СЛУЖБА КРЕЙСЕРА "МАЦУСИМА"

25 июля 1894 г. японские крейсера "Иошино", "Нанива" и "Акицусима" под командованием контрадмирала Тзубоя атаковали китайские корабли возле порта Асан в Корейском заливе. По некоторым данным, в операции участвовал и однотипный с "Нанива" крейсер "Такачихо".

Среди кораблей своей серии только "Мацусима" имел отремонтированные в очередной раз котлы, позволявшие развивать полную мощность. Головной "Ицукусима" и только что вошедший в строй с недоделками именно котлов "Хасидате" похвастаться исправностью котлов накануне войны не могли. Так "Мацусима" стал флагманским кораблём адмирала Ито.

17 сентября 1894 г. крейсер участвовал в сражении возле устья р. Ялу. Точного местонахождения противника японцы не знали. [32] Строй "кучек", для воплощения которого создавались все три корабля серии, не пригодился. Моряки исписали ворох бумаг, обосновывая преимущества очередной тактической находки, судостроители потратили тысячи тонн материалов на создание оригинальных крейсеров. Адмирал Ито, зная об истинных скоростных качествах своих кораблей, поступил согласно велению здравого смысла и действовал по обстановке.

"Мацусима" предназначался идти концевым в строю обратного клина и прикрывать атакующих "Ицукусиму" с "Хасидате" с кормы. Единственный из троих имея исправные котлы, он в начале боя возглавил кильватерную колонну главных сил. Кораблём командовал капитан 1 ранга Омото. За ним шли крейсера "Чиода", "Ицукусима", "Хасидате", устаревшие броненосец "Фусо" и канонерская лодка "Хией".

Белый корпус флагмана и мачта с двумя хорошо различимыми марсами облегчали противнику прицеливание. Впереди в кильватер шли четыре крейсера летучего отряда, получившие боевое крещение при Асане. По свидетельству капитана Мак-Жиффина с китайского броненосца "Чен Иен", на дистанции около 5 миль японцы перестроились из кильватера в линию фронта, шли так несколько минут, затем вернулись к первоначальному построению. [9]

Перед боем лишний рангоут на "Мацусиме" убрали. Для защиты от обломков рангоута и осколков, как и на других кораблях, применяли растянутые тенты, сетки из троса и коечные сетки. Примерно в 12 ч 05 мин японцы определили силы противника. В 12 ч 30 мин их скорость равнялась 10 узлам, а в 12 ч 45 мин - уже 14. Последней броненосец "Фусо", с его изношенными механизмами, и смолоду не развивал. Крейсера "Ицукусима" и "Хасидате", имевшие постоянные проблемы с котлами, также утеряли возможность перемещаться контрактным полным ходом.

Вероятно, именно в это время японская эскадра разделилась на два отряда, основным отличием которых стала скорость: главные силы продолжали идти на 10 узлах, а соединение Тзубоя увеличило ход до 14-16 узл. Судя по результатам сражения, вариант взаимодействия групп кораблей с разными скоростями мог отрабатываться на предвоенных учениях. Маневр охвата медленно передвигавшегося противника для создания постоянного огневого перевеса издавна был известен в Азии и Европе.

Между 12 ч 20 мин и 12 ч 50 мин флагманский броненосец противника "Тинг Иен" с дистанции 30 каб. произвёл первый залп из 12-дм орудий. Китайские корабли один за другим начинали стрельбу, в основном из носовых пушек. Они пытались идти фронтом, что считалось разумным как таранной тактикой, так и принципом сосредоточения сил. Японцы открыли ответный огонь из 152- и 120-мм орудий позднее, с дистанции около 15 каб. от центра китайской линии, после последовательного поворота на 8 румбов влево, когда смогли ввести в действие артиллерию правого борта. Они не допустили опасного сближения с противником - стали уклоняться от атаки его сильного центра с двумя броненосцами и напали на более слабый правый фланг.

Главный отряд японцев вслед за летучим прошёл вдоль неприятельского фронта и обошёл его правый фланг, потеряв отставшей каплодку "Хией". Соединение Ито уже из пяти кораблей, возглавляемое "Мацусимой" и с концевым "Фусо", вступило в бой с подошедшими наконец крейсерами "Пип Иен" ("Ping Yuen", 2100 т, броненосный, 1890 г.), "Кван Пин" ("Kwang Ping", 1000 т, лёгкий, 1891 г.) и бросившимися им на поддержку миноносцами. До этого момента "Мацусима" существенных повреждений не имел. Атаку миноносцев удалось отразить.

Открыв огонь по "Пин Иен", "Мацусима" сблизился с ним до расстояния 1,5 каб. и продолжал сходиться, пока не разошёлся с ним до 6,5 каб. В 14 ч 34 мин он получил попадание 259-мм снаряда с китайского крейсера, который пробил небронированный борт, убил четырёх человек у кормового надводного торпедного аппарата левого борта, прошел через подшкиперскую, пробил цистерну для масла и, ударившись о барбет орудия главного калибра, разбился вдребезги (как потом выяснили японцы, снаряд оказался начинён цементом). Эта граната пролетела очень близко от снаряжённой торпеды Уайтхеда, попадание в которую могло вызвать взрыв и нанести серьёзный ущерб. В свою очередь, японцам удалось подбить единственное крупнокалиберное орудие "Пин Иен".

Сохранившие боеспособность китайские корабли продолжали сражаться, окружённые противником. Им на поддержку шли броненосцы "Тннг Иен", "Чей Иен", крейсера "Тсай Иен" ("Tsi Yuen", 2 300 т, бронепалубный, 1883 г.) и "Квап Кай" ("Kwang Kai", 1 290 т, лёгкий, 1891 г.). Ито, не сумев уничтожить противника, но ослабив его, чтобы не оказаться между двух огней, вынужден был выйти из боя с "Пин Иен" и "Кван Пин". Его корабли последовательно повернули вправо против неприятельских броненосцев, снова пытаясь обойти их с правого фланга.

