Броненосные башенные лодки типа "Ураган"

 

В.И. Лысенок

 

В начале 1863 г. возникла опасность войны между англо-французской коалици­ей и Россией. Отсутствие на Балтийском море современного флота заставило рус­ское правительство принять срочные меры для защиты Финского залива и морских подступов к столице, так как деревянные винтовые канонерские лодки, спешно пост­роенные в период Крымской войны, не могли обеспечить береговую оборону, а за­казанные броненосные батареи (см. сбор­ник статей ''Первые русские броненосцы", Сп-б, 1999) еще находились в постройке.

Капитан 1 ранга С.С. Лесовский и ка­питан корпуса корабельных инженеров Н.А. Арцеулов, посланные в 1862 г, в Со­единенные Штаты Америки для изучения постройки броненосных судов, обратили внимание Морского министерства па бро­неносные лодки системы шведского инже­нера Эриксона с вращающейся башней, прообразом которых стал известный "Мо­нитор". В связи с этим министерство раз­работало так называемую "Мониторную кораблестроительную программу" 1863 г., предусматривавшую строительство 11 мо­ниторов (10 однобашенных и один двухбашенный).

По возвращении из США 16 марта 1863 г. Н.А. Арцеулов представил подроб­ные чертежи и спецификации кораблей типа "Пасаик", указав, что их корпус по­гружен почти полностью в воду и очень низкий надводный борт представляет мало заметную цель. Кроме того, при небольших размерениях корабли удобны для действий в мелководных стесненных районах Финс­кого залива.

Решение воспользоваться американс­ким проектом вызывалось отсутствием времени, средств и опыта строительства броненосных кораблей. И марта 1863 г. министерство утвердило программу пост­ройки десяти броненосных кораблей ("Ураган", "Тифон", "Стрелец", "Единорог", "Броненосец", "Латник", "Колдун", "Перун", "Вещун", "Лава"). В модельной мастерской Петербургского порта по при­казу Управляющего министерством адми­рала Н.К. Краббе выполнили модель "аме­риканской броненосной лодки", внеся в проект "изменения для улучшения ее кон­струкции". Для ускорения строительства заказы на постройку кораблей разместили не только на казенных заводах, но по под­ряду и на частных верфях. Бельгийское общество "Коккериль" обязалось по­строить лодки в Бельгии и по частям дос­тавить их в Петербург, где собрать на по­строенной для этого верфи.

Конструкция броненосных башенных лодок в основном повторяла американский тип. Водоизмещение составляло 1500-1600 т, наибольшая длина 61,3, ширина 14, осад­ка 3,3, высота надводного борта 0,46 м. Корпуса имели большие свесы в носу — для размещения четырехлапого втяжного якоря (впоследствии названного "мониторным") — и в корме — для прикрытия руля и вин­та от снарядов. Длина кораблей без свесов равнялась 53, ширина 12,6 м.

Корпуса разделялись переборками на шесть отсеков. Поперечный набор корпуса состоял из шпангоутов уголкового железа (100 х 12,7 мм) и дубовых бимсов (300 х 300 мм), коробчатый киль — из 18,9-мм желе­за, фор- и ахтерштевни - кованые, обшив­ка из листового 12,7-мм железа. На 51 и 61 шпангоутах устанавливались водонепрони­цаемые переборки из 12.7-мм железа. От пе­реборки 5) шпангоута в нос под бимсами располагались три ряда железных 50-мм пиллерсов, в корму шел только средний ряд пиллерсов, так как продольные переборки от 53 до 93 шпангоутов составляли допол­нительную опору для бимсов. Палуба на­стилалась из двух слоев сосновых брусьев. Энергетическая установка состояла из двух трубчатых котлов системы Мортона с площадью нагрева 290,7 м2 и давлением пара 1.4 кг/см и горизонтальной двухци­линдровой машины системы Гомфрейса мощностью 340-500 л.с., работавшей на четырехлопастный гребной винт диаметром 3.6 м. Скорость (на разных кораблях) достигала от 6,5 до 8 уз. Кроме того, имелись две паровые двухцилиндровые маши­ны для привода машинного вентилятора (20 л.с.) и для подъема и поворота орудий­ной башни (15 л.с.).

Запаса угля (190 т), хранившегося в двух бортовых и одной средней угольных ямах, хватало на 10 суток хода при скоро­сти 6 узлов. Две центробежные помпы сис­темы Гвина производительностью 2.8 и 5,5 т/мин могли откачивать воду из подба­шенного и машинного отделений.

Вооружение первоначально состояло из двух 229-мм стальных гладкоствольных орудий, заряжавшихся с дула, с чугунной оболочкой, размещенных в башне высотой 2.7 и внутренним диаметром 6,38 м. Башня сверху усиливалась рельсовым железом. Рельсы, уложенные на расстоянии 75 мм один от другого, закрывались сверху желез­ными листами толщиной 12.7 мм с просвер­ленными для вентиляции отверстиями.

Для лучшего обзора при наведении орудий в крыше имелись два люка. На баш­не устанавливалась рулевая рубка, защи­щенная дополнительно по периметру баш­ни коечными сетками. Сверху над рубкой и башней предусматривался брезентовый тент. Всей массой башня опиралась на опорное палубное кольцо. Для поворота башни требовалось сначала ее приподнять, чтобы перенести тяжесть на центральную колонну диаметром 305 мм, опиравшуюся на днищевой фундамент, затем повернуть и снова опустить.

Что касается бронирования, то по спе­цификации, составленной капитаном Арцеуловым, борта, башни и рубки пред­полагалось защитить дюймовой броней в несколько слоев. Вопрос о применении сплошной брони хотя и поднимался, но отечественной брони нужной толщины не было, а завод "Джон Браун и К°" в Шеф­филде, согласившийся ее изготовить, заявил слишком большие сроки.

Для ускорения строительства кораб­лей решили проект оставить без измене­ний, тем более что отечественные заводы к тому времени уже освоили выпуск бро­невых листов толщиной 25.4 мм. Борта бронировались в пять слоев (три слоя ши­риной 1,5, четвертый 1,2, пятый 0,75 м), башни — в одиннадцать, рубки — в во­семь. В шесть слоев бронировался кожух дымовой трубы на высоту 2,1 м.

По боевому опыту применения бронированных судов русские инженеры внесли в проект ряд изменений. Так, для усиления крепления брони в носовой оконечности, под свесом, часть деревянной под­кладки заменили железными полосами тол­щиной 127 мм, пространство вдоль борта под свесом зашили деревянными брусьями, вследствие чего возросли плавучесть корпу­са и защита от таранов. Контр-адмирал С.С. Лесовский в спецификации, составленной для бельгийского общества "Коккериль", потребовал уложить вместо деревянных бимсов над паровыми котлами и около ды­мовой трубы железные, увеличить толщину боевой рубки до одиннадцати слоев, а башни сместить в нос на 0,9 м для улучшения дифферентовки. Увеличили на 250 мм и диаметр дымовой трубы.

Исправленную спецификацию 15 июня 1863 г. приняли к исполнению. Для звуко­изоляции (при ударах ядер в стенки башен) по предложению полковника А.Я. Гезехуса, сменившего скончавшегося Арцеулова, внутренний, последний, ряд брони положи­ли на плотный овечий войлок.

С началом постройки кораблей нема­лые трудности испытало Новое адмиралтейство. Значительной реконструкции под­верглась верфь, не приспособленная для строительства броненосных судов. Встрети­лись затруднения и с наймом мастеровых, которых требовалось до 300 человек в день. Для найма Кораблестроительный департа­мент запросил даже приволжские губернии о присылке мастеровых. К работам по строительству привлекались и морские ко­манды, находившиеся в С.-Петербурге. Башни, бронекожухи на трубы, штурвалы и прочее оборудование заказали на Ижорском заводе. Гибку килевых листов выпол­нили на частном заводе "Дей и К°".

Для наблюдения за постройкой Кораб­лестроительный департамент назначил от­ветственных лиц. Установку набора прове­ряли особые комиссии, и платежи производились только с их ведома. За из­готовлением механизмов наблюдал инже­нер-механик штабс-капитан А.Д. Приббе, вооружение и снабжение возложили на ко­мандира "Урагана" капитан-лейтенанта Н.А. Фесуна, капитан-лейтенант И.П. Белавенец определял места под компасы, общее наблюдение за строительством кораблей осуществлял капитан-лейтенант И.Ф. Ли­хачев. В Бельгии части лодок изготовля­лись под наблюдением капитан-лейтенанта А.И. Федорова, а их сборку в С.-Петербур­ге производили под контролем подпору­чика Х.В. Прохорова.

