11. Заботы первой компании

 

Появление "Адмирала Макарова" в Кронштадте сделало его таким же, наверное, героем дня и главной достопримечательностью, каким недавно был прибыв­ший из Америки первенец судостроительной програм­мы 1898 года крейсер "Варяг". Целая эпоха разделя­ла теперь два этих события и два этих корабля.

Незаживающие боль и острота постигшего флот катастрофического поражения продолжили мучить сер­дце каждого русского патриота. Утешительным бальза­мом на душу и стал приход в Россию "Адмирала Мака­рова". Все радовало в корабле: чистота и бодрящий запах свежести окраски, неповторимое обаяние новизны и постройки, осознание зримого возрождения флота.

Особенно волновала встречающих корабль уз­наваемость в нем так знакомого по фотографиям войны геройского "Баяна", словно восставшего со дна моря после гибели в Порт-Артуре. Свет надежды на лучшее будущее флота пробуждали в душах людей и золотом отливавшие на борту корабля буквы его названия - "Адмирал Макаров". И каждому верилось, что дух погибшего адмирала, неувядающее наследие его талан­та, энергии и интеллекта оградят флот от повторения позора Порт-Артура и Цусимы. И, может быть, не так уж плоха была идея воспроизведения отличившегося в той войне корабля. Во всяком случае императора и его свиту такое решение вполне удовлетворяло. Он даже мог быть доволен деянием своего предка императора Николая Павловича об увековечивании подвига брига "Меркурий" постройкой взамен его (после прихода в ветхость) нового точно такого же корабля.

Были, конечно, и более отвечавшие здравому смыслу пути возрождения славы, традиций и доблес­ти флота. Но императору они были неведомы. А его окружение, уже успевшее восстановить свои позиции, продолжало умело ограждать императора от любых проблем и забот. Конечно же, никто не посмел напом­нить императору о пополнении новых кораблей за счет царских яхт. Окружающая камарилья могла мимо ушей пропустить даже элементарные заботы флота о совре­менном утверждении названий новых кораблей (P.M. Мельников, "Эскадренные миноносцы класса "Добро­волец", С-Пб, 1999, с. 80). Не очень спешили разобрать­ся и с проблемами, которые окружили "Адмирала Ма­карова" по прибытии в Кронштадт.

А их, как о том говорят документы, было по край­ней мере, три.

Первая состояла в устранении оказавшихся на удивление многочисленными недоделок проекта и по­стройки.

Второй был грозивший быстрым износом кораб­ля ужасающий некомплект личного состава.

Третьей была проблема боевой подготовки, усу­гублявшаяся наличием всего двух 8-дм орудий, и из-за угрозы быстрого износа их приходилось беречь.

Все эти проблемы приходилось решать одновре­менно с тотчас же обрушившимися на корабль ответ­ственными задачами придворно-строевой службы.

В невнимательно составленном (даже точной хроникой событий его авторы часто себя не утружда­ли) и столь, видимо, равнодушно перелистанном им­ператором первом послевоенном "Всеподданнейшем от­чете по Морскому министерству за 1906-1909 г.", напечатанном в Петербурге только в 1911 г., говори­лось (отдел I, с. 186), что "Адмирал Макаров" "по при­бытии в Кронштадт" (дата не указана) был назначен конвоировать императорскую яхту "Полярная звезда" "при путешествии Ея императорского величества Го­сударыни Императрицы Марии Федоровны в Данию".