Завершив маневр, отряд обстрелял уже горевший после столкновения с летучей эскадрой лёгкий крейсер "Ян Вей" ("Yang Wei", 1350 т, 1881 г.) и продолжил движение навстречу броненосцам. "Ян Вей", объятый пламенем, вышел из-под огня. Корабли Ито, возглавляемые "Мацусимой", открыли огонь па контркурсах по подошедшим раньше своих броненосцев крейсерам "Тсай Иен" и "Кван Кай", нанесли им повреждения и вынудили выйти из боя.

Броненосцы "Чен Йен" и "Типг Йен" не стали атаковать вражескую канлодку "Акаги", посчитав, что сил для её уничтожения и без них достаточно. Они повернули вправо и пошли строем фронта на выручку крейсерам "Пин Иен" и "Кван Пип", сражавшимся с главными японскими силами. Корабли Ито, войдя в огневой контакт с броненосцами противника, встретили достойное противодействие и потеряли флагман, покинувший строй для устранения повреждений.

"Мацусима", сражаясь с броненосцами, пострадал ещё сильнее, чем в бою с броненосным крейсером "Пин Йен". 305-мм снаряд с "Чей Иен" попал в его батарею, сбил четвертую 120-мм пушку со станка и, разорвавшись, поджёг боезапас, уложенный на палубе. Стоявшего рядом артиллерийского офицера разорва ло на куски. Два 120-мм орудия крейсера вышли из строя. Корабль сильно накренился, на нём показалось пламя.

Лишённый бортовой брони, поперечных переборок между батарейными орудиями, "Мацусима" оказался беззащитным против броненосцев противника, для борьбы с которыми и строился. Ведя бой, экипаж продолжал бороться с огнём и водой, музыканты заняли места у орудий взамен выбывшей прислуги.

Огонь полыхал в нижней палубе, как раз над крюйт-камерой, где в это время находились заведовавшие ею артиллерийский унтер-офицер и матрос. Броня над крюйт-камерой от удара снаряда треснула, и через щели они увидели огонь. Пришлось снимать одежду и заделывать ей трещины в палубе сверху. "Мацусима" оказался спасённым от взрыва.

Несмотря па то, что более трети личного состава верхних боевых постов крейсера выбыло из строя, оставшиеся смогли справиться с пожаром. Множество других попаданий серьёзных повреждений не принесли и немедленной гибелью не грозили.

От 15 ч 30 мин до 15 ч 40 мин "Мацусима", получивший серьёзные повреждения, понёсший наибольший среди японской эскадры урон в личном составе, вышел из строя и направился своим ходом в Куре для ремонта. Крейсеру повезло, что из 13 попаданий [35], в том числе четырёх 305-мм снарядами, ни одно не привело к пробоине в районе ватерлинии и затоплению внутренних отсеков.

В этом бою потери экипажа составили 2 офицера и 33 матроса убитыми, 5 офицеров и 71 матрос ранеными [5]. По данным X. Вильсона - 57 убитыми и 54 ранеными или соответственно 35 и 78. [35] Из-за недостатка места в лазарете, к тому же пострадавшем от взрыва патронов 120-мм орудий, раненые укладывались в корме в проходе между офицерскими каютами.

Адмирал Юко Ито перенёс свой флаг на шедший четвертым и наименее пострадавший "Хасидате". По современным данным, это событие произошло в 20 ч 00 мин, то есть уже после окончания боя. [35] В.К. Витгефт считал перемещение флагмана свидетельством того, что в бою часть шлюпок "Мацусимы" уцелела. Даже при удачной швартовке кораблей бортами их завалы существенно усложнили бы переход адмирала. В любом случае, для этого обоим следовало на время выйти из боя. Поданным В.К. Витгефта, "Мацусима", "Хасидате", корвет "Хией" и канлодка "Акаги" выходили из линии и прекращали бой на 1,5 часа. [5, 9]

Из рапорта командира "Мацусимы" следует, что 320-мм орудие крейсера стреляло три или четыре раза следующим образом. 12 ч 58 мин, первый выстрел, снаряд пролетел над "Тинг Иен". 14 ч 26 мин - второй снаряд попал в носовую часть "Чей Иен". По донесению лейтенантов Епанчина и Шульца 2-го, японцы (вероятно, с "Ицукусимы" - А.Б.) один раз попали 320-мм снарядом в надстройку "Чей Иен". Наши современники считают, что ни броненосцы, ни другие китайские корабли попаданий 320-мм снарядами не получили. Третий (или четвёртый) выстрел снова дал перелёт. Сразу после этого корабль поразили два 305-мм снаряда с "Чеп Йен", которые вывели его барбетную ар-тустаповку из строя: один из осколков повредил гидросистему, рычаг открывания затвора 320-мм орудия оказался деформирован. [35] Орудие, не имевшее резервных ручных приводов, оказалось бесполезным грузом. Поединок французской, не лучшим образом защищенной сверхпушки с германскими 305-мм орудиями и 356-305-мм бронёй выиграли немцы. По сведениям мичмана русского флота Ржевусского, крейсер "Мацусима" получил следующие повреждения по правому борту. В начале боя один снаряд попал в барбет 320-мм орудия, развёрнутого вправо па 130°, и раскололся. Его осколки в нескольких местах пробили верхнюю палубу, кожух дымовой трубы и сбили прожектор с площадки между полубаком и барбетом. Малокалиберный снаряд повредил станок 320-мм орудия, снёс со станка одноствольную пушку Готчкисса и отбросил её к мачте. Осколки снаряда и сбитая артустановка пробили правый контрфорс мачты, повредили палубу и шлюпки.

