Двухбашенная броненосная лодка "Смерч"

 

P.M. Мельников

 

Критическое использование русскими конструкторами передового опыта зару­бежного броненосного судостроения по­зволило усилить отечественный флот мощ­ными однобашенными мониторами, а также ввести в строй первый двухбашенный монитор с башнями принципиально новой системы - - Кольза.

В отличие от башен Эриксона, лежав­ших всем своим торцом по периметру не­посредственно на палубе и для поворота приподнимавшихся на центральной опор­ной колонне, башни Кольза устанавли­вались на катки, расположенные по пе­риметру стен и, не нуждаясь в предвари­тельном приподнимании, были всегда гото­вы к повороту. Другим достоинством баш­ни являлось устранение из ее полости всех опор и приводов (сильно загромождавших башни Эриксона) и перенос их вместе с центральным опорным штырем под плат­форму башни, на нижележащую палубу. Сама башня углублялась в сделанную в верхней палубе круговую нишу, чем улуч­шалась остойчивость корабля и уменьшал­ся размер цели для вражеских снарядов.

Важным достоинством новых башен считалось и увеличение прочности их кон­струкции. Их самая уязвимая часть — наи­менее жесткий опорный контур (у башен Эриксона отмечались случаи деформации контура под ударами снарядов) и механиз­мы поворота -- более не подвергалась воз­действию снарядов. Оригинально вы­полнялась опора башен, служившая одно­временно комингсом входного люка изнут­ри корабля, что повышало защиту.

Благодаря открытому пространству башни ниже палубы несравненно улучши­лись подача боеприпасов, а также условия обитания башни, пространство которой сообщалось с обширным подбашенным от­делением.

По предложению французского кораб­лестроителя Дюпюи де Лома в последую­щих конструкциях применили неподвижный защитный барбет и специальный жесткий барабан для шарового погона. С этими из­менениями башни Кольза в основных сво­их чертах существуют и ныне.

Башни Кольза не сразу нашли приме­нение в Англии -- на родине изобретателя; первым кораблем, на котором их установи­ли, стал датский монитор "Рольф Краке", спешно построенный из-за назревавшей уг­розы войны. В войне Дании с Пруссией 1864 г. монитор успешно действовал против береговых батарей противника, орудия ко­торых не могли пробить его 114-мм броню.

Этот успех предопределил решение по­строить подобный корабль и для русского флота. Его заказали одновременно с сери­ей из 10 однобашенных мониторов, строив­шихся по образцу американских с тем, что­бы затем подтвердить необходимость перехода к башням Кольза. Это означа­ло отказ от традиционной технологии изготовления брони из многих слоев, какую имели строившиеся мониторы, и переход от конструкции плота с характерными для мо­нитора свесами к нормальным корабель­ным обводам корпуса.

Считается, что монитор строился по чертежам датского монитора, выписанным из Англии, но по заявлению строителя ко­рабля английского инженера К. Митчела, проект разрабатывали самостоятельно. Дей­ствительно, имея опыт проектирования и постройки для русского флота ряда броне­носных кораблей ("Первенец" и др.), Митчел вряд ли нуждался в чужом проекте.

Важно отметить прогрессивность при­менения в русском флоте нового типа баш­ни, против которого в Англии продолжали выступать многие морские специалисты. Проект корабля, после неоднократных рас­смотрений и введенных в него усовер­шенствований в Кораблестроительном техническом комитете, должен по справед­ливости считаться результатом совместно­го творчества русских и английских инже­неров.

Постройка корабля, названного "Смерч", началась 1 августа 1863 г. на Галерном островке; официальная закладка со­стоялась 19 ноября 1863 г. Работами руко­водил английский инженер А.В. Сван, на­блюдал за постройкой корабельный инженер поручик А.Ф. Соболев.

В проекте корабля использовались элементы так называемой бракетной ("клет­чатой") системы набора, впервые приме­ненной известным английским кораблестро­ителем Э. Ридом при постройке броненосца "Беллерофон". Эта конструкция соединяла в себе достоинства чисто продольной сис­темы набора (без шпангоутов), применен­ной Скотт-Росселем и Брунелем в конструк­ции знаменитого парохода "Грейт Истерн", с традиционной поперечной, основу кото­рой составляли шпангоуты. В принятой си­стеме набора непрерывные высокие днище­вые стрингеры соединялись короткими участками поперечного набора — бракетами. Накрывавшая их сверху внутренняя об­шивка создавала ставшую с того времени классической конструкцию второго дна.

