1916 г.

 

В начале января 1916 г. командующий флотом Открытого моря вице-адмирал Поль заболел. 9 января ему пришлось покинуть борт своего флагманского "Фридриха дер Гроссе" и уйти в отставку, а 23 февраля в Берлине он умер. 11 января его преемником назначили командующего III-й линейной эскадрой вице-адмирала Шеера. 16 января Шеер спустил на "Кёниге" свой флаг, а 18 января поднял его на "Фридрих дер Гроссе".

Начальником штаба флота вместо капитана 1 -го ранга Михаэлиса Шеер назначил командира "Кайзера" капитана 1-го ранга фон Тротта (сентябрь 1913 г. - январь 1916 г.), начальником оперативного отдела штаба флота командира линейного крейсера "Мольтке" капитана 1-го ранга фон Левентцова, получив в их лице надёжных помощников.

Назначенный 12 января новым младшим флагманом III-й линейной эскадры контр-адмирал Бенке практически сразу стал вместо вице-адмирала Шеера её командующим. 24 января Бенке утвердили командующим III-й линейной эскадрой, и он перешёл на "Кёниг", подняв свой флаг на его борту.

С 17 по 24 января линкоры III-й линейной эскадры во главе с новым командующим контр-адмиралом Бенке проводили учения в Балтийском море, чтобы в феврале эскадра могла вновь находиться в Гельголандской бухте в боеготовом состоянии для поддержки сил охранения. Вице-адмирал Шеер руководил ими с борта "Принц-регент Луитпольда", в то время как сменивший Шеера Бенке — с борта "Кёнига".

Вице-адмирал Шеер, официально назначенный 24 января вместо вице-адмирала Поля командующим флотом Открытого моря, предложил программу активных действий, предусматривавшую неограниченные действия подводных лодок на коммуникациях союзников, постановки активных минных заграждений, набеги крейсеров на побережье и налеты авиации на территорию Англии, выходы флота в море с задачей побудить к выходу части сил противника для их уничтожения.

Программа Шеера отличалась от предшествовавших ей планов кампаний лишь стремлением добиться отмены ограничений операционной зоны основных сил флота. Согласно этой программе, главные усилия флота предстояло сосредоточить в Северном море, поэтому морские силы Балтийского моря подлежали сокращению. Программу Шеера приняли, за исключением неограниченных действий подводных лодок.

Шеер намеревался вести войну более активно, и его штаб разработал оперативный план, базировавшийся на том: а) что при существующем соотношении сил немцы не могут искать решительного боя со всем английским флотом и должны действовать таким образом, чтобы это генеральное сражение не было навязано им противником; б) что путем планомерного и неустанного давления на противника вынудить его выйти из выжидательного состояния и выслать против немцев определенные силы, которые будут представлять из себя приемлемый объект для нападения; в) что не следует допускать, чтобы у противника появилась уверенность в таком превосходстве, что он не будет больше опасаться навязать бой по своему усмотрению. Имеющиеся у противника многочисленные прибрежные объекты для действия против них дают немцам преимущество выступать в качестве нападающей стороны даже со слабейшими силами.

23 февраля 1916 г. при посещении флота кайзер одобрил соображения командующего флотом, и, хотя указание от 10 января 1915г., обязывавшее последнего, по возможности, избегать встречи с превосходящими силами противника, отменено не было, Шеер счёл, что одобрение кайзера освобождает его от этого стеснительного и трудно выполнимого обязательства.

Как известно, в первых двух кампаниях войны германский надводный флот сохранялся для больших сражений. Общественность стала критически относиться к бездеятельности флота. Новая стратегия после повторения обстрела английских укреплённых приморских городов заставляла английский линейный флот всё чаще и чаще выходить в южную и среднюю части Северного моря и вскоре привела к столкновениям с противником. Ютландский бой явился кульминационным пунктом этой стратегии.

С 12 февраля по 3 марта "Гроссер Курфюрст" находился в ремонте на имперской верфи в Вильгельмсхафене.

С 17 по 22 февраля младший флагман III-й линейной эскадры контр-адмирал Нордман держал свой флаг на "Кёниге Альберте".Одной из первых операций вице-адмирала Шеера явился выход в ночь на 5 марта в западную часть Северного моря флота Открытого моря в боевой поход до линии Ловестофт-Имуйден. Лёгкие крейсера 1-й группы разведывательных кораблей должны были произвести набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена с задачей выманить английские лёгкие силы из Фландрской бухты в море и навести их на главные силы флота Открытого моря.

Четырём германским линейным крейсерам (без "Лютцова") под командованием вице-адмирала (с 17 июня 1915 г.) Хиппера к утру 5 марта надлежало с целью прикрытия подойти на 15 миль к плавучему маяку Терсхеллинг, а 15 дредноутам 1-й (без "Рейнланда") и III-й линейных эскадр ("Фридрих дер Гроссе", "Кайзер", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт", "Кёниг", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" и "Кронпринц") к 10.00 к параллели 53°30' сш. Предполагалось захватить противника в "клещи". 11-ю эскадру додредноутов оставили в базе для обеспечения тральщиков при возвращении флота.

Германские линейные крейсера подошли на 70 миль к Зеебрюгге, но противника не обнаружили и 6 марта повернули обратно. Впервые Шеер поддерживал самую строгую радиодисциплину, и англичанам об опасном для них выходе немцев в море стало известно лишь, когда те, повернув обратно, дошли до Терсхеллинга. Гранд-Флит и Гарвичские силы (командор Теруит) вышли в море, но встречи не произошло, и они ушли в базы.

6 марта состоялось совещание членов кабинета министров Германии и представителей армии и флота в Вильгельмсхафене, куда морской министр Тирпиц не был приглашён, после чего он подал в отставку. Вместо Тирпица назначили адмирала Капелле.

22 марта во время стоянки в Киле "Кайзера" (капитан 1-го ранга князь фон Кейзерлинк, январь 1916г. - июнь 1917г.) слегка таранил додредноут "Ганновер", что не помешало линкору 26 марта принять участие в походе флота Открытого моря до широты Сильта.

25 марта Гарвичские силы предприняли налёт морской авиации на место предполагаемых ангаров германских дирижаблей на о. Сильт у побережья Шлезвига. Атаку произвели пять гидросамолетов, доставленных к побережью на авиатранспорте "Виндекс", прикрываемом пятью лёгкими крейсерами, двумя лидерами и 16 эсминцами. Для их поддержки к Хорнс-Реву вышла 1-я эскадра британских линейных крейсеров. Гидросамолеты ангары не нашли, а три из них не вернулись.

Германская авиация обнаружила корабли англичан, и 26 марта в море до линии Сильт-Амрумбанк вышли крупные силы немцев. "Фридрих дер Гроссе", "Кайзер", "Кёниг Альберт", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" и "Кронпринц" приняли участие в этом походе, о чём британское Адмиралтейство узнало после полудня из перехваченной радиограммы. Гарвичские силы начали отходить в базы под прикрытием английских линейных крейсеров.

По приказу Адмиралтейства в море вышел Гранд-Флит, но немцы отошли в базы. Вице-адмирал Шеер не был осведомлен о действиях основных сил англичан и не решился атаковать их соединения, находившиеся в море. К тому же состояние моря не позволяло использовать торпедное оружие миноносцев и часть артиллерии больших кораблей.

27 марта командующий 2-й группой разведывательных кораблей контр-адмирал Биедикер сменил заболевшего вице-адмирала Хиппера, подняв свой флаг на борту "Зейдлица".

"Кайзер", "Кайзерйн" и "Кронпринц" приняли участие в походе III-й линейной эскадры 2-3 апреля западнее Хорнс-Рева.

С 15 по 19 апреля флот Открытого моря находился в готовности к выходу в море в связи с полученными германским командованием сведениями о предполагавшемся нападении английского флота на побережье.

В апреле 1916 г. русское военно-морское командование попросило Адмиралтейство осуществить демонстрацию Гранд-Флита у германских берегов для отвлечения немецких сил с Балтики, где русские намечали подновить минные заграждения в Финском заливе.

