1917 г.

 

В конце февраля 1917г. адмирал Шеер предполагал было отказаться от прежней практики ставить непременным условием похода флота к неприятельскому побережью воздушную разведку, но ставка такие походы запретила. В мае по докладу начальника морского генерального штаба адмирала фон Гольцендорфа последовало следующее указание "верховного", поставившее использование флота снова в прежнюю зависимость от ставки: "Свое согласие на предлагаемую Вами операцию я даю при условии, что полному усмотрению командующего флотом Открытого моря будет предоставлено прервать её, чтобы безусловно избежать боя при неблагоприятной оперативно тактической обстановке с превосходящими силами противника. Конечное использование моего флота остается за мной и зависит от общего военного положения".

Для Германии 1917г. прошёл под знаком подводной и минной войны. Деятельность флота в основном исчерпывалась проводимой с большим напряжением службой сторожевого охранения и поддержки выходов и возвращений из боевых походов немецких подводных лодок и их охранения в Северном море. Основные силы флота перешли в Балтийском море для действий против русского Балтийского флота.

На короткое время в январе 1917г. "Кронпринц" стал флагманским кораблём младшего флагмана III-й линейной эскадры контр-адмирала Сейферлинга.

С 20 января "Маркграф" несколько недель находился в плановом ремонте на верфи в Киле. В тот же день на рейде Вильгельмсхафена "Принц-регент Луитпольд" (капитан 1-го ранга Хаузер, август 1913г.- март 1917 г.) намотал стальной трос на правый винт и сел на мель. При переходе 9 февраля с верфи А.Г."Вулкан" в Гамбурге в Киль у Краутсанд в устье р.Эльба "Гроссер Курфюрст" (капитан 1-го ранга Гоэттэ, июль 1914 г. - ноябрь 1917г.) сел на мель, но 10 февраля самостоятельно сошёл с неё.

Командир "Кайзера" капитан 1-го ранга князь фон Кейзерлинк (январь 1916 г. - июнь 1917 г.) с 18 февраля по 14 марта замещал младшего флагмана.

С начала 1917 г. обеспечение охраны и поддержка Передового охранения Гельголандской бухты линкорами типа "Кёниг" в составе III-й линейной эскадры прерывалось учениями в Балтийском море с 22 февраля по 4 марта, с 14 по 22 марта, и с 17 мая по 8 июня, после чего корабли эскадры Кайзер-Вильгельм каналом вновь возвращались назад в Северном море.

Едва 4 марта "Гроссер Курфюрст" (капитан 1-го ранга Гоэттэ, июль 1914 г.- ноябрь 1917 г.) вернулся с одних учений в Балтийском море в составе IV-й эскадры назад в Северном море, как 5 марта во время проведения других учений в Гельголандской бухте "Кронпринц" (капитан 1-го ранга Розинг, ноябрь 1916 г.- август 1918 г.) был протаранен в борт "Гроссер Курфюрстом". В результате таранного удара "Кронпринц" получил пробоину в обшивке борта в районе башенной установки "В", что вызвало поступление внутрь корпуса 600 т воды. Ремонт на имперской верфи в Вильгельмсхафене провели в период с 6 марта по 14 мая. "Гроссер Курфюрст" свернул себе на сторону форштевень, который до 22 апреля на имперской верфи в Вильгельмсхафене заменили на новый прямой, а с 23 апреля дредноут снова находился в полной боевой готовности.

Весной 1917 г. новый флагманский корабль флота Открытого моря дредноут "Баден" привели в полную боевую готовность. 14 марта адмирал Шеер перешёл на него с "Фридрих дер Гроссе". На этом деятельность последнего как флагманского корабля флота Открытого моря закончилась. Как и было запланировано, "Фридрих дер Гроссе" перевели в состав IV-й линейной эскадры, где он сменил на посту её флагманского корабля "Принц-регент Луитпольд". Командующий IV-й линейной эскадрой вице-адмирала Мауве перешёл на "Фридрих дер Гроссе".

