«Баян»

(Из спецификации "Двухвинтовой стальной крейсер с машинами в 16500 сил "Баян", представленной МТК Адмиралтейскому заводу)

 

1. Главнейшие размеры: длина по грузовой ватерли­нии 442 фт. 11 дм., длина между перпендикулярами 424 фт 10 и 3/8 дм., длина наибольшая с тараном 450 фт 0 дм.

Ширина мидель-шпангоута при грузовой ватерли­нии 57 фт 6 дм.

Углубление от основной линии (без толщины гори­зонтального киля) 21 фт 3 и 3/8 дм

Погруженная площадь мидель-шпангоута (включая боковые кили) 1030 кв. фт.

Площадь грузовой ватерлинии 17710 кв. фт.

Водоизмещение с обшивкою (включая добавленные части) 7880 тонн.

Водоизмещение на каждый дюйм углубления, считая при грузовой ватерлинии 42,3 тонн.

Сила машин (считая 1 силу 75 килогр.м.) — 16500 сил. Соответствующая скорость хода 21 узел.

Отношения: объем подводной части к объему опи­санного параллелепипеда 0,500, объем подводной части к объему цилиндра с основанием, равным площади мидель-шпангоута 0,595, погруженной площади миделя к описан­ному прямоугольнику 0,840, площади грузовой ватерлинии к описанному прямоугольнику 0,693.

Стальной корпус. Форштевень выделан из одной штуки литой стали. Он имеет прилив для соединения с палубной броней и поднимается до броневой палубы. От броневой палубы до батарейной он состоит из второй штуки литой стали, соединенной с первой замком. Выше броневой палубы до полубака форштевень состоит из над­лежащим образом выгнутого желобом стального листа. Ниже броневой палубы форштевень подкреплен горизон­тальными связями и усиленными шпангоутами, чтобы он мог, насколько возможно, служить тараном.

Ахтерштевень выделан из двух частей. Главная, большая часть, из литой стали, имеет отверстие для головы руля. Пятка выделана отдельно из кованой стали, пригнана к нижней части собственно ахтерштевня и соединена с ними заклепками. Листы обшивки соединены с форштев­нем и ахтерштевнем заклепками и гужонами в 22 мм.

Водонепроницаемые шпангоуты в пределах двой­ного дна соответствуют поперечным водонепроницаемым переборкам и частным переборкам на шпангоутах: 34, 41, 47, 54, 60, 64, 71, 77, 80, 87, 93, 102 и 112. Они составлены из двух наружных угольников 75x75x9 к, двух внутренних угольников 75x75x9 к*, флоры из листа 8 мм.

По диаметральной плоскости корабля имеется внут­ренний вертикальный киль, а с каждого борта по 4 продоль­ных стрингера №№ 1, 2, 3 и 4.

Число главных поперечных водонепроницаемых пе­реборок — 15. Переборки представлены на шпангоутах №№4, 10, 15, 28, 34, 47, 60, 64, 77, 80, 93, 112, 119, 127 и 145. Переборки, находящиеся на протяжении двойного дна, идут от верхнего дна (им соответствуют водонепро­ницаемые шпангоуты), остальные от наружной обшивки и поднимаются до броневой палубы.

Средняя продольная переборка простирается лишь на длине машинных отделений; она поднимается от вер­хнего дна до броневой палубы и состоит из листов круп­но-волокнистой стали толщиной 7 мм, идущих от верхнего дна и упирающихся в настилку броневой палубы, нарезан­ных на бимсы.

Бортовые продольные переборки простираются без перерыва от задней машинной переборки до передней пе­реборки котельных отделений. Они состоят из листов 7 мм, с отогнутым краем, снабженным угольником.

Наружная обшивка от плоского киля до нижней кром­ки поясной брони состоит из поясов мягкой стали, соеди­ненных в двойной накрой по продольным швам и впритык по стыкам.

От нижней кромки толстой брони до верхней палубы повсюду, где борт покрыт толстой броней, обшивка состоит из одного слоя листов толщиной 18 мм, соединенных впри­тык в обоих направлениях. Швы будут снабжены необхо­димыми стыковыми планками.

Там, где нет брони, обшивка будет иметь толщину 10 мм. Листы будут соединены впритык в обоих направ­лениях, со стыковыми планками надлежащим образом рас­считанными.

Стыки будут в 3 ряда заклепок в середине корабля и в 2 ряда в оконечностях.

Броневой шельф сделан из 2-х угольников разме­ром 140x140x29,4 к. Он приклепан к подводной обшивке корпуса и к обшивке позади брони.

На наружной обшивке, немного выше оконечности стрингера № 3, с каждой стороны, будет сделан боковой киль, состоящий из листов толщиной 10 мм.

Бимсы броневой палубы покрыты настилкой, состо­ящей из двух слоев листов толщиной каждый 10 мм на всем протяжении толстой поясной брони. Позади этого пояса па­луба опущена ниже ватерлинии, и настилка ее составле­на из двух слоев листов толщиной каждый 7,5 мм.

152-мм орудия установлены в трех казематах: цен­тральном, носовом и кормовом. Эти казематы защищены каждый наружным бронированным бортом и двумя брони­рованными траверзами. Наружный борт и траверзы пост­роены из листов толщиной 18 мм, к которым крепятся броневые плиты.

Под толстую бортовую броню будет положена ли­ственничная подкладка, имеющая на всем протяжении брони толщину не менее 100 мм. Брусья подкладки кре­пятся в корпусе железными оцинкованными болтами 3/4 дм, расположенными в шахматном порядке в 2 ряда в рассто­яниях от центра до центра в той же линии около 900 мм.

Верхняя палуба будет иметь сосновую настилку толщиной 45 мм. Мостики и полубак будут иметь сосновую настилку 38 мм.

Батарейная палуба будет покрыта линолеумом, наклеенным непосредственно на стальную настилку, тол­щиной — 5 мм, в жилых помещениях, в кают-компаниях и проходах. В каютах толщина линолеума будет до 4 мм. Броневая палуба будет также покрыта линолеумом толщи­ной 5 мм, в жилых помещениях и в коридорах.

Внутренняя обшивка в погребах боевых запасов будет сделана из лапидита толщиной от 25 до 40 мм с воздушной прослойкой и без таковой. Также будут изоли­рованы в случае потребности подволоки и полы.

Все металлические и деревянные части корпуса покрыты тремя слоями краски, не считая грунтовки. На нижнем дне заливка цементом будет применена лишь в пре­делах необходимости, чтобы вода не застаивалась в изве­стных местах, после осушения трюмов помпами. Общий вес цемента, употребляемого на заливку, не превысит 15 тонн. Верхнее дно не будет залито цементом. Оно будет тщатель­но окрашено в 3 слоя хорошо пристающей краской.

 

Бронирование

 

Крейсер защищен по бортам поясом брони, идущим от носа до 127 шпангоута. В средней части судна полная высота этого пояса 1,8 метра; верхний край броневого по­яса на всей его длине будет на 0,6 метра выше грузовой ватерлинии, а нижний край на 1,2 метра ниже ватерлинии. По высоте этот пояс состоит из одного ряда плит.