С этой целью 21 апреля весь Гранд-Флит вышел по направлению к Гельголанду. Получив утром 22 апреля от Адмиралтейства сообщение о выходе германского флота в море к Хорнс-Реву, чего, согласно источнику [1], в действительности не было, адмирал Джеллико направился в район 75 миль северо-восточнее Хорнс-Рева.

Ночью 22 апреля в густом тумане столкнулись британские линейные крейсера "Нью-Зиленд" и "Австралия" и с сильными повреждениями направились в базу, а на линкор "Нептун" наскочил нейтральный пароход. В 04.30 Гранд-Флит, направлявшийся к Хорнс-Реву и опасавшийся приблизиться в тумане к побережью Дании, но не застав германский флот в море, вечером того же дня вернулся в базу.

В это время корабли флота Открытого моря находились в базах, готовясь 24 апреля выйти в море для поддержки и прикрытия набега германских линейных крейсеров на восточное побережье Великобритании с целью обстрела портовых городов.

Согласно Hildebrand [9], 21-22 апреля "Кёниг Альберт", "Кёниг", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" всё же выходили в боевой поход по направлению к Хорнс-Реву.

Германское командование знало, что в 20-х числах апреля крупные силы английского флота отправились в северную часть Северного моря и что часть его сил находится в Хуфдене  и южных английский базах.

Германское командование решило использовать сложившуюся на театре обстановку и, маневрируя между обеими частями сил противника, атаковать одну из них по меньшей мере равными силами.

Наиболее удобными объектами нападения являлись английские прибрежные города Ярмут и Лоустофт. Первый служил базой для английских подводных лодок, действовавших в Гельголандской бухте. Набег приурочили к 24 апреля 1916 г. — дате начала восстания синфайнеров в Ирландии. Линейным крейсерам, сопровождаемым 2-й группой разведывательных кораблей, 6-й и 9-й флотилиям эсминцев предстояло обстрелять эти английские города на рассвете 25 апреля.

В полдень 24 апреля временно и.о. командующего оперативного соединения разведывательных кораблей контр-адмирал Биедикер на флагманском "Зейдлице" повёл оперативное соединение в составе 1-й (пять линейных крейсеров) и 2-й (шесть лёгких крейсеров) групп разведывательных кораблей, 6-й и 9-й флотилиям эсминцев в набег на Ловестофт и Ярмут.

24 апреля в 15.00 главные силы флота Открытого моря под командованием вице-адмирала Шеера (17 дредноутов и пять додредноутов) в составе 1-й, II-й и III-й ("Фридрих дер Гроссе", "Кайзер", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт", "Кёниг", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" и "Кронпринц") линейных эскадр, 3-й группы разведывательных кораблей и флотилии эсминцев вышли в море в качестве дальнего прикрытия кораблей оперативного соединения, о чём английское командование узнало из расшифрованных радиограмм. Главные силы должны были следовать за линейными крейсерами до Хуфдена и до окончания обстрела оставаться к северо-западу от банки Терсхеллинг. Гранд-Флит сразу же вышел в море, а его V-ю эскадру линкоров (вице-адмирал Эван-Томас), ввиду неисправности столкнувшихся "Нью-Зиленда" и "Австралии", послали для подкрепления эскадры линейных крейсеров вице-адмирала Битти.

Около 16.00 флагманский "Зейдлиц" подорвался на мине, получил серьезные повреждения и направился в базу. Но это не остановило Биедикера, и он тут же перенёс свой флаг на "Лютцов". В 21.30 Шеер получил донесение, свидетельствовавшее об осведомленности англичан о выходе в море германского флота.

25 апреля в 05.00 германские линейные крейсера подошли к Ловестофту. В 05.11 немцы начали обстрел города с дистанции 10000-13000 м (54-70 каб.), с берега слабо отвечали. Затем крейсера направились к Ярмуту и обстреляли его. В 05.43 немцы огонь прекратили и начали отход. Перехватить немцев на отходе Гранд-Флиту не удалось, и флоты отошли в свои базы.

Немцы, разрушившие около 200 зданий в Лоустофте и причинившие незначительные повреждения Ярмуту, не решили намеченные задачи, но набег произвел неблагоприятное впечатление на английское общественное мнение, так как вновь продемонстрировал неспособность Гранд-Флита защитить берега Англии от нападений. Первому лорду Адмиралтейства адмиралу Балфуру пришлось публично заявить, что, если германские корабли снова появятся у английских берегов, они получат по заслугам, и что часть Гранд-Флита переводится в южную часть Северного моря.

Для улучшения обороны побережья в наиболее открытых портах англичане расположили мониторы. Британские III-я эскадра линкоров и 111-я эскадра крейсеров переводились в Ширнесс. Было также решено перенести базирование части основных сил флота из Скапа-Флоу в Розайт.

Кратковременно, на период с 1 по 9 мая, "Гроссер Курфюрст" становился флагманским кораблём младшего флагмана контр-адмирала Нордмана и с 14 по 18 мая командующего III-й линейной эскадрой контр-адмирала Бенке.

В начале мая 1916 г. 111-я линейная эскадра в составе: "Кёниг" (флагманский корабль командующего III-й линейной эскадрой и 5-й дивизией контр-адмирала Бенке), "Гроссер Курфюрст", "Маркграф", "Кронпринц", "Кайзер" (флагманский корабль младшего флагмана и 6-й дивизией контр-адмирала Нордмана), "Принц-регент Луитпольд" и "Кайзерин" — перешла Кайзер-Вильгельм каналом на несколько дней в Балтийское море для проведения учений.

В 20-х числах мая 111-я эскадра вернулась в Северное море и к концу мая была готова принять участие в генеральном сражении (Ютландском сражении 31 мая-1 июня 1916 г., как его называют англичане, или в сражении при Скагерраке, как его называют немцы).

В канун генерального сражения младший флагман III-й эскадры контр-адмирал Нордман перешёл на "Кайзер". Из дредноутов к этому сроку не боеготовыми оказались "Баерн", ещё не прошедший курс боевой подготовки, и "Кёниг Альберт".

"Кёниг Альберт" принимал участие в боевых походах флота Открытого моря 5-7 и 26 марта, 21-22 и 24-25 апреля 1916г. Затем сказались последствия многочисленных неполадок в турбинных установках, в результате чего нельзя было откладывать замену трёх главных конденсаторов. Таким образом, "Кёниг Альберт" оказался одним из двух германских дредноутов, которые не смогли принять участие в этом сражении, и с 29 мая по 15 июня он находился в ремонте, как и знаменитый "Дредноут", в доке имперской верфи в Вильгельмсхафене.

О готовности "Зейдлица" командованию флота Открытого моря доложили ещё 22 мая, но проведённые 23 мая испытания на водонепроницаемость показали, что продольные переборки одного из помещений бортовых ТА пропускают воду и необходимо ещё пять рабочих дней для окончательного исправления повреждений, полученных при подрыве на мине 25 апреля. 29 мая "Зейдлиц" снова был в полной боевой готовности. Поскольку командующий флотом очень рассчитывал на этот корабль, уже запланированная на несколько дней раньше боевая операция флота могла состояться не ранее этого дня.

В середине мая вице-адмирал Шеер наметил произвести обстрел линейными крейсерами 1-й разведывательной группы Сандерленда на восточном побережье Великобритании, чем рассчитывал заставить часть английского флота выйти в Северное море. Основные силы флота Открытого моря должны были в это время находиться южнее Доггер-банки в готовности к нападению на корабли англичан.

Из-за плохой погоды Шеер не смог использовать для разведки дирижабли, и опасаясь, что без воздушной разведки набег на Сандерленд может привести к неожиданной встрече с превосходящими силами англичан, Шеер изменил план. Он решил произвести демонстрацию, послав к Скагерраку и берегам Норвегии линейные крейсера, в расчете отвлечь на них английские линейные крейсера, которые и уничтожить подошедшими основными силами флота.

