7. Командир и офицеры

 

Неожиданно сменив входивших в курс дел двух предшествующих наблюдающих, власть в середине 1906 г. поручила корабль прибывшему в Тулон третьему от­ветственному за наблюдение, главному представите­лю Морского министерства. Им стал числившийся вна­чале в качестве "командующего" кораблем (переназначенный затем командиром) один из участ­ников Цусимского боя — капитан 1 ранга В.Ф. Поно­марев (1860-1927, Югославия).

Рекомендацией для этого назначения (он пробыл командиром до 1909 г.) стало, по-видимому, удачное командование в Цусимском бою гигантским по тем временам (16200 т) транспортом "Анадырь". Он актив­но маневрировал в бою, прорезав строй своих крейсе­ров, чтобы уйти из-под огня японцев, вместе с букси­ром "Свирь" снял команду брошенного крейсера "Урал", успел передать Н.И. Небогатову сигнал о передаче ему командования. В суматохе боя, рискуя под огнем японцев взлететь на воздух от взрыва в трюмах обширных эскадренных запасов снарядов, он таранил уже брошенный командой буксирный пароход "Русь" и даже пытался, согласно приказу З.П. Рожественского, следовать во Владивосток. Но здравый смысл подска­зал более верное решение. Избежав атак японских миноносцев, он уходил на SW. От попыток прорваться Лаперузовым или Сангарским проливами командир, при крайней тихоходности транспорта (10 уз), отка­зался и, имея обширные запасы топлива, прямым рей­сом пришел на Мадагаскар.

Корабль оказался единственным из уцелевших в бою, кто сумел избежать интернирования. По окон­чании войны он в ноябре 1905 г. вернулся на родину, доставив в Либаву 341 человек, спасенных с крейсера "Урал", весь свой груз не пригодившихся для эскадры снарядов, предназначавшихся для Владивостока запас­ных частей для машин броненосца "Бородино". Так транспорт "Анадырь" (его судьба и в дальнейшем была особо замечательной — он участвовал и во второй ми­ровой войне) оказался в числе самых счастливых и наи­более удачно действовавших кораблей эскадры З.П. Рожественского. За отличие командир был про­изведен в 1906 г. в капитаны 1 ранга и получил назна­чение на "Адмирал Макаров". Но и его счастливо, казалось бы, про­долженная карьера не стала боль­шим достоянием флота.

В 1909 г. он был перемещен на береговую должность "команду­ющего" 1-м Балтийским флотским экипажем, а в 1911 г., получив чин контр-адмирала, занял должность "Заведующего загородными суда­ми и Петергофской военной гава­нью". Здесь он и пробыл всю вой­ну. Это было, конечно, не лучшее применение боевого опыта цусимца, но бюрократия своих секретов и здесь не раскрывала, а потому нельзя и судить, в какой мере были оправданы все три в продолжение двух лет назначения командиров на строящийся крейсер.

О применении командиром Пономаревым своего боевого опыта говорить не приходилось. Как-то, конечно, мог быть полезен хозяйственно-строевой опыт его службы в 1898-1902 г. в должности старшего офицера броненосца "Им­ператор Николай I" и в 1902-1904 г. — командира транс­порта "Хабаровск". Но с реализацией (путем новых дополнительных соглашений с фирмой) продолжавших поступать полезных инициатив министерства и с пе­реправкой в Петербург передававшихся фирмой чер­тежей новый командир вполне справлялся.

В 1908 г. уже в сдаточную пору прибыл на ко­рабль ближайший помощник командира — старший офицер. Также и совсем уже непростительно поздно, в том же 1908 г., был назначен и старший судовой ме­ханик, которому по издревле установленному обы­чаю, почему-то нарушенному уже при заказе "Бая­на" и "Цесаревича", полагалось с начала постройки корабля быть наблюдающим за изготовлением его механизмов. Было ли это запоздание продиктовано "экономией", которую после поражения в войне при­ходилось соблюдать с еще большей жесткостью, чем это делалось в предвоенную пору, была ли этому виной дезорганизация всех структур Морского ми­нистерства — автор сказать не решается. Считалось, по-видимому, что новый командир при содействии наблюдающих по корпусу и механизмами вполне справится с наблюдением, в котором, ввиду дубли­рования проекта "Баяна", существенных изменений не предполагалось.

