16. Бухта Тагалахт

 

Год 1911-й обещал быть переломным в жизни флота и всей России. Общественный и промышленный кризис в стране, вызванный послецусимской смутой, был преодолен. Чтобы добиться от Государственной Думы ассигнований на все еще задерживавшуюся но­вую судостроительную программу, и в первую очередь, на достройку заложенных еще в 1909 г. четырех дред­ноутов, император решил наконец избавиться от ос­кандалившегося в Думе министра Воеводского. Вме­сто его 18 марта 1911 г. был назначен более податливый, его прежний (по должности) товарищ И.К. Григорович. Это обещало налаживание конструк­тивного содружества с Думой и завершение дострой­ки все еще не вступивших в строй кораблей.

22 марта 1911 г. "Паллада" в Либаве вышла из дока, готовясь с началом навигации войти в сфор­мированное новое соединение флота, начавшего с этого года боевую подготовку. В отличие от времен­ной, собиравшейся на одну кампанию, довоенной Практической эскадры и разрозненных учебных от­рядов и отрядов, составлявшихся из послецусимских осколков Балтийского флота, впервые формирова­лась постоянная эскадра Балтийского моря. Ее со­ставили также впервые организованные (приказом по Морскому ведомству от 25 февраля 1911 г. № 57) бригада линейных кораблей (два новых и два старых додредноута с присоединением крейсера "Рюрик"), бригада крейсеров и 1-я минная дивизия. В бригаду крейсеров под командованием контр-адмирала К.В. Стеценко (1862-?) вошли три наших крейсера и "Громобой".

В полном составе бригада собралась в Кронш­тадте 1 мая 1911 г., когда из Либавы прибыла "Пал-лада" и когда контр-адмирал Стеценко, назначенный приказом командующего морскими силами Балтийс­кого моря Н.О. Эссена от 26 апреля № 128, вступил в действительное командование своим соединением. Вы­полнив порученную "Палладе" подготовку в Либаве машинных команд, она была представлена на смотр адмиралу, и как он доносил, была "в должной исправ­ности и чистоте". Правда, ученики-кочегары показа­лись адмиралу "изнуренными напряженной подготов­кой и даже, видимо, физически недостаточно развитыми для выполнения предстоящих им тяжелых обязанностей".

Но крейсер все еще нуждался в завершении ра­бот, из которых самой трудоемкой — не менее, чем на один месяц, была доработка системы погрузки угля, отчего скорость этой работы — 46-50 т/час., была зна­чительно меньшей, чем достигнутая на других кораб­лях. Тем не менее уже 13 мая "Паллада" ушла в Ревель для учебы по программе плавания бригады. С рабо­тами теперь, как это всегда делалось, приходилось справляться в перерывах между учениями, смотрами и стрельбами.

Вместе с "Громобоем", "Паллада", как находив­шаяся внешне в полной исправности, была назначена для встречи и приема пришедшей 29 мая в Кронштадт американской эскадры. В обширную программу тор­жеств входил и обмен визитами кают-компаний "Паллады" и "Громобоя" с кают-компаниями американс­ких кораблей. В Петергофе офицеры были приглашены на высочайший завтрак, куда их доставила яхта "Стрела". Проводив американцев, продолжали последовательно выполнять задачи планово­го курса артиллерийских стрельб. 8 июня "Паллада" провела стрельбу и по возвра­щении подняла флаг началь­ника бригады, так как флаг­манский "Громобой" был отправлен в Кронштадт в рас­поряжение морского министра — видимо, в качестве яхты для » путешествия в Ревель. Здесь министр поднял свой брейд-вымпел на "Палладе" и отпра­вился в Гельсингфорс. 10 июня "Паллада" провела стрельбу № 9,22-го-№ 10,24-го-№ 6,30-го — №11. Корабль форсировал свою боеготовность. В составе бригады (без "Громобоя") 27 июня совершили практическое плавание из Ре­веля в Балтийский порт, где застали крейсер "Богатырь" и канонерскую лодку "Грозящий".

