В составе 1-й Тихоокеанской эскадры

 

С приходом на Дальний Восток миноносцы включились в насыщенную различными учениями беспокойную жизнь Тихоокеанской эскадры. В 1902 году их переименовали. "Кит" стал назы­ваться "Бдительным", "Дельфин" - "Бесстраш­ным", "Касатка" - "Бесшумным" и "Скат" — "Беспощадным".

Частые смены командиров привели к тому, что к началу Русско-японской войны на минонос­цах Тихоокеанской эскадры почти не было коман­диров, знакомых с театром военных действий. Четыре миноносца вошли в состав 1-го отряда мино­носцев Тихоокеанской эскадры.

В ночь нападения японцев на русскую эскад­ру с 26 на 27 января 1904 года в море для осмотра 20-ти мильного района ушел миноносец "Бес­страшный" под командованием капитана 2 ранга Г.В. Циммермана, с ним в паре был миноносец "Расторопный"; оба корабля крейсировали с от­крытыми отличительными огнями "экономичес­ким ходом", под половинным числом котлов; тор­педные аппараты "по боевому заряжены не были".

Инструкция, полученная командирами ми­ноносцев, гласила; "по получении приказания с флагмана "идти но назначению" - взять курс на камень Encouter (21 миля от Порт-Артура) и идти экономичным ходом; подойдя к назначенному ме­сту, крейсировать на 10 миль на запад и столько же на восток от камня". Миноносцам предписывалось наблюдать за горизонтом, при встрече каких-либо кораблей идти "кратчайшим путем на рейд" и дать знать о замеченном судне или подходящих к Арту­ру кораблях. При этом командирам миноносцев никаких "условных знаков или сигналов о трево­ге" сообщено не было.

В 10 ч 30 мин вечера миноносцы должны были вернуться на рейд, показать опознавательные сигналы, и получив ответ, снова идти к камню Encouter, где продолжать дежурство до рассвета, после чего вернуться на рейд.

В 8 ч вечера команде раздали койки, а в де­вятом часу миноносцы повернули и взяли курс на о. Кеп. Ночь выдалась темная. Опасаясь наско­чить в темноте на камни у о. Кеп, около 10 ч ве­чера "Бесстрашный" застопорил машину и "осве­тил горизонт боевым фонарем". Ни командир, ни вахтенный начальник, ни сигнальщик ничего по­дозрительного не заметили. Закрыв боевое осве­щение "Бесстрашный", согласно инструкции, по­вернул на рейд.

Однако "иллюминация", устроенная "Бес­страшным", была отчетливо видна на мостике флагманского "истребителя" отряда капитана 2 ранга С. Асая. Заметив миноносцы русского до­зора, японские "истребители" уклонились от них вправо, и разойдясь с ним, "достигли своей цели". В ряде атак они подорвали броненосцы "Цесаревич",   "Ретвизан"   и   крейсер "Палладу".

Между тем, не дойдя 5-6 миль до рейда, на миноносце "Бесстрашный" услышали стрельбу и увидели, что кораб­ли русской эскадры беспорядоч­но светят прожекторами во все стороны. Миноносцы русского дозора увеличили ход до полно­го, причем "Бесстрашный" не­сколько раз поднял позывные, но ответа на них так и не дож­дался. Когда они подошли к рейду, стрельба с кораблей не­сколько утихла, но, как только "Бесстрашный" вошел на рейд, артиллеристы русской эскадры, показав пример бдительности, открыли по нему беспорядочный огонь, при этом несколько снаря­дов пролетело мимо мостика миноносца.

Тем не менее "Бесстрашный" продолжал идти тем же ходом... Причем на далеком рассто­янии за левым траверзом с миноносца были за­мечены какие-то огни; возможно, еще только до­гадываясь, что произошло, командир миноносца капитан 2 ранга Циммерман все же решил, со­гласно инструкции, доложить о замеченных ог­нях флагману. Только подойдя к борту "Петро­павловска", командир миноносца уже точно "узнал о совершенном японцами нападении". По приказанию командующего эскадрой адмирала О.В. Старка "Бесстрашный" вышел в охранную цепь, вскоре к нему присоединился миноносец "Беспощадный".

