Линейные корабли типов "Конте ди Кавур" и "Кайо Дуилио" во второй мировой войне

 

10 июня 1940 г., когда Италия объявила войну Франции и Англии, в итальянском флоте лишь два линкора были готовы к бою: "Конте ди Кавур" и "Джулио Чезаре". Они составляли 5-й дивизион 1-й эскадры. Новые линейные корабли "Витторио Вене-то" и "Литторио", составлявшие 9-й дивизион, толь­ко что покинули верфи, и для их введения в строй требовалось не менее 3 месяцев. Продолжалось строительство линкоров "Рома" и "Имперо". "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа" готовились к испытани­ям после реконструкции. Первый из них должен был вступить в строй к концу лета, второй — к кон­цу осени. То что линейные корабли Италии не бы­ли готовы к войне, лишний раз подтверждает изве­стную истину: войну начинают политики, а отнюдь не военные. Кстати, по этой же причине многие торговые суда Италии не смогли вернуться домой, а были взяты в плен либо интернированы, что нанесло итальянскому торговому флоту большой урон.

К началу войны Италия располагала 2 линкора­ми (4 должны были вскоре вступить в строй), 4 тя­желыми и 12 легкими крейсерами, 120 эсминцами и торпедными катерами, более чем 100 подводны­ми лодками. Эти силы численно превосходили Сре­диземноморский флот Великобритании, базировав­шийся на Александрию и Гибралтар. Существен­ным недостатком итальянского флота было отсут­ствие авианосцев. Тактика англичан основывалась на широком применении корабельной авиации для разведки и поражения неприятеля. В то же время Муссолини отвергал все предложения по строитель­ству авианосцев, заявляя, что сама Италия является "большим авианосцем", не признавал необходимо­сти специальной тренировки морских летчиков.

Итальянский военно-морской флот создавался после 1861 г. путем слияния флотов многих не­больших государств. Его унификация шла медлен­но и с трудом. Поражение от австрийцев в бою при Лиссе в 1866 г. стало тяжелым уроком. Итало-ту­рецкая война 1911 г. показала, что флот понемногу приобретает боевой опыт. Первая мировая война укрепила уверенность в этом. Однако в 1915— 1918 гг. действия итальянского флота были ограни­чены операциями легких сил и подводных лодок в замкнутом Адриатическом море. Опыта действий против сильного, хорошо вооруженного противника в открытом море он так и не получил. В 1940 г., располагая современными кораблями, итальянский военно-морской флот страдал от многих недостат­ков в организации, снабжении и, особенно, от не­хватки опыта.

Первые недели после вступления Италии в войну прошли относительно спокойно, обе стороны оценивали ситуацию. Однако итальянцам было не­обходимо снабжать свои войска в Ливии, а англича­нам — наращивать силы в Египте и на Мальте, что определило военно-морскую стратегию на Среди­земном море. На первый план выходила защита своих конвоев и перехват вражеских.

Первое столкновение крупных сил флота в Сре­диземном море произошло 9 июля 1940 г. у мыса Стило в Калабрии. Итальянская эскадра в составе линкоров "Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур", 14 крейсеров и множества эсминцев вступила в со­прикосновение с британским Средиземноморским флотом. В этот флот входили линкоры "Уорспайт", "Малайя, и "Ройял Соверин", авианосец "Игл", 5 лег­ких крейсеров и 14 эсминцев. Обе эскадры сопро­вождали конвои: итальянская — в Бенгази, а анг­лийская — на Мальту.

Ни одна из сторон не проявила активности. Позиция была благоприятной для итальянцев: вблизи своих берегов и в отдалении от баз враже­ских бомбардировщиков. Столкновение началось с короткой и малорезультативной перестрелки между крейсерами. В 15 ч. 53 мин. "Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур" с расстояния 26,4 км открыли огонь по английскому линкору "Уорспайт", за кото­рым следовали другие линейные корабли. "Уорс­пайт", а затем и его мателоты ответили огнем. В 15 ч. 59 мин. "Джулио Чезаре" получил попадание 381-мм снарядом с "Уорспайта". Снаряд угодил по­зади второй дымовой трубы и взорвался на брони­рованной палубе, вызвав пожар. Четыре котельных отсека наполнились дымом, котлы пришлось зага­сить, и скорость хода линкора упала до 18 узлов. Командующий эскадрой адмирал Кампиони решил выйти из соприкосновения с противником. Он при­казал эсминцам атаковать англичан, а "Джулио Че­заре", ведя огонь из кормовых орудий, начал отход. Через полчаса линкор уже развил скорость 24 узла и направился для ремонта в Мессину, а остальные корабли эскадры — в Таранто.