14 марта во время перехода Кайзер-Вильгельм каналом для проведения учений в Балтийском море "Кайзерин" (капитан 1-го ранга Сивере, май 1913г. -июль 1917 г.) прочно сел на бровку канала и повредил обшивку борта и боковой киль, при этом в корпус дредноута поступило до 280 т воды, в результате с 15 по 18 марта корабль находился в ремонте на имперской верфи в Киле.

Под влиянием революции в России в марте 1917 г. начались первые революционные выступления на флоте, причём их характерной особенностью являлось то, что ряд таких вспышек произошёл на кораблях, участствующих в боевых операциях.

6 апреля 1917 г. США объявили Германии войну, что имело большой моральный эффект и явилось одной из причин выступлений, которые в мае начались на крупных боевых кораблях флота вследствие понижения морального состояния германских моряков.

Второй раз командир "Кайзера" капитан 1-го ранга князь фон Кейзерлинк (январь 1916 г. - июнь 1917 г.) замещал младшего флагмана с 28 апреля по 2 мая. Наконец в мае на эту должность временно назначили контр- адмирала Лангемака, пока 28 мая на должность младшего флагмана постоянно не назначили капитана 1-го ранга Меурэра, которому, поскольку "Кайзер" находился в ремонте на верфи, первоначально пришлось поднять свой брейд-вымпел на борту "Принц-регент Луитпольда" и держать его на нём до 6 июня.

В мае 1917 г. линкоры типа "Кёниг" в составе III-й линейной эскадры вновь перешли Кайзер-Вильгельм каналом в Балтийском море, где с 17 мая по 8 июня проводили учения, затем три месяца находились в составе соединения дальней поддержки сторожевой службы в Северном море, после чего их снова направили в Балтийское море.

После боевой службы с 30 марта по 8 июня, линкоры IV-й линейной эскадры ("Кайзерин") с 9 июня по 2 июля проводили учения в Балтийском море и с 3 июля по 11 сентября снова находились на боевой службе в Северном море.

В мае 1917 г. флагманским кораблём младшего флагмана IV-й линейной эскадры контр-адмирала князя фон Дельвиг Лихтенфельса вместо "Кайзера" стал "Принц-регент Луитпольд". Командующий IV-й линейной эскадры и его штаб использовали линкор для кратковременного пребывания с 11 июня по 6 августа. "Кёниг" находился в плановом ремонте на верфи с 16 июня по 21 июля, а 10 сентября снова перешёл в Балтийском море и находился в Киле до 23 сентября.

4-5 июля матросы "Фридрих дер Гроссе", среди которых преобладали кочегары, отказались от несения службы из-за уменьшения рациона питания, особенно хлеба. Решительные дисциплинарные меры командования и увеличение рациона восстановили порядок, но 11 июля случаи отказа от несения службы повторились. 28 августа волнения закончились судом и расстрелом трёх кочегаров.

В конце июля на "Принц-регент Луитпольде" произошло крупное выступление матросов с отказом от исполнения службы, сходом на берег и проведением там массовой демонстрации, в которой также участвовали экипажи "Кайзер", "Кайзерин" и "Кёнига Альберта". Растерявшемуся начальству, пытавшемуся жёсткими мерами подавить выступление, под решительным натиском матросов пришлось отказаться от массовых репрессий.

В августе отказались повиноваться команды "Принц-регент Луитпольда" и "Фридрих дер Гроссе". Руководителей революционных выступлений судили полевым судом, двух кочегаров расстреляли, но революционные настроения остались и становились всё более грозными, так как стимулировались успехами революции в России. За период с июня по сентябрь 1917 г. боевых действий в Северном море между крупными кораблями противников не произошло.

12 августа командующим III-й линейной эскадры вместо вице-адмирала Бенке назначили вице-адмирала Крафта. В сентябре младший флагман III-й линейной эскадры контр-адмирал Сейферлинг снова перешёл на борт "Маркграфа". В сентябре 1917 г. отличившийся на Чёрном море вице-адмирал Сушон сменил вице-адмирала Мауве на посту командующего IV-й линейной эскадрой.

