Приложение № 3. Подъем затонувшей броненосной лодки «Смерч»

(Из журнала "Морской сборник" № 12 за 1865 г.)

 

24 июля, находясь с учебной эскадрой Мор­ского Корпуса у Гангеудда, я получил приказание Его Императорского Высочества Генерал-Адми­рала — отправиться со всеми судами эскадры в Барэзунд и всеми зависящими от меня мерами содействовать подъему затонувшей там броненос­ной лодки «Смерч».

25 числа поутру, отослав лодки «Прибой» и «Марево», вместе с тендером «Кадет», к Барэзунду шхерами, я сам с фрегатом «Громобой» и корветом «Баян» вышел в море. Задувший тогда же свежий восточный ветер позволил мне войти в шхеры близ Поркала-удда не ранее 28-го. Войдя в Барэзунд я стал на якорь Стурамсэ и Элише-ляндет, в расстоянии мили с небольшим от места крушения.

Покуда я в море выжидал погоды, к затонувшей лодке уже прибыл пароход «Ижора» с такелаж-мейстером Кронштад­тского порта пору­чиком (ныне штабс-капитаном) Шабалиным, с водолазами и различными мастеро­выми, и привел на буксире железную баржу, нагруженную бревнами для стрел, досками, гинями, пом­пами, парусиной, sop-сой и вообще различ­ными предметами, нужными в подобных случаях.

К приходу моему г. Шабалин с водолазами уже успел осмотреть затонувшую лодку, и со слов его составлен был рисунок пробоины, подобие которой изображено на чертеже 5. Лодка лежала накренившись на левый борт на 27°, причем над водой видны были с правой стороны только часть фальшборта, состоящего из железных откидных щитов, и узкая полоска верхней палубы вдоль по ватервейсу на баке.

По словам водолазов, нос сидел на подвод­ном камне на 6 футах. От этого камня грунт шел, по-видимому, ровным и постепенным склоном до глубины 25 футов, на которой лежала корма, и все левое пузо лодки погружено было в густой ил, покрывающий этот склон, углубившись в него наиболее кормовой частью. Правое пузо было на свободе, за исключением небольшой части, бли­жайшей к корме.

При длине лодки 186 футов такая разность углублений носа и кормы давала ей продольного крена около 5°. На правой стороне, под плоским дном лодки, немного впереди фок-мачты, осмот­рен был тот подводный камень или, вернее, ка­менный бугор, на который лодка наткнулась. Над этим бугром воды было около 7 футов, и дно лод­ки к нему плотно не прилегало, но оставался про­свет около фута шириной, так что рука и нога туда свободно просовывались, а человеку нельзя было пролезть. Без сомнения, вода, вливаясь в пробои­ну, должна была кренить лодку на левую сторону, так как правая удерживалась на камне, а потом, когда лодка совсем затонула и легла левым пузом в грунт, пробитое место отошло от камня.

Это обстоятельство надо считать очень сча­стливым, потому что благодаря ему облегчился доступ к пробоине. Чертеж 1-й, надеюсь, даст до­статочно ясное понятие об этом первоначальном положении лодки. Вслед за осмотром лодки нужно было решать — каким способом ее поднимать.

Из всех остальных способов подъема самый простейший и легчайший, какой должен предста­виться каждому морскому офицеру, — в главных чертах состоит в том, чтоб закупорить все пробо­ины и отверстия в судне и лотом выкачать из него воду. Между прочим, мне помнится, что подоб­ным способом поднят был в сороковых годах за­тонувший около Абовской вольной верфи воен­ный корвет «Львица». Самого командира лодки «Смерч» я нашел уже настолько готовым к.этой мысли, что он еще до прибытия водолазов распо­рядился достать из воды все люки верхней палу­бы, чтобы по ним обделать глухие крышки.

Приняв способ подъема посредством выка­чивания воды, нужно было рассчитать, какие сред­ства для этого истребовать. Главным основанием для такого расчета представлялся тот факт, что лодка, пробив себе дно, погружалась в воду, до окончательного потопления, около двух часов времени. Груз, от которого она должна тонуть, мы определили приблизительно в 500 тонн, что равняется объему воды в 1800 кубических футов, или круглыми числами, около 40000 ведер.