Следующий снаряд пробил борт возле правого запасного якоря, сбил буксирный кнехт и повредил палубу. Ещё несколько малокалиберных снарядов Готчкисса пробили борт в разных местах. С левого борта один малокалиберный снаряд пробил машинный вентилятор и дымовую трубу, второй - также пронзил трубу насквозь, другой - пробил борт и разбил палубу в районе адмиральского помещения. Очередной снаряд пробил борт, водонепроницаемую переборку между отсеками, убил 4 человек возле левого торпедного аппарата, пролетел в дверь машинного кожуха и пробил масляную цистерну. Новым попаданием второе с носа 120-мм орудие сбило со стайка, повредило паровые магистрали, шедшие по батарейной палубе, кожух дымовой трубы и борт у полупортика. Осколки во многих местах повредили палубу. Очередной снаряд, пробив левый борт и палубу, упал по правому.

Следующее попадание нанесло наибольший ущерб. Осколки снаряда, разорвавшегося в районе первого носового 120-мм орудия батарейной палубы, попали в приготовленные к выстрелу патроны (10-15 штук), которые сдетонировали. В месте взрыва батарейная палуба прогнулась вниз, а две верхние - выгнулись вверх. Обломки ростр, люков и запасного рангоута разбросало так, что их после боя находили па юте, переброшенными через боевую, штурманскую рубки, дымовую трубу и мачту. Шпиль при взрыве подскочил примерно па 0,9 м, носовой прожектор оказался разбитым, бимсы, болты крепления палуб изогнулись. Некоторых раненых, находившихся в лазарете неподалёку на перевязке, искалечило. Как считали японские офицеры, наибольший урон и повреждения крейсер понёс в конце боя. Согласно данным мичмана Ржевусского, "Мацусима" потерял в бою 45 человек убитыми и 80 ранеными.

По сведениям нашего времени, после двух 305-мм снарядов с "Чен Иен", выведших из строя орудие главного калибра, позднее (в 15 ч 26 мин или от 15 ч 00 мин до 15 ч 50 мин, по разным источникам) "Мацусима" получил ещё два 305-мм попадания с этого же броненосца в левый борт на уровне нижней палубы. Один из 12-дм снарядов прошёл, неразорвавшись, через оба борта и упал в море, другой ударился в щит 120-мм орудия № 4 батарейной палубы и разорвался. Приготовленные к выстрелу, лежавшие рядом патроны сдетонировали.

Взрыв повредил обе палубы и вызвал большой пожар. Из экипажа, состоявшего примерно из 400 человек (с учётом офицеров штаба), 28 человек после этого взрыва погибли и 68 оказались ранеными. Из десяти 120-мм орудий, установленных по древней традиции парусного флота в батарейной палубе вплотную друг к другу, без броневых продольных и поперечных переборок, неповреждёнными остались шесть. [35]

Придя в Куре, крейсер ремонтировался в течение 26 суток. Повреждённые участки палуб демонтировали, наложив в качестве заплат железные листы. Пробитые борта и кожух дымовой трубы починили аналогично. Погнутые бимсы батарейной и жилой палуб, сбитый буксирный кнехт, разбитые прожекторы заменили новыми. Паровые магистрали в батарейной палубе восстановили и проверили в действии. Пробоины в шлюпках заделали свинцовыми листами на гвоздях. Шпиль водрузили на своё место, ростры и ростерные сетки починили, частично заменив новыми. Станок 320-мм орудия исправили. Первое носовое левое 120-мм орудие со станком сняли, оставив временно без замены и сделав заказ на изготовление нового. Второе 120-мм орудие левого борта и правое одноствольное Готчкисса установили на новые станки.

Во второй половине октября (в ноябре [35]) отремонтированный "Мацусима" смог присоединиться к главным силам, участвовать в конвоировании последних транспортов с войсками, обстрелах укреплений Порт-Артура, Вей Ха Вея и перестрелках с неприятельскими кораблями. 7 февраля 1895 г. в бою с береговыми батареями крейсер получил два попадания. Первый снаряд уничтожил его штурманскую рубку и повредил дымовую трубу. Второй разорвался над броневой палубой в районе торпедного аппарата, предварительно якобы пролетев через машинное отделение и минный погреб, а затем отскочил вверх. Последнее у X. Вильсона вызывает сомнение схожестью с попаданием при Ялу (также в районе торпедного аппарата). [9] Интересно и другое: чтобы попасть в машинное отделение или минный погреб, надо предварительно пробить угольные ямы и броневую палубу. Получается, что снаряд перед разрывом дважды прошёл через броневую палубу. Других данных о повреждениях и потерях "Ма-цусимы" за последний период войны не приводится.

Война с Китаем стала звёздным часом для всех трёх крейсеров серии. Самые большие по водоизмещению среди японских кораблей того времени, с 320-мм орудиями, корабли вселяли надежду. Они честно испол| нили свой долг, но оказалось, что к дефектам котельной установки следует добавить низкую эффективность орудий главного калибра и полную беззащитность даже от средне- и малокалиберной артиллерии, не говоря о тяжёлой.

Уязвимость "Мацусимы" в бою, с одной стороны, и высокая устойчивость к многочисленным попаданиям китайских броненосцев, с другой, убедили японцев, что для эскадренных сражений три чудо-корабля французской постройки непригодны. Для крейсерских операций, маневров с охватом, какие показали корабли Тзубоя, им не хватало мощности котельных установок и скорости.

