“Адмирал граф Шпее”

 

Третий "карманный линкор" Германии был заложен в Вильгельмсхафене 1 октяб­ря 1932 г., спущен на воду 30 июня 1934 г. и вступил в строй 6 января 1936 г. К 9 мая 1936 г. закончились его испытания, а с июля "Адмирал граф Шпее" стал флаг­манским кораблем германского военного флота, заменив "Адмирала Шеера", и ос­тавался им до 1938 г. С августа 1936 г. линкор пять раз заходил в испанские тер­риториальные воды, но в боевых действиях не участвовал.

С 15 по 22 мая 1937 г. корабль побы­вал на международном военно-морском па­раде в Спитхеде, посетил Швецию и Нор­вегию, нанес визит в Скандинавию в 1938 г. 22 августа 1938 г. "Шпее" участвовал в параде по случаю спуска на воду крейсе­ра "Принц Ойген", а в октябре того же года он провел учения в Атлантике. В марте 1939 г. "карманный линкор" вошел в Мемель, когда тот был присоединен к Третьему Рейху, в мае находился на манев­рах в Атлантике и транспортировал из Испании части легиона "Кондор".

С самого начала 2-й мировой войны военно-морское командование Германии стремилось использовать "карманные лин­коры" в соответствии с их основным назна­чением: для борьбы с торговлей противни­ка. 21 августа 1939 г. "Адмирал граф Шпее" покинул Германию и, пройдя между Исландией и Фарерскими островами, за­нял позицию в центральной Атлантике. В качестве транспорта снабжения рейдеру было придано судно "Альтмарк", которое вышло из Киля на несколько недель раньше и должно было встретиться с линкором 1 сентября у Канарских островов.

Как и "Дойчланд", "Адмирал граф Шпее" по вышеуказанной причине находил­ся в бездействии до 26 сентября, и как вы­яснилось, он едва не был обнаружен в са­мом начале своего рейда.

11 сентября разведывательный самолет со "Шпее" в 30 милях от рейдера заметил английский тяжелый крейсер "Кумберленд", шедший встречным курсом. Удивительно, но с крейсера самоле­та не увидели, и он смог предупредить свой линкор об опас­ности, после чего "Шпее" немедленно отошел к востоку. Надо сказать, что на­личие самолетов-раз­ведчиков очень облег­чало действия немец­ких рейдеров.

Первой жертвой "Шпее" оказалось ан­глийское судно "Кле­мент", потопленное 30 сентября у берегов Бразилии. Его экипаж прибыл в эту страну на другом английском судне. После донесе­ния "Клемента" бри­танское адмиралтей­ство отдало приказ о формировании 8 мощ­ных поисковых групп, в состав которых вхо­дили 4 линкора, 4 авианосца, 1 линей­ный крейсер, 14 тяже­лых и легких крейсе­ров. Их задачей была охота за германскими рейдерами. Тем временем "Адмирал граф Шпее" пересек Южную Атлантику и 5 октября встретил вторую свою жертву: пароход "Ньютон Бич", с которого был передан сигнал о помощи до захвата судна рейде­ром. Этот сигнал приняло другое англий­ское торговое судно, и тут же было посла­но донесение на крейсер "Кумберленд".

Но командир крейсера допустил про­счет: он был уверен, что донесение принял и командующий поисковой группой во Фритауне, поэтому не репетовал его. На самом же деле во Фритауне в течение не­скольких недель ничего не знали о действиях рейдера, а если бы донесение было передано в штаб немедленно, "карманный линкор" был бы настигнут за считанные дни.

С 5 по 10 октября 1939 г. "Шпее" по­топил или захватил еще 3 судна, шедшие от мыса Доброй Надежды. 22 октября он пу­стил ко дну пароход "Треванион", который послал в эфир сигнал о помощи, принятый судном "Ланстефан Касл" и переданный им во Фритаун. Был организован активный поиск немецкого рейдера, но он оказался безрезультатным, так как, опасаясь обнаружения, "Шпее" поспешно отошел на юго-запад, еще раз пополнил запас топлива с "Альтмарка" и по приказанию Редера на­правился в Индийский океан. 15 ноября в Мозамбикском проливе он потопил неболь­шой танкер, а на следующий день остано­вил голландское судно, после чего повер­нул назад, снова обогнул мыс Доброй На­дежды и вернулся в Атлантику.

