Постройка и испытания

 

Для постройки миноносцев фирма "Шихау" заложила четыре новых стапеля. Параллельно с их строительством завод занимался заготовкой мате­риала для миноносцев. В марте 1899 года Гаврилов доложил в Морское министерство, что вследствие "высокой воды в продолжение этой зимы работы по устройству спусковых фундаментов несколько затянулись", и только 26 февраля была выставле­на на стапеле первая деталь киля для миноносца, получившего имя "Кит". Три остальных минонос­ца по представлению Главного морского штаба (ГМШ) получили наименования "Скат", "Дель­фин" и "Касатка". В переписке тех лет их чаще относили к типу "Касатка", и в январе 1899 года они были включены в списки судов Российского флота. 5 марта началась сборка киля миноносца "Скат", а 17 марта миноносца "Дельфин". На чет­вертом стапеле закончилась установка блоков, и в конце марта приступили к работам по сборке кор­пуса миноносца "Касатка".

Несмотря на определенные трудности во вре­мя подготовительного периода, постройка мино­носцев шла успешно. К концу июля "Дельфин" был готов к спуску на воду. На церемонии 31 июля 1899 года присутствовал находившийся в это время в Германии управляющий Морским министер­ством вице-адмирал П.П. Тыртов, прибывший из Берлина в сопровождении русского военно-морс­кого агента (атташе) лейтенанта А. Полиса.

Спуск миноносца на воду сопровождался так называемым крещением, очень поразившим гостей из России. Капитан 2 ранга П.Ф. Гаврилов впос­ледствии сообщал в ГМШ, что Р.А. Цизе "сказал перед моментом спуска приветственное слово но­вому детищу своих верфей и разбил бутылку шам­панского о форштевень".

Вместе с рапортом об этом событии Гаври­лов представил в штаб далеко не литературный, правда, перевод речи Р.А. Цизе. "Ты — первенец нашей новой верфи, — начал, обращаясь к стояще­му на стапеле миноносцу, Цизе, — по воле русско­го императора над тобой с любовью трудились сотни людей!" Упомянув о присутствии на спуске вице-адмирала Тыртова, Цизе с пафосом продол­жал: "Пусть обращенный на тебя в эти минуты взор твоего будущего начальника принесет тебе счастье в будущих плаваниях! Счастливого тебе плавания! Гордо носи по морям свой флаг к чести своих строителей! Повелением его величества рос­сийского императора дается тебе имя "Дельфин"! — и закончил свою речь здравицей в честь импе­ратора Николая II. После чего "Дельфин" благо­получно спустили на воду.

В августе на миноносец погрузили котлы и холодильники (конденсаторы), и в мастерских за­вода началась сборка механизмов. Командиром "Дельфина" назначили лейтенанта Е.П. Елисеева, которому предписывалось наблюдение за построй­кой миноносцев в помощь П.Ф. Гаврилову.

12 октября 1899 года спустили на воду второй миноносец "Скат". К ноябрю корпус третьего мино­носца "Кит" был практически готов, по спуск не­сколько задерживался, из-за отсутствия "забортных частей гребных валов". На четвертом миноносце "Касатка" заканчивалась клепка наружного борта. 18 ноября Гаврилов телеграммой на имя уп­равляющего Морским министерством доложил, что "Кит" благополучно спущен на воду. Соглас­но отношению Главного гидрографического уп­равления, в декабре 1899 года миноносцам присво­или следующие позывные: "Кит" — КЧ; "Скат" — СБ; "Дельфин" — ДИ; "Касатка" — КА, о чем сек­ретной телеграммой от 15 декабря ГМШ сообщил П.Ф. Гаврилову.

В феврале 1900 года "Дельфин" по корпусу и механизмам был уже "совершенно готов". На миноносце заканчивался монтаж электрического освещения, минного вооружения, оставалась толь­ко установка уже полученного артиллерийского вооружения и проводка машинных телеграфов и переговорных труб.

На "Скате" завершалось устройство жилых помещений; на верхней палубе устанавливались стойки леерного ограждения. По донесению Гаврилова, он отставал от "Дельфина" на месяц.

Для "Кита" главные машины были собраны, но стояли пока в мастерской. На миноносце под­ходили к концу работы по установке котлов и вспомогательных механизмов.

Постройка четвертого миноносца "Касатка" несколько задержалась неожиданно наступивши­ми в конце февраля — начале марта морозами, заставившими отложить спуск на воду больше чем на две недели. Наконец 4 марта 1900 года "Касат­ка" благополучно сошла на воду, а 30 марта П.Ф. Гаврилов доложил, что миноносцы "Дельфин", "Кит" и "Скат" можно считать законченными.

