Техническое описание эскадренных миноносцев типа "Навигатори"

 

Корпус. Скауты типа "Навигатори" были двухтрубные корабли с развитым полу­баком, длиной 42,6 м, что составляло полови­ну длины корпуса. Обшивка корпуса состоя­ла из оцинкованных стальных листов высокого сопротивления. Корпус был разде­лен на 19 переборок, 13 из них были доведены до верхней, а 6 до главной палубы. Продоль­ную прочность обеспечивали центральный киль, стрингеры и два бортовых киля.

Все корабли были совершенно одинако­вы, единственным имеющимся незначитель­ным отличием во внешнем виде стал "Да Рекко". Так как он проектировался в качестве флагманского корабля, его надстройка была больше — в ней находились различные штаб­ные помещения.

Первоначально все корабли спроекти­ровали с высокой трехъярусной надстройкой и треногой фок-мачтой. Во время первых выхо­дов в море на испытаниях выяснилось, что ос­тойчивость оказалась недостаточной. Пришлось срезать один ярус надстройки и заме­нить треногую мачту на одинарную. Также были проведены работы по перемещению вниз всех возможных грузов. Например, одну из топливных цистерн перенесли с ватерли­нии в помещение, где ранее планировалось ус­тановить гирокомпас Сперри, от установки которого отказались. Длину труб слегка уменьшили, а в 1932 году на первых трубах всех кораблей серии установили колпаки. Когда корабли подняли военно-морской флаг, их элементы были следующими:

Водоизмещение: 1908 т стандартное, 2603 т в полном грузу, 2649 т с минами на бор­ту. Размерения: длина 107,28 м (наибольшая), 106,98 м (между перпендикулярами), ширина 10,20 м, осадка 3,51 м (при стандартном водо­измещении), 4,35 м (при водоизмещении в пол­ном грузу).

Во время службы на кораблях появилось новое оборудование, что отрицательно влия­ло на их остойчивость. В 1938 году был разработан проект модернизации, и в 1939-40-х го­дах на 10 кораблях типа "Навигатори" выпол­нили следующие работы: ширину корпуса уве­личили на 1 м, изменили форму носа — он стал более изогнутым и напоминал клиперский, увеличили размеры надстроек. На "Усодимаре" и "Рекко" работы не проводились. После модернизации корабли имели: водоизмещение 2125 т (стандартное), 2888 т (в полном грузу) и 2975 т (в полном грузу с минами на борту). Размерения: длина 110,03 м (наибольшая), 108,53 м (наибольшая у "Вивальди"), 106,98 м (меж­ду перпендикулярами), ширина 11,10 м.

Механизмы. На кораблях установили три типа котлов. Котлы Одеро стояли на "Усодимаре" и "Вивальди", котлы системы "Оде­ро модернизированный" на "Да Ноли", "Да Рекко, "Малокело", "Панкальдо", "Пессагно" и "Тариго", котлы типа "Ярроу" достались "Да Мосто", "Да Вераццано", "Пигафетта" и "Зено". На каждом корабле стояло по 4 кот­ла. Пар, выработанный ими, поступал на тур­бины, которые тоже были разных типов. Тур­бины системы "Парсонс" установили на "Да Ноли", "Малокелло", "Панкальдо", "Усодимаре", "Тариго" и "Вивальди", системы "Този" на "Пессагно" и "Да Рекко", турбины си­стемы "Беллуццо" на "Да Мосто", "Да Верац­цано", "Пигафетта" и "Зено". На каждом ко­рабле стояли по две тур­бины с зубчатой переда­чей. Они вращали два трехлопастных винта диаметром 3,4 м ("Да Мосто", "Да Верацца­но", "Пигафетта" и "Зено" диаметр винта составлял 3,56 м).

Мощность меха­низмов составила 55000 л.с. Как и все итальянские корабли того времени, они были хорошими хо­доками, на испытания их выводили в облегченном виде с частично установ­ленным вооружением. Результаты оказались ошеломляющими. Ско­рость "Пигафетты" со­ставила 41,57 узла при во­доизмещении 1862 т, а мощность механизмов достигла 60000 л.с. Во время шестичасового пробега при стандартном водоизмещении мощность механизмов состави­ла 60600 л.с., а скорость 39,58 узлов. Есть инфор­мация, что "Да Мосто" на короткий срок раз­вил 45 узлов, а мощность достигла 71000 л.с. Но эта информация не проверенная. В среднем ско­рость кораблей в зависимости от водоизмеще­ния варьировалась от 33 до 36 узлов.