В это же время адмирал Джеллико намечал 1 июня выйти с Гранд-Флитом на подходы к проливу Скагеррак и заставить германский флот принять бой в невыгодных для него условиях. С британской стороны к участию в Ютландском сражении привлекались 28 дредноутов, девять линейных крейсеров, 34 броненосных и лёгких крейсеров и 79 лидеров и эсминцев.

К 30 мая корабли флота Открытого моря собрались на рейдах Вильгельмсхафена и Яде. К участию в операции привлекались: "Фридрих дер Гроссе" (флагманский корабль командующего флотом Открытого моря), 1-я (восемь дредноутов типа "Нассау" и "Гельголанд"), 111-я (семь дредноутов типа "Кёниг" и "Кайзер", без "Кёниг Альберта"), II-я линейные эскадры (шесть додредноутов), 1-я группа разведывательных кораблей (пять линейных крейсеров), 2-я и 3-я группы разведывательных кораблей (девять лёгких крейсеров), торпедные силы (два лёгких крейсера и 62 эсминца).

Общее число орудий Гранд-Флита калибром 305 мм и выше равнялось 344, из них в бортовом залпе 332. На германском флоте общее число орудий 280-мм калибра и выше 244, из них в бортовом залпе 212. Вес бортового залпа Гранд-Флита равнялся 177948 кг против 75074 кг германского флота.

Авангард с линейными крейсерами вице-адмирала Хиппера вышел с рейда Яде 31 мая в 02.00. В 03.30 в Вильгемсхафене вице-адмирал Шеер приказал основным силам флота Открытого моря поднять якоря и следовать в 50 милях за авангардом. Поход проходил вдоль побережья Ютландского полуострова на север в направлении м. Скаген.

Первый выстрел в Ютландском сражении раздался в 15.28 (по берлинскому времени) с британского лёгкого крейсера "Галатея" по немецкому эсминцу.

Около 16.30 линейные крейсера противников обнаружили друг друга и в первой фазе Ютландского сражения (16.30 - 17.40), известной как "бой авангардов" или "бег на юг", Хиппер при появлении шести английских линейных крейсеров Битти повернул пять своих крейсеров последовательно на обратный курс с целью навести англичан на свои главные силы.

В 16.48 линейные крейсера обеих сторон открыли огонь с дистанции 15400м (83 кбт.). В период с 17.02-17.05 от снарядов "Фон-дер-Танна" взорвался и погиб британский "Индефатигейбл" (1909 г., 19100 т, 8 305-мм, 26,7 уз.). В период с 17.24-17.26 "Дерфлингер" и "Зейдлиц" потопили "Куин Мери" (1913 г., 26770 т, 8 343-мм, 28 уз.).

В 17.33 британский крейсер "Саутгемптон" донёс командующему Гранд-Флитом адмиралу Джеллико об обнаружении на юго-востоке основных сил флота Открытого моря, шедшего на север. В голове линии германского флота, стремившегося отрезать эскадры вице-адмирала Битти от Гранд-Флита, в следующем порядке шли дредноуты: головной "Кёниг", за ним "Гроссер Курфюрст", "Маркграф", "Кронпринц", "Кайзер", "Принц-регент Луитпольд" и "Кайзерин", в центре — флагманский корабль флота "Фридрих дер Гроссе" и восемь дредноутов типа "Гельголанд" и "Нассау", а в арьергарде — шесть устаревших линкоров.

Началась вторая фаза Ютландского сражения (17.40 - 18.50) — "бег на север". С обнаружением в 11-12 милях впереди себя германских главных сил и чтобы избежать новых потерь, в 17.40 вице-адмирал Битти повернул свои крейсера последовательно на 16 румбов (180°) и лёг курсом на север на соединение с Гранд-Флитом. В 17.45 Битти донес адмиралу Джеллико об обнаружении в юго-восточном направлении неприятельского линейного флота и показал своё место.

Когда Битти пошёл на сближение со своими главными силами, Хиппер, повернув "все вдруг" на 16 румбов, последовал за ним. Бой линейных крейсеров продолжался до 18.10, когда Битти удалось оторваться от противника.

Британская V-я эскадра дредноутов вице-адмирал Томаса при повороте крейсеров Битти на север ещё в течение 2-3 минут, как бы по инерции, продолжала движение на юг. Затем, оказавшись в 3 милях сзади них, она вступила в бой с линейными крейсерами Хиппера и головными дредноутами Шеера. Два английских дредноута стреляли по немецким дредноутам, другие два по линейным крейсерам.

В Ютландском сражении "Кёниг", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" приняли участие в составе III-й линейной эскадры, представлявшей собой головную часть флота Открытого моря и вынесли на себе основную тяжесть дневного боя.

Обнаружив линейные крейсера Битти, головной "Кёниг" с командующим III-й линейной эскадрой контр-адмиралом Бенке на борту в 17.46 открыл огонь сначала по "Лайону", затем по "Тайгеру".

В 17.50 на "Кёниге" увидели британские линкоры V-й эскадры и открыли огонь главным калибром по "Бархэму". Во время поворота "Бархэм" и "Малайя" получили ряд попаданий, но толстая броня защитила их жизненные части и артиллерию от тяжёлых повреждений. Следовавший вторым "Гроссер Курфюрст" в 17.53 также открыл огонь и в 18.07 получил первое из восьми попаданий снарядами крупного калибра.

Из сообщений Битти и Томаса в 18.05 адмирал Джеллико понял, что имеет дело со всем флотом Открытого моря.

В 18.20 закончился бой германских линейных крейсеров с V-й эскадрой дредноутов.

В 18.39 произошло первое падение вражеского снаряда вблизи "Кёнига".

В 18.42 "Кёниг" попал под ожесточённый сосредоточенный огонь с носовых курсовых углов ЛБ. Не меньше трёх кораблей V-й британской эскадры сосредоточили огонь на головном корабле германской линии. Какой-либо ответ со стороны "Кёнига" из-за дальности расстояния был невозможен.

С точки зрения решения основной задачи — тактической разведки — Битти выполнил её только частично: обнаружил главные силы противника, но не обеспечил тактического развертывания главных сил, так как своим маневрированием вывел флот Открытого моря на середину Гранд-Флита.

Германский авангард под командой Хиппера навел часть английского флота на свои главные силы и, следовательно, решил часть своей задачи, но основную задачу — тактическую разведку — вообще не выполнил, поэтому Шеер ничего не знал о Гранд-Флите до момента визуального контакта с ним.

Флот Открытого моря, которому предстояло уничтожить крупную часть сил противника, то есть выполнить ту задачу, ради которой была предпринята операция и к которой германский флот специально готовился, успеха не имел. Чтобы отрезать силы Битти, надо было обладать преимуществом в скорости хода, чего немцы не имели ещё и потому, что были связаны тихоходными додредноутами II-й эскадры.

Третья фаза сражения — "бой главных сил" длился с 19.00 по 22.00.

После 18.30 главные силы Гранд-Флита полным ходом приближались к месту боя линейных крейсеров и находились в 23 милях к северу от них. Британские линкоры шли шестью кильватерными колоннами с интервалами между ними в одну милю, имея эсминцы в противолодочном охранении. 1-я и 11-я эскадры крейсеров следовали впереди завесой на расстоянии 6-8 миль, IV-я эскадра лёгких крейсеров — в двух милях от линкоров. 111-я эскадра линейных крейсеров контр-адмирала Худа находилась на 20-25 миль впереди главных сил. Такой походный порядок флота был наиболее удобен для перестроения линкоров в боевой порядок одной кильватерной колонны в случае обнаружения противника прямо перед собой. Во всех остальных случаях перестроение могло занять продолжительное время.

В 18.33 зрительная связь между авангардом и основной частью Гранд-Флита была установлена. Линейные крейсера Битти, шедшие на северо-восток на пересечку курса немцев, между 18.40 и 18.50 имели ещё одну перестрелку с линейными крейсерами Хиппера. Благодаря изменившемуся освещению и большей дальнобойности своих 343-мм орудий, англичане добились пяти попаданий, немцы ни одного.