Броневые плиты имеют трапецоидальное сечение; приблизительные размеры плит показаны в таблице. Всего плит 52. Плиты от № 7 до № 24, включительно, будут из це­ментированной крупповскои стали, все же остальные плиты будут прикреплены к обшивке под броней посредством болтов образца, установленного во флоте, с чашками и резиновыми шайбами. Число болтов для каждой плиты бу­дет определено по правилам, принятым в русском флоте.

На 127-м кормовом шпангоуте будет установлен броневой траверз, одинаковый по высоте с задними бро­невыми плитами толстой поясной брони и составленный из 3-х плит, цементированной крупповской стали, имеющих следующую толщину: верхняя кромка 175 мм, нижняя кромка 90 мм. Плиты будут укреплены в рубашке из одного слоя листов толщиной в 18 мм. Эти плиты будут прикреп­лены к рубашке винтами с резьбой в броне согласно тому, как это принято в нашем флоте.

 

Число

Плит

Нумерация плит

Приблизит, длина

Толщина

Верхняя кромка

Нижняя кромка

2

№ 1 считая от носа

3,70 м

100мм

70 мм

2

№ 2 считая от носа

4,58 м

100мм

70 мм

2

№ 3 считая от носа

4,58 м

100мм

70 мм

2

№ 4 считая от носа

4,58 м

100мм

70 мм

2

№ 5 считая от носа

4,58 м

100мм

70 мм

2

№ 6 считая от носа

4,58 м

120 мм

80 мм

2

№ 7 считая от носа

4,57 м

135 мм

80 мм

2

№ 8 считая от носа

4,56 м

175 мм

90 мм

2

№ 9 считая от носа

4,54 м

175 мм

90 мм

2

№ 10 считая от носа

4,53 м

175 мм

90 мм

2

№ 11 считая от носа

4,52 м

175 мм

90 мм

2

№ 12 считая от носа

4,51 м

175 мм

90 мм

2

С № 13 до 21 от носа

4,50 м

175 мм

90 мм

2

№ 22 считая от носа

3,61 м

175 мм

90 мм

2

№ 23 считая от носа

3,61 м

175 мм

90 мм

2

№ 24 считая от носа

4,52 м

135 мм

80 мм

2

№ 25 считая от носа

4,54 м

120 мм

80 мм

2

№ 26 считая от носа

4,75 м

100 мм

70 мм

 

Выше толстой поясной брони, о которой было ска­зано, имеется второй броневой пояс, прилегающий к верхней кромке толстого пояса и простирающийся от форш­тевня до 115 шп. Этот пояс поднимается до палубной линии батарейной палубы, а на протяжении центрального казе­мата — до палубной линии верхней палубы. Он заканчи­вается траверзом, поставленным на 115 шп. и идущим от броневой до батарейной палубы. Вся эта броня состоит из плит нецементированной стали, обработанной по спосо­бу Круппа, толщиной в 60 мм, положенных на рубашку из одного слоя листов толщиной 18 мм.

Броня будет прикреплена к рубашке винтами с на­резкой как в броне, так и в рубашке, согласно правилам флота. Винты не будут проходить плиту насквозь.

На всем протяжении толстой поясной брони, на уровне ее верхней кромки, настлана броневая палуба. Плиты этой брони из хромоникелевой стали толщиной в 30 мм положены на двухслойную настилку, о которой говорилось выше. Броня эта укреплена в палубной настилке винтами, с нарезкой как в броне, так и в настилке, проходящими сквозь всю толщину брони. На каждой плите допущено не более 6 заклепок (сквозных) для обеспечения более плот­ного прилегания брони к настилке. Винты сделаны согласно чертежа, утвержденного МТК.

Позади толстой бортовой брони, т.е. позади кормо­вого траверза, ограничивающего этот броневой пояс, бро­невая палуба будет снижена и покрыта броневыми плитами толщиной, как и в остальной части палубы, в 30 мм.

Траверзы среднего, носового и кормового казематов будут иметь броню в 60 мм толщиной, укрепленную в ру­башке, уже описанной выше. Эта броня будет нецементи­рованной стали, обработанной по способу Круппа, и бу­дет крепиться винтами, как это уже сказано для тонкой бортовой брони.

Неподвижная часть барбета башен, спускающаяся до броневой палубы, будет защищена цементированными плитами крупповской стали, толщиной в 147 мм, за исклю­чением части неподвижной брони носовой башни, между броневой и батарейной палубами, находящейся под защи­той тонкой бортовой брони, где толщина плит уменьшена до 78 мм. Эти последние плиты будут нецементированной стали, обработанной по способу Круппа. Вращающиеся части башен будут бронированы плитами цементирован­ной крупповской стали толщиной 132 мм. Крыши вращающихся частей будут бронированы плитами хромоникелевой стали толщиной в 44 мм.

Неподвижная броня и броневые крыши башен не будут иметь рубашек, их плиты будут соединены между собой в замок и связаны достаточным числом гужонов согласно чертежа, утвержденного МТК. Вертикальная броня подвижной части башен будет положена на рубашку из одного слоя листов толщиной в 18 мм, к которой она бу­дет прикреплена посредством винтов по правилам, при­нятым в нашем флоте.

Боевая рубка состоит из 4-х вертикальных броне­вых плит цементированной крупповской стали толщиной в 136 мм, поставленных без рубашки. В задней части рубки расположен вход в нее. Плиты укреплены основаниями на продолжении цилиндра из стальных листов толщиной 30 мм. Задняя плита цилиндра будет из маломагнитной стали, дабы не было замкнутого контура. Также и кормовая плита вертикальной брони рубки, в которой имеется дверь. Плиты имеют высоту 1980 мм. Позади рубки для защиты постав­лен щит в 35 мм. Просвет для визиров рубки — 3 дм. К настилке мостика броня рубки присоединяется угольником 120x120x12 мм. На остальном крепление согласно чертежа, утвержденного МТК. Над боевой рубкой, в задней ее ча­сти, расположена дальномерная рубка из маломагнитной брони в 60 мм. Сверху рубка покрыта горизонтальной кры­шей немагнитной стали, испытанной стрельбой, толщиной 75 мм, расположенной на 1,9 метра выше мостика. Кры­ша опирается в фальцы плит.

Съемный пол боевой рубки на высоте мостика со­стоит из листов немагнитной стали толщиной 6 мм. Под этим полом расположены крепления из стали высотой 250 мм, к которым укреплена снизу защита от осколков из броневой немагнитной стали толщиной 50 мм.

Труба для защиты передачи приказаний и управле­ния рулем будет из цельной кованой стали толщиной в 80 мм; труба эта цилиндрической формы, внутренний ее диаметр 1,086 метра и состоит из 2-х частей в высоту.

Шахта для схода в рулевое отделение будет брони­рована плитами крупповской нецементированной стали в 50 и 60 мм от карапаса до батарейной палубы. Шахта схода в помещение кормовых вспомогательных механизмов (121-122 шп.) будет бронирована плитами в 50 мм, такой же стали от броневой до батарейной палубы.