К этому времени английский адмирал Харвуд, командовавший поисковой группой "G", пришел к убеждению, что немецкий рейдер рано или поздно появится в райо­не Рио-де-Жанейро — Ла-Плата, отличав­шимся весьма интенсивным судоходством. Было решено сконцентрировать в этом районе все корабли группы: тяжелый крей­сер "Эксетер", легкие крейсера "Аякс" и "Ахиллес". К 12 декабря три корабля со­единились в 150 милях восточнее устья реки Ла-Плата.

2 декабря 1939 г. "Адмирал граф Шпее" пустил на дно английское судно "Дорик Стар", а затем, находясь в цент­ральной части Атлантического океана, 7 декабря потопил свою последнюю жертву "Стреоншел", лег курсом на запад и направился к Ла-Плате, где его поджи­дали крейсера Харвуда.

13 декабря в 06 час. 08 мин., через сутки пос­ле соединения английс­ких крейсеров, "Аякс" донес, что видит дым на северо-западе. На раз­ведку был послан тяже­лый крейсер "Эксетер". Через 8 минут с него пришло донесение: "По­лагаю, что это "карман­ный линейный корабль". Так, после долгих поис­ков англичанам удалось обнаружить "Шпее".

Первая фаза проис­шедшего боя продолжа­лась около полутора ча­сов: с 06 час. 14 мин. до 07 час. 40 мин. Крейсера "Аякс" и "Ахиллес", по­дойдя с востока, откры­ли огонь с дистанции 95 кабельтовых. Крейсер "Эксетер" отделился от них и атаковал "карман­ный линкор" с юга. "Шпее" оказался перед дилеммой: вести огонь из главного калибра по одной цели или одновременно по трем кораб­лям противника. Сначала командир линко­ра капитан I ранга Ландсдорф избрал вто­рой метод, но, убедившись, что наиболь­шую опасность для "Шпее" представляют 203-мм орудия "Эксетера", он приказал пе­ренести огонь всех своих 280-мм орудий на британский тяжелый крейсер.

Надо сказать, что из-за ошибок служ­бы наблюдения командир рейдера вначале посчитал, что имеет дело с легким крей­сером и двумя эсминцами. Когда же ошиб­ка выяснилась, уклоняться от боя было по­здно, а уйти от трех крейсеров не так-то просто.

Артиллерийский огонь "Шпее" на про­тяжении всего боя был точным. "Карман­ный линкор", в отличие от английских крейсеров, имел радиолокатор, который, хотя и не был специально артиллерийским, но все же выдавал дистанцию для стрель­бы. Вскоре "Эксетер" получил попадания снарядами главного калибра. Одна из его орудийных башен вышла из строя, были повреждены механизмы управления рулем. Командир крейсера переключился на управ­ление из кормового поста, продолжил ма­неврирование и приказал произвести тор­педный залп. Но торпеды прошли мимо цели, а "Эксетер" вновь получил попада­ния 280-мм снарядами, так что в строю ос­талась только одна его башня. В 07 час. 30 мин. крейсеру пришлось прекратить бой и отойти на юго-восток для ликвидации по­вреждений.

Одновременно "Шпее" вел огонь из 152-мм орудий по "Аяксу" и "Ахиллесу", но попаданий с большого расстояния не до­бился. Однако дистанция между рейдером и легкими крейсерами быстро сокращалась, и в 06 час. 30 мин. линкор перенес огонь одной из своих башен на них. "Ахиллес" получил небольшое повреждение от тяже­лого снаряда, разорвавшегося у ватерли­нии, на нем вышла из строя радиостанция управления артиллерийским огнем, в ре­зультате чего точность стрельбы заметно снизилась.

В 07 час. 16 мин. "Шпее", поставив дымовую завесу, круто отвернул на юг с целью вступить в поединок с сильно по­врежденным "Эксетером". Но "Аякс" и "Ахиллес", разгадав этот маневр, поспеши­ли на помощь тяжелому крейсеру и откры­ли столь эффективный огонь, что "Шпее" отказался от своей попытки, повернул на северо-запад и вступил в бой с "Аяксом".

