«Нагато»

 

Корабль назван в честь одной из восьми старых японских провинций в юго-западной части острова Хонсю.

Линейный корабль, получивший обозначе­ние "Сенкан 5", заложили 28 августа 1917 года на Военно-морской верфи в Куре, спустили на воду 9 ноября 1919 года, и 25 ноября 1920 года линкор, получивший имя "Нагато"*, поднял военно-морс­кой флаг. Это было очень серьезное усиление япон­ского флота — "Нагато" стал первым линкором в мире, вооруженный 406-мм артиллерией.

После завершения курса боевой подготов­ки "Нагато" был зачислен в состав 1-й дивизии линейных кораблей Первого флота. Первые годы жизни корабля не сопровождались какими-либо примечательными событиями, в основном шла боевая подготовка. 7 сентября 1924 года он вмес­те с однотипным "Мутсу" расстрелял на учениях устаревший линейный корабль "Сатсума", кото­рый затонул.

1 декабря 1924 года "Нагато" исключили из списка кораблей действующего флота и вывели в резерв для прохождения модернизации. Ровно че­рез год после завершения работ его вернули в со­став флота и зачислили в состав 1 -и дивизии лин­коров Первого флота.

1931 год прошел для линкора в повседнев­ной службе — он занимался боевой подготовкой, как индивидуальной, так и в составе соединения. После завершения больших осенних маневров ко­рабль снова вывели в резерв. В этот период на одном из заводов провели работы по усилению зенитного вооружения, смонтировали дополни­тельные мостики для улучшения размещения бо­евых постов, и после окончания работ он вновь вошел в состав флота.

После короткого и не примечательного со­бытиями периода службы "Нагато" 1 апреля 1934 года выводится в резерв. На этот раз "Нагато" жда­ла более серьезная модернизация.

Основным направлением работ, которые проводила Военно-морская верфь в Куре, должна была стать серьезная модернизация с полным из­менением силуэта корабля. Для увеличения боевой мощи устанавливались новые приборы в частно­сти новая система управления зенитным огнем и новые зенитные орудия. Планировались работы по усилению бронирования. В мае 1935 года "Нага-то" вышел на испытания нового оборудования и после их завершения вернулся на завод для устранения замеченных недостатков. Затем провели по­вторные выходы на испытания. Только 5 ноября 1935 года линкор вернулся в состав флота. Корабль снова зачислили в состав 1-й дивизии линкоров Первого флота. Отдельные недоделки устранили к концу января 1936 года.

Летом 1937 года началась японо-китайская война. Не остался в стороне и "Нагато". 20 авгус­та 1937 года линкор прибывает в китайские воды, на его борту находятся 2000 военнослужащих из состава 11-й пехотной дивизии. 24 августа само­леты линкора принимают участие в боях за Шан­хай. 25 августа корабль вернулся в Японию. В де­кабре "Нагато" принимал участие в больших итоговых маневрах Объединенного флота.

15 декабря 1938 года "Нагато" становится флагманом 1-й дивизии линейных кораблей Первого флота, а 1 сентября 1939 года и флагманом Объединенного флота. Командующим флотом в то время был адмирал Исороку Ямамото. В этом качестве "Нагато" продолжает заниматься боевой подготовкой, но в его салонах уже разрабатыва­ют планы будущих действий против американс­кого флота.

1940 год прошел в усиленной боевой подго­товке — отношения с Соединенными Штатами Америки начали ухудшаться. Единственным при­мечательным событием этого года стал парад, по­священный 2000-летию правящей династии. В Иокогамской бухте выстроились 98 кораблей японского флота, головным стоял "Нагато". Император Хирохито на линкоре "Хией" обошел весь строй.

1941 год прошел под знаком усиления напряженности с США. Планы войны по­степенно обретали очертания и приходили в стадию реализации. 9 октября 1941 года началась завершающая фаза мобилизации Объединенного флота.

Линкор продолжал оставаться в со­ставе 1-й дивизии линкоров Объединенно­го флота, которое базировалось на рейде Хасирадзимы, но был приписан к Военно-морской базе в Йокосуке, на завод которой ложились обязанности по ремонту кораб­ля, а на местные казармы — по комплекто­ванию экипажа. Поэтому "Нагато" часто совершал переходы по маршруту Хасирадзима - Йокосука.