 

Внутреннее устройство

 

Внутренние помещения будут устроены и меблиро­ваны, как показано на чертежах и в нижеследующей спе­цификации:

Трюм. В трюме находятся, считая с носа: 1) 0-4 шп. свободное водонепроницаемое отделение, поднимающе­еся до броневой палубы, 2) 4-10 шп. 1 погреб 75-мм са­лютных патронов, 3) 10-15 шп. 1 погреб для мокрой про­визии, поднимающийся до броневой палубы, и ящик для запасного цепного каната, 4) 15-19 шп. 2 ящика для ста­новых цепных канатов, 5) 19-28 шп. Отделение, где нахо­дится основание носовой башни 203-мм орудия, продол­женное коридором вдоль диаметральной плоскости; с каждой стороны этого коридора находятся: по левому борту 1 погреб учебных 37-мм патронов, 1 погреб учебных 37-мм патронов, по правому борту 1 погреб пулеметных патронов, 1 погреб для поршней пневматической подачи. Снаружи этих помещений свободные водонепроницаемые отсеки двойного дна, 6) 28-30 шп. 1 выгородка турбины, 7) 30-34 шп. 1 погреб для патронов 75-мм орудий (снаружи — свободные водонепроницаемые отсеки двойного дна), 8) Носовое котельное отделение 34-47 шп. и его угольные ямы, поднимающиеся до броневой палубы, 9) Среднее носовое котельное отделение 47-60 шп. и его угольные ямы, поднимающиеся до броневой палубы, 10) 60-64 шп. 2 погреба для патронов 152-мм и 1 погреб для патронов 75-мм орудий, минный погреб, соединительный тоннель между котельными отделениями, 11) среднее кормовое ко­тельное отделение 64-77 шп. и его угольные ямы, подни­мающиеся до броневой палубы, 12) 77-80 шп. 2 погреба для патронов 152-мм орудий, соединительный тоннель между котельными отделениями, 13) Кормовое котельное отделение 80-93 шп. и его угольные ямы, поднимающиеся до броневой палубы, 14) 2 машинных отделения 93-112 шп., поднимающиеся до броневой палубы, 15) 112-119 шп. 1 машинная кладовая и 2 провизионных погреба, окружен­ные свободными водонепроницаемыми отсеками двойного борта, 16) 119-127 шп. отделение, где находится основание кормовой башни 203-мм орудия, 17) 127-145 шп. трюм под румпельным отделением.

Трюмная платформа. На трюмной платформе нахо­дится, считая от носа: 1) В отделении 19-28 шп., где про­ходит осевая труба носовой башни, погреба 203-мм орудия, 1 бомбовый и 2 зарядных, 2) 1 погреб 28-30 шп. для пат­ронов ружейных и револьверных и погреб для патронов 152-мм орудий, 3) 60-64 шп. Между средним носовым и средним кормовым котельными отделениями — отделение подводных минных аппаратов, 4) 77-80 шп. Между сред­ним кормовым и кормовым котельными отделениями — 1 погреб для патронов 75-мм орудий, 5) Позади машинных отделений: 1 погреб 112-117 шп. для патронов 75-мм ору­дий — в середине 2 погреба 112-119 шп. для патронов 152-мм орудий — по обе стороны первого, 6) В отделении 119-127 шп., где проходит осевая труба кормовой башни, 1 бомбовый погреб 203-мм орудия, 2 зарядных погреба для 203-мм орудия, 2 малых кладовых (пакля и песок), 7) Рум-пельное отделение 127-145 шп., поднимающееся до сни­женной кормовой части броневой палубы.

Верхние платформы (кубрик). На верхних платфор­мах находятся, начиная от носа: 1) Отделение 15-28 шп. вспомогательных механизмов, 2) отделение 28-34 шп. но­совых защищенных динамо-машин, заключающее в себе центральный пост и вспомогательные механизмы, 3) над средними 60-64 шп. носовыми погребами боевых запасов, одно отделение вспомогательных механизмов, 4) над сред­ними 77-80 шп. кормовыми погребами боевых запасов, одно отделение вспомогательных механизмов, 5) Позади машинных отделений отделение 112-119 шп. кормовых защищенных динамо-машин, заключающее в себе по обо­им бортам кормовые водяные трюмы с местными цистер­нами для пресной воды, 6) отделение 119-127 шп. вспо­могательных механизмов, винный погреб и по бортам провизионные погреба. 7) водонепроницаемые клетки 127-150 шп., разделяющиеся до крайней кормовой оконеч­ности, пространство, остающееся между сниженной в этой части броневой палубой и продолжением ее передней ча­сти, 2 погреба сухой провизии и 1 отделение для тентов и брезентов.

Жилая (броневая) палуба. В этой палубе находит­ся, начиная с носа: 1) Отделение 0-15 шп., содержащее ма­газин для разных материалов, тросовое отделение и про­визионный погреб, 2) отделение 15-21 шп., состоящее из продольного коридора, по обе стороны которого располо­жены 2 провизионных погреба, простирающихся до травер­за оси носовой башни, далее к корме 21-25 шп., рефрижераторная камера для зелени и мяса с необходимыми полками, 3) отделение 25-34 шп., в котором находятся: по правому борту — рефрижераторная машина хлоро-метиловая, для обслуживания вышеописанной камеры, по ле­вому борту погреб для сахара и чая и выгородка для мыла, по обоим бортам и в задней части отделения — носовые водяные трюмы для пресной воды, 4) вокруг передней дымовой трубы отделение, содержащее по правому борту: географическую каюту с водопроводом пресной воды, водолазную каюту, фонарную каюту, 2 артиллерийских ар­сенала, по левому борту: портняжную мастерскую, минную мастерскую, снабженную токарным станком с электродви­гателем, минную каюту, 5) вокруг средней дымовой тру­бы, отделение, в котором по каждому борту расположены: запасная угольная яма для кочегарки № 3, баня со скамь­ями, умывальниками и душами; запасная угольная яма для кочегарки № 4, посредине, позади дымовой трубы коман­дный умывальник с водяными цистернами и медной рако­виной, 6) вокруг средней кормовой дымовой трубы отде­ление, содержащее: по правому борту — шкиперскую каюту; по левому борту— машинную каюту; по обоим бор­там -— по одной запасной угольной яме для кочегарки № 5; по правому борту — кузницу, по левому борту машин­ную мастерскую с электрическим двигателем для действия станков; по обоим бортам по одной запасной угольной яме для кочегарки № 6; наконец, в середине, позади дымовой трубы, сушильню для белья с необходимыми устройствами, 7) Вокруг кормовой дымовой трубы отделение, содержа­щее: по обоим бортам — по одной запасной угольной яме для кочегарки № 7; по правому борту — перевязочный пункт, с соответствующей вентиляцией и освещением, с операционным столом, паровым стерилизатором и водо­проводом пресной воды; по левому борту — добавочная машинная каюта и помещение для опреснителей; по обоим бортам по одной запасной угольной яме для кочегарки № 8; в середине, позади дымовой трубы, умывальник для команды, 8 и 9) два жилых помещения для команды, в кор­мовом помещении — рубка радиотелеграфа в диаметраль­ной плоскости, 10) по правому борту коридор и офицер­ский буфет; по левому борту коридор, 2 ватер-клозета и 2 ванны для офицеров, 11) офицерские помещения: кают-компания со следующей мебелью: 3 обеденных стола, 1 пи­анино, 2 закусочных стола (из них один местный, на коф­фердаме), 2 маленьких столика, диваны и стулья, позади кают-компании — продольный центральный коридор, в ко­торый выходят офицерские каюты, а именно: по правому борту— кабинет и спальня старшего офицера и 4 офицер­ских каюты; по левому борту — 6 офицерских кают (две крайние задние каюты, имеют каждая по 2 койки; офицер­ские каюты меблированы, как сказано для кают, описан­ных в следующей статье), в кабинете старшего офицера — шкаф, стол и диван: в спальне — койка с рундуком, умы­вальник и шкаф, в самой корме находится помещение офи­церской библиотеки (каюта для занятий), соответственно меблированное.