В 07 час. 25 мин. "Аякс" получил пер­вое попадание 280-мм снарядом, в резуль­тате которого вышли из строя обе его кор­мовые башни. В 07 час. 38 мин. последо­вало второе попадание. В то же время "Шпее" не имел тяжелых повреждений, хотя на его борту уже насчитывалось 36 убитых и 59 раненых.

С выходом из боя "Эксетера" суммар­ный вес залпа артиллерии двух английских крейсеров лишь несколько превышал вес залпа одной вспомогательной артиллерии "карманного линкора". Не удивительно, что в 07 час. 40 мин. Хартвурд приказал своим кораблям ставить дымовую завесу и отходить на восток, на чем и закончилась первая фаза боя. "Адмирал граф Шпее" не стал преследовать противника, а продолжал двигаться на запад. Поэтому через 6 минут английские крейсера повернули на 180° и двинулись вслед за ним.

Вторая фаза боя заключалась в том, что английские корабли неотступно шли за "карманным линкором", приближавшимся к устью Ла-Платы. Если крейсера подходи­ли слишком близко, то "Шпее" производил несколько залпов.

В 23 час. 17 мин. стало ясно, что рей­дер намерен войти в порт Монтевидео, и Харвуд приказал прекратить его преследование. Перед англичанами стояла нелегкая задача: не дать ускользнуть немецкому лин­кору. В их распоряжении находились лишь два легких крейсера, на одном из которых половина орудий была выведена из строя, а ближайший к месту боя английский тя­желый крейсер "Кумберленд" мог подойти к ним не раньше вечера следующего дня. Но "Шпее" не попытался прорваться в открытое море. Ходовые качества кораб­ля ухудшились, и шансы пересечь Атланти­ческий океан в зимних условиях, не встре­тившись при этом с противником, были не­велики. Бросив якорь у Монтевидео, Лансдорф запросил уругвайское правительство о разрешении на стоянку в течение срока, необходимого для ремонта и восстановле­ния корабля. Но "карманному линкору" разрешили оставаться в Монтевидео не бо­лее 72 часов. За это время было трудно сде­лать что-то существенное.

К тому же англичане весьма умело де­зинформировали немцев: с помощью радио­переговоров они создали впечатление, что район устья реки Ла-Платы буквально ки­шит английскими военными кораблями, среди которых назывались линейный крей­сер "Ринаун" и авианосец "Арк Ройял".

16 декабря Лансдорф донес в Берлин о своем положении и о превосходящих си­лах англичан, которые якобы сосредоточились у устья реки. Он запросил, что пред­почтительнее: затопить корабль или согла­ситься на его интернирование, поскольку попытка прорыва обречена на неудачу. Ад­мирал Редер и Гитлер в тот же день обсу­дили ситуацию и согласились, что лучше затопить корабль, чем позволить его интер­нировать.

17 декабря 1939 г. "Шпее" спустился к устью реки Ла-Плата, и в 19.56, примерно в миле за уругвайскими территориальными водами, на глубине 8 м корабль был взор­ван своим экипажем (были подорваны бо­еприпасы). Командир капитан I ранга Лан­сдорф, застрелившись, разделил судьбу сво­его корабля.

Так военно-морской флот Германии потерял свой первый крупный корабль, ко­торый, действуя в качестве рейдера с 26 сентября по 13 декабря 1939 г., потопил 9 торговых судов общим водоизмещением 50000 тонн.

 

Бой линейного корабля"Адмирал граф Шпее".

 

Вскоре после начала войны германский ли­нейный корабль "Адмирал граф Шпее" вышел в океан и направился, не обнаруживая своего при­сутствия, к берегам Бразилии. Потопив одно гру­зовое судно у Пернамбуко, он пересек Атланти­ческий океан и ушел к берегам Мадагаскара, но затем снова вернулся к Южной Америке, где за­нялся крейсерскими операциями.

После потопления девятого парохода линей­ный корабль направился к устью Ла Платы, где он должен был встретить германское судно и попол­нить с него запас топлива. Здесь произошла его встреча с отрядом из трех английских крейсеров "Exeter", "А]ах"и "Achilles", из которых первый был вооружен 6 203-мм орудиями, а два других име­ли по 8 152-мм орудий. Водоизмещение трех английских крейсеров составляло 22400 т против 10000 т германского линейного корабля.