17 ноября 1941 года линкор выходит в море и берет курс на Саеки, на его борту находится адмирал Ямамото. 18 ноября он прибыл в пункт назначения для встречи с авианосцем "Акаги".

И. Ямамото на борту авианосца про­вел последнее совещание с командующим ударным соединением вице-адмиралом Тюити Нагумо. Во время этого совещания была передана последняя разведывательная ин­формация о состоянии обороны военно-морской базы Пирл-Харбор. После завер­шения согласований корабли разошлись. "Нагато" вернулся на базу, а "Акаги", по­шел на Курильские острова, где собиралось все соединение.

Вскоре японские авианосцы вышли в море и взяли курс на Пирл-Харбор.

Как казалось японским политикам, войны еще можно было избежать, но пра­вительство США, а если точнее, президент Ф. Рузвельт выдвигал Японии явно непри­емлемые условия. Война стала неизбежной. 2 декабря 1941 года радист "Нагато" пере­дал в эфир знаменитую радиограмму "Ниитака ноборе" (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что означало начало военных дей­ствий 7 декабря.

В последний день мира на борту линкора проводился эксперимент по установке противотор­педных сетей. 7 декабря американская Военно-мор­ская база в Пирл-Харбор была атакована японс­кой палубной авиацией. Флоту США был нанесен серьезный урон. Адмирал И. Ямамото в этот день находился на борту линкора "Нагато".

Первый военный выход в море состоялся 8 декабря. В кильватер флагману шли однотипный "Мутсу", линкоры "Исе", "Фусо", "Хьюга", "Ямаширо", легкий авианосец "Хосе", 2 легких крейсера и 8 эсминцев. Выход был к архипелагу Бонин, для прикрытия возвращающегося соеди­нения адмирала Нагумо. 13 декабря корабли возвратились на базу.

21 декабря на рейд Хасирадзимы прибыл но­вейший линкор "Ямато", который приступил к кур­су боевой подготовки. Настроение на борту "Нага-то" было очень бодрым -- вооруженные силы Японской империи наступали на всех фронтах.

Первые два месяца 1942 года прошли для ко­рабля в рутинной службе. 12 февраля 1942 года на "Нагато" был спущен флаг командующего Объединенным флотом, он перешел на "Ямато". С февраля по май 1942 года 1-я дивизия линей­ных кораблей занималась боевой подготовкой во внутреннем Японском море. Единственный пере­рывом для "Нагато" стало прохождение текуще­го ремонта с докованием на Военно-морской вер­фи в Куре. 5 мая 1942 года были проведены совместные стрельбы двумя дивизиями линейных кораблей, где имело место чрезвычайное проис­шествие — разрыв ствола башни № 5 на линкоре "Хьюга". Стрельбы прекратили, и корабли разош­лись по базам.

13 мая состоялся переход из Хасирадзимы в Куре для пополнения боезапасов. В это время завершилась подготовка к операции "M1" — вторжение на остров Мидуэй. В операции дол­жны были принять участие практически все ко­рабли Императорского флота. Одним из после­дних мероприятий в ее подготовке стали большие маневры, в период с 19 по 23 мая. Через 5 дней, 29 мая, "Нагато" выходит в море в составе Глав­ных сил. Это соединение не приняло участие в бою 4 июня, когда были потеряны четыре луч­ших авианосца Японии.

6 июня на борт "Нагато" были приняты мо­ряки с погибших авианосцев (в основном с авиа­носца "Kara"), и после дозаправки корабли нача­ли возвращение в воды Метрополии. 14 июня они прибыли на рейд Хасирадзимы. Следующий месяц прошел для корабля спокойно — было лишь не­сколько межбазовых переходов.

12 июля в рамках большой реорганизации Объединенного флота "Нагато" передали в состав 2-й дивизии линейных кораблей. Отныне 1-я диви­зия линкоров состояла из кораблей типа "Ямато".

Остаток 1942 года прошел для корабля в ру­тинной службе: учения, межбазовые переходы, те­кущие ремонты. Линкор использовался в качестве учебного корабля, в то время когда японский флот вел тяжелые бои за остров Гуадалканал, а положе­ние Империи продолжалось ухудшаться.