29 ноября 1897 г. неподалеку от о. Сикоку броненосец "Фусо" сильным ветром сорвало с якоря. Крейсер "Мацусима", вероятно, пытавшийся оказать помощь, неудачно сманеврировал и протаранил дрейфовавший корабль, который, видимо, не мог сразу дать ход. "Фусо" затонул, успев добраться до мелководья около Ниихамы. Таран, громоздкая и неизбежная принадлежность кораблей того времени, в очередной раз выполнил своё предназначение, по против своего броненосца. Больше "Мацусима" с собратьями его не применяли, а пользовались артиллерией.

21 марта 1898 г. "Мацусиму" перевели в разряд крейсеров 2 класса.

В те годы морские страны владели по всему свету т.п. системой станций (на чужой, арендованной территории, или на собственной). Там их корабли могли пополнять запасы и отдыхать в промежутках между походами. Особенный интерес у стационеров вызывали боевые действия между кем-либо. События испано-американской войны оценивались морскими министерствами не только по официальным отчётам враждовавших сторон, но и по докладам с мест событий собственных наблюдавших кораблей-стациоперов. 9 мая 1898 г., после первомайского сражения при Кавите, в Манилу пришли английские крейсер "Иммоталайт" и канонерская лодка "Липнет", французский крейсер "Брюкс" и японский крейсер "Аки-цусима". Вскоре на посту стационера-наблюдателя "Аки-цусиму" сменил более внушительный "Мацусима". 27 июня 1898 г. "Мацусима" покинул Манилу и совершил переход в Гонконг. По докладу командира крейсера, обстановка там изменилась мало: испанцы продолжали оборонительные работы, а воевавшие с ними повстанцы находились в 3 км от города, где стал остро чувствоваться недостаток продовольствия. В Маниле продолжали оставаться четыре английских и пять германских кораблей. В 1897-99 гг. корабль ещё носил на мачте, поддерживаемой контрфорсами, боевые марсы. В этой части его модернизировали уже после головного крейсера, оставив один лёгкий марс для наблюдателей, а вместо контрфорсов установив лёгкие ванты. Вероятно, тогда же или несколько позднее усовершенствовали ходовой мостик крейсера.

Весной 1900 г. крейсер 2 ранга "Мацусима" (355 чел.), стоявший в ремонте и резерве в Сасебо, участвовал в больших апрельских манёврах японского флота. На время учений его причислили к блокирующей эскадре и назначили флагманским кораблём контр-адмирала Тсупода (младшего флагмана). Корабль действовал па протяжении всех манёвров, участвовал в высочайшем смотре (завершившем второй этап учений с 25 по 30 апреля).

В 1899 г. в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание (ихэтуапи - отряды справедливости и согласия). Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Италия, Россия, США и Япония организовали интервенцию в страну. В 1901 г. восстание подавили, хотя в отдельных районах сопротивление продолжалось и в 1902 г. Крейсер "Мацусима" в 1900-1901 гг. принимал участие в международной интервенции в Китай, находясь в водах возле северных провинций и прикрывая транспорты с войсками, шедшие из Нагасаки в Циндао.

Вернувшись домой, корабль прошёл капитальный ремонт на верфи в Сасебо, во время которого в феврале 1901 г. его огпетрубпые котлы заменили на водотрубные Бельвиля (в 1903 г. [36]). Прежние огие-трубпые котлы но конструкции и исполнению оказались не лучшими, а за время эксплуатации доставили экипажам всех трёх крейсеров серии немало хлопот.

При Ялу корабли типа "Мацусима" оказались среди японской эскадры самыми большими по водоизмещению, но из-за сравнительно низкой скорости не смогли поддержать маневром летучий отряд. Крейсера Тзубоя, построенные в Англии и Японии, также оснащённые огнетрубпыми котлами, ходили быстрее.

К началу века корабли типа "Мацусима" прослужили менее 10 лет и уступали всего треть в водоизмещении многим новейшим бронепалубным крейсерам 1 ранга, превосходя в этом аналоги 2 ранга. На фоне новой готовящейся войны японцы не захотели мириться с их тихоходпостыо и отказами котельных установок, решившись на трудоёмкую и дорогостоящую смену котлов. При этом они рассчитывали повысить надёжность и увеличить давление вырабатывавшегося пара (при росте мощности машин), снизить вес котолов. Выигрыш в весе оказывался во многом условным, так как водотрубные котлы в среднем требовали и больше топлива. Зато они быстрее выходили на режим номинальной мощности. Подобную замену котлов (на систему Бабкок-Вилькокса, Babcock & Wilcox) провели, например, американцы на броненосце "Индиана" в 1904 г. Для японцев же подобные работы способствовали совершенствованию собственной судоремонтной базы.

На "Мацусиме" восемь новых котлов системы Бельвиля с экономизаторами (экономайзерами) заняли место прежних шести, разместившись группами по четыре в носовом и кормовом котельных отделениях. Пар, вырабатывавшийся ими, теперь имел давление 17 кг/см2 (против прежних 12). Экономизаторы внедрялись для сбережения тепла за счёт утилизации газов, покидавших топку. Они покрывались сажей, для их чистки приходилось останавливать котлы, по по мере освоения прижились на флотах.

Площадь полной нагревательной поверхности котлов Бельвиля па "Мацусиме" теперь составила 1241,2 м: (против прежних 1418), из которых 409,2 м2 приходилось па долю экономизаторов. Площадь их колосниковых решёток при этом увеличилась незначительно - с 36,18 до 39,82 м2 (оказавшись несколько меньшей, чем у головного корабля).