Допустим, что мы заделали пробоину удов­летворительно, нужно было принять в соображе­ние, что как бы тщательно не были сделаны глу­хие люки и вообще произведена заделка отверстий, все же эту заделку можно было счи­тать вполне действительной не прежде, как пом­пы уже возьмут несколько воды из судна, ибо тогда только нажало бы люки плотно наружным давлением. До тех пор, надо было рассчитывать на неизбежные зазоры у кромок, прикрытые толь­ко парусиновыми мамеринцами, и сумма этих за­зоров, конечно, могла представить площадь, не меньшую площади самой пробоины. Поэтому, для большей уверенности, следовало употребить та­кие средства, которые позволили выкачивать из лодки значительно более 20000 ведер в час, а потому и истребованы от Кронштадтского, С.-Пе­тербургского и Гельсингфорского портов следу­ющие средства:

Водоотливной бот с паровыми помпами, вы­качивающими 160 ведер в минуту.

Две локомобильные паровые помпы, выка­чивающие обе вместе 150 ведер.

Шесть брандспойтов Даунтона и двадцать помп, выкачивающих круглым числом около 250 ведер в минуту.

Значит, все это вместе давало нам надежду взять, при усиленном действии, до 560 ведер в минуту или более 30000 ведер в час.

Кроме того, требованы были два подъем­ных бота, десять пар гиней и шесть береговых шпилей, а в Гельсингфорс посланы две винтовые лодки, чтобы прибуксировать оттуда шесть штук мачтовых деревьев для стрел.

Подъемными ботами я предполагал перво­начально поддержать нос, чтобы он не скользнул с камня на глубину, когда лодка будет при выка­чивании крениться, а стрелы думал поставить с кормы, чтобы с них взять гини за грунтовы, под­веденные под кормовой свес брони.

Последнее, т.е. стрелы и гини, я имел в виду для подъема кормы, чтобы преодолеть цепкость грунта, перед тем как лодке нужно всплывать. Дей­ствительно, предположив, что мы выкачали столько воды, что ее осталось в лодке около 300 тонн, т.е. тот груз, от которого лодка идет ко дну, надо было ожидать, что с первым следующим тонном выка­чанной воды, лодка должна бы всплывать, если бы ее не удерживала цепкость грунта.

Не было никакой возможности определить силу этой цепкости, но во всяком случае нельзя было считать ее незначительной. Следовательно, можно было ожидать, что лодка при выкачивании последних 500 тонн оторвется от грунта и всплы­вет тем стремительнее, чем цепкость грунта силь­нее, а при стремительном всплытии, она могла по­вредить своими железными бортами бота с помпами и мало ли каких наделать неожиданностей.

Чтобы предупредить такую случайность, нуж­но было приложить к лодке медленную подъем­ную силу, независимую от выкачивания воды, дабы действовать этой силой тогда, когда в лодке ос­танется воды около 500 тонн. Тогда, если бы уда­лось оторвать лодку от грунта этой постоянной силой, мы были бы уверены, что она всплывет так спокойно, как мы сами захотим.

В настоящем случае, три пары стрел, по­ставленные: две по бокам кормы, а одна — сза­ди, с навешанными на них 9-дюймовыми гинями, могли представить силу, составляющую прибли­женно около 200 тонн. Как увидим, однако же, далее, и подъемные боты и стрелы окончательно пригодились для иного назначения.

Все требованное было к б августа достав­лено, а между тем присланные мастеровые и во­долазы занимались укупоркой лодки. Наиболь­шие трудности в закупорке представляли боевые башни и труба плавильной вагранки. В кормовой башне орудие высунулось дулом из амбразуры дюймов на 5, так что пробку пришлось обделы­вать из двух частей, обнимающих дуло и входя­щих клином в амбразуру.

Ваграночную трубу заколотили ворсом и пробкой, а на тот случай, если бы она не выдер­жала давление наружной воды, на нее надели трой­ной парусиновый шланг с бугелями, которого от­верстия вывели наверх. Зазор башен в верхней палубе законопатили и обмотали насаленными жгу­тами из белой пеньки. Окончательно на обе баш­ни надеты были колпаки из тройной парусины и приколочены к палубе рейками на гвоздях.

Наконец, для пробоины изготовлен был пла­стырь из мягкого, подержанного брезента, нашликованного щипаной ворсой. Шпиковка пластыря, посредине его, т.е. против того места, которое предполагали наложить на пробоину, утолщена, а к середине утолщения пришпикована мотня из щипаной же ворсы, служившая как бы подушкой, не позволяющей отвороченной наружу острой кромке пробоины прорезать пластырь, Брезент, обделанный таким образом, был оконопачен, и к углам его приплеснены штерты или шкоты для его растяжки.