Первый месяц нового 1943 года "Нагато" про­стоял на рейде своей постоянной базы, находясь в состоянии полной боевой готовности, ожидая при­каза о выходе в море. 25 января он прибыл в Куре и стал в док. На линкоре провели работы по чистке котлов. 2 февраля все работы завершили, и линкор уходит на место постоянного базирования.

С 31 мая по 6 июня очередное докование в Куре. В этот период на борту линкора появилась радиолокационная станция тип-21 и 4 25-мм зе­нитных автомата. После завершения работ "Нагато" вернулся на рейд Хасирадзимы, куда прибыл 8 июня. Здесь "Нагато" стал свидетелем гибели от внутреннего взрыва однотипного корабля - "Мутсу". После его гибели на "Нагато" была про­изведена тщательная проверка всех зарядов и сна­рядов в погребах главного калибра и проверка зна­ний инструкций личным составом по обслуживанию погребов.

25 июня "Нагато" выходит в море. Были про­ведены учения по его буксировке эсминцами. Мо­делировалось заклинивание рулевого устройства при угле более 35°. 27 июня корабли вернулись на рейд. Этим летом ничего примечательного с ко­раблем не происходило, были только редкие вы­ходы на учения и межбазовые переходы.

В начале августа на корабле начали подго­товку к переходу в район Соломоновых островов. На линкоре разместили различные грузы, а также моряков для усиления гарнизонов. Многие из этих моряков ранее служили на "Мутсу".

С 17 по 23 августа состоялся переход из Мет­рополии на Трук. Кроме "Нагато", в нем участво­вали линкоры "Ямато", "Фусо", эскортный авианосец "Тайо" и 5 эсминцев. Переход прошел без происшествий.

18 сентября американское авиационное со­единение TF-16 атаковало японские базы на ост­ровах Гилберта. На перехват вышло сильное со­единение японского Императорского флота, в которое входили линкоры "Ямато", "Нагато", авианосцы "Секаку", "Дзуйкаку", позднее к ним присоединились "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Ми-око", "Хагуро, "Тикума", "Тоне", легкие крейсера "Агано", "Носиро" и эсминцы. Никого не обнару­жив, соединение вернулась на базу 25 сентября.

В ночь с 5 на 6 октября в море вышло амери­канское авианосное соединение TF-14 (6 авианос­цев и корабли сопровождения). Целью должны были стать атолл Уэйк и объекты на Маршалловых островах. В середине месяца японская радио­разведка проанализировала данные радиоперехва­тов и вскрыла вероятное направление вражеского удара. Командующий Объединенным флотом ад­мирал Кога, приказал перевести Главные силы на остров Брауна. 17 октября в море вышли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", "Фусо", "Конго", "Харуна", авианосцы "Секаку", "Дзуйкаку", "Дзуйхо", 8 тяжелых крейсеров, 2 легких крейсера и эсминцы сопровождения. На борту "Нагато" на­ходился наземный персонал подразделения гидро­самолетов.

19 ноября соединение прибыло в пункт на­значения и начало выгрузку личного состава и снаряжений, 23 октября вышло в вероятную точ­ку местонахождения американского соединения, но противника не обнаружило и 26 прибыло на Трук. Следующие три месяца соединение стояло в лагуне.

1 февраля 1944 года произошел американс­кий авианалет на Трук, и все тяжелые корабли Им­ператорского флота ушли с Трука в Паллау. "На­гато" совершил переход в составе соединения, в которое также вошли линкор "Фусо", крейсера "Судзуя", "Кумано", "Тоне" и 5 эсминцев.

Патрулирующая у Трука американская под­водная лодка "Пермит" (SS-176) обнаружила вра­жеское соединение, но выйти в атаку не смогла. 4 февраля корабли прибыли в Паллау. Но теперь и эта база не была безопасной, и 17 февраля "На­гато" в составе того же соединения выходит в море и берет курс на Сингапур.

Во время перехода сигнальщики линкора три раза докладывали об обнаружении вражеских под­водных лодок (16, 17 и 20 февраля). После рассве­та 20 февраля американская подводная лодка "Паффер" (SS-268) обнаружила "Нагато", но за­нять позицию для атаки не смогла.