В течение марта — июня 1864 г. все лодки спустили на воду. Котлы и машины устанавливались в период достройки. Ма­шины для "Урагана", "Тифона", "Стрель­ца" и "Единорога" изготавливал завод Берда, для "Броненосца" и "Латника" — завод Карра и Макферсона, для "Лавы" и "Перу­на" — Ижорский завод, для "Колдуна" и "Вещуна" — общество "Коккериль".

Орудия предполагали установить на заводах-строителях в С.-Петербурге, но опасались увеличения осадки и связанных с этим трудностей при проводке кораблей в Кронштадт. В виде опыта вооружили только "Колдун" и "Вещун", которые бла­гополучно прибыли в Кронштадт. Кроме "Латника", пришедшего под парами своим ходом, все остальные корабли доставили в Кронштадт на буксире других судов.

В 1864 г. ходовые испытания прошли только "Броненосец", "Колдун" и "Вещун", испытания остальных из-за ранних морозов перенесли на весну 1865 г. Их проводили на Большом Кронштадтском рейде и в райо­не между Кронштадтским и Лондонским плавучими маяками. Результаты испытаний в целом признали удовлетворительными.

Приемная комиссия отмечала, что лодки на переднем ходу руля и машин слу­шаются хорошо и усилий двух человек до­статочно, чтобы переложить руль на борт на 40°. Через 10-15 секунд после переклад­ки корабль ложился на новый курс. Время полной циркуляции составляло 5 мин, а реверс с полного переднего на полный зад­ний ход—от 2,5 до 4 мин. Отмечалось, что качка у кораблей плавная, с размахами от 5 до 9°.

Лучшими мореходными качествами, по мнению комиссии, обладал "Колдун", наихудшими — "Латник". На некоторых лодках при работе всех механизмов, в том числе и вспомогательных, одновремен­но падало давление в котлах. Позже на "Ве­щуне" установили вспомогательный котел (за счет ликвидации средней угольной ямы), что, однако, значительно сократило даль­ность плавания. Отмечались и общие недостатки кораблей: слабость носовой ча­сти, повреждавшейся от ударов волн и пе­редававшей вибрации корпусу; отсутствие устройств вращения башни вручную в слу­чае поломки машины; недостаточная защи­та верхней палубы от навесного огня.

Позже выяснилось, что на ходу при сильном волнении вода заливает палубу и попадает под основание башни, на горячие части машин подбашенного отделения, в результате чего образуется пар. проникаю­щий в башню. Перед башней образуется бу­рун, отдраить ставни амбразур невозмож­но. После выполнения всех работ каждый подрядчик получил установленную Кораб­лестроительным департаментом сумму (600 тыс. руб. за каждый корабль).

В течение 1865 г. все корабли вошли в состав флота. В 1869 г. броненосные ба­шенные лодки перевели в класс мониторов. За год до того их перевооружили новыми 381-мм гладкоствольными чугунными ору­диями, отлитыми в Петрозаводске по об­разцу американских дальгреновских.

С принятием нового вооружения уве­личилась осадка, и, чтобы сохранить ее в допустимых пределах, пришлось убрать часть балласта. В 1878 г. последовало очередное перевооружение: на мониторы уста­новили 229-мм стальные нарезные орудия Обуховского - завода с боезапасом по 150 выстрелов на ствол, который хранился пер­воначально в ящиках, но после переделки крюйт-камер - на стеллажах.

На мониторе "Колдун" с 1873 по 1876 гг. проводились опыты по подъему башни с помощью гидравлического подъемника, изготовленного по чертежам, полученным из Америки. Первые испытания оказались неудачными из-за конструкции самого подъемника. В 1875 г. после ряда переделок испытания продолжили. В кампанию 1875-1876 гг. башню поднимали 24 раза, время подъема составило от 3 до 7 мин, что при­знали неудовлетворительным. Опыты пре­кратили.

В ходе эксплуатации в результате мо­дернизаций силуэт мониторов претерпел значительные изменения. В корму от баш­ни соорудили ходовой мостик, куда на ро­стры подняли с палубы шлюпки, что увели­чило угол обстрела орудий до 310°. Кожух светового люка также подняли до уровня мостика, что позволило держать его откры­тым во время хода.

Изменилось вооружение— на спонсонах башни установили три скорострельных орудия. Для защиты орудийной прислуги крышу башни обнесли бронированным фальшбортом. Еще одно орудие установи­ли на мостике за трубой. Для защиты па­лубы от навесного огня решили заброниро­вать ее 12,7-мм броней. Палубные броневые листы (2,7 х 0,98 мм) положили поверх де­ревянного палубного настила; перед уста­новкой брони палубы прокрашивали не­сколько раз суриком.

Для мониторов "Ураган". "Тифон", "Стрелец", "Единорог" и "Вещун" броню заготовили, подогнали по месту, пронумеровали, просверлили, заготовили болты и сдали на склад.

После вступления в строй корабли вошли в состав броненосной эскадры и долгое время совместно с кронштадтской крепостной артиллерией обеспечивали за­щиту подступов к С.-Петербургу. В 1892 г. их перевели в класс броненосцев береговой обороны.

Корабли, несмотря на различные фак­торы, затруднявшие постройку, оказались очень добротными. Так, 22 июня 1894 г. ко­миссия, назначенная приказом Главного корабельного инженера порта, освидетельствовала корпус "Перуна", находившегося в Николаевском доке, и нашла его в удов­летворительном состоянии.

В 1900 г. все десять кораблей исклю­чили из списков флота и сдали в порт для использования в хозяйственных нуждах. Позже "Колдун", "Латник", "Броненосец", "Вещун" и "Стрелец" переделали в уголь­ные баржи, для чего с них сняли броню, бортовую дубовую подушку, в корпусе устроили три трюма, для откачки воды в 1-и 2-м трюмах поставили две ручные помпы. Стоимость переделок на разных кораблях обошлась от 44 до 61 тыс. руб.

В 1909 г. по решению МТК корпуса бывших мониторов "Тифон" и "Единорог" переделали в плавучие минные склады и вновь зачислили в состав флота как блок­шивы № 3 и № 4. Блокшив № 3 в 1918 г. захватили в Гельсингфорсе белофинны, а блокшив № 4, находясь в распоряжении минно-торпедного управления, принял уча­стие в Великой Отечественной войне, обес­печивая боевую деятельность кораблей Бал­тийского флота; уже после войны его сдали на слом. "Лава" и "Перун" стали соответ­ственно блокшивом № 1 и блокшивом лоц­манской службы. В 1916 г. блокшив № 1 переоборудовали в госпитальное судно, при­казом по ГМШ ему возвратили старое на­звание "Лава": 22 апреля 1918 г. корабль вновь исключили из списков флота.

С постройкой этих кораблей русские кораблестроители приобрели опыт для со­здания броненосного флота, доказали, что можно строить корабли полностью из оте­чественных материалов. Корабли долгое время служили школой подготовки флотс­ких кадров. Под командованием таких та­лантливых адмиралов, как И.Ф. Лихачев и И.Г, Бутаков моряки осваивали новую тех­нику и тактику броненосного флота.

 

Постройка и испытание броненосных башенных лодок типа «Ураган»

 

Название

Место постройки

Даты

Ско­рость

(уз­лы)

Дата приемки в казну

 

 

закладки

спуска на воду

испыта­ния

 

 

«Броненосец»

Завод Карра и Макферсона

12 декабря 1863

12 марта 1864

9 октября 1 864

7,75

25 января 1865

«Латник»

» » »

12 декабря 1863

10 марта 1864

31 мая 1865

5

9 июля 1865

«Тифон»

«Новое адмиралтейство»

19 ноября 1863

14 июня 1864

19 июня 1865

6,7

Нет сведений

«Ураган»

» »

19 ноября 1863

15 мая 1864

31 мая 1865

6.5

» »

«Лава»

Завод Семянникова и Полетики

3 декабря 1863

27 мая 1864

12 июля 1865

6,5

20 августа 1865

«Перун»

» » »

3 декабря 1863

18 июня 1864

16 августа 1865

6,75

20 августа 1865

«Единорог»

«Галерный островок»

19 ноября 1863

21 мая 1864

19 июня 1865

5,75

15 июля 1865

«Стрелец»

» »

19 ноября 1863

21 мая 1864

6 июля 1865

6

15 июля 1865

«Вещун»

Общество «Коккерилъ и К"» в Бельгии; собрана на Гуттуевском острове в СПб. на верфи того же общества

27 ноября 1863

26 апреля 1864

21 июля 1861

6,75

Нет сведении

«Колдун»

То же

27 ноября 1863

26 апреля 1864

21 июля 1864

6

» »

 

Спуск однобашенных 2-х пушечных броненосных лодок: «Латник» и «Броненосец»

(Из журнала "Морской сборник" № 4 за 1864 г.)