Немало затруднений представляла провод­ка помповых шлангов сквозь глухие люки. Нужно было утвердить эти шланги как можно плотнее, а между тем, сделать в люках отверстия не круг­лые, а с дополнительными вырезами для провод­ки штифтов соединительных муфт, и эти вырезки потом заклинить и законопатить. Сделав это, нужно было опускать люк, вместе с пропущенным сквозь него шлангом, в воду, и там, прежде чем он сядет на место, водолаз должен был напра­вить нижний конец шланга и провести его как можно ниже. Местами водолазу приходилось для этой цели пролезать под трап и вообще произво­дить эту работу в темноте, ощупью, в тяжелой своей одежде. Подобный труд требовал неустра­шимости, доходящей до самоотвержения, и сто­ил, по моему мнению, всякого боевого подвига.

К полудню 13 августа заделка отверстий была закончена, и все изготовлено к подъему лодки следующем образом. Водоотливной бот и баржа с локомобилями поставлены с левой сто­роны. Две пары стрел поставлены были по обе стороны кормы, и заложенные на них гини взяты за грунтов из цепного каната, подведенный под кормовой свес брони, а лопаря их взяты на шпи­ли, утвержденные на островке.

Подъемные бота для поддержки носа не поставили, потому что глубина не позволяла, а главное, потому что это было признано ненуж­ным. Вместо того, один из ботов поставили с правой стороны лодки, против середины. В бот напустили воды, так что он сел на кабельтов и с помощью его надавливал правый борт лодки, для воспрепятствования крену. Общее расположение шлангов видно на чертеже 6.

Приготовив все таким образом, 14 августа после полдня расставили людей по местам и пусти­ли в ход все помпы, чтобы посмотреть их действие. Не прошло и четверти часа, как замечено было, что в упомянутой выше деревянной трубе вода убыва­ет, а вслед затем такая же убыль объявлена и в дымовой трубе. Ясно было, что помпы преодоле­ли течь и что давление наружной воды нажало заделки. Водолаз, посланный для осмотра плас­тыря, нашел его присосанным ко дну лодки так крепко, что невозможно было его шевельнуть.

Минут через сорок после того как начали действовать помпами, правый борт лодки начал подниматься из воды, т.е. она начала крениться. Продолжали качать часа два, почти не препятствуя крену, потому что подъемный бот, служивший для этой цели, вместо того чтобы подниматься из воды всей своей массой, начал подниматься только но­сом, вследствие малого разноса концов подве­денного под него кабельтова. Кроме того, видно было, что кабельтов недостаточен для противо­действия кренящей силы, а потому его начали под­травливать и потом совсем раздернули.

Мало-помалу, крен дошел до такой степе­ни, что, по словам командира лодки, мог быть равен тому крену, какой приняла она, садясь на дно. Под рукой не случилось никакого инстру­мента, чтобы этот крен определить, но, на глаз, он мог быть не менее 45°. Более всего прочего наводила сомнение цепкость грунта, — эта не под­лежащая измерению и вычислению сила, которая могла, например, сделать то, что мы бы выкачали из лодки всю воду до суха, а лодка все-таки ос­тавалась бы сидеть левым бортом в грунте.

Тому, кому на первый взгляд такое предло­жение покажется неясным, стоит только вспомнить, что лодка «Смерч» имеет обводы и соотношение главных размерений совсем иные, чем прежние во­енные, большей частью острокильные суда. Так, например, при ширине миделя в 38 футов лодка в нормальном своем положении сидит только 10 фу­тов, а будучи накренена, она, по мере увеличения крена, будет сидеть все глубже и глубже, так что например при 45° крене, предположив, что она по­гружена в воду только до половины ширины верх­ней палубы, что невозможно при существующем отношении ее вместительности к водоизмещению, она будет сидеть в воде около 23 футов.

Из этого следует, что необходимо принять меры, чтобы воспрепятствовать по возможности лодке крениться и вдавливаться левым пузом в грунт, а потому, 14 числа, прекратив выкачива­ние, я распорядился, чтобы за ночь дали воде опять натечь и уложить лодку в прежнее ее поло­жение, а воду откачивали бы не более того, сколь­ко было нужно для поддержания внутри лодки некоторой пустоты, дабы заделанные отверстия остались нажаты давлением наружной воды.