Общий вес котлов, как и полный запаса воды в них, уменьшился соответственно с 214,65 до 149,6 и с 91,53 до 11, 81 т. Экономия составила 144,77 т. При сохранении неизменным веса машин с водой в системе, полный вес машин и котлов с водой "Мацусимы" после модернизации оказался равным 439,11 (как и у "Ицукусимы"). [35]

После замены котлов корабль вошёл в состав 4 учебного отряда для навигационной и артиллерийской подготовки курсантов. Его место у ремонтного причала занял "Ицукусима". 320-мм пушка крейсера позволяла готовить командиров орудий и для броненосцев. Конечно, управление ею к тому времени оказалось чрезмерно трудоёмким, отнимающим много времени. У курсантов даже появилась поговорка: "Пока сделаешь одни выстрел, и день пройдёт". Механизм компенсации отдачи, дававший сбои почти при каждом выстреле, также не удалось усовершенствовать. [35]

В справочниках времён русско-японской войны приводились данные о замене па крейсерах типа "Мацусима" 12,6-дм орудий Капе на более эффективные 8-дюймовые 45-калиберные. [5, 1904, 1906 гг.] Такие стояли на броненосных крейсерах "Ниссин" и "Ка-суга". Со временем ошибочная информация уже как бесспорный факт перекочевала в поздние издания. На основании тех же справочников за 1909 г. и имеющихся послевоенных фотографий можно отметить, что главный калибр на этих кораблях остался неизменным.

Вероятно, при капитальных ремонтах крейсеров типа "Мацусима" возникла идея установить в их барбетах по одному новому скорострельному орудию взамен прежних, устаревших и ненадёжных в эксплуатации. Разместить два 203-мм орудия на том же месте не позволяла конструкция центральной бронированной трубы подачи боеприпасов, имевшей диаметр, втрое меньший чем барбет. Она жёстко связывалась с набором корпуса вплоть до трюма и переделке не подлежала. Для хранения других зарядов и снарядов виделось нетрудным переоборудовать погреба, как и систему их подачи внутри трубы (по для одного ствола).

Новое скорострельное 8-дм 44,6-калибериое (45) орудие Армстронга обладало бесспорными преимуществами перед 12,6-дм пушкой Капе: унификация с принимающимися на вооружение образцами, скорострельность около 2 выстрелов в минуту и собственный вес всего 20 т. Его 113,4-кг снаряд выбрасывался 24,95-кг зарядом с начальной скоростью 762 м/с, развивал у дульного среза энергию в 32371,6 кДж и пробивал 663 мм кованого железа. 203-мм орудие в барбете можно было сбалансировать. Более тяжёлые 254- или 305-мм орудия для замены не предполагались.

Но оставались получавшиеся в результате экономии 45 т веса в носовых оконечностях для "Ицуку-симы" с "Хасидате" и в кормовой - для "Мацусимы". Скомпенсировать её за счёт новых более лёгких водотрубных котлов, размещавшихся намного ближе к миделю, чем барбетпые орудия, и за счёт балласта в трюме не получалось.

На "Ицукусиме" и "Хасидате" центр тяжести котлов располагался относительно миделя ближе к носу, как и центр тяжести барбетной установки. И новые котлы и новые главные орудия уже не смогли бы уравновесить машин, среднюю артиллерию и её боезапас, массы которых оставались без изменений. Принимать балласт пришлось бы в основном за счёт помещений носовых артиллерийских и минных погребов, и так не очень просторных в узких крейсерских корпусах обоих кораблей.

На "Мацусиме" центры тяжести котлов и барбетной пушки располагались по разные стороны от миделя. Но и для этого крейсера экономия 144,77 т веса котлов меньше влияла на дифферент, чем ожидаемое 45-т снижение массы главного орудия. Разместить компенсирующий балласт в кормовых погребах, рядом с которыми проходили валолинии, оказывалось на "Мацусиме" ещё труднее, чем на его собратьях. Конечно, в преддверии новой войны хотелось перевооружением повысить огневую мощь трёх крейсеров, по проект оказался неосуществлённым (возможно, из-за недостатка времени).

После того, как па "Ицукусиме" и "Хасидате" сменили котельные установки, "Мацусима" в составе 4-го отряда совершил полугодичное плавание. В 1902 г. крейсер прошёл капитальный ремонт. Перед новой войной его главная и средняя артиллерия осталась прежней, а малокалиберная состояла из двух 75- и пятнадцати 47-мм орудий. Вероятно, тогда 120-мм орудия "Мацусимы" перераспределили между палубами: в батарейной оставили средние и концевые (по три па борт), а стоявшие между ними смонтировали уровнем выше, па местах 47-мм - в бортовых спонсонах под палубой полубака, в районе дымовой трубы и миделя.

Освободившиеся пушечные порты заделали, а оставшимся сохранили прежнюю квадратную форму.

В середине июля 1901 г. у западного берега о. Кюсю японский флот провёл морские учения, в которых принимали участие корабли порта Сасебо и Такесикской морской станции у о. Цусима. В апреле 1903 г. большие манёвры повторились. Корабли 4-го учебного отряда также в базе не застаивались. Плавания и отработка задач боевой подготовки продолжались до начала боевых действий.

В конце декабря 1903 г. Постоянную эскадру расформировали и вместо неё организовали три, составившие Соединённый флот. Вице-адмирал С. Катаока, готовившийся к войне в базе Сасебо, назначался командующим третьей эскадры.

Перед новой войной крейсера типа "Мацусима" опять встали в строй. Они вместе с броненосцем "Чен Иен" и авизо "Яйеяма" вошли в состав пятого боевого отряда третьей эскадры Соединённого флота. Эскадра базировалась в Кобе и в порту Такесикской станции. Перед её кораблями ставились задачи охраны Корейского пролива и конвоирования транспортов с войсками. С русским флотом вице-адмирал Того рассчитывал справиться силами первой и второй эскадр, сконцентрированных в Сасебо.