В столкновении у мыса Стило (англичане называют его боем у Калабрии) не оказалось ни победителей, ни побежденных. Ни одна из сторон не понесла значительных потерь. Однако стало ясно, что реконст­руированные итальянские лин­коры все-таки уступают более тяжелым и лучше вооруженным английским кораблям того же класса. Что еще важнее, выяви­лось плохое взаимодействие флота и авиации итальянцев. Хотя бой происходил у побе­режья Италии, вызванные само­леты опоздали с вылетом и не нанесли англичанам никаких потерь. Больше того, они по ошибке атаковали свои же ко­рабли. В противоположность этому англичане своевременно использовали самолеты с авиа­носца "Игл" для преследования итальянской эскадры. Они дей­ствовали слаженно, хотя в дан­ном случае не добились замет­ных результатов. После первого же столкновения англичане пол­учили явное психологическое преимущество, которое их не по­кидало даже в трудные дни 1942 года.

Бой мог бы иметь другой исход. Адмирал Бергамини ко­мандовал 9-м дивизионом, в со­став которого входили новые линкоры "Витторио Венето" и "Литторио". Корабли были почти готовы к вступлению в строй, и Бергамини просил разрешения на присоединение к эскадре, но получил отказ. Линкоры, во­оруженные 381-мм орудиями, несомненно, могли бы оказать большое влияние на исход боя.

9-й дивизион вышел в пер­вый боевой поход 31 августа 1940 г. В нем участвовали также "Кайо Дуилио", ускоренные ис­пытания которого были завершены, "Конте ди Ка­вур" и "Джулио Чезаре", небольшие повреждения которого были быстро ликвидированы. Целью опе­рации стал перехват британских соединений, шед­ших из Гибралтара и Александрии для снабжения Мальты и переброски нескольких кораблей с запада на восток.

Из-за плохой работы разведки, особенно воз­душной, перехват не удался. Итальянцы надеялись добиться успеха на второй день, но ночью разыг­рался сильный шторм, причинивший нескольким кораблям повреждения и вынудивший эскадру вер­нуться на базу. Англичане же успешно довели опе­рацию до конца.

В сентябре 1940 г. итальянская эскадра еще дважды выходила в море, разыскивая английские корабли южнее Сардинии и в центральной части Средиземного моря, но безрезультатно. Упомяну­тые три похода явились последними за всю войну, в которых участвовали од­новременно пять итальян­ских линкоров. По различ­ным причинам в последу­ющих их было не более четырех.

В ночь на 11 ноября 1940 г. англичане пред­приняли дерзкое, но хоро­шо спланированное напа­дение на итальянский флот на якорной стоянке в Таранто. Авианосец "Илластриес" приблизился к этой базе незамеченным на 170 миль, и с него стартовали две группы торпедоносцев "Суордфиш", некоторые из кото­рых принадлежали авиа­носцу "Игл". Повреждения, полученные незадолго до операции, помешали это­му авианосцу участвовать в ней. В результате неожи­данной атаки "Конте ди Кавур" и "Кайо Дуилио" получили попадание од­ной торпедой, а "Литторио" — тремя. Англичане потеряли лишь 2 самолета из 21, которые были сби­ты зенитной артиллерией.

"Литторио" и "Кайо Дуилио" затонули на мел­ководье, сев носовой частью на грунт. "Конте ди Кавур" затонул на большей глубине, так как пы­тался выброситься на берег, но решение было принято слишком поздно. В итоге линкор накре­нился на правый борт, над поверхностью воды остались только надстройка и башни главного ка­либра.