 

10 и 12 марта спущены первые броненосные однобашенные лодки (мониторы) "Латник» (коман­дир капитан-лейтенант князь Вадбольский) и «Бро­неносец» (командир капитан-лейтенант Купреянов), строившиеся на верфи балтийского строительного, литейного и механического заведения гг. Макферсона и Карра в Чекушах.

Вот подробности этого спуска первых еще, по­строенных у нас броненосных судов. Спуск лодки «Латник» был назначен 9 марта в 3 ч. пополудни. Для этого во льду против эллинга выкололи майну длиной 80, а шириной 1 5 сажень, и, чтобы удержать судно, которое при остром образовании своей кор­мы и малом возвышении борта могло с расхода ныр­нуть в воду или удариться об лед, были заложены за кильсоны лодки две канатные цепи в 1 1/2 д. и пода­ны через средний люк на палы на стапеле, чтобы служить задержниками.

Для постепенного же удерживания лодки, на канаты, через каждую сажень, были положены най­товы из 2 д. троса, взятые на те же палы. Пол кор­мой, для представления большего сопротивления воды и для предохранения руля и винта в случае удара об лед, поставили широкий и наклонный шит из досок. Высота воды на конце фундамента 10 дюй­мов (при ординарной воде). Полозья вместо обык­новенных задержников были в верхнем конце их скреплены с фундаментом, каждый восемью болта­ми. Вообще фундамент был устроен необыкновен­но легко, что серьезно беспокоило весьма многих, но, к счастью, напрасно.

В понедельник в 3 часа начался спуск лодки. Выколотили стапельные блоки и подпоры, отрезали верхние концы полозьев, но лодка не двинулась. Нужно было принять меры, чтобы столкнуть ее в воду, а так как, не рассчитывая на неудачный спуск, для этого ничего не подготовили, то пришлось при­бегнуть к перлиню, который подали с одной сторо­ны лодки и тянули через блок вручную.

Когда он лопнул три раза, не подвинув лодки, за полозья с обеих сторон заложили кабельтовы, и с помощью их и двух домкратов лодка стала подви­гаться, но так медленно, что движение было едва заметно. Наконец в 7 1/2 ч. вечера прекратили рабо­ты. Причины этой неудачи предписывали тому, что сало под полозьями, положенное почти за две недели перед тем, выветрилось и замерзло до того, что при движении, данном лодке кабельтовыми и домк­ратами, оно даже не могло разогреться, а выкроши­лось и рассыпалось, как сухой песок.

До 7 1/2, часов, когда были прекращены работы, судно подалось на 24 фута.

На другой день, за концы кабельтовых, взятых от полозьев с каждой стороны, были заложены тали, и с помощью их, двух домкратов и двух ваг, зало­женных также с двух сторон, в 9 часов утра начали тащить лодку. Она двигалась очень медленно, как и накануне, к тому же в этот день было холоднее, что, без сомнения, немало мешало движению по замер­зшему уже салу.

В 11 1/2 часов, подвинув лодку еще фут на 20 впе­ред, за оба полоза было заложено еще по одним большим талям. В 1 ч. лодка пошла немного скорее прежнего и, постепенно увеличивая ход, сошла бла­гополучно в воду. Скорость при этом была очень велика, и лодка не дошла до конца майны, а остано­вилась, отойдя немного более V2 длины судна от кон­ца фундамента, причем оборвала с левой стороны 7, а с правой 1 4 найтовов. Из предосторожности, на палубе никого не было, и вода, остановленная шитом, даже не замочила ее.

Лодка углубилась с полозьями: кормой 6 ф. 9 д., носом 3 ф. 8 д. (дифферент 3 ф. 1 д). По отня­тии полозьев: кормой 6 ф. 11 д., носом 3 ф. 9 д. (дифферент 3 ф. 2 д.). Перелом в 3/8 дюйма оказал­ся только на другой день после спуска. Это припи­сывают тому, что в день спуска было очень холодно и железная палуба, стянутая морозом, не позволи­ла оконечности судна опуститься.

На другой же день, сильно разогретая солнцем, она растянулась и оказала перелом, упомянутый выше. Над этим теперь, пользуясь ночными моро­зами, делаются наблюдения, результаты которых будут весьма интересны. Жаль, что до сих пор нет более точных средств определения перелома, изме­нения в котором должны быть очень велики, для того чтобы быть замеченными при настоящем грубом способе. Воды в трюме также не оказалось в пер­вый день спуска. Там был лед, оставшийся от воды, которой пробовали лодку. На другой же день, когда лед растаял, ее оказалось до 8 д. и прибывало по 1 дюйму в сутки, вероятно, из кингстонов, пропус­кавших воду.

В четверг 12 марта, в 12 часов, была спущена другая лодка «Броненосец», Спуск ее, устроенный точно таким же образом, удался как нельзя луч­ше, в присутствии г. Управляющего Морским ми­нистерством, генерал-адъютанта Н.К. Краббе и многочисленной публики. Лодка сошла на воду плавно и легко, обрывая один за другим найтовы, и дошла до самого конца майны, поднимая перед шитом массу воды, которая, однако, только слег­ка замочила палубу.

Читатели наши знакомы уже отчасти, в общих чертах, с этими лодками, которые суть снимок с американских мониторов, и поэтому мы не ста­нем описывать их здесь подробно. Вот главные размерения их: наибольшая длина 21 ф., длина между штевнями 1 59 ф. 2'/2 д., наибольшая ши­рина 46 ф., глубина интрюма 11 ф. 10 д., углуб­ление 11 ф. 5 д. Водоизмещение: верхней части 757,62 тонны, нижней части 808,25 тонны. Все­го 1565,87 тонны.

К постройке их было приступлено 5 июня 1863 года. Постройка корпуса лодки, башни и изготовле­ние 160-сильного судового и 30-сильного башенно­го механизмов производились с подряда заказчика­ми гг. Карром и Макферсоном из их материалов, их средствами и мастеровыми.

До спуска лодки «Латник» на постройку было употреблено около 35000 пудов железа, на лодку же «Броненосец» немного более 36000 пудов. Общая контрактная сумма за каждую лодку 568956 руб. 50 коп. серебром.

Наблюдавший за работами на этих двух лодках — корабельный инженер штабс-капитан Коршиков.

Лодки спущены без машин, башенных механиз­мов и вообще без всяких тяжестей. Корпус их со­вершенно окончен, но «Броненосец» в отношении готовности несколько впереди «Латника». Так, на­пример, броня первого, состоящая, как на всех мо­ниторах, из пяти однодюймовых листов, посере­дине судна уже на месте и закреплена, так что остается только закрыть кормовой и носовой све­сы по длине около 30 футов; тогда как последний спущен совсем без брони и только с двумя третя­ми из всего числа деревянных чаков и брусьев, составляющих подкладку.

Внутренние железные работы, как то: устрой­ства переборок, угольных ящиков и проч., на обеих лодках почти закончены. Машины, башни, башен­ные механизмы, брашпили и пушечные станки их со­бираются в мастерской, и некоторые из них уже по­чти готовы, так что к началу лета мы надеемся видеть наших первых, так сказать, доморощенных броненосцев готовыми к службе.

Шель постройки этих лодок есть прибрежная оборона Кронштадта, представляющего для судов этого рода такие местные удобства, которые редки в других местах, и потому, при вооружении той гро­мадной артиллерией, которую предполагают поме­стить на них, можно надеяться, что наши неболь­шие броненосцы будут весьма действительным дополнением береговой зашиты Кронштадта.

 

Спуск однобашенных 2-х пушечных броненосных лодок «Вещун» и «Колдун»

(Из журнала "Морской сборник" № 5 за 1864 г.)

 

В воскресение 26 апреля спущены с верфи Гутуевского острова еще две броненосные лодки «Вещун» (командир капитан-лейтенант Казнаков) и «Колдун» (командир капитан-лейтенант Карпов), строившиеся обществом Коккериль.

