«Мутсу»

 

Назван в честь префектуры на севере острова Хонсю.

Линейный корабль "Мутсу" заложили 1 июня 1918 года на Военно-морской верфи в Йокосуке, по программе и бюджету 1917 года. При постройке он получил условное обозначение "Сенкан 6". Следует отметить, что часть денег на строительство линкора была собрана по под­писке среди школьников в мае 1920 года. Корабль спустили на воду 31 мая 1920 года и сразу же на корабле был поднят военно-морской флаг. 22 ноября 1921 года линкор получивший имя "Мутсу", зачислили в состав флота.

В это время судьба корабля буквально висе­ла на волоске. 12 ноября 1921 года открылась кон­ференция в Вашингтоне по ограничению гонки во­енно-морских вооружений. Американская делегация объявила списки линейных кораблей, подлежащих уничтожению, среди них был и "Мут­су". Но японская делегация (приведя доводы о том, что в корабль вложены деньги школьников) согла­силась заменить его устаревшим линкором "Сетсу". После долгих споров это предложение аме­риканцы все же приняли.

После ввода в строй "Мутсу" был приписан к военно-морской базе в Сасебо. По завершении курса боевой подготовки корабль вошел в 1-ю ди­визию линкоров Первого флота. В 1924 году он прошел небольшую модернизацию. До 1927 года служба корабля проходила в походах, учениях.

20 октября 1927 года в Иокогамской бухте состоялся парад кораблей Императорского флота, за которым с борта "Мутсу" наблюдал император Хирохито. В конце 1930 года корабль прошел не­большой ремонт, а в конце 1932 года на нем были проведены работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. В октябре 1933 года на бор­ту "Мутсу" во время маневров и парада вновь на­ходился император Хирохито.

1 июня 1934 года линкор передается в состав кораблей Военно-морской базы в Йокосуке. С сен­тября 1934 года по сентябрь 1936 года "Мутсу" на­ходился на верфи и проходил модернизацию. Пос­ле завершения работ и прохождения испытаний он возвращается в состав флота и 1 декабря 1936 года входит в состав 1-й дивизии линкоров Первого флота. Летом 1937 года началась японо-китайская война. Первый поход в китайские воды состоялся с 11 по 15 августа — "Мутсу" сопровождал группу транспортов. Позднее в Сасебо на борт линкора приняли 2000 солдат 11-й пехотной дивизии. 20 ав­густа линкор выходит в море и берет курс на Шан­хай и 23 августа прибывает в порт назначения. 24 августа палубные гидросамолеты линкора штур­мовали позиции китайской армии в окрестностях города. На следующий день "Мутсу" вернулся в Метрополию.

Следующий выход в море проходил с 15 по 23 сентября для патрулирования окрестностей во­енно-морской базы Сасебо, после чего до конца года корабль занимался боевой подготовкой. Без происшествий прошел для "Мутсу" и следующий 1938 год — он совершил всего два похода в китай­ские воды (с 9 по 14 апреля и с 17 по 23 октября). С 15 ноября 1938 года по 15 ноября 1939 года "Мут­су" находился в резерве и после возвращения в со­став флота и прохождения курса боевой подготовки линкор вернулся в состав флота. Единственным примечательным событием в этом году стал поход в китайские воды с 26 марта по 2 апреля. С 24 фев­раля 1940 по 3 марта 1941 г. состоялся очередной поход в китайские воды. В это время отношения с США резко ухудшились, вероятность войны меж­ду двумя державами сильно возросла.

30 августа 1941 г. "Мутсу" прибывает в Йокосуку и становится к стенке местного завода для прохождения текущего ремонта. С 3 по 13 сентяб­ря корабль прошел докование. Работы завершили к 21 сентября, и в этот же день "Мутсу" совершает переход на рейд Хасирадзимы.

9 октября японский Императорский флот за­канчивал подготовку к войне, проведя реоргани­зацию. "Мутсу" и "Нагато" теперь вошли в состав Первого флота Главных сил. С 1 по 3 декабря лин­кор прошел докование в Куре и после этого ушел на место своего постоянного базирования. 7-13 де­кабря прошел первый военный поход: "Мутсу" в составе соединения выходит к островам Бонин для прикрытия возвращения авианосцев адмирала Тюити Нагумо. Период с 14 декабря по 17 января про­шел на стоянке на рейде Хасирадзимы в постоян­ной боевой готовности к выходу в море. 18 января 1942 года "Мутсу" обеспечивал стрельбы новей­шего линкора "Ямато". Мишенью был ветеран рус­ско-японской войны — корпус бывшего броненос­ного крейсера "Ниссин"(В литературе судьба броненосного крейсера "Нис­син" описывается следующим образом: до 1927года нахо­дился в боевом составе флота, затем учебный корабль и плавбаза, в 1935 году переклассифицирован в опытовое судно. Использовался для испытания нового оружия и по­топлен. В 1936 году поднят и разобран на металл).