Вице-адмирал Шеер, находившийся на флагманском "Фридрих дер Гроссе" в центре германской линии и ещё не знавший о близости английских главных сил, сосредоточил всё внимание на приближавшейся с северо-востока эскадре Худа, приняв её за авангард Гранд-Флита. Адмирал Джеллико, не располагавший пока сведениями о месте, курсе, полном составе сил и боевом порядке главных сил немцев, без чего он не мог определить боевой порядок Гранд-Флита, запросил эти данные у Битти. Последний около 19.00 сообщил, что линейные крейсера противника находятся на юго-востоке.

В 19.14 Битти сообщил об обнаружении на юго-западе неприятельских линкоров. Не имея исчерпывающих сведений о противнике, Джеллико медлил с принятием решения о направлении развёртывания, упуская время для начала построения боевого порядка. На решении главнокомандующего Гранд-Флитом, несомненно, сказывалось то, что встреча с противником во второй половине дня сокращала для англичан возможность использовать подавляющее превосходство в силах, а темное время, почти уравнивавшее шансы, было невыгодно англичанам, так как увеличивалась вероятность потерь от торпедных атак.

Наконец в 19.15 Джеллико приказал эскадрам линкоров развернуться влево для построения в одну кильватерную колонну, имея в голове 11-ю эскадру линкоров вице-адмирала Джеррама. Продолжавшееся 20 минут построение Гранд- Флита в боевой порядок к началу боя закончено не было, линейные крейсера Битти только ещё занимали свое место в авангарде.

Во время последовательного поворота влево V-я эскадра линкоров значительно сблизилась с германскими линейными кораблями. Но при повороте на "Уорспайте" (1913 г., 28000 т, 8 381-мм, 12 152-мм, 25 уз.) заклинило руль. Описывая циркуляцию вправо, он оказался под огнем шести германских дредноутов. В результате попадания семи 305-мм снарядов корабль мог иметь ход не более 16 уз. и с трудом управлялся. "Уорспайт" получил приказание идти в Розайт.

В 19.20 начался "первый бой флота". Кильватерная колонна Гранд-Флита выстроилась на северо-востоке и вскоре повернула последовательно на восток. Во время перестроения скорость хода кораблей флота уменьшилась до 14 уз., они скучились, но немцы этого не заметили. В 19.17 открыла огонь 1-я эскадра. Через 13 минут к ним присоединился "Айрон Дьюк" (1913 г., 25400 т; 10 343-мм, 12 152-мм, 22 уз.). Ещё через 3 минуты после занятия линейными крейсерами своего места в строю корабли Гранд-Флита увеличили скорость хода до 17 уз. и открыли огонь.

В 19.28 головной "Кёниг" оказался под сильнейшим огнём 381-мм и 343-мм орудий, первоначально с "Айрон Дьюка", а затем и с других британских дредноутов. В течении пяти минут вокруг него упало девять залпов крупных снарядов. "Кёниг" получил четыре попадания снарядами крупного калибра, "Маркграф" одно.

В 19.32 "Кёниг" получил очередное попадание. С трудом погасили пожар на полубаке. Вскоре корабль вследствии поступления воды в пробоину ниже КВЛ накренился на ЛБ. В 19.37 находящийся на "Кёниге" контр-адмирал Бенке получил осколочное ранение.

Тем временем главные силы германского флота начали постепенное тактическое развертывание, готовя охват линейных крейсеров Битти и V-й эскадры линкоров. Шеер хотел поставить их между двух огней - главными силами и авангардом. Только в 19.25 немецкий адмирал впервые узнал о приближении всего Гранд-Флита, получив данные от пленных, подобранных с английского эсминца "Номэд", которые показали, что вблизи находятся 60 больших кораблей, в том числе 28 дредноутов и шесть линейных крейсеров.

Убедившись, что он имеет дело со всем Гранд-Флитом, Шеер решил уклониться от боя и в 19.36 сигналом приказал флоту повернуть "все вдруг" на 16 румбов (180°), не останавливаясь перед трудностью этого маневра при таком большом количестве кораблей в колонне, а также рискнув иметь в голове колонны относительно слабые додредноуты II-й эскадры.

Германские линкоры всех типов под прикрытием дымзавес с эсминцев выполнили маневр безукоризненно, что говорит о хорошей подготовке экипажей, сплаванности кораблей и исправном состоянии техники. Бой временно прекратился.

Положение Гранд-Флита тактически было более выгодным для сближения с противником и нанесения ему потерь, тем более что до наступления темноты оставалось ещё 2 часа. Однако длинная и трудноуправляемая английская колонна продолжала идти на восток, тогда как немцы уходили на юго-запад. Плохая видимость затрудняла ведение прицельного огня.

В 19.44 Джеллико приказал флоту поэскадренно повернуть на юго-восток. Но так как к этому времени немцы повернули на запад, этот поворот к сближению с ними не привел. Через 3 минуты Гранд-Флит лёг курсом на юг.

Хотя германскому флоту удалось оторваться от противника, движение на запад в сторону английских берегов увеличивало опасность его положения. Поэтому Шеер 19.55 приказал вновь сделать поворот "все вдруг" на 16 румбов и лёг курсом на восток, имея впереди четыре линейных крейсера, ещё сохранивших способность держаться в строю.

Так как Гранд-Флит шёл в это время на юг, то, следовательно, флот Открытого моря направлялся к середине линии кораблей англичан и около 20.00 был замечен их линкорами, тут же открывшими огонь.

В 20.05 начался "второй бой флота". Оказавшаяся под сосредоточенным огнём англичан, колонна германских дредноутов пришла в беспорядок, скучилась и не была в состоянии стрелять по кораблям противника. "Кёниг" получил попадание в третью башню, а в "Гроссер Курфюрст" в течении двух минут попало четыре снаряда.

В 20.16 флот Открытого моря в третий раз начал поворот "все вдруг" на 16 румбов, чтобы ещё раз выйти из боя. "Кёниг" и эсминцы прикрыли флот дымзавесой. Однако линейные крейсера Битти снова вошли в соприкосновение с германским авангардом, достигнув попаданий в "Маркграф" и "Кайзер", но не причинив им больших повреждений.

Бой прекратился в 20.22. Джеллико не стал преследовать немцев, опасаясь атак германских эсминцев и подводных лодок, и в 20.25 приказал отвернуть на 4 румба (45°) от немцев. В 20.30 колонна германских дредноутов скрылась из вида наводчиков Гранд-Флита.

В 20.32 с 18-й флотилии эсминцев Шееру донесли, что к юго- и северо-востоку находятся большие корабли англичан. Оценив обстановку, Шеер пришел к заключению, что англичане намерены заставить его отойти к западу, затем ночными атаками эсминцев ещё оттеснить на запад и с рассветом возобновить бой.

Гранд-Флит лёг на юго-запад, как бы стремясь отрезать флот противника от его баз. В 20.45 Битти рекомендовал главнокомандующему послать авангард линейных сил вслед за линейными крейсерами, чтобы помешать отходу германского флота. Решение по этой радиограмме последовало с промедлением, только через полчаса Джеллико приказал II-й эскадре линкоров следовать за линейными крейсерами Битти.

Германский флот к этому времени перестроился в три колонны: линейные крейсера находились в левой — ближе всего к англичанам, дредноуты — в центре, II-я эскадра додредноутов - в правой колонне. Кратчайшим путем флот шёл на юг, к Хорнс-Реву, быстро сближаясь с английскими линейными крейсерами, которые подходили с востока.

В 21.01 начался "последний дневной бой флота". В 21.15 "Кёниг" оказался в конце линии германских линкоров и обстрелял лёгкие крейсера II-й эскадры, а немного позднее сам попал под сильнейший огонь 6-й дивизии британских дредноутов.

В 22.00 окончился "дневной бой". Гранд-Флит повернул на юг и перестроился в ночной походный порядок - в кильватерные колонны по эскадрам, с интервалами между ними в одну милю, имея линейные крейсера к юго-западу, а эсминцы в хвосте колонн.

