Предисловие

 

На успех морского боя большое влияние оказывает наличие информации о силах про­тивника и его местонахождении и по этим дан­ным флотоводец может предсказать последу­ющие его действия. В парусную эпоху для раз­ведки, как правило, назначались крейсера — корветы и фрегаты.

В начале XX века в классе крейсеров по­явилась новая ветвь, небольшие и быстроход­ные корабли. Но главной их отличительной чертой было слабое бронирование. Типичным представителем этих кораблей был русский крейсер 2 ранга "Новик". Аналогичными крей­серами пополнился и английский флот, где они получили название "скаутов". Это название стало нарицательным. Параллельно флоты пополнились и более крупными легкими крей­серами для службы в колониях. Позднее эти две ветви слились воедино. Немцы, построив у себя на верфи "Ф. Шихау" для русского флота крей­сер "Новик", признали, что, несмотря на высо­кую скорость, он обладает ограниченными бо­евыми возможностями, и поэтому для кайзеров­ского флота стали строить универсальные крейсера большего водоизмещения.

Иным путем пошло развитие итальянс­кого флота, основным противником которого был союзник по "Тройственному союзу" — Австро-Венгрия, находившаяся на другом по­бережье Адриатики.

В итальянском флоте "скауты" были пред­ставлены двумя видами: малые крейсера или большие эсминцы. Первым итальянским "ска­утом" стал крейсер "Куарто", спроектирован­ный Джулио Труммоне. Это оказался очень удачный корабль, прослуживший почти чет­верть века. Затем были спроектированы крей­сера типа "Марсала". Их "отцом" стал Джузеппе Рота. Они были очень красивыми четырехтрубными кораблями. Но их главная энер­гетическая установка оказалась ненадежной (мощность и скорость, достигнутые на испыта­ниях, так и не появились в итальянских офици­альных источниках). Оба крейсера этого про­екта вычеркнули из списков флота в конце 20-х годов. Последние представители этой вет­ви в Королевском итальянском флоте были тро­фейные австро-венгерские крейсера: "Гельголанд", лучший ходок "двуединой монархии», и "Сайда". Они были соответственно переиме­нованы в "Бриндизи" и "Венецию".

Больших эсминцев построили гораздо больше. Первыми кораблями стали эсминцы типа "Александре Поерио" (построено три корабля). За ними последовали три корабля типа "Карло Мирабелло". По первоначально­му проекту их водоизмещение составляло 5000 тонн, и они имели легкое бронирование -фактически это были легкие крейсера. Следу­ющие проекты были гораздо скромнее: умень­шилось водоизмещение, исчезло бронирова­ние. Но эти корабли все же могли уничтожить любой эсминец австро-венгерского флота.

Бои в Адриатике принесли ценнейший опыт и в задания на проектирование новых кораблей внесли значительные изменения. Первый послевоенный проект был разрабо­тан инженерами известной судостроительной фирмы "Ансальдо". Планировалось постро­ить 5 кораблей. Но слабость экономики и пе­регрузка поставками для армии не позволили выделить сталь и другие материалы, и заказ на строительство аннулировали. Повторно заказ выдали 30 октября 1920 года, но теперь серия состояла из 3 кораблей, получивших на­звание — тип "Леоне".

После первой мировой войны итальянс­кий флот пополнили два немецких эсминца. Одним из них был "В-97", переименованный в "Чезаре Поссарол". В германском флоте он имел артиллерийское вооружение из 4 105-мм орудий (в итальянском 3 120-мм). Второй "V-116" — один из сверхэсминцев флота От­крытого моря вооружили 4 150-мм орудиями.

Такой судостроительный "багаж" имели итальянские кораблестроители к началу 20-х годов XX века.

Это время было очень тяжелое для Ита­лии. По мирному договору она не получила ряд территорий, в стране продолжался эконо­мический спад, вызывая недовольство вете­ранов только что закончившейся войны. В результате к власти пришли крайне правые националисты во главе с Б. Муссолини. Для Италии изменился и противник — теперь это была Франция.

Вашингтонское соглаше­ние сделало невозможным со­ревнование в развитии линей­ных сил, да и подорванная миро­вой войной экономика Франции и Италии не выдержала бы строительство линейного флота. Поэтому гонка вооружений ох­ватила легкие силы. Ее начали французы, заложив серию боль­ших эсминцев (Contre-Torpilleurs) типа "Шакал". Фак­тически это был легкий крейсер — эсминец стандартным водо­измещением 2166 т, вооружен­ный 5 130-мм , 2 75-мм орудиями и 6 550-мм торпедными аппара­тами. При этом в прессе не скры­валось, что основным театром военных действий будет Среди­земное море. Италия ничего не могла противопоставить им.