Установленные через определенные промежутки водонепроницаемые стринге­ры и бракеты подразделяли междудонное пространство на ряд изолированных отсе­ков-клеток, откуда и произошло название системы.

Учитывая значение поперечного набо­ра для широкого и низкобортного корабля прибрежного действия, в конструкции "Смерча" предусматривались сплошные ветви днищевых шпангоутов, на которые ставились стрингеры примерно такой же высоты, а сверху укладывался настил вто­рого дна, образовывавший в соединении со вторым бортом сплошную, как на пароходе "Грейт Истерн", внутреннюю обшивку.

Такова вторая конструктивная особен­ность корабля, отличавшая его от не имев­ших второго дна и вторых бортов плавучих батарей и мониторов.

Длина корабля между перпендикуляра­ми, проведенными от крайней точки тара­на до задней кромки ахтерштевня, со­ставляла 56, по ватерлинии—57,5, ширина 11,6, высота борта 4, осадка на ровный киль 3,2 м. Таким образом, надводный борт корабля едва достигал 1 м.

Шпангоуты устанавливались через 533 мм (21 дюйм), бимсы через шпангоут. Бимсы выполнялись из бульбовых полос, что явилось новым для русского кораблестрое­ния. Шпунтовый пояс наружной обшивки имел толщину 12.7 мм (в средней части), внутренний борт—11,1 и 9,5, переборки — 4,8 и 6,4, таранная (на высоту до верхней палубы) — 9,5 мм.

Бортовая броня высотой в средней ча­сти 2.1 м имела толщину 114 мм, и на рас­стоянии 4,5 м от носа и кормы уменьша­лась до 102 мм. Подкладка под броню состояла из тиковых брусьев толщиной 203 мм. Общая масса брони при проектном во­доизмещении 1400 т (с перегрузкой в пос­ледующие годы до 1500 т) составляла око­ло 360 т. Две башни диаметром 6,7 м бронировались 114-мм плитами и предна­значались каждая для двух 196-мм гладко­ствольных орудий с длиной ствола 3,7 м, заряжавшихся с дульной части.

Материалы применяли "самого лучше­го качества", предел прочности всего листового и углового железа должен был со­ставить 3420 кг/см2 вдоль слоев и 2950 — поперек. Изготовление броневых плит под­рядчик (К. Митчел) обязался поручить только тем заводам, которые уже поставля­ли плиты для кораблей английского флота, в количестве не менее 400 т.

Заказчику предоставлялось право часть брони изготовить на русских заво­дах. Руль снабжался двумя румпелями и двумя штурвалами для управления с верх­ней и нижней палуб. Предусматривались также носовой руль, опреснители, камбу­зы, водоотливные насосы. Якорное уст­ройство имело 448 м цепи калибром 34,8 мм и 192 м — калибром 25,4 мм, два якоря массой 2,3 т. по одному 0,2 и 0,15 т и один верп массой 0,35 т.

Две паровые двухцилиндровые маши­ны завода "Моделей, сыновья и Фильд" мощностью по 200 нарицательных л.с. пи­тались паром давлением 1,7 атм. от огнетрубных котлов с дымогарными латунны­ми трубками.

Для увеличения тяги в дымовой трубе предусматривались "продувательные труб­ки". Кроме питательных и трюмных насо­сов, при каждой машине имелась самосто­ятельная "вспомогательная , паровая машина или донка" с питательным насо­сом, обеспечивающим наполнение котлов водой, откачку ее из трюма, прием воды из-за борта. Для подвозки угля на тележках из носовых "угольных ящиков" к топкам меж­ду котлами проложили рельсовые пути. Ем­кость угольных ящиков составляла 110 т. что обеспечивало дальность плавания око­ло 600-800 миль.

Дымовая и атмосферная (паровыпуск­ная) трубы выполнялись телескопическими. Гребные винты диаметром 2,4 м "с подвиж­ными лопастями" могли легко разобщать­ся с гребными валами и снабжались устрой­ством для поворачивания лопастей.