 

Батарейная палуба

 

В этой палубе помещается, начиная с носа: 1) Ма­лярная каюта в крайней носовой оконечности, затем пра­чечная, в которой находятся: в середине большой бассейн луженой меди, по бортам длинные раковины луженой меди, служащие умывальниками для команды, и паровой подо­греватель для воды, а также приспособления для механи­ческого мытья белья, 2) небольшое жилое помещение для команды: по левому борту: одна каюта для кондуктора с 1 койкой, умывальником, шкафом и откидным столом, один ватер-клозет для кондукторов, по правому борту: каюта од­ного боцмана, одна каюта для кондуктора, 3) носовой ка­земат для 152-мм орудий, 4) жилое помещение для коман­ды и следующие каюты: по левому борту: ванна, заразный лазарет с меблировкой и 3 койками; 1 каюта с 2 койками, меблированная, как указано выше; кают-компания кондук­торов со столом, шкафами и диваном; одна кондукторс­кая каюта с 3 койками и меблировкой; одна кондукторская каюта с одной койкой и меблировкой, по правому борту: ванна и ватер-клозет для главного лазарета с подогрева­телем воды; лазарет с 10 койками, умывальником и шка­фами; приемная доктора с меблировкой; аптека со шка­фами, столом и умывальником; каюта для 2-х фельдшеров с мебелью; каюта для 2-х кондукторов с меблировкой, 5) центральный каземат, в котором находится четыре ка­земата средних 152-мм орудий и 8 орудий 75-мм (этот ка­земат устроен как жилое помещение для команды), 8) жилое помещение для команды, предоставленное ис­ключительно для этой цели, 7) кормовой каземат для 152-мм орудий, 8) нижеследующие каюты: по левому борту: 3 офи­церских каюты с меблировкой, 1 ватер-клозет для офице­ров; 1 офицерская каюта, 1 каюта ревизора, 2 запасных каюты, по правому борту: кабинет и спальня старшего ин­женер-механика; 2 офицерские каюты; 1 каюта вестовых, командирский буфет со шкафами, ванна и ватер-клозет ко­мандира, спальня командира, кабинет командира; позади столовая командира, в которой находятся два кормовых ору­дия в 75-мм; из столовой выход на кормовой балкон. Каждая из вышеописанных офицерских кают имеет: 1 койку с рун­дуком, письменный стол, шкаф, умывальник, полки, стулья и вешалки в достаточном количестве, портьеру на дверь и занавес на иллюминатор; в помещениях командира будет следующая мебель в спальне: кровать, шкафы и умываль­ник; в кабинете: книжный шкаф, диван, стол. В столовой:

2 кожуха с грелками, буфет, 2 закусочных стола, стол обе­денный раздвижной в середине и стулья в достаточном ко­личестве, а также 2 дивана и 2 преддиванных стола. Вся ме­бель будет соответствующего убранства.

 

Верхняя палуба

 

1) В носу, под полубаком, будут устроены все при­способления для действия якорями. 2) Позади носовой башни по каждому борту гальюны для команды, состоящие из раковин луженой меди с дубовыми крышками (промы­вание будет достигнуто обильной циркуляцией морской воды от 20-тонной помпы), на внутренней стенке помеще­ний, между двумя входными дверями, будут устроены писсуары из луженой меди и 2 умывальника для рук под боевой рубкой. 3) Первая рубка, построенная вокруг пе­редней дымовой трубы, содержит: приемник воздуха для кочегарной № 1, с одной мусорной лебедкой; камбуз для кондукторов; 1 помещение (кладовая); помещение для двух динамо-машин; приемник воздуха для кочегарни №№ 2 и 3 с двумя мусорными лебедками. 4) Вторая рубка, пост­роенная вокруг средней носовой дымовой трубы, содер­жит: камбуз для команды; приемник воздуха для кочегарни № 4 с одной мусорной лебедкой; отделение для самова­ров и полок для хлеба; приемник воздуха для кочегарни № 5 с одной мусорной лебедкой. 5) Позади этой рубки рас­положены 2 лебедки для подъема шлюпок и для тяги швар­товов. 6) Большая рубка, построенная вокруг 2 кормовых дымовых труб, содержит: камбуз для офицеров, приемник воздуха для кочегарен №№ 5 и 7 с двумя лебедками для мусора; камбуз для командира, хлебопекарню; приемник воздуха для кочегарни № 8 с одной мусорной лебедкой. 7) Позади этой рубки расположен большой светлый машин­ный люк, затем сходная рубка в командное помещение, далее второй светлый машинный люк и воздушный ход для вывода горячего воздуха из машинных отделений. 8) Вокруг задней мачты построена сходная офицерская рубка, а позади ее светлый люк в кают-компанию. 9) Позади кор­мовой башни расположены: сходная командирская рубка и светлый люк в столовую командира. 10) Коечные сетки расположены по бортам против рубок, там же устроено по 3 приемника для мусора с каждого борта с рукавами, опус­кающимися до толстого броневого пояса, рельсы, прове­денные к рукавам от вертикальных труб, поднимающихся из кочегарен в рубки, служат для передвижения мусорных кадок.

Походная рубка командира и штурманская рубка бу­дут снабжены всеми необходимыми устройствами: дива­нами, ящиками для карт, столом; они будут построены из листовой стали и обшиты лапидитом.

 

Меблировка и разные устройства

 

Все койки будут металлические, 6 фт 6 дм длиной, с матрасами и подушками. Каютные умывальники и выд­вижные ящики коечных рундуков будут исключительно ме­таллические, остальная каютная мебель будет из железа, умывальники будут снабжены всеми необходимыми при­надлежностями. Меблировка кают будет дополнена соглас­но обычаям нашего флота и штатного положения 1908 года. Ванны будут сделаны из меди и снабжены необходимы­ми кранами для морской и пресной воды. В ванных каю­тах будут устроены души для соленой воды и паровые по­догреватели для пресной воды.

Спускные трубы ватер-клозетов и гальюнов сделаны из красной меди и будут выходить за борт выше толстой поясной брони, за исключением труб офицерских ватер­клозетов жилой палубы; последние будут снабжены промы­вательным приспособлением, чтобы обеспечить их чистоту, так же, как и в командных гальюнах.

Палубы в ваннах, ватер-клозетах и гальюнах, а также в камбузах будут покрыты марморитом. В камбузах будут сделаны полки и шкафики для кухонных принадлежностей. В каждом будет небольшой светлый люк для вентиляции.

В разных местах и погребах будут устроены шкафы, рундуки, полки, цистерны для масла, сала, смолы и т.п., какие окажутся необходимыми. Все эти устройства будут исключительно металлические. В жилых помещениях для команды будут устроены полки для посуды, для дождевого платья, для фуражек и т.п., а также металлические ящики для рабочего платья кочегаров.