Спуск лодок был назначен в 12 часов, но за два часа до срока последовала отмена его до вторника, сделанная, однако, уже слишком поздно, потому что в ожидании спуска стапель-блоки были уже выби­ты, и лодки, без сомнения, нельзя было оставить только на нескольких подпорках на такое долгое время. Вследствие этого спуск совершился несколь­ко позже, в присутствии г. директора кораблестро­ительного департамента контр-адмирала А.В. Вое­водского и многочисленной публики, в числе которой было много дам и воспитанников Морско­го Кадетского Корпуса и Артиллерийского и Инже­нерного училищ.

В 2 часа последние подпоры были выколочены, крючья, заменявшие задержники, отвернуты, и кра­сивая белая масса монитора двинулась по полозь­ям, при криках "ура" и звуках народного гимна «боже царя храни». «Вещун», немного нырнув кор­мой, грациозно всплыл на воду и, выйдя на средину и подняв штандарт Государя Императора, флаг и гюйс, стал на якорь немного ниже эллинга. За ним через четверть часа последовал близнец его «Кол­дун», при таких же криках "ура" и громе музыки.

Таким образом, броненосный флот России уве­личивался еще двумя судами, а два старших брата, мониторы «Латник» и с Броненосец», спущенные 10 и 1 2 марта, увидели на воде еще два судна, назна­ченных вместе с ними для прибрежной зашиты Крон­штадта и столицы.

Лодка «Вещун» углубилась с полозьями: кормой 9 ф. 6 1/2 д., носом 7 ф. 1/2 д. «Колдун» с полозьями: кормой 9 ф. 7 д., носом 6 ф. 4 д. Перелома нельзя было определить точно, потому что мишени, постав­ленные для этого на палубах, были снесены водой, в то время, когда кормы лодок нырнули.

Воды в трюме первое время не было, но потом она начала прибывать, пробираясь в клапаны и кра­ны холодильников. На другой же день, утром, по ис­правлению этого и по выкачке воды, в трюме оста­лось ее не более 2-х дюймов. Разница в углублении

лодок произошла от того, что на палубе «Вещуна» в носовой части была положена броня, которую при­гоняли на место. По распоряжению высшего началь­ства, палубная броня не будет накладываться, а толь­ко пригоняться, и пронумерованные листы ее сдадутся в порт. На случай же надобности она мо­жет быть положена на место в несколько дней.

Степень оконченности работ до спуска на этих двух судах дала возможность присутствующим по­знакомиться вообще с наружным видом мониторов. На них были положены первые (внутренние) листы башен, достаточно, таким образом, обрисовавшие последние, и нижние колена дымовых труб, так что для составления полного понятия об оригинальной фигуре этих судов на воде, недоставало только ру­левых рубок на башне.

После спуска контр-адмирал Воеводский объе­хал суда на маленьком портовом пароходике, а по­том канонерская лодка отвела их к пристани око­ло эллингов, где они и будут окончательно отделываться.

Размерения их те же, что и прежних двух, и потому мы не станем приводить их здесь.

Постройка корпуса лодок, изготовление башен и паровых механизмов (160-сильного и 30-сильно­го башенного), производились с подряда обществом Коккериль, на его заводах в Серинге, в Бельгии. За­тем части корпуса, башен и механизмов были дос­тавлены в Петербург и собраны на устроенной на­рочно для того обществом верфи на Гутуевском острове. Общая сумма за каждую лодку составляет 2190892 франка 78 сантимов или, считая с достав­кой казенными средствами материалов общества из Кронштадта на Гутуевский остров, около 619000 рублей серебром.

Лодки эти спущены в гораздо большей степени готовности, чем две предыдущие, броня и вообще все по корпусу их уже окончено. Машины, как су­довая, так и башенная, и котлы уже поставлены. В настоящее время оканчивают отделку и вообще внутренние столярные работы; для окончательного же изготовления лодок остается докончить башни, рубки и другие мелочи. На днях строители, в руках которых лодки еще находятся, предполагают сделать пробу машин на швартовах.

 

Спуск однобашенных броненосных лодок «Лава», «Перун» и «Тифон» и двухбашенной лодки «Смерч».

(Из журнала "Морской сборник" № 7 за 1864 г.)

 

27 мая с верфи гг. Семянникова и Полетики спущена первая из двух строившихся там двухпушечных башенных броненосных лодок «Лава» (командир капитан-лейтенант Маневский), а 18 июня вторая лодка «Перун» (командир капи­тан-лейтенант барон Клод 2-й). Спуск их удался как нельзя лучше.

К постройке этих лодок было приступлено 15 июня 1863 года. Постройка корпуса лодок из английского и прусского железа, с употреблени­ем дуба и сосны для подкладки под броню, палуб­ной настилки и внутренней обшивки, а роено из­готовлением башни, рулевой рубки и 30-сильного башенного механизма, производились с подряда на заводе гг. Семянникова и Полетики из всех ма­териалов заводчиков и их мастеровыми.

Общая контрактная сумма за работы по по­строению лодок и изготовлению башен и меха­низмов составляет 488950 р. за каждую. До спус­ка лодок в воду на постройку их употреблено 81210 пудов железа. Наблюдающий за работами корабельный инженер штабс-капитан Александ­ров. 1 60-сильные судовые механизмы изготовля­ются на адмиралтейских Ижорских заводах.

По спуску на воду лодки углубились без поло­зьев: «Лава» носом 7 ф., кормой 8 ф. 1 д., дифф. 1 ф. 1 д. «Перун» носом 6 ф. 4 д., кормой 8 ф. 1 д.

Перелом на лодке «Лава» 1/2, дюйма, на лодке «Перун» 3/4 дюйма. Воды в первой 1/2 дюйма, а в последней не оказалось ни капли.

Корпусы лодок совершенно окончены, на них настилают палубу. Внутреннее устройство еще не начато. Башни, башенные механизмы и вентиля­торы готовы и собраны на заводе. В настоящее время на лодке «Лава» уже ставят котлы.

4 июля с верфи Нового адмиралтейства спущена башенная лодка «Тифон» (командир капи­тан-лейтенант Федоровский). Лодка эта построе­на на счет казны, так же как и лодка «Ураган», спущенная 1 5 мая, и потому все подробности по­стройки, иены и количество израсходованных до спуска материалов совершенно те же, что и для лодки «Ураган».

По спуске лодки на воду перелому оказалось 1/2, дюйма. Воды не было.

Вслед за « Не тронь меня » сошла на воду двухбашенная двухпушечная двухвинтовая броненос­ная лодка «Смерч». Это четвертое башенное суд­но системы Кольза в Европе. Первое, как мы знаем, есть датская лодка «Rolf Krake», за кото­рой появились два английских башенных судна, «Royal Sovereign» и «Prince Albert». Наша лодка совершенно подобна первой. Вот главные размерения ее:

 

Наибольшая длина ................................................ 190 ф. 6 д.

Длина по С. W. L.................................................. 138 ф. 8 д.

Наибольшая ширина ............................................. 38 ф. 2 д.

Глубина интрюма .................................................. 14 ф. 3 д.

Водоизмещение ..................................................... 1401,52 тон.

Строевых тонн ........................................................... 1246  33/34 тон.

Углубление в полном грузу ................................... 10 ф. 6 д.

 

К постройке было приступлено 7 августа 1 863 г. Постройка лодки из английского железа, с упот­реблением тика, луба и сосны для подкладки под броню, ватервейсов верхней палубы, палубной на­стилки и внутренней обшивки производилась с подряда судостроителем Карлом Митчелем на Га­лерном же островке, из его материалов и его ма­стеровыми. Пособия от казны заключались в том же, что и для батареи «Не тронь меня».

Железная прокатная броня изготовлена на за­воде Биль и К° в Англии. До спуска корпуса лодки на воду употреблено 31434 пула железа разных сортов и 14880 пудов блиндажных плит.

Общая подрядная сумма за работы составля­ет по современному курсу 405000 рублей. В счет ее уплачено подрядчику 285900 р.

Наблюдавший за работами корабельный ин­женер поручик Соболев.

200-сильный судовой механизм заказан на за­воде гг Модзлей и Оильд в Англии, за 9000 руб.