После падения Риги в сентябре 1917г. германское морское командование планировало в октябре провести в Балтийском море одну из крупнейших операций кайзеровского флота по высадке десанта и захвату лежащих у входа в Рижский залив о-в Эзель, Моон и Даго.

И сентября "Кёниг", "Кронпринц", "Гроссер Курфюрст", "Маркграф" в составе III-й линейной эскадры перешли в Балтийском море, сначала для проведения учений с 11 по 21 сентября, а затем, по прибытии в Киль, вошли в состав "специального соединения", чтобы принять участие в операции по захвату в Балтийском море островов Эзель, Моон и Даго. Вместе с ней в Балтийское море перешли линкоры IV-й линейной эскадры. Для проведения десантной операции к 15 сентября на "Кайзере" образовали штаб и сформировали "специальное соединение" под командованием вице-адмирала Шмидта. С 19 сентября вместо "Кайзера" флагманским кораблём соединения назначили линейный крейсер "Мольтке".

Кроме "Мольтке" в операции в составе "специального соединения" с 11 по 19 октября задействовали 10 дредноутов III-й ("Байерн", "Кёниг", "Кронпринц", "Гроссер Курфюрст" и "Маркграф") и IV-й ("Кайзер", "Фридрих дер Гроссе", "Кайзерин", "Принц-регент Луитпольд", "Кёниг Альберт") линейных эскадр.

С 18 августа по 23 сентября на имперской верфи в Киле "Кёниг Альберт" прошёл плановый ремонт. В день окончания ремонта "Кёниг Альберт" вышел из Киля на рандеву в Данцигскую бухту на подходах к Путцигер-Вик (теперь польский Гдыня).

23 сентября 111-я (типа "Кёниг") и IV-я (типа "Кайзер") эскадры линкоров вышли из Киля на рандеву на подходах к Путцигер-Вик (Данцигская бухта), где 24 сентября стали на якорь, а с 25 сентября по 9 октября находились в полной боевой готовности и откуда 10 октября направились к Либаве. 10 октября на Либавском рейде началась погрузка на транспорты войск десанта. На рассвете 11 октября из района Путцигер-Вик к Либаве подошли линейный крейсер "Мольтке" и линкоры III-й и IV-й эскадр.

Утром 11 октября из Либавы вышел авангард десанта. За ним следовали III-я эскадра линкоров, флагманский "Мольтке", лёгкий крейсер "Эмден" и IV-я эскадра линкоров в охранении 17 эсминцев. Затем на значительном удалении следовали транспорты с главными силами десанта.

Ещё до наступления темноты 11 октября "Фридрих дер Гроссе" и "Кёниг Альберт" отделились от IV-й эскадры для обстрела на рассвете 12 октября русских береговых батарей на мысе Церель полуострова Сворбе. Они же повторили обстрелы этих батарей 14 и 15 октября. Торпедные атаки входящих в Балтийский флот русских и английских подводных лодок оказались безуспешными.

В ночь на 12 октября линкор "Байерн" и лёгкий крейсер "Эмден" заняли огневые позиции у входа в Соэло-Зунд для обстрела батарей у мыса Серро (остров Даго) и м. Памерорт (остров Эзель), остальные семь назначались для подавления русской береговой батарей в бухте Тагалахт (остров Эзель) с целью обеспечения высадки десанта и к 04.00 заняли огневые позиции на подходах к этой бухте. При занятии позиций "Байерн" и "Гроссер Курфюрст" подорвались на минах и в дальнейшем были отведены в базу.

В 05.30 "Кайзер", "Кайзерин" и "Принц-регент Луитпольд" открыли огонь по береговой батарее на мысе Хундва (Хундсорт), которую быстро подавили. Первым же залпом линкоры добились попадания в погреб боеприпасов второго орудия, который взорвался. Вторым залпом сбили наблюдательную вышку и встали на якорь в бухте Тагалахт.

