Вооружение

 

Артиллерия

 

Вооружение линкоров на момент вступления в строй состояло из 8 406-мм орудий в четырех двухорудийных башнях. Длина 410-мм орудия равня­лась 45,94 калибра или 18840 мм. Ствол имел 84 нареза, живучесть 250 выстрелов, мог выдержать максимальное давление пороховых газов в 3000 кг/ см2. При начальной скорости 780 м/с снаряд при угле возвышения ствола 43° имел дальность поле­та 37900 метров.

Конструкция башенных установок позволя­ла обеспечивать скорострельность около двух выс­трелов в минуту, иметь угол возвышения ствола +43°, снижения — 3°, скорость наведения по верти­кали 8° в секунду, по горизонтали 2°.

Башни имели броню: лобовую 356 мм, тыль­ной части 190 мм, боковую 200 мм, крыши 270 мм.

406-мм орудия для "Нагато" и "Мутсу" изго­товили японские оружейные заводы. Эти два корабля были первыми получившими их. Планиро­валось вооружить ими и линкоры "Тоса" и "Kara", но работы на них были остановлены после заклю­чения Вашингтонского соглашения, и шесть пред­назначенных для линкоров орудий установили на побережье в районе Ики на острове Цусима, а так­же у Корейского порта Пусан.

Бронебойные снаряды изготавливал военно-морской Арсенал в Куре. За образец взяли 356-мм снаряды, закупленные в Англии для линейных крейсеров типа "Конго" (изготовлены фирмой Хадфелдс ЛТД в Шеффильде). Поле прибытия в Японию линейного крейсера "Конго" сотрудни­ки Арсенала в Куре его внимательно изучили и разработали по его чертежам свою собственную конструкцию. Работы завершили к 15 июля 1925 года. Новый снаряд получил обозначение "бро­небойный № 5". Последним "штрихом" в его доработке стали испытания с участием недостроен­ного линкора "Тоса".

В дальнейшем работы над бронебойными снарядами продолжили: их пытались сделать ны­ряющими, чтобы они могли поражать корпус под броневым поясом. Первые испытания таких сна­рядов провели в 1925 году, за ними последовал пе­риод доводки и новых испытаний. 6 апреля 1931 года снаряд приняли на вооружение как бронебой­ный снаряд "типа 88".

Противоминная артиллерия состояла из 20 140-мм орудий, находящихся в одиночных казема­тах. Работы над новым среднекалиберным оруди­ем начали перед первой мировой войны. Состоя­щие на вооружении 150-мм орудия имели слишком тяжелые снаряды весом 45,4 кг и для японцев были слишком тяжелыми.

Новое орудие имело меньший калибр — 140-мм, и установку к нему спроектировал инженер Хада из Арсенала в Куре. Орудие приняли на воо­ружение в 1914 году. В октябре 1918 года на воо­ружение поступил улучшенный образец 140-мм орудия, известный как "тип 3". Основные харак­теристики этого орудия были следующими: калибр 140-мм, общая длина ствола с замком 5,968 мм, число нарезов 42, начальная скорость снаряда 850 м в сек, максимальная дальность стрельбы при угле возвышения 25° 12500 м, живучесть ствола 500-600 выстрелов. Давление пороховых газов 2900 кг/см2, скорострельность 6-10 выстрелов, угол возвыше­ния +25°, угол снижения 27°, вес снаряда 38 кг.

Установленные во время службы зенитные 127-мм орудия с длиной ствола в 40 калибров и двухорудийную установку к нему также спроекти­ровал инженер Хада. Основные технические реше­ния ом позаимствовал от 80-мм орудия своей кон­струкции с длиной ствола 40 калибров. Первый образец орудия представили на испытания в 1931 году и после их завершения 6 февраля 1932 года приняли на вооружение как 127-ММ/40 кал. орудие "Тип 89".

Производство орудий началось в Арсенале в Куре, а позднее и на орудийном заводе в Хиросиме. За производство орудий на этом заводе отве­чал капитан 1 ранга Т. Фукуде. Затем их изготав­ливали на заводах в Йокосуке и Сасебо.

