Модернизации

 

Уже при вступлении в строй корабли типа "Дойчланд" отличались друг от дру­га (разные размерения, водоизмещение, бронирование и т. д.). К тому же все они в той или иной степени перестраивались (особенно "Адмирал Шеер"), что увеличи­вало различия между ними.

Данные о наиболее существенных из­менениях здесь приводятся в хронологичес­кой последовательности.

 

"Дойчланд"

(с 15 ноября 1939 г. "Лютцов")

 

1935 г. Между боевой мачтой и дымо­вой трубой поставлена катапульта для са­молета. На борт принят "Хейнкель-60" (второй такой же самолет хранился в ра­зобранном виде). По левому борту установ­лено приспособление для его подъема. Гру­зовая стрела левого борта заменена подъем­ным краном.

Вместо трех 88-мм одноствольных зе­нитных орудий поставлены три 88-мм двухствольные. Модернизированы приборы уп­равления артиллерией. Боевая мачта увели­чена. На ней установили галерею фор-мар­са. Вместо 500-мм установлены 533-мм тор­педные аппараты. На дымовую трубу уста­новлена новая радиоантенна.

1937 г. Перед 150-мм орудиями и за ними сооружены газоотражающие экраны. Решетчатый кран и грузовая стрела пра­вого борта заменены двумя кранами. На дымовую трубу поставлен глушитель и новая прожекторная платформа, и уже осенью установлен радиолокатор с антен­ной на фор-марсе.

1938 г. Дымовая труба снабжена на­клонным козырьком.

1939 г. Установлен радиолокатор того же типа, что на "Адмирале графе Шпее": "FuMo-22" с антенной на дымовой трубе. Принят новый самолет "Арадо 196".

1940 г. Прошел модернизацию. Уста­новили новую носовую часть с меньшим количеством шпангоутов и наклонный фор­штевень "атлантического" типа. При этом длина корпуса увеличена на 1,9 м. Вместо трех носовых якорей (2 по левому борту, 1 — по правому) установили 2 в клюзах с крышками. Установлено размагничивающее устройство. Вместо 88-мм спаренных зенит­ных орудий стало шесть 105-мм в спарен­ных установках. Усилены легкая зенитная артиллерия (установили четыре 37-мм спа­ренных и множество 20-мм автоматов).

1942 г. Новый радиолокатор наблюде­ния "FuMB-4" позади фор-марса. Радиоло­катор "FuMo22" заменен на "FuMo26" с двумя антеннами. На дымовой трубе по­явился высокий скошенный козырек. На платформе у трубы осталось два прожек­тора (было четыре).

1944 г. Две антенны радиолокатора "FuMo26" заменены одной. Малокалиберная зенитная артиллерия составила 6 40-мм орудий "Бофорс-28", 4 37-мм (на кор­ме) и 26 20-мм (три счетверенных со щи­том, шесть спаренных со щитом, два оди­ночных без щита) автомата.

1945 г. Малокалиберное зенитное во­оружение составило шесть 40-мм устано­вок "Бофорс-28", десять 37-мм и 28 20-мм автоматов.

 

"Адмирал Шеер"

 

1935 г. За дымовой трубой установлена катапульта для самолета, а по правому бор­ту подъемный кран для него. В конце года этот кран сняли, установив по левому бор­ту приспособление для подъема самолета.

1936 г. Перед 150-мм орудиями и за ними сооружены газоотражающие экраны.

1938 г. Стеньга башенноподобной мач­ты прикреплена к заднему краю галереи фор-марса и к колпаку находящегося там дальномера. На башенной мачте сооруже­ны дополнительные платформы и адми­ральский мостик. Реи, находящиеся у ды­мовой трубы грот-мачты, укорочены, до­бавлены гафели.

1939 г. По левому борту кран с гори­зонтальной стрелой заменен на кран с на­клонной стрелой . Корабль оснащен само­летом "Арадо-196". На вращающемся посту наведения на фор-марсе установлен ра­диолокатор (но без антенны). Предположи­тельно, это был "FuMo-22".

1940 г. Модернизирован. Башенная мачта разобрана, сооружена трубчатая. Ус­тановлена новая носовая часть с меньшим количеством шпангоутов и с более легким, атлантическим форштевнем. При этом кор­пус удлинен на 1,9 м. За дымовой трубой установлена треногая грот-мачта, а по ле­вому борту новый кран. Установлен успо­коитель бортовой качки. Спаренные 88-мм зенитные орудия заменены спаренными 105-мм. Дымовая труба получила скошенный козырек. Поставлено размагничивающее ус­тройство. На фор-марсе установлена антен­на радиолокатора "FuMo-27", заменивше­го "FuMo-22". Усилена легкая зенитная ар­тиллерия. Произведен капитальный ремонт двигателя.

1941 г. На кормовом командном пун­кте установлен радиолокатор "FuMo-26" с антенной.

1942 г. Установлены приборы "Сумат­ра" и "Тимор". Дымовая труба снабжена высоким скошенным козырьком. В связи с этим разобрана выступающая платформа фор-марса, а количество прожекторов на платформе трубы уменьшено с четырех до трех. На фор-марсе установлен радиолока­тор ."FuMo-26" с двумя антеннами, заме­нивший "FuMo-22".

1943 г. Две антенны радиолокатора "FuMo-26" заменены одной.

1945 г. Малокалиберная зенитная ар­тиллерия состояла из шести 40-мм устано­вок "Бофорс-28", восьми 37-мм орудий и 33 20-мм автоматов.

 

"Адмирал граф Шпее"

 

1938 г. Шесть 88-мм спаренных зенит­ных орудий заменены на шесть 105-мм (на тех же лафетах). Установлен радиолокатор "FuMo-22" с антенной на фор-марсе. Гра­ни фор-марса закруглены.

Перестроена башенноподобная боевая мачта (на ее платформе остался один про­жектор, а два боковых демонтировали).

 

Таким образом, в процессе службы особенно сильно изменялся наружный вид "карманного линкора" "Адмирал Шеер".

Планами, составленными перед вой­ной, предусматривалась основательная мо­дернизация всех трех кораблей типа "Дойчланд" и, прежде всего, установка на них новых двигателей. Это позволило бы повы­сить скорость хода до 29-30 узлов. Война помешала осуществлению этих планов. К 1940 г. "Адмирал Шеер" требовал срочного ремонта (и особенно фундаменты его дви­гателей). Неизбежной длительной стоянкой корабля решили воспользоваться, чтобы из­менить его силуэт: форму боевой мачты (вместо пирамидальной трубчатая), форш­тевня (вместо отвесного наклонный), грот-мачты и т. д. Видимо, помимо конструктив­ных соображений, это должно было затруд­нить опознание корабля во время его рей­дов. В частности, с большой дистанции "карманный" линкор можно было принять за более мощный линейный корабль типа "Гнейзенау". В том же 1940 г. был изменен и облик "Лютцова", но не так сильно, так как его боевая мачта с начала службы была трубчатой.

Третий же корабль серии: "Адмирал граф Шпее" не подвергся серьезной пере­стройке, так как погиб уже в 1939 г.