Вечером 11 октября "Кёниг", "Кронпринц", "Гроссер Курфюрст" и "Маркграф" стали на якорь на северных подходах к бухте Тагалахт. Ранним утром 12 октября линкоры вошли в бухту Тагалахт, в 05.50 открыли огонь по стрелявшей по ним береговой батарее на м. Пинает и также быстро её подавили. После обстрела в 17.30 "Кёниг" ушёл в Ньюфарвассер, но 16 октября вернулся в Рижский залив и стал на якорь в Аренсбурге.

12 октября во время перехода на позицию для обстрела береговой батареи на о. Эзель при входе в бухту Тагалахт в 05.04 "Гроссер Курфюрст" (капитан 1-го ранга Гоэттэ, июль 1914 г. - ноябрь 1917 г.) подорвался на мине. Место подрыва оказалось в районе расположения противоторпедной переборки, и она выдержала силу взрыва, ограничив поступление через пробоину в корпус 260-280 т воды. Несмотря на повреждения от подрыва на мине, линкор всё же смог продолжить участие в операции и в 05.51 открыл огонь по береговой батарее на мысе Нинаст.

13 октября "Гроссер Курфюрст" со скоростью хода 8-12 уз. направился в Данциг, 14 октября прибыл в Ньюфарвассер, 16 октября в Киль и 18 октября, пройдя Кайзер-Вильгельм каналом в Вильгельмсхафен, где на имперской верфи его повреждения отремонтировали к 1 декабря.

Вечером 13 октября вице-адмирал Шмидт приказал эсминцам при артиллерийской поддержке "Кайзера" начать прорыв в Рижский залив через проливы Соэло-Зунд, Моонзунд и Кассарский плёс между островами Даго и Эзель.

14 октября в 13.45 "Кайзер" открыл огонь по находящимся на Кассарском плёсе кораблям дозора. 305-мм снаряд одного из первых залпов линкора попал в МО эсминца "Гром", пробил днище и, не взорвавшись, ушёл в грунт. Обе турбины вышли из строя, и эсминец потерял ход. Двухкратные попытки канонерской лодки "Храбрый" взять его на буксир не удались, после чего немецкий ЭМ V-100 обстрелял ЭМ "Гром" из орудий, вызвав на нём пожар.

Одновременно с попыткой прорваться в Моонзунд через Кассарский плёс 14 октября германский флот предпринял усилия для прорыва в Рижский залив через Ирбенский проход, где за тральщиками и прикрывающими их крейсерами с целью уничтожения устаревших линкоров "Слава" (1905 г., 13516/14826 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 17,7 уз.) и "Гражданин" (б. "Цесаревич", 1903 г., 13200 т, 4 305-мм, 12 152-мм, 16,8 уз.) следовали "Кёниг", "Кронпринц" и "Маркграф". Здесь основную опасность представляли минные заграждения.

14 и 15 октября "Кайзерин" обстреливал береговую батарею на м. Церель, а 16 октября дредноут вывели из состава"специального соединения", и с заходом в Данциг направили в Киль, куда он прибыл 24 октября, после чего сразу же вернулся в Северное море.

16 октября "Кайзер" вёл огонь по площадям в районе мыса Тофри. В тот же день "Кёниг Альберт" ушёл грузиться углём на рейд Путцигер-Вик, откуда должен был вернуться 18 октября в бухту Тагалахт, но ещё по пути в Путцигер-Вик получил приказание вице-адмирала Шмидта идти в Киль, куда и прибыл 23 октября.

15 октября после нескольких обстрелов тремя дредноутами III-й линейной эскадры береговые батареи на полуострове Сворбе были подавлены, и 16 октября их заняли немцы. После этого немецкие тральщики смогли наконец протралить минные заграждения, и 17 октября в 11.30 корабли германской эскадры прошли Ирбенским проходом в Рижский залив и направились к острову Вердер.

