Послеловие

 

В первые дни после окончания гражданской вой­ны решалась судьба и двух наших крейсеров. В дотла разоренной стране правительство решило заработать валюту сбытом па слом старых кораблей. К 1925 году был составлен список из 499 названий (к нему, как говорят некоторые документы, прибавили еще 159 кораблей).

Первым в очереди оказался "Адмирал Макаров". Его 15 августа 1922 г. продали в Германию. За ним в Германию на разделку в те же годы повели "Россию" и "Громобой". "Баян", "Богатырь" и "Диану" разобрали в 1922 г. своими силами. "Рюрик" (были планы сделать его учебным кораблем) разобрали в 1923 г. Из имевшихся в строю старых крейсеров сохранили только "Аврору".

Приговор нашим крейсерам вместе с 535 кораб­лями 17 ноября 1923 г. подписал начальник Морского штаба республики А.В. Домбровский (1882-1952).

Не в добрый час начатые строиться, второпях и при темных обстоятельствах, но все же в пору ожида­ний по возрождению флота после Порт-Артурского и цусимского позора, наши два крейсера завершали свой путь во мгле опустившейся над Россией разрухи.

И эта разруха, как ни горько в том признаться, была справедливой карой и расплатой нации за без­дарную самодержавную власть.

Долго еще будет Россия преодолевать разлив­шийся по ней дух низкого стяжательства, дух рабско­го обожания своей подлой и прогнившей бюрократии и своих царей, которые в истории страны останутся и нравственно и интеллектуально — самыми жалкими ничтожествами.

Ленинград-Санкт-Петербург, 1980-2006. P.M. Мельников.