21 февраля соединение прибыло на рейд Линга. Следующий месяц корабль находился на этом рейде, лишь изредка выходя в море на боевую под­готовку. 30 марта "Нагато" перешел с рейда Линнга в Сингапур. Там линкор проходил текущий ре­монт, совмещенный с докованием, после чего 15 апреля вернулся в Линнг.

Вторая половина апреля прошла для кораб­ля в боевой подготовке, как индивидуальной, так и в составе соединения. Отправной точкой в бое­вой подготовке стали большие учения по борьбе за живучесть, которые окончились 4 мая.

11 мая 1945 года "Нагато" в составе главных сил Мобильного флота выходит в море.

Цель выхода - база в Тави-Тави (около Борнео). Во время перехода провели учения по маневрированию и стрельбы. В Тави-Тави при­были 14 (по другим данным, 15) мая. До 11 июня "Нагато" простоял в гавани Тави-Тави, где вме­сте с остальными кораблями ждал начала опера­ции "А-ГО", вошедшей в историю как Первая битва в Филиппинском море. В этот день в море вышли Главные силы японского флота. "Нага-то" был в составе соединения "В", в которое так­же входили 3 авианосца, тяжелый крейсер и 8 эс­минцев. Вместе с ними двигалось соединение "А": 3 авианосца, 2 тяжелых, 1 легкий крейсер и 7 эсминцев.

В 10 ч утра корабли Японии были обнаруже­ны вражеской подводной лодкой "Редфин" (SS-272), которая и доложила о выходе японского соединения в штаб американского флота. 12 июня "Нагато" и остальные корабли пополнили запас топлива с танкеров и пошли к Филиппинам. 13 июня у пролива Сан-Бернардино соединение было обнаружено еще одной американской под­лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229). Корабли Импера­торского флота продолжали свой поход. По пла­ну операции береговая авиация начала наносить удары по американскому соединению TF-58. Пи­лоты доложили о многочисленных успехах, но на самом деле вражеский флот не пострадал.

17 июня соединение в очередной раз обнару­жила американская подводная лодка. 18 июня ко­мандующий японской эскадрой перестроил ее бо­евой порядок. 19 июня с палуб японских авианосцев стартуют самолеты. Мощного удара по американскому соединению не получилось, боль­шая часть группы не обнаружила противника на Гуаме. Так не удачно для японцев началось Пер­вое сражение в Филиппинском море.

Позднее японские корабли были атакованы вражеской палубной авиацией. Находившийся в охранении авианосца "Дзуньо" "Нагато" сбил ог­нем главного калибра два "Эвенджера" и отогнал остальные атакующие самолеты. Известно, что линкор получил незначительные повреждения, по­терь среди экипажа не было.

В 18 ч 30 мин самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Белло Вуд" (CVL-24) добились попадания в авианосец "Хийо", который загорел­ся, в 20 ч 30 мин на его борту прогремел сильный взрыв, и он затонул. Все это время "Нагато" и тя­желый крейсер "Могами" находились рядом с по­врежденным кораблем. После гибели "Хийо" эс­минцы охранения приступили к спасению уцелевших моряков. После завершения этой опе­рации линейный корабль, как и все корабли Мо­бильного соединения, пошел на Окинаву.

Это сражение стало катастрофой для японс­кого Императорского флота, были потоплены три авианосца, еще 2 были тяжело повреждены, полу­чили повреждения несколько боевых кораблей, се­рьезной потерей стала гибель двух танкеров снаб­жения. Но основным трагическим результатом стала гибель последних опытных пилотов палуб­ной авиации. Отныне авианосцы Японии могли ис­пользоваться только в качестве приманки. 22 июня "Нагато" находился в Окинаве, передавал часть своего топлива на эсминцы. 23-24 июня флот вер­нулся в Метрополию.

Стоянка на рейде Хасирадзима была корот­кой, 27 июня состоялся переход в Куре. В этой во­енно-морской базе линкор прошел докование, во время которого были заделаны все порты выше ватерлинии, усилена малокалиберная зенитная ар­тиллерия — на корабле установили 96 25-мм авто­матов (16 трехствольных, 10 двуствольных, 28 од­ноствольных). Усилено было также и радиоэлектронное вооружение, на линкоре устано­вили четыре радиолокационных станции по две "Типа 22" и "Типа 15", а также прибор опознава­ния "Типа 2".