17 октября около 08.00 миноносцы "Дельный" и "Деятельный", высланные в дозор в Рижский залив, обнаружили на юго-востоке германскую эскадру в количестве 28 вымпелов и донесли о приближении её к Моонзунду, указав наличие двух дредноутов. Германская эскадра подходила в следующем составе: два линкора типа "Кёниг", пять лёгких крейсеров, два больших транспорта, большое количество эсминцев и тральщиков. "Кёниг" и "Кронпринц" под охраной восьми эсминцев, имея в голове тральщики, шли курсом норд к западному проходу в Моонзунд.

Около 09.00 на рейде Куйваст сосредоточились "Слава", "Гражданин" и крейсер "Баян".

Германские тральщики, дойдя до линии мин, развернулись и приступили к тралению. С началом траления оба дредноута отделились от эскадры и, пройдя протраленное пространство, легли на ост, открыв в 09.40 стрельбу всем бортом.

В 10.05 "Слава" открыл огонь по головным тральщикам с дистанции 20800 м (112 кбт.). Третьим залпом "Славы" тральщики были накрыты, и они после нескольких следующих залпов, поставив дымовую завесу, отошли.

В 10.15, пользуясь превосходством в дальности стрельбы своей артиллерии, развернувшиеся бортом "Кёниг" и "Кронпринц" открыли ответный огонь с дистанции 24000 м (130 кбт.), каждый порознь, давая одновременно залп из пяти орудий (по два залпа в минуту). Залпы ложились между русскими кораблями, имея характер небольших недолетов.

В 10.50 германские тральщики вышли из дымовой завесы и опять приступили к тралению. "Слава" и "Гражданин" открыли по ним огонь с дистанции 18200 м (98 кбт.), но тральщики ещё некоторое время продолжали траление, а затем отошли полным ходом за дымовую завесу. С уменьшением дистанции до тральщиков к стрельбе по ним присоединились крейсер "Баян" и береговая батарея 152-мм орудий. Ввиду этого "Слава" разделил свой огонь: носовая 305-мм башня стреляла по миноносцам, шедшим за тральщиками, а кормовая открыла огонь по дредноутам, которые без перерыва обстреливали наши корабли, однако безрезультатно.

В 11.10 после вторичного обстрела тральщиков все германские корабли повернули и стали отходить к зюйду. С последним залпом по миноносцам на "Славе" в носовой 305-мм башенной установке опустились рамы замков, и она вышла из строя. "Слава" прекратил огонь с расстояния 21500 м (116 кбт.), а немцы с 23700 м (128 кбт).

В 11.20 участвовавшие в бою дредноуты противника отошли за горизонт, а германские крейсера, миноносцы и транспорты продолжали держаться на меридиане м. Павастерота в дальности 28000 м (150 кбт).

В 11.30 германская эскадра соединилась вновь, но на этот раз у восточного прохода в Моонзунд. В 12.05 эскадра двинулась курсом норд. Впереди шли четыре тральщика строем фронта в голове, ещё два тральщика им в кильватер, за ним оба дредноута под охраной эсминцев.

В 12.10 "Слава" и "Гражданин" открыли огонь по тральщикам, которые после нескольких залпов, закрылись дымовой завесой.

В 12.12 "Слава" с расстояния 20800 м (112 каб.) перенёс огонь на дредноуты. "Кёниг" и "Кронпринц", продолжая большим ходом двигаться на север, быстро сократили невыгодную для них дистанцию до 16700м (90 каб.), легли на ост, уменьшили скорость хода и в 12.13 открыли огонь, причем со второго залпа довольно быстро пристрелялись и 12.16 перешли беглым огнём на поражение.

Имея на "Славе" только два 305-мм орудия кормовой башенной установки против 20 более дальнобойных 305-мм, русские корабли стали отходить курсом на норд, в то же время отвечая на огонь противника, снаряды которого рвались вокруг кораблей.

