Проектирование

 

После поражения в первой мировой войне Германии пришлось подписать в Вер­сале (Франция) договор с державами-побе­дительницами, сильно ограничивавший ее вооруженные силы. Остатки германского флота были интернированы в английской гавани Скапа-Флоу, и впредь ей разреша­лось иметь не более 6 броненосцев, 6 лег­ких крейсеров, 12 эсминцев и 12 минонос­цев. Запрещалось строительство и приоб­ретение подводных лодок, создание воен­ной (в том числе и морской) авиации.

Германия могла заменить устаревшие линейные корабли, построенные более двадцати лет назад, но максимальное во­доизмещение новых кораблей не должно было превышать 10000 т. Калибр артилле­рии при этом не оговаривался, но стало очевидно, что державы-победительницы вряд ли допустят установку орудий калиб­ром более 280 мм.

Резкое ограничение водоизмещения броненосных кораблей явно преследовало цель исключить появление в германском флоте линкоров, пригодных для выполне­ния своих традиционных задач. Очень ско­ро, уже в 20-е годы, в Германии начались исследования возможностей при проектиро­вании, которые можно было осуществить, не нарушая указанных ограничений.

Положение осложнялось катастрофи­ческим состоянием экономики, непомерно высокими репарациями в пользу держав-по­бедительниц и раздробленностью государ­ства. Часть прирейнских земель еще нахо­дились под оккупацией войск Антанты, в 1923 г. Рурскую область заняли французы и бельгийцы, продолжались пограничные споры с Польшей. В Германии не прекра­щались беспорядки и революционные вы­ступления рабочих.

Не удивительно, что в самом прави­тельстве Германии поначалу существовали сомнения: нужен ли вообще стране военно-морской флот. Сторонники его воссоздания особенно подчеркивали, что после отделения Восточной Пруссии "Данцигским кори­дором" от остальной Германии она нужда­ется в защите, которую может обеспечить только военный флот. Первыми кораблями, пришедшими на замену устаревшим, стали легкие крейсера и миноносцы.

В 1921 г. был заложен легкий крейсер "Эмден". С 1924 г. началось строительство 12 миноносцев типа "хищные звери и пти­цы", в 1925 г. легких крейсеров "Кенигс­берг", "Карлсруэ" и "Кельн" и, наконец, в 1927 г. легкого крейсера "Лейпциг". Одно­временно строились вспомогательные и учебные корабли.

Строительство легких крейсеров и ми­ноносцев не представляло особых затруд­нений, а их небольшие размеры не проти­воречили ограничениям, наложенным Вер­сальским договором, хотя при этом посто­янно ощущалась нехватка денег. Совсем иначе обстояло дело со строительством крупных боевых кораблей.

Первые их проекты стали появляться уже в 1920 г. Приходилось решать сложную задачу: можно ли сохранить те качества не­мецких тяжелых боевых кораблей, которые так положительно проявились в первую ми­ровую войну, не нарушая допустимого во­доизмещения 10000 т. К 1923 г. создали 4 проекта с их многочисленными варианта­ми, предлагавшими богатый выбор воору­жения, бронирования, энергетических уста­новок. Составлял эти проекты конструктор­ский отдел военно-морского флота (Reichsmarine) под руководством доктора технических наук, инженера Пауля Прессе. Их анализ представляет несомненный ин­терес, поскольку многообразие проектов иллюстрирует творческий поиск немецких кораблестроителей в заранее заданных же­стких условиях.

Проект № 1, Длина 124 м. Ширина 21,4 м. Осадка 6,8 м. Двигатели: турбины, 2 вала, на каждый 25000 л.с. Котлы уголь­но-нефтяные, скорость хода 22 уз. Воору­жение: 4 х 380-мм, 4 х 150-мм, 2 х 88-мм (зенитные), 2 х 500-мм подводных торпед­ных аппаратов.

Проект № 2. Длина 176 м. Ширина 18,8 м. Осадка 6,5 м. Двигатели: турбины, 2 вала, на каждый 40000 л.с., 10 котлов, скорость хода 22 уз. Броня: пояс 80 мм, колпаки башен 100 мм, палуба 30 мм. Во­оружение: 8 х 210 мм, 4 х 88 мм (зенитные), 8 х 500 мм торпедных аппаратов.