Вспомогательная машина, мощностью 6 нарицательных л. с. с собственным верти­кальным котлом системы Фильда, предус­матривалась в качестве привода насоса производительностью 150 т/ч для откачива­ния воды из отсеков корабля, привода вен­тилятора системы общесудовой вентиляции и, наконец, для вращения кормовой башни. Вал вентилятора сообщался с вентилятором особой "куполообразной" плавильной печи, предназначенной для плавки металла, заливаемого в бомбы системы Мартина. Носовая башня вращалась от шпиля.

Экипаж корабля в разное время со­ставлял 11-13 офицеров и 145 матросов.

Чертежи, разрабатывавшиеся в Анг­лии К. Митчелом и заводом Моделей, нео­днократно подвергались корректировке с целью наиболее полного учета боевого опыта монитора "Рольф Краке" и под вли­янием складывавшихся в русском флоте взглядов на конструкцию башен Кольза.

Одно из усовершенствований, внесен­ное Митчелом уже в спецификацию,—утол­щение верхней палубы до 25,4 мм вызыва­лось тем, что при перестрелках с береговыми батареями палуба "Рольф Кра­ке" из листового железа толщиной 6,3 мм (с верхним деревянным настилом) оказа­лась наиболее уязвимой. Это привело к 20-тонной перегрузке и увеличению осадки на 5 см. Усилили также прочность конструк­ции катков, из-за смещения которых на "Рольф Краке" при прямом попадании сна­ряда заклинивало башню.

Боевую рубку для большей неуяз­вимости уже в ходе постройки решили вме­сто эллиптической сделать круглой (внут­ренним диаметром 1,37 м), а бронирование усилить с 89 до 1 14 мм.

Несмотря на возрастающую перегруз­ку, 25,4-мм бронирование верхней палубы распространили и на. оконечности; крыш­ки машинных люков снабдили усиленным набором, а их толщину с 25.4 увеличили до 37 мм.

Принципиально новым решением яви­лась принятая затем броневая защита ды­моходов, во избежание повреждений котлов осколками снарядов. С этой целью дымо­вую трубу на "Смерче" обнесли кожухом из четырех плит толщиной 25,4 мм и высотой 1,22 м от верхней палубы. Для возможности съемки с якоря под огнем противника шпиль на палубе заменили брашпилем, с проводкой цепи с верхней палубы.

По предложению контр-адмирала Г.И. Бутакова усовершенствовали и пода­чу снарядов к орудиям, применив для это­го тельферное устройство, подвешенное к крыше башни, благодаря чему с подачей снаряда мог справляться один человек. Новшеством на корабле стали и телескопи­ческие мачты системы Кольза.

11 июня 1864 г. "Смерч" спустили на воду, а уже 5 сентября, готовый к плаванию, он начал кампанию, подняв Анд­реевский флаг и вымпел. 2 октября корабль покинул верфь и, преодолев бар Невы, вме­сте с мониторами "Стрелец" и "Единорог" пришел в Кронштадт. Испытания корабля пришлось отложить из-за необходимости замены в доке поврежденной лопасти греб­ного винта и поломки зубьев чугунных ше­стерен для вращения башен.

По предложению начальника броне­носной эскадры контр-адмирала И.Ф. Ли­хачева переделали уже установленную бое­вую рубку так, чтобы ее визирные отверстия обеспечивали командиру круго­вой обзор поверх башен. Прежняя высота рубки, принятая в проекте на уровне башен по примеру "Рольф Краке", несмотря на неоднократные обсуждения конструкции и ее изменения, ни у кого замечаний не выз­вала. Эта элементарная, казалось бы, ошиб­ка — наглядный пример трудности решения многих вопросов в новом деле броненосно­го судостроения. На изменении конструк­ции рубки настаивал именно И.Ф. Лихачев—организатор броненосной эскадры, та­лантливый новатор флота.

После завершения отделочных работ в Кронштадте "Смерч" 31 мая 1865 г. присту­пил к ходовым испытаниям, длившимся до 5 июня. При осадке носом 2,97 и кормой 3,15 м, частоте вращения винтов 100-116 об/ мин суммарная индикаторная мощность машин составила 800 л.с., а скорость — около 8,3 узлов.