На следующий день, 15 августа, на топы фок- и грот-мачт занесено было по двое гиней и лопа­ря взяты на шпили, а в помощь мачтам, под топы их, поставлены у порки на правый борт из тол­стых бревен. После проведенной работы крен лод­ки увеличился до 33°, причем нос совершенно от­делился от камня и всплыл, так что оказывалось возможным подвести под него грунтов. Одна из локомобильных помп, ближайшая к носу, пере­стала брать — знак, что в носовом отделении, впереди непроницаемой переборки, почти не ос­талось воды. Ночью лодку удерживали в том же положении, для чего достаточно было одной локомибиль-помпы.

Следующий день, 16-го августа, снова был проведен в безуспешных попытках дальнейшего выкачивания. На баке с правой стороны палуба оголилась до люков, но еще ни одного из них нельзя было открыть, и потому, чтобы иметь дос­туп внутрь лодки, для наблюдения за горизонтом воды и вообще для осмотра, прорубили в палубе небольшой люк, достаточный для пропуска одно­го человека. Первым спустился туда корпуса флот­ских штурманов прапорщик Петров.

Прокисшая и начавшая разлагаться сухая провизия издавала удушливый запах; весь кузов, палубы и переборки были покрыты слизью. Для первого доступа, чтобы пройти к корме до воды, которая по правой стороне ушла уже за машин­ное отделение, нужно было перед собой для каж­дого шага вперед наколачивать на палубе рейки, чтобы ноги не скользили.

17-го числа кругом острова обнесли вместо кабаляра цепь с фрегата «Громобой», для укреп­ления которой завезли еще два верпа и вколоти­ли в скалы, в разных пунктах, шесть железных болтов, которые не давали бы цепи скользить. Для этой работы нужно было сделать инструмен­ты своими средствами. В помощь мачтам, по пра­вую сторону лодки, поставили пару стрел и с топа их взяли гини на береговой шпиль. Контрашта­гом этой пары стрел служили гини, заложенные за шлаг кабельтова, продернутого под лодку. С правой стороны этот шлаг накинули на капитанс­кую башню.

Между прочим, заметили мы, что носовая часть лодки подается к берегу. Этого и следовало ожидать, так как нос уже был на свободе, а часть силы гиней, заложенных на топы, конечно действовала в горизонтальном направлении. Поэтому против фок-мачты, между берегом и правой ску­лой лодки, положили на воду два бревна, которые должны были в этом случае действовать как упорки. Для той же цели пароход «Храбрый» подошел на следующий день, 18-го августа, к лодке и рас­положился у нее с левой стороны на якорях, как показано на чертеже 2. С правой стороны, сбоку, он подал 1 1-ти дюймовый новый кабельтов, кото­рый подвели под лодку и с правой ее стороны накинули на капитанскую боевую башню.

18 августа , еще прежде чем пароход «Храб­рый» установился на своих завозах, мы пустили в ход помпы, чтобы посмотреть — как действуют бревна, упертые в берег, и вместе с тем попробо­вать силу гиней при вновь добавленных стрелах. Гини эти, сами по себе, могли выдержать силу в 200 тонн. Все гини смотрели несколько назад, как это видно на чертеже. Вследствие того, по мере дальнейшего выкачивания воды и крена лод­ки, мы сдерживали гини понемногу, но как толь­ко они туго надраивались, отходили на шпилях.

Нос продолжал подниматься, что заметно было по маркам, которые клали мелом на левых контра-форсах. Оба рукава локомобилей перестали брать воду, так что остался в действии один только водоотлив­ной бот. Кончилось, однако же, дело к вечеру тем, что крен уве­личился до 40°, и, завернув гини, мы окончили работу. Кабельтов с «Храброго» перед тем только что был подан и выбран втугую.

Между прочим, перед окончанием работы, обмерив на глаз горизонт воды в лодке, что доступно было только до неко­торой степени на правой сторо­не, вынесли этот горизонт на те­оретический чертеж лодки, на корпусе и на боку, и этим спо­собом приближенно определи­ли объем оставшейся воды, ра­зумеется, с самым широким запасом, в 750 тонн. Подъемные боты у кормы были изготовле­ны к действию т.е. в них была напущена вода и цепной грунтов подведенный под свес брони взят на бревна. Приспособление это показано на чертеже 7.