Стрельбы прошли успешно, мишень зато­нула. Затем состоялся короткий визит в Куре и возвращение к месту постоянного базирования, где "Мутсу" находился в полной боевой готов­ности, изредка выходя в море на учения. 12 фев­раля моряки "Мутсу" наблюдали церемонию пе­реноса флага командующего Объединенным флотом с линкора "Нагато" на линкор "Ямато". С 28 февраля по 31 марта корабль совершил по­ход к островам Бонин, а с 5 по 27 марта нахо­дился в текущем ремонте на одном из заводов в Куре. Весь апрель корабль простоял на рейде Ха­сирадзимы.

5 мая вместе с другими линкорами он выхо­дит на стрельбы, которые пришлось прервать, пос­ле чрезвычайного происшествия в башне № 5 на линкоре "Хьюга". 11 мая 1-я дивизия линкоров вышла в море на зенитные стрельбы. 15 мая "Мут­су" вместе с "Нагато" и "Ямато" и тяжелыми крей­серами "Кумано", "Судзуя", "Могами", "Микума" проводят совместные учения: императорский флот заканчивал подготовку к своей решающей битве.

С 19 по 26 мая были проведены большие учения Объединенного флота.

29 мая "Мутсу" выходит в море, операция Mi (захват атолла Мидуэй) началась. Линкор во­шел в состав главных сил, которыми командовал главком Объединенного флота адмирал Исороку Ямамото. В этом сражении японцы потерпели со­крушительное поражение. После завершения сра­жения 5 июня "Мутсу" принял на борт спасенных с погибших авианосцев и дозаправил эсминцы. По некоторым данным, в это время линкор был ата­кован вражеской авиацией. 14 июня флот прибыл на рейд Хасирадзимы.

14 июля была проведена реорганизация Со­единенного флота. 1-я эскадра линкоров Первого флота состояла отныне из кораблей типа "Ямато". 2-я эскадра линейных кораблей была более много­численной, в нее вошли "Нагато", "Мутсу", "Фусо", "Ямаширо", "Исе", "Хьюга". Боевого ис­пользования этого соединения не планировалось. Линкоры находились в полной боевой готовности и в основном занимались боевой подготовкой. "Мутсу" с 22 по 29 июля прошел докование в Куре.

9 августа линкор передали в состав 2-го флота, которым командовал вице-адмирал Нобутаке Кондо, для участия в операциях у Гуадалканала. Н. Кондо планировал использовать лин­коры в составе передовых сил.

11 августа с рейда Йокосуки вышли в море корабли передового соединения: линкор "Мут­су", тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", "Майя", "Хагуро", "Миоко", легкий крейсер "Юра" и 9 эсминцев. 17 августа соединение прибыло в ла­гуну Трука.

20 августа это соединение выходит в море для встречи с авианосцами адмирала Т. Нагумо. Вско­ре японская летающая лодка обнаружила неболь­шой американский авианосец. На его перехват были посланы "Мутсу", "Атаго" и несколько эс­минцев. К этому времени авианосец "Лонг Айленд" (CVE-1) выполнил свою задачу, поднял в воз­дух самолеты для Гуадалканала и покинул район, поэтому японские корабли ничего не обнаружили.

24 августа "Мутсу" участвовал в бою у Вос­точных Соломоновых островов, находясь в охра­нении авиационного соединения. 27 августа лин­кор выпустил 4 снаряда по американскому самолету. Вскоре японский самолет-разведчик об­наружил американское соединение южнее Соло­моновых островов, и "Мутсу" в составе соедине­ния выходит на перехват. Поиск не привел к положительным результатам. Вскоре был полу­чен приказ возвращаться в порт, и 2 сентября флот прибыл на Трук.

В этот период службы корабль стоял в лагу­не, изредка выходя в море не учения. Положение с противовоздушной обороной отдаленного гарнизона в Рабауле осложнилось, и поэтому 20 сентяб­ря "Мутсу" и "Ямато" были отправлены туда, пе­редав офицеров-зенитчиков и матросов. Они дол­жны были обучить своих гарнизонных коллег.

1.7 октября в лагуну Трука прибыл пустой танкер "Кеньо Мару", и линейные корабли "Мутсу" и "Ямато" передали на него часть своего топ­лива. Затем танкер ушел снабжать малые кораб­ли, действующие в районе Гуадалканала. До конца 1942 года "Мутсу" простоял в лагуне Трука. 7 ян­варя в море выходит соединение кораблей Импе­раторского флота "Мутсу", авианосец "Дзуйкаку", тяжелый крейсер "Судзуя" и 4 эсминца. Они заш­ли на Сайпан, а затем взяли курс на Метрополию. Около японских островов "Мутсу" вышел из строя и пошел в Йокосуку, остальные корабли пошли в Куре. В Йокосуке линкор прошел небольшой ре­монт, а с 29 января по 6 февраля докование. Пол­ностью работы были завершены к 15 февраля, и 16 февраля линкор прибыл в Хасирадзиму.

