1914 г.

 

28 июля 1914г. с объявления Австро-Венгрией войны Сербии началась первая мировая война. В начале войны 16 германских дредноутов и линейных крейсеров противостояли 24 британским, а 22 додредноута 36 британским.

Командующий флотом Открытого моря вице-адмирал фон Ингеноль держал свой флаг на "Фридрих дер Гроссе". С началом войны в августе 1914г. в составе флота Открытого моря имелись следующие эскадры:

I-я линейная эскадра (восемь дредноутов). Командующий 1-й эскадрой и одновременно 1 -и дивизией вице-адмирал фон Ланс, младший флагман контр-адмирал Гедике. "Остфрисланд" (флагманский корабль командующего эскадрой и одновременно 1-й дивизии), "Тюринген", "Гельголанд", "Ольденбург", "Позен" (флагманский корабль младшего флагмана и командующего 2-й дивизии), "Рейнланд", "Нассау" и "Вестфален".

На протяжении всей войны боевую деятельность линкоров 1-й линейной эскадры в составе 1-й и 2-й дивизии полностью подчинили действиям флота Открытого моря. В 1914-1916 гг. линкоры эскадры принимали участие практически во всех операциях, проводимых флотом Открытого моря, за исключением времени нахождения на верфи во время очередного планового ремонта. "Остфрисланд" в течение всей войны являлся флагманским кораблём командующего эскадрой, а "Позен" - младшего флагмана.

II-я линейная эскадра (восемь додредноутов). Командующий II-й эскадрой и одновременно 3-й дивизией вице-адмирал Шеер, младший флагман контр-адмирал Мауве. "Прёйссен" (флагманский корабль командующего эскадрой и одновременно 3-й дивизии), "Шлезиен", "Гессен", "Лотринген", "Ганновер" (флагманский корабль младшего флагмана и командующего 4-й дивизии), "Шлезвиг-Гольштейн", "Поммерн" и "Дёйчланд".

После возвращения из похода к берегам Норвегии, 26 августа в состав II-й эскадры вместо додредноута "Гессен" должен был войти дредноут "Кёниг". Но в связи с началом войны "Гессен" оставили на действующей службе в составе II-й эскадры.

С началом войны со дня мобилизации 1 августа 1914г. "Прёйссен", "Гессен", "Лотринген", "Ганновер", "Шлезвиг-Гольштейн", "Поммерн" и "Шлезиен" в составе II-й эскадры перешли на рейд Альтенбрух, где они принимали участие как в службе сторожевого охранения, так и для поддержки службы охранения в Гельголандской бухте и на рейде Альтенбрух (в устье р. Эльба). Периодически их использовали во всех операциях в составе флота Открытого моря в Балтийском и Северном морях.

III-я линейная эскадра (шесть дредноутов, без "Маркграфа" и "Кронпринца"). Командующий III-й эскадрой и одновременно 5-й дивизией контр-адмирал Функе, младший флагман контр-адмирал Шауман. "Принц-регент Луитпольд" (флагманский корабль командующего эскадрой и одновременно 5-й дивизии), "Кайзерин", "Кайзер" (флагманский корабль младшего флагмана), "Кёниг Альберт", "Кёниг" и "Гроссер Курфюрст".

1 августа 1914 г. "Кайзер" определили флагманским кораблём младшего флагмана III-й линейной эскадры, должность которого во время осенней смены командных должностей 1914 г. должен был занять контр-адмирал Хеббингсхауз, но в связи с началом войны эти планы отпали.

С началом мобилизации возникла необходимость в срочном назначении младшего флагмана III-й линейной эскадры. В результате младшим флагманом назначили контр-адмирала Шаумана, занимавшего до этого должность начальника, морской академии. 2 августа контр-адмирал Шауман поднял свой флаг на борту "Кайзера", который отныне и до 30 ноября 1916г. оставался флагманским кораблём младшего флагмана III-й линейной эскадры, хотя в ходе войны младший флагман неоднократно переносил свой флаг на другие корабли.

Первоначальный замысел, что "Гроссер Курфюрст" должен сменить додредноут "Лотаринген" в составе II-й линейной эскадры, отпал из-за начала войны. С сентября дредноут был готов к боевым действиям. Под руководством его первого командира (бывшего начальника отдела морского генерального штаба) капитана 1-го ранга Гоэттэ назначили офицерский состав и сформировали экипаж корабля.