На следующий день оставшиеся неповрежден­ными линкоры "Джулио Чезаре", "Андреа Дориа" и "Витторио Венето" были переведены в Неаполь, по­скольку противовоздушная оборона Таранто сильно пострадала. Сразу же начались работы по подъему поврежденных кораблей. Вернуть плавучесть "Кайо Дуилио" и "Литторио" было не слишком сложно, и это удалось сделать за месяц, хотя полный их ре­монт занял значительно больше времени. "Конте ди Кавур", однако, пострадал сильнее и перед подъемом его пришлось основательно разгружать.

Опыт нападения англичан на Таранто не остался незамеченным японцами, но был проигнориро­ван американцами. Успешное нападение японцев на Перл-Харбор годом позже во многом явилось под­ражанием операции англичан.

Несмотря на потери в Таранто, итальянский флот еще располагал необходимыми средствами и желанием сразиться с англичанами. Это продемон­стрировали события 27 ноября 1940 г., когда про­изошло столкновение у мыса Теулада, известное в английской историографии как бой при Спартивенто. Посчитав, что урок, понесенный итальянцами в Таранто, исключает их активные действия, англи­чане решили провести большой конвой. Но 14 но­ября их разведка обнаружила в море итальянские корабли и, что особенно встревожило англичан, в том числе линейные. Тогда решили обеспечить планируемый конвой сильным эскортом, и было создано соединение "Н", куда вошли, в частности, линейный крейсер "Ринаун" и авианосец "Арк Рой-ял". Это соединение прикрывало конвой до пункта юго-западнее Сардинии. Затем прикрытие обеспе­чивали корабли Средиземноморского флота во гла­ве с линкором "Рэмиллис", соединению "Н" следова­ло отойти.

26 ноября итальянская эскадра по тревоге вы­шла в море. Она состояла из линкоров "Джулио Чезаре" и "Витторио Венето", 6 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев. Силы противников, если не считать авианосца англичан, были примерно равными. Ут­ром 27 ноября итальянская эскадра получила при­каз следовать на юго-запад от Сардинии.

Однако свободу действий адмирала Кампиони очень сковывали указания главного штаба военно-морских сил: вступать в бой с противником только в благоприятной ситуации и ни в коей мере не рис­ковать линкорами. После событий в Таранто такая осторожность понятна, и все же адмирал Кампиони действовал слишком нерешительно.

Из-за неточных дан­ных разведки он посчитал, что англичане значитель­но превосходят его в си­лах, и побаивался встречи с ними. Итальянские и ан­глийские крейсера обнару­жили друг друга на боль­шом расстоянии. Италь­янцы первыми открыли огонь и весьма меткий, поразив крейсер "Бервик". От ответного огня англи­чан пострадал итальян­ский эсминец "Ланчьере". Английские крейсера по­пытались перейти в на­ступление, с авианосца "Арк Ройял" поднялись са­молеты, предпринявшие ряд безуспешных атак. В это время адмирал Кам­пиони решил выходить из боя. Крейсера англичан несколько сократили дис­танцию, но, оказавшись в радиусе действия орудий "Витторио Венето" и попав под огонь 381-мм орудий, быстро отошли. Результа­ты боя снова оказались не­значительными.

Еще раз выявилось плохое взаимодействие флота и авиации итальян­цев. Хотя их корабли на­ходились недалеко от Сар­динии, прикрытия истре­бителями они так и не получили. Педантичные правила требовали, чтобы авиацию вызывал коман­дующий соединением ко­раблей. Этот вызов на­правлялся в главный штаб военно-морских сил, где его рассматривали и на­правляли в главный штаб военно-воздушных сил, который, оценив ситуацию, принимал решение. Такая процедура исключала быструю реакцию и, как правило, лишала флот своевременной поддерж­ки.

10 декабря 1940 г. адмирал Анджело Якино за­менил Кампиони на посту командующего флотом (Кампиони стал начальником Главного штаба). Якино командовал флотом до апреля 1943 г., когда его сменил Бергамини.

Зима 1940—1941 гг. ознаменовалась включе­нием новых сил в борьбу на Средиземном море, прямым вмешательством Германии. Оно было вы­звано успешным наступлением англичан в Египте и Ливии. В январе 1941 г. первые самолеты Люфт­ваффе начали прибывать в Катанью, чтобы содейст­вовать немецким наземным войскам, недавно высадившимся в Северной Африке, а также нейтрализо­вать Мальту.