Дальность плавания кораблей была сле­дующей: 800 миль со скоростью 36 узлов, 3800 миль со скоростью 18 узлов. Топливом для кот­лов служила нефть, и ее нормальный запас со­ставлял 300 тонн, максимальный 460 тонн. Главная энергетическая установка размеща­лась по эшелонному принципу. Каждый эше­лон состоял из котельного отделения, в кото­ром находилось два котла, и одного турбинного отделения. Носовая турбина вра­щала винт левого борта, а кормовая турбина правого. Главный командный пост электроме­ханической боевой части находился в над­стройке под средним 120-мм орудием.

Электроэнергию для корабельных по­требителей вырабатывали 3 турбогенерато­ра. Первоначально на кораблях был установлен балансирный руль площадью 8,02 м2., но в 1932 году его заменили на полубалансирный. Его приводил в действие паровой привод. На кораблях имелось два поста управления ру­лем, один на мостике, а второй на кормовой надстройке перед грот-мачтой.

После модернизации 1939-40 годов ско­рость кораблей снизилась до 28 узлов, запас топлива увеличили до 480 т (нормальный), 560 т (полный). Дальность плавания со скоро­стью 18 узлов составила 5000 миль, а со ско­ростью 28 узлов — 1200 миль.

Артиллерийское вооружение. Главный калибр скаутов типа "Навигатори" состоял из 120-мм орудий (длина канала ствола 50 калиб­ров), модели 1926 года, производства заводов "Ансальдо" и ОТО. Орудия этого калибра были стандартным вооружением итальянских эсминцев со времен первой мировой войны. Одно спаренное орудие находилось на баке перед носовой надстройкой, второе на над­стройке перед второй трубой, а третье в кор­ме за грот-мачтой. Оба ствола в спаренной ус­тановке находились в одной люльке. Скорость снаряда составляла 950 метров в се­кунду. Во время стрельб выяснилось, что рас­сеивание (разброс)снарядов очень велик, и пришлось пойти на уменьшение веса заряда, при этом скорость снаряда уменьшилась до 920 метров в секунду. Максимальный угол воз­вышения орудия равнялся 45° и обеспечивал стрельбу на дальность 18500 м. Угол возвыше­ния позволял ставить завесу перед вражески­ми самолетами, для этого применяли фугасные снаряды, имевшие взрыватели с установкой времени взрыва. Стрельба завесами была очень опасна для самолетов-торпедоносцев.

Под каждой 120-мм установкой находил­ся погреб боезапасов. Общий боекомплект, на­ходившийся в погребах равнялся 1300 снарядам (408 бронебойных, 672 фугасных, 120 зажига­тельных и 100 осветительных). Несколько сна­рядов находились в кранцах первых выстрелов.

На мостике находился командно-дальномерный пост (КДП), в котором стояли два дальномера с базой по 3 м и визир. Третий дальномер был рядом со второй трубой. Цен­тральный артиллерийский пост (ЦАП) перво­начально находился на втором ярусе надстрой­ки, но в рамках борьбы за улучшение остойчивости его перенесли на верхнюю палу­бу. В ЦАПе стоял прибор — центральный ав­томат стрельбы (ЦАС), который решал зада­чу по встрече снаряда с целью. В 1931 году ВМФ СССР заказал для лидеров типа "Ленин­град" и купил итальянские приборы управления стрельбой. В 1933 году заказ выполнили. Советские специалисты ознакомились с при­борами и пришли к следующим выводам: "Ос­новным элементом схемы являлся централь­ный автомат стрельбы, как его называли итальянцы, "Централь". Принцип его работы строился на постоянном использовании ре­зультатов наблюдения для непрерывного оп­ределения курса и скорости цели и сравнении установок автомата стрельбы с данными на­блюдений. Наличие скартометров (оптичес­ких систем, вмонтированных в дальномеры и позволяющих определить отклонение падения "своих" снарядов относительно цели) давало возможность осуществлять пристрелку мето­дом "измеренных отклонений". Другими сло­вами, итальянские ПУСы позволяли постоян­но определять элементы движения цели и выдавать данные на наведение орудий.

Вместе с тем плохое качество дальномеров и их малая база сильно снижали качество сис­темы управления, а вести стрельбу способом на­блюдения знака падения оказалось неудобно из-за того, что в приборе отсутствовала воз­можность корректур величины изменения рас­стояний (ВИР) и бокового перемещения (БП), а также сбрасывание (обнуление изменений) при­стрелянного прицела и целика при уточнении курса и скорости цели. Кроме этого, при срав­нительно большом времени подготовки перво­го залпа в ПУС отсутствовали приборы для стрельбы ночью и в условиях плохой видимос­ти. Эти ПУС приобретались для лидеров, одна­ко по габаритам и сложности они подходили скорее для крейсеров".

После начала войны, возможно, после катастрофы у Матапана, на "Навигатори" был оборудован пост управления огнем в ноч­ных условиях, его совместили с постом управ­ления прожекторами. Их было два, и они на­ходились на крыльях мостика. Артиллерия главного калибра не модернизировалась.

