [5] и Groner [8], от кормы к носу 130-180-120 мм (у типа "Гельголанд":100-170-120 мм). По другим данным, главный броневой пояс толщиной 200 мм продолжался от главной до верхней палуб и состоял из вертикальных плит высотой 5,7 м.

На британских дредноутах главный броневой пояс также состоял из двух полос переменной толщины: нижнего, расположенного по всей КВЛ, и верхнего, расположенного выше нижнего и охватывающего концевые барбеты. На "Нептуне" нижний броневой пояс имел толщину 63-178-203-254-203-63 мм, верхний 63-178-203-178-63 мм; на "Колоссус" и "Геркулес": главный броневой пояс 203-279-203 мм, передняя часть пояса 178-63 мм, задняя 63 мм; на кораблях типа "Орион" главный броневой пояс по всей КВЛ — 305-мм в средней части корабля, 152-126 мм в передней части пояса, 63-мм в задней, и 203-мм верхний.

Бронирование каземата с установленными в нём на верхней палубе 150-мм орудиями проходило от барбета башенной установки "А" до "D" у типа "Кайзер" и от "В" до "D" у типа "Кёниг". Толщина броневых плит каземата составляла 170 мм, с установкой 80-мм щитов на орудия и 15-20 мм экранов и внутренних противоосколочных переборок между ними.

Палубу полубака забронировали частично, она имела 30-мм толщину над казематом 150-мм орудий.

Верхнюю палубу забронировали на всей площади. У типа "Кайзер" верхняя палуба имела 25-30-мм толщину между концевыми барбетами, у типа "Кёниг" 30-мм в средней части корабля вне каземата и 20-мм, как настил его пола.

В корме и средней части бронированную палубу установили на уровне средней, в носовой оконечности на уровне нижней, соединив поперечной броневой переборкой. Согласно Conwey [7], у типа "Кайзер" она имела 60-мм толщину в носовой оконечности, 30-мм в средней части и 60-100-мм в кормовой, увеличиваясь до 120 мм Над рулевыми машинами, где ее несколько приподняли; Brayer [5] и Groner [8], толщина листов настила бронированной палубы составляла 60 мм с 100-мм скосами ("Гельголанд": 55 мм с 80-мм скосами).

На британских "Нептун" главная палуба имела толщину 32 мм, средняя: плоская часть и скосы 44 мм, нижняя 75-38 мм: у типа "Орион" верхняя 32 мм: главная 32 мм; средняя: плоская часть и скосы 25 мм; нижняя: в носовой оконечности 63-25 мм. в кормовой 102-76 мм.

Согласно Brayer [5] и Groner [8], 305-мм башенные установки имели 300-мм толщину лицевых плит. 250-мм боковые стенки, 290-мм заднюю стенку, 110-мм наклонную часть крыши и 80-мм плоскую её часть: Conwey [7]. толщина стенок/крыши башен 300, 250, 170-100 мм: Burt [6]. на британских "Нептун" толщина стенок башни 279-203 мм; "Колоссус" и "Геркулес" стенок/крыши башни 279-102-76 мм, у типа "Орион" 279-102-76 мм.

Барбеты с внутренним диаметром 8,5 м имели сплошное круговое бронирование переменной толщины, величина которого изменялась в пределах 300-80 мм. уменьшаясь с 300 мм до 220 мм там, где они перекрывали один другого. Не защищённые ничем наружные части концевых барбетов имели 300-мм толщину до бронированной палубы, но позади верхнего броневого пояса её уменьшили до 140 мм, а главного 80 мм. С учётом 300-мм толщины стенки максимальный наружный диаметр барбета составлял 9,1 м. На британских "Нептун" толщина стенок барбетов 254-229-126 мм: "Колоссус" и "Геркулес" 279-254-229-178-102 мм, у типа "Орион" 254-229-178-152-76 мм.

Стенки передней боевой рубки имели 350-мм толщину с обычным увеличением до 400-мм в районе смотровых щелей, 150-мм крышей у типа "Кайзер" и 180-мм у типа "Кёниг", в то время как задние боевые рубки на всех кораблях были одинаковые, имея 200-мм толщину стенок и 50-мм крышу (у типа "Гельголанд": толщина стенок/крыши передней боевой рубки 400/100 мм, задней 200/50 мм); Burt [6], на британских "Нептун", "Колоссус" и "Геркулес" передняя боевая рубка: боковые стенки 279 мм, задняя 203 мм, крыша 76 мм, настил пола 51 мм; рубка управления артогнём: борта 152 мм, крыша 76 мм; рубка управления торпедным оружием (кормовая боевая рубка) - борта и крыша 76 мм; у типа "Орион" толщина стенок передней и задней боевых рубок 279-102-76 мм.