В 12.25 произошло одновременное попадание в "Славу" трех 305-мм снарядов в подводную часть борта на 3-4 м ниже КВЛ. "Слава" вздрогнула, раскачалась и начала крениться на левый борт. Из боевой рубки поступило приказание для выравнивания крена затопить кормовой коридор ПрБ и пустить отливной турбонасос, что и было сделано под руководством трюмного механика Милославского.

Первый снаряд попал и разорвался в коффердаме рядом с помещением динамомашин, сделав в переборке коффердама пробоину около 4 м в диаметре. Электричество в носовой оконечности погасло, команда едва успела покинуть помещение, как вода, затопив весь отсек, дошла до батарейном палубы. Из-за темноты команда не успела задраить переборочную дверь и носовой погреб 305-мм боеприпасов сразу же затопило.

Попадание второго снаряда привело к затоплению верхнего носового помещения мокрой провизии и шкиперской, через несколько минут крен дошел до 8°. Крен быстро уменьшили до 4°, но зато корабль сел носом до осадки Юм, а кормой до 9,1 м. Третий снаряд попал в борт в районе машинного отделения, но, имея на излёте большой угол падения, броневой пояс борта не пробил.

Получив пробоины и крен, "Слава" лёг на курс 330°, скорость хода уменьшилась до малого, потому что от разрывов снарядов в котлах сел пар, и в 12.27 начал отходить к острову Шильдау. Вследствие пробоин в корпусе вода в трюме из-за крена подошла к топкам двух котлов, которые пришлось погасить. "Слава" шёл малым ходом, с трудом управляясь из-за крена и дифферента на нос.

Германские снаряды продолжали рваться вокруг кораблей, причём в 12.29 произошло попадание в батарейную палубы "Славы" ещё двух снарядов. Снаряды разрушили вентиляционные шахты кочегарок, трапы обеих палуб, шахты погребов мелкокалиберной артиллерии и произвели пожар на обеих палубах, откуда огонь перекинулся в погреба. Благодаря энергии старшего офицера, пожар быстро ликвидировали. Кормовая башня продолжала стрелять самостоятельно под управлением младшего артиллериста.

В 12.30 при падении снаряда у правого борта "Славы" поднимается столб воды высотой выше фор-марса и она обрушиваясь вниз, заливает передний мостик.

В 12.39 кормовая 305-мм орудийная башня "Славы" дает попадание в дредноут, что вызывает на нём пожар в носовой оконечности, но минуту спустя и в "Славу" попадает три снаряда. Один снаряд разорвался в батарейной палубе, два других, пробившие броню в районе радиорубки, разрушили бортовой коридор и силой взрыва прогнули переборки соседних угольных ям. Наконец в 12.46 русские корабли вышли из-под обстрела.

За время боя, кроме указанных повреждений "Славы", в "Баян" снаряд попал под носовой мостик, что вызвало пожар в шкиперской и увеличение осадки носом до 7,9 м. В "Гражданин" также попало два снаряда, разрушивших несколько офицерских кают па шкафуте. Всего "Слава" получил восемь попаданий, из которых первые два, вызвавшие креп до 8° и затопившие носовой отсек, решили судьбу корабля. Согласно Brayer [5], это были снаряды "Кёнига".

На 17 октября Моонзундский канал между о. Шильдау и Харилайдом имел наименьшую глубину 8,1 м. "Слава", приняв воду в носовые отсеки и выровняв крен за счет заполнения кормового коридора, к 12.45 сел носом до 10,4 м., кормой до 9,4 м., что лишало корабль возможности прохода каналом в Финский залив.

В 12.47 начальник минной обороны приказал командиру "Славы" Л.В. Антонову пропустить в канал "Гражданин", снять экипаж и, введя "Славу" в начало канала, взорвать погреба. В 13.15 минеры приготовили кормовые погреба к взрыву. В 13.20 по приказанию командира на "Славе" подожгли фитили подрывных патронов. В 13.22 машины были остановлены.