I V-я (резервная) эскадра (восемь устаревших до-дредноутов). Командующим IV-й эскадрой и одновременно 7-й дивизией назначили инспектора морской артиллерии вице-адмирала Шмитта. Младшими флагманами и одновременно командующими 8-й дивизией являлись: инспектор 2-й инспекции морского ведомства контр-адмирал Альберте (август 1914 г. - август 1915 г.) и контр-адмирал Энгельгарт (август-декабрь 1915г.).

С началом войны, согласно мобилизационному плану, устаревшие линкоры "Виттельсбах" (флагманский корабль командующего эскадрой и одновременно 7-й дивизией), "Веттин", "Швабен" (бывший учебный артиллерийский корабль), "Мекленбург"; "Брауншвейг" (флагманский корабль младшего флагмана и командующего 8-й дивизией), а с августа 1915 г. "Швабен", "Эльзас" и "Церинген" из состояния 1-й степени готовности (вооружённый резерв) 31 июля 1914 г., по другим данным, 1 августа срочно зачислили в состав вновь сформированной IV-й эскадры, образованной из кораблей резервной дивизии Балтийского моря.

В период с 7 по 11 августа устаревшие линкоры IV-й эскадры довооружили, укомплектовали экипажами до штатного, обеспечили положенным снабжением и проверили их готовность к выходу в море. Затем они начали проходить учёбу по программе одиночного корабля и в составе дивизии, и вскоре резервная эскадра стала действующей.

С началом войны IV-ю эскадру подчинили командованию флота Открытого моря и с августа 1914 г. начали использовать в Северном море как в Передовой сторожевой службе, так и в составе поддержки этой службы в Гельголандской бухте (большей частью на рейде Альтенбрух и в устье р. Эльба). Одновременно она принимала участие во всех операциях в составе флота Открытого моря в Балтийском и Северном морях, однако уже осенью 1914 г. её временно передали в распоряжение главнокомандующего морскими силами Балтийского моря гросс-адмирала принца Генриха Прусского.

V-я (резервная) эскадра (семь устаревших броненосцев). С началом войны согласно мобилизационному плану устаревшие броненосцы "Кайзер Вильгельм II", "Кайзер Вильгельм дер Гроссе", "Кайзер Барбаросса", "Кайзер Фридрих III", "Кайзер Карл дер Гроссе", "Вёрт" и "Бранденбург" из вооруженного резерва 2-й степени перевели в боеготовое состояние, снова вернув к активной службе, и 5 августа включили в состав V-й эскадры флота Открытого моря, базирующейся в Северном море.

Командующим V-й эскадрой и одновременно 9-й дивизией назначили вице-адмирала Грапова. Командир линкора "Кайзер Фридрих III" капитан 1-го ранга (затем контр-адмирал) Бегас одновременно занял должность младшего флагмана и командующего 10-й дивизией.

4 августа 1914 г. Великобритания объявила войну Германии. 1-я и III-я линейные эскадры базировались в бухте Яде (Вильгельмсхафен), 11-я линейная эскадра додредноутов расположилась в устье реки Эльба.

Проведённые после начала войны в соответствии с оперативными планами германского морского командования заградительные минные операции и операции германских подводных лодок не привели к желаемому уравнению сил. До конца сентября ни один линейный корабль противника потоплен не был.

После начала войны очень скоро обнаружилось, что англичане не собираются устанавливать ближнюю блокаду и что дозорную службу несут только их подводные лодки. В течение первых двух месяцев войны, несмотря на дальнюю разведку, морские силы противника немцы обнаружили в районе Гельголандской бухты лишь дважды: 28 августа и 10 сентября. 28 августа произошел бой у Гельголанда, а 10 сентября идущие западным курсом корабли противника заметили к западу от устья реки Эмс.

Во второй половине сентября предполагалось послать линейные крейсера к Скагерраку, чтобы перехватить крейсера противника. Намерение командующего флотом вице-адмирала фон Ингеноля пройти с линкорами до Хорнс Рифа навстречу возвращающимся крейсерам пришлось отставить в виду телеграфного распоряжения от 19 сентября из ставки. Начальник морского генерального штаба вице-адмирал Поль опасался, что выдвинувшиеся на большое расстояние от своих баз корабли будут вынуждены принять бой в невыгодных для себя условиях.