Но именно в этот период активность итальян­ских линейных кораблей резко снизилась. "Литторио" и "Кайо Дуилио" с ноября находились на ре­монте в Таранто и Генуе. В Таранто продолжались работы по восстановлению линкора "Конте ди Ка­вур", и стало ясно, что до лета он в строй не вступит. "Джулио Чезаре" был поврежден в начале января во время налета авиации англичан на Неаполь и от­правлен на ремонт в Геную.

Только "Витторио Венето" и "Андреа Дориа" эпизодически выходили в море.

На рассвете 9 февраля 1941 г. английское сое­динение "Н" под командованием адмирала Сомервилла, включавшее линкор "Малайя", линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Ройял", крейсер и 10 эсминцев, в течение полутора часов бомбарди­ровало Геную. Их целями были верфи, мастер­ские и линкор "Кайо Дуилио", стоявший там на ре­монте.

Итальянцы считались с возможностью такого нападения, и в море находились силы, способные отразить его: линкоры "Витторио Венето", "Андреа Дориа", "Джулио Чезаре" (к тому времени неболь­шие повреждения на нем были исправлены), три тяжелых крейсера и 10 эсминцев. Однако из-за плохой погоды, нечетко работавшей связи итальян­ские корабли ушли слишком далеко на юг и, не­смотря на выгодную позицию, не смогли перехва­тить англичан.

Англичане потопили в Генуе артиллерийским огнем несколько торговых судов, чем и ограничил­ся урон, нанесенный ими противнику. Но мораль­ное поражение, несомненно, потерпели итальянцы.

Прошло немногим более месяца после обстрела Генуи, и итальянский флот потерпел серьезное по­ражение, возможно, самое тяжелое за всю войну. В коротком ночном бою на близких дистанциях у мыса Матапан 28 марта 1941 г. итальянцы потеряли три тяжелых крейсера ("Пола", "Фиуме" и "Зара") и два эсминца. В этом бою участвовал единствен­ный линкор "Витторио Венето", получивший попа­дание авиаторпедой, но благополучно добравшийся до порта. Линейные корабли рассматриваемых ти­пов в бою участия не принимали.

Будучи, несомненно, болезненным, поражение итальянцев, тем не менее, существенно соотноше­ния сил на Средиземном море не изменило. Их ли­нейные корабли сильно не пострадали, в строю ос­тавались еще четыре тяжелых крейсера, в то время как у англичан на этом театре военных действий кораблей такого класса не было. Больше того, в по­следующие месяцы английский флот понес серьез­ные потери от авиации (в основном немецкой) при эвакуации из Греции и Крита. В Критской опера­ции участвовали легкие силы итальянцев, выходы же тяжелых кораблей все больше и больше ограни­чивались нехваткой топлива.

В июне 1941 г. Германия напала на Советский Союз. Значительные силы немецкой авиации, ис­пользовавшиеся для налетов на Мальту, были на­правлены на Восточный фронт. Мальта стала лучше снабжаться, перешла к наступательным действиям, и потери конвоев держав Оси возросли, в ноябре 1941 г. они составляли 63%. Это ослабляло сухопут­ные силы немцев и итальянцев в Северной Африке. Ситуация вынуждала итальянский флот доставлять подкрепление в Африку на эсминцах, бензин — в канистрах на крейсерах. Это делало корабли весьма уязвимыми, два крейсера погибли при выполнении подобного задания.

Тяжесть положения заставила итальянцев снова использовать главные силы, включая линейные ко­рабли, для дальнего и ближнего охранения конвоев. Это означало растущий расход драгоценного топли­ва, которого почти не оставалось, итальянский флот все сильнее зависел от нерегулярных поставок не­мцами румынской нефти. Но использование тяже­лых кораблей для охраны конвоев оказалось действенным, снабжение итало-германских войск в Аф­рике улучшилось.