Небрежность составителей отчета 1911 г. мож­но было бы исправить, обратившись к документам и литературе. К несчастью, ныне осуществляемый вла­стью "рыночный" курс нанес удар и по двум главней­шим центральным государственным архивам в С-Петербурге. Оба они, изгоняемые из своих исторических, безумно лакомых для нынешней бюрократии зданий в центре города, на неопределенно долгое время (для переезда и обустройства в отведенных им помещени­ях на окраинах) стали недоступными для исследовате­лей. И пока что можно лишь мечтать об изучении в РГА ВМФ фондов 870 (вахтенные журналы), 417 (ГМШ), 418 (МГШ) и др., которые могли бы дать прямые от­веты на вопросы о людях, плаваниях и других собы­тиях из жизни флота российского. Нельзя назвать процветающими и две главные библиотеки города — Государственную Публичную и Центральную Военно-Морскую, где также стало трудно обращаться к исто­рии. И только накопленные автором за 40 лет сведе­ния позволяют сделать вывод о том, что плавание "Адмирала Макарова" с "Полярной Звездой" не могло состояться сразу по прибытии корабля в Кронштадт. Слишком неподходящим для императорского туризма было раннее весеннее время, не вполне был готов к плаванию и крейсер, которому только на установку минных аппаратов требовалось три месяца. Да и яхта, а затем по прибытии и крейсер были нужны в России для важных государственных церемоний. Их состави­тели Отчета также обошли.

В разделе же о плавании яхты (с. 220) говорилось лишь, что она и яхта "Царевна" в 1908 г. плавали в Данию, но ничего не говорится о корабле-конвоире, которым и был "Адмирал Макаров". Нет упоминаний об участии этих двух яхт во встрече в Ревеле Балтий­ским отрядом 15 апреля 1908 г. отряда шведских кораб­лей во главе с королем Швеции и об их участии в тор­жествах приема в Ревеле 27-29 мая английской эскадры под штандартом короля Эдуарда VII (1841-1910), вступившего на престол в 1901 г. по окончании знаме­нитого викторианского века. Тогда в шестиколонной диспозиции 35 кораблей (только минная дивизия, 10 ан­глийских кораблей и три императорских яхты) "Штан­дарт" и "Полярная Звезда" стояли по левому и право­му бортам королевской яхты "Виктория и Альберт".

Эти же яхты присутствовали в Ревеле на торже­ствах 14-15 июля 1908 г. в честь визита в Россию пре­зидента французской республики.

Тогда, как это видно из диспозиции, составлен­ной в штабе минной дивизии под командованием Н.О. Эссена, центральное место в пяти колоннах по шесть кораблей, по обе стороны от флагманского броненос­ца "Verite" (третья колонна) располагались яхты "Штандарт" (вторая колонна) и "Полярная звезда" (четвертая колонна), а с бортов от следующего во французской колонне крейсера "Dupetit Thouars" (сходного по типу с "Баяном" постройки 1901 г.) были "Адмирал Макаров" и яхта "Царевна". Очевидно, что весенне-летнее регулярное путешествие на родину в Данию вдовствующая императрица могла начать на "Полярной звезде" под конвоем "Адмирала Макаро­ва" только после встречи французского отряда и выполнения крейсером какой-то части требовавшихся работ. Но что значили заботы корабля против тури­стских потребностей вдовствующей императрицы и августейшей семьи.

Эти с завидной регулярностью повторяющиеся путешествия на Балтике помнят "верные собачки" (вы­ражение датской королевы) — балтийские минные крейсера "Воевода" и "Посадник", черноморские бро­неносцы и другие корабли. Кто-то, получая высочай­шее благоволение делал себе карьеру, для кораблей же, занятых перед каждым августейшим путешествием непрерывным наведением внешнего лоска, эти придвор­ные повинности всегда оставались тяжелой обузой или в лучшем случае — спектаклем лицемерия. Безобидные экстравагантности — вроде подъема флага двухлетнего наследника на мачте "Штандарта" сменялись дивной императорской блажью — перегоном этой же яхты в Черное море для услаждения чад и домочадцев. Обы­чаи "красивой жизни" у власти в России живуч и в наши дни можно услышать восторженные отзывы новых вер­ноподданных.

С размахом и широтой души, подобающей вели­кой империи, бюрократия не задумалась отправить "Адмирал Макаров" в путешествие по только что про­деланному маршруту через все Балтийское море, а затем по исполнении возложенного поручения вернуть обрат­но в Кронштадт. И судьба, словно решив сыграть по правилам бюрократии и подчеркнуть"чистоту экспе­римента" по разорению невыразимо скудного бюджета флота, подбросила "Адмиралу Макарову" новое испы­тание. Ему поручили заменить в заграничном плава­нии крейсер "Олег".