По спуске на воду лодка углубилась: без по­лозьев носом 5 ф. 8 д., кормой 7 ф. 7 д., дифф. 1 ф. 11 д. Перелом /4 л. Корпус лодки совер­шенно готов, кроме откладных фальшбортов; внутренняя отделка только что начата; плиты брони наложены по всему борту, кроме башен, тиковая подкладка которых также на месте. Котлы и тяжелые части машины грузятся в настоящее время.

Таким образом Россия, имеет теперь на воде 1 3 броненосных судов, из которых первое, пост­роенное в Англии, 24-х пушечная батарея «Первенец», уже вышло на рейд в Кронштадте и, веро­ятно, в продолжение нынешнего лета будет служить предметом любопытства для нашей пуб­лики, которая не видала еще не разу броненосно­го судна.

Лодки «Вещун» и «Колдун» делали пробы сво­их как башенных и вентиляционных, так и судо­вых механизмов, в присутствии комиссии, назна­ченной для их осмотра. Вентиляторы работали весьма исправно. Башни делали полный круг в 1 м. 32 с. времени весьма легко и плавно. Обе эти лодки уже ушли в Кронштадт.

 

Известие об испытаниях 2-х пушечных башенных броненосных лодок «Колдун» и «Вещун»

(Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1864 г.)

 

25 июня броненосные лодки «Вещун» и «Кол­дун», перейдя бар реки Невы на буксире парохо­дов (Здесь нельзя не сказать несколько слов о пере­ходе этих лодок через бар. Они, посаженные по воз­можности на ровный киль, сидели кормой до 10 фут и готовились к переходу через бар, посредством подъе­ма на проводных ботах, так как сначала постоянно вы­сокая вода на баре, в эти дни не поднималась выше 9 1/2 фут. Подъем на боты сопряжен с некоторыми труд­ностями, и работа эта, без сомнения, задержала бы лод­ки еще на несколько дней. К счастью, им удалось прой­ти бар, несмотря на то что сидели 10 ф. 1 д., совершенно благополучно, даже в то время, когда вода начала уже сбывать, и на плавучем маяке, стоящем у бара, показы­валась глубина в 9 1/2 фут. Таким образом разъяснился вопрос о проводке всех остальных броненосных лодок, которые вследствие этого могут пройти весьма легко, не прибегая к трудной рабо­те подъема на боты) и разведя за баром пары, вошли в Кронштадт и зашли в гавань, для окончания работ; а 14 июля вышли на восточный рейд и вступили в состав эс­кадры броненосных судов, находящейся под коман­дой контр-адмирала Лихачева, уже готовыми к при­нятию Государя Императора, который посетил эскадру на следующий день.

18 июля на обеих лодках производилась част­ная заводская проба машин. Лодка «Вещун» снялась с якоря и ходила в продолжение двух часов между Кронштадтом и Петербургом. Машина ее работала в это время совершенно исправно и так тихо и спо­койно, что, стоя на башне, не было слышно ни ма­лейшего сотрясения.

При легком ветре от О, идя малым ходом, при 58 оборотах машины и 14 ф. пара лодка имела 5 узлов хода. Полным же ходом, при 18 ф. пара и 72 оборотах, она достигла, одно время, 8,4 узлов. Углубление при этом было: ахтерштевнем 11 ф., форштевнем 9 ф. 1 д. Дифферент 1 ф. 11 д., имея одну треть полного груза угля, почти полный запас провизии и балласт вместо ядер и не имея ни поро­ха, ни бомб. После этого производилась проба на лодке « Колдун», на которой давали ход машине, не снимаясь с якоря.

21 июля была произведена официальная проба лодок, в присутствии членов назначенной для сего комиссии и кораблестроительного технического ко­митета, которые прибыли на лодку «Вещун» около 11 часов, В 11 3/„ ч. монитор снялся с якоря и пошел на большой рейд, в сопровождении парохода «Вла­димир», под флагом начальника эскадры броненос­ных судов.

По случаю свежего ветра и волнения, испыта­ние ограничилось только проходом за большой рейд, не заходя на пробную вымеренную милю. Результа­ты пробы были следующие. Малым ходом, при 58 оборотах винта и 19 ф. пара, монитор имеет 5.1, узлов. Выходя на большой рейд и имея волнение по левую сторону, с носа, лодка шла совершенно спо­койно, отражая волны, которые разбивались о же­лезные борта ее, как о скалу, обдавая брызгами всю носовую часть. В это время, идя полным ходом, при 66 оборотах машины, 18 ф. пара, она шла со скоро­стью 6 1/2, узлов.

После этого, поворотив несколько раз поперек волнения, чтобы испытать боковую качку, которая оказалась весьма плавной и ровной, монитор пово­ротил назад, причем имея такое же, как и прежде, число оборотов винта, 1 9 ф. пара и волнение в кор­му, скорость его дошла до 7 1/2 узлов.

По приходе на восточный рейд был сделан один опыт над поворотливостью. Положили руль лево на борг (при ходе в 7 1/2 узлов), и лодка описала полный круг в 4 минуты 30 секунд. Диаметр циркуляции — около двух длин судна. Вообще при настоящем уг­лублении и дифференте (которые в этот раз были те же, что и при первой пробе) монитор оказался судном, хорошо слушающим руля и требующим весь­ма небольшого движения его, хотя сначала и пови­нуется ему немного туго.

В это же время члены комиссии наблюдали дей­ствие вентиляторного и башенного механизмов, которые действовали как нельзя более исправно. Башня делала полный оборот в 1 минуту 25 секунд весьма плавно, хотя быстрый перевод с одного хода на другой и сопровождался небольшим сотрясени­ем как самой башни, так и капитанской рубки. Этим окончились испытания на лодке «Вещун», которая стала на якорь

Идя на большой рейд и проходя под кормой фрегата «Ослябя», под флагом контр-адмирала Лесовского, которого нельзя не считать в числе лип, способствующих введению у нас мониторов, и кото­рый на другой же день своего прихода из Америки имел удовольствие видеть первый русский монитор, идущий на пробу, — «Вещун» был встречен громки­ми криками "ура" с обоих фрегатов эскадры.

С лодки «Вещун» комиссия переехала на «Колдун», испытания которого производились на восточ­ном рейде. Идя против ветра при 68 оборотах ма­шины и 20 ф. пара, лодка эта имела 63/4 узлов хода, попутным же ветром, при 64 оборотах и 1 9 ф. пара, 7 1/2, узлов.

Результат опыта над поворотливостью был так же удачен, как и в первой лодке. Она при руле лево на борт описала полный круг в 4 минуты 1 5 секунд. Диаметр циркуляции тот же. Пройдя во время этих опытов до меридиана Лисьего носа, лодка «Колдун» воротилась на свое место и бросила якорь.

13 июня броненосная батарея «Первенец» во­ротилась из практического плавания, во время ко­торого заходила в Ревель и Балтийский порт. В настоящее время она производит опыты над поворотливостью, которые делаются по особенной программе.

Лодки «Вещун» и «Колдун» в настоящее время принимаются от заводчиков комиссией, которая окончит приемку их в казну испытанием их при паль­бе из орудий. Это испытание будет вместе с тем и испытанием для всей системы этих судов, хотя уже и выдержавших боевую пробу в Америке, но не ис­пробованных еще здесь. С нетерпением ожидаем ре­зультатов этих интересных опытов.

 

Пробное плавание однобашенной броненосной лодки «Вещун»

(Из журнала "Морской сборник" № 9 за 1864 г.)

 

3 августа монитор «Вещун», под командою ка­питан-лейтенанта Казнакова, вышел из Кронштадта в первое пробное плавание в море, в сопровожде­нии парохода «Владимир», под флагом начальника эскадры броненосных судов контр-адмирала Лиха­чева, и в тот же вечер бросил якорь в Транзунде. Выйдя отсюда утром на другой день, он направился в Ревель и прибыл туда 5 августа в 3 часа ночи, сделав весь переход с небольшим в 20 часов, как нельзя более спокойно и удачно.

В Ревеле монитор простоял три дня, в продол­жение которых был предметом весьма понятного любопытства жителей, в первый раз видевших в сво­ей гавани судно типа мониторов, построенных в Европе. От 3 часов пополудни и до вечера (время, назначенное для посещения) палуба его была полна любопытными, осматривающими его во всех под­робностях.

«Вещун» вышел из Ревеля 8'/2 часов утра 8 чис­ла и в тот же день в 4 часа пополудни бросил якорь на Гельсингфорском рейде. Легкая зыбь, встречен­ная им на переходе, позволила сделать наблюдения над качкой его, весьма легкой и спокойной, не пре­вышающей 14 размахов в сторону в 1 минуту. При этом же на палубу попадали брызги, которые, одна­ко, были так малы, что люки оставались открытыми во все время перехода.