Гранд-Флит всё ещё находился к востоку от немцев, что позволяло ему помешать флоту Открытого моря, связанному тихоходными додредноутами II-й эскадры и поврежденными линейными крейсерами, дойти до протраленных фарватеров через минные заграждения Гельголандской бухты к югу от Хорнс-Рева или вдоль северного побережья Голландии. Эти фарватеры были приблизительно известны как британскому Адмиралтейству, так и Джеллико.

Германский флот в 22.10 начал ложиться на курс SSO по направлению к Хорнс-Реву, имея в арьергарде линейные крейсера, 2-ю группу разведывательных кораблей впереди эскадр линкоров, а 3-ю группу справа от них.

С 22.00 31 мая до 04.00 1 июня наступила последняя фаза сражения — "ночной бой". С наступлением темноты английский и германский флоты потеряли друг друга, и из-за отсутствия тактической разведки их командующие не имели ясного представления об обстановке. Джеллико отказался от ночного боя, учитывая, что на германском флоте были лучше отработаны приемы ночной стрельбы, а Шеер преследовал только одну цель — отойти в базы. Гранд-Флит шел в южном направлении, рассчитывая с рассветом возобновить бой.

В 22.30 флот Открытого моря начал уходить на юг. Решение Шеера идти кратчайшим путём к Хорнс-Реву было рискованным. Повернув на Хорнс-Рев, немцы должны были пройти сзади Гранд-Флита вблизи значительно отставшей V-й эскадры линкоров.

В 23.41 Джеллико получил от британского Адмиралтейства сообщение, основанное на перехваченных радиограммах, о том, что германский флот, по-видимому, возвращается в базы, так как следует на юг со скоростью 16 уз.

Через 10 минут 4-я флотилия эсминцев заметила неизвестные корабли, подходившие сзади колонн Гранд-Флита сходящимся курсом и принятые поначалу за английские. Это были головные германские линкоры и четыре лёгких крейсера. Британские эсминцы атаковали их торпедами.

Головная часть германской колонны расстроилась, что создавало исключительно благоприятные условия для её повторной атаки эсминцами. Однако такого приказания не последовало. Находившиеся поблизости другие английские флотилии эсминцев инициативы не проявили и на помощь 4-й флотилии не пришли. V-я эскадра дредноутов, шедшая всего в 5500-7400 м (30-40 кбт.), продолжала следовать на юг, хотя отчетливо видела боевое столкновение в свете прожекторов и вспышек выстрелов.

Быстро выровняв строй, германский флот снова лег на прежний курс, обходя сзади колонны Гранд-Флита. 1 июня около 00.30 германский флот, шедший на восток, снова встретился с шестью английскими эсминцами 4-й флотилии. Линкоры опять отвернули, потопив артиллерийским огнем эсминцы "Форчен" и "Ардепт".

1 июня около 01.30 германский флот прошёл позади арьергарда Гранд-Флита, и его головная часть находилась теперь к востоку от англичан. Гранд-Флит продолжал идти на юг, не обращая внимания на постепенный переход стрельбы за кормой с правой раковины на левую, свидетельствовавший о направлении движения германского флота.

В 02.56 12-я флотилия английских эсминцев обнаружила германский флот северо-восточнее Гранд-Флита. Флотилия приготовилась к атаке и вынудила германскую колонну отвернуть на юго-запад. Между 03.10 и 03.20 эсминцы выпустили 12 торпед, одной из которых был потоплен додредноут "Поммерн", а другой миноносец V-4. Уклоняясь от атак, германские корабли нарушили строй, и потребовалось время для восстановления походного порядка. Теперь флот Открытого моря находился к востоку от главных сил противника.

Несколько позже германский флот безрезультатно атаковала 13-я флотилия эсминцев. В 03.47 "Кёниг" вступил в бой с британскими эсминцами.

В ходе Ютландского сражения англичане выпустили 4598 снарядов крупных калибров (из них 1239 калибра 381-мм) и добились 100 попаданий, что составляет 2,2%, а также 74 торпеды (с линейных кораблей— 12, с крейсеров — 10, с эсминцев — 52) и добились пяти попаданий, потопив устаревший линкор и эсминец. Немцы выпустили 3597 снарядов и добились 120 попаданий, что составляет 3,3%, и 109 торпед (с линейных кораблей — восемь, с крейсеров — четыре, с эсминцев — 67) и, добившись трёх попаданий, потопили три эсминца.

К рассвету эскадры Гранд-Флита оказались сильно разбросанными. В 03.22 Джеллико приказал им сомкнуться. В 04.00 Гранд-Флит повернул на обратный курс, и эскадры линкоров перестроились в одну кильватерную колонну, в 11.00 Гранд-Флит повернул на северо-запад и направился в Скапа-Флоу.

Около 03.00 германский флот находился в 14 милях от Хорнс-Рева. Если бы Джеллико осуществил свое первоначальное намерение идти к Хорнс-Реву, он настиг бы там главные силы противника. Но он отказался от этого намерения из-за разбросанности эскадр, туманной погоды и опасения неприятельских подводных лодок и минных заграждений. В 05.07 Шеер отдал приказание эскадрам расходиться по местам своего базирования. На последнем этапе Ютландского сражения немцы настойчиво стремились обойти Гранд-Флит и беспрепятственно отойти в базу. Джеллико, избегавший ночного боя, не противился этому маневру немцев.

1 июня в 15.00 "Фридрих дер Гроссе", а в 16.30 "Кёниг" встали на якорь на рейде Вильгельмсхафена. 3 июня контр-адмирал Бенке спустил свой флаг на "Кёниге".

5 июня в Вильгельмсхафене кайзер Вильгельм II собрал представителей экипажей всех участвовавших в Ютландском сражении кораблей, чтобы поздравить их с победой, вручить ордена вице-адмиралам Шееру и Хипперу и представить Шеера к званию полного адмирала.

В период первой мировой войны только "Кёниг", "Гроссер Курфюрст" и "Маркграф", следовавшие во время Ютландского сражения в голове германских главных сил, были серьёзно повреждены снарядами различных калибров. Пробить броню оказалось возможным только в случаях этими кораблями, в остальных существующие британские снаряды оказались неспособны преодолеть толстую крупповскую броню главного броневого пояса.

Всего во время Ютландского сражения "Кёниг" получил 20 попаданий снарядами различных калибров. Кроме 5-6 попаданий снарядами среднего калибра, "Кёниг" получил 10 попаданий снарядами крупного калибра, причём одно ниже КВЛ. В него попал один 381-мм снаряд и девять 343-мм, но только один 343-мм снаряд пробил броню. Потери экипажа составляли один офицер и 44 матроса убитыми и 27 ранеными.

В лицевую броневую плиту носовой башенной установки "Кёнига" под небольшим углом встречи попал 343-мм снаряд, но брони не пробил. Другой 343-мм снаряд под небольшим углом встречи попал в 170-мм крышу передней боевой рубки, но брони также не пробил.

В 170-мм броню батареи и поперечные переборки "Кёнига" попало ещё три 343-мм снаряда. Все они причинили большие разрушения прилегающим частям палуб и противоосколочным переборкам. Один из снарядов, пробивших броню батареи (эффект от действия силы взрыва ушёл наружу), сильно повредил воздуходувки подачи воздуха к котлам нефтяного отопления, выведя три из них из строя на продолжительное время, и ещё одна после этого время от времени выходила из строя.

На "Кёниге" наиболее тяжёлое повреждение вызвало попадание 343-мм снаряда с бронебойным наконечником, выпущенного с " Айрон Дьюка" с дистанции 11500 м (62 кбт.). Снаряд попал в районе переднего погреба боеприпасов ниже КВЛ на стыке нижней кромки плиты главного броневого пояса и броневого шельфа, так что верхняя половина пробоины от снаряда пришлась на нижнюю кромку толщиной 180 мм, а нижняя на броневой шельф.

Снаряд разорвался внутри корпуса на расстоянии около 2 м от наружной обшивки борта, пройдя через наружную продольную переборку коффердама. Сила взрыва была так велика, что его осколки прошли через двухметровый слой угля и 50-мм противоторпедную переборку внутрь погреба боеприпасов калибра 150-мм, полностью разрушив его (на германских кораблях 150-мм снаряды и их заряды находятся в одном погребе боеприпасов) и вызвав возгорание части находившихся там зарядов. Поступившая через пробоину вода ограничила пожар 15-ю сгоревшими зарядами. В целом большая часть из 1630 т воды поступила именно через эту пробоину.