Этот корабль, доблестно прошедший Цусиму, ве­домый опытным, казалось бы, командиром В.К. Гирсом (командовал "Богатырем" в первом плавании гар­демаринского отряда на Мурман); странным образом в ближайших отечественных водах на пути в Либаву 27 сентября 1908 г. попал на 8-футовую мель у маяка Стейнорт. Поразительно, но странность эта постигла императорского выдвиженца из гвардейского экипа­жа В.К. Гирса (1861-1918) спустя без малого месяц после схожего урока, преподанного флоту в финских шхерах другим императорским выдвиженцем — его возлюбленным флаг-капитаном адмиралом Ниловым и команди­ром яхты "Штандарт". Тогда попавшее в аварию цар­ское семейство пришлось переправлять на бывшую по­близости и не находившуюся в Дании яхту "Полярная звезда". Такой получалась цена событий, в итоге ко­торых "Адмирал Макаров" начал спешно готовиться к плаванию. Надо было догонять уже ушедший за гра­ницу 4 октября Балтийский отряд.

 

Список офицеров броненосного крейсера "Адмирал Макаров" на 4 ноября 1908 г.

17 марта 1909 прибыл в составе отряда в Либаву (пройдено 10896 миль) (строевые рапорты командира от 4 ноября 1908 г. и 23 марта 1909 г. РГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 3769, л. 175)

Должность

Чин

Имя, отчество, фамилия

Даты жизни

Командир

Капит. 1 ранга

Владимир Федорович ПОНОМАРЕВ*

1980-1927, Югослав.

Старший офицер

Ст. лейтенант

Иван Николаевич ДМИТРИЕВ

1877-1948

Помощник ст. офицера

Лейтенант

Сергей Дмитриевич КОПТЕВ

1880-1919

Ст. артилл. офицер

,,

Павел Викторович ВИЛЬКЕН

1879-1939, Гельсин.

Ст. штурм, офицер

,,

Аполлон Павлович БУРАЧЕК

1882-1940

Ст. минный офицер

,,

Федор Федорович ГЕРКЕН

1883-1928

Мл. минный офицер

,,

Герольд Карлович ГРАФ

1885-1966, США

Мл. артилл. офицер

,,

Александр Карлович ВЕКМАН

1884-1955

Ротный командир

,,

Анатолий Григорьевич ШУЛЬГИН

1884-1919

И. д. ревизора

Мичман

Владимир Васильевич ТРЕТЬЯКОВ

1885-после 1935

Мл. штурм, офицер

,,

Дмитрий Павлович БЕЛОБРОВ

1885-?

Ротный командир

,,

Ювеналий СВОБОДИН*

?

То же

,,

Сергей Иванович МЕДВЕДЕВ

1886-1919 в бою

,,

..

Вл. Григорьевич МАКОСЕИ-ШИБИНСКИИ

1887-1933

Вахтенный начальник

,,

Анатолий (Отто) Николаевич фон ЭССЕН

1888-1917

То же

,,

Барон Александр Эдуардович фон РОПП*

1887-1929

Ст. судовой механик

шт.кап.

Михаил Николаевич ГРАНОВСКИЙ

1878-1920, Финлян.

Трюмный механик

поручик

Михаил Павлович ПОРЫВКИН

1882-после 1939

Артилл. механик

подпор.

Павел Александрович ШЕВКУНЕНКО

1886-1938

Минный, механик

То же

Николай Петрович ПОПОВ

1 884-?

Старший судовой врач

Коллеж, совет.

Юлий КАРУКАС

 

Мл. судовой врач

Надв. советник

Владимир ЛУБО

 

Шкипер

Титул, советн.

Федор СУШИНИН*

 

Минно-артилл. содерж.