В середине декабря 1941 г. произошли значи­тельные события. После начавшегося наступления англичан в Африке было решено срочно послать конвой для снабжения итальянских и немецких войск. Он состоял из четырех крупных транспортов и восьми эсминцев. В ближнем его охранении на­ходился линейный корабль "Кайо Дуилио", 3 крей­сера и 4 эсминца, дальнее осуществляли линкоры "Литторио", "Андреа Дориа", "Джулио Чезаре", 2 тя­желых крейсера и 10 эсминцев. Вовлечение в опера­цию столь крупных сил подчеркивало серьезность создавшейся ситуации. Из-за ошибочных данных разведки итальянцы были уверены, что англичане уже вышли в море им наперехват. В действительно­сти был обнаружен английский конвой на Мальту. Противоборствующие стороны вступили в контакт 17 декабря. Англичане получили приказ избегать боя до тех пор, пока не будет обеспечена безопас­ность эскортируемого танкера. Наперехват англича­нам шли силы дальнего охранения. Однако в 17 ч. адмирал Якино решил отойти по двум причинам. Во-первых, итальянский конвой был обнаружен противником и нуждался в поддержке, во-вторых, адми­рал, не располагая радарами, опасался вступать в ночной бой. Как раз в это время на горизонте была отмечена стрельба зенитных орудий, стало ясно, что английские корабли подверглись нападе­нию с воздуха. Якино сразу же повернул в сторону непри­ятеля и уже в сумерках в 17 ч. 53 мин. его корабли открыли огонь с расстояния 32000 м, захватив англичан врасплох. Они немедленно поставили дымовую завесу, а эсминцы обеих сторон начали артил­лерийскую дуэль. Но в 18 ч. 04 мин. стало совсем темно и боевые действия прекрати­лись. Всю ночь, ожидая воз­можного наступления, Якино держал корабли между своим и английским конвоями, а к утру итальянский конвой бла­гополучно достиг места на­значения.

Хотя ни одна сторона не понесла потерь, результаты столкновения можно считать благоприятными для италь­янцев, они решили постав­ленную задачу. Англичанам в этой операции явно не хвата­ло поддержки авианосцев, что лишний раз подчеркнуло зна­чение кораблей этого класса. Несмотря на успех, еще раз проявилась слабость авиационной разведки италь­янцев, которые наткнулись на англичан совершенно случайно. Если бы они сумели обнаружить англий­ские корабли раньше, то могли бы нанести им су­щественный урон. Описанные события получили название: "Первое столкновение в заливе Сирт".

Следующей ночью произошло одно из самых необычайных событий войны на Средиземном мо­ре. Итальянская подводная лодка доставила в Алек­сандрию три человеко-торпеды. Диверсанты подо­рвали танкер, который затонул, и английские лин­коры "Вэлиант" и "Куин Элизабет", надолго вышед­шие из строя. Теперь баланс военно-морских сил склонился в пользу Италии, и конвои держав Оси стали нести меньше потерь по пути в Африку. Снабжение итало-немецких войск улучшилось, их наземные силы под командованием Роммеля оста­новили англичан, а в январе 1942 г. перешли в контрнаступление, вернув себе Бенгази.

Положение Мальты ухудшилось, и 20 марта 1942 г. англичане отправили на остров конвой, на­перехват которого вышли линкор "Литторио", два тяжелых и один легкий крейсер, 8 эсминцев. Вече­ром 23 марта 1942 г. противники вступили в контакт, адмирал Якино действовал умело, итальянцы, не понеся серьезных потерь, смогли задержать анг­лийский конвой в море до утра. Утром же он понес такие потери от ударов с воздуха, что на Мальту пришла лишь незначительная его часть. Правда, после этого разразился сильнейший шторм, и два итальянских эсминца затонули по пути домой. Эти события получили название: "Второе столкновение в заливе Сирт".

В июне 1942 г. обстановка на Средиземном мо­ре все еще благоприятствовала государствам Оси. Войска Роммеля стояли под Эль-Аламейном, Маль­та подвергалась постоянным налетам и потеряла значение базы для наступательных действий, итальянский флот успешно проводил конвои. Одна­ко вступление в войну США резко изменило соот­ношение сил, и стало ясно, что у Германии и Ита­лии не остается времени для решения поставлен­ных задач.