7 июля "Нагато" вывели из дока и на борт линкора приняли различные грузы, и на следую­щий день он входит в состав так называемой груп­пы "В", в которую также входили линкор "Кон­го", крейсера "Могами" и "Яхаги" и 4 эсминца. Одновременно к выходу в море готовилась и груп­па "А" (2 линкора типа "Ямато", 7 тяжелых и 1 легкий крейсер и эсминец). В тот же день на борт "Нагато" был погружен полк из состава 23 пехот­ной дивизии. 8-9 июля обе группы совершили пе­реход на Окинаву. По прибытии на остров их пути разошлись, группа "А" пошла в Линнга, а группа "В" начала разгрузку.

12 июля группа "В" вышла в море и взяла курс на Манилу, куда и прибыла 14 июля, а через три дня вновь вышло в море и взяло курс на Сингапур. Во время перехода "Конго" был атакован неизвес­тной подводной лодкой. Стоянка в Сингапуре была короткой, в тот же день "Нагато" и остальные ко­рабли совершили переход в Линнга. С 20 июля по 10 октября соединение стояло на рейде, иногда вы­ходя на учения. С 1 по 6 октября "Нагато" дважды ходил в Сингапур, за пополнением личного соста­ва соединения.

По боевому расписанию Императорского флота на операцию "Се" (Победа) "Нагато" был зачислен в состав Главных сил вице-адмирала Т. Куриты. Перед выходом в море своими силами улучшили защиту самых важных частей линкора, таких как боевая рубка, штурманский (компасный) мостик, командно-дальномерные посты, казематы противоминного калибра, элеваторы подачи бое­запаса получили дополнительную защиту из пле­тенных матов. Вокруг зенитных орудий появилась своеобразная защита из стальных тросов. Незадол­го до выхода в море оба самолета-разведчика были переданы на линкор "Ямато".

18-20 октября прошел переход из Линнга в Бруней (остров Борнео). В этом порту был попол­нен запас топлива. 22 октября все оставшиеся в строю тяжелые корабли Императорского флота вышли в море и пошли к Филиппинам. 23 октября соединение Т. Куриты в проливе Палаван было атаковано американскими подводными лодками. Одна из них — "Дартер" (SS-227) топит флагманс­кий крейсер "Атаго". Командующий эскадрой был спасен и перебрался на "Ямато".

Второй жертвой ее торпед стал тяжелый крейсер "Такао", он остался на плаву, но был вы­нужден вернуться в базу. Лодка "Дейс" (SS-247) по­топила тяжелый крейсер "Майя". Для лодки "Дар­тер" это была последняя атака, вскоре она села на мель, экипаж перебрался на "Дейс", а лодку при­шлось взорвать.

Весь день 24 октября уже потрепанное япон­ское соединение подверглось атакам палубной авиации. Основной целью был линкор "Мусаси", который не пережил этих налетов. Не оставались без "внимания" американской авиации и осталь­ные корабли, в том числе и "Нагато". В линейный корабль попали две бомбы, в опасной близости от борта взорвались еще три.

Первая из бомб, попавшая в корабль, взорва­лась на верхней палубе, при этом были разрушены воздухопроводы, ведущие в котельное отделение № 1 и казематные орудия № 2 и № 4, повреждены еще три орудия противоминного калибра и одно 127-мм зенитное орудие. После этого попадания ско­рость корабля упала до 24 узлов, пока не ввели в строй вентиляцию котельного отделения.

Вторая бомба угодила в световой люк. При этом был разрушен кубрик, носовая радиорубка и шифропосты. На какое-то время линкор остался без связи с остальными кораблями соединения.

Третья взорвались рядом с носовой частью. От гидравлического удара разошлись швы, и был затоплен ряд помещений в носовой части. В этом бою экипаж "Нагато" потерял 54 человека убиты­ми и 106 ранеными.