 

Рангоут

 

Рангоут состоит из двух стальных мачт, опирающихся на броневую палубу и имеющих высоту 22 метра над ва­терлинией. Каждая мачта имеет деревянную стеньгу, воз­вышающуюся на 25 метров над вершиной мачты, с неболь­шим реем для сигналов и рейком радиотелеграфа. Грот-мачта имеет гафель.

Мачты будут сделаны из стальных листов толщиной от 6 до 12 мм. Фок-мачта будет из металлической стали, исключая 3-х нижних листов. Внутренний диаметр мачт от степса до пяртнерса в верхней палубе 0,7 м; далее диа­метр уменьшается к топу до 0,6 м. Листы будут соедине­ны внакрой в обоих направлениях в один ряд заклепок по продольным швам и в 3 ряда по поперечным на нижней половине мачт, и в 2 ряда в оконечностях. На обеих мач­тах будут сделаны небольшие наблюдательные площадки, а для входа на них железные скобы и трапы. На стеньгах (на стальных частях) устроены наблюдательные посты на высоте 100 фт над ГВЛ., причем стеньги будут опускать­ся на 25 фут. На каждой мачте будет поставлен громоот­вод с цепью, оканчивающейся на марсе. Громоотводы будут сделаны по образцу, принятому в нашем флота.

Мачты будут укреплены каждая 6 вантами и одним штагом, а стеньги 2 бакштагами, 2 штагами и 2 фордунами.

Стоячий такелаж будет выделан из стального, оцин­кованного троса и снабжен винтовыми талрепами, кото­рые будут с выкладными гаками повсюду, где может встре­титься надобность быстро отдавать такелаж по боевой тревоге. В бакштаги и стень-штаги будут введены изоля­торы, как и весь стень- и брам-такелаж.

Реи и гафель будут снабжены необходимым таке­лажем. Топы стенег будут соединены топриком стально­го цинкованного троса с блоками для сигнальных фалов, который может быть стравлен с обоих концов. На топах сте­нег будут сделаны оковки с рожками для сигналов. Будут бельевые и коечные леера, проведенные надлежащим об­разом, а также основан стеньвынтреп.

Походное положение — со спущенными стеньгами, боевое — с выстреленными, причем стень-такелаж выруб­лен для обоих случаев.

 

Дельные вещи

 

Рулевая рама будет сделана частью из литой, час­тью из кованой стали. Баллер будет из одной стальной штуки и пройдет сквозь раму по всей ее высоте и будет скреплен с рамой в верхней и нижней части посредством горизонтальных и вертикальных шпонок. Рулевая рама будет обшита стальными листами и скреплена угольниками. Руль будет разобщаться от приводов винтом, действующим от батарейной палубы.

Рулевые приводы состоят из поперечины кованой стали на голове руля, насаженной на шпонках, двух тяг кованой стали, промежуточного баллера кованой стали, на котором укреплен румпель, румпеля кованной стали, при­водимого в действие бронзовым ползуном с талями, об­разуемыми штуртросами, цепными штуртросами, барабана, паровой и электрической машин, приводящих в действие барабан. Наибольший угол перекладки румпеля будет 35°. Рулевые приводы будут иметь приспособление для управ­ления вручную с бронзовыми штурвалами. Паровой рулевой машинкой можно будет, кроме того, управлять из боевой рубки и из центрального поста, с помощью надлежащим об­разом устроенной гидравлической передачи, с небольшим гидравлическим прессом, установленным в рулевом отде­лении под броневой палубой.

Для передачи приказаний к рулю из тех же трех пунктов будет установлен телеграф, а также аксиометр, ко­торый будет указывать углы положения руля; эти две пе­редачи будут электрические. Промежуточный баллер бу­дет снабжен тормозом, чтобы стопорить руль в случае повреждения главных штуртросов. Устройство сигнализа­ции для показания положения руля будет согласно прави­лам нашего флота.

Якорное устройство будет состоять из: 1) одного парового брашпиля для цепных канатов в 56 мм, могуще­го развить усилие на канате около 32000 кг, 2) двух стопо­ров Легофа, 3) двух больших битенгов литой стали, 4) двух чугунных клюзов для якорных канатов; эти клюзы будут до­статочной величины для пропуска через них трех канатов и иметь достаточные закругления, чтобы не портить кана­тов, 5) якорных машинок, пертулиней, рустовов и рымов, необходимых для действия якорями, 6) специальной якорной машинки для запасного якоря.

Битенги и полуклюзы. Кроме битенгов и клюзов, описанных в статье "Якорное устройство", на верхней па­лубе будет: 10 чугунных кнехтов надле­жащих размеров, из коих 2 в носу и 2 в корме для буксиров, 4 бортовых клю­за, 4 киповых планки, 4 стопора Були-ванта. Кроме того, где окажется необ­ходимым, будут установлены отводные роульсы для действия со швартовами.

Мостики и телеграфы. Будет по­строено два мостика в носовой части и один в корме:

1. Нижний передний мостик бу­дет расположен позади носовой баш­ни на высоте около 2 метров над вер­хней палубой. Для входа на него будут служить два металлических трапа. В середине мостик будет поддерживать­ся броневой трубой, служащей для проводки передачи приказаний, а с боков системой пиллерсов, надлежа­щим образом расположенных. На мо­стике будут установлены — впереди боевая рубка, а позади походная ко­мандирская и штурманская рубки. Уза­коненные отличительные огни будут установлены на концах нижнего мос­тика, на нем же будет установлено по одному пулемету Максима с каждого борта и по одному передвижному про­жектору Манжена.

2. Верхний передний мостик будет поверх крыши броневой рубки и будет обнесен поручнями.

3. Задний мостик будет образо­ван крышей сходной офицерской руб­ки, продолженной в обе стороны двумя небольшими крыльями, прикрепленны­ми пиллерсами и предназначенными для установки на каждом по одному пу­лемету Максима. На мостике будет один прожектор (передвижной).

Все три мостика будут снабже­ны поручнями и тентовыми стойками по надобности. В рулевой рубке, боевой рубке и центральном посту будут уста­новлены телеграфы Чадборна с репе­тицией для передачи приказаний в каж­дую из машин и телеграф Виоле Шабрана (машинный).

Шлюпбалки. Будет установлено: 8 больших поворотных шлюпбалок, клепанных из листовой стали (по 4 с каждого борта) для подъема двух кате­ров и двух барказов в 11,58 м с винто­вым приводом для вращения, 4 пово­ротные шлюпбалки из листовой стали для двух катеров в 10,36 м, 4 легкие шлюпбалки для двух спасательных вельботов, 4 стрелы для рейдового подъема шестерок, которые попоходному убираются в барказы.

Все шлюпки будут снабжены гинями и талями для стального и пенькового троса, топриками и бакштагами. Лопаря шлюпочных талей будут проведены таким образом, чтобы иметь возможность брать их на лебедки, установ­ленные на палубе. Под шлюпками на корпусе будут постав­лены рымы для закладывания талей.

