Предыстория строительства итальянских дредноутов

 

Еще до русско-японской войны итальянский инженер-кораблестроитель Витторио Куниберти (1854—1913) выдвинул концепцию нового класса линейных кораблей, обосновав неизбежность их со­здания. Свои идеи он изложил в немецком жур­нале "Marine Rundschau" и, более подробно в 1902 г., в итальянском "Rivista Marittima", рекомендуя стро­ить быстроходные (не менее 20 уз) бронированные корабли, вооруженные двенадцатидюймовыми (305-мм) орудиями. Куниберти представил и чер­тежи такого корабля, но итальянское Адмиралтей­ство после тщательного их рассмотрения отвергло проект, разрешив автору опубликовать его за грани­цей.

В 1903 г. английский ежегодник "Jane's Fighting Ships" опубликовал статью Куниберти "Идеальный линейный корабль для британского флота". Собы­тия, предшествовавшие проектированию и строи­тельству английского линкора "Дредноут" и после­дующему принятию этого класса кораблей всеми ведущими флотами мира, хорошо известны. Отказ от артиллерии среднего калибра, не оправдавшей себя в бою на больших дистанциях, позволил уве­личить количество стволов главного калибра и уп­ростил централизованное управление артиллерий­ским огнем. Усиленное бронирование бортов и переборок, применение вместо поршневых паровых машин безредукторных паровых турбин — все это делало "дредноуты" действительно новым классом кораблей, которые по боевым возможностям значи­тельно превосходили существовавшие тогда броне­носцы.

Парадоксально, но Италия, родина Куниберти, оказалась последней крупной морской страной, по­строившей дредноуты. Только в 1908 г. было при­нято решение строить первый итальянский дредно­ут "Данте Алигьери" по проекту контр-адмирала Эдоардо Маздео. Этот корабль, заложенный 6 июня 1909 г. на верфи в Кастелламаре, свидетельствовал, что итальянские кораблестроители не потеряли вку­са к нетрадиционным решениям. "Данте Алигьери" стал первым в мире линкором с трехорудийными башнями главного калибра и с орудиями вспомога­тельного калибра, размещенными также в башнях, первым в Италии кораблем с паровыми турбинами Парсонса, работавшими на четыре винта. Мощ­ность машин 35 тыс. л. с. позволяла развивать ско­рость 23 узла, хотя на испытаниях она оказалась чуть меньше.

Установка четырех башен с тремя 305-мм ору­диями в каждой отражала идеи Куниберти, которые помогли англичанам создать свой "Дредноут". Многое было принесено в жертву главному замыслу: обеспечить максимальную мощь бортового залпа. Так, размеры надстроек и труб свели до минимума. При этом, как и корабли других итальянских проектов, "Данте Алигьери" был хорошо приспособ­лен к условиям Средиземного моря, но навряд ли оправдал бы себя в боевых действиях в Атлантике. Восемь 120-мм орудий располагались в небольших двухорудийных башнях по бортам от башен № 1 и № 4 главного калибра. При сильной волне брызги делали эти орудия почти бесполезными в бою, и все же это было смелое решение, опередившее на несколько лет флоты других государств, в которых сохранялась сомнительная практика установки 120-мм орудий на уровне верхней палубы, а 75-мм — на башнях главного калибра. Даже внеш­ний вид "Данте Алигьери" был необычен: две груп­пы труб, разнесенных по длине корабля с двумя башнями главного калибра между ними, отсутствие привычной боевой рубки, прожекторных мостиков и т. п. С большого расстояния силуэт линкора напо­минал два двухтрубных корабля, идущих в кильва­тер.

К сожалению, задержка с производством и по­ставкой вооружения не позволила Италии выйти вперед (в течение долгого времени страна зависела в этом отношении от иностранных фирм). В ре­зультате австро-венгерский дредноут с трехорудийными башнями "Вирибус Унитис", заложенный по­зже более чем на год и спущенный на воду через 10 месяцев после "Данте Алигьери", вошел в строй раньше него. Этот факт лишний раз свидетельству­ет о преимуществах проектирования и производст­ва орудий своей собственной промышленностью.

Итальянские линейные корабли конструирова­лись с учетом политической и стратегической ситу­ации своего времени. Италия находилась в союзе с Германией и Австро-Венгерской империей, а глав­ным ее потенциальным противником считалась Франция, флот которой могли усилить корабли Ве­ликобритании. Так что сравнивались между собой преимущественно итальянские и французские ко­рабли, хотя позже, в годы первой мировой войны, развитие событий привело Италию к союзу с Ан­тантой. Так как "Данте Алигьери" удалось заложить лишь в 1909 г., Адмиралтейство понимало, что оно рискует получить корабль уже уступающий зару­бежным. Поэтому вскоре спроектировали линкоры нового типа, которые, с одной стороны, продолжали линию "Данте Алигьери", а с другой — воплотили в себе особенности наиболее современных линко­ров — потомков "Дредноута".