Ясно одно, что бюрократия явно не хотела, что­бы командиром нового крейсера стал офицер, наде­ленный обширным боевом опытом и настроенный на решительные усовершенствования и повышение бо­еспособности своего корабля. Такой, например, ка­ким был первый наблюдающий капитан 2 ранга A.M. Лазарев или недолго командовавший по возвра­щении с войны броненосцем "Император Александр II" капитан 2 ранга Д.С. Михайлов. Ему быстро на­шли замену в лице счастливо и беззаботно совершав­шего свою карьеру баловня судьбы А.А. Эбергарда (1856-1919). Быстро придя в себя после шока Порт-Артура и Цусимы, бюрократия сумела отодвинуть от нужных назначений (или принудить вовсе покинуть флот) многих достойных, отлично себя проявивших в войне офицеров. Так в стороне оказались и A.M. Ла­зарев, и Д.С. Михайлов, и прежний старший артил­лерийский офицер "Баяна" В.К. Де-Ливрон (1873-?), которому уже в 1915 г. в силу каких-то обстоятельств пришлось из флота перейти в подполковники корпуса морской артиллерии. Все это, конечно, очень ослож­няло формирование корабля.

Очень много в судьбе корабля зависело от пер­вого состава офицеров и первой его команды. В душе корабля должны были отражаться и горечь уроков вой­ны, и обманутые бюрократией реформационные ожи­дания, обернувшиеся весьма поверхностными пере­менами, и невозможность вырваться из рамок подписанного бюрократией контракта. Все на корабле понимали, что власть, не предусмотрев в контракте сколько-либо значительных и важных усовершенство­ваний просто их, выражаясь по-современному, "кину­ла". Бороться приходилось за каждую мелочь.

И все же "Адмиралу Макарову", несмотря на все эти коллизии, бесспорно, повезло. Выручал удач­но подобранный первый офицерский состав. Восемь из шестнадцати строевых офицеров были участни­ками войны. Старший офицер И.Н. Дмитриев (1877-?) штурманом "Анадыря" провел свой корабль через всю войну, его помощник на крейсере С.Д. Коптев (1880-?) отличился в героическом бою миноносца "Грозный" 15 мая 1905 г., старший артиллерийский офицер П.В. Вилькен (1879-1939, Гельсингфорс), с броненосца "Победа", в обороне Порт-Артура чис­лился одним из самых знающих и незаменимых ар­тиллеристов при организации морских батарей, стар­ший минный офицер Ф.Ф. Геркен (1883-?) свой боевой опыт приобрел на крейсере "Аскольд", младшим ме­хаником на канонерской лодке "Отважный" в Порт-Артуре служил награжденный золотой саблей с над­писью "за храбрость" и ставший теперь старшим судовым механиком М.Н. Грановский (1878-1920, Финляндия).

На транспорте "Иртыш" путь к Цусиме проде­лал мичман Г.К. Граф (1885-1966, Питсбург, США). Школу плаваний и начало традиций своих кораблей принесли ранее служившие на "Цесаревиче" в 1907 г. инженер-механики Н.П. Попов (1884-?), и на крейсе­ре "Богатырь" в 1906-1907 г. мичман Д.П. Белобров (1885-?). Мичманом на "Адмирале Макарове" начал службу сын героя войны Антоний Николаевич фон Эссен (1888-1917). Достойными своего корабля были все 25 офицеров.

Свою роль сыграл и первый священнослужи­тель крейсера иеромонах отец Иона и французский гарантийный механик Леон Бурникард. Выпустив сходное с "Императором Павлом 1", глубоко содержательное и исторически окрашенное описание сво­его корабля (и тем уже подтвердив свою к нему лю­бовь и преданность), офицеры со временем сумели соткать ту основу души корабля, которая не изме­нила ему даже в дни полного революционного позора и безвременья правления А.Ф. Керенского. Но еще было далеко до дней этих испытаний, и корабль с ду­шой, еще только формировавшейся, продолжал пре­одолевать свои проектно-построечные, подчас совсем нелегкие неувязки и недоумения.