Тоже

Николай ТРОСНИЦКИИ

 

Комиссар

,,

Михаил ЕКИМОВ

 

Судовой священник

Иеромонах Архиерейского дома г. Орла о. Иона

 

Гарантийный механик

-

Леон БУРНИКАРД (с ним шесть вольнонаемных)

 

Младший врач

То же

Георгий Павлович СИЛЬВЕРСВАН

 

Новые назначения взамен выбывших (*):

ВРИО командира

Капит. 2 ранга

Казимир ПОРЕМБСКИИ

 

 

Спешка и ее результаты до боли душевной на­поминали сборы в поход 2-й и 3-й эскадр в 1904 и 1905 годах. 14 октября командир телеграфировал о только что полученных прицелах 75-мм орудий, о завершении установок минных аппаратов. Спешное оборудование помещений гардемаринов рассчитывали кончить в два дня. Кончили окраску подводной части в кронштад­тском доке. А в команде все еще не хватало 150 чело­век. Только в последних числах октября для 6-дм ору­дий получили оптические прицелы системы Виккерса. Мастеровые Обуховского завода (их пришлось взять с собой до Либавы) с грехом пополам успели прицелы установить, но изучать и налаживать их в действии предстояло уже в походе, мастеровых успели списать чуть ли не в последние минуты перед уходом из Либавы. И будь время военное, рабочих могли бы попросту счесть мобилизованными и оставить на корабле, как делали на эскадре З.П. Рожественского.

25 октября, определив девиацию и не окончив приемок всех запасов, покинули Кронштадт и ушли в Либаву. 27 октября, вместо обещанных ГМШ 149 чело­век из команды "Олега", получили только 30. Бюрок­ратия, как прежде, предоставляла кораблям самим ре­шать свои проблемы. Днем 30 октября по получении телеграммы Морского министра проложили курс на Портсмут. Стоянка в Портсмуте была занята угольными погрузками (приняли 800 т), пополнением запасов и двумя погребальными церемониями в честь английского адмирала, а затем, с участием всех английских кораб­лей, — генерал-адмирала Алексея Александровича. Флот прощался-таки с цусимской эпохой.

Новая эра наступила и в отношениях с англича­нами. Командир в своем рапорте отмечал исключитель­ное внимание и предупредительность флотских и бе­реговых властей. Знаменательна была и встреча "Адмирала Макарова" с флагманским кораблем адми­рала Нельсона "Виктори", на котором теперь спустя 100 лет держал свой флаг начальник базы. Командир был на "Виктори" с визитом, по его сигналу "Адми­рал Макаров" приветствовал королевскую яхту "Вик­тория и Альберт", на которой возвращался на роди­ну шведский король.

18 ноября миновали Алжир, на следующий день с расстояния 100 миль связа­лись с начальником Балтий­ского отряда, занимавшего­ся учениями в Бизертском озере. Получили приказание следовать прямо в озеро, где корабль и отдал якорь днем 19 ноября. В рапорте началь­ника отряда контр-адмирала В.И. Литвинова (1857-1919) из порта Аугуста от 1 декаб­ря 1908 г. говорилось: "Не­смотря на форсированный 16-дневный переход из Рос­сии, внешний вид крейсера оказался вполне хорошим. Произведя на другой день смотр крейсеру, нашел личный состав бодрым и с ви­димым желанием потрудиться над приведением корабля в тот боевой порядок, который за недостатком команды летом осуществить было нельзя". Проще говоря, заня­тый церемониями корабль не имел ни сил, ни возмож­ности заниматься собственно боевой подготовкой. Как говорилось в том же рапорте, "первую ходовую стрель­бу" "Макаров" смог провести только на подходе к пор­ту Аугуста 1 декабря 1908 г.

К концу стоянки в Бизерте на крейсер перевели 60 матросов и передали гардемаринов, ранее плавав­ших на крейсере "Олег".

Стоянка в порту Аугуста и выходы в море позво­лили "Макарову" сравняться с остальными корабля­ми по программе первого периода стрельб (вспомога­тельные из учебных стволов).

Ход учения нарушило произошедшее землетрясе­ние в Мессине. Корабли поспешили на помощь. Напря­женные спасательные работы для "Адмирала Макаро­ва", как и для всех кораблей, составили гордость флота и принесли признательность Италии и всего мира. И вместе с другими гардемарины крейсера, бывшие в пер­вых рядах спасателей, до конца своих дней гордились своей принадлежностью к "мессинскому выпуску" и хранили полученную памятную медаль от города Мес­сина за самоотверженное спасение его жителей.