Повсюду, где будет признано необходимым, будут поставлены шпигаты красной меди и стальные для стока воды с верхней и других палуб. Шпигаты на верхней па­лубе будут снабжены решетками, а на батарейной решет­ками и глухими крышками.

На обоих бортах против фок-мачты будет поставлено по одному выстрелу, снабженному топенантом, брасами, леером, шкентелями и шторм-трапами.

Во внутренних помещениях всюду, где будет при­знано необходимым, будут сделаны пирамиды для ружей, сабель, револьверов и проч., по обычаям нашего флота.

На верхней палубе будут устроены сетки для укладки в два ряда коек на 550 человек команды. Места для них будут построены из листовой стали и отделаны внутри съемными решетками из деревянных рейков для предохранения коек от прикосновения со сталью. Чемоданные сундуки будут устроены в достаточном количестве, чтобы каждый человек помещал свои вещи в отдельную клетку. Рундуки будут построены из листов оцинкованной стали. Столы и скамьи для команды будут сделаны в достаточном количестве.

На носу и на корме будут сделаны надлежащие ук­рашения, а на корме с каждой стороны название корабля из цинковых букв.

Крейсер будет иметь: 2 якоря с поворотными лапа­ми, системы Холла, по 5000 кг каждый, 1 запасной якорь той же системы в 5000 кг, 1 стоп-анкер обыкновенного типа в 1720 кг, считая со штоком, 2 становых каната, 1 запас­ной канат в 56 мм в 100 сажень (каждый канат будет иметь по 2 вертлюга на концах, 8 смычек швартовых цепей в 30 мм диаметром, по 30 метров длиной каждая. Становые якоря будут поставлены вертикально по борту, так же как и запасной якорь, расположенный позади правого стано­вого. Два последних якоря (в 1720 и 1600 килограмм) будут помещены вертикально на наружных срезах позади цен­трального каземата. Кроме того, для становых якорей будут даны следующие предметы: 2 походных крепления, состо­ящих каждое из обоймы кованого железа, обнимающей ве­ретено якоря, и двух талрепов, 2 концевых канатных скобы, 8 шпилек этих скоб.

На корабле будут следующие катера и шлюпки: 1 моторный катер, медный длиной в 10,97 метров, 1 па­ровой катер цинкованной стали длиной в 10,97 метров, 1 барказ деревянный длиной в 11,58 метров, 1 барказ цин­кованной стали со съемным мотором длиной в 11,58 мет­ров. 2 катера 12-весельных деревянных длиной в 10,36 метров, 2 деревянных вельбота длиной в 8,53 метра, 2 де­ревянных 6-ти весельных яла длиной 6,1 метров, 2 склад­ных парусиновых шлюпки длиной в 22 фута. Все эти шлюп­ки будут построены, вооружены и снабжены парусностью.

На крейсере будет: 5 компасов, доставляемых Мор­ским министерством, но устанавливаемых Адмиралтейским судостроительным заводом, а именно: 1 в боевой рубке (но­совой боевой компас), 1 на дальномерной рубке (путевой компас). 1 на крыше боевой рубки (главный носовой ком­пас), 1 в рулевом отделении (кормовой боевой компас),

1 на площадке впереди заднего мостика (главный кормо­вой компас), 2 таксиметра, 2 барометра анероида, 1 само­пишущий барометр, 1 лаг Гарланда. 1 лаг обыкновенный, 1 лот Томсона, 8 свинцовых лотов с лотлинями, 1 колокол в 60 кг, 1 колокол в 24 кг, 2 латунных флюгарки.

Флаги: 2 гюйса, 1 кормовой флаг большой, 2 кормо­вых флага средних, 3 вымпела, 1 комплект международ­ных флагов и свод международных сигналов, 1 лоцманс­кий флаг, 1 карантинный флаг, 12 иностранных флагов по выбору наблюдающих.

Все судно будет освещено электричеством, как то следует по спецификации минной части. Сверх того, бу­дут даны масляные фонари.

 

Вспомогательные механизмы

 

Для судовых надобностей будут установлены сле­дующие вспомогательные механизмы.

1. Паровые механизмы: 1 рулевая машинка с румпельном отделении, 1 малая машинка в рулевом отделе­нии для гидравлической передачи управления рулем, 1 брашпиль для якорей, 1 кормовой шпиль для швартовления, 2 лебедки мощностью по 6000 кг для спуска и подъе­ма шлюпок и для тяги перлиней, 3 помпы для водоотлив­ной системы по 75 т, 2 пожарных помпы по 50 т, 1 помпа для пресной воды в 20 т, 1 помпа в 20 т для промывки га­льюнов, 4 трюмных помпы по 20 тонн, 1 помпа в 5 т для осу­шения цистерны грязной воды от левого борта машинного отделения, 1 помпа в 20 т для выкачивания запасной воды для главных механизмов из отсеков двойного дна, 2 двой­ных помпы для пресной воды по 3 т каждая, 8 лебедок для мусора по 150 кг, которые доставляет Франко-Русский завод, 1 рефрижераторная машина, 1 помпа в 5 т для цир­куляции воды в конденсаторе парового отопления, 1 кон­денсатор парового отопления в трюме позади кормовой башни, 2 вспомогательных холодильника, 6 паро-динамо-машин, описанных в спецификации по минной части.

Все перечисленные вспомогательные механизмы будут получать пар котельного давления. Паро-динамо-машины должны развивать их наибольшую мощность при давлении 12 кг и при выпуске отработанного пара в холо­дильник. Остальные механизмы будут построены так, чтобы они могли производить их нормальную работу при 10 ки­лограммах давления.

2. Электрические и гидравлические механизмы:

I1 гидравлических турбинных помп по 350 тонн, 5 центро­бежных помп двойного действия для циркуляции воды и рассола в аэрорефрижераторных приборах погребов бо­евых запасов, электрические вентиляторы, необходимые для судовой вентиляции, 5 компрессоров для системы аэрорефрижирации, 15 компрессоров для пневматической подачи, 16 лебедок для подачи боевых припасов, элект­рических вентиляторов для аэрорефрежирации погребов боевых запасов, мощностью 1000 куб. метров — 18 шт, мощностью 500 куб. метров — 21 шт., тоже для провизи­онных камер: мощностью 3000 куб. метров — 1 шт, 2 пе­реносные турбины по 200 тонн.

 

По минной части крейсера "Баян"

 

1. Мины "Уайтхеда". Два подводных траверзных аппарата системы С.-Петербургского Металлического завода, для мин диаметром 45 см, установлены на плат­форме между 60-64 шп.; правый на 680 мм в корму от 60 шп., левый на 1020 мм в нос от 64 шп., на 2330 мм ниже ГВЛ. Два малых воздухонагнетательных насоса Уайтхеда на 150 атм. давления установлены в помещении подводных аппаратов от правого борта у 59-60 шп. Каждый насос может качать воздух в оба аппарата и во все мины. Паропро­вод взят от магистралей вспомогательных механизмов.

Шесть мин Уайтхеда диаметром 45 см хранятся на постоянных стеллажах в помещении подводных минных аппаратов: три вдоль переборки у 60 шп. с левого борта; три вдоль переборки у 64 шп. с правого борта. Для подачи мин к аппаратам проведены подвесные рельсы и имеют­ся четыре тележки с подъемными талями и бугелями. Для подготовления мин к выстрелу и вкладывания их в аппа­раты имеются два съемных желоба.