Для испытаний миноносцы должны были перевести из Эльбинга в Пиллау. Так как сдаточ­ные испытания планировалось начать в мае 1900 года, то в конце апреля П.Ф. Гаврилов обратился в Морское министерство с просьбой прислать к 1 мая часть команды и офицеров для участия в ис­пытаниях, а также срочно выслать снаряды к 75-мм орудию и одну торпеду для испытания вооружения миноносцев (в Эльбинг был прислан всего один комплект вооружения). На остальные три миноносца, как артиллерийское, так и минное вооруже­ние, первоначально, предполагалось установить по приходе их в порт Императора Александра III в Либаве, но позднее ГУКиС обратилось с просьбой к управляющему Морским министерством об уста­новке вооружения в Кронштадте.

Учитывая, что миноносцы должны отпра­виться на Тихий океан, и те климатические усло­вия, в каких им придется плавать, П.Ф. Гаврилов обратил внимание МТК на то, что подволоки в жилых помещениях миноносцев ничем не обшиты. "В особенности это скажется, — писал он в своем рапорте, — при сильных холодах, когда будет иметь место отпотевание потолка". Эти работы он предлагал сделать сверх контракта. Однако Мор­ское министерство направило запрос об оклейке подволоков на миноносцах Балтийского, Черно­морского флотов и на Тихий океан. Но на Балти­ке, па Черном море и па миноносцах Тихоокеанс­кой эскадры подволоки только красились. И лишь на миноносцах, строящихся по заказу Морского министерства в Гавре, помещения покрывались "пробкой по стали, а затем парусиной на рейках".

Испытания миноносцев несколько задержи­вались. Причиной этого стала плохая погода. Все время дули сильные ветры, вызывавшие большое волнение. Кроме этого, досадное недоразумение произошло с получением снарядов для испытания артиллерийских установок. По небрежности ''Рос­сийского общества транспортирования кладей" снаряды были адресованы экспедиционной конто­ре в Эльбинге без указания, кому предназначен груз, и таким образом пролежали в таможне око­ло пяти дней. Гаврилов, ждавший эти снаряды и обеспокоенный их отсутствием, вынужден был те­леграфировать в ГМШ, и только тогда недоразу­мение прояснилось.

8 мая миноносец "Касатка" прибыл в Пиллау и встал в док для установки винтов и окрас­ки подводной части. Через 10 дней он был готов для испытаний, которые по изложенным выше причинам все время откладывались. После по­грузки на миноносец обусловленных контрактом 104 т добавочного груза "Касатка" вышла на за­водские "пробы", но неудачно, так как на подхо­де к мерной миле у одного из котлов вследствие засорения две трубки раскалились "докрасна", и испытания пришлось отложить.

После проведения первого заводского испы­тания к П.Ф. Гаврилову обратился лично адмирал германского флота фон Боденгаузен с просьбой разрешить ему с группой немецких инженеров сходить на "Касатке" на испытания "для сравне­ния с принимавшимся одновременно миноносцем, переделанным под императорскую яхту "Sleipner". По результатом испытаний адмирал пришел к выводу, что "Касатка" по мореходным качествам несколько лучше "Sleipner". Бывшие с адмиралом инженеры согласились, что распреде­ление грузов на русском миноносце более рацио­нальное, чем на германском.

26 мая начались приемо-сдаточные испыта­ния "Касатки". На мерной миле скорость, достиг­нутая миноносцем, составила 27,4 уз. С такой ско­ростью миноносец прошел три часа. Однако некоторые недостатки, выявившиеся при испыта­нии, заставили отложить прибытие из Эльбинга трех оставшихся миноносцев, так как в Пиллау отсутствовали мастерские, и все подлежащее пе­ределкам приходилось отправлять в Эльбинг. 12 июня были наконец получены патроны, и 15-го миноносец вышел на стрельбы, после чего на "Касатке" неделю пришлось потратить на "усиление крепления орудий".

Отдельные достроечные работы затянулись до конца июня, и только 2 июля, согласно прика­зу генерал-адмирала (все корабли, "строящиеся за границей, по приеме их в казну должны приходить в Кронштадт для осмотра их и снабжения боевы­ми припасами перед отправлением по назначе­нию") "Касатка" пришла в Либаву. Переход мино­носец проделал под русским военно-морским флагом, но с неполным числом команды (всего 10 человек). Машинная команда и рулевые были пре­доставлены за плату 2 тыс. германских марок фир­мой "Ф. Шихау". Командовал миноносцем капи­тан 2 ранга Муравьев, который вместе с двумя другими командирами строящихся миноносцев капитанами 2 ранга Рудневым и Соловцовым еще в апреле 1900 года прибыл в Эльбинг.

По прибытии в Либаву "Касатка", согласно полученной от управляющего Морским мини­стерством инструкции, направилась прямо в ком­мерческий порт, где немецкая команда покинула миноносец, и только после этого "Касатка" вош­ла в военный порт Императора Александра III. Перед отправлением в Россию на миноносце, со­гласно приказу управляющего Морским мини­стерством, подволоки жилых помещений были покрыты пробкой.