По выходе из порта 28 июля провели согласова­ние углов поворота руля, оказавшиеся для трех одно­типных крейсеров одинаковыми, что позволяло описывать одинаковые круги циркуляции. По "Инст­рукции действующего флота Балтийского моря" про­верили удобства выполнения всех сигналов. "Палладе" поручили догнать английский пароход, который упорно не хотел показывать свой флаг. Нагнав паро­ход, "Паллада" заставила его остановиться только пос­ле девяти холостых выстрелов и одного боевого под форштевень. Оказалось, что командир спал в своей ка­юте, где находились и все сигнальные книги. Капитан (пароход был английский) принес свои извинения и при расставании поднял сигнал "Благодарю вас"!

"Адмирал Макаров" ушел в Гельсингфорс полу­чить заказанный для него моторный катер и в пути провести испытания машин. Сведения от командира о том, что при 14 котлах удалось развить скорость 20 узлов, а при 18 котлах до 21 узла, дали основания начальнику бригады признать их блестящими и поощ­рить смену машинной команды. На "Палладе" в пути дважды отказывало рулевое управление. 2 июня ко­рабль совместно с "Макаровым" при совместном пла­вании удерживал место в строю, пользуясь прибором лейтенанта Н.А. Ивкова (1858-1917).

3 июля "Баян" с начальником бригады перешел в Кронштадт, чтобы вернуть работавших на корабле мастеровых и затем окончательно присоединиться к флоту. Подводя итоги работ, контр-адмирал Стеценко в донесении Н.О. Эссену подчеркивал, что "ускорить готовность удалось лишь благодаря энергии по методу капитана 1 ранга Бутакова 2-го, вселившего рвенье к делу не только в офицеров и команду, но и мастеровых, работавших на крейсере".

4 июля "Паллада" и "Макаров" провели свои очередные стрельбы — соответственно № 8 и 9.16 июля, приняв на борт командующего Морскими силами вице-адмирала Н.О. Эссена, Паллада" вышла в море для со­вместной с "Макаровым" стрельбы № 12. Щит оказался не готов, стрельбы перенесли. "Баян" в эти дни завер­шал свои испытания, выходя в море и на рейд Биорке.

17 июля оба крейсера совместно с бригадой линей­ных кораблей под общим командованием Н.О. Эссена вышли в море для эволюции и маневрирования. Ночью отражали минную атаку, проведенную 1 -и минной ди­визией. 18-го пришли в Ганге, днем с флотом вернулись в Ревель. После прихода из Биорке "Баяна" (там он провел стрельбы № 1 и 2, а в Ревеле—№ 3) два крейсера 19 июля прибыли в Кронштадт. Здесь с кораблями, как и во вре­мя плавания, знакомились члены общества ревнителей военных знаний. 23 июля вместе с пришедшей для про­водов яхтой "Нева" с морским министром подняли сиг­нал, пожелали счастливого плавания уходившей в Чер­ное море яхте (бывший крейсер "Алмаз").

Шаг за шагом флот в 1911 г. подходил к грани, условно отделявшей его от цусимской эпохи. К таким шагам относились завершившиеся в июле-августе 1911 г. испытания механизмов и котлов крейсера "Баян", а затем и состоявшаяся официальная приемка его в казну.

По строевым рапортам командира полная ско­рость на испытанных 17 мая 1911 г. составляла 22,8 уз., но это была, видимо, не средняя. Она, по сведе­ниям "Судового списка" 1914 г., составила 21,8 уз., дальность плавания с нормальным запасом угля (644 т) составляла полным ходом — 750 миль, эконо­мическим (14 узлов при 12 котлах) — 2100 миль. Уси­ленный запас — 1000 т — был на 170 т больше, чем на "Палладе", и на 50 т больше, чем на "Макарове". Одинаковым с остальными двумя кораблями был тип радиостанции системы "Телефункен" образца 1909 года мощностью 1 киловатт. Одинаковая с "Палла-дой" комплектация по штату составляла 20 офицеров, 17 кондукторов и 540 нижних чинов. На "Адмирале Макарове" матросов было на 30 человек больше. Дальность стрельбы 8-дм орудий равнялась 77 каб,, 6-дм — 64 каб., 75-мм — 42 каб. Скорость стрельбы соответственно 3, 6, и 10 выстрелов в минуту, комп­лект снарядов на орудие 110, 158 и 275 выстрелов.