Наведение осуществлялось при помощи электродвигателя, мощностью 10 л.с., при этом скорость наведения по горизонтали достигала 6° в секунду, по вертикали 12°. Расчет орудий состо­ял из 11 человек.

Инженер Хада в 1914 году сконструировал и 80-мм зенитное орудие, известное как "Хо 80-мм". Производили их в Арсенале в Куре. Это орудие было очень эффективным против самолетов, ле­тящих на средней высоте. В 1920 году орудие мо­дернизировали.

В 1926 году на линкорах 1-й дивизии, в том числе на "Нагато" и "Мутсу", были проведены опытовые стрельбы их этих орудий. На стрельбах достигли до 4,5 % попаданий в воздушную цель длиной 10 м, летящую со скоростью 110 км в час. Скорость стрелявшего ко­рабля равнялась 16 узлам. Следует учесть, что в это время корабли япон­ского императорского флота не име­ли приборов управления зенитным ог­нем. Одноорудийные установки изготавливал завод в Майдзуру, ее расчет состоял из 5 человек.

На линкорах в различные пери­оды их службы стояли 40 и 25-мм ав­томаты и 13 и 7,7-мм пулеметы.

1) 40-мм автоматы MKVIII были закуплены у британского концерна "Виккерс". В 1927 году его испытали в Арсенале в Куре. Его основным не­достатком оказалась малая автомати­зация при заряжании, поэтому от рас­чета требовалась большая физическая сила и мастерство.

2) Лицензию на изготовление 25-мм зенитного автомата закупили у фирмы Готчкисса. 6 августа 1936 года на вооружение приняли его мо­дернизированную версию. Самой рас­пространенной стала двухорудийная установка, приводимая в действие дву­мя электромоторами, мощность каж­дого из которых равнялась 1 л.с. Они обеспечили горизонтальную скорость наводки 18° в секунду, вертикальную 12°. Расчет состоял из 7 человек.

3) Лицензию на изготовление 13-мм пулемета также купили у фир­мы Готчкисса. В 1935 году его приня­ли на вооружение.

4) Лицензию на изготовление 7,7-мм пулемета приобрели у англий­ской фирмы "Льюс". Его производ­ство начали в 1927 году. Он имел скорострельность 550 выстрелов в минуту, максимальную эффектив­ную дальность стрельбы 1000 метров.

Система управления артиллерийским огнем До первой мировой войны императорский флот покупал дальномеры в Англии у фирмы "Бар­ра и Струда". В 1914 г. Морской Технический де­партамент начал работы по созданию дальномера с базой 4,5 м. За основу взяли британскую разра­ботку. Первый образец прошел испытания на лин­коре "Ямаширо" и вскоре поступил на вооруже­ние. В 1914 году японская фирма "Ниппон Оптикал Мануфактур" начала работы по созданию даль­номера с 10 м базой. В апреле 1921 года первый экземпляр был установлен на "Нагато".

После решения проблем с обычными даль­номерами основное внимание в Японии обратили на стереоскопические, определяющие дистанции и до воздушной цели. У немецкой фирмы "Цейс" в городе Иена за­купили 2 дальномера — один с ба­зой 4 , второй с базой 3 м. Оба ус­тановили на "Нагато", 4-метровый в мае 1921 года, а 3-метровый в 1923 году.

В 1933 году фирма "Ниппон Оптикал Мануфактур" обратилась к фирме "Цейс" с просьбой о по­мощи в создании 4,5 м стереоско­пического дальномера. Позднее эти дальномеры вошли в установлен­ные на линкорах системы управле­ния зенитным огнем.

Для определения курса и скорости цели фирма "Айчи энд Электрик Мотор С°" разрабо­тала визирно-дальномерный пост, получивший название "Сокутекибан". В 1924 году он был модернизирован и под обозначе­нием "13 Шики Сокутекибан" по­ступил на вооружение обоих лин­коров. Предназначался он для совместного использования с цен­тральным автоматом стрельбы (ЦАС), определявшим парамет­ры движения цели и углы наведе­ния орудий, и прибором управле­ния огнем "тип 13".