В 13.30 "Слава", всё ещё имея инерцию после остановки машин, подошёл ко входу в канал, в 13.32, дойдя до входных шаровых вех (и имея осадку носом 10,4 м) упёрся в грунт.

В 13.58 на "Славе" произошёл взрыв кормовых погребов и пожар в корме, в 14.12 — второй взрыв, 14.20 — третий, которым оторвало корму, после чего корабль погрузился кормой до 305-мм орудий башни. Все взрывы сопровождались усилением пожара.

По приказанию начальника минной обороны, для полного разрушения корабля миноносцы "Москвитянин", "Амурец" и "Туркменец-Ставропольский" выпустили по "Славе" шесть торпед, однако только одна торпеда ("Туркменца") взорвалась под передней дымовой трубой. "Слава" продолжал гореть ещё больше суток, причем всё время слышались небольшие взрывы.

После подрыва "Славы" и ухода "Гражданина" и "Баяна" Моонзундским каналом "Кёниг" подавил береговые батареи на островах Вердер и Вой.

18 октября во время перехода Рижским заливом "Кронпринц" (капитан 1-го ранга Розинг, ноябрь 1916 г. -август 1918г.) сел на мель, но тут же сошёл с неё. В то время как линкоры III-й линейной эскадры ушли в Данцигскую бухту на подходы к Путцигер-Вик, "Маркграф" остался в бухте Тагалахт с целью 17 октября пройти в Рижский залив.

18 октября в 11.30 "Маркграф" (капитан 1-го ранга Мёрсбергер, август 1917 г. - ноябрь 1918 г.) сел на мель на юго-западных подходах к банке Ларина (Рижский залив), однако смог самостоятельно сойти с неё и 19 октября стал на якорь севернее банки Ларина среди линкоров подошедшей туда III-й линейной эскадры.

20 октября "Маркграф" вошёл в Моонзунд до траверза маяка Вердер, 25 октября ушёл оттуда, чтобы через банку Ларина дойти до о. Кюно с целью обстрела острова. В тот же день "Кронпринц", следуя Рижским заливом, уже основательно сел на мель с повреждением наружной обшивки борта с поступлением воды внутрь корпуса.

20 октября "Кёниг" и "Маркграф" вошли в Моонзунд до траверза маяка Вердер и своей артиллерией поддержали высадку немецкого десанта на остров Шильдау.

24 октября "Принц-регент Луитпольд" вышел из состава "специального соединения" и после планового ремонта на имперской верфи в Киле Кайзер-Вильгельм каналом перешёл в Вильгельмсхафен для несения боевой службы в составе сил поддержки Передовой сторожевого охранения.

26 октября "Кёниг" вышел из состава "специального соединения" и во время возвращения в районе между Виндавой и Бакофном коснулся грунта и затем с заходом в Ньюфарвассер 27 октября прибыл в Киль, где встал на ремонт до 17 ноября.

27 октября "Маркграф" стал на якорь на рейде Аренсбурга. В тот же день "Фридрих дер Гроссе" вышел из состава "специального соединения" и Кайзер-Вильгельм каналом перешёл в Северное море для несения боевой службы в составе сил поддержки Передовой сторожевого охранения. После посадки на мель "Кронпринц" сначала 28 октября прибыл на имперскую верфь в Киле, но уже 2 ноября Кайзер-Вильгельм каналом перешёл в Вильгельмсхафен, где на имперской верфи находился в ремонте с 24 ноября 1917 г. по 8 января 1918 г.

29 октября "Маркграф" вышел из состава "специального соединения" и на обратном пути в Киль правым бортом подорвался на мине. И здесь место подрыва оказалось в районе расположения противоторпедной переборки, которая выдержала силу взрыва, ограничив поступление воды через пробоину (260 т).