В дневном бою 27 января в числе других миноносцев Тихоокеанской эскадры "Бесстраш­ный" и "Беспощадный" трижды пытались атако­вать японские корабли. Дальнейшие атаки были отменены, и миноносцы большую часть сраже­ния провели, курсируя между эскадрой и бере­гом, т.е. в той части рейда, "где ложились все перелеты по эскадре и недолеты по крепости". При этом незначительное повреждение получил миноносец "Бесстрашный" — японский снаряд пробил дымовую трубу.

1 февраля "Бесстрашный" участвовал в поис­ках подорвавшегося на мине и брошенного своей командой крейсера "Боярин", миноносец заметил только паровой катер с крейсера, который на гла­зах команды миноносца затонул. 3 февраля мино­носец сопровождал минный транспорт "Амур" на минную постановку у Дальнего. Через два дня "Беспощадный" и "Внушительный" ходили в море на разведку. Подобные выходы часто практикова­лись в начале войны, но не всегда заканчивались успешно, так при возвращении из ночной разведки 12 февраля "Бесстрашный" едва прорвался че­рез заградительный огонь четырех японских крей­серов адмирала Дева, пытавшихся отрезать его от Порт-Артура.

В ночном бою на 26 февраля между отрядом русских миноносцев и четырьмя японскими ("Асасиво", "Сиракумо", "Касуми" и "Акацуки") при­нял участие и "Бесстрашный". Так как вся тяжесть боя легла на миноносцы "Выносливый" и "Власт­ный", то "Бесстрашный" во время боя не получил никаких повреждений. 27 февраля с приездом в Порт-Артур адмирала С.О. Макарова Тихоокеан­ская эскадра первый раз вышла в море под его ко­мандованием. В выходе приняли участие минонос­цы, среди которых были "Беспощадный", "Бдительный" и "Бесстрашный". Этот выход эс­кадры вскрыл много недостатков. Командиры ко­раблей не имели никакого опыта в совместном плавании, отсутствовала у них и тактическая гра­мотность, все это относилось и к командирам ми­ноносцев, в том числе и "шихауских".

4 апреля походным штабом Главнокоман­дующего было разослано секретное предписание командирам миноносцев с запросом о состоянии миноносцев 1-го и 2-го отрядов. Что касается ми­ноносцев постройки завода "Ф. Шихау", то "Бес­шумный" и "Бесстрашный", по донесениям их командиров, могли в любое время выйти в море для выполнения поставленной задачи. На мино­носцах "Бдительный" и "Беспощадный" дела об­стояли несколько хуже. На "Беспощадном" шла замена трубок в котлах, на "Бдительном", требу­ющем также замены трубок, еще не приступали к работам.

В ночь с 19 на 20 апреля японцы предприня­ли третью по счету и самую упорную и тщательно подготовленную попытку заблокировать русскую эскадру в Порт-Артуре при помощи брандеров. В отражении этой атаки принял участие и миноносец

"Бесшумный". Однако, разворачиваясь, чтобы пропустить стоящие у канонерской лодки "От­важный" миноносцы, он был отнесен к берегу и сел на мель, с которой снялся при помощи порто­вого барказа.

2 мая, в день подрыва и гибели двух японс­ких броненосцев, в атаке японского флота приня­ли участие и "Бесстрашный", "Бесшумный" и "Бдительный", на котором при возвращении в Артур лопнуло несколько трубок в котле, миноно­сец вынужден был сбавить ход, но тем не менее благополучно добрался до базы.

8 мая при тралении внешнего рейда около кормы миноносца "Бесшумный" в "2-3 саженях" взорвалась мина. В результате этого взрыва мино­носец получил ряд пробоин в корме и в середине корпуса, были залиты кочегарное и кормовое отделения и перестала работать одна машина. Бла­годаря энергичным мерам, принятым командиром лейтенантом А.С. Максимовым, "миноносец лихо и благополучно под одной машиной вошел в га­вань", где потом подвели пластырь. 11 мая "Бес­шумный" ввели в док. Осмотр показал, что один кронштейн гребного вала оторвало и вал погнуло. Немедленно приступили к ремонту.