Согласно Marine-Rundschau, 1961, № 4, с. 209: "Тяжёлое повреждение "Кёниг" в сражении при Скагерраке получил от попадания 381-мм снаряда ниже КВЛ у нижней кромки главного броневого пояса в районе переднего погреба боеприпасов. У плиты главного броневого пояса была пробита часть нижней кромки. Снаряд разорвался перед противоторпедной переборкой и вырвал её часть. Осколки снаряда находили в погребе боеприпасов, но самим боеприпасам повреждений они не нанесли. Повреждение противоторпедной переборки указывает на не очень высокое качество её материала. В переборке могла образоваться пробоина или разрыв, но при этом не должны были образовываться даже отдельные осколки."

Всего во время Ютландского сражения в "Гроссер Курфюрст" попало пять 381-мм снарядов и три 343-мм. Потери экипажа составляли два офицера и 13 матросов убитыми и 10 ранеными.

На "Гроссер Курфюрст" 381-мм снаряд попал в 170-мм броню батареи, причинив большие разрушения прилегающим частям палуб, поперечным и противоосколочным переборкам. На дистанции 12000 м (65 кбт.) 350-мм броня главного броневого пояса выдержала удар другого 381-мм снаряда, броневая плита была слегка вдавлена, и при разрыве снаряда обшивка корпуса под плитой была повреждена. Ещё один 381-мм снаряд разорвался рядом с 300-мм стенкой барбета носовой башенной установки, отколов часть её. 200-мм верхний броневой пояс был пробит двумя 381-мм снарядами с дистанции 12000 м. В обоих случаях снаряды разрывались на наружной части брони и основной эффект от действия силы взрыва уходил наружу, но отлетевшие от внутренней части броневой плиты осколки вызывали повреждения.

Если на "Кёниге" попадание 343-мм снаряда с бронебойным наконечником продемонстрировало невозможность пробить главный броневой пояс достаточно глубоко под водой, то попадание такого же 343-мм снаряда, выпущенного в "Гроссер Курфюрст" с "Марлборо" с дистанции 9600 м (52 кбт.), показывает уязвимость германских дредноутов от возможного затопления помещений в носовой оконечности выше бронированной палубы. Снаряд пробил 150-мм плиту броневого пояса в носовой оконечности немного ниже KB Л и разорвался внутри корпуса. В наружной обшивке борта ниже броневой плиты взрывом образовало пробоину размером 2,5x3,3 м. В результате в носовой оконечности корабля до главной палубы оказались затопленными почти все помещения, за исключением помещения ТА и дифферентной цистерны, и при возвращении в базу осадка линкора носом увеличилась на 1,5 м.

Во время Ютландского сражения "Маркграф" получил пять попаданий снарядами крупного калибра, из них три 381-мм, один 343-мм и один 305-мм, и потерял 11 человек из состава экипажа.

На "Маркграфе" 381-мм снаряд с дистанции 17800 м (96 кбт.) попал в 200-мм броню кормовой части главного броневого пояса. Снаряд разорвался на наружной части брони, и основной эффект от действия силы взрыва ушёл наружу, но отлетевшие от внутренней части броневой плиты осколки вызывали повреждения, где на значительной площади разорвало обшивку корпуса под плитой броневого пояса, и в корпус поступило 400 т воды. Ещё один 343-мм снаряд попал в 170-мм броню батареи, причинив большие разрушения поперечным и противоосколочным переборкам.

Во время сражения "Кронпринц" не получил каких-либо повреждений и не понёс людских потерь, поэтому 16 июля смог принять участие в боевом походе севернее Гельголанда.

Согласно Hildebrand [9], "Кайзер" в Ютландском сражении никак не отличился и не получил каких-либо повреждений; Brayer [5], получил два попадания, но в августе снова был в полной боевой готовности.

Во время сражения "Принц-регент Луитпольд" избежал попаданий вражеских снарядов и не получил каких-либо повреждений. "Кайзерин" не получил каких-либо повреждений и не понёс людских потерь, в то же время своей артиллерией главного калибра смог нанести серьёзные повреждения британскому "Уорспайту". Флагманский корабль флота Открытого моря "Фридрих дер Гроссе" также не получил никаких повреждений.

Несмотря на большие повреждения, "Кёниг" самостоятельно перешёл Кайзер-Вильгельм каналом в Киль для ремонта боевых повреждений, где на имперской верфи его ремонт длился до 21 июля.

Необходимый ремонт на "Гроссер Курфюрсте" провели с 6 июня по 16 июля на верфи А.Г. "Вулкан" в Гамбурге.

После сражения "Маркграф" вернулся в Гамбург, где на верфи А.Г. "Вулкан" ремонт провели в срок до 20 июля. Благодаря большим ремонтным возможностям баз все поврежденные в сражении корабли вскоре ввели в строй.

Ютландское сражение было единственным сражением английского и германского флотов во время войны 1914-1918 гг. Англичане в этом сражении не добились уничтожения германского флота, а немцам не удалось уничтожить часть флота противника. Тем самым оказались дискредитированными основы стратегических идей обоих флотов, то есть теория "генерального сражения" для достижения господства на море и теория "уравнивания сил" для дальнейшей борьбы за то же господство.

Английские правительство и Адмиралтейство стремились сохранить флот как крупный фактор к моменту заключения мира. Адмирал Джеллико являлся непосредственным проводником этих идей в управлении Гранд-Флитом, и именно этим прежде всего следует объяснить крайнюю осторожность его решений и действий, граничившую со стремлением избежать решительного столкновения с главными силами германского флота.

Вице-адмирал Битти, командовавший только частью Гранд-Флита, исходил в своей деятельности больше из оперативно-тактических соображений, чем из политико-стратегических. Отсюда возникала известная его активность и стремление достигнуть боевого успеха, не считаясь с потерями.

Уход флота Открытого моря в базу означал для англичан восстановление прежнего положения. Противник изгнан с моря, и Гранд-Флит, казалось бы, может снова вернуться к блокадным действиям, сохраняя прежний метод "Fleet in Being".

Сохранившееся после Ютландского сражения положение оставляло обстановку на море по-прежнему неустойчивой, и с этой точки зрения сражение ни к каким результатам не привело. Беспредметны поэтому рассуждения о том, кто из противников был в нем победителем. Здесь уместно будет вспомнить о меморандуме Джеллико, представленном им в Британское адмиралтейство ещё в октябре 1914 г. и одобренное последним. В этом меморандуме Джеллико писал, что он считает возможным дать генеральный бой противнику только в северной части театра, ближе к своим базам, чтобы избежать мин заграждения противника, затруднить действия его миноносцев и подводных лодок и обеспечить отход в базы своих поврежденных кораблей. Ютландское сражение происходило не в том районе театра военных действий, как это представлялось выгодным главнокомандующему Гранд-Флиту, и это обстоятельство также следует учесть при суждении о действиях английского флота и о результатах сражения.

Германское командование тоже стремилось сохранить флот, отчасти для того, чтобы иметь аргумент при ведении мирных переговоров. Главной же причиной были опасения потерять способность вести борьбу на море с превосходящими силами английского флота.

В Германии результаты сражения преподносились общественному мнению как способность флота Открытого моря вести бой с сильнейшим противником. Но в донесении Шеера указывалось, что даже самые благоприятные результаты боя в море не могут заставить Англию заключить мир.

26 июля "Кёниг" снова был в полной боевой готовности и после пополнения боеприпасов и запаса топлива 5 августа перешёл Кайзер-Вильгельм каналом в Северное море. Временно и.о. командующего III-й линейной эскадрой контр-адмирал Нордман 6 августа поднял свой флаг на его борту. Теперь в состав эскадры входило шесть дредноутов: "Кёниг", "Кронпринц", "Кайзер", "Принц-регент Луитпольд", "Кайзерин" и "Кёниг Альберт".