Согласно Brayer [5], Conwey [7] и Groner [8], толщина листов противоторпедных переборок у дредноутов типа "Кайзер" составляла 40 мм. ("Кайзерин" и "Принц-регент Луитпольд" - 50 мм, так как на них в носовой оконечности и в корме главный броневой пояс был несколько тоньше); "Гельголанд" - 30 мм; на "Кёниг", согласно Brayer [5] и Groner [8], 40 мм; Conwey [7], 50 мм. На всех линкорах противоторпедные переборки продолжались 30-мм противоосколочной переборкой до верхней палубы; Burt [6], на британских "Нептун", "Колоссус" и "Геркулес" противоторпедные переборки отсутствовали, но имелись экраны пороховых погребов толщиной 76-51-38-32 мм; у типа "Орион" противоторпедные переборки также отсутствовали, а имелись экраны пороховых погребов несколько меньшей толщины 44-38-32-25 мм.

Противоторпедная переборка имела такую же длину, что и 350-мм главный броневой пояс, и в районе миделя проходила на расстоянии около 4 м от бортовой обшивки. Ещё одну (более тонкую) 20-мм переборку установили на половине расстояния от наружной обшивки корпуса. Эта переборка с обшивкой борта образовывала коффердам.

Коффердам оставался пустым, как камера расширения при взрыве, а расположенные между двумя продольными переборками помещения заполняли углём и использовали как угольные ямы. В противоторпедной переборке двери типа гильотин обеспечивали доступ из них в кочегарки. Остальные угольные ямы расположили на бронированной палубе по обе стороны от противоосколочной переборки. На крупных германских кораблях доставка угля из кочегарок была неизмеримо трудна. Зато эта система обеспечивала хорошую противоторпедную защиту, но вызывала дополнительные трудности для работы систем осушения и кренования в средней части корабля. В носовой оконечности системы осушения и кренования работали также не в самых лучших условиях, особенно выше бронированной палубы, и большие помещения бортовых 600-мм ТА не улучшали положения установленных в них систем.

Главная поперечная броневая переборка имела толщину 300 мм от бронированной палубы до главной между противоторпедными и противоосколочными переборками, 200 мм вне их и 170 мм между главной и верхней.

Согласно Conwey [7], у типа "Кайзер" толщина плит поперечных броневых переборок составляла 300-130 мм; Burt [6], на "Нептун" в 203-126 мм в кормовой оконечностях, 126-102 мм в носовой.

У типа "Кёниг", согласно Brayer [5], толщина плит поперечных броневых переборок в кормовой и носовой оконечностях составляла 170-200 мм; Conwey [7], 300-130 мм; Burt [6], у типа "Орион" главные поперечные переборки в оконечностях: носовой 152 мм, кормовой 254 мм; верхние боковые переборки 203 мм, передняя 102-13 мм, задняя 63 мм.

Германские дредноуты и современные им линейные крейсера всегда имели репутацию хорошо защищённых от попаданий снарядов и торпед кораблей. В целом это мнение было заслуженным, хотя и у них имелись определённые недостатки. Среди других главным недостатком явилось наличие точных сведений о схеме защиты этих кораблей, в отличие от значительно ограниченных сведений о бронировании кораблей королевского флота Великобритании.

В общем бронирование было намного лучше, чем на дредноутах двух первых серий, хотя необходимо отметить как недостаток большую разницу в толщинах бронирования барбетов, тонкие крыши орудийных башен и значительное уменьшение толщины нижней кромки главного броневого пояса ниже КВЛ.

Броневая защита первых британских дредноутов, включая тип "Орион", оставляла желать много лучшего, и главный броневой пояс незначительно уходил в воду ниже КВЛ, но это не давало право говорить, что уже германские дредноуты типа "Гельголанд" во всех аспектах превосходили бронирование британских кораблей. Значительное усиление бронирования произвели лишь на дредноутах типа "Кайзер" и типа "Кёниг".

Кроме бронирования в систему защиты корабля входили специальные устройства конструктивной защиты в виде проходящих вдоль всех машинно-котельных отделений бортовых продольных коффердамов (коридоров), защитных угольных ям, прикрытие котельных отделений ямами с углём и оснований дымовых труб броневыми колосниками, разделения подводной части корпуса на крупные основные отсеки и относительно мелкие водонепроницаемые помещения и цистерны.