Первое плавание с эскадрой оказалось непродолжительным. 23 июля 1865 г. "Смерч", следуя финляндскими шхерами между островами Спаргольм и Сток­гольм, ударился о необозначенный на кар­те подводный риф. Несмотря на немед­ленно задраенные двери носовой водонепроницаемой переборки, вода быст­ро распространилась по вентиляционным трубам, клапаны которых или оказались недостаточно надежными, или неплотно закрытыми.

Водоотливные средства не смогли справиться с поступавшей водой. Умело подведенный пластырь из обыкновенного паруса мог бы спасти корабль, но эскадра, как и все флоты мира, продолжавшие и после этого случая терять корабли даже от незначительных пробоин, еще не знала это­го простого и надежного средства.

Благодаря наличию переборок "Смерч" продержался на воде два часа, однако его гибель послужила грозным предупреждением флоту и потребовала нового подхода к обеспечению кораблей средствами борьбы за живучесть и необходимости настойчивого обучения экипажей методам этой борьбы. Лишь приход на эскадру мичмана С.О. Макаро­ва положил начало разработке учения о непотопляемости корабля.

20 августа 1865 г. "Смерч" подняли, применяя впервые мягкие резиновые понто­ны, разработанные А.Ф. Александровским — создателем испытывавшейся в те годы в Кронштадте первой отечественной подвод­ной лодки с механическим (пневматиче­ским) двигателем.

Опыт проектирования и постройки "Смерча" еще раз успешно проявился в 1866 г. при конструировании башен для других аналогичных кораблей.

Непрекращавшиеся в Англии нападки прессы на башни системы Кольза смутили даже генерал-адмирала Константина, от­давшего приказ о разработке доморощен­ной башни "на штырь". В этой конструк­ции основная тяжесть башни передавалась на раскрепленный под ней штырь, служив­ший для предупреждения смещения башни в катках. Но участие в проектных работах самого Кольза и авторитетное мнение ад­мирала Г.И. Бутакова, позволили усо­вершенствовать систему катков и ''враща­тельного аппарата" и не возвращаться к башням Эриксона.

Восстановленный "Смерч" вошел в со­став броненосной эскадры под командова­нием вице-адмирала Г.И. Бутакова. В те годы она стала подлинной школой новой тактики возрождавшегося после Крымской войны на базе качественно новой техники русского флота, школой передового опыта нового броненосного судостроения, кузни­цей кадров, полигоном для испытания но­вейшей техники.

В напряженных морских учениях и по­ходах под руководством замечательных ад­миралов - организатора эскадры И.Ф. Ли­хачева и создателя "Новых оснований пароходной тактики" Г.И. Бутакова, ко­рабли и флот в целом неуклонно наращивали боевую мощь, а экипажи учились наилучшим образом использовать боевые и технические возможности своих кораблей. Все это не замедлило сказаться на усилении военно-морской мощи России, о которой герой гражданской войны в США адмирал Д. Фаррагут заявил: "русский флот в ко­роткий срок достиг такой силы, что ему не­кого теперь опасаться".

Единственная на флоте двухбашенная броненосная лодка "Смерч" - наиболее со­вершенная и перспективная из входивших в состав эскадры кораблей—занимала пере­довое место и в учениях и в плаваниях. От­личным примером изыскания технических резервов корабля стало использование на "Смерче" вспомогательного котла для питания паром главной машины, благодаря чему, как отмечал Г.И. Бутаков в приказе по эскадре, корабль обгонял даже большие броненосцы.

Вооружение корабля вместо первона­чально установленных по проекту бомбо­вых 196-мм гладкоствольных пушек (по две в башне) в 1867 г. заменили первыми в русском флоте, заряжающимися с казен­ной части нарезными орудиями 203-мм ка­либра. Эти орудия заказали фирме Круп-па в Германии.