Бой произошел рано утром 13 декабря. "Ад­мирал граф Шпее" превосходил противников калибром своей главной артиллерии: он имел 6 280-мм орудий, т.е. был вооружен тем же калибром орудий, которыми в Ютландском бою "Фон дер Танн" через 14 минут после открытия огня унич­тожил "Indefatigable". Поэтому были все основа­ния считать, что слабо защищенные английские крейсера подвергаются весьма серьезному рис­ку, вступая в бой с кораблем, вооруженным тяже­лыми орудиями. Зато английские корабли разви­вали скорость в 32-32,5 узла, тогда как германс­кий рейдер мог дать только 26 узлов и к тому же, очевидно, располагал весьма недостаточным за­пасом топлива.

Бой завязался между линейным кораблем и крейсером "Exeter" на дистанции около 65 каб. Пе­рестрелка продолжалась 16 минут, причем "Exeter", хотя и понес повреждения, но по заранее разра­ботанному плану продолжал сближаться с против­ником. В это время с другого борта подошли "Ajax" и "Achilles" и открыли по линейному кораблю беглый огонь из 152-мм орудий. "Шпее" был вынуж­ден разделить свой огонь: обстреливая "Exeter" из одной башни, огонь другой башни он перенес на два легких крейсера, стреляя в них поперемен­но. После 16-минутного боя "Exeter" фактически был выведен из строя: он лишился обеих носо­вых башен, рубка и носовой мостик были разру­шены, так что командиру пришлось перенести управление в кормовую рубку и вести корабль по шлюпочному компасу, отдавая приказания в ма­шину голосовой передачей.

Из личного состава крейсера 61 человек уби­ло, 23 ранен; в действии оставалось только одно 203-мм орудие с ручной подачей снарядов. "Exeter" начал терять ход и вскоре вышел из строя. На "Ajax" были повреждены две башни. На обоих легких крейсерах из 16 152-мм орудий ос­талось в строю только десять. Но и "Адмирал граф Шпее", видимо, получил существенные повреж­дения. Его носовая башня вышла из строя, руб­ку центральной наводки разрушило, 4 150-мм орудия повреждены.

По не вполне выясненным причинам линей­ный корабль внезапно прервал бой, поставил дымовую завесу и стал уходить зигзагообразными курсами к устью Ла Платы. "Ajax" и "Achilles" его преследовали и несколько раз сближались с ним, прорываясь через дымовую завесу, достигая частых попаданий из оставшихся 152-мм орудий с дистанции около 40 каб. Линейный корабль от­гонял крейсера, делая изредка залпы из уцелев­шей кормовой башни.

Англичане не добивались немедленного ре­шительного результата, им было ясно, что судь­ба германского рейдера решена: с повреждени­ями он не может уйти в океан, топлива он не ус­пел получить, а на помощь английским крейсерам шли вашингтонский крейсер "Cumberland" с 8 203-мм орудиями, авианосец "Ark Royal" и другие ко­рабли. "Шпее" вошел в Монтевидео для ремонта, сдал убитых и раненых, но не получив разреше­ния на достаточный для ремонта срок, по теле­грамме из Германии был затоплен командиром вне рейда. Англичане охраняли выход в открытое море. По данным, опубликованным правительством Уруг­вая, линейный корабль получил 15 попаданий в правый борт и 12 в левый. Огонь крейсера "Exeter", видимо, был удачен: все попадания в правый борт были нанесены им.

Причины, заставившие германского команди­ра сначала отступить в Монте­видео, а затем отказаться от попыток прорыва, пока оста­ются неясными.

На линейном корабле, видимо, был недостаток топ­лива и снарядов, половина артиллерии выведена из строя, но корпус и механиз­мы не имели тяжелых по­вреждений. У германского рейдера могли быть шансы прорваться ночью, однако, получив повреждения и буду­чи обнаружен англичанами, он уже не мог рассчитывать продолжать свои крейсерс­кие операции или дойти до своих берегов. Этот артилле­рийский бой , хотя и не дал решительных результатов, тем не менее во многих от­ношениях оказался весьма показательным.