За отличную службу адмирал Витгефт прика­зал выдать годовой оклад жалования команде ми­ноносца, мотивируя это тем, что при взрыве ко­рабль уцелел. Командир лейтенант А.С. Максимов удостоился благодарности в приказе.

Уже 19 июля "Бесшумный", "Бесстрашный", "Беспощадный", "Бдительный" вместе с минонос­цами как первого, так и второго отрядов сопро­вождали пароход "Богатырь" во время минной постановки у Лунвантапа. Неза­долго до этого на миноносцах "Бдительный" (2 июля) и "Бес­страшный" (8 июля) установили приспособления для постановки мин, но они позволяли ставить только по две мины с корабля. Постановку мин у Лунвантапа японцы приняли за желание ок­ружить их миноносцы и откры­ли огонь, продолжавшийся 20 минут, не добившись при этом попаданий. Миноносцы и "Бо­гатырь" благополучно верну­лись в гавань. Следующая мин­ная постановка, в которой приняли участие "Бесшумный", "Беспощадный", "Бесстрашный" и "Бдительный", проводилась 23 июля в дневное время. Во время этой операции они имели незначительную перестрелку с японски­ми миноносцами.

После возвращения в Порт-Артур командир "Беспощадного" лейтенант Д.С. Михайлов доло­жил, что во время боя наблюдался сильный под­водный удар в корму миноносца, который шел в этот момент со скоростью около 21 уз, и хотя в машинном отделении этот удар замечен не был, но в кормовых помещениях он вызвал панику, все находившиеся там в этот момент люди выскочили наверх. При осмотре гребных винтов у правого из них оказались две лопасти поврежденными, что потребовало немедленной замены винта, которую произвели водолазы в течение 20 часов без ввода миноносца в док. По предположению командира миноносец задел лопастью винта за мину заграж­дения, к счастью не взорвавшуюся.

26 июля все четыре миноносца вошли в со­став отряда, обстрелявшего позиции японцев па склонах Дагушаня.

28 июля Тихоокеанская эскадра предприня­ла последнюю попытку прорваться во Владивос­ток. 1-й отряд миноносцев, сопровождавший эс­кадру в сражении 28 июля 1904 года состоял из двух отделений; во второе входили миноносцы "Бесшумный" (командир лейтенант А.С. Макси­мов, он же начальник второго отделения), "Бесстрашный", "Беспощадный" и "Бурный". В этот отряд входил также и миноносец "Бдительный", но он ввиду неисправных котлов должен был остать­ся в Артуре, а при входе эскадры совместно со 2-м отрядом миноносцев охранял тралящий караван.

В ходе сражения, вошедшего в историю Рус­ско-японской войны как бой в Желтом море, око­ло 1 ч 30 мин дня командир миноносца "Бесшум­ный" заметил по ходу эскадры 4 японских миноносца. Заподозрив их в намерении поставить мины на пути следования эскадры, Максимов приказал дать полный ход и устремился на них. Три миноносца сразу же ретировались, а четвер­тый, сблизившись с "Бесшумным" на расстоянии 28 кабельтовых, открыл огонь. "Бесшумный" стал отвечать из 75-мм пушки, заставив японский ми­ноносец отойти.

До выхода из строя броненосца "Цесаревич" миноносцы 2-го отделения продолжали идти в кильватерной колонне левее крейсеров. Во время неразберихи после выхода из строя флагманского броненосца русской эскадры миноносцы присоеди­нились к крейсерам. Разгадав намерение русских крейсеров прорваться на юг, командир 2-го отде­ления лейтенанта А.С. Максимов принял решение следовать за ними, о чем сообщил следовавшим за ним миноносцам. Но, будучи не в состоянии уг­наться за крейсерами "Аскольд" и "Новик" и опа­саясь форсировать машинами из-за большого пе­рерасхода угля, количество которого на миноносцах и так было весьма ограниченно и по расчетам едва хватало до Владивостока при эко­номном ходе, Максимов повернул на Ost "по тому направлению, где видны были японские броненос­цы, с намерением атаковать их, а если в течение ночи не удалось бы найти их, то прорываться во Владивосток".