Вечером 24 сентября морской генеральный штаб получил сведения, что Гранд-Флит, протралив заграждение, во второй половине дня вошёл в пролив Большой Бельт. По инициативе ставки германского верховного командования лёгкие крейсера были немедленно переброшены на Балтику, и началась подготовка дредноутов для прохода через канал. 25 сентября выяснилось, что информация неверна.

Шестинедельный опыт войны привёл командующего флотом вице-адмирала фон Ингеноля к убеждению, что методы ведения войны на море должны быть изменены и что успех может быть достигнут только инициативными действиями. В соответствии с этим он просил ставку разрешить предпринять всем флотом активные операции вне Гельголандской бухты, даже с риском быть вынужденным вступить в бой с превосходящими силами противника.

Адмирал указывал также на трудности, происходящие от закрытия проливов Большой и Малый Бельт, и предлагал их снова открыть, предложения командующего приняты не были. 6 октября ставка предписала ему воздержаться от действий, которые могли бы повлечь значительные потери, так как момент использования флота ещё на наступил. 16 сентября, за несколько дней до предложения командующего, Тирпиц рекомендовал подождать, пока Турция не выступит и на западном фронте во Франции не произойдёт решающий поворот событий.

Ставка требовала продолжения малой войны с помощью подводных лодок, эсминцев и минных заградителей, имея, однако, в виду и их сохранение, чтобы после занятия франко-бельгийского побережья в них не оказалось нехватки. Командующему флотом разрешалось для нанесения противнику вреда использовать благоприятную обстановку, избегая при этом своих крупных потерь. Этот приказ мотивировался необходимостью иметь боеспособный флот, чтобы влиять на нейтральные страны и не использовать сухопутные войска для обороны побережья.

Вместе с тем командующий получил право выслать в море линейные крейсера, что он и сделал в ноябре и декабре 1914г., послав их обстреливать прибрежные английские города в надежде, что обстрел побудит англичан отправить свой линейный флот или часть его в южную часть Северного моря, где они подвергались бы большей опасности от мин и атак подводных лодок.

После начала войны 1-й группе разведывательных кораблей в составе линейных крейсеров "Зейдлиц", "Мольтке", "Фон-дер-Танн", тяжёлого крейсера "Блюхер" с сентября 1914 г. и "Дерфлингера" поручили охранение Гельголандской бухты. Кроме своих линейных крейсеров, ей передали в подчинение все предназначенные для Передовой сторожевой службы соединения кораблей, в том числе IV-ю, V-ю и VI-ю эскадры, а также гидросамолеты и дирижабли. Эта система охранения оставалась в действии до августа 1918г.

26 августа у входа в Финский залив в тумане сел на мель лёгкий крейсер "Магдебург". В 09.10, когда показались силуэты русских крейсеров, командир отдал приказ взорвать корабль. Взрыв разрушил носовую часть крейсера, что помешало русским стащить его с камней.

Все важнейшие документы немцы сожгли ещё до момента взрыва крейсера. Оставили только свод сигналов и шифры для переговоров с кораблями, помощи которых ожидали. Появление русских крейсеров принудило немцев спешно покинуть корабль. Оставшиеся секретные книги в свинцовых переплетах согласно правилам выбросили за борт, что считалось вполне достаточным при большой глубине моря. Обследование как самого крейсера, так и места его аварии водолазами дало в руки русского командования исключительно ценные документы. Были найдены секретные шифры.

Захваченные материалы позволили овладеть методикой составления германских шифров. Несмотря на частую смену ключей и самих шифров, применявшихся в германском флоте, благодаря получению радиошифра и других материалов с крейсера "Магдебург", все германские радиограммы в дальнейшем легко расшифровывались. Русское командование не только использовало полученные документы для обеспечения боевой деятельности Балтийского флота, но и поделилось ими с англичанами, которые также систематически использовали их для борьбы с германским флотом. Тот факт, что все радиопереговоры германского флота расшифровывались союзниками, долгое время оставался неизвестным германскому командованию.

В самом начале войны, 28 августа в 08.30, во время набега соединения английских крейсеров в Гельголандскую бухту в этой части германского побережья стояла малая вода (отлив). Это означало невозможность выхода в море в течение утра для крупных германских кораблей.