19-го августа мне необхо­димо было отправиться в Петер­бург, куда призывали меня обя­занности по Корпусу. Я давно уже получил разрешение Управ­ляющего Морским министер­ством, и давно уже, а именно 7-го августа, прибыл в Берэзунд капитан-лейтенант Л.О. Гадд, на­значенный принять от меня все дела, но интерес работы меня удерживал, и я оставался при ней до последней возможнос­ти. С утра мы продолжали отка­чивать воду, нос понемногу про­должал подниматься, а вся лодка крениться. Часам к 11-ти утра ближайший к носу шланг водосливного бота перестал брать воду, и крен дошел до 45°.

Я упоминал уже, что нака­нуне остойчивость носовой час­ти как бы давала себя чувство­вать. Если эта сила не могла действовать деятельно, то есть выпрямлять лодку, при таком малом количестве воды, какое в ней осталось, то причины это­му надо искать в цепкости грун­та, тем более что левое пузо ле­жало в грунте большой частью своей длины, так что грунт зах­ватывал его самый широкий и наиболее остойчивый отсек судна. Ясно, что если бы только мидель отделил­ся от грунта, то сила остойчивости, овладев, так сказать, вполне целой половиной судна, была бы, конечно, далеко сильнее крепящей силы остав­шегося в судне количества воды, и настолько силь­нее, что, без сомнения, преодолела бы всякую цепкость грунта и выпрямила бы судно.

После моего неудачного опыта, так как на «Баяне» пары уже были готовы и мне нельзя было далее медлить в Барэзунде, я в полдень 19 авгу­ста снялся с якоря, оставив в распоряжении капи­тан-лейтенанта Гадда фрегат «Громовой», пароходо-фрегат «Храбрый» и пароход «Ижора», и сдал ему работу, правда, неоконченную, но имея полное убеждение, что лодка всплывет, как толь­ко удастся ее перекантовать в правую сторону.

Можно было также рассчитывать и на при­быль воды от морского ветра, ибо до той поры вода была постоянно мала. Такая прибыль воды, приподняв значительно носовую часть и оторвав от грунта часть левой стороны, ближайшую к ми­делю, разумеется, усилила бы остойчивость суд­на. Можно было, наконец, в крайнем случае, при той отличной заделке отверстий, какая оказалась, уложить снова лодку в прежний и даже меньший крен, и, усилив противодействующие крену сред­ства, как опыт указал, повторить процесс выкачи­вания уже с несомненным успехом.

После моего отправления капитан-лейтенант Гадд распорядился, чтобы после обеда продол­жали выкачивать воду. В дополнение к водоот­ливному боту он приказал действовать двумя брандспойтами Даутона, с вставленны­ми шлангами в кор­мовой люк, которые до сих пор не дей­ствовали, по неудоб­ству устройства под­мостков над этим местом. Теперь же он приказал взять их на один из вспомо­гательных ботов.

К 4-м часам пополудни нос еще приподнялся из воды, продольный крен дошел до 12°, а боковой — до 57°, и помпы перестали брать воду. К тому времени цепь, кото­рую я с утра прика­зал подать с «Храброго» на лодку, вместо кабельтова, была обнесе­на кругом капитанской башни; но капитан-лейте­нант Гадд вместо того, чтобы выбрать ее на паро­ход, занес ее на берег. Положение лодки в этот момент изображено на чертеже 3-м.

Около 5 ч. пополудни начали выкачивать воду из подъемных ботов, и корма поднялась на 8 дюймов, что заметно было по футштоку, ут­вержденному предварительно на ахтерштевне. На этот раз подъем нисколько не натруждал ботов, так что даже распорные бревна не согнулись. Боковой крен при этом увеличился еще на 1/2". Как только корма таким образом несколько ос­вободилась от грунта, носовая часть, будучи, как видно на чертеже 3-м, значительно на весу, на­чала действием своей тяжести понемногу опус­каться, продольный крен пошел на убыль, и к 7 часам вечера горизонт воды резал верхнюю палубу немного выше диаметральной плоскости. По мере того как нос опускался, вода снова под­ходила под шланги водоотливного бота, так что они вновь начали брать, но к вечеру опять пере­стали.