Около 9 ч вечера миноносцы 2-го отделения разошлись с тремя японскими двухтрубными ми­ноносцами. Сначала Максимов хотел таранить один их них, но спохватившись, что после таран­ного удара он вряд ли будет в состоянии продол­жать плавание, отказался от атаки, пройдя под кормой японцев. Минную (торпедную) атаку так­же было произвести нельзя, так как торпеды поста­вили на значительное углубление для действия про­тив крупных кораблей противника, кроме того, миноносцы разошлись так быстро, что это вероят­но, и не успели бы сделать.

Во время этой встречи миноносец "Бесшум­ный" отделился от остальных, скрывшихся в тем­ноте. Оставшись один, он шел некоторое время прежним курсом, но в 11 ч 30 мин ночи повернул на юг, "имея возможно большой ход, но однако, такой, при котором не выбрасывало из трубы пла­мени". В 4 ч утра с миноносца были замечены японские броненосцы, шедшие впереди "Бесшум­ного". Положение маленького миноносца стано­вились критическим, так как японцы, заметив его, пошли на пересечку курса, стараясь сблизиться с "Бесшумным". Несколько раз он вынужден был менять свой курс, пока наконец ему не удалось проскочить впереди японской эскадры на рассто­янии всего 50 кабельтовых. В это время от эскад­ры отделился крейсер "Ниссин", который до 6 ча­сов гнался за миноносцем, выпустив по нему "один большой снаряд" и два 75-мм, которые упа­ли в 20-30 м от "Бесшумного". По правому борту в это время был замечен японский миноносец, ко­торый, однако, не стал преследовать "Бесшум­ный", а пошел к японской эскадре. Крейсер "Нис­син" вскоре отстал.

Позднее при сличении курсов "Цесаревича" и "Бесшумного" выяснилось, что миноносец задер­жал погоней за собой неприятельскую эскадру бо­лее чем на два часа, и тем дал возможность "Цеса­ревичу" незаметно пройти на юг.

Погоня, которую выдержал миноносец, сра­зу же сказалась на его машинах; не успел японский крейсер окончательно скрыться за горизонтом, как на "Бесшумном" вышла из строя правая машина, и ее пришлось остановить. Командиру удалось приблизительно определить свое место, после чего он решил зайти в Киао-Чао, где надеялся испра­вить машину и пополнить запасы угля, а затем сле­довать во Владивосток. В 5 ч вечера 29 июля "Бес­шумный" пришел в Киао-Чао, куда вскоре прибыл и крейсер "'Новик". На миноносце присту­пили к немедленной починке правой маши­ны и приемке запасов. От губернатора ко­мандир получил разрешение остаться в Киао-Чао до 6 ч вечера 2 августа.

Машинная команда миноносца на­прягала все силы для окончания ремонта к 4 ч дня, но 2 августа уже в 10 ч 30 мин утра на борт доставили письменное уведомле­ние губернатора о том, что, по соглашению с российским правительством, все русские корабли, находящиеся в Киао-Чао, и в их числе "Бесшумный", должны разоружить­ся к 11 ч утра.

Утомление машинной команды мино­носца было настолько велико, что по прихо­де в Киао-Чао пять человек машинистов и кочегаров были отправлены в госпиталь.

Миноносец "Бесстрашный" под ко­мандованием лейтенанта П.Л. Трухачева в момент, когда "Асколъд" и "Новик" пошли на прорыв, попытался пристроиться в киль­ватер последнему, но сильная зыбь не позво­лила ему развить достаточную скорость, он сразу же отстал и лег на курс, ведущий во Владивосток. Некоторое время четыре мино­носца 2-го отделения следовали соединенно, но после встречи с тремя японскими мино­носцами русские разделились. Первым скрылся в ночной темноте "Бесшумный", вскоре отстал и "Бурный". "Беспощадный" и "Бесстрашный" остались вдвоем. В 7 ч утра 29 июля с них заметили на горизонте пять кораблей. Русские миноносцы срочно изме­нили курс, но японские корабли уже их заме­тили. От эскадры отделились два корабля и устремились в погоню за миноносцами, а один японский крейсер попытался пересечь их курс. Только в 12 часов русские минонос­цы наконец ушли от погони.