Центральный автомат стрельбы был создан на базе бри­танской разработки. Инженеры Арсенала в Куре незначительно доработали изделие оружейного концерна Виккерс. В 1917 году ЦАС установили на всех линко­рах. В 1921-1925 годах его модер­низировали, и он получил обозна­чение "Тип 14". Вскоре эту систему заменили.

9 октября 1934 года Морской Технический департамент распо­рядился принять на вооружение новый аппарат управления огнем "Тип 94". Это была модернизиро­ванная версия аппарата "Тип 14". Специалисты Арсенала в Куре раз­работали две версии этого прибо­ра для управления огнем главного и противоминного калибров. Пос­ле 1935 года они начали поступать на линкоры.

Параллельно Морской Тех­нический департамент разрабаты­вал системы управления зенитным огнем по самолетам, летя­щим на большой высоте. В 1929 году фирма "Айчи" про­водила исследовательские работы, результатом кото­рых должна была стать сис­тема управления огнем 88-мм и 120-мм орудий.

В октябре 1929 года фирма "Ниппон Оптикал Мануфактур" завершила ра­боту над системой управле­ния огнем, и после испытаний 11 июня 1930 г. эта система, получившая обозначение "Тип 91", была принята на во­оружение. Она позволила уп­равлять огнем по целям, на­ходившимся на высоте от 1000 до 13500 метров.

Для подсветки цели в ночном бою линкоры были снабжены двумя типами про­жекторов: с диаметром зерка­ла 90 см и эффективной даль­ностью освещения 2000 метров и диаметром зеркала 75 см и эффективной дально­стью 1600 метров. Позднее их сменили прожекторы с диа­метром зеркала 110 см, с бело-голубым освещением и эффективной дальностью 3500-4000 метров. Лицензию на производство этих прожек­торов приобрели у германс­кой фирмы "Симменс". На кораблях они находились на башенноподобной фок-мачте и на площадках треногой грот-мачты.

Внутрикорабельную связь на "Нагато" и "Мутсу" обеспечивали телефоны и пе­реговорные трубы. Всего на "Мутсу" было 192 переговор­ных трубы и 385 телефонов. Имелась также пневматичес­кая почта, соединявшая жиз­ненно-важные посты кораб­ля (20 труб).

 

Торпедное вооружение

 

"Нагато" и "Мутсу" вооружили 8 533-мм торпед­ными аппаратами, 4 из кото­рых были надводными, а 4 подводными. Торпеды приняли на вооружение в 1917 году (вес торпеды 1432 кг, длина 6840 мм, боевое зарядное отделение на­полнено 203 кг шимозы). Двигатель торпеды был классическим — подобные ставили ни первые тор­педы -- воздушный двухцилиндровый. Он при­водил в действие два четырехлопастных винта, вращающихся в противоположные стороны. При скорости 26 узлов дальность хода торпеды равня­лась 15500 м, при 30 10000 и 7000 м при скорости хода 37 узлов.

К 1936 году (в два этапа) все аппараты де­монтировали.

 

Радиолокационные станции

 

В Японии первые работы по использова­нию радиолокационных станций (РЛС) нача­лись в армии в апреле 1941 года. Первым ко­раблем флота, получившим РЛС, стал линкор "Исе". На топе его фок-мачты была установле­на антенна станции "Тип 12" - несколько из­мененная версия армейской станции. В августе 1942 года ее модернизировали и приняли на во­оружение как "Тип 21".

К концу 1942 года кораблям японского фло­та, не имевшим радиолокационных станций, при господстве вражеской авиации в воздухе стало за­метно труднее выполнять боевые задачи. Работы над радиолокационными станциями обнаружения воздушных целей ускорили.

Первую РЛС обнаружения воздушных целей "Тип 21" после испытаний приняли на вооруже­ние в апреле 1943 года, а с августа 1943 года она начала поступать на корабли. Одним из первых ее получил "Нагато".

Следующим типом радиолокационной стан­ции подобного назначения стала переработанная армейская станция "Тип 13". Военно-морской флот модернизировал ее и принял на вооружение как "Тип 13 Дентан".