Из 26 орудий, распределенных на фре­гаты "Севастополь". "Ослябя" и батарею "Не тронь меня", два предназначались "Смерчу". С этими орудиями (вызвавшими значительную переделку станков и башен, включая и прорезание амбразуры по ее центру, а затем, по предложению Г.И. Бу­такова. и отверстий диаметром 89 мм в противоположной стене башни для исполь­зования банника) корабль плавал до 1870 г., когда их заменили новыми, освоенны­ми Обуховским заводом орудиями образ­ца 1867 г. калибром 229 мм (120 снарядов па орудие).

В 70-е годы XIX в. "Смерч", имея еще достаточное боевое значение, должен был войти в состав обороны подступов к Крон­штадту. Для защиты от миноносцев на ко­рабле установили 16-мм картечницу Гатлинга и 44-мм скорострельную пушку Энгстрема, В 1882 г. на корабле установили но­вые котлы, изготовленные Кронштадтским пароходным заводом, а в 1889 г. заменили часть сильно изношенных листов днища.

Переклассифицированный в 1892 г. в броненосец береговой обороны, корабль продолжал свою службу в составе учебных отрядов флота. К прежним 229-мм оруди­ям добавили четыре 87-мм пушки образца 1867 г. и четыре 37-мм револьверные пуш­ки. Скорость корабля к тому времени не превышала 6,5 уз.

В 1894 г. корабль исключили из спис­ков флота и разоружили. Корпус его, не­смотря на износ, находился в удовлетво­рительном состоянии и в 1909 г. Его использовали в качестве блокшива (блокшив № 2). В годы первой мировой войны корабль использовался как плавучий склад мин заграждения (до 650 шт.). В ап­реле 1918 г. из-за невозможности пере­хода во льдах "Смерч" оказался ин­тернированным в Гельсингфорсе, а в мае 1918 г. в составе последнего отряда совет­ских кораблей перешел в Кронштадт и еще около 30 лет продолжал служить фло­ту в качестве блокшива (с 1924 г. под № 3. с 1932 г.—№ 1).

Сыгравший немалую роль в становле­нии и развитии отечественного флота, ко­рабль вошел в историю и как пример редкой долговечности. Разобрали корабль на лом уже после Великой Отечественной войны.

 

Испытание поворотливости 2-х башенной лодки «Смерч» и монитора «Ураган»

(Из журнала "Морской сборник" № 1 за 1865 г.)

 

Летом прошлого года мы не имели сведении о том, что делалось на эскадре броненосных судов в Кронштадте, и потому поневоле должны были ос­тавлять на страницах нашего отдела большой и весь­ма чувствительный пробел, который в настоящее время и спешим пополнить теми сведениями, кото­рые имели случай собрать.

Хотя окончательное изготовление некоторых из некоторых броненосцев, плавание по шхерам и в эскад­ре Е.И.В. Генерал-Адмирала заняли все лето, но тем не менее в мае месяце нашлось время для произ­водства некоторых, весьма интересных опытов над поворотливостью двухбашенной лодки «Смерч» и некоторых из мониторов. Известия об испытаниях первой тем более интересны, что она, как мы зна­ем, имеет два винта и есть еще первое из двухвин­товых судов в нашем флоте.

Опыты эти производились 14 мая, при легком ветре без волнения. Скорость судна по лагу, опре­деленная перед поворотом, и против ветра, оказа­лась 7 узлов. Среднее число оборотов винтов при этом было 1 08. Давление пара 1 8 фунтов.

1 поворот. Руль на 38 1/2 право на борт, сред­нее число оборотов 94, ход по лагу 6 узлов. Про­должительность поворота 5 минут 15 секунд.

Моменты начала и конца маневра, замеченные при этом повороте, не совсем точны, и потому ре­зультат его надо считать сомнительным.

После этого поворота было сделано еще испы­тание скорости хода по вехам. Имея руль прямо, 12 фунтов пара и полный ход, при котором среднее число оборотов винтов было 103, скорость хода оказалась равной 7 1/2 узлов.

Как выяснилось из дальнейших испытаний, про­должительность поворота при помощи руля и вин­тов оказалась не только не менее, но даже более, чем при действии одним рулем. Факт этот очень за­мечателен, хотя нельзя, разумеется, судить об этом окончательно и выводить какие-нибудь заключения.