Скауты типа "Навигатори" проектиро­вались и строились в то время, когда самолет еще не рассматривался как серьезная угроза для кораблей, поэтому зенитному вооружению уделялось мало внимания. Первоначально были установлены 2 40-мм зенитных автома­та системы "Виккерса". После первой модер­низации на кораблях появились две двух­ствольные установки 13,2-мм пулеметов. Боезапас зенитной артиллерии в это время со­стоял из 3000 снарядов для 40-мм и 3000 сна­рядов для 13,2-мм пулеметов. В 1934 году на всех кораблях серии установили еще два спа­ренных 13,2-мм пулемета.

После вступления Италии в войну выяс­нилось, что зенитное вооружение эсминцев типа "Навигатори" не соответствует сложив­шейся обстановке. Военная экономика Ита­лии не справлялась с обеспечением нужд фрон­та, вследствие этого к работам по усилению зенитного вооружения эсминцев типа "Нави­гатори" удалось приступить только в 1942 году. Причем зенитное вооружение каждого корабля заметно различалось.

Так на "Алвизе да Мосто", "Лука Тариго" и "Ланцеротто Малокелло" зенитное вооружение не модернизи­ровалось.

На "Антонио да Ноли" в 1942 году уста­новили 2 одноствольных 37-мм автомата "Бреда" и 7 одноствольных 20-мм "Бреда".

На "Николосо да Рекко" в 1942 стояло 2 од­ноствольных 37-мм зенит­ных автомата системы "Бреда", 7 20-мм одно­ствольных "Эрликонов" (в 1943 году число "Эрли­конов" увеличили до 9).

На "Джиованни да Верацано" в 1942 году мел­кокалиберная зенитная артиллерия эсминца со­стояла из 7 одностволь­ных 20-мм зенитных авто­матов "Бреда".

На "Леоне Панкальдо" в 1942 году зенитное вооружение состояло из 2 37-мм автоматов, 7 20-мм одноствольных зенит­ных автомата "Бреда". В 1943 году число 20-мм ав­томатов увеличили до 9.

На "Эммануэле Пессагио" в 1942 году на вооружении корабля име­лись 7 одноствольных автоматов "Бреда".

На "Антонио Пигафетта" в 1942-1943 годах малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 2 одноствольных 37-мм зенитных автоматов "Бреда" и 7 20-мм одноствольных автоматов "Бреда".

На "Антониотто Усодимаре" в 1942 году зенитная артиллерия состояла из 7 20-мм одноствольных автоматов "Бреда".

На "Уголино Вивальди" и "Николо Зено" в 1942-1943 годах зенитная артиллерия состояла из 2 37-мм одноствольных автома­тов "Бреда" и 7 20-мм одноствольных авто­матов "Бреда".

Штатная численность боезапаса малока­либерной зенитной артиллерии после модерни­зации зенитной артиллерии составила 2400 20-мм снарядов, независимо от типа орудия и 3060 снарядов для бредовских 37-мм автоматов.

Торпедное вооружение. Первоначаль­но на кораблях были установлены 2 трех­трубных 533-мм торпедных аппарата, производства завода "Сан Джорджио". В пер­вые годы их службы 533-мм торпед было мало, поэтому в средней трубе всех аппаратов сто­яла решетка, позволившая производить стрельбу 450-мм торпедами.

В рамках кампании борьбы за улучше­ние остойчивости, на всех кораблях у торпед­ных аппаратов сняли одну трубу. В результа­те на вооружении вместо 6 труб было всего 4 (калибра 533 мм). Дальнейшие изменения торпедного вооружения были следующими:

"Алвизе да Мосто"

В 1940-1941 годах имел на вооружении 6 533-мм торпедных аппаратов, при этом тру­бы располагались своеобразным "домиком".

"Антонио да Ноли"

В 1940-1941 годах был вооружен 6 533-мм торпедными аппаратами (2 трехтрубных, рас­положенных "домиком"). В 1942 году один ап­парат сняли.

"Николосо да Рекко "

В 1942 году один аппарат был демонти­рован, на вооружении оставалось 2 533-мм. В 1943 году вместо двухтрубного установили трехтрубный аппарат (3 533-мм).

"Джиованни да Верацано "

В 1940-1941 годах имел 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата (расположены "домиком").

"Ланцеротто Малокелло "

Всю войну имел на вооружении 4 533-мм торпедных аппарата (два двухтрубных).

"Леоне Панкальдо "

До 1942 года торпедное вооружение со­стояло из 4 533-мм торпедных аппаратов (2 двухтрубных). В 1942 году один аппарат сня­ли, и до гибели корабля изменений торпедно­го вооружения не производилось.