Проект № 3. Длина: 132 м, ширина 22 м, осадка 6,5 м. Двигатели — дизели. Ва­лов 3, на каждый 24000 л.с. Скорость хода 24 уз. Броня: пояс и башни до 200 мм, па­луба 25 мм. Вооружение: 6 х 305-мм, 3 х 105-мм (зенитные), 2 х 533-мм подводных торпедных аппаратов.

Проект № 3-а. Варианты предыдуще­го проекта с другим бронированием и вооружением. Броня: пояс 240 мм, башни и носовая командная рубка 250 мм. Вооруже­ние: 6 х 280-мм в трехорудийных башнях, 4 х 150-мм, 6 х 88-мм (зенитные).

Проект № 3-б. Броня: пояс 230 мм, башни и носовая командная рубка 230 мм. Вооружение: 6 х 280-мм в двухорудийных башнях (одна носовая, две кормовые), 4 х 150-мм, 4 х 88-мм (зенитные).

Проект № 3-е. Вооружение: 4 х 305-мм одиночных мобильных орудий в носовой части, 4 х 150-мм в центре и на корме, 4 х 88-мм (зенитные).

Проект № 3-г. Вооружение: 4 х 305-мм одиночных мобильных орудий в носовой части, 4 х 150-мм в центре и на корме, 4 х 88-мм (зенитных).

Проект № 4. Длина 126 м. Ширина 21 м. Осадка 7,2 м. Двигатели — дизели. Гребных валов — 2, на каждый 16000 л.с. Скорость хода 19 уз. Броня: пояс 300 мм, палуба 30 мм, башни 35 мм, носовая ко­мандная рубка 300 мм. Вооружение: 3 х 350 мм, 4 х 150 мм, 4 х 88 мм (зенитных), 4 х 533 мм подводных торпедных аппарата.

Проект № 5. Длина 141 м. Ширина 20,2 м. Осадка 7 м. Двигатели — дизели. Гребных валов — 3, на каждый 12000 л.с. Скорость хода 24 уз. Броня: пояс 180 мм, башни и носовая командная рубка 200 мм. Вооружение: 4 х 305-мм, 6 х 150-мм, 6 х 88-мм (зенитных), 2 х 533-мм подводных тор­педных аппарата.

Проект № 6. Длина 188 м. Ширина 20,7 м. Осадка 5,5 м. Двигатели — дизели общей мощностью 54000 л.с. Скорость хода 28 узлов. Броня: пояс, башни, носовая ко­мандная рубка 100 мм. Вооружение: 6 х 280-мм, 8 х 120 мм (зенитных).

Проект № 7. Длина: 181,7 м. Ширина 20,5 м. Осадка 5,77 м. Двигатели — дизе­ли общей мощностью 54000 л.с. 2 вала. Скорость хода 26 уз. Вооружение: 6 х 280-мм в трехорудийных башнях, 8 х 150-мм на тумбовых лафетах в средней части кораб­ля, 5 х 88-мм (зенитных), два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Насколько важен для Германии был вопрос о строительстве крупных боевых ко­раблей, показывают расходы на поддержа­ние в исправном состоянии имеющихся линкоров, которые достигали 6 млн. рейхсма­рок. Только на "Гессен" и "Эльзас" в 1927 финансовом году потребовалось полтора миллиона.

Первый проект корабля, который дол­жен был заменить их, получил название "броненосный корабль "А". Он явился ре­зультатом изучения приведенных выше предварительных проектов, которые 7 мар­та 1927 г. свели к трем вариантам:

1. Главный калибр 4 х 380-мм, толщи­на брони 250 мм, скорость хода 18 уз;

2. Главный калибр 6 х 305-мм, толщи­на брони 250 мм, скорость хода 18 - 21 уз.;

3. Главный калибр 6 х 280-мм, толщи­на брони 100 мм, скорость хода 26-27 уз.