В течение нескольких недель после Ютландского сражения, пока ремонтировались германские корабли, флот Открытого моря почти бездействовал. Линкоры III-й линейной эскадры с 28 июля по 4 августа проводили учения в Балтийском море. После учений "Гроссер Курфюрст" и "Маркграф" с 14 августа по 3 ноября находились в составе 1-й группы разведывательных кораблей.

Ввиду гибели в Ютландском сражении "Лютцова" и продолжительного ремонта тяжело поврежденных "Зейдлица" и "Дерфлингера" для усиления оставшихся в составе 1-й группы разведывательных кораблей линейных крейсеров "Мольтке" (флагманский корабль) и "Фон-дер-Танна" адмирал Шеер выделил для их поддержки "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" и новейший дредноут "Байерн" с его 380-мм артиллерией.

В середине августа 1916 г., как только большая часть флота снова стала боеготовой, морской генеральный штаб счёл необходимым вновь произвести набег на английские берега с задачей вызвать в море часть сил противника и совместными действиями с подводными лодками уничтожить их.

Планом предусматривалось произвести вечером 19 августа обстрел портового города Сандерленд на восточном побережье Великобритании, отстоящего на 250 миль от Скапа-Флоу и на 100 миль от Розайта. Выход флота в море должен был также продемонстрировать англичанам, своим союзникам и соотечественникам готовность флота к новым активным действиям против более сильного противника.

К участию в операции привлекались оперативное разведывательное соединение вице-адмирала Хиппера в составе 1-й группы разведывательных кораблей (два линейных крейсера и три дредноута) и 2-й группы (пять лёгких крейсеров и 3-я флотилия эсминцев) и главные силы в составе 15 дредноутов с задачей поддержать соединение Хиппера и уничтожить вышедшие в море английские силы.

В составе главных сил для поддержки авангарда флагманский корабль "Фридрих дер Гроссе", III-я эскадра под командованием временно и.о. контр-адмирала Нордмана ("Кайзер", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт", "Кёниг" и "Кронпринц") и II-я линейные эскадры (восемь дредноутов типа "Гельголанд" и "Нассау") участвовали в этой операции и в качестве дальнего прикрытия прошли до банки Терхшеллинг. Авангард флота должен был идти в 20 милях впереди германских главных сил, в составе которых в этот раз не было ни одного додредноута.

Германское командование было уверено, что Гранд-Флит стоит в Скапа-Флоу в неведении о выходе немцев в море и выйдет, лишь получив донесение об их появлении у Сандерленда. Поэтому оно считало, что располагает 5-6 часами для действий без помех.

В предшествующих набегах на английское побережье немцы подходили к объектам нападения в темноте и начинали обстрел с рассветом. Теперь было решено выйти из базы ночью, пройти Северное море днем, обеспечить себя с утра надежной разведкой цеппелинами и приступить к обстрелу Сандерленда в период 17.00-18.00. Обратный путь планировалось совершить ночью. Кораблям было приказано соблюдать абсолютную скрытность и пользоваться радиотелеграфом в исключительных случаях.

Замысел Шеера на встречный бой с противником предусматривал тактическое взаимодействие авангарда с главными силами и маневр завесами подводных лодок. Намечалось на путях движения сил противника развернуть четырьмя завесами 19 подводных лодок. Перемещение завес предусматривалось осуществить приказаниями по радио с "Принц-регент Луитпольд", обладавшего более мощной радиостанцией, чем на корабле управления подводными лодками, лёгком крейсере "Гамбург". Всем лодкам ставилась задача уничтожения кораблей противника.

Германские подводные лодки четырех завес вышли из базы в ночь на 18 августа с расчётом достичь своих позиций к следующему утру. 18 августа в 22.00 с рейда Яде вышел флот Открытого моря в составе оперативного разведывательного соединения, 1-й и III-й линейных эскадр (15 дредноутов). II-й эскадре до-дредноутов поручили охрану Гельголандской бухты.

Британское Адмиралтейство после Ютландского сражения приняло меры для своевременного обнаружения выхода германского флота в море. Англичане перехватили радиограмму, из которой было ясно видно, что предстоит выход флота Открытого моря, и 18 августа в 10.30 отдало распоряжение эскадрам Гранд-Флита приготовиться к походу.

18 августа около 17.00 Гранд-Флит вышел в море. Походный порядок был тот же, что и перед Ютландским сражением, но на этот раз авангард Битти находился всего в 20 милях впереди главных сил.

Эскадрам Гранд-Флита было приказано к 05.00 19 августа сосредоточиться в 100 милях на восток от Фёрт-оф-Форта в точке с координатами 56°30' сш/00°20'вд, затем флоту предстояло следовать в южную часть Северного моря. В темноте Гранд-Флит незаметно прошёл линию немецких цеппелинов.

Первое сообщение о нахождении Гранд-Флита в море Шеер получил от радиостанции Неймюнстер 19 августа в 08.00, но место противника радиопеленгованием определено не было.

Около 06.00 четыре лёгких крейсера авангарда Гранд-Флита вошли в район 1-й завесы германских подлодок. Крейсер "Ноттингем" был дважды атакован подводной лодкой U-52 и погиб от трех торпед. Узнав о случившемся, Джеллико решил, что противник своими действиями пытается навести Гранд-Флит на подводные лодки. Поэтому в 07.00 он повернул обратно на север. Через два часа, так как сведений об обнаруженных лодках больше не поступало, Гранд-Флит снова повернул на юг.

Считая, что с юга подходит часть Гранд-Флита, Шеер решил её атаковать. Соединившись с авангардом, флот построился в строй фронта кильватерными колоннами по дивизиям, имея в тактической разведке 2-ю группу разведывательных кораблей и 2-ю флотилию эсминцев, и повернул на юго-восток.

Германское командование считало, что при движении обоих флотов прежними курсами встреча произойдет через два часа. Продолжая идти на юг, Джеллико также считал вероятной встречу с противником. Радиопеленгование показало, что германский флот быстро сближается с Гранд-Флитом. У англичан было 29 дредноутов, из них восемь с 381-мм артиллерией, и шесть линейных крейсеров, соответственно, против 17 и двух у немцев. Шеер, очевидно решив, что обстановка складывается слишком неблагоприятно для него, повернул обратно. У него уже был повреждён торпедой "Вестфален".

В 14.00 британское Адмиралтейство сообщило Гранд-Флиту, что, по данным радиопеленгаторных станций, неприятельский флагманский корабль в 12.30 находился в 40 милях южнее английских главных сил. Джеллико приказал флоту приготовиться к бою, а Гарвичским силам идти к Терсхеллингу и находиться в готовности атаковать противника при его отходе в базы. В 14.30 британское Адмиралтейство сообщило о повороте два часа назад германского флота на юго-восток. Около 14.30 из донесений от подводных лодок и цеппелинов Шеер заключил, что примерно в 60 милях от германского флота находятся превосходящие силы англичан. Не имея новых сведений о противнике и опасаясь минных заграждений, Шеер в 15.30 повернул обратно. Проводить обстрел Сандерленда было уже поздно. Наличие к тому же в северном направлении превосходящих сил англичан решающим образом повлияло на возвращение германского флота в свои базы. Незадолго до его поворота английский авангард находился всего в 30 милях от авангарда немцев, а расстояние между главными силами противника составляло 65 миль.

Гранд-Флит продолжал двигаться в южном направлении. Около 16.00 британское Адмиралтейство сообщило Джеллико, что германский флот в 14.45 находился в 78 милях к северо-востоку от Хамбера на пути в свои базы. Опасаясь новых атак немецких подводных лодок и постановки мин на отходе, Джеллико повернул на северо-запад, чтобы идти в свои базы протраленным фарватером.

У Джеллико сложилось мнение, что немцам удалось навести английский флот на подводные лодки, поэтому он решил в дальнейшем не принуждать противника к решительному бою до тех пор, пока Гранд-Флит не будет располагать достаточным количеством миноносцев для противолодочной обороны.