21 и 23 июля "Баян" провел стрельбу, 24 и 25-го с бригадой линкоров перешел из Ревеля в Кронштадт. Здесь на Большом рейде с участием всей бригады крейсеров и 1 -и и 2-й мин­ных дивизий 26 июля состоялся высочай­ший смотр расцве­тившегося флагами флота. Сначала дис­позицию флота на своей яхте "Нева" обошел прибывший из Петербурга морс­кой министр, затем то же проделала при­шедшая с моря яхта "Штандарт" под штандартом импера­тора. Совершалась привычная церемо­ния смотра. Импера­тор 27 июля с 9 ч утра до 10ч 05 мин посе­тил линейный ко­рабль "Андрей Первозванный" (флаг Н.О. Эссена), затем перебрался не крейсер "Громобой", где лейтенант А.П. Длусский (1883-1956, Лондон), создатель извес­тного, применявшегося и в красном флоте прибора для управления артиллерийским огнем, демонстрировал императору свою систему в действии. В полдень на яхте "Штандарт" состоялся обед. В 15 ч 40 мин штандарт императора на яхте был спущен, а он на яхте "Алек­сандрия" под своим брейд-вымпелом в 15 ч 45 мин отбыл в Петергоф. Корабли вернулись к повседневным работам и занятиям. "Паллада" вошла в гавань для ис­правления рефрежераторных камер.

28 июля "Макаров" ушел в Петербург, где под флагом Н.О. Эссена 29-го возглавил торжество освя­щения Храма-памятника морякам, погибшим в Цусим­ском бою. В Кронштадте в пути 29-го флаг начальника бригады крейсеров подняли на "Палладе". 2-го авгу­ста этот флаг был возвращен на "Громобой". "Баян" в эти дни для продолжения стрельб перешел в Ревель. 3 августа "Адмирал Макаров" и "Паллада" удо­стоились посещения негласного шефа флота Ее вели­чества королевы эллинов Ольги Константиновны (1851-1926, Афины).

8 августа начальник бригады с крейсерами "Гро­мобой" и "Баян" выходил в море на стрельбу №10 (совместное маневрирование по прибору Ивкова). 10-го в море на стрельбу № 10 выводили "Громобой" и "Баян". Тогда же "Паллада", проведя в Кронштадте заводские работы, вслед за "Макаровым" ушла в Ре­вель. В пути провели артиллерийское учение.

12 августа "Громобой" и "Баян" выходили на стрельбу № 12. Обычным среди учений и занятий стали тренировки у зарядных станков, стрельбы по щиту. 13 августа "Адмирал Макаров" и "Паллада" с начальни­ком бригады выходили из Ревеля на стрельбу № 13. 14-го к бригаде присоединился пришедшей из Кронштад­та прикомандированный к ней приказом Н.О. Эссена крейсер "Россия". 15-го "Паллада" в присутствии началь­ника бригады отмечала корабельный праздник. 16-го "Громобой" и "Баян" выходили на стрельбу № 13. 19-го "Паллада", подняв флаг начальника бригады, вместе с "Макаровым" в присутствии прибывших на корабли офицеров Военной академии провела в море стрельбу № 14. Вечером в полном составе (за "Громобоем" следова­ли "Россия", "Паллада", "Баян", "Макаров") вышли в 20 ч 30 мин в море, направляясь в бухту Тагалахт.

Идя 12-уз. скоростью, провели в пути эволюции, высылали крейсера поочередно в дозор. В бухту вошли 20 августа в 9 ч 24 мин утра. Протянувшаяся на 7,5 миль вдоль полуострова Папенгольм, бухта Тагалахт свободно вместила бригаду, которая по сигналу "все вдруг" отдала якоря, идя в строе двух кильватерных колонн.

С нескрываемым любопытством обозревали с крейсеров невысокие лесистые берега почти совсем незнакомой флоту бухты. Штурманские офицеры объясняли, что бухта шириной в средней части до 3 миль и более, вглубь к югу до 1,5 миль имеет глу­бины при входе 17 сажень (31,1 м), в середине Юсаж. (18,3 м) и в конце в полумиле от берега 16 фут (4,9 м). В средней части, свободная от банок и кам­ней, бухта позволяла укрыться от всех ветров, кро­ме северного, но и при нем можно было отстаиваться под западным берегом, против песчаного обрыва, где был хороший грунт.