Сначала "Маркграф" прибыл в Ньюфарвассер, затем перешёл в Киль, где 1 ноября с него сошёл младший флагман III-й линейной эскадры контр-адмирал Сейферлинг, и наконец в Вильгельмсхафен, где на имперской верфи корабль отремонтировали в период с 6 по 23 ноября. 30 октября "специальное соединение" распустили, и 2 ноября "Кайзер" вернулся в Киль, а 7 ноября появился в Северном море. В конце октября 1917г. после успешного завершения операции в Балтийском море все линкоры вернулись в Северное море, а 3 ноября 1917 г. вице-адмирал Шмидт снова перешёл на свой флагманский "Остфрисланд".

Для борьбы с немецкими подводными лодками на выходах из баз и в Гельголандской бухте англичане систематически ставили мины. В ходе кампаний 1915-17 гг. они поставили около 21000 мин. Для проводки подводных лодок в море и обратно постоянно чистыми от мин немцы могли поддерживать только три фарватера: идущий на запад вдоль берега; проходящий посередине между Терсхеллингом и Хорнс-Ревом; ведущий на север вдоль датских берегов. Для протраливания этих фарватеров выделялись тральщики, прерыватели минных заграждений, лёгкие крейсера с самолетами для охраны и линейные корабли для их поддержки.

Один из таких выходов был назначен на 07.00 17 ноября. Тральщики под прикрытием 10 эсминцев и четырёх лёгких крейсеров 2-й разведывательной группы под общим командованием контр-адмирала Рейтера должны были обследовать фарватер, проложенный на север от точки, находившейся посередине линии Хорнс-Рев-Терсхеллинг.

Для их непосредственной поддержки 17-18 ноября из состава сил поддержки Передовой сторожевой службы в Северном море выделили "Кайзер" и "Кайзерин" под общим командованием по старшинству командира "Кайзерин" капитана 1-го ранга Грассхофа (июль-декабрь 1917 г.).

В тот же день, 17 ноября англичане приняли решение нанести удар по германским тральщикам и обеспечивающим их кораблям силами линейных и лёгких крейсеров и тем самым затруднить выход в море подводных лодок и лёгких сил. Для поддержки задействовали 1-ю эскадру линкоров Гранд-Флита. К утру 17 ноября эскадры британских крейсеров подошли в точку рандеву. Стояла мглистая погода. В 07.30 в тумане они внезапно наткнулись на германские корабли. В Гельголандской бухте состоялся ряд отдельных артиллерийских боёв с широким применением дымовых завес.

В 09.50 к месту боя подошли "Кайзер" и "Кайзерин" и открыли огонь по английским лёгким крейсерам. Одним из первых залпов линкоры добились попадания в британский крейсер. Последние под прикрытием линейного крейсера "Рипалс" стали отходить к эскадрам Гранд-Флита. К 10.00 подошли линейные крейсера "Гинденбург" и "Мольтке", и немцы начали преследование отходящего противника. Туман помог англичанам уйти.

17 ноября "Фридрих дер Гроссе", "Кёниг Альберт", "Нассау" и "Рейнланд" также направили к месту боя, но они подошли туда уже после ухода британских крейсеров.

5 декабря на "Маркграфе" поднял свой брейд-вымпел новый младший флагман III-й линейной эскадры капитан 1-го ранга Гоэттэ.

6 декабря Гранд-Флит усилился вошедшей в его состав американской эскадрой, состоявшей из линкоров "Нью-Йорк", "Вайоминг", "Флорида" и "Делавер".

С 22 декабря 1917 г. по 5 февраля 1918 г. "Кайзерин" находился в ремонте на имперской верфи в Киле.

Боевая служба "Кёнига" в Северном море до окончания войны прерывалась учениями в Балтийском море с 22 декабря 1917 г. по 8 января 1918 г., с 23 февраля по 11 марта, с 7 по 18 августа и с 29 сентября по 1 октября 1918 г.

В последних числах декабря адмирала Джеллико освободили от должности первого морского лорда и начальника морского генерального штаба и заменили адмиралом Уеймиссом. Одновременно заместителем начальника штаба назначили адмирала Фримэнтла, заменившего адмирала Оливера.