19. Дни крушения

 

Отречение императора от престола 3 марта 1917г. было встречено на Кувайтском рейде стихийно возник­шими революционными митингами. Они, однако, благодаря усилиям командиров "Цесаревича" капита­на 1 ранга К.А. Чоглокова (1870-после 1921), "Адми­рала Макарова" капитана 1 ранга Н.Д. Тыркова (1871-1931) и офицеров кораблей, ограничились приветственными телеграммами в адрес Государствен­ной Думы и призывами ко всему флоту "добиваться полного единения для утверждения демократических свобод и защиты России". Относительно спокойно (ко­манда еще не воспринимала призывы подступавших с берега агитаторов) прошли дни февраля-марта на "Ба­яне", зимовавшем в Ревеле. Два крейсера отвели от себя бесчестье произошедших 28 февраля в Кронштадте и 3-4 марта в Гельсингфорсе кровавых мятежей на кораб­лях и в береговых частях. Но в Петрограде в первый день свободы на "Авроре" был убит командир М.И. Никольский (1877-1917), в 1915 г. временно ко­мандовавший "Баяном". В Кронштадте были убиты три адмирала: Главный командир Кронштадского порта, начальник тыла Балтийского флота Р.Н. Вирен — он же виновник особенно жесткого озлобления мя­тежников, его начальник штаба А.Г. Бутаков (1862-1917), командовавший в 1910-1913 г. крейсером "Баян", и многие другие офицеры.

В Гельсингфорсе среди жертв мятежа оказались командующий флотом А.Н. Непенин (р. 1871), коман­дир Свеаборгского порта генерал-лейтенант В.Н. Про­топопов (р. 1864), начальник 2-й бригады линкоров А.К. Небольсин (р. 1864), офицеры "Андрея Первозван­ного", "Императора Павла I", "Дианы", миноносцев и тральщиков.

В эти дни, по разным сведениям, было убито до 200 офицеров.

Так в еще более жестоком виде (из-за невыноси­мого для матросов и офицеров садистского режима любимца императора Р.Н. Вирена) сбылись ожидания участников несостоявшегося мятежа 1912 г. на "Импе­раторе Павле I". Призрак Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, кровавая явь российского бунта — "бес­смысленного и беспощадного" — вдруг во весь рост поднялся в столице и балтийских базах флота.

Никто во власти (А.И. Непепин всерьез уповал на еще возможное возвращение государя на престол после революции и войны) не оказался способен ни предвидеть, ни предотвратить нагрянувшие события. Россия расплачивалась за последствия социального невежества общества и безумные поступки императора.

Пришедшее к власти прекраснодушное прави­тельство князя Г.Е. Львова (1861-1925, в эмиграции) почему-то вообразило, что обобранный и униженный народ при одном слове "демократия" обратится в за­конопослушных граждан. Не лучше было и последу­ющее, подчиненное исключительно корыстному стрем­лению удержаться у власти правление министра председателя, а затем и военного и морского министра А.Ф. Керенского (1881-1970). По их вине в России не­уклонно нарастала анархия власти и особенно стреми­тельно совершавшееся разложение армии и флота.

И уже 5 августа назначенный Керенским управ­ляющий Морским министерством, бывший политэмиг­рант В.И. Лебедев приказом по флоту № 504 должен был констатировать факт полного разложения команды батареи о. Оланд, которая прибывшим для смот­ра управляющему и командующему флотом явила себя, как следовало из содержания приказа, скопищем бро­дяг, а не воинской частью. Революционные настроения распространялись по всем кораблям, и убедительным тому подтверждением остается сборник документов "Балтийские моряки в подготовке и проведении Вели­кой Октябрьской Социалистической революции", М.-Л., 1957. В нем "Баян" и "Адмирал Макаров" упоми­наются на 9 и 17 страницах. В них, однако, не приводятся самые существенные для достоинства флота резолюции, принятые экипажем крейсера "Адмирал Макаров". Из не обнародованных до сих пор докумен­тов следует, что еще 23 марта 1917 г. команда крейсе­ра "Адмирал Макаров" объявила о своей решительной оборонческой позиции.

Показательно, что в числе немногих кораблей па "Макарове" офицеров неоднократно избирали предсе­дателями общего собрания команды. Так, 4 июня 1917 г. лейтенант Н.Г. Мазуров (1893-?) председательствовал на собрании, принявшем резолюцию, призывающую флот к единению. Не допускавшим присвоение Центробалтом в свое распоряжение команд добровольцев, командированных в части армии, было постановление общего собрания от 21 июня 1917г. под председатель­ством лейтенанта С.Л. Брусилова. (1887-?). В нем го­ворилось, в частности: обращаясь к действовавшим на фронте в Ударных группах товарищам, команда крейсера призывала их выполнить свой долг перед ро­диной. "Мы же поддержим вас с моря и работу за вас на корабле выполним сами. "Макаров" всегда будет там, где надо "ценой жизни защитит отечество", -говорилось в постановлении. (РГА ВМФ, ф. 481, оп 1, д. 66, л. 42).