Когда в 12.25 командующий флотом Открытого моря вице-адмирал фон Ингеноль отдал приказание своим 14 дредноутам как можно скорее разводить пары, линейные крейсера "Зейдлиц", "Мольтке" и "Фон-дер-Танн" уже выходили в бухту. Но они смогли лишь в 12.30 выйти из Вильгельмсхафена. Сначала пришлось ждать разводки бонов. В дальнейшем их выход ещё более задержался, так как возвращавшийся с дежурства в сторожевом охранении "Гельголанд", вопреки очевидной целесообразности, настоял на своем праве пройти первым.

Наконец в 13.10 "Зейдлиц", "Мольтке" и "Фон-дер-Танн" вышли в бухту, однако атаковать крейсера англичан уже не успели. В результате ряда беспорядочных боестолкновений кораблей противников в условиях густого тумана немцы потеряли три лёгких крейсера и миноносец, англичане потерь в кораблях не понесли.

По мнению Вильгельма II, высказанному им начальнику морского генерального штаба вице-адмиралу Полю, германский флот стал излишне беспечен в результате низкой активности англичан. Он приказал принять меры для предотвращения в дальнейшем таких внезапных нападений и запретил флоту выходить и даже высылать крейсера без его разрешения. Из этого выхода сделали вывод, что в будущем дивизия линкоров и два линейных крейсера должны постоянно находиться на рейде Шиллинг.

В октябре вспомогательный крейсер "Берлин" вышел в Атлантический океан и 19 октября сумел поставить мины западнее северной оконечности Шотландии. На них 26 октября подорвался английский дредноут "Одэйшес" (1913 г., 24000 т, 5x2 343-мм). Вследствие плохой организации борьбы за непотопляемость он затонул на полпути к базе.

После гибели "Одэйшеса" и ещё трёх крейсеров осторожный командующий Гранд-Флитом адмирал Джеллико 30 октября проинформировал Адмиралтейство, что будет сражаться с германским флотом только в северной части моря. Если при этом немцы начнут отходить, он расценит их действия за маневр наведения на мины или подводные лодки и откажется от преследования. Несмотря на некоторые потери англичан от подводных лодок и мин, немцам не удалось серьезно ослабить флот противника, а о гибели "Одэйшеса" немцы не знали.

С 25 октября дредноут 4-й серии "Гроссер Курфюрст" находился в Северном море в составе III-й линейной эскадры в полной боевой готовности.

В октябре вице-адмирал фон Ингеноль обратился в морской генеральный штаб с предложением выманить в море часть сил противника путём обстрелов прибрежных городов Англии. Последовал ответ, запрещавший применение основных сил флота, разрешались лишь действия линейных крейсеров. 20 октября фон Ингеноль получил приказание повторить постановку мин у Ферт-оф-Форта с лёгкого крейсера. В связи с этим в штабе флота разработали план набеговой операции оперативного соединения в составе 1-й и II-й групп разведывательных кораблей с целью постановки мин лёгкими крейсерами между Лоустофтом и Ярмутом. Так как лёгкие крейсера - постановщики мин не успевали до рассвета к месту постановки, возникла идея: для отвлечения внимания противника обстрелять с линейных крейсеров портовый город Ярмут.

Для прикрытия обстрела побережья и постановки мин 1-я и 111-я линейные эскадры (14 дредноутов со 156 орудиями калибра 280-мм и 305-мм) развертывались в дальнем охранении в районе Терсхеллинга, то есть не выходя за пределы разрешенного им германской ставкой района действий.

Первый такой боевой поход флота Открытого моря с целью обстрела восточного побережья Англии в районе Грейт-Ярмута и постановки мин между Ловестофтом и Ярмутом под общим командованием контрадмирала Хиппера (50 лет) состоялся 2-4 ноября.

2 ноября в 16.30 с внешнего рейда Шиллинг бухты Яде (Вильгельмсхафен) вышли в боевой поход лёгкие крейсера II-й группы разведывательных кораблей "Страсбург" и "Грауденц". За ними в 3 милях шли линейные крейсера 1-й группы "Зейдлиц" (флагманский корабль Хиппера), "Мольтке", "Фон-дер-Танн" (флагманский корабль 2-го флагмана) и броненосный крейсер "Блюхер", у них в кильватере лёгкие крейсера "Кольберг" и "Штральзунд" с минами на борту.

В 18.00 из бухты Яде в море в район Терсхеллинга вышли 1-я (восемь дредноутов типа "Гельголанд" и "Нассау") и III-я ("Фридрих дер Гроссе", "Кайзер", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт" и "Гроссер Курфюрст") линейные эскадры.

