Итальянские линейные корабли после второй мировой войны

 

Летом 1945 г., вскоре после окончания войны в Европе, между Италией и союзниками начались пе­реговоры с целью подписания мирного соглашения.

Одной из целей итальянского правительства было избежать передачи военных кораблей стра­нам-победительницам или их уничтожения. Италь­янцы особенно старались сохранить два современ­ных линкора типа "Витторио Венето" хотя бы в ка­честве учебных кораблей. Однако им не удалось до­стичь этой цели из-за непреклонности государств антифашистской коалиции и, прежде всего, Совет­ского Союза.

Еще в 1944 г. Советский Союз потребовал не­медленного раздела уцелевшего итальянского фло­та, в качестве временной компенсации Англия и США передали Советскому Союзу несколько бое­вых кораблей, в том числе линкор "Ройял Соверин" ("Архангельск") и крейсер "Милуоки" ("Мурманск"). Когда военные действия закончились, СССР снова потребовал причитающиеся ему итальянские ко­рабли.

10 февраля 1947 г. в Париже Италия подписала мирный договор. Советскому Союзу был передан линейный корабль "Джулио Чезаре" и несколько бо­лее мелких кораблей. "Витторио Венето" получила Англия, "Италию" — США. "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" остались в составе сильно сокращенного военного флота Италии. В ходе сепаратных перего­воров Италия добилась отказа от передачи кораблей Англии и США и уменьшения количества единиц, предназначенных Франции (линкоров ей не причи­талось). Но, вместо передачи победителям, корабли надлежало разобрать. "Джулио Чезаре" был отре­монтирован и принят комиссией союзников. Под номерным обозначением "Z-11", с гражданской ко­мандой и под флагом итальянского торгового фло­та он был передан Советскому Союзу в албанском порту Валона 6 февраля 1949 г. Хотя другие кораб­ли, подлежащие репара­ции, передавались в Одес­се, эта процедура была не­применима к линкорам и подводным лодкам. Дело в том, что по решению меж­дународной конференции в Монтре 1934 года лин­корам и подлодкам госу­дарств, не имеющих выхо­да к Черному морю, за­прещалось проходить про­ливом Босфор. Принятый в Валоне, "Чезаре" вошел в Черное море уже под со­ветским флагом и назва­нием "Новороссийск". Он использовался как учеб­ный корабль, а в октябре 1955 г. затонул от внут­реннего взрыва.

"Витторио Венето" и "Италия" были разоружены и поставлены на якорь в Специи. Итальянские вла­сти все откладывали их демонтаж в надежде, что со­ответствующие статьи договора со временем поте­ряют силу и корабли можно будет использовать под итальянским флагом.

Однако в 1951 г. Союзная Контрольная комис­сия развеяла все сомнения относительно их буду­щего. Корабли были признаны потерявшими воен­ное значение. Стволы орудий главного калибра разрезали, механизмы вывели из строя. Когда-то могучие линкоры несколько лет стояли в таком жалком состоянии, а в сентябре 1955 г. были разо­браны.

"Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио" в силу своего возраста и конструктивных недостатков не имели большой ценности. Они использовались как учеб­ные и по очереди являлись флагманами командую­щего эскадрой.

"Дуилио" прекратил службу в 1953 г. и находил­ся на стоянке в Специи. "Дориа" базировался на Та­ранто и несколько лет служил как блокшив распола­гавшейся там военно-морской школы.

"Кайо Дуилио" разобрали между 1957 и 1958 годами, "Андреа Дориа" — между 1961 и 1962. С завершением их службы закончилась и вся исто­рия линейных кораблей Италии.