В тот же день, 1 9 мая, в Кронштадте были про­изведены опыты поворотливости монитора «Ура­ган». Два поворота, которые он сделал, дали следу­ющие результаты.

При ходе в 6 узлов, 15 фунтах пара и 55 обо­ротах винта:

Лево на борт 32° продолжительность поворота 5 минут 30 секунд. Право на борт, 46", продолжи­тельность поворота 4 минуты 52 секунды.

Вообще, надо сказать, что опыты на «Смерче» весьма интересные по новости судна с двумя вин­тами, хотя и были произведены далеко не с той сте­пенью точности, которая требуется программой опытов.

До сих пор нигде вопрос об испытаниях пово­ротливости не разрабатывался очень серьезно, и нам приятно заявить о том, что в нашем флоте прежде всех других обратили на этот важный предмет то внимание, которое он заслуживает. Желательно только, чтобы дело это, будучи начато, не остава­лось без окончания и чтобы такие опыты произво­дились не только на броненосных, но и на всех су­дах нашего флота. Только при множестве и разнообразии фактов дело может принести желае­мые результаты.

 

Из отчета Кораблестроительного отделения Морского Технического комитета за 1865 г.

(О броненосной лодке «Смерч»)

 

1) Производивший строение лодки иностранец Сван, представил в Комитет два чертежа рубки (овальной и круглой формы), одетой броней в 4V дюйм., и просил решить, которую из этих форм из­брать для постройки. Комитет признал броню в 41/ дюйма достаточной, но предложил сделать подклад­ку под нее подобно, как на боевых башнях, а форму рубки избрал круглую, потому что при диаметре, одинаковом с большой осью овальной рубки, круг­лая рубка вместительнее.

Вследствие этого сообщено департаменту, что башня для командира должна быть сделана на лод­ке «Смерч» круглая, около 4 1/2 фут диаметром внут­ри, с броней в 4 1/2 дюйма толщины, доходящей вплоть до железной  палубной настилки и укреплен­ной на подкладке из двух рядов, а сам цилиндр руб­ки должен быть из 1/2 д. железа с угловым железом и с диагональными полосами по первому (внутренне­му) ряду подкладки; отверстия (визиры) для наблю­дения прорезать подобные тем, которые для этой же цели устроены в капитанской рубке батареи «Первенец» или однобашенных лодок.

На этой рубке положено иметь железную кры­шу из однодюймовых листов, укрепленных на решетках из углового железа, с одним квадратным люком (в 18 дюйм.), для воздуха и для обзора командиру, закрывающимся железной крышей.

Произошедший на лодке «Смерч», во время пла­вания в шхерах, пролом в подводной части, от преткновения о подводный камень, подал повод заключить, что отчасти причина затопления лодки заключалась и в отсутствии клинкетов (при непро­ницаемых переборках) в вентиляторных трубах, че­рез которые вода, наполнявшая носовое отделение, где сделан пролом, проходила и во все прочие от­деления трюма, на которые он разделен для непо­топляемости.

Трубы эти помешены под жилой палубой и име­ют вертикальные ветви, доходящие до отверстия в верхней палубе, при которых сделаны только решет­ки с медными кружками, для воздуха, а в концах главных труб сделаны задвижные клапаны.

По этому случаю, для предотвращения на буду­щее время подобного несчастья, Комитет признал необходимым у всех переборок, разделяющих трюм на непроницаемые отделения, иметь клинкеты в тех местах, где проходят вентиляторные трубы, и, рас­смотрев составленный заведывающим Кронштадтс­ким пароходным заводом чертеж медного клинкета к переборкам, признал полезным устроить таких клинкетов по два при каждой непроницаемой пере­борке, врезав в жилой палубе втулки с фланцами, закрывающиеся крышками на винтовой нарезке. Тогда клинкетами можно будет действовать с жи­лой палубы; но для удобства следует иметь в этих местах всегда на стенах ключи для отвертывания крышек у втулок и ключи для каждого клинкета осо­бо. Аля соображения же, при изготовлении и приспособлении клинкетов, Комитет сообщил на завод также и копию с чертежей клинкетов, сделанных на некоторых судах английского флота.

