КРЕЙСЕР "МАЦУСИМА"

Второй корабль серии заложили па верфи судостроительного общества "Форж и Шантье" через 41 день после головного - 17 февраля 1888 г. Крейсер, названный "Мацусима", сошёл на воду намного позднее "Ицукусимы" - 22 января 1890 г. Его полная стоимость составляла 5 500 000 франков.

В те годы экономически эффективная базовая конструкция, на принципе которой основана современная серийная постройка кораблей, применялась редко. Казённые и частные верфи по всему миру предпочитали проектировать каждый корабль заново, что заметно повышало стоимость заказа.

Практически у каждого японского броненосца, броненосного или бронепалубного крейсера периода японо-китайской и русско-японской войн можно найти аналог. Многие из них строились парами и считались однотипными, но их проекты совершенствовались так радикально, что заметно отличались от предшествовавших. Даже малые корабли, канлодки и миноносцы, сходившие на воду сравнительно многочисленными сериями, страдали тем же недостатком. Но японский флот строился на полученные в основном из Англии и США кредиты достаточно быстро, и различия между его кораблями одного класса оказывались менее заметными, чем у флотов будущих противников, создававшихся в более продолжительные сроки.

Хорошим примером однотипности являлся американский броненосец "Индиана", имевший продолжение в "Массачусетсе" и "Орегоне" с одной стороны, и дальнейшее развитие в "Айове" с другой. В годы второй мировой войны стандартные транспорты союзников типа "Либерти" (около 2770 судов проекта ЕС-2, на основе прототипа - британского парохода "Эм-пайр Либерти"), русские танки "Т-34" и американские "Шерман" наглядно доказали экономическую целесообразность такого подхода, при котором совершенствовавшиеся образцы могли существенно отличаться от базового, но сохраняли при этом общие ярко выраженные "родовые" черты и приносили при производстве экономическую выгоду.

Крейсеру "Мацусима" не пришлось долго ждать освобождения места на стапеле, и при нормальной организации работ по чертежам головного корабля он мог сойти на воду практически одновременно с "Ицукусимой". Более чем полугодовая задержка, очевидно, вызывалась необходимостью переработки рабочих чертежей проекта, связанной с перемещением орудия главного калибра с носа в корму.

Когда было принято окончательное решение, повлиявшее не только на внешний облик корабля, но и на всё его внутреннее расположение, имеющиеся источники не сообщают. Скорее всего, это произошло не при согласовании технического задания на серию из трёх крейсеров и не при эскизном проектировании. Тогда, вероятно, такая возможность лишь оговаривалась наряду с другими вариантами разработки. Позднее, уже при строительстве "Ицукусимы", строитель и заказчик решили на втором крейсере перенести главное орудие в корму. Иначе вряд ли хорошо развитое французское судостроительное общество допустило такой длительный простой "Мацусимы" на стапеле. Оно стремилось бы параллельно вести проектирование двух кораблей на основе одного теоретического чертежа, чтобы не задержать спуск любого из них. Что послужило последним, определяющим доводом в пользу столь коренной и трудоёмкой переработки проекта: стремление улучшить мореходность (её справедливо критиковали современники строившейся "Ицукусимы" ещё при выполнении эскизного проекта), желание повысить боевую устойчивость будущего соединения в его сражениях с вражескими броненосцами (построение отряда обратным клином позволяло концевой "Мацусиме" сделать свои два-три выстрела главным калибром и выпустить торпеду из штевневого аппарата как при атаке вражеского фронта, так и при отходе от него) или оба вместе, сказать трудно.

В более поздних публикациях об этих крейсерах, вплоть до современных, оба вопроса трактуются по-разному. [34, 35, 36] Но лучше и короче всех об этом рассказал ставший уже далёким от нас современник. Сотрудник газеты "Journal de la Marine" Лисбонн, сообщая во второй половине 1890 г. о достройке на плаву крейсера "Мацусима", считал, что такая установка большого орудия будет способствовать лучшим мореходным качествам крейсера и позволит ему пользоваться этим орудием в тех случаях, когда "Ицукусима" будет не в состоянии стрелять.

Справочник Джейна, вышедший после русско-японской войны, назвал "Мацусиму" улучшенной модификацией головного крейсера.[38] В любом случае, общество "Форж и Шантье", получив заказ на два корабля, могло заказывать материалы, комплектующие и механизмы по общим ведомостям и строить их по единой технологии, отработанной на головном корпусе. В целом это приводило к экономии средств и времени не только при создании крейсеров, но и при их эксплуатации и ремонтах.