Все лето 1942 г. прошло на Средиземном море под знаком борьбы за охрану своих и уничтожение вражеских конвоев. О накале этой борьбы свиде­тельствует ключевая операция англичан под кодо­вым названием "Пьедестал". Тогда их конвою уда­лось прорваться к Мальте, несмотря на отчаянные атаки самолетов, подводных лодок и торпедных ка­теров, но ценою потери авианосца и двух крейсеров. Тяжелые корабли итальянцев в этих боях уже не участвовали, катастрофической стала нехватка го­рючего, и его подчас перекачивали с тяжелых ко­раблей, чтобы обеспечить эскорт конвоев в Африку.

Линкоры "Андреа Дориа", "Кайо Дуилио" и "Джулио Чезаре" были вынужденно выведены в ре­зерв, "Конте ди Кавур" все еще находился на ремон­те в Триесте.

23 октября 1942 г. английская армия перешла в наступление в Северной Африке, а 8 ноября силы союзников высадились в Алжире и Марокко. Гер­мано-итальянские войска были вытеснены в Тунис ударами с востока и запада. Легкие силы и транс­портные суда итальянцев несли большие потери, пытаясь снабжать войска, капитулировавшие в мае 1943 г.

Было ясно, что следующим шагом союзников станет вторжение в Италию. 10 июня 1943 г. они высадились на Сицилии. В это время "Андреа До­риа" и "Кайо Дуилио" были отозваны из резерва, но их вход в строй планировался через 2 месяца, "Ка­вур" ремонтировался, а "Джулио Чезаре" был при­писан к морской школе в порту Пола. "Витторио Венето" находился в ремонте после воздушного на­лета американцев 5 июня. На ходу оставались "Литторио" и недавно вступивший в строй "Рома", 9 лег­ких крейсеров и несколько эсминцев. Поэтому ре­шили всеми силами сохранять уцелевшие корабли для сделки на случай перемирия, к которому уже стремилась Италия, если же его достичь не удастся, флоту пришлось бы вступить в последнюю битву.

25 июля 1943 г. фашистский режим Муссоли­ни пал, и сразу же начались переговоры с союзны­ми державами. 8 сентября 1943 г. Италия формаль­но вышла из союза государств Оси, что вызвало гневную реакцию со стороны Германии. На следу­ющий день англичане и американцы высадились на юге Италии. Союзники объявили, что они согласны с просьбой итальянцев о перемирии. Такая ситуа­ция застала врасплох итальянские вооруженные си­лы, в том числе военно-морской флот. Соображе­ния безопасности вынудили итальянское прави­тельство информировать лишь высшее военное ко­мандование, и то в последнюю минуту.

Главные силы итальянского флота находились тогда в портах северной части Тирренского моря, в том числе в Генуе и Специи. Вместо ожидавшегося приказа противодействовать вторжению союзников, корабли должны были следовать в южные порты и перейти под контроль англо-американцев. В соответствии с условиями пе­ремирия они должны раз­оружиться, сохранив ко­манду и итальянский флаг. Этот приказ касался всех кораблей, кроме на­ходящихся в ремонте или неспособных к выходу в море по какой-то другой причине. При угрозе за­хвата немцами их следо­вало затопить.

Главные силы италь­янского флота в это время состояли из трех линей­ных кораблей: "Рома", ко­торый недавно стал флаг­манским кораблем адми­рала Карло Бергаминй, "Витторио Венето" и "Ита­лия" (бывший "Литторио", переименованный после падения фашистского ре­жима). Они образовывали 9-й дивизион.

В ночь с 8 на 9 сен­тября 1943 г. соединение из этих линкоров, 6 лег­ких крейсеров, 14 эскад­ренных и эскортных ми­ноносцев покинуло Спе­цию и Геную и направи­лось на юг. 9 сентября в 15 ч. 37 мин. у острова Азинара, вблизи военно-морской базы Мадлена на Сардинии, итальянские корабли были атакованы немецкими бомбардиров­щиками "Дорнье 217", ба­зировавшимися в южной Франции. Эти самолеты были вооружены новыми радиоуправляемыми бом­бами FX-1400, весивши­ми более 1800 кг. После двух попаданий и внут­реннего взрыва в 16 ч. 11 мин. линкор "Рома" разломился надвое и затонул. При этом погибло 1167 матросов и 86 офицеров, включая адмирала Бергамини и его штаб. "Италия" получила одно попадание, приняла 800 т воды, но даже не снизила хода. Эскадра перешла под коман­дование адмирала Оливы, находившегося на крей­сере "Эудженио ди Савойя".