Прием монитора в Гельсингфорсе, жители ко­торого более моряки в душе, чем реальные, был еще торжественнее: несмотря на дождливую погоду, мо­нитор был в полном смысле осажден любопытными для перевоза которых не хватало не только шлюпок с монитора и парохода «Владимир», но и почтового катера, назначенного командиром порта для пере­возки желающих.

11 числа в 31/2 часа монитор снялся с Гельсингфорского рейда в сопровождении своего неразлуч­ного спутника парохода «Владимир», спустившего флаг начальника эскадры, потому что контр-адми­рал Лихачев накануне этого дня, перенеся флаг на клипер «Всадник», ушел в море для испытаний.

«Вещун» пошел из Гельсингфорса шхерами и, дойдя до острова Стура-Пеллинг, бросил якорь. На следующее утро, снявшись в 5V2 часов с якоря, он вышел в море, не замедлившее представить случай к серьезному испытанию качества судна. Вскоре по выходе ветер усилился и произвел огромное волне­ние, которое монитор выдерживал прекрасно.

Закупорившись как бочонок, он твердо прини­мал волны, которые обрушивались на него, били в башню и обдавали стоявших в ней, причем монитор имел ходу не менее 6 и 5 3/4 узлов. Около полудня ветер и волнение, при пасмурности и дожде, еще более усилились, так что монитор должен был встать на якорь в Роченсальме, где туман и дождь задер­жали его до утра 14 числа.

В этот день, выйдя рано утром, он снова встре­тил сильную зыбь и свежий ветер, которые к полу­дню опять усилились. В 1 ч. пополудни снова нашла пасмурность, и монитор стал на якорь за о. Питконасом, откуда вышел на другой день опять с силь­ной зыбью и, придя в Транзунд, остался там ожи­дать прибытия начальника эскадры, который пришел на лодке «Горностай» вечером 16 числа, а 17 рано утром «Вещун» уже был снова в море и вечером бросил якорь на Восточном Кронштадтском рейде.

Последние переходы нашего монитора от Гель­сингфорса позволили испытать его качества. Что суда эти могут держаться в море и хорошо перено­сят волнение - мы знаем уже по американским мониторам, которые делают переходы океаном. Плавание это, позволившее испытать «Вещун» при различных обстоятельствах, доказало, что и наши башенные суда нисколько не уступают в этом отно­шении американским, могут выдерживать перехо­ды Финским заливом и Балтийским морем и нести предназначенную для них службу при всех случай­ностях морских плаваний.

Все приспособления, сделанные на них, за не­которыми весьма ничтожными изменениями (кото­рые также будут сделаны) вполне соответствуют пели. Компас, по которому правят по отражению его в зеркале, исполняет свое назначение как нельзя лучше; управление рулем из рубки через узенькие окошки, прорезанные в стене ее, весьма удобно и при легкой скорой привычке не представляет никаких затруднений, хотя и кажется с первого взгляда неудобным.

К тому же монитор слушает малейшее движе­ние руля, как и всякое судно, хотя и повинуется ему сначала довольно медленно, но не настолько, одна­ко, чтобы при небольшом навыке в управлении им в узкостях, не было возможности устранить этого не­большого затруднения, в чем и имели случаи убе­диться во время перехода шхерами.

Машина его работает весьма исправно, давая при 1 4 ф. пара и 66 оборотах, 7 и 6Y., узлов хода, чего не было даже и у американцев. Вентиляторная машина исполняет свое назначение так хорошо, что при совершенно закрытых иллюминаторах и задра­енных люках — так, что на палубе, по которой хо­дили волны, не осталось ни одного отверстия — воз­дух в палубе и в каютах был совершенно чист, и четыре лампы, зажженные на кубрике, горели так же ярко и светло, как и при открытом люке. Вентиляция машин в это время, проходившая через коридоры из палубы в отверстия мусорных труб, была также очень хороша, и температура машинного отделения при этом, после полуторачасового хода, была 26°-27°, чего трудно достигнуть и на больших судах.

Вообще нам приятно засвидетельствовать, что мониторы наши суть вполне исправные и действи­тельные суда, как нельзя более соответствующие пели, для которой предназначаются, т.е. прибреж­ной защите Кронштадта и вообще русских бере­гов Балтийского моря и Финского залива. Они надежный оплот наш против неприятеля и, вооруженные 9-дюймовыми стальными нарезны­ми орудиями, могут смело выжидать в своих во­дах броненосцев других наций.

 

Артиллерийские опыты на мониторах «Колдун» и «Вещун» в Транзунде. Приход в Кронштадт мониторов «Броненосец» и «Ураган»

(Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1864 г.)

 

3 и 4 сентября на Транзундском рейде Управляющий Морским министерством делал смотр эскадре, собранной там под флагом контр-адми­рала Лихачева. В числе судов эскадры находились броненосная батарея «Первенец» и мониторы "Вещун» и «Колдун». Главная цель смотра было испытание артиллерии, и потому г-на Управляю­щего Морским министерством сопровождали спе­циалисты по этому делу.

3 сентября, по окончании смотра батареи «Первенец», г. Управляющий переехал на мони­тор "Вещун» и, осмотрев его, приказал пробить тревогу. Монитор был готов к бою в 5 минут. Надо заметить, что приготовление к бою на мониторах сопряжено с весьма большой работой, состоящей по очистке палубы и уборке с нее поручней и ко­мингсов на сходных люках, выдергивании леера, уборке стоек и иллюминаторных труб и закрытии люков броненосными крышками.

По изготовлении к бою «Вещун» сделал два выстрела поодиночке и два залпом, в тот же шит, на расстоянии 3-х кабельтовых. Эти выстрелы и залп, сделанные на «Вещуне» еще в первый раз, не произвели на нем ни малейшего сотрясения, и в башне удар был нисколько не сильнее, чем в обык­новенной батарее, в этом специалисты, пробо­вавшие эти орудия в поле и ожидавшие от выстре­ла о башне гораздо большего сотрясения, не могли не убедиться. Дым проносило довольно скоро.

После этого г. Управляющий Морским мини­стерством, смотревший пальбу эту с монитора я Колдун», пробил там тревогу и приказал сняться с якоря, что с подъемом гребных судов было ис­полнено в 1 О минут времени, — результат вполне блестящий, если вспомнить, что подъем шлюпок на мониторах и перенос их с одних шлюпбалок на другие требует весьма много времени.

Пальба производилась на ходу при скорости от 2 до 3 узлов. Сделано было также два отдель­ных выстрела и два залпом. Потом снялся с яко­ря «Вещун» и сделал еще четыре выстрела на ходу; после чего мониторы заняли свои места в обшей линии судов.

На другой день, 4 сентября, г. Управляющий министерством делал смотр и испытания поворот­ливости монитора "Броненосец". При этом пол­ная циркуляция была описана в следующие про­межутки времени:

Положение руля: лево на борт; угол руля: 40°; время поворота: 5 минут 5 секунд.

Положение руля: право на борт; угол руля: 401/2; время поворота: 4 минуты 5 секунд.

Во все время испытания пару было от 16 до 20 фунтов, а винт делал от 60 до 65 оборотов. Дифферент 2 ф. 10 д.

Этим, разумеется, не кончились еще испыта­ния этого монитора. На днях на нем будет произ­ведена официальная проба машины, в присут­ствии членов Кораблестроительного технического комитета, а потом более подробные опыты над поворотливостью, по особой программе и, нако­нец, артиллерийские испытания.

Различие этого монитора от «Вещуна» и «Кол­дуна» состоит в том, что на нем башня поставле­на на средине длины судна, между тем как на тех двух — на 3 фута вперед, что сделано было и на последних американских мониторах для того, что­бы уменьшить слишком большое углубление кор­мы, в которой находилась машина, котлы и уголь — главные тяжести судна.

Другое различие между ними заключается в том, что бимсы « Броненосца» железные и палуб­ная броня положена прямо на них под настилку, а не сверх ее, как предполагалось класть на «Вещуне» и «Колдуне». Если первое различие и мо­жет считаться недостатком этого монитора, по­тому что для приведения его в одинаковое углубление с другими нужно будет употреблять балласт и заваливать им все отделения в носовой части судна, то железные бимсы и броня под па­лубой, в сравнении с деревянными бимсами «Вещуна» и «Колдуна», имеют то удобство, что свя­зывают железный корпус его лучше, чем деревянные, крепление которых с железным бор­том никогда не может быть так надежно.