Для хранения учебных зарядных отделений устроены стеллажи: для 2 у 60 шп. с левого борта и для 4 у 64 шп. с правого борта. Для хранения 6 боевых зарядных отде­лений, подрывных патронов и запасного пироксилина име­ется особый минный погреб, в трюме под помещением подводных минных аппаратов с правого борта. В погребе устроены стеллажи для 6 зарядных отделений, железный шкаф для подрывных патронов и запасного пироксилина и деревянный шкафик для контрольных шашек.

Затопление погреба общее с соседним погребом 6-дм снарядов.

Для подачи мин с воды прорезаны два минных порта на батарейной палубе у 66-67 шп., с правого и левого бор­тов. Выше минных портов на верхней палубе, у коечных сеток у 69 шп. установлены 2 поворотных минбалки с ле­бедками и с приспособлением для подъема, установленны­ми в коечных сетках. От минных портов проложены рельсы к люку (на 62-62 шп.) в помещении минных аппаратов.

Минные прицелы установлены: два в боевой рубке на особых кронштейнах и два у визирных портов в двер­цах минных портов. Для минной кладовой отведено поме­щение на броневой палубе с левого борта, между 42-47 шп. В нем устроены шкафы и выдвижные ящики общим объе­мом около 500 куб. фут. Минная мастерская расположе­на на броневой палубе с левого борта между 38-42 шп. В мастерской установлены токарный станок с электродви­гателем и верстак с 2 тисками. Для хранения капсюлей с гремучей ртутью изготовлен металлический шкаф с двой­ными стенками, обделанный деревом и обшитый внутри войлоком. Шкаф будет установлен по указанию судового начальства.

 

Электротехника

 

Динамо-машины: 2 пародинамо по 320 амп. и 105 вольт, установлены на верхней палубе между шп. 41-46, 2 пародинамо по 650 амп. и 105 вольт, установлены в куб­рике под броневой палубой, между 28-34 шп., 2 паро-динамо по 650 амп. и 105 вольт, установлены в кубрике, под броневой палубой, между 112-110 шп.

Для каждых пар динамо-машин установлено по одной станции, соединенной с магистралями обоих бор­тов. На станциях будут установлены контрольные прибо­ры, приборы для параллельного соединения и пуска машин в ход и, кроме того, на станциях нижних динамо предох­ранители и переключатели для электродвигателей и осве­щения того отсека, где находятся эти динамо. Паропровод для паровых двигателей взят от магистрального трубопро­вода ко всем вспомогательным механизмам.

Боевое и палубное освещение. На каждом крейсере будет установлено по три прожектора легкого типа с ме­таллическим зеркалом диаметром 75 см системы "Lautter-Harle", на носовом мостике 2 прожектора с ручным управ­лением, перекатывающиеся по рельсам. Для дневного хранения прожектора будут опускаться, при помощи стре­лы, на броневую палубу у 25 шп. к левому борту.

На кормовом мостике будет установлен 1 прожек­тор с ручным управлением. Прожектор будет также пере­катываться с одного борта на другой по рельсам и опус­каться для дневного хранения в сходную шахту, в помещение кормовых динамо-машин у 112 шп. на уровень батарейной палубы под защиту бортовой брони кормового каземата. В местах хранения для всех прожекторов будет устроено походное крепление, по местным условиям.

Для палубного освещения будут установлены око­ло 800 ламп накаливания, 4 дуговых фонаря на верхнюю палубу и 12 дуговых фонарей в машинные и котельные отделения, а также все требующиеся сигнальные и услов­ные огни. Каждый отдельный водонепроницаемый отсек корабля (кроме незначительных помещений) освещается независимой группой ламп, присоединяемой при помощи переключателей к любой бортовой магистрали.

 

Судовые электродвигатели

 

а) Рулевое устройство системы инженера Н.А. Федорицкого состоит из преобразователя (мотора генератора) мощностью 52 л.с., установленного в помещении кормовых динамо-машин у 117-118 шп. и рулевого мотора мощнос­тью 37 л.с., помещенного в рулевом отделении и связанного посредством червячной передачи с валом барабана, на ко­торый наматывается штуртрос. Станция для пуска в ход пре­образователя установлена в помещении кормовых динамо-машин у 119 переборки в нише. Для управления рулевым мотором установлены 4 штурвальных тумбы: 1) на боевой рубке, 2) в боевой рубке, 3) в центральном посту и 4) в рулевом отделении. Для переключения управления рулем на любой из штурвалов вблизи станции рулевого преобра­зователя установлен особый переключатель. Для перекла­дывания золотника паровой рулевой машины, установлен особый электродвигатель системы Н. Гейслера и К°, соеди­ненный с системой рулевых указателей. Штурвалы для управления золотником установлены: 1) на боевой рубке, 2) в боевой рубке и 3) в центральном посту.

б) Двигатели в мастерских: в машинной мастерской установлен один двигатель мощностью 6 л.с., в механичес­кой прачечной, один двигатель в минной мастерской, один двигатель с вентилятором в кузнице, по заказу общества Франко-русских заводов.

Каюта радиотелеграфа. Каюта радиотелеграфа рас­положена на броневой палубе, в диаметральной плоско­сти между шп. 103-106, длина каюты 2700 мм, ширина 2500 мм. Пол каюты будет покрыт деревянными щитами, стены и по­толок обмазкой из лапидита толщиной 3-дм. В каюте бу­дут установлены: стол с деревянной доской для приборов и шкаф, а также устроены крепления для приборов. Для вывода излучающего провода установлен кожух из дере­вянных рейков, подымающийся на 8 фут выше верхней палубы. Для подвешивания излучающего провода на стень­гах обеих мачт укреплены деревянные рейки.

 

Артиллерия

 

В боевое вооружение крейсера входит:

1) Два 8-дм орудия в 45 калибров длиной.

2) Восемь 6-дм орудий в 45 калибров длиной.

3) Двадцать два 76-мм орудия в 50 калибров длиной.

4) Восемь 3-х линейных пулеметов Максима, из которых 4 — судовых, 2 — десантных и 2 — шлюпочных.

Два 8-дм орудия установлены в двух бронирован­ных башнях, расположенных на верхней палубе в диамет­ральной плоскости судна, одна в носу, а другая в корме. Горизонтальный угол обстрела каждой должен быть 270°, считая по 135° на борт, причем носовая башня имеет обстрел на нос, а кормовая на корму. Вертикальный угол обстрела орудия должен быть в пределах от — 5° до 22°.

Поданные трубы башен между броневой, батарейной и верхней палубами защищены неподвижной вертикаль­ной броней.

Башенные установки изготовляет С.-Петербургский Металлический завод, который обязан представить опи­сание их, со всеми необходимыми чертежами, в Морской технический комитет.

Погреба 8-дм башенных орудий расположены непос­редственно под башнями на платформе около подбашен­ных отделений, служащих постом нагрузки башенного элеватора, и должны вмещать запасы для носовой башни на 120, а для кормовой на 100 выстрелов. Погреб каждой башни разделен двумя продольными переборками на три помещения, из которых средние служат бомбовыми погре­бами, а бортовые — зарядными. Каждый из этих трех по­гребов имеет дверь в подбашенное отделение, предназ­наченное как для входа в погреб, так и для подачи боевых запасов к элеватору в подбашенное отделение.