Ставший генералом Джузеппе Рота возглавил проекти­рование новых кораблей. Снача­ла он изучил задание на проек­тирование, выданное в 1925 году. При проектном водоизме­щении 1500 тонн новые "скауты" должны быть вооружены 6 120-мм орудиями (три двухстволь­ных установки) и два двухтруб­ных 533-мм торпедных аппарата и иметь максимальную скорость не менее 38 узлов. Было и еще одно важное требование — мак­симально меньшие размеры ко­раблей для уменьшение их заметности. Джузеппе Рота блестя­ще справился и с этой задачей. Вес главной энергетической ус­тановки снизили, увеличив ее паропроизводительность.

Еще одной особенностью проекта стал эшелонный прин­цип размещения главной энер­гетической установки: две груп­пы, в каждой по 1 турбине и по 2 котла. Поэтому корабли были двухтрубными. По мнению ита­льянских конструкторов, это по­вышало его живучесть. 120-мм орудия главного калибра разме­щались в трех двухствольных ус­тановках. Тогда в итальянском флоте это был самый крупный универсальный калибр, а на разработку нового орудия време­ни не было.

Решение о строительстве новой серии приняли в 1926 году. Вскоре чертежи передали на верфи. Первым 5 октября 1926 года заложи­ли "Ланцеротто Малокелло". После спуска эс­минцев типа "Турбине" и "Страле" заложили еще 11 кораблей серии, получивших имена про­славленных средневековых мореплавателей. А сам тип стал называться "Навигатори".

Первоначально их классифицированы как эсминцы, в 1929 году, как "скауты" (истре­бители), а когда в 1938 году стало ясно, что раз­ведкой будет заниматься авиация, их вернули в класс эсминцев.

 

Итальянские корабли — предшественники эскадренных миноносцев типа "Навигатори"

 

Крейсер-скаут "Куарто"

Водоизмещение: 3721 т (нормальное), 3442 т (в полном грузу), размерения: 131,6x12,8x4,1 м.

Механизмы: 4 турбины Парсонса, 8 нефтяных и 2 сме­шанных котла типа Blechynden, мощность механизмов 29215 л.с. (максимальная). Скорость хода 26,61 узла. Дальность плавания 2300 миль со скоростью 15 узлов, 588 миль со ско­ростью 28 узлов.

Бронирование: палуба 38 мм, боевая рубка 100 мм.

Вооружение: 6 120-мм, 6 76-мм, 2 450-мм торпедных аппарата, 200 мин.

Экипаж 247 человек.

"Куарто "заложен 14 ноября 1909 года на военно-морской верфи в Венеции. Спущен 19 августа 1911 года. По­строен 31 марта 1913 года. Вычеркнут из списков флота 5 января 1939 года.

 

Крейсера-скауты типа "Нино Биксио"

Водоизмещение: 3575 т (нормальное), 4141 т (в полном грузу), размерения: 140,3x13x4,1 м.

Механизмы: 3 турбины Кертисса, 14 смешанных кот­лов типа Blechynden, мощность механизмов (примерно) 23000 л.с. Скорость хода 26,82 узла ("Марсала" 27,66 узлов). Даль­ность плавания 1400 миль со скоростью 13 узлов.

Бронирование: палуба 38 мм, боевая рубка 100 мм.

Вооружение: 6 120-мм, 6 76-мм, 2 450-мм подводных торпедных аппарата, 200 мин заграждения.

Экипаж 296 человек.

"Нино Биксио". Заложен на военно-морской верфи в Кастелламаре 15 февраля 1912 года, спущен 30 декабря 1911 года, построен 5 мая 1914 года. Вычеркнут из списков флота 15 марта 1929 года.

"Марсала ". Заложен на военно-морской верфи в Кас­телламаре 15 февраля 1912 года, спущен на воду 24 марта 1912 года, построен 4 августа 1914 года, вычеркнут из списков фло­та 27 ноября 1927 года.

 

Лидеры типа "Поерио"

Водоизмещение: 1028 т (нормальное), 1216 т (в полном грузу), размерения: 85x8,0x3,1 м.

Механизмы: 2 турбины Беллуцо, 3 котла "Ярроу", мощность механизмов (проектная) 20000 л.с. Скорость хода 31,5 узла ("Пепе" 24115 л.с.) "Поерио" 32,3 узла, "Поссарол" 31,5 узла. Дальность плавания 2100 миль со скоростью 13 уз­лов, 740 миль со скоростью 31,5 узла.