По размерениям "Мацусима" практически не отличался от своих собратьев, и теоретический чертёж его корпуса оставался таким же. Но установленное теперь в корме главное орудие весом 65,7 т повлияло на всё внутреннее устройство и внешний вид крейсера. Перемещение 320-мм пушки вызвало перераспределение мест большинства весовых нагрузок, по величине оставшихся практически неизменными. Свое расположение полностью изменили средние и малокалиберные пушки, бортовые торпедные аппараты fa вместе с ними и погреба боезапаса), шлюпки с паровым катером.

Переместились в большей или меньшей степени к носу котлы с дымовой трубой, машины с фундаментами (увеличив длину гребных валов), мачта (вентилировавшая машинные отделения), боевая рубка и мостики. Корпус корабля, тоже с седловатой палубой, получил полубак, улучшавший мореходность. Носовой шпиль "Мацусимы" сместился к 17 шпангоуту (вместо 22-23 на"Ицукусиме"), оказавшись между становыми якорями (глядя по правому борту). Кормовой расположился на верхней палубе в районе 75 шп. Швартовку с его помощью не ограничивали бортовые порты, как на головном крейсере, и он также находился под стволом 320-мм орудия в отдалении от дульного среза, поэтому при ретирадной стрельбе вдоль диаметральной плоскости оказывался вне воздействия конуса пороховых газов. Зато забориик кормового вентилятора, обеспечивавший воздухом кормовые отсеки, в том числе жилые офицерские и адмиральские помещения, при таком выстреле должен быть неизбежно поврежден. Боевая рубка передвинулась в район 35-36 (вместо 38-39), оси дымовой трубы и мачты - к 40 и 58 шп. (вместо 44-45 и 62 соответственно).

Становые якоря правого и левого бортов сместились в корму более, чем на десять шпаций, по сравнению с "Ицукусимой". Зато третий (запасной, тоже правый), наоборот, переместился ближе к клюзам, оказавшись сразу после бакового 120-мм орудия.

Два стоп-анкера крепились к бортам в районе миделя веретёнами горизонтально, позади спопсонов 47-мм орудий. Шесты для установки сетевого заграждения (по девять па борт) заваливались по-походному под углами в среднем около 10° к горизонту. Шлюпки с паровым катером располагались на полубаке, по обе стороны от миделя, между дымовой трубой и мачтой, и перед боевой рубкой, сразу после носового шпилевого устройства. Лёгкое леерное ограждение "Мацусимы" простиралось от штевня до штевня, вытеснив собой более тяжёлый фальшборт, присутствовавший на головном корабле. Коечные сетки экипажа хранились на жилой палубе.

Кормовой мостик с ручным штурвалом и без прожекторов находился позади миделя, между дымовой трубой и мачтой. Его прожекторы разнесли вдоль диаметральной плоскости и установили на специальных площадках одинакового по высоте уровня: один над верхней палубой сразу после форштевня (над 47-мм пушкой), а другой между полубаком и барбетом 320-мм орудия. На "Мацусиме", в отличие от головного крейсера, эти боевые фонари стрельбе не мешали. Такие площадки в районах штевней имел, например, заложенный 17 октября 1888 г. американский броненосец "Мэн". Его главные орудия располагались двумя уровнями ниже, а скорострельные баковые и ютовые - одним. Два других прожектора "Мацусимы" размещались на крыльях носового мостика.

Офицерские каюты и кают-компанию по давней традиции оставили в корме, дополнив, в отличие от "Ицукусимы", кормовым балконом. Для парусного корабля это означало наилучшие условия проветривания и максимальное отдаление от гальюна с носовым украшением и отхожими местами. Для парового крейсера - наибольшие шум от машинного отделения и вибрация от гребных винтов. Позднее кораблестроители пересмотрят устаревшее правило и станут размещать офицерские помещения ближе к боевой рубке, центральному посту и миделю, возле которого наименьшее воздействие качки.

Квадратные иллюминаторы-окна и порты десяти 120-мм орудий батарейной палубы сделали по образцу головного крейсера. Два стальных контрфорса круглого сечения поддерживали мачту, расходясь от основания нижнего марса к бортам в сторону носа.