"Эмануэле Пессагно "

В 1940-1943 годах был вооружен 6 533-мм торпедными аппаратами (расположение труб "домиком").

"Антонио Пигафетта"

В 1942 году один 533-мм двухтрубный торпедный аппарат сняли (на вооружении ос­тался один), но в начале 1943 года его замени­ли на трехтрубный.

"Лука Тариго "

С 1940 года и до гибели имел на воору­жении два трехтрубных 533-мм торпедных ап­парата.

"Антониотто Усодимаре"

Торпедное вооружение не изменялось.

"Уголино Вивальди " и "Николо Зено "

В 1942 году демонтирован 1 торпедный аппарат, после него на вооружении корабля остался 1 двухтрубный 533-мм торпедный ап­парат.

Управление торпедной стрельбой ко­раблей могло осуществляться со специально­го поста, находившегося за КДП, а также не­посредственно с торпедного аппарата. После установки постов управления в ночное время можно было управлять торпедной стрельбой и с них.

Минное вооружение. 11 кораблей серии были оборудованы для минных постановок. Единственным исключением был "Да Рекко", его строили как флагманский.

Минные рельсы протягивались с юта до среза бака. Максимальное число мин опреде­лялось, в зависимости от типа, от 86 до 104. Если корабль принимал мины, использовать торпедные аппараты .было невозможно. Ос­новными типами мин итальянского флота были "Болло" Р125/1928, образца 1932 и 1935 го­дов, а также "Эли" 145/1925 года. Все они были якорными и снабжались контактными гальва­ноударными или антенными взрывателями.

Вес взрывчатого вещества составлял 125-145 кг. После начала войны от союзной Германии были получены мины типа ЕМС и EMR. Противолодочное вооружение Для борьбы с вражескими подводными лодками предназначались глубинные бомбы. Королевский итальянский флот использовал два типа глубинных бомб: большие с весом взрывчатого вещества 100 кг и малые 50 кг. Первоначально они находились на двух кор­мовых бомбосбрасывателях. После вступле­ния Италии в войну на ее кораблях появились немецкие глубинные бомбы, и эсминцы типа "Навигатори" получили по два бомбомета не­мецкого производства.

Противоминное вооружение В 1939-1940 годах на всех кораблях уста­новили параваны. "Панкальдо" стал един­ственным кораблем серии, получившим про­тивоминную обмотку.

Радиоэлектронное вооружение. Одной из причин неудачных действий королевского ита­льянского флота во время второй мировой вой­ны стало отставание от союзников в радио­электронике. В 1936 году итальянские инженеры разработали принципы работы ра­диолокационных станций и гидролокаторов. Но плоды остались на бумаге, слабая итальян­ская электронная промышленность не смогла освоить их производство, поэтому только в конце 1942 года на двух кораблях серии были установлены радиолокационные станции.

На "Панкальдо" итальянская радиоло­кационная станция ЕС3/ter "Gufo" (Сова), а на "Малокелло" немецкие FUMO-26/40 "Seetakt". Это были радиолокационные стан­ции наблюдения за надводной обстановкой. В это же время на всех уцелевших кораблях се­рии была проведена подготовительная рабо­та к установке радиолокационных станций.

Но установить их не успели. С гидроакусти­ческими станциями дело обстояло чуть лучше, в 1942 году они были установлены на "Да Рекко", "Да Вераццано", "Малокелло" и "Ви­вальди".

Окраска кораблей. До 1941 года корабли были покрашены в светло-серый цвет. На трубы нанесли чер­ные полосы, показывающие их принадлеж­ность к флотилии и место в строю. После пе­реквалификации из скаутов в эсминцы в носовой части нанесли красные буквы. Это были для:

"Алвизе да Мосто" — DM.

"Антонио да Ноли" — DN.

"Николосо да Рекко" — DR.

"Джиованни да Верацано" — DV.

"Ланцеротто Молокелло" — МС (после закладки эсминца "Команданте Маццаратта" изменены на МО).

"Леоне Панкальдо" — PN.

"Эмануэле Пессагно" — PS.

"Антонио Пигафетта" — Pi.

"Лука Тариго" — ТА.

"Антониотто Усодимаре" — US.

"Уголино Вивальди" —Vi.

"Николо Зено" — ZE.

В конце 1941 года "Навигатори" зака­муфлировали, но опознавательные литеры сохранили. Камуфляж представлял из себя пят­на правильной или неправильной формы, светлой, темно-серой и голубой краски. В но­ябре 1941 года "Николо Зено" покрасили в эк­спериментальный камуфляж - - пятна были черными, белыми, желтыми и светло-серыми.

Экипаж. Во время вступления в строй по штату на кораблях было 9 офицеров и 170 мат­росов. К 1940 году численность экипажа эсмин­ца типа "Навигатори" составила 12-15 офице­ров и 210-215 матросов.