11 июня 1927 г. глава руководства во­енно-морским флотом адмирал Ценкер принял окончательное решение в пользу третьего варианта. При этом он получил согласие командующего флотом вице-адми­рала Момзена и обоих командующих воен­но-морскими районами: вице-адмирала Ба­уэра (Северное море) и вице-адмирала Редера (Балтийское море). Решили классифи­цировать новые корабли как броненосные крейсера.

В конце 1927 г. подали заявку на пер­вую часть денежных средств на их построй­ку: 9,3 млн. рейхсмарок. Однако рейхстаг и рейхсрат долго не могли прийти к согла­сию. Только при голосовании 27 марта 1928 г. оно было достигнуто, но с услови­ем, что строительство начнется не раньше конца 1928 г. Вскоре после этого парламент распустили и на 20 мая 1928 г. назначили выборы нового.

Планируемое строительство брониро­ванных кораблей вызвало сильнейшие внут­риполитические разногласия, сопровождав­шиеся ожесточенной полемикой и созна­тельной дезинформацией населения Герма­нии. Особенно активно действовала комму­нистическая партия. У всех на устах был лозунг: "Еда для детей, а не броненосцы". Левая пресса развернула широкую пропа­гандистскую кампанию. В рядах правящей социал-демократической партии также росло сопротивление намеченному строительству. Тем не менее голосование в рейхстаге 16 но­ября 1928 г. отклонило предложение о его прекращении 257 голосами против 202.

В начале 1929 г. и рейхсрат высказал­ся в пользу создания тяжелых боевых ко­раблей (224 голоса против 153). Дорога к строительству "броненосного корабля А" была открыта. Строить его должна была верфь "Deutschen Werke" в Киле. В этом решении главную роль сыграли социаль­но-политические соображения. После ре­конструкции бывшей императорской вер­фи большая часть ее персонала потеряла свои рабочие места, и в Киле ощущалась угроза социальных беспорядков. Если бы на верфь не поступили новые заказы, не ме­нее половины из 3000 ее сотрудников ос­тались бы без работы.

Типовые эскизы, легшие в основу стро­ительных чертежей, были подписаны адми­ралом Ценкером и инженером Прессе уже 11 апреля 1928 года. Согласно им водоиз­мещение нового корабля равнялось 10000 "длинных" или 11900 "европейских" тонн, что не противоречило Вашингтонскому со­глашению. По Вашингтонскому соглаше­нию водоизмещение немецких линкоров не должно превышать 10000 англо-американ­ских ("длинных") тонн, а такая тонна равна 1016 кг. Немцы явно извлекли выгоду из расхождения англо-американских и евро­пейских метрических систем.

Тем не менее Франция заявила протест по этому поводу и на Лондонской конфе­ренции 1930 г. добилась разрешения на строительство линкоров типа "Дюнкерк". Таким образом, 5 февраля 1929 г. в Киле заложили "броненосный корабль А", впоследствии названный "Дойчланд" ("Герма­ния") (В серии было 2 еди­ницы: "Дюнкерк" и "Страсбург". "Дюнкерк" заложен 24 декабря 1932 г., спущен на воду 2 октября 1935 г., вступил в строй в апреле 1937 г. "Страсбург" зало­жен 25 ноября 1934 г., спущен на воду 12 декабря 1936 г., вступил в строй в декабре 1938. Водоизмещение: стан­дартное 26500 т, конструк­тивное 30750 т, полное 35500 т. Размерения: дли­на 209/214,5 м, ширина 31,08 м, осадка 8,7 м, 6 котлов, 4 группы турбин, 112500 л.с. Ско­рость хода: 29,5 уз. Вооружение: 8 х 330-мм в двух четырехорудийных башнях, 16 х 130-мм, 8 х 37-мм (зенитных), 32 х 13,2-мм (зенитных), 2 са­молета). Только в 1931 г. рейхстаг одобрил финансирование стро­ительства второго броненосного корабля ("В"). В целом же "План замены кораб­лей военно-морского флота", подписанный еще 8 сентября 1929 г., но одобренный рейхстагом лишь в 1932 г., предусматри­вал строительство восьми кораблей по­добного типа, после­дний из которых дол­жен был вступить в строй в 1940 г. При этом их водоизмеще­ние предполагалось постоянно увеличи­вать, надеясь на снис­ходительность дер­жав-победительниц.