Прежде всего, сверх ожиданий, все корабли, в том числе и крейсера, защищенные только па­лубной броней в 50 мм толщиной, оказались го­раздо более живучими, чем это предполагалось. Даже крейсер "Exeter", с весьма слабой борто­вой защитой, получивший тяжелые повреждения и одно время считавшийся погибшим, в начале 1940 г. возвратился в Англию под своими маши­нами, произведя исправления силами личного со­става в порту Стэнли на Фолклендских островах.

По подсчетам корабельного инженера Ружерона (бывшего главного корабельного инженера французского флота), "Exeter" должен был полу­чить до 20 попаданий снарядами 280-мм калиб­ра, однако его плавучесть и остойчивость, а так­же механизмы серьезно не пострадали, из чего

Ружерон делает вывод, что опасения насчет не­достаточности бронирования крейсеров вашинг­тонского типа оказались сильно преувеличенны­ми. Под влиянием этого несколько поспешного вывода Ружерон пытается взять под защиту идеи адмирала Фишера и оправдать целесообразность постройки кораблей с сильной артиллерией и слабой защитой. Однако он проходит мимо того факта, что все повреждения крейсеров и линей­ного корабля были сосредоточены в надстройках, а борта по ватерлинии не подверглись существен­ным повреждениям.

Надо отметить, что в этом бою легко защи­щенные башни английских крейсеров для 203- и 152-мм орудий получили большие повреждения, но ни на одном корабле не произошло пожара в башнях и взрыва в погребах. Следовательно, опыт войны 1914-18 гг. был правильно учтен англича­нами, и конструкция башен надлежащим образом переработана. Ружерон подчеркивает по этому поводу, что гибель многих английских крейсеров в войну 1814-18 гг. можно объяснить только де­фектами в конструкции башен, не устранявших опасности взрыва боезапаса в погребах, а вов­се не слабостью бортовой защиты самих корпу­сов и барбетов.

Последнее утверждение также не совсем правильно. Если часть крейсеров взорвалась от проникновения пожаров из башен в погреба, то на "Invincible", "Defense" и "Black Prince" приходит­ся предполагать прямое попадание и разрыв сна­рядов в бомбовых погребах с пробитием недоста­точно толстой поясной и палубной брони. Отно­сительно "Warrior" известно, что снаряды рвались в его машинном отделении, пройдя через всю броневую защиту.

Бой у Монтевидео дал интересный пример тактики легких крейсеров при встрече с кораблями, обладающими тяжелой артиллерией. Для линей­ного корабля "Адмирал граф Шпее" правильная тактика должна была заключаться в ведении боя на предельных дистанциях, чтобы извлечь полный эффект из превосходства в калибре крупных ору­дий, как это осуществил адмирал Стэрди в сра­жении у Фолклендских островов. Правда, бой у

Монтевидео показал, что практически это возмож­но только при одновременном превосходстве в скорости, которое на этот раз было на стороне ан­гличан. Тактика атаки и сближения, примененная более слабыми и менее защищенными крейсерами против германского линейного корабля, оказалась вполне правильной, так как они получили возмож­ность пустить в дело свои 152-мм орудия, не под­вергая себя большому риску.

Защита башен броней 50-75 мм на англий­ских крейсерах и 1 25 мм на германском линейном корабле оказалась совершенно недостаточной даже против орудий 203-мм калибра.

Случай боя с двух бортов показал всю труд­ность рассредоточения огня по нескольким целям. Линейный корабль, имея две башни, должен был действовать по трем крейсерам одновременно, чтобы не оставлять их без обстрела. Если бы он до конца действовал всеми тяжелыми орудиями по крейсеру "Exeter", отстреливаясь от легких крей­серов четырьмя 150-мм орудиями другого борта, то, по всей вероятности, "Exeter" был бы оконча­тельно подбит. Сблизившись с ним, "Шпее" мог бы его уничтожить. Надо сделать вывод, что двух башен с шестью орудиями недостаточно для ве­дения кораблем стрельбы полноценными залпами через достаточно короткие промежутки времени.

 

Журнал "Морской сборник". Февраль 1941 г.