Вечером 5 февраля 1904 г он получил указ императора с предписанием начать военные действия, в полночь провёл совещание флагманов и командиров, а утром 6-го вывел в море флот из 6 броненосцев, 14 крейсеров, миноносцев и транспортов. 7 февраля у о. Сингль к Чемульпо отвернул отряд контр-адмирала Урну из 5 крейсеров, 1 авизо, 8 миноносцев и транспортов с десантом. 8 февраля после полудня Того подошёл к о. Роунд, а в 18 ч на флагманском броненосце "Микаса" поднялся сигнал о начале операции. Миноносцы устремились к Порт-Артуру атаковать русскую эскадру, а флот - к островам Эллиот. Перед ним в качестве дозора шли миноносцы, направлявшиеся к заливу Талиенван.

При чтении о разделении минных сил между Чемульпо, Порт-Артуром и Талиенваном (Дальним) возникает мысль о бесполезности и даже вредности для японцев подобного действия. Вместо того, чтобы ночью всеми имеющимися миноносцами атаковать русские корабли на рейде Порт-Артура, как это многократно и отрабатывалось на предвоенных учениях. Того, получается, вопреки здравому смыслу нанёс разрозненный удар. Никто не заставлял японцев в своей официальной версии писать о том, как Того, удостоверившись по последним известиям, что русские корабли находятся в Порт-Артуре и Чемульпо, издал приказ с инструкциями каждому судну.[24] Разведка могла представить ложные сведения, русский флот мог не оказаться в Порт-Артуре. Тогда его следовало искать, а не наносить равномерный миноносный удар по трём направлениям - главному, малозначительному и в пустоту.

Занявшись строительством флота по европейскому образцу, японцы стали усердно скрывать общими фразами и откровенной дезинформацией любые сведения, которые, по их мнению, мог использовать вероятный противник. Так было в войне с Китаем и после неё, во время учений. Досадной "ошибкой" Того с разделением миноносцев японцы в официальной истории замаскировали на редкость малорезультативную ночную атаку стоявших тесным строем русских кораблей, не имевших установленным ни бонового портового, ни даже индивидуального сетевого заграждения.

Утром 9 февраля на рейде оставалось много всплывших, прошедших мимо цели и неразорвавшихся торпед. Вероятно, в первой атаке при Порт-Артуре участвовало больше миноносцев, чем принято считать по официальным японским данным. А в дозор к Талиенвану их могло пойти гораздо меньше. По официальным же данным, победа почти удалась: 10 нападавших миноносцев (истребителей, из которых 2 отстали и безрезультатно атаковали позже), всего лишь 16 выпущенных торпед и целых три поражённые цели. Свои потери, конечно, минимальны - миноносец "Ширакумо", да и то по записям позднее погибшего командира "Акацуки", который, по праву очевидца и участника, заодно посетовал на торпеды, запутавшиеся в сетях русских кораблей из-за негодных устройств для их прорезания. [1]

Из утреннего боя осторожный Того уже в 11 ч 45 мин поспешил уйти. Обещанного решительного сражения, как и блестящего блицкрига, не получилось. Приходилось приступать к блокадным операциям со всеми трудностями и потерями затяжной войны. В такой обстановке любые силы оказывались полезными, даже корабли резервной третьей эскадры. С этого времени крейсера типа "Мацусима" стали активными участниками боевых действий. Им пришлось нести дозорную службу в Корейском проливе и заливе, у берегов Порт-Артура, конвоировать транспорты с десантом и даже участвовать в сражениях линейных сил. [7, 12-14, 16, 19, 22,24,26-31]

На 6 февраля 1904 г., когда крейсер "Мацусима" со своим отрядом пришёл из Куре в Такесики, им командовал капитан 1 ранга Рейдзиро Кавасима. Из Такесики корабль, пополнив запасы, вышел в район дозора в Корейском проливе. Для обеспечения высадки сухопутных частей на побережье Квантунского полуострова (русское название юго-западной части Ляодунского п-ова) к 1 мая главные силы японского флота стали базироваться на островах Эллиот.

5 (4) мая 1904 г. в районе бухты Эитоа возле Бицзыво с первой группы транспортов началась высадка частей 2-й армии генерала Оку. В состав сил их непосредственного прикрытия входили корабли третьей эскадры под командованием вице-адмирала С. Катаока. Вслед за 2-й армией должна была высаживаться 3-я армия генерала Ноги, предназначавшаяся для осады Порт-Артура.

По японским данным, 17 июня "Мацусима" и "Чен Иен" направились от Сапшандао к мысу Пинг-Ту-Тау для поддержки своих миноносцев, но противника не встретили.

К 23 июня "Мацусима" и "Чей Иен" находились в бухте Керр. Ими и отрядами миноносцев в этом районе командовал С. Катаока. В 9 ч 30 мни адмирал получил приказ миноносцами беспокоить противника. Корабли 5 боевого отряда участвовали в бою с русской эскадрой 23 июня. Японские дозорные миноносцы препятствовали действиям русского тралящего каравана, были атакованы крейсером "Новик" при поддержке миноносцев и отошли под защиту броненосца "Чей Иен" и крейсера "Мацусима", державшихся мористее. По другим данным, "Мацусима" также вёл огонь по тральщикам. [26] После 17 ч, когда главные силы противников сходились па пересекающихся курсах, корабли 5 отряда и миноносцы двигались между русской эскадрой и квантунским берегом. [24, 30]

26 июня "Мацусима" и его отряд встречался с русскими кораблями возле бухты Луваптап.