Изначально элитарный подбор офицеров, из которых во время войны на корабле по крайней мере трое были сыновьями самых выдающихся к началу века адмиралов, а один — сыном отличившегося на фрон­те генерала Георгия Николаевича Мазурова (1867-1918), в немалой степени должен был, наверное, ска­заться в настрое и духе его команды и офицеров. Это позволило кораблю во многом сохранить и до конца не погубить свою душу.

22 июня новое собрание экипажа подтвердило свое "полное презрение к малодушным людям и тем вредным элементам, которые стремятся пошатнуть могучую силу флота и армии своими призывами к не­медленному перемирию, братанию и дезертирству. Считая, что только решительным наступлением в тесном единении с союзниками можно ускорить мо­мент окончания войны, экипаж объявлял свой корабль "кораблем смерти", готовым во всякую минуту испол­нить свой долг перед Родиной и с честью умереть за нее. Резолюцию общего собрания с поименными под­писями каждого из находившихся на корабле 519 матросов и офицеров подписали председатель собра­ния Вилькен (Оскар Викторович, 1893-1933, Копен­гаген), только что произведенный в лейтенанты, и секретарь (видимо, из матросов) Осипов. (РГА ВМФ, ф. 481, он 1, д. 66, л. 42).

Таким же было настроение и на "Баяне", где, как признавался Ф.Ф. Раскольников, его делегацию крон­штадтских большевиков, прибывших с агитацией про­тив войны и за братание с немцами, матросы без дол­гих разговоров собирались выбросить за борт (с. 109). Сдержанно отнеслись на кораблях и к настояниям Центробалта о выборном начале командного состава. "Ад­мирал Макаров" был против этого новшества. "Баян" соглашался на назначение, но с сохранением за коман­дой права отвода.

В дни спровоцированного Керенским "мятежа" генерала Л.Г. Корнилова (1870-1918), пытавшегося, как теперь понятно, использовать последний исторический шанс для предотвращения гражданской войны, команды обоих крейсеров приняли антикорниловские резолюции. Предавший Корнилова "Главковерх" своей демагоги­ей сумел обмануть даже офицеров штаба Командующего флотом. "Декларация Керенского кажется мне правди­вее", — записывал в дневнике И.И. Ренгартен 28 авгу­ста 1917г. "Имеем телеграммы Клембовского и других генералов, главнокомандующих фронтами — все под­держивают Корнилова, — записывал он в тот же день. И тем не менее в силу ли флотского снобизма в отноше­нии к "сухопутной" или по какому-то иному непости­жимому "затмению" вслед за Ренгартеном и остальные специалисты штаба князя М.Б. Черкасского (1882-1919, петлюровцы), Ф.Ю. Довконт (1884-1988, Буэнос-Айрес), начальник службы связи П.А. Новопащенный (1921-1950) оказались неспособны принять правильное реше­ние, все были настроены против выступления Л.Г. Кор­нилова. С ними соглашался и только 7 июля назначенный командующим флотом контр-адмирал А.В. Развозов (1879-1920). Начались экстренные рассылки ди­ректив о поддержке Керенского и противодействия рас­поряжениям Л.Г. Корнилова.

И это была непростительная, таившая в себе ги­бель флота и всей России, роковая ошибка.

На "Баяне" командир С.Н. Тимирев сумел убедить матросов и вовсе отказаться от требований к офицерам о принесении вторичной присяги (против Корнилова) временному правительству. Отстоять своих офицеров от расправы сумел и командир "Адмирала Макарова". Два крейсера, по свидетельству С.Н. Тимирева, в наибольшей мере сохраняли остатки прежней дисциплины.

Не то было на других кораблях. Не считаясь с офицерами, матросы изо дня в день продолжали ми­тинговать о передачи власти Советам. Подобную ре­золюцию о готовности по первому требованию Сове­та выслать такое количество вооруженной силы, "которое укажет нам Центробалт", 29 августа вместе с "Андреем Первозванным", крейсерами "Рюрик", "Олег", "Богатырь", "Диана" подписали и члены су­дового комитета "Адмирала Макарова".

К убийствам, арестам и изгнанию офицеров до­бавилось назначение комиссаров при штабах и коман­дирах для контроля над оперативной частью и секрет­ной перепиской.

Но никто еще и предположить не мог, до какой степени жестокие испытания еще предстояли флоту и всей России.