Полузарядные футляры хранятся в погребах гори­зонтально, в металлических сотовых стеллажах, причем каждый футляр лежит в своем гнезде. Кроме того, для не поместившихся в сотовых стеллажах футляров устроены стеллажи для хранения их в вертикаль­ном положении. Укладка снарядов при­нята по типу укладки, установленной на крейсере "Адмирал Макаров".

Снаряды размещены в особых металлических беседках, по пять сна­рядов в каждой, расположенных гори­зонтально, один над другим, каждый снаряд в отдельном гнезде беседки. Беседки попарно соединены между со­бой цепью Галля, перекинутой через цепное колесо подъемного блока, ук­репленного в подволоке погреба и снабженного тормозным механизмом, и двигаются вертикально по направля­ющим, причем, если одна беседка под­нимается, то другая, связанная с ней, опускается.

Беседки расположены по обе­им сторонам погреба, в проходе же между ними, на некоторой высоте от палубы, установлен горизонтальный рельс, который может выдвигаться через дверь погреба в подбашенное отделение. Тележка подает снаряд по выдвижному рельсу в подбашенное отделение, где снаряды с тележки пе­рекатываются на круговой желоб, от­куда затем они принимаются башен­ным элеватором. Все беседки в бомбовых погребах рассчитаны на помещение удлиненных фугасных снарядов.

Бомбовые и зарядные погреба освещаются электрическими лампочка­ми накаливания, последнего, утверж­денного Морским техническим комите­том образца, как стенными, так и потолочными, установленными со сто­роны погреба, но с проводкой провод­ников вне их. Кроме того, на случай- отсутствия электри­ческого освещения установлены вне погребов свечевые фонари, освещающие погреб через водонепроницаемые иллюминаторы.

В погреба проведен водопровод опресненной воды для питья погребной прислуги.

6-дм орудия, в числе восьми, помещены по четыре с борта, каждое в отдельном каземате, расположенном на батарейной палубе. Горизонтальный угол обстрела орудия должен быть 90° + 30° = 120°, причем 2 орудия носовых казематов и 2 орудия средних носовых казематов имеют обстрел на нос, а 2 орудия средних кормовых казематов и 2 орудия кормовых казематов имеют обстрел на корму. Вертикальный угол обстрела должен быть в пределах от - 6° до 20°. Орудия установлены на центральных станках системы С.-Петербургского Металлического завода с ба-шенноподобными щитами толщиной 3,5 дм.

Вырезов в броне казематов для прицельной линии орудий нет, так как станки снабжены двойными прицелами. Орудийные порты закрываются снаружи водонепроница­емыми ставнями на петлях. Ставни эти сделаны из листо­вой и угловой стали.

Патронные погреба 6-дм орудий, расположенные в трюме или на платформе, непосредственно под каждым орудием, должны вмещать боевой запас не менее, чем на 150 выстрелов с каждого орудия.

Снаряды хранятся горизонтальными рядами, разде­ленными друг от друга двумя концами пенькового троса ок­ружностью 80 мм. Нижний ряд снарядов лежит на деревян­ных брусках, укрепленных на горизонтальном фундаменте из листовой и угловой стали. Бруски эти снабжены выкруж­ками, в которых и помещаются снаряды. Все стеллажи для снарядов рассчитаны на помещение удлиненных фугасных (19,3 дм) снарядов. Укладка 6-дм гильз принята в так на­зываемых, сотовых стеллажах, в которых каждая гильза по­мещается на отдельном желобе из листовой стали, укреп­ленном в клетке из полосовой стали. Спереди у каждого гнезда укреплена своя задерживающая скоба, не позво­ляющая гильзе при качке перемещаться по желобу.

В тех погребах, где требуемое количество гильз в постоянных стеллажах не помещается, устроены, по ме­стным условиям, металлические разборные стеллажи, а также приспособления для хранения гильз в вертикаль­ном положении. Погреба 6-дм орудий освещаются ана­логично 8-дм погребам. В каждый погреб проведен во­допровод опресненной воды, для питья погребной прислуги.

22 75-мм пушки установлены на следующих ме­стах: а) На батарейной палубе: 8 пушек установлены в центральном каземате, по 4 от борта, с горизонтальным углом обстрела 100° (по 50° в нос и в корму от травер­за) каждая и 2 пушки установлены в столовой командира, стреляющие в корму с горизонтальным углом обстрела каждая в 100°.

б) На верхней палубе: 4 пушки установлены над че­тырьмя носовыми 6-дм орудиями с горизонтальным углом обстрела 90°+30° = 120° каждая, причем пушки эти име­ют обстрел на нос; 4 пушки установлены над четырьмя кормовыми 6-дм орудиями с горизонтальным углом обстре­ла 90° + 30° = 120° каждая, причем пушки эти имеют об­стрел на корму и 4 пушки установлены над 75-мм оруди­ями центрального каземата (по две на борт) с горизонтальным углом обстрела 100° (по 50° в нос и корму от траверза) каждая.

75-мм пушки установлены на станках системы С.-Петербурского Металлического завода, причем для пушек батарейной палубы отпущены бортовые установки без щитов, а для пушек, расположенных на верхней палубе, — центральные установки и со щитами. Вертикальные углы обстрела 75-мм пушек должны быть в пределах от - 15° до 20°. Порты 75-мм пушек, расположенных на батарейной палубе, закрываются при походе, снаружи водонепрони­цаемыми ставнями из листовой стали на петлях. 75-мм пушки центрального каземата, при креплении по-походно­му, придвигаются ближе к борту, пользуясь вырезами в борту для прицельных линий.

75-мм патронные погреба, числом четыре, распо­ложены в четырех разных отсеках. Погреба должны вме­щать не менее, чем по 250 патронов на пушку. Патроны хра­нятся в беседках, содержащих 3 патрона каждая. Беседки эти в погребах подвешиваются к тележкам, двигающим­ся по рельсам, укрепленным под бимсами. Тележки снаб­жены стопорами. Беседки на погребах располагаются по высоте в два яруса, соединяясь друг с другом пружинным захватом. На каждую отдельную группу беседок имеется спереди закладной угольник, который по мере израсходо­вания беседок может передвигаться. С боков же и сзади установлены постоянные задерживавшие угольники, бла­годаря чему, беседки плотно прилегают одна к другой и не могут раскачиваться при качке.

3-х линейных пулемета Максима с судовыми уста­новками на крейсере — 4, из них 2 установлены на носовом мостике, и 2 на кормовом. Подача ящиков с патронами из погреба к пулеметам производится вручную по сходным трапам. 2 десантных пулемета с лафетами на колесах ус­танавливаются на верхней палубе. К ним будут сделаны не­обходимые приспособления для крепления по-походному. 2 шлюпочных пулемета устанавливаются — один на паро­вом, а другой на моторном катерах, длиной в 36 фут.

Для хранения ружей и револьверов установлены в офицерских помещениях в необходимом количестве ружей­ные (на 160 ружей) и револьверные (на 20 револьверов) пирамиды. Кроме того, для ружей караула устроены мес­тные пирамиды на верхней палубе.