5 июля в 4 ч 20 мин "Чей Иен" и "Мацусима" подошли с запада к о. Кэп на расстояние около 5 миль. Заметив в стороне бухты Тахе русские корабли "Новик", "Гиляк", "Гайдамак" и "Всадник", они в 4 ч 30 мин с дистанции 12000 м открыли по ним огонь. В 5 ч 15 мин "Мацусима" и "Чен Иен" пошли к рейду островов Эллиот.

26 июля "Мацусима" снова участвовал в боевом соприкосновении с противником возле бухты Луван-тан. 8 августа 5 отряд имел столкновение с крейсером "Новик", канонерскими лодками "Бобр", "Гремящий" и миноносцами, обстреливавшими японские сухопутные части.

К 10 августа силы отряда оказались разделёнными: "Мацусима" вместе с "Хасидате" находились в бухте Сихау, "Чен Иен" с броненосными крейсерами "Ниссин" и "Касуга" в море вблизи Порт-Артура, а "Ицукусима" с "Идзуми" у островов Эллиот.

В 12 ч 20 мин, когда начался огневой контакт между главными силами, корабли 5 японского боевого отряда шли параллельно русской эскадре на дистанции 80-85 каб. После первого столкновения русские в двух кильватерных колоннах уходили к Корейскому проливу, Того их догонял, находясь сзади и справа, а 5-й боевой отряд, усилившись крейсером "Идзуми", шёл севернее.

Когда после второй фазы боя русские корабли стали отходить к Порт-Артуру или прорываться, корабли 5 отряда при поддержке крейсера "Асама" сделали попытку помешать этому и в районе 18 ч 50 мин имели перестрелку с "Аскольдом", флагманом крейсерского отряда. Огонь русских броненосцев, в частности, с "Пересвета", с дистанции около 25 каб. заставил "Ма-цусиму" и другие японские корабли уйти с их курса. С наступлением сумерек 10 августа "Мацусима" получил приказ идти на юг и по возможности доложить командующему о местонахождении противника, в то время как "Хасидате" и "Чен Иен" под командованием адмирала Хихоачи остались между Эпкаунтер Рок и Пинг-Ту-Тау, продолжая наблюдеЕше.

12 сентября адмирал Катаока получил приказ направить крейсер "Мацусима" в Чемульпо для охраны.

После падения Порт-Артура корабли пятого боевого отряда третьей японской эскадры получили передышку и смогли по возможности отремонтироваться. В начале февраля "Мацусима" пришёл в Сангарский пролив для поддержки кораблей адмирала Симамуры. Они несли дозор в проливах вокруг о-вов Хоккайдо и Купашир: Сангарском (Цугару), Лаперуза, Измены и Екатерины. Особенно трудным было плавание во льдах возле Кунашира, в условиях морозов и снегопадов. 2 февраля "Мацусима" пришёл в Хакодате и, пополнив запасы, начал крейсировать в восточной части Сангарского пролива. Уже с 12 февраля Сима-мура получил новое подкрепление.

25 февраля "Мацусима" сменил в заливе Сиранука дозорный крейсер "-Якумо". Одновременно его командир капитан 1 ранга Окуномия получил приказ Симамуры не упустить замеченный к северу от о. Кунашир, затёртый льдами пароход. Но льдины всё больше набивались и в залив, где па якоре стоял крейсер. Его и так уже развернуло кормой к берегу, что в условиях обрыва якорной цепи грозило выбрасыванием на сушу. 28 февраля приплывшая с носа большая ледяная глыба сначала застряла по правому борту между штевнем и якорь-цепыо, затем оборвала последнюю под водой, сделала несколько вмятин в обшивке в районе таранного отсека и вдоль борта по ватерлинии, затем отломила лопасть правого винта. Окуномия доложил адмиралу о повреждениях, получил разрешение уйти на ремонт, не дожидаясь смены, и 1 марта привёл крейсер в Хакодате.

Устранение ледовых повреждений обшивки и воостаиовление винта "Мацусимы" в марте-апреле 1905 г. производились в Сасебо. [24, 35] Перед Цусимским сражением крейсером продолжал командовать капитан 1 ранга Окуномия.

27 мая 1905 г. после 8 ч утра, когда русские корабли подняли стеньговые флаги, крейсер "Мацусима" в составе своего отряда, вышедшего из залива Озаки, показался слева от них. Русские броненосцы навели на них носовые башни и орудия левого борта. После 10 ч 35 мин 5 отряд и подошедшие к нему миноносцы скрылись из виду.

В бою с русскими крейсерами арьергарда "Мацусима" открыл огонь по ним около 17 ч с дистанции 38 каб. За полчаса до этого его отряд выдержал скоротечный бой с прошедшей между сражавшимися крейсерами колонной русских броненосцев типа "Бородино". Когда в 17 ч 30 мин 5 отряд прекратил огонь и лёг на курс NO, "Мацусима" получил повреждение руля и покинул строй. После 19 ч 30 мин 5 отряд прекратил бой и пошёл па север, вскоре к нему присоединился "Мацусима". По японским данным, в бою на крейсере 1 матрос получил осколочное ранение.

Приняв посильное участие в сражении 27 мая, корабли 5 отряда в полном составе участвовали в обнаружении, сопровождении отряда Небо-гатова и присутствовали при его сдаче, а затем искали прорвавшиеся русские корабли. 28 мая около 5 ч утра возле о.Дажелет с крейсера "Светлана" и миноносца "Быстрый" справа увидели силуэты четырёх кораблей, опознанных как "Мацусима", "Ицукусима" и "Хасидате". Русские отвернули влево и, увеличив ход, оторвались от противника. Вечером того же дня у о. Дажелет принял неравный бой и героически погиб, отстреливаясь на оба борта, крейсер "Дмитрий Донской". В этом последнем эпизоде Цусимского сражения крейсера типа "Мацусима" и броненосец "Чен Иен" (как написано Н. Кладо по первым свидетельствам [5, 1906 г.]) участия не принимали.