Схема защиты крейсера в основном повторяла головной корабль, с поправкой на перемещение грузов, описанное выше. Толщина палубной, рубочной, барбетной брони изготовления завода Шпейдера в Крезо, орудийных щитов осталась аналогичной. Гласисы "Мацусимы", защищавшие главные машины, пришлось сместить к носу, освобождая место для системы подачи 320-мм боеприпасов.

Барбет с 320-мм орудием установили на верхней палубе. Его центральная труба подачи снарядов и зарядов из погребов разместилась за переборкой главной машины правого борта. Обзор из боевой рубки и с мостика практически не изменился: впереди внизу вместо барбета на палубе теперь оказались шлюпки со шлюпбалками, а позади - дымовая труба.

Конструктивно главное 320-мм орудие "Мацусимы" с его защитой не отличалось от установленного на головном крейсере, а система хранения и подачи боезапасов претерпела изменения, связанные с прохождением валолиний через помещения снарядных (левого и правого бортов) и зарядного погребов. Угол горизонтального наведения артустановки составлял 270-285 градусов.

Полубак не только улучшил мореходность и увеличил полезный объём жилых, служебных помещений, но и позволил прирастить количество скорострельных пушек, тип которых и состав боекомплекта для двух других крейсеров серии унифицировали с головным кораблём. Вес барбета с орудием, главных машин в корме "Мацусимы" уравновешивался котлами, полубаком и средней артиллерией в носу.

Все двенадцать 120-мм орудий крейсера устанавливались побортно в его носовой части и первоначально спонсонов не имели. Два из них размещались под палубой полубака между форштевнем и якорями. Их углы обстрела составляли по 125°. Для обеспечения огня прямо по курсу в бортах имелись вырезы. Десять других пушек находились уровнем ниже, на батарейной палубе. Они распределялись равномерно вдоль бортов от дымовой трубы до якорей.

Пять (шесть [35]) одноствольных 47-мм (6-фунтовых) пушек Готчкисса с боекомплектом по 300 (400 [35]) выстрелов на ствол устанавливались на "Мацу-симе" следующим образом: одна на полубаке возле форштевня, под прожекторной площадкой, и четыре, с углами обстрела по 140°, способные стрелять вдоль диаметральной плоскости - в бортовых спопсопах под палубой полубака, в районе дымовой трубы и миделя. Крейсер вооружался одиннадцатью пятистволь-ными 37-мм пушками Готчкисса с боезапасом по 800 (1500 [35]) выстрелов па ствол, размещёнными на боевом марсе (четыре [35] или одна [21, 12/1890 г.]), палубе полубака (в том числе: две в спонсонах, под крыльями мостика, и четыре без них, в районе якорных клюзов и шпиля). Вероятно, кормовой балкон имел два таких орудия, установленных побортно, чтобы не загромождать внутренних помещений. [5; 21, 12/1890 г.; 35]

По различным данным, его лёгкая артиллерия состояла из пяти 57-мм (6-фунтовых) и шестнадцати 47-мм (3-фунтовых) [37], шести 12-фунтовых, четырёх 3-фунтовых и шести 1-фунтовых [38], шестнадцати 6-фуитовых и шести 1-фунтовых орудий [34], шести 76-мм скорострельных пушек и шести пулемётов [36]. К 1900 г. "Мацусима" имел на вооружении шесть пулемётов, а в 1905 г. - ни одного. [37, 38]. Возможно, их заменили тем же количеством 1-фунтовых пушек.

Этот корабль оказался лучше приспособлен для выполнения крейсерских задач, чем его собратья. Полубак уменьшал заливаемость при преследовании, поднятые уровнем выше два носовых 120-мм орудия имели возможность вести огонь прямо по курсу и могли предупредительным выстрелом остановить для досмотра любой транспорт, а носовой прожектор не дать ему ускользнуть даже ночью. Миноносцы, попытавшиеся атаковать крейсер с острых носовых углов, попадали бы под плотный заградительный огонь скорострельной артиллерии. С кормы атаковать "Мацусиму" им оказывалось гораздо легче.