Между тем запас угля, остававшийся на них, был явно недостаточен для следова­ния во Владивосток. После непродолжи­тельного совещания командиры приняли решение идти в Киао-Чао. Только мино­носцы легли на новый курс, как сразу же за­метили двухмачтовый японский крейсер, от которого им пришлось укрыться под бе­регом. Наконец в 4-м часу дня миноносцам удалось оторваться от неприятеля и отой­ти к югу, и при очень благоприятной пого­де полным ходом они проскочили "через Желтое море".

В 1 ч 20 мин ночи "Беспощадный" и "Бесстрашный" прошли траверз Шантунгского маяка ив 11 ч 30 мин пришли в Киао-Чао, где застали "Бесшумный" и броненосец "Цесаревич". Распорядившись погрузкой угля, лейтенант П.Л. Трухачев прибыл на "Цеса­ревич" для получения дальнейших указаний. Но на броненосце начальства уже не было, так как раненный в сражении начальник штаба контр-ад­мирал Н.А. Матусевич был свезен на берег в бес­сознательном состоянии, командир броненосца капитан 1 ранга Н.М. Иванов "не счел себя в пра­ве давать какие-то ни было указания". Не получив никаких инструкций, Трухачев решил дождаться окончания ремонта "Бесшумного" и вместе с ним и "Беспощадным" попытаться прорваться во Вла­дивосток. Но 2 августа, согласно предписанию "Бесстрашный" был также разоружен.

Третий миноносец "Беспощадный" под ко­мандой лейтенанта Д.С. Михайлова вместе с "Бес­страшным" пришел в Киао-Чао, где 2 апреля так­же разоружился.

Четвертый миноносец этой серии "Бдитель­ный", оставшийся в Порт-Артуре, продолжал по-прежнему оказывать содействие сухопутным вой­скам. 8 августа он вместе с миноносцами 1-го и 2-го отрядов принимал участие в обстреле из бух­ты Тахэ левого фланга японской армии, а затем включился в сторожевую службу по охране рей­дов, перейдя в распоряжение заведующего под­вижной и минной обороной порта контр-адмира­ла М.Ф. Лощинского. 28 сентября "Бдительный" принял участие в минной постановке около бухты Лунвантан, сопровож­давшейся "беспорядоч­ным артиллерийским ог­нем" между русскими и японскими миноносцами, который закончился без­результатно.

29 октября он с ми­ноносцем "Сердитый" на буксире возвращался в Порт-Артур из бухты Бе­лый Волк, где последнее время миноносцы укрыва­лись от бомбардировок. Около 4 ч дня "Бдитель­ный" под командованием лейтенанта A.M. Косинского шел фарватером меж­ду берегом и минами заг­раждения инженерного ведомства (где обыкновен­но ходили миноносцы) и на траверзе Маячной горы коснулся мины. Взры­вом были разрушены два кормовых отделения, по благодаря переборке между унтер-офицерским и кормовым отделением, миноносец остался на пла­ву. Подошедший "Статный" взял его на буксир, а "Смелый" подал буксир на "Сердитый"; оба мино­носца были благополучно отбуксированы в гавань, где немедленно приступили к выяснению повреж­дений и возможности исправления "Бдительного". Однако эти повреждения оказались серьезными, и их ремонт в осажденной крепости был практичес­ки невозможен.

31 октября на военном совещании адмиралов было решено команду и офицеров с миноносца "Бдительный" снять и передать в распоряжение командира порта.

Накануне сдачи крепости, в 7 ч вечера 19 де­кабря 1904 года, на вершине Золотой горы зажг­лось несколько фальшфейеров, по сигналу начал­ся подрыв судов. К 9 ч вечера на кораблях заложили подрывные снаряды (в основном заряд­ные отделения торпед), и по всей гавани загрохо­тали взрывы, началась агония порт-артурской эс­кадры. Корабли в языках пламени ложились на дно бухты, оставляя на поверхности палубы и над­стройки. Взрывы продолжались всю ночь. К утру 20 декабря 1-я Тихоокеанская эскадра перестала су­ществовать, среди подорванных в эту ночь кораб­лей был и миноносец "Бдительный".