Весна 1943 года прошла в спокойной обста­новке. С 27 по 31 мая корабль прошел очередное докование и затем перешел на рейд Хасирадзимы для длительной стоянки. 8 июня 1943 г. лин­кор стоял на флагманской банке, между остро­вами Хасирадзима и Суо-Ошима. На борту корабля, помимо экипажа, находились 40 инст­рукторов и 113 кадетов школы морской авиации. В погребах башен главного калибра хранилось по 240 снарядов — по 120 на орудие (из них 50 "Саншики-дан"). Ближайшими соседями по рей­ду были линкор "Фусо", легкий крейсер "Тацута" и новейшие эсминцы из состава 11-го диви­зиона. Боцманская команда линкора готовилась к смене места стоянки, к гавани приближался флагманский линкор "Нагато".

В 12 ч 30 мин произошел взрыв погребов бо­езапаса башни № 3. Командующий Первым фло­том вице-адмирал Шимуцу утверждал, что обла­ко после взрыва было снежно-белым. Взрыв был огромной силы, и вскоре линкор переломился по­полам. Большая носовая часть перевернулась че­рез правый борт и затонула, меньшая кормовая оставалась наплаву. Все находившиеся корабли спустили шлюпки, им удалось подобрать 353 че­ловека (из курсантов-авиаторов спасти удалось только 13 человек). Крейсер "Тацута" и эсминцы начали поиск подводных лодок. Приближавший­ся к месту катастрофы "Нагато" начал идти про­тиволодочным зигзагом.

В два часа ночи затонула и кормовая часть корабля. Когда подсчитали потери, то оказалось, что погибли 1121 человек, (по другим данным, 1222), и среди них командир капитан 1 ранга Миеши и старпом Коро. Посмертно их произвели в контр-адмиралы. Оставшихся в живых распреде­лили по отдаленным гарнизонам, среди которых были гарнизоны на островах Тарава, Сайпан, Кваджелейн, Макин и Трук.

1 сентября 1943 года "Мутсу" исключили из списков флота.

Сразу же после гибели военно-морской ми­нистр приказал достать из погребов и сдать на бе­рег все снаряды "Саншики-дан". Вспомнили, что за несколько лет до гибели "Мутсу" из-за несоб­людения условий хранения возник пожар в арсе­нале Сагами. Для расследования причин гибели ко­рабля была создана комиссия, которую возглавил адмирал Шиозава Кайчи.

Помимо основной версии, рассматрива­лись еще две: атака одиночного самолета или вражеской сверхмалой подводной лодки. Были опрошены все свидетели катастрофы, построен макет башни № 3, а позднее в присутствии мо­ряков погибшего корабля подрывали различные типы снарядов, хранившихся на "Мутсу". Толь­ко взрывы снарядов типа "Саншики-дан" дали белый дым.

Точную причину взрыва на корабле этих сна­рядов установить не удалось, но наиболее вероят­ной была признана ошибка личного состава. Пос­ле опубликования заключения Артиллерийский отдел Технического департамента разослал на ко­рабли инструкцию с новыми правилами хранения. Вскоре эти снаряды вернули на корабли.

Версия вражеского воздействия была рас­смотрена лишь формально. Но после атаки бри­танскими подводными лодками линкора "Тирпиц" к этой версии вернулись опять. Через немецкого военно-морского атташе в Токио запросили под­робности атаки. О выводах, сделанных тогда в Япо­нии, сейчас ничего не известно. Следует отметить, что американский военно-морской флот не имел сверхмалых подводных лодок, а британские "Миджеты" находились в европейских водах. К тому же, о гибели "Мутсу" американцы узнали только в середине 1944 года.

Сразу после гибели линкора его обследова­ли водолазы, их оптимистичные доклады приве­ли к возникновению планов его подъема. Но пос­ле выяснения действительной картины разрушений от этих планов отказались. В июле 1944 года из цистерн в двойном дне удалось отка­чать 500 тонн топлива.

После окончания войны "Мутсу" в 1946 году обследовали водолазы американского военно-мор­ского флота. В 1949 году предпринимались неудач­ные попытки его подъема. Затем о "Мутсу" забы­ли. В марте 1970 года судоподъемная фирма "Фукада" приобрела право на работы на линкоре. Они начались сразу же, и уже 23 августа 1970 года подняли башню № 4 главного калибра, а вслед за ней и многие детали корабля. В феврале 1972 года подняли часть носовой оконечности, а из корпуса извлекли останки 273 погибших моряков.

В ноябре 1972 года в местечке Това-Те от­крыт музей "Мутсу". В 1978 году работы на лин­коре прекратили.