Утром 11 сентября она добралась до Мальты, где уже стояли другие итальянские корабли, в том числе линкоры "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио". Они прибыли из Таранто днем раньше, в пути так­же были атакованы немецкой авиацией, но повреж­дений не получили. Линкор "Джулио Чезаре", как было уже сказано, за несколько месяцев до переми­рия приписали к военно-морской школе в г. Пола, сильно сократив его экипаж. Он также ус­пешно дошел до Маль­ты, сделав короткую ос­тановку в Таранто. Правда, совсем без про­исшествий не обошлось. 9 сентября, когда лин­кор направлялся на юг, на его борту началось волнение среди коман­ды, требовавшей немед­ленно затопить корабль. Оно было быстро лик­видировано офицерами, убедившими недоволь­ных, что следует выпол­нять условия переми­рия.

Командование италь­янскими кораблями на Мальте было возложе­но на адмирала Да Дзара (5-й дивизион ли­нейных кораблей). Так как на тесной якорной стоянке скопилось мно­жество судов, то решили "Италию" и "Венето" вместе с несколькими крейсерами и эсминца­ми отослать в Александ­рию. "Андреа Дориа", "Кайо Дуилио" и "Джу­лио Чезаре" остались на Мальте.

Следует сказать не­сколько слов и о других линкорах. Во время пе­ремирия "Конте ди Ка­вур" и "Имперо" находи­лись в Триесте. Первый из них ремонтировался, второй еще строился. Охрана кораблей была слаба, и немцы их за­хватили. В это время "Имперо" был готов все­го на 28 процентов, что­бы завершить построй­ку требовалось еще пол­тора года. Ремонт "Кавура" практически остано­вился. Нужно было ус­тановить на нем зенит­ную артиллерию, заме­нить электросеть, пере­строить мостики, что заняло бы по меньшей мере 6 месяцев. Немцы начали демонтаж кораб­лей, используя их дета­ли и материалы для иных целей. То, что осталось от корпусов "Кавура" и "Имперо", затопили во время авианалета союзни­ков на Триест 15 и 20 февраля 1945 г. "Кавур" под­няли в 1946 г., "Имперо" — в 1947 г. и отправили на слом.

23 сентября 1943 г. между итальянским и анг­ло-американским флотами было заключено согла­шение о взаимодействии. Оно было подписано ад­миралом Каннингхэмом, командующим союзными военно-морскими силами на Средиземном море, и адмиралом Раффаэле Де Куртеном, начальником штаба военно-морских сил и министром военно-морского флота Италии. Соглашение предусматри­вало использование в войне с Германией почти всех оставшихся итальянских кораблей за исключением линкоров. Так закончилась боевая деятельность линейных кораблей Италии во второй мировой войне.

13 октября 1943 г. Италия официально объяви­ла войну Германии. Ее легкие военные корабли пе­решли в южно-итальянские порты и включились в операции союзников.

"Италия" и "Витторио Венето" были интерниро­ваны в Суэцком канале, их экипажи сильно сокра­тили, и там они пребывали в жалком состоянии до февраля 1947 года словно заложники, символизи­ровавшие поражение нации. В 1947 г. им было раз­решено вернуться в Италию на­встречу еще бо­лее унизительной судьбе.

"Джулио Че­заре", "Андреа До­риа" и "Кайо Дуи­лио" оставались на Мальте также с сильно сокращен­ной командой и вернулись в Ита­лию в июне 1944 г. "Чезаре" до кон­ца войны стоял в бездействии в Та­ранто, два других линкора исполь­зовались в огра­ниченных масш­табах для недаль­них учебных по­ходов.

Итальянское правительство предпринимало настойчивые по­пытки ввести в строй хотя бы но­вейшие линкоры. Предполагалось также использо­вать их на Тихом океане для сопро­вождения авиа­носцев. Но союз­ники отвергли все подобные предло­жения.