Вечером японское соединение сделало ма­невр, показав противнику, что поворачивает на обратный курс, но потом вернулось на обратный курс. Ночью японские корабли форсировали про­лив Сан-Бернардино. Утром 25 октября им уда­лось застать врасплох американское соединение "Taffy 3" (6 эскортных авианосцев, 3 эсминца, 4 эскортных миноносца) под командой контр-ад­мирала К. Спрэгга.

Японцы многократно превосходили против­ника в силах, но к несчастью, их сигнальщики до­ложили о том, что это были ударные авианосцы и линкоры. Сыграли свою роль торпедные атаки эс­минцев и постоянные атаки палубных самолетов. "Нагато" открыл огонь по авианосцу "Сент Ло" (CVE-63). Первый залп произвели зенитными сна­рядами, затем перешли на бронебойные. Авиано­сец был поврежден, на следующий день он стал пер­вой жертвой самолетов "камикадзе". После ответной торпедной атаки эсминца "Хеерман" (DD-532), "Нагато" и флагманский "Ямато", ма­неврируя от торпед, оказались вдали от места боя.

Около 10 ч японское соединение, практичес­ки ничего не добившись, начало отход. Американ­ская авиация постоянно "висела" в воздухе. Око­ло часу дня "Нагато" получил попадание еще двумя бомбами, но повреждения оказались незна­чительными. Около 21 ч соединение Т. Куриты форсировало пролив Сан-Бернардино в обратном направлении.

Утром 26 октября на японские корабли на­чались авиационные налеты не только палубной, но и береговой авиации. В 10 ч 40 мин над кораб­лем появились 30 армейских "В-24". В отражении этого налета был задействован и главный калибр линкора. Всего за два дня боев "Нагато" израсхо­довал 99 снарядов главного калибра и 653 140-мм снаряда. Потери экипажа за 25-26 октября соста­вили 38 человек убитыми и 105 ранеными.

27 октября прошло спокойно для кораблей соединения Т. Куриты. 28 октября они прибыли в Бруней, тут же пополнив запас топлива. В ноябре в эту гавань пришли авианосец "Дзуньо" и легкий крейсер "Кисо", доставившие боеприпасы.

Опасаясь авианалетов, командование реши­ло перевести остатки флота на острова Пратас, и 8 ноября "Нагато" в составе соединения выходит в море. После обхода островов и прикрытия опе­рации по снабжению Филиппин корабли вернулись в Бруней, простояв там с 11 по 16 ноября. 16 нояб­ря "Нагато" и остальные корабли, находившиеся в бухте, были атакованы 40 армейскими самолетами "В-24", сопровождаемыми 15 истребителями "Р-38". После этого командование приняло реше­ние вернуть боеспособные корабли в Метрополию.

17 ноября в море вышли линейные корабли "Ямато", "Нагато", "Харуна", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и эсминцы охранения. 21 ноября американская подводная лодка "Силайон II" (SS-315) топит линейный корабль "Конго". Следую­щие три дня перехода прошли спокойно. 24 нояб­ря (по другим данным - 25) корабли прибыли в Йокосуку. Фактически в это время "Нагато ' уже перестал быть линейным кораблем, а превратился в плавающую зенитную батарею.

Остаток 1944 года и первый месяц 1945 года прошли для корабля спокойно. Он передавался из соединения в соединение, менялись командиры, проводились работы по ремонту повреждений. 10 февраля 1944 года "Нагато" в очередной раз пе­редали Военно-морской базе Йокосука, для использования в качестве корабля береговой оборо­ны. Экипаж оставался на "Нагато", исправно дей­ствовала его зенитная артиллерия. С него сняли всю артиллерию противоминного калибра, уста­новили несколько угольных котлов, пар от кото­рых шел на бытовые нужды. 20 апреля линкор вы­вели в резерв.

27 апреля 1945 года командиром "Нагато" становится контр-адмирал Отсука Мики. Несмот­ря на высокое звание, это был офицер призванный из резерва, до войны он был капитаном торгового флота, хотя в 20-е годы служил на "Нагато" офи­цером связи.

1 июня 1945 года "Нагато", "Исе", "Хьюга" и "Харуна" вошли в состав Специального флота (флот береговой обороны). В этот же день на лин­коре начали работы по демонтажу катапульты и большей части зенитной артиллерии — ее устано­вили на берегу. Экипаж сократили до 1000 человек.