Но флот этой бухтой, затаившейся между двух островов и удаленной от наших главных баз Ревеля и Гельсингфорса, почти не пользовался. Слишком в сто­роне оказывалась она от дальних дорог финского за­лива. Знакома с ней была лишь минная дивизия, кото­рая в пору командования ею Н.О. Эссена планомерно обследовала все принадлежащие России воды. Он, ко­нечно, и послал бригаду крейсеров в ее разведочное плавание.

Стоянка была недолгой, после приборок и обыч­ных судовых работ бригада уже в три часа дня в строе одной кильватерной колонны вышла в море. Три на­ших крейсера организовали дозор, шедший впереди в трех милях. Утром 21-го во время эволюции "Баян" из-за обнаруживавшейся неисправности рулевого привода пришлось поставить концевым. 22-го "Баян" с "Гро­мобоем" провел состязательную стрельбу № 14.

На долю "Баяна" выпал и первый большой ус­пех: вручение кораблю "Переходящего Императорского приза за лучшую стрельбу из пушек", завоеванного в начале августа за первенство в состязательной стрельбе.

23 августа "Баян" был командирован в Петер­бург для участия в торжествах спуска на воду дредноута "Петропавловск". Ночью 25-го бригада провела отра­жение атаки миноносцев, а днем "Баян" из Кронштадта ушел в Ревель и 26-го провел состязательную комендор­скую стрельбу.

25-го в Петербург под флагом Н.О. Эссена вы­шел "Адмирал Макаров". Здесь корабль посетила ко­ролева Эллинов. С возвращением "Макарова" флаг Командующего морскими силами по обыкновению перенесли на "Рюрик, причисленный к бригаде линей­ных кораблей. 30 августа, как это регулярно происхо­дило и прежде, "Громобой", "Россия", "Баян" про­вели одиночные учения у орудий. На "Макарове" и "Ба­яне" комендоры занимались тренировками у зарядного стола и учебой по специальностям.

В этом кажущемся однообразным перечислении следовавших друг за другом учений, стрельб и занятий являло в себе главное отличие возрождавшегося фло­та от его доцусимского состояния. Каждый этап этой учебы завершался выходом в море.

Таким был и поход бригады линкоров в бухту Тагалахт. 30 августа в 15 ч 15 мин крейсера снялись с якоря и образовали линию кильватера впереди линкоров, легли па курс SW 70°, и разделившись, занимались эволюциями по-бригадно. К ночи корабли закрыли все огни, и три наших крейсера с "Россией" ушли в дозор, отдалившись от флота на 5 миль по всем четырем сто­ронам. 31 августа в 1 ч 35 мин ночи открыли огни, в 6 ч крейсера присоединились к флоту, в 9 утра, обра­зовав левую колонну строя двойного кильватера, стали на якорь в бухте Тагалахт. В 10 ч утра в походе про­вели шлюпочное учение. По старинке — выдвинув "Палладу" и "Макарова" (и даже не применив кате­ра и миноносцы) на якорях у входа в бухту, образовали дозор в ожидании минной атаки. В атаке, состоявшейся в 9 ч вечера, миноносцы 1-й минной дивизии стреля­ли по кораблям торпедами с "мнущимися" зарядными отделениями. В 11 ч вечера по окончании атаки вклю­чили огни.

В отчете начальника бригады не приводятся под­робности о занятиях флота в тот день, и никто не знает, мог ли И.О. Эссен предвидеть ту роковую роль, кото­рую в судьбе флота в будущем предстояло сыграть буте Тагалахт. Флот и верховная власть уже совершили серию ошибок, вылившихся в сдаче немцам 20 лет сооружавшегося военного порта .в Либаве и Рижско­го залива. Но в самом дурном сне нельзя было увидеть, что скромная бухта Тагалахт очень скоро — через каких-то шесть лет, вдруг наполнится армадой герман­ского флота из 300 кораблей и судов, которая, придя с десантным корпусом, обратит в прах все предшество­вавшие усилия Н.О. Эссена по возрождению флота.

В 7 ч утра 1 сентября по сигналу командующего морскими силами Балтийского моря крейсера снялись с якорей и в строе кильватера ушли за линкорами.