По представлению начальства Кронштадтского порта, Кораблестроительное отделение, обсудив предлагавшиеся на этой лодке некоторые измене­ния и переделки нашло что:

1) Полезно прорезать часть иллюминаторов, на манер мониторских и сделать под ними броневые крыши.

2) Аля поворачивания башен, для вентиляции лодки и для выкачивания воды не надо делать осо­бого парового котла, а довольствоваться общим су­довым механизмом, при неполном ходе судна.

Сверх того, имея в виду указание Высшего Мор­ского начальства об устройстве на башенных судах мостиков или летучих палуб, Кораблестроительное отделение делало соображение по этому предмету и в отношении лодки «Смерч», причем, по совеща­нию с начальством броненосной эскадры и коман­диром лодки, нашло, что на ней следовало еще:

1) Уничтожить откидные борта, заменив их от­кидными стойками с леером и сняв ватервейс.

2) Сделать площадку между башнями, переде­лав под ней котельный люк и выведя его на площадку, равно как и все трубы от вентиляторов и котла высокого давления; поместить на ней штурвал в два колеса с нактоузами, койки, телеграф и другие ме­лочи, находящиеся на палубе.

3) Польем гребных судов устроить по американ­ской системе.

4) Румпель удлинить, для чего уничтожить пе­реборку в капитанской каюте и сделать под рум­пелем помост, переделать переборки и мебель, смотря по надобности.

5) На верхней палубе сделать запасной румпель.

6) У боевого штурвала уничтожить шестерню и приводку штуртроса сделать более простой.

7) Машинный кормовой люк уничтожить, а вме­сто него сделать 4 иллюминатора для света и 2 вен­тиляторные трубы; капитанский выход обратить в светлый люк.

8) В носу люки соединить, сделав как на «Миантономо».

9) На крышах башен сделать еще по два гласиса и прицелы; люк на крышке башен переделать по имеющемуся образцу; над башнями сделать тенты для прикрытия от штуцерного огня.

10) Из капитанской башни провести телеграф в орудийные башни.

11) Увеличить число палубных иллюминаторов, на 1 3-ть.

12) На шкафуты сделать дождевые тенты.

13) Все палубы и площадку красить или покры­вать лаком.

14) На шканцах устроить площадку для штанларт-компаса, запасного штурвала и телеграфа в машину, выведя под нею люк до площадки с выхо­дом на палубу.

15) Поставить три флагштока.

16) Резину кругом башен заменить гуттаперчей и сделать на ней цинкованные пластины.

На основании этих указаний составлены при Кронштадтском порту чертежи, которые, по рас­смотрении в Отделении при участии начальника броненосной эскадры, одобрены и представлены г. управляющему Морским министерством, на благо­усмотрение.

 

Из отчета Кораблестроительного отделения Морского Технического комитета за 1869 г.

 

Вследствие одобренного Управляющим Морс­ким министерством решения Артиллерийского от­деления Морского технического комитета, о воо­ружении этой лодки 9-дюймовой артиллерией, в Кораблестроительном отделении были на рассмот­рении составленные начальником артиллерийской части Кронштадтского порта два чертежа располо­жения этих орудий в башнях лодки, с показанием размеров, до которых следует расширить амбразу­ры. На одном из чертежей фундамент под орудие показан деревянный, а в другом железный.

По рассмотрении этих чертежей, в соединен­ном собрании Кораблестроительного и Артиллерий­ского отделений, последнее полагало платформу под станки принять железную, как это делается на всех башенных судах. Что же касается до размеров амбразур, то, имея в виду постановку на эту лодку 9-дюймовых переделанных орудий и признавая по­лезным ограничиться возможно меньшим расши­рением амбразур, Артиллерийское отделение по­лагало понизить платформу на 2 дюйма и принять для этих орудий соединенный прицел, причем амб­разуры должны быть расширены только по дюйму на сторону и на 1 V дюйма в высоту, т. е. надлежит сделать амбразуру шириной 1 ф. 8 дюйм., а высо­той 3 ф. 1 '/ дюйм.

К приведению к исполнению такого заключения Артиллерийского отделения, Кораблестроительное отделение со своей стороны не нашло препятствия в техническом отношении, и потому представило об этом Управляющему Морским министерством и по­лучило разрешение Его Высокопревосходительства.