Работу окончили, и в таком положении про­держали лодку всю ночь. 20-го числа поутру все было подготовлено к тому, чтобы кантовать лод­ку, а именно, цепь от капитанской башни подвели по-прежнему под лодку и подали на «Храбрый», а упорные бревна расположили, как показано на чертеже. К полудню, когда все было готово, лю­дей поставили на шпили и начали выбирать гини, с тем чтобы посмотреть, не нужны ли еще доба­вочные стрелы; но, прежде чем гини успели надраиться, крен лодки уменьшился на 11°. Продол­жили выбирать гини, и через полчаса левый планширь подошел к горизонту воды. Вскрыли люки, заправили шланги, и в час пополудни лод­ка плавала, имея небольшой крен на левый борт, вследствие некоторых перекатившихся тяжестей, а главное — от массы воды, не могшей скоро перелиться из-за двойного дна на левой стороне. Тотчас же подняли флаг и гюйс и приступили к очистке лодки.

Остается прибавить, что не более, как че­рез 10 дней, к 30 августа, все на лодке «Смерч» приведено было в такой вид и порядок, что ко­манда и офицеры могли на нее перебраться. Даже, если бы кингстоны не были набиты илом, она могла сама идти в Кронштадт.

Надеюсь, каждый морской офицер, по од­ному уже этому, в состоянии будет заключить, что командир и офицеры лодки недурно распо­ряжались, а команда неплохо работала. Пластырь на пробоине отлично держал, но, разумеется, на переход до Кронштадта следовало его подкре­пить, и для этой цели подведен был под носовую часть марсель с корвета «Баян».

Окончание подъема, выполненное так, как это сделал капитан-лейтенант Гадд, само гово­рит за себя, и было бы нелепо утверждать, что оно лучше бы выполнилось по-моему, тем бо­лее что выкачать воду из ботов, когда уже все к тому было готово, не составило ни на волос лишней работы.

Многие могут мне заметить, что я доволь­но поверхностно и коротко коснулся подробно­стей заделки отверстий. На это я скажу, во-пер­вых, что эти подробности слишком удлинили бы статью, а во-вторых, что я не был бы в силах передать их так же верно и полно, как могли бы это сделать ближайшие распорядители. Предо­ставив эту часть работ командиру лодки «Смерч», я сам очень мало входил в мелочи ее исполнения, позволяя себе только слегка об них наведываться.

Честь этой укупорки принадлежит вполне как командиру и офицерам лодки, так и всем прочим непосредственным участникам. Более же всего, за ее прочность и ее быстрое выполнение мы долж­ны считать себя обязанными неутомимой энергии такелажмейстера Кронштадтского порта г. Шабалина. Во все время работ, не позволяя себе ни минуту отдыха, он успевал присмотреть и за плот­никами, парусниками и такелажными, и за водола­зами, опускаясь сам в воду с аппаратом, везде, где нужно было руководить и поверять их. Сомни­тельно, чтобы все рабочие выполнили свое дело одинаково добросовестно, если бы не видели, что есть зоркий указатель и контролер, который нико­му из них не позволит работать спустя рукава.

Надо, однако, сказать, что водолазы выка­зали в своем деле не только добросовестность, но и особенное, едва ли психологически объяснимое усердие. Сожалею, что не могу перечесть поименно — кто из них выполнил наитруднейшие работы, и тем более желаю, чтобы кто-нибудь из офицеров лодки занялся подробным описанием работ собственно по ее укупорке.

Вычислениями силы подъемных средств, раз­личных сил сопротивления, крепости материалов я обязан преимущественно капитану-лейтенанту Гадду и старшему офицеру лодки, лейтенанту Валицкому, а отчасти также корпусному офицеру капитан-лейтенанту Греве и капитану инженер-ме­ханику подпоручику Нозикову. Л.О. Гадд был для меня, можно сказать, второй головой, ибо не ос­талось ни одного соображения, которого я бы ему не сообщил и не выслушал его отзыва.

Наконец, вообще все командиры с эскад­ры, собравшиеся у «Смерча», принимали в рабо­те самое живейшее участие, и не было ни одного распоряжения, которое бы выполнялось вяло. На днях лодка «Смерч» введена в док, и можно было видеть ее пробоину. Чертеж 8-й, изображающий вид этой пробоины, как всякий заметит, очень от­личается от того, который составлен со слов во­долазов; но надеюсь, что этому никто не уди­виться. Между камнем и лодкой, как я сказал уже, нельзя было пролезть, а надо было ощупывать ее рукой или ногой, и, следовательно, понятие о ней можно было основывать только на догадке.

Тем я и заключу описание подъема лодки «Смерч», в котором, надеюсь, не пропустить без заявления ни одного факта, заслуживающего вни­мания. Будем этого ожидать от людей, работаю­щих над наукой.

 

Контр-адмирал Римский-Корсаков 5 ноябри 1865 г.