30 мая, пополнив в Такесики запасы, наскоро починившись, "Мацусима" и корабли 3 эскадры начали Несение дозора в Корейском проливе.

14 июня "Мацусиму" с собратьями зачислили в новообразованные 8 боевой отряд 4 эскадры вице-адмирала Дева.

С 17 по 20 июня крейсер числился несущим дозор в Корейском проливе. С 19 июня он (в составе своих нового отряда и эскадры) вошёл в состав северной эскадры, предназначенной для захвата о. Сахалин.

20 июня "Мацусима" с 4 эскадрой пошёл в Оминато. Перед ним стояла задача несепия дозора в Сап-гарском проливе и у Курильских островов.

4 (или 5) июля 1905 г. в 9 ч "Мацусима" с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя 1 десантного эшелона.

6 июля крейсер с собратьями выбирали место высадки у берегов южного Сахалина и занимались тралением. Утром 7 июля у деревни Мерея началось десантирование, прикрываемое корабельной артиллерией.

14 июля корабли 4 эскадры Дева получили инструкции по обеспечению высадки па северном Сахалине. 20 июля в 6 ч они вышли из залива Читосе. Десант охраняли 40 кораблей, в том числе броненосные крейсера "Ниссин" и "Касуга".

24 июля при огневой поддержке корабельных пушек началась высадка пехоты севернее Арковскои долины.

27 июля 4 эскадра получила приказ, базируясь на Оминато, охранять Саигарский пролив от 42 до 45° северной широты. 29 июля в 14 ч корабли вышли из Александровича и 31 июля днём пришли в Отару.

24 августа 4 эскадре было приказано сдать дозор кораблям Того и с 6 отрядом истребителей перейти в Александровск для сторожевой службы в прибрежных водах.

25 августа в Хакодате "Мацусима" и "Хасидате" присоединились к пришедшим из Оминато "Ицукусиме" и "Окиносиме".

26 августа "Мацусима", "Хасидате" и "Окиносима" через Корсаковск (откуда вышли 29 августа) направились в Александровск, придя на пост 31 августа. В сентябре-октябре "Мацусима" вышел в Сасебо для ремонта. В высочайшем смотре на рейде Иокогамы он не участвовал.

20 декабря 1905 г. Соединённый флот был расформирован, и корабли вернулись к местам постоянной приписки. [7, 13, 16, 22, 24, 26-28]

С наступлением мира крейсера типа "Мацусима" снова стали учебными (в 1906 г. [36]). 25 января 1908 г. они под командованием контр-адмирала Ши-гетаро Иошимацу со 172 курсантами вышли из Йо-косуки и через Сянган (Гонконг), Сайгон, о. Пенанг, о. Цейлон, Джакарту (Батавию), Манилу совершили переход к о. Тайвань (Формозе). 27 апреля учебный отряд прибыл в Мако (северная часть Тайваньского пролива). На рассвете 30 апреля 1908 г. в гавани Мако в 04 ч 01 мин вахтенный офицер крейсера "Мацусима", совершая свой круговой обход, почувствовал запах дыма позади барбета главного орудия и увидел дым, выбивающийся из подъёмника. Примерно в 04 ч 05 мин он отдал приказ о подаче в погреб воды. Но в 04 ч 08-09 мин артиллерийский зарядный погреб взорвался. Корабль накренился на правый борт и затонул кормой. Его корпус лёг на грунт с крепом 16° (па тот же правый борт).

Потери экипажа оказались значительными, погиб 141 человек, среди которых было 32 курсанта. Из оставшихся в живых многие спаслись через большие квадратные иллюминаторы-окна и орудийные порты, всю службу досаждавшие экипажу из-за просачивания воды в штормовую погоду. Проведённое расследование показало, что причиной гибели корабля оказался взрыв порохового зарядного погреба.

Главный зарядный погреб крейсера содержал только коричневый порох (а не более чувствительный к внешним воздействиям бездымный), поэтому несчастный случай не причислили к разряду самопроизвольных (случайных) взрывов метательного вещества, а отнесли на счёт неправильных действий (ошибочных неумышленных или преднамеренных) одного или нескольких членов экипажа. [35]

При аналогичных обстоятельствах (взрыв артиллерийского погреба, вызванный возгоранием боезапаса) в Сасебо в ночь с 11 на 12 сентября 1905 г. затонул броненосец "Микаса". Следственная комиссия выявила для обеих катастроф ряд сходных факторов. Так судьба сблизила крейсер "Мацусима", воплотивший в себе некоторые важнейшие черты броненосца, и броненосец "Микаса", один из лучших в своём классе.

Карабли погибают не только в бою. Вечером 15 февраля 1898 г. на рейде Гаваны взорвался американский броненосец "Мэн". 14 января 1917 г. в гавани Йокосука погиб от взрыва носовых артиллерийских погребов броненосец "Цукуба".

Победитель при Ялу, Порт-Артуре и Вей Ха Bee, крейсер "Мацусима" внес большой вклад в присоеди-нии к Японии китайских о. Тайвань и архипелага Пэнху (Пэнхулендао, Пескадорские острова). В тех краях он и погиб уже в мирное время.

31 июля 1908 г. крейсер "Мацусима" исключили из списков кораблей японского флота. Позднее на месте гибели остатки его корпуса разобрали на металл.