Опыты стрельбы по палубной броне в Японии (Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1891 г.)

Во второй половине марта 1891 года, в Кваннонсаки, в Японии, были произведены опыты для определения действия изготовленных в Японии мортир по броневым палубам современных судов.

Стреляли из 28-см (11,02-д.) чугунной нарезной мортиры, заряжаемой с казенной части, и длиною в 9 калибров. Мортира эта изготовлена на пушечном заводе в Осака, по чертежам мортир, изготовленных фирмой Армстронг, Митчель и К", по заказу итальянского правительства. Заряд был в 9,5 кг (23,2 р.ф.) крупнозернистого пороха, изготовленного в Японии в прошлом году. Вес снаряда 217 кг (13,25 пуд.) и разрывной заряд в 9 кг (22 фунт.). Снаряды также изготовлены в Осака из охлажденного чугуна (местной руды).

Расстояние от щита было 3450 м (почти 19 каб.), и при этом требовался угол возвышения в 58°; соответствующий угол падения был 61°. При этих условиях и при начальной скорости снаряда в 218 м (715,2 фут.) средняя ошибка в дальности оказалась 41 м. (134,5 фута) и в направлении 8 м (26,2 фута).

Другая мортира была калибром в 24 см (19,45 д.), также нарезная, из чугуна, в 7 калибров длины. Изготовлена в Осака. Заряд пороха в 5 кг (12,2 фунт.); вес бомбы 122 кг. (7 п. 148 ф.); разрывной заряд в 5,825 кг (14,2 ф.). расстояние до щита 3250 м (почти 18 каб.). Угол возвышения 60°, угол падения 63°. Средняя ошибка в дальности 40 м (131 ф.) и в направлении 15 м (49 фут.).

Стреляли с форта, через узкий пролив, в щит, установленный на другом берегу пролива. Щит изображал собою часть броневой палубы, диаметральная плоскость которой приходилась перпендикулярно к линии огня. Длина щита, по направлению линии огня, составляла 18 м (59 фут.), что соответствует ширине каждого из трех строящихся для японского флота новых броненосцев для прибрежной обороны, водоизмещением по 4200 тонн. Ширина щита была в 5,26 м (17,3 фута). Щит сделан в три слоя палубной листовой стали завода Крёзо, каждый в 25 мм., прочно склепанной и имеющей, следовательно, толщину почти 3 дюйма.

Согласно программе опытов, можно было сделать до 50 выстрелов неснаряженными бомбами и до 50 снаряженными из каждого орудия.

В действительности было сделано из 28-см мортиры 30 выстрелов неснаряженными бомбами, из которых в щит попали два снаряда; снаряженных же бомб было выпущено 15, из которых попала только одна.

Из мортиры 24-см сделали 43 выстрела неснаряженными бомбами и 30 снаряженными; из первых попало в щит 3 бомбы, из вторых - одна.

Таким образом, из 45 снарядов 28-см мортиры попало 3 снаряда или около 7 %, и из 24-см мортиры попало 4 снаряда из 73, т.е. около 5 %.

Если бы этот щит представлял целую палубу броненосца, взамен части ее, то число попаданий было бы 23, или 20 % общего числа выпущенных снарядов. Результат этого почти одинаковый с полученным в Бухаресте несколько лет тому назад, когда при таких же условиях было получено 22 % попаданий.

Относительно пробиваемости снарядов, "Engeneer" сообщает, что все бомбы пробили щит и зарылись в грунт на глубину около 2 м. Неснаряженные бомбы обеих мортир свободно пробили оба нижних слоя броневой палубы и не произвели заметных трещин. Верхний слой обыкновенно был выгнут немного вниз в отверстия пробоин и около последних имел концентрическую трещину на расстоянии около 3 дюймов от окружности пробоины. Когда же бомба попадала в место над бимсом, в таком случае бывала сорвана значительная часть бимса. Вообще же щит оказался слишком слабым по сравнению с пробивающею силою снарядов.

Японские артиллерийские офицеры ожидали очень многого от своих снарядных трубок, которые сделаны ударными с запаздывающим действием, и полагали, что взрыв снаряженных бомб произведет громадное разрушение в щите. Но ожидания эти не оправдались, так как взорвавшиеся две бомбы предварительно зарылись в грунт; вследствие последнего обстоятельства, пробоины от снаряженных бомб мало отличались от пробоин других снарядов, и только часть палубы около отверстий была выгнута к верху под давлением взрыва внизу.

Листы стали для палубной брони оказались вообще удовлетворительного качества и не подвергались трещинам; но зато бимсы оказались слабыми, и они могли бы причинить много вреда для людей, если бы последние находились под палубою. Таким образом, ясно, что для бимсов под броневыми палубами следует употреблять сталь хорошего качества.

Что касается снарядов охлажденного чугуна, сделанных из японских железных руд, то они выдержали испытание превосходно. По поводу приведенного отчета об испытаниях палубной брони Японии журнал "Engeneer" замечает, что рассматриваемый вопрос о пользовании навесным огнем из береговых мортир против военных судов имеет чрезвычайно большое значение для Великобритании, которая должна изыскивать всякие средства для охраны своих угольных станций. В этом отношении мортиры представляют собой очень дешевое средство обороны, так как их нет надобности защищать броней.

Кроме того, в Англии имеется большой запас вуличских орудий старого образца, которые могут быть переделаны в мортиры, и большие склады бомб из охлажденного чугуна. Такие бомбы, как показали опыты в Японии, могут наносить существенный вред.

Переходя к результатам самих опытов, "Engeneer" сравнивает их с теми, которые были получены в Меннене в сентябре 1889 года, и приходит к заключению, что условия испытаний были очень близкие, с той лишь разницей, что немцы достигли 8 % попаданий, а японцы только 6 %. Кроме того, японские мортиры были немного меньше и легче, почему они ближе подходят к тем средствам, которыми располагает Англия. Если бы, замечает "Engeneer", угольные станции вооружить подобными мортирами, которые в состоянии давать до 20 % попаданий (в полных размеров корабельную палубу), то неприятельским судам было бы рискованно подходить даже на две мили к ним.

Что же касается недовольства японцев их разрывными трубками с замедленным действием, то "Engeneer" находит, что к такому недовольству нет никаких оснований, потому что при стрельбе по настоящим военным судам бомбы с подобными трубками будут производить надлежащее разрушительное действие.