Послесловие

 

Эскадренные миноносцы типов "Касатка" и "Инженер-механик Зверев", построенные фирмой "Ф. Шихау" накануне и в ходе Русско-японской войны, заметно выделяются среди миноносных кораблей начала прошлого века.

Стремясь удовлетворить требования заказ­чика германские специалисты нашли ряд неординарных конструктивных решений, таких, как снаб­жение кораблей развитым полубаком, улучшив­шим их мореходность и по обводам и развалу шпангоутов, резко отличавшимся от полубаков по­давляющего большинства английских, французс­ких и японских миноносцев. Правильность найден­ного конструктивного решения подтвердили, как самостоятельный переход первой четверки миноносцев на Дальний Восток, так и действия миноносцев этого типа в дальне­восточных водах после оконча­ния Русско-японской войны, и переход их на Север в годы Пер­вой мировой.

Наличие просторного хо­дового мостика облегчало уп­равление миноносцем как в от­крытом море, так и в узкостях. Не завязанный конструктивно в единый надстроечный комплекс с орудийной площадкой 75-мм орудия (как это нередко было на миноносцах того времени), ко­мандный мостик не создавал помех при стрельбе, как, впро­чем и установленное на палубе полубака орудие не мешало уп­равлению кораблем.

Удачное размещение паровых котлов и ды­моходов позволило установить на миноносцах по три палубных поворотных торпедных аппарата.

Заложенный в проект запас водоизмещения и практическое отсутствие строительной перегруз­ки позволили относительно безболезненно перево­оружить первые миноносцы серии во Владивосто­ке, а вторые (типа "Инженер-механик Зверев") частично при постройке, а-частично после прихо­да в Россию.

Вторая серия этих миноносцев так и не смогла принять участие в Русско-японской войне (собственно, для чего и строились эти корабли), тем не менее в годы Первой мировой войны они использовались не только по назначению, но и выполняя функции конвоиров и тральщиков, лишний раз подтвердили универсальность этого класса кораблей.

Не удивительно, что приступая к воссозданию Российского флота после Русско-японской войны, Морское министерство при разборке проектов но­вых миноносцев (по терминологии того времени — минных крейсеров) в очередной раз обратились к фирме "Ф. Шихау". Разработанная на базе мино­носцев типа "Касатка" — "Инженер-механик Зве­рев" проектная документация на паровую яхту во­доизмещением 570 т легла в основу постройки четырех кораблей типа "Финн" — эскадренных миноносцев с увеличенным водоизмещением и уси­ленным артиллерийским вооружением.