Надо заметить также, что башенный и венти­ляционный механизм этого монитора, в отделе­нии под башней, закрыт сплошь полом, что при тесноте этого отделения весьма важно, потому что дает более простора для подачи в башню за­рядов, производящейся через это отделение. Кро­ме того, от помещения башни этого монитора, на 3 фута далее к корме, все носовое отделение с крюйт-камерой и бомбовым погребом, каютами и жилым отделением для команды, гораздо про­сторнее. А это весьма важно при тесном помеще­нии на мониторах.

22 сентября пришел из Петербурга в Кронш­тадт еще один из мониторов «Ураган» (командир капитан-лейтенант Фесун), построенный и отде­ланный казной в Новом адмиралтействе. Он про­шел через бар так же свободно и благополучно, как и другие, на буксире двух канонерских лодок и парохода «Славянка». За вехами он развел пары и, придя в Кронштадт, вошел в гавань.

Ему остается только поставить на место пор­товые заслоны, орудия и рулевую рубку, так что не более чем через 1 О дней он будет готов для испытаний. Надеемся, что погода позволит еще сделать и на «Урагане» те же опыты, которые бу­дут производиться на «Броненосце».

Батарея «Не тронь меня» ставится на плаву­чий док, который отведет ее в Кронштадт. Наде­емся, что через неделю она будет уже там.

Таким образом, изготовление первых наших броненосных судов приближается к окончанию, и мы надеемся, что к зиме нынешнего года, если не все, то по крайней мере большая часть их будет уже в Кронштадте, а на будущий год мы увидим в наших волах сильную броненосную эскадру.

 

Приход в Кронштадт мониторов: «Латник», «Единорог», «Стрелец» и «Тифон» и 2-х башенной лодки «Смерч». Пальба из орудий на мониторе «Броненосец». Проба машин монитора «Латник»

(Из журнала "Морской сборник" № 77 за 1864 г.)

 

В настоящее время почти все мониторы, стро­ившиеся в С.-Петербурге, находятся уже в Кронш­тадте. В последнем номере нашего журнала мы со­общали о переходе туда мониторов «Броненосец» и «Ураган». После них 27 сентября пришел «Тифон», строившийся казенными средствами в Новом адми­ралтействе; 1 октября туда же перешел «Латник», построенный вместе с «Броненосцем» на верфи гг. Макферсона и Карра, и наконец, 2 октября — мо­ниторы «Стрелец» и «Единорог», построенные на Галерном островке г. Кудрявцевым, и лодка «Смерч». До полного числа мониторов недостает двух «Перун» и «Лава», которые строились на заво­де гг. Семянникова и Полетики и теперь оканчива­ются казенными средствами, для чего переведены к Новому адмиралтейству. Они, по всей вероятнос­ти, останутся там на зиму.

Батарея «Не тронь меня», приведенная в Крон­штадт на гидравлическом доке, 16 октября выведе­на из него и вошла в гавань.

Переход мониторов через бар реки Невы был совершен как нельзя удачнее, без ботов. Все они были выведены за вехи на буксире пароходов и ло­док и потом, разведя пары, доходили до Кронштад­та без всякой помощи, причем командиры имели случай ознакомиться с их качествами; некоторые даже успевали в это время сделать опыты над пово­ротливостью их и таким образом убедиться в легко­сти управления этими судами.

По приходе в Кронштадт мониторы тотчас же приступили к окончанию работ по отделке; так как «Тифон», «Стрелец» и «Единорог» еще требуют не­которого времени для окончательного изготовления к постановке капитанских рубок и артиллерии, то рубка и орудия пока поставлены только на «Латни­ке», который уже делал пробы своих машин и ору­дий: об этих испытаниях мы будем говорить ниже.

3 октября «Броненосец» разводил пары и во­рочал башню для того, чтобы испытать новую медную шестерню, поставленную вместо чугунной, ко­торая несколько раз ломалась, так что вследствие этого нашли нужным переделать ее и на мониторе «Латник».

9 октября «Броненосец» ходил на пробу с чле­нами кораблестроительного технического комите­та, но по случаю довольно свежего ветра испыта­ние это ограничилось только переходом по большому рейду. По общему отзыву, однако, оно оказалось совершенно удовлетворительным: ход мо­нитора при этом вполне соответствовал скорости его на частной пробе, сделанной 1 6 сентября и опи­санной в последнем номере нашего журнала. Тогда скорость его была определена после 2-х переходов по пробной миле в 8,1 9 узла.

12 октября «Броненосец» ходил на восточный рейд, к Лисьему Носу, для пальбы из орудий. И в этом, как и во всем, он имел полную удачу. Мони­тор палил по вехе с расстояния от 1 1/2 до 4 кабель­тове и сделал 14 боевых выстрелов. Хотя такой ма­лый предмет до цели, как веха, и не мог быть сбит ядрами, но во всяком случае направление их не за­ставило желать ничего лучшего, потому что они па­дали весьма близко от цели. Сотрясение, так как и на других мониторах, оказалось весьма слабым. Башня описывала плавно и спокойно полные круги за 45 секунд, стопорясь моментально по желанию управляющего ручкой. Откат орудий при пальбе был у правого орудия от 11 до 15 1/2 д., а у левого от 22 до 29 дюймов.

8 октября «Латник» делал первую пробу своей машины, которая, впрочем, была не более как пред­варительное испытание механизмов. Более подроб­ная, хотя также неофициальная, проба этого мони­тора была проведена 14 октября. Это последнее испытание производилось по вымеренной миле, на которой было сделано два перехода полным ходом. При небольшом волнении ветер дул от ONO с си­лой 2 баллов, так что первый переход к О был сделан с противным, а второй к W с попутным ветром. Средняя скорость, выведенная из двух перехо­дов, 8,1 8 узлов. Кроме того, скорость хода монито­ра была замечена по времени перехода угла купе­ческой гавани, что было ровно в 1 О ч. утра и прихода на конец пробной мили после первого перехода, что было ровно 12 ч., так что, судя по пройденному им расстоянию в 15 миль, средняя скорость монитора была 7 1/2 узлов. При этом нужно заметить, недоста­ток привычки кочегаров к своему делу был причи­ной того, что пар держался очень неровно.

По общему же замечанию, монитор «Латник» ходит лучше всех других, что видно из переходов его по вымеренной миле. Монитор «Броненосец», впрочем, не уступает в этом своему близнецу, и, таким образом, оба делают честь заводу, на кото­ром построены. Надеемся, однако, что и лодка «Ура­ган», вышедшая из рук строителей нашего Адмирал­тейства, ни в чем не уступит им, и потому с нетерпением ждем известий о результатах пробы ее, произведенной 1 7 октября.

Но, не заглядывая вперед, перейдем опять к мо­нитору «Латник», на котором до подробного испы­тания поворотливости удалось заметить продолжи­тельность поворота на 1 6 румбов, при полном ходе.

Скомандовано: «право на борт» в 11 ч. 55 ми­нут 45 секунд; руль положен до места в П ч. 56 минут 45 секунд; окончил поворот, описав 16 румбов за 2 минуты 20 секунд.

В скором времени будет сделана официальная проба этого монитора, так что обе лодки гг. Макферсона и Карра будут также окончательно приня­ты в казну.

17 октября «Латник» ходил на восточный рейд для практической пальбы из орудий, а «Ураган» на пробу своих машин, но, к сожалению, не имеем до сих пор никаких подробностей об этих опытах.

Что же касается постановки рубок и артилле­рии на остальных трех мониторах — «Тифон», «Стрелец» и «Единорог», — то, судя по быстроте, с которой производятся работы на них, можно наде­яться, что они будут готовы весьма скоро, хотя мо­розы и лед, которым не замедлят покрыться наши рейды, едва ли позволят окончить испытания их в нынешнем году.

2-х башенная броненосная лодка «Смерч», при­шедшая в Кронштадт 2 октября, отделывается окон­чательно и поднята в настоя шее время на гидравли­ческий док, для перемены лопасти одного из своих винтов, которая была слегка помята.

 

Из отчета Кораблестроительного отделения Морского Технического комитета за 1865 г.

 

а) На мониторах оказалось необходимым пере­делать башенные амбразуры с заслонками.