Работы над первой радиолокационной стан­цией, работающей в сантиметровом диапазоне, провели с октября 1941 года по июль 1942 года. Результатом интенсивных исследований стала ра­диолокационная станция "Тип 22". Она прошла ис­пытания на борту линкора "Хьюга" в мае 1942 года. С декабря 1942 года по декабрь 1943 года про­вели работы по ее улучшению. Из-за большой ошибки в измерениях, достигавшей 700 м, эти стан­ции все же нельзя было использовать для управле­ния огнем, и их использовали только для обнару­жения самолетов.

 

Авиационное вооружение

 

В 1922 году на флоте начался эксперимент: на линкоре "Ямаширо" и легком крейсере "Кисо" установили стартовые платформы для самолетов. За основу взяли платформы, устанавливаемые на кораблях британского флота в годы первой миро­вой войны. На "Ямаширо" установили стартовую платформу, на башне № 2, опиралась она на ору­дийные стволы. Первыми самолетами, стартовав­шими с нее, стали британские одноместный "Гло­стер Спаррахоук" и двухместный разведчик "Парнелл Пантер".

Одновременно на корабли стали поступать японские истребители. Правда, первый из них "Мицубиси" 1 MF 1 был сконструирован английским инженером Гербертом Слитом. Этот самолет стар­товал с катапульты линкора весной 1922 года. Но все эти эксперименты прекратили после появления в составе флота авианосца "Хосе".

Проблем с базированием колесного самолета на корабле, не имеющем полетной палубы, было слишком много, поэтому возник интерес к гидро­самолетам.

Во втором полугодии 1925 года на башне № 2 линкора "Нагато" была установлена 18-мет­ровая стартовая платформа. Первым самолетом, стартовавшими с нее, был самолет "Искомо Ро-Го"(модель А). За ними последовали два немецких самолета, спроектированных фирмой Хейнкеля HD-25, и HD-26. Они были более надежными, так как были предназначены именно для этих целей.

В 1926 году стартовую платформу с линкора сняли. Что касается указанных самолетов Хейнке­ля, а также закупленного позднее HD-28, то они были взяты за образец концерном "Айчи", и на их базе начали создавать японские гидросамолеты.

Первыми гидросамолетами, постоянно бази­рующимися на линкорах типа "Нагато", стали са­молеты "Тип 14" (позднее получивший обозначе­ние EJ143). Они были на вооружении с 10 декабря 1928 года по 30 ноября 1929 года. В начале 1930 года на "Мутсу" установили катапульту (тип 3). С 1 декабря 1932 года по 15 ноября 1933 года авиа­группа линкора состояла из 1- 2 гидросамолетов "Накадзима" (Тип 90). С 15 ноября 1933 года, ког­да "Мутсу" находился в резерве и его авиацион­ное вооружение состояло из 1 гидросамолета (Тип 90). К 1938 году они уже устарели и их мес­то заняли самолеты "Накадзима" (Тип 94). По штатному расписанию на кораблях базировались 3 самолета.

Во время походов в китайские воды линко­ры получили гидросамолет "Каваниши" (Тип 94). Эта машина имела большую дальность полета и мощную радиостанцию. Вероятно, он занимал ме­сто одного из штатных гидросамолетов.

В ноябре 1940 года был утвержден новый штат авиагруппы: 3 самолета, но в декабре 1941 года их число сократили до 2. 11 февраля 1943 года было произведено последнее изменение в составе авиационного вооружения, на линкоры потупили гидросамолеты на базе истребителя "Зеро".

Первые работы над созданием катапульт на­чали в 1924, а окончили в 1928 году. Линкоры типа "Нагато" в 1932 году получили первую катапуль­ту "ГО 1 Гата". Она имела длину 14,4 метра, с нее мог стартовать самолет весом 3000 кг, развивая стартовую скорость 28 м/с.

Катапульту установили во время очередной модернизации. По мере роста веса самолетов ка­тапульты приходилось модернизировать. В 1938 году на "Мутсу" и "Нагато" установили катапуль­ту "2 F 5 Гата"— при такой же длине, как и у пред­шественницы она могла катапультировать само­лет массой 4000 кг, со скоростью 28 м/с.

Экипаж первоначально состоял из 1313 че­ловек (76 офицеров и 1327 нижних чинов). По дру­гим данным, на момент вступления в строй чис­ленность экипажа достигала 1333, а после модернизации 1368 человек.