18 июля военно-морскую базу в Йокосуке атаковали американские палубные самолеты. Не­сколько неуправляемых ракет попало в кормо­вую часть корабля. Но наибольший ущерб "На­гато" нанесли самолеты с авианосца "Шангри Ла" (CVS-38). Им удалось попасть в корабль тре­мя бомбами. Первая взорвалась в районе 3-й башни главного калибра, остальные две порази­ли корабль в районе носовой надстройки и раз­рушили рулевую рубку. Погибли командир, стар­ший помощник, командир артиллерийской боевой части и много матросов (всего 33 челове­ка). Командир линкора был посмертно произве­ден в вице-адмиралы.

Это стало последней военной потерей. 15 августа 1945 года все оставшиеся на борту мо­ряки были собраны на верхней палубе и через трансляцию слушали обращение императора о капитуляции Японии. 29 августа на рейд Йокосуки прибыли американские линкоры "Айова" (ВВ-61) и "Миссури" (ВВ-63). На первом разве­вался флаг с разъяренным быком - личный штандарт командующего 3-м флотом вице-адми­рала В. Хэлси.

30 августа состоялась капитуляция военно-морского района Йокосуки, на борт "Нагато" под­нялись американские моряки, 2 сентября Япония капитулировала, и 15 сентября 1945 года линкор вычеркнули из списков императорского флота.

После раздела остатков японского флота ко­рабль вошел в американскую часть. Флот США не нуждался в подобном усилении, поэтому было принято решение использовать линкор для прове­дения ядерных испытаний на атолле Бикини.

18 марта 1946 года "Нагато" вместе с крей­сером "Сакава" выходит в море. Командует лин­кором капитан 1 ранга У. Дж. Уиппл. На корабле 180 американских моряков. Наибольшая скорость линкора составила 10 узлов.

К 26 марта выяснилось, что помпы не ус­певают откачивать поступающую в корпус воду. 28 марта начал медленно тонуть и "Са­кава". Линкор вял его на буксир. Вскоре про­изошла авария в одном из котлов "Нагато". Вскоре в носовых отсеках линкора оказалось около 150 тонн воды. Американцы произвели контрзатопление, и корабль остался наплаву. 28 марта "Нагато" вновь попытался взять "Сакава" на буксир, но тут произошла очередная авария в котельном отделении, и линкор поте­рял ход. Так в штормовом море оказались два корабля, потерявшие ход. На ближайший атолл Эниветок дали радиограмму, и с атолла выш­ли буксиры. 30 марта они обнаружили терпя­щие бедствие корабли.

4 апреля оба корабля наконец-то прибыли на атолл Эниветок. В его лагуне провели мини­мально необходимый ремонт, и в мае "Нагато" и "Сакава"совершили переход к месту ядерных испытаний на атолле Бикини. Эта операция по­лучила кодовое наименование "Кроссроадс" ("Перекресток"). В ее рамках провели два испы­тания "Эйбл" и "Бэйкер". "Нагато" находился в 400 ядрах по правому борту от линкора "Невада" (ВВ-36). 1 июля 1946 г. с аэродрома на атолле Кваджелейн стартовал "В-29" с атомной бомбой. Вскоре он был в точке сброса — целью был "Невада". Сброшенная на парашюте бом­ба взорвалась совсем не там, где рассчитывали, поэтому "Нагато" отделался только легкими по­вреждениями.

После устранения повреждений приступили ко второй части испытаний. Вторую атомную бом­бу разместили в водолазном колоколе, который подвесили к десантной барже (длина троса 8-9 мет­ров, расстояние до дна 40-45 метров). 24 июля бом­бу взорвали. В целях пропаганды, предназначен­ной в первую очередь для бывших союзников, звуки взрыва транслировались в прямом эфире на Америку и Европу.

"Нагато" находился в 650 м от эпицентра. Он получил серьезные повреждения подводной части, была разрушена башенноподобная фок-мачта, в об­разовавшиеся пробоины начала поступать вода.

Из-за отсутствия экипажа борьба за живучесть не велась. 29 июля 1946 года корабль затонул на не­большой глубине в лагуне атолла Бикини, где на­ходится и по сей день.