Вооружение: 6 102-мм, 4 450-мм торпедных аппарата, 42 мины заграждения. В 1916 "Пепе" был вооружен 2 76-мм зенитными орудиями, в 1917 году их демонтировали. Все ко­рабли серии были вооружены 2 40-мм зенитными автомата­ми Виккерса. В 1918 году орудия главного калибра заменили на более длинноствольные.

Экипаж 129 человек.

"Александре Поерио" заложен на верфи "Ансальдо" в Генуе 25 июня 1913 года, спущен на воду 4 августа 1914 года, построен 25 мая 1915 года. В июне 1938 вычеркнут из списков флота. В июле 1938 года передан мятежникам генерала Фран­ко, переименован в "Хуеска". Исключен из списков флота в 1953 году (по другим данным, в 1949 году).

"Гугельемо Пепе" заложен на верфи " Ансальдо" в Ге­нуе 2 июля 1913 года, спущен на воду 17 сентября 1914 года, построен 20 августа 1915 года. В июне 1938 года передан мя­тежникам генерала Франко и переименован в "Теруэль". Ис­ключен из списков флота в 1947 году.

"Чезаре Тоссарол" заложен на верфи "Ансальдо" в Ге­нуе 30 июня 1913 года, спущен на воду 15 августа 1914 года, построен 6 августа 1915 года. 16 ноября 1918 года погиб, по­дорвавшись на мине у мыса Мерлера в Северной Адриатике.

 

Лидеры типа "Карло Мирабелло"

Водоизмещение: 1784 т (нормальное), 1972 т (в полном грузу), размерения: 103,75x9,7x3,6 м.

Механизмы: 2 турбины Парсонса, 4 котла "Ярроу", мощность механизмов (проектная) 44000 л.с. Скорость хода 35 узла ("Мирабелло" 44 020 л.с., скорость 33,74 узла, "Раччиа" 43190 л.с., скорость 35,4 узла, "Риботи" 38962 л.с., ско­рость 35,3 узла). Дальность плавания 2300 миль со скоростью 12 узлов, 500 миль со скоростью 32 узла.

Вооружение: 8 102-мм, ("Раччиа" и "Риботи" 1 152-мм, 7 102-мм орудий временно), 2 76-мм зенитных, 2 6,5-мм пуле­мета системы Кольта, 4 450-мм торпедных аппарата, 100 мин заграждения ("Риботи" 120 мин).

Экипаж 169 человек.

"Карло Мирабелло ". Заложен 21 ноября 1914 года на верфи "Ансальдо" в Генуе, спущен на воду 21 декабря 1915 года. Построен 24 августа 1916 года. Погиб, подорвавшись на мине 21 мая 1941 г. у мыса Дукато (Албания).

"Карло Альберто Раччиа ". Заложен на верфи "Ансаль­до" в Генуе 10 декабря 1914 года, спущен на воду 2 июня 1916 года, построен 21 декабря 1916 года. Погиб, подорвавшись на мине, у Одессы 21 июля 1920 года.

"Аугусто Риботи". Заложен 27 февраля 1915 года на верфи "Ансальдо" в Генуе, спущен на воду 24 сентября 1916 года, построен 5 мая 1917 года. После окончания второй ми­ровой войны получил обозначение "F-3", вошел в советскую квоту, но был оставлен в Италии. Разобран в 1951 году.

 

Лидеры типа "Леоне"

Водоизмещение: 2195 т (нормальное), 2289 т (в полном грузу), размерения: 113,4x10,3x3,6 м.

Механизмы: 2 турбины Парсонса, 4 котла "Ярроу", проектная мощность 42000 л.с., скорость хода 34 узла, дальность плавания 2000 миль со ско­ростью 15 узлов, 530 миль со ско­ростью 28 узла.

Вооружение: 8 120-мм, 2 76-мм зенитных, 6 450-мм тор­педных аппаратов, 60 мин заграж­дения.

Экипаж 204 человека.

"Леоне ". Заложен на вер­фи "Ансальдо" в Генуе 23 нояб­ря 1921 года, спущен на воду 1 ок­тября 1923 года, построен 1 июля 1924 года. Затонул 1 апреля 1941 года, наскочив на не отмеченную на карте скалу у Массавы (Крас­ное море).

"Пантера ". Заложен на вер­фи "Ансальдо" в Генуе 19 декабря 1921 года, спущен на воду 18 октяб­ря 1924 года, построен 28 октября 1924 года. Затоплен в ночь с 3 на 4 апреля 1941 года в Красном море у побережья Саудовской Аравии.

"Тигре". Заложен 23 января 1923 года на верфи "Ансальдо" в Ге­нуе, спущен на воду 7 августа 1924 года, построен 10 октября 1924 года. Затоплен в ночь с 3 на 4 апреля 1941 года в Красном море у побережья Саудовской Аравии.