Обе эскадры принимали участие в дальнем охранении и прикрытии силами флота Открытого моря набеговой операции германского оперативного соединения разведывательных кораблей в районе Грейт-Ярмут - Ловестофт. 11-я эскадра додредноутов не принимала участия в этом боевом походе.

На случай оказания поддержки главным силам 11-я эскадра заняла исходную позицию на рейде Шиллинг, 111-я и IV-я группы разведывательных кораблей в устье реки Везер, в то время как V-я эскадра устаревших броненосцев в состоянии повышенной готовности в устье реки Эльба.

В то время как рано утром 3 ноября германские линейные крейсера из-за туманной погоды безрезультатно обстреливали Ярмут, "Штральзунд" поставил большое минное заграждение. Боевых столкновений между кораблями противников не произошло, и 4 ноября германские линкоры и крейсера вернулись на внешний рейд бухты Яде.

Из-за неудовлетворительной оперативной разведки немцы не знали, что основные силы противника находились в Ирландии, а три линейных крейсера направлены в Атлантический океан против эскадры адмирала Шпее. Появление германских кораблей у побережья оказалось неожиданным для англичан, они долгое время не могли установить состав сил противника.

После ввода в строй "Дерфлингера" контр-адмирал Хиппер с 1-й группой разведывательных кораблей в охранении лёгких крейсеров "Страсбург", "Штральзунд" и 5-й флотилии миноносцев 20 ноября предприняли боевой поход до района в 80 милях севернее Гельголанда. Но и на этот раз встречи с англичанами не произошло.

16 ноября вице-адмирал фон Ингеноль, не оставивший намерения выманить часть английского флота для уничтожения его в бою, представил в морской генеральный штаб план набега на восточное побережье Великобритании с целью обстрела прибрежных городов Хартлпул, Скарборо и Уитби. Для обстрела этих городов и постановки вблизи них мин предлагалось снова использовать линейные и лёгкие крейсера оперативного соединения в сопровождении миноносцев. В 130 милях восточнее крейсеров в качестве дальнего охранения и прикрытия предусматривалось развернуть эскадры линкоров. План был утвержден.

23 ноября сдаточные испытания "Кёнига" закончили, линкор приняли в казну, и он был готов к боевым действиям. 24 ноября младший флагман III-й линейной эскадры контр-адмирал Шауман перешёл с "Кайзера" на "Кёниг".

1 декабря на рейде Шиллинг (Вильгельмсхафен) "Гроссер Курфюрст" (капитан 1-го ранга Гоэттэ, июль 1914г.- ноябрь 1917г.) таранил в корму с ПрБ севший на мель "Кёниг" (капитан 1-го ранга Брюнингхаус, август 1.914 г.- июль 1916 г.), причём сам почти не пострадал. Во время прилива "Кёниг" самостоятельно сошёл с мели и до 2 января 1915 г. находился в доке в ремонте. 9 декабря младший флагман III-й эскадры контр-адмирал Шауман перешёл с "Кёнига" на 'Гроссер Курфюрст".

С начала декабря стало поступать много данных о предстоящих активных действиях англичан. По некоторым из этих сведений, англичане якобы планировали заблокировать устья немецких рек, но такая попытка сделана не была, британские корабли показывались в Северном море в этот период очень редко.

Через месяц, 15-16 декабря оперативное соединение под командованием контр-адмирала Хиппера в составе 1-й и 2-й групп разведывательных кораблей в таком же составе, как и 20 ноября, предприняло следующий боевой поход к восточному английскому побережью с целью обстрела портовых городов Хартлпуля, Уитби и Скарборо, но и на этот раз не имели боевого столкновения с англичанами.

Главные силы флота Открытого моря в составе 1-й, II-й и III-й линейных эскадр (14 дредноутов и восемь устаревших линкоров) под общим командованием вице-адмирала фон Ингеноля принимали участие в прикрытии флотом и ближнем охранении этой набеговой операции, заняв позицию перехвата Гранд-Флита на широте Доггер-банки.

До рассвета 15 декабря 1-я (линейные крейсера "Зейдлиц", "Мольтке", "Фон-дер-Танн", "Дерфлингер" и тяжёлый крейсер "Блюхер") и 2-я (легкие крейсера "Штральзунд", "Грауденц", "Страсбург" и "Кольберг", эсминцы 1-й и 9-й флотилий) группы разведывательных кораблей под общим командованием вице-адмирала Хиппера вышли с рейда Шиллинг в точку, лежащую в 170 милях на северо-запад от о. Гельголанд.