Начальник броненосной эскадры, в представле­нии своем по этому предмету, изложил, что прицель­ная стрельба с трех мониторов, вооруженных 1 5-дюйм. артиллерией, привела к следующим выводам:

«В течение нескольких дней, когда из других орудий попадало в шит до 80%, — из 1 5-дюйм. пу­шек не могли попасть в него ни разу, сделав круг­лым числом до 60 выстрелов, несмотря на личные старания его и свиты Его Императорского.

Дым в такой степени скоплялся в башнях, при стрельбе из 1 5-дюйм. орудий, что вся прислуга каш­ляла от удушливых газов после каждого выстрела, так что одно уже это делало невозможным продол­жать держаться системы невыдвигания дула за борт.

Сверх того, газы, вылетая из орудия, частью внутри и частью снаружи башен, вначале опалива­ли койки, особенно с внутренней стороны, так что пришлось закрыть их кровельным железом; железо это стало рвать пороховыми газами, и, наконец, огонь стал проникать между листами башенной бро­ни, выбивать войлок, проложенный между ними, и сквозь образовавшуюся пустоту обжигать и иногда зажигать койки.

Случилось также — на мониторе «Стрелец» — что ядра задевали слегка щеки амбразур.

Невозможность попадания в шит побудила ис­пытать на мониторе «Латник» способ наведения башен по системе капитана Кольца и первыми дву­мя выстрелами попали в яблоко щита, с того же рас­стояния, 4-х кабельтовых, с которого прежде не могли 60-ю выстрелами попасть в шит.

Следовательно: системою Кольза, с самыми не­значительными издержками (вся переделка сделана в один день), можно устранить неудобство, пред­ставляемое дымовыми ящиками и узкими амбразу­рами, но оставались: удушающий дым и разруши­тельное действие газов на самые стены башен. Устранить их возможно только двумя способами, но во всяком случае при обоих являлась необходи­мость уничтожить во-первых дымовые ящики.

1-и— расширить амбразуры так, чтобы дула те­перешних орудий выходили наружу, или 2-й — сто­чить дула настолько, чтобы они выходили наружу. Первое возможно сделать в непродолжительное время, установив на палубе мониторов, согласно мнению контр-адмирала Попова, долбежные стан­ки в горизонтальном положении.

Второе — и более выгодное средство потребу­ет немедленного отправления доставленных в Крон­штадт 1 5-дюйм. орудий на Обуховский сталелитей­ный завод водою, дабы их можно было получить обратно до заморозков.

Вероятно, среднее между этими двумя сред­ствами окажется самым пригодным: именно, — рас­ширить несколько амбразуры и сточить несколько орудия.

Способ наведения башен по системе Кольза и после этого останется самым удобным для монито­ров, ибо дозволяет свободно видеть предмет, в ко­торый целятся.

Пальба из 15-дюймовых орудий, за невозмож­ностью продолжать их при настоящих условиях, была прекращена».

В мнении особой Комиссии, рассматривающей эти предложения, изложено, что в наших монито­рах ширина амбразур, сделанных по образцу пер­вых американских мониторов, равна 1 8 д. Ширина амбразур на «Миантономо» 25 1/2 д., а шведские мо­ниторы имеют ширину амбразур" в 28 д. Основыва­ясь на этих размерах и имея в виду выгоду, какая может произойти от расширения амбразур, Комис­сия полагала, во всяком случае, принять последнее, т.е. расширить на наших мониторах амбразуры по образцу шведских до 28 дюйм.

Но если будет признано более полезным достигнуть этого частью расширением амбразур и ча­стью уменьшением объема дульной части 1 5-дюйм. орудий, то и в этом случае Комиссия полагала пос­леднее сделать не стачиванием дульной части, а срезанием с дула боковых плоскостей, как предла­гал начальник артиллерийской части. Работа эта могла быть произведена вручную на самом месте; для обтачивания же дульной части понадобилось бы орудия отправлять на Обуховский сталелитей­ный завод.

Независимо от расширения амбразур, требова­лось увеличить их в высоту дюйма на три; после­днее необходимо на том основании, что при пол­ном возвышении 15-дюйм. орудий, т.е. на 6°, между верхней кромкой амбразур и дульной частью оста­нется весьма небольшое пространство, что препят­ствует правильно производить стрельбу.

На всю эту работу, по расчету Кронштадтского пароходного завода, потребуется на каждый мони­тор 2500 р., а на все десять 25000 р., полагая 6000 р. на материал, а 19000 р. на рабочую силу.

Кораблестроительное отделение совместно с Ар­тиллерийским отделением и с участием начальника броненосной эскадры, обсудив все вышеизложенные предположения, представило г. Управляющему Мор­ским министерством, что наружную ширину амбра­зур следует сделать в 29 д. и расчистить внутрь, па­раллельно наружным стенам пушечного дула. Высоту же амбразур прибавить вверх не на 3 д., а настоль­ко, чтобы выдвинутое орудие поднималось, насколь­ко позволит станок, и не рассчитывать на простор для прицеливания, а наводить орудие из люков ба­шенных крыш, как принято в башнях системы Коль­за, для чего в крышах мониторских башен сделать люки с теми приспособлениями, какие делаются для этой цели в башнях системы Кольза.

Отделения полагали также, что с расширением амбразур полезно и обделать их, для увеличения прочности, как это сделано на шведских мониторах.

Управляющий Морским министерством прика­зал безотлагательно предложить исполняющему дол­жность главного командира Кронштадтского порта приступить к работам собственно по расширению ам­бразур, согласно предположению Кораблестроитель­ного отделения Морского Технического комитета.

 

Из отчета Кораблестроительного отделения Морского Технического комитета за 1869 г.

 

1) Рассмотрен чертеж вспомогательного паро­вого котла, которым предполагалось снабдить мо­ниторы.

Вспомогательные паровые котлы предполагалось иметь на мониторах по той причине, что при действии всех машин одновременно на некоторых мониторах замечено было, что пар на общих котлах падал и не мог поддерживаться надлежащим образом.

Кораблестроительное отделение, общее с глав­ным инженер-механиком флота, принимая во вни­мание, что изготовление вспомогательных паровых котлов для мониторов не могло быть окончено ра­нее 1 870 г., т.е. когда и большие котлы их, служа­щие уже шестой год, вероятно потребуется заме­нить новыми, признало невыгодным входить в довольно значительные издержки на постройку вспомогательных котлов и положило вместо того за лучшее: при замене главных котлов новыми, сделать в последних необходимые улучшения, для отстра­нения замеченного недостатка, что и утверждено Управляющим Морским министерством.

2) На мониторе «Лава», в продолжение кампа­нии 1 869 г., гребной винт во время действия маши­ны задевал за подзор кормового свеса и по отзыву командира монитора, сам свес на ходу давал дви­жение, что можно приписать только тому, что по­перечные переборки не связаны продольными и что этот недостаток не обнаруживался, пока судно было ново; по прослужении известного времени он стал более заметен.

Инспектор кораблестроительных работ Кронш­тадтского порта предложил сделать добавочные продольные связи по сторонам винтового колодца и про­должить их внутрь судна до первой непроницаемой переборки, на расстоянии 25 ф.

Кораблестроительное отделение признало этот способ скрепления кормового свеса на мониторе <?Лава» удовлетворительным.

3) На мониторе «Латник», в коридоре, находя­щемся сзади подбашенного отделения, где проис­ходит подача зарядов и снарядов совершенно тем­но за неимением отверстия, через которое бы мог туда проникать дневной свет. В камбузном же отде­лении хотя и имеются два иллюминатора, но свету все-таки до того недостаточно, что даже днем не­обходимо иметь там зажженный фонарь, от кото­рого еще более увеличивается духота и жар в этом отделении.

Поэтому, по дефекту за кампанию 1868 г., тре­бовалось для освещения коридора позади подбашен­ного отделения, равно как и е камбузном отделе­нии врезать по одному иллюминатору, у имеемых же двух иллюминаторов сделать просвет раструбом.

По уведомлению исполняющего должность Глав­ного командира Кронштадтского порта, на прочих мониторах ощущается то же неудобство.

Кораблестроительное отделение по совещанию с начальником эскадры броненосных судов призна­ло и со своей стороны необходимым осветить на мониторах коридор, находящийся сзади подбашен­ного отделения для подачи зарядов и снарядов, и камбузное отделение, для чего положило сделать приспособления по соображению на самом месте с окружающими внутренними устройствами.