Четыре надводных торпедных аппарата калибром 356 мм занимали три помещения. Носовой и кормовой штевневые устанавливались неподвижно в оконечностях корабля под батарейной палубой (как на "Ицукусиме"), а бортовые поворотные на ней, между мачтой и миделем. Бортовые аппараты "Мацусимы" наводились в обе стороны от траверза на углы по 60-65° и в этом превосходили головной крейсер. Их порты, более вытянутые по длине, чем на "Ицукусиме", закрывались откидывающимися сверху крышками, расположенными выше полок хранения сетевого заграждения. Десять запасных неснаряжёппых торпед размещались на стеллажах броневой палубы. Хранилище их зарядных отделений относилось к кормовой группе погребов боезапаса и размещалось под броневой палубой между машинным отделением и снарядными погребами 320-мм орудия. Штевневые аппараты имели боекомплект по 5 торпед на стеллажах броневой палубы с отстыкованными зарядными отделениями в погребах под ней. [5; 21, 12/1890 г.; 34; 35] Согласно иным сведениям, все три корабля серии имели по шесть торпедных аппаратов, расположенных под батарейной палубой: два штевневых и четыре бортовых. [37]

По устройству машинных и котельных установок, оборудования, установленного в их отделениях, "Мацусима" практически не отличался от головного корабля. Площадь полной нагревательной поверхности его котлов (общим весом 214,65 т), как и на "Ицукусиме", составляла 1418-1418,7 м2, но для их колосниковых решёток эта величина оказалась несколько выше - 36,18 м2. Требования контракта по мощности и скорости для пего оставались такими же.

На ходовых испытаниях крейсера полная мощность его энергетической установки достигла величины 6519 иид.л.с. и при форсированной тяге машины "Мацусимы" вращали гребные валы со средней частотой 105 об/мин. Его скорость, рассчитанная после прохождения мерной мили, составила 16,778 узла, превзойдя контрактную. [5; 21, 12/1890 г.; 34; 35; 37]

Нормальный запас угля "Мацусимы" составлял 400-405 т, как на головном крейсере. Его полный (усиленный) запас топлива оказался ниже - 650 т. Такой оказалась цена перемещения главного орудия в корму. По другим данным, запасы, скорость и дальность нового крейсера не отличались от двух других. [5; 21, 12/1890 г.; 34-37]

Экипаж второго корабля серии, как и у "Ицукусимы", состоял из 27 офицеров и 328 матросов (360-382 чел., по разным сведениям). [5; 21; 34-37] Когда он выполнял функции флагмана, численность увеличивалась за счёт офицеров штаба.

В июле 1889 г. военно-морские силы Японии получили новую организацию, согласованную с выполнявшейся на то время программой судостроения. Императорский флот планировалось увеличить более чем в два раза, поэтому существовавшая ранее система его снабжения оказывалась неспособной справиться с возлагаемыми на неё задачами, особенно в условиях быстрой мобилизации. В соответствии с новой организацией, Японию разделили на пять морских округов, учредив в каждом из них адмиралтейство, наличные корабли с экипажами распределили между ними, а входившими в строй заказами пополняли имевшиеся там силы.

Крейсер "Мацусима" сначала приписали к военно-морской базе Сасебо. В 1892 г. по штату мирного времени адмиралтейство в Сасебо имело на службе 2046 офицеров и матросов, плюс 38 человек резервистов. [5, 1882 г.]

"Мацусима", успешно выполнив программу приёмо-сдаточных испытаний, был принят заказчиком 5 апреля 1892 г. (в марте 1891 г. [34, 36]) и официально введён в состав флота. Крейсер покинул французские берега 23 июля и пришёл в Сасебо 19 октября 1892 г. Эскадра базы с его появлением стала состоять из 11 кораблей. "Мацусима" и пришедший ранее из Англии "Такачихо" стали основной ударной силой округа.

В походе к родным берегам котельные дымогарные трубки крейсера дали о себе знать, как и на головном корабле. Шедший на "Мацусиме" экипаж, уже знавший о неприятностях "Ицукусимы", смог к ним лучше подготовиться. Поочерёдный ремонт котлов, сопровождавшийся местными временными усовершенствованиями, продолжался весь переход. Когда из-за протечек огонь в топках начинал гаснуть, наученная опытом предшественников, машинная команда залепляла доступные текущие участки в котельных пластинах глиной, чтобы воспрепятствовать попаданию в топки воды. Котлы (как и все огнетрубные, чувствительные на поступление к ним холодного воздуха) завешивались парусиной. Частично справиться с пропускавшими воду трубками и испорченными перевальцовками котельными пластинами удалось с помощью прокладочных манжет, а полностью - после капитального ремонта, во время которого котлы крейсера заменили. [5, 35]