На светлое время суток в дозор выслали три лёгких крейсера, за ними шли линейные крейсера и концевым — "Кольберг", имевший на борту 100 мин. Эсминцы образовали впереди линейных крейсеров, справа и слева от легких крейсеров, противолодочные завесы. Ночью головным шёл "Страсбург" с двумя полуфлотилиями эсминцев, в 40 кбт. за ним — линейные крейсера и "Кольберг", в 20 кбт. справа и слева — по одному лёгкому крейсеру с эсминцами в кильватере.

15 декабря в 21.00 в море из бухты Яде вышли 1-я (восемь дредноутов типа "Гельголанд" и "Нассау"), 11-я (восемь устаревших линкоров) и 111-я ("Фридрих дер Гроссе", "Кайзер", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт" и "Гроссер Курфюрст") линейные эскадры, составлявшие главные силы прикрытия.

14 декабря английское командование получило агентурные сведения о предполагаемом выходе на следующий день немецких сил в море для высадки десанта. Англичане ожидали нападения в районе Тайна или Хамбера, на подходах к которым стояли германские минные заграждения с еще неясными границами.

Для противодействия германскому оперативному соединению в море вышли четыре британских линейных крейсера 1-й эскадры вице-адмирала Битти и шесть дредноутов II-й линейной эскадры вице-адмирала Уорендера.

16 декабря в 06.30 командующий Гранд-Флитом адмирал Джеллико решил назначить рандеву британских сил в точке с координатами 54°10' сш/03°00' вд перед чистым от мин 25-мильным проходом, ведшим в Скарборо и Уитби, то есть на середине расстояния между Фламборо и Гельголандом.

Из радиоперехватов англичане знали, что на рассвете 15 декабря с внешнего рейда бухты Яде вышли четыре линейных крейсера, пять лёгких крейсеров и три флотилии миноносцев и рассчитывали встретиться с противником на следующее утро. Но они не предполагали, что избранная ими точка сосредоточения сил случайно находится всего в 30 милях от точки рандеву, в которую почти одновременно с ними 16 декабря в 06.00 должны были подойти превосходящие силы немцев.

16 декабря около 01.25 германские и английские крейсера и миноносцы обнаружили друг друга, вступили в перестрелку и донесли по радио о противнике.

Предполагая, что силы флота Открытого моря обнаружены англичанами, которые в следующую ночь наверняка предпримут атаки миноносцами, а также боясь нарушить директиву о сбережении крупных боевых кораблей, вице-адмирал фон Ингеноль, отступив от утвержденного плана, в 07.20 повернул с главными силами на восток. Этим он поставил силы вице-адмирала Хиппера, ещё не приславшего никаких донесений, в опасное положение.

Не в пример решению адмирала Рожественского не мешать переговорам по радио японцам перед началом Цусимского сражения, в данный момент немцы успешно мешали радиопереговорам англичан.

Вице-адмирал Битти, в 08.30 прибывший в назначенную точку, только за полчаса до этого имел отрывочные донесения об обнаружении немецких сил. Донесение об этом в 08.30 получил и командующий II-й эскадрой линкоров вице-адмирал Уоррендер, но полной картины положения они составить не смогли, не зная при этом, что следуют за всем германским флотом.

В период с 09.21 до 09.46 "Зейдлиц" (флаг Хиппера), "Мольтке", "Блюхер" и лёгкий крейсер "Кольберг" обстреляли город и порт Хартлепул, "Фон-дер-Танн" и "Дерфлингер" под командованием младшего флагмана контр-адмирала Тапкена Уитби и Скарборо. Завершив в 09.41 постановку южнее Скарборо в 3,6-10 милях от берега 100 мин, "Кольберг" отправился в точку рандеву, куда после обстрела Уитби прибыли линейные крейсера.

Получив в 09.50 донесение об обстреле побережья, адмирал Джеллико направил 111-ю эскадру линкоров из Розайта для перехвата немецких сил перед устьем реки Тайн. 1-я эскадра линкоров повернула на северо-запад, стремясь перехватить германские корабли между заграждениями у р. Тайн и Хамбер. 1-я эскадра линейных крейсеров (Битти) в 10.00 повернула на запад, чтобы отрезать корабли противника. Когда все это происходило, Хиппер обстреливал Уитби, и расстояние между германской и английскими эскадрами равнялось 150 милям.