Кроме того, если раньше Гранд-Флит искал противника, едва становилось известно о его выходе в море, не считаясь с минной или подводной опасностью, избегая боя в юго-восточном районе Северного моря, ограниченном параллелью Хорнс-Рева и меридианом 05°00' вд, то теперь Джеллико предложил Адмиралтейству ограничить продвижение Гранд-Флита на юг параллелью 55°30' сш и на восток - меридианом 04°00' вд. Таким образом, защита побережья к югу от Сандерленда ложилась на местные флотилии обороны, на Гарвичские и Хамберские силы и на III-ю эскадру линкоров. Адмиралтейство утвердило предложения Джеллико. Оно также признало фактическое господство противника в Северном море к югу от р.Тайн. Это объяснялось прежде всего удаленностью английских баз и вытекающей отсюда медленностью развертывания Гранд-Флита.

Германский флот вновь продемонстрировал способность к продолжению активных действий и практически вырвал из рук противника контроль над южной частью Северного моря. В основном это произошло вследствие активности немцев и стремления англичан вести боевые действия на море по возможности без потерь. Но и германское командование продолжало придерживаться принципа "сохранения сил", решив в дальнейшем возложить борьбу с англичанами на море почти исключительно на подводные лодки.

После боевого похода III-й линейной эскадры под командованием временно и.о. контр-адмирала Нордмана 18-20 августа в Северное море к Сандерленду оправившийся после ранения контр-адмирал Бенке снова вступил в обязанности командующего эскадрой, 25 ноября получил звание вице-адмирала и оставался на этом посту до 11 августа 1918 г.

18 октября германское командование вновь попыталось выйти в море всеми силами с той же целью, что и 19 августа. В составе флота Открытого моря "Фридрих дер Гроссе", "Кайзер", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт", "Кёниг" и "Кронпринц" участвовали в боевом походе в среднюю часть Северного моря в район Доггер-банки и 20 октября вернулись в базу. Гранд-Флит в море не выходил. Англичане приняли меры по обороне берегов и развернули в море подводные лодки.

23 ноября адмирал Джеллико занял пост первого морского лорда. Вместо него 28 ноября командующим Гранд-Флитом назначили вице-адмирала Битти, который после назначения на этот пост стал придерживаться той же доктрины сохранения сил. Командующим эскадрой линейных крейсеров стал вице-адмирал Пэкинхэм.

После этого безуспешного похода 111-я линейная эскадра в полном составе вновь перешла в Балтийское море для проведения учений с 21 октября по 3 ноября, после чего начала возвращаться в Северное море, хотя официально "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" и "Байерн" вернули в состав III-й линейной эскадры только 4 ноября.

4 ноября возвращавшиеся после похода в Атлантику немецкие подводные лодки U-20 и U-30 выскочили на мель у западного побережья Ютландского п-ва (Дания) недалеко от Бовбьерга. По получении сведений о приближении к ним британских кораблей в тот же день на помощь к ним вышли линейные крейсера "Мольтке" и "Зейдлиц" (впервые после ремонта) и 4-я полуфлотилия эсминцев в сопровождении линкоров 1-й линейной эскадры "Рейнланда" и "Нассау" и двух крейсеров 2-й разведывательной группы. Они должны были попытаться снять лодки с мели и отбуксировать в базу.

В тот же день во время возвращения III-й линейной эскадры с учений в Балтийском море непосредственно с перехода из Кайзер-Вильгельм канала на рейд Яде "Кронпринц" и "Гроссер Курфюрст" получили приказание командования флота срочно следовать в район Бовбьерга для прикрытия кораблей, занятых спасением U-20 и U-30.

Опасаясь подхода всего Гранд-Флита, силы прикрытия вышедших 4 ноября в район Бовбьерга кораблей постоянно наращивали. 5 ноября туда же направили "Фридрих дер Гроссе", "Кайзер", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт", "Кёниг", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" и "Кронпринц". Из двух подводных лодок только U-30 удалось снять с мели и отбуксировать в базу. U-20 пришлось оставить у побережья Дании и взорвать.

В то время как эсминцы 4-й полуфлотилии предпринимали отчаянные попытки снять с мели и отбуксировать эти подводные лодки, в охранении 11 линкоров, двух линейных и четырех лёгких крейсеров остались всего девять миноносцев.

В этих условиях 5 ноября на широте Утсирэ британской подводной лодке J-1 под командованием коммандера Лоуренса (1915 г., 1204/1820 т, 19,5/9,5 уз., шесть 457-мм ТА) удалось сблизиться с германскими дредноутами и поразить два из них, сначала "Гроссер Курфюрст", а вскоре и "Кронпринц", попав в каждый из них одной торпедой.

В "Гроссер Курфюрст" торпеда попала в корму с ПрБ, взрывом заклинило и вывело из строя рули, внутрь корпуса начала поступать вода. Чуть позднее дредноут всё же смог самостоятельно следовать за эскадрой.

В "Кронпринц" торпеда попала, согласно Conwey [7], под переднюю боевую рубку; Hildebrand [9], между башнями главного калибра "А" и "В", что вызвало поступление внутрь корпуса 250 т воды, но несмотря на это, оба линкора смогли поддерживать скорость хода 17-19 уз. и удержать свое место в строю.

С 10 ноября 1916 г. по 9 февраля 1917г. "Гроссер Курфюрст" находился в ремонте на верфи А.Г. "Вулкан" в Гамбурге, а с 10 февраля был снова в полной боевой готовности. "Кронпринц" находился на верфи в ремонте с 6 ноября по 4 декабря 1916 г., а 5 декабря был снова в полной боевой готовности и принял участие в учениях в Балтийском море.

Оправдываясь перед кайзером Вильгельмом II за повреждения двух дредноутов, в своих объяснениях адмирал Шеер писал: "Вся организация боевой деятельности флота сводится к установлению наивозможно полной безопасности всех его операций и к обеспечению беспрепятственного прохода в базы кораблей, следующих с моря для ремонта и отдыха. Эта задача представляется чрезвычайно важной, так как при развитии в будущем подводной кампании флоту предстоит одна единственная задача — обезопасить выход и возвращение подводных лодок".

Распоряжением морского кабинета от 1 декабря 1916 г. вновь изменился состав надводных сил кайзеровского флота. IV-ю резервную эскадру в составе восьми устаревших линкоров расформировали и корабли вывели в резерв. Из состава III-й линейной эскадры все пять дредноутов типа "Кайзер" передали во вновь образованную IV-ю линейную эскадру, где до конца войны сам "Кайзер" оставался флагманским кораблём младшего флагмана контр-адмирала князя фон Дельвиг Лихтенфельса, в тот же день поднявшего свой флаг на борту "Кайзера". Флагманским кораблём командующего IV-й линейной эскадрой вице-адмирала Мауве стал "Принц-регент Луитпольд".

В составе III-й линейной эскадры оставили четыре дредноута типа "Кёниг" и ввели новейший дредноут "Байерн". Вице-адмирал Бейке остался на флагманском "Кёниге" командующим эскадрой. До 14 марта 1917г. "Фридрих дер Гроссе" оставался флагманским кораблём адмирала Шеера.

Поскольку 1 декабря флагманский корабль младшего флагмана контр-адмирала Нордмана "Кайзер" из состава III-й линейной эскадры передали во вновь образованную IV-ю линейную эскадру, в этот же день контр-адмирал Нордман перешёл на "Маркграф", ставший теперь флагманским кораблём младшего флагмана III-й линейной эскадры. Сменивший его 12 декабря на этом посту контр-адмирал Сейферлинг держал свой флаг на борту "Маркграфа" до 20 января 1917 г., когда "Маркграф" несколько недель находился в ремонте на имперской верфи в Киле.

19 декабря 1916 г. однотипный с "Баерном" "Баден", планируемый флагманским кораблём флота Открытого моря, предварительно вошёл в состав флота и приступил к сдаточным ходовым испытаниям.

После похода 4-5 ноября для спасения U-20 и U-30 и до конца 1916г. линкоры IV-й линейной эскадры (типа "Кайзер") обеспечивали охрану и поддержку Передового охранения Гельголандской бухты.