3 июня был приведен в Пиллау миноносец "Скат". После заводских испытаний на швартовах, а затем на ходу, 15 июня "Скат" вышел на мерную милю. Водоизмещение миноносца при этом состави­ло 354,2 т. Скорость на мерной миле достигла 27,08 уз. 30 июня 1900 года "Скат" приняли в каз­ну. По окончании работ в жилых помещениях 8 июля "Скат" пришел в Либаву. "Кит" прибыл в Пиллау 17 июня и сразу приступил к испытаниям. Но первое прошло неудачно, и 13 июля состоялось второе ис­пытание на мерной миле, скорость при этом соста­вила 27,4 уз. 29 июля он пришел в Либаву.

Четвертый миноносец "Дельфин" задер­жался в Эльбинге из-за отсутствия динамо-маши­ны, которую должны были срочно доставить из Берлина, и вышел на мерную милю в Пиллау только 19 августа. Скорость его равнялась 27,25 уз. 20 августа "Дельфин" поднял флаг и вымпел и начал кампанию. И через 7 дней прибыл в Пи-базу, а затем, выполняя указания генерал-адми­рала великого князя Алексея Александровича, ушел в Кронштадт.

На переходе в Кронштадт "Дельфин" попал в жестокий шторм и вынужден был зайти в Гель­сингфорс, при выходе из которого 4 сентября на миноносце произошла первая авария. В паровом котле лопнула водогрейная трубка, вода вытекла, и пар, заполнивший кочегарку, заставил кочега­ров выскочить па палубу, не успев "выгрести жар", в результате образовалась течь еще в не­скольких трубках. Только благодаря мерам, при­нятым корабельным инженер-механиком, котел был спасен от больших повреждений, но для это­го пришлось запитать 3-й котел забортной водой и остановить машину.

По приходе "Касатки" в Кронштадт на нее прибыла комиссия МТК для определения объема работ по подготовке миноносцев к переходу на Дальний Восток, куда они должны были отпра­виться осенью 1900 года. Свои соображения она изложила в акте на имя управляющего Морским министерством.

Среди дополнительных работ были: уст­ройство на миноносцах браги для буксирования; снятие запасных гребных винтов, мешающих действию торпедных аппаратов (винты предпо­лагалось отправить в Порт-Артур отдельно, с грузами Морского министерства); замена по­ставленных по спецификации спасательных шлюпок Фрэнсиса, вельботом и двумя парусино­выми восьмерками (шлюпки Френсиса вмещали по 11 человек каждая, а команда миноносцев на­считывала свыше 50 человек). К вельботу и пару­синкам комиссия предлагала добавить еще и па­русинную "финку" ("как установлено для 350-тонных миноносцев, строящихся на Невском заводе").

Также комиссия считала невозможным от­правление миноносцев в плавание без наличия их теоретических чертежей, которые фирма "Ф. Шихау" по каким-то причинам не поставила в срок. "В настоящее время, — отмечала комиссия в акте, — миноносец не имеет даже теоретического чертежа на случай необходимости подъема или ввода в док". После осмотра прибывших несколько по­зднее миноносцев ("Кит", "Скат" и "Дельфин") комиссия внесла в список еще ряд работ по окрас­ке подводной части, установке добавочных испа­рителей системы Круга, креплении по-походному 75-мм орудий, и на "Скате" приведение в исправ­ное состояние машинных телеграфов.

Рассмотрев перечень работ на прибывших миноносцах, управляющий Морским министер­ством принял следующее решение: "Миноносцы шихауской постройки должны быть как можно скорее отправлены по назначению, а потому все работы и все снаряжение... должно было быть ис­полнено Кронштадтским портом". Особо отметив, что если окажутся работы, задерживающие уход миноносцев, то таковых не делать. ("Пусть эти работы будут считаться просмотром Морского технического комитета, который утверждал перво­начальную спецификацию, а теперь, когда мино­носцы уже нужно выслать на службу, находит нуж­ным переменять ее!").

Что касается замены шлюпок, то МТК все же удалось добиться их замены. Перед самым уходом на каждый миноносец поставили по одному "24-футовому" вельботу, одной "17-футовой" и од­ной "19-футовой" парусиновой четверке и по од­ной "12,5-футовой" парусиновой шлюпке — "фин­ке". В связи с этим на миноносцах пришлось перенести две шлюпбалки. Были также установлены и вьюшки для наматывания спасательных ли­ней. На "Касатку" и "Скат", кроме того, установи­ли воздухонагнетательные насосы.

Командиром "Касатки" оставили капитана 2 ранга Муравьева, назначив командирами: "Ска­та" — капитана 2 ранга Смирнова, "Кита" — ка­питана 2 ранга Кевнарского и "Дельфина" — ка­питана 2 ранга Новаковского.

По расчетам Морского министерства на Ти­хий океан осенью 1900 года должны были уйти пять миноносцев: четыре постройки "Ф. Шихау" "Касатка", "Кит", "Скат", "Дельфин" и один по­стройки фирмы "Лейрд Бразерс" — "Сом". Мино­носцы разделили на два отряда: первый в составе "Касатки" и "Дельфина" под общим командовани­ем Муравьева, и второй из миноносцев "Кит", "Скат" и "Сом" под командованием командира "Кита" Кевнарского.