В 13.10 германские миноносцы обнаружили английскую 11-ю эскадру линкоров вице-адмирала Уоррендера. Немецкие крейсера и миноносцы повернули на северо-восток, потом на восток и в тумане проскочили в 13-мильном интервале между эскадрами британских линкоров и линейных крейсеров. Повернувшая было за немецкими кораблями на северо-восток 11-я эскадра вскоре потеряла противника в тумане. Однако англичане успели заметить, что среди германских кораблей линейных крейсеров нет, поэтому командующий II-й эскадрой вице-адмирал Уоррендер в 13.40 вновь повернул на запад, рассчитывая выйти навстречу противнику, расстояние до которого в этот момент составляло 35 миль.

В 13.30 расстояние между линейными крейсерами обеих сторон сократилось до 15 миль, и, если бы англичане оставались на прежнем курсе, они встретились бы с противником через 15 минут, но Битти, следовавший после получения в 13.25 радиограммы о намерениях Уоррендера идти на восток, в 14.15 повернул на север, в расчете перехватить силы Хиппера, если он обойдет Доггер-банку с севера.

В 14.43 британское Адмиралтейство, где расшифровали германскую радиограмму, сообщило, что курс немецкой эскадры ведет через юго-западную часть Доггер-банки.

Вице-адмирал Хиппер, получив из совокупности донесений более или менее ясное представление о месте английской эскадры и узнав о намерении командующего флотом Открытого моря быстро отойти на восток, в 13.45 решил обойти противника с севера. Когда в 16.20 британское Адмиралтейство сообщило своим командующим эскадр полученные из расшифрованных немецких радиограмм сведения о месте и курсах немцев, было уже поздно. Развертывание обоих флотов закончилось ничем.

Британский флот двигался эскадрами и подвергался опасности наткнуться по частям на весь германский флот (14 дредноутов со 156 орудиями калибра 280-мм и 305-мм) против 10 крупных английских кораблей (92 орудия калибра 305-мм и 343-мм).

В германском флоте возрастало недовольство тем, что вице-адмирал фон Ингеноль вследствие своей чрезмерной осторожности и в стремлении строго выполнять распоряжения Вильгельма II упустил столь благоприятный случай.

Хотя целью набега официально считалось уничтожение части английского флота, германское командование не искало боя с противником. Именно этим можно объяснить поведение вице-адмирала фон Ингеноля, повернувшего с главными силами флота обратно, не дождавшись, вопреки плану, результатов действий линейных крейсеров. Немцы упустили исключительно выгодную для них обстановку.

Вместе с тем набег продемонстрировал способность германского флота, несмотря на блокаду, вести активные действия в Северном море и даже у берегов Англии. Хотя блокада германского флота в его базах англичанам не удалась, немцы все же были заперты в пределах Северного моря.

Дальняя блокада заставляла во всех сколько-нибудь важных случаях использовать не только британские крейсерские силы, но и весь Гранд-Флит. Но вместе с мероприятиями по экономическому давлению на нейтральные страны она сказалась на германской морской торговле, лишив Германию подвоза необходимых товаров, что для Англии было важнее, чем вынужденное предоставление немцам не очень существенных возможностей в пределах Северного моря.

Германская "малая война" хотя и затрудняла действия противника, но не привела к основной цели - постепенному ослаблению английского флота и уравнению его сил с германским флотом. Линейные силы обеих сторон избегали решительных столкновений. Взамен наращивалось применение подводных лодок.

В течение всей кампании 1914 г. и особенно в начале войны гипноз морского могущества Великобритании сказывался на оборонительных тенденциях самих англичан, на решениях британского Адмиралтейства и командующего Гранд-Флитом, на авантюрных действиях немцев. Постепенно этот гипноз проходил, чему отчасти способствовали набеговые операции германских линейных крейсеров.

В Германии прямое вмешательство кайзера и чрезмерная опека командующих флотами со стороны морского генерального штаба ограничивали их инициативу и определяли ту исключительную пассивность, которая в кампании 1914 г. была характерна для флота Открытого моря. То же было характерно и для России, где использование балтийских линкоров разрешалось только с согласия царя Николая II.

28 декабря контр-адмирал Функе сменил вице-адмирала Шеера на посту командующего II-й эскадрой додредноутов. Шеер принял более боеспособную 111-ю линейную эскадру.