Опыт войны

 

Английские линкоры "Нельсон" и "Родней" за­нимают в военной истории особое место. При их создании, впервые в мировой практике, конструкто­ры стремились вместить в ограниченное водоизме­щение колоссальные боевые возможности. Сам по себе любой боевой корабль является компромиссом между попытками его создателей обеспечить задан­ные характеристики в рамках определенного водо­измещения, обусловленного прежде всего оператив­но-тактической целесообразностью, и уровнем тех­ники и финансами. "Нельсон" и "Родней", построен­ные по условиям Вашингтонской конференции 1922 г., еще в период проектирования признавались как посредственные корабли, не отвечавшие требо­ваниям, предъявляемым к полноценному линейно­му кораблю начала 20-х годов. Многие специали­сты относились к ним весьма скептически, особен­но в преддверии окончания "линкорных каникул", когда 5 стран — участниц этой конференции долж­ны были приступить к постройке линкоров нового поколения. Однако после начала 2-ой мировой войны оба корабля оказались самыми мощными и боеспособными линкорами английского флота и до конца 1940 г. несли на себе основную тяжесть борь­бы с германскими рейдерами. Даже после вступле­ния в строй кораблей типа "Кинг Джордж V" они продолжали оставаться в водах Метрополии, являв­шихся для английского флота приоритетным теат­ром военных действий.

Но вернемся в 1916 год, когда еще только со­здавались предпосылки для проектирования столь необычных кораблей. В конце мая этого года про­изошло знаменитое Ютландское сражение (в ино­странной литературе оно больше известно как бой в Скагерраке), в результате которого, при весьма тра­гичных обстоятельствах, английский флот лишился трех линейных крейсеров, и тем самым был поло­жен конец опытам бывшего 1-го Морского Лорда Джона Фишера в области военного кораблестрое­ния. Однако незадолго до своей второй отставки, в мае 1915 г., Фишер сумел "протащить" через парла­мент ассигнования на постройку четырех 36 300 т линейных крейсеров. Это удалось осуществить при непосредственном участии морского министра Уинстона Черчилля.

Хотя на чертежах эти корабли выглядели вели­колепно с их 381-мм орудиями и скоростью хода свыше 30 узлов, на деле они должны были оказать­ся очередными "белыми слонами" английского флота (по легенде, король Сиама дарил священного белого слона тому придворному, которого хотел разорить). Линейные крейсера имели настолько ос­лабленное бронирование, что как боевые корабли никуда не годились. Тем не менее весь 1915 г. интенсивно готовились к их постройке. Кораблям присвоили названия: "Худ", "Ансон", "Хове" и "Род­ней". Эта кораблестроительная программа вызывала удивление, так как в тот период шла острая полеми­ка о целесообразности существования линейных крейсеров как таковых и уже предлагалось перейти к постройке скоростных линейных кораблей.

События конца мая 1916 г. заставили пере­смотреть проект этих кораблей, прежде всего в от­ношении их броневой защиты, что повлекло за со­бой срыв их закладки на неопределенный срок (первоначально планировалась на март 1916 г., за­тем на середину июня того же года). Одновременно в Адмиралтействе создали специальный комитет, призванный разработать требования к линейному кораблю нового поколения исходя из имеющегося боевого опыта. Скандал, связанный с гибелью трех линейных крейсеров в Ютландском бою, и общее недоверие офицеров действующего флота к кораб­лям этого типа привели к отказу от постройки че­тырех крейсеров с 8381-мм орудиями, но Адмирал­тейство, не желая понапрасну отказываться от вы­деленных и частью уже истраченных средств (за одну только судостроительную сталь по этой про­грамме было выплачено к марту 1916 г. свыше 800000 ф. ст.), решило все же заложить один ко­рабль по переработанному проекту, не дожидаясь результатов работы специального комитета. При этом планировавшуюся скорость хода в 33 узла ог­раничили 31 узлом, благодаря чему усилили тол­щину главного броневого пояса (до 279-мм) и бар­бетов башен главного калибра. Кроме того, увели­чили толщину броневых палуб, особенно в районе машинных и котельных отделений. В конечном итоге водоизмещение первоначального проекта воз­росло более чем на 5000 т и достигло 42 100 т. На период закладки крейсера, 6 сентября 1916 г., он оказался самым крупным из когда-либо построен­ных кораблей в мире. Но это был не предел.

В конце 1917 г. специальный комитет наконец-то выдал требования, предъявляемые к новому ли­нейному кораблю. По подсчетам специалистов Ад­миралтейства, для обеспечения надежной броневой и конструктивной защиты при вооружении, напри­мер, из 10 406-мм орудий и скорости в 25—27 уз­лов требовалось водоизмещение не менее 50 000 т. Кроме того, комитет призвал отказаться от по­стройки линейных крейсеров и приступить к созда­нию скоростных линкоров. Выводы комитета были для Адмиралтейства крайне неутешительны — вся армада линейного английского флота (к октябрю 1918 г. 33 линкора и 12 линейных крейсеров), са­мый старший из кораблей которой — Dreadnought — "прожил" чуть больше 10 лет, могла в одночасье потерять все свое боевое значение. Ре­зультаты работы ко­митета решили скрыть от обще­ственности, одновре­менно отдав рас­поряжение о проек­тировании линко­ров, вооруженных 9 406-мм орудиями и скоростью хода по­рядка 31—32 узлов. По политическим соображениям их классифицировали . как линейные крей­сера.

Водоизмещение этих кораблей огра­ничили габаритами, допускавшими про­хождение через Па­намский и Суэцкий каналы, а также ис­пользование доков в Розайте и Портсму­те. По расчетам, при максимальных длине корпуса 260,7 м и ширине 32,2 м оно должно было составить 46 600 т в нор­мальном грузу, что, при установленном составе ар­тиллерии главного калибра, вполне позволяло обес­печить кораблю ход не менее 30 узлов и основа­тельное бронирование. Последнему конструкторы уделили особое внимание. За основу броневой схе­мы взяли наиболее удачные линкоры типа "Куин Элизабет" и их развитие — линкоры типа "Ривендж", известные среди кораблей английского флота своей наиболее рациональной и мощной броневой защи­той. Одновременно был использован опыт создания линейного крейсера "Худ" и, в частности, наклон­ный броневой пояс, имевший повышенную проч­ность при больших дистанциях боя. С целью обес­печить максимальную защиту артиллерии главного калибра ее решили сосредоточить в районе носовой оконечности. Причем две 3-х орудийные башни разместили перед носовой надстройкой, а третью — сразу за ней.

Машины и котлы расположили ближе к корме. Главный броневой пояс состоял из 2-х частей. В районе башен главного калибра, их погребов и но­совой надстройки его толщина достигала 356 мм, а угол наклона верхней кромкой наружу 18° к ДП ко­рабля. На протяжении машинных и котельных от­делений его толщина не превышала 305 мм. В око­нечностях линкора он утоньшался до 254—102 мм. Район башен с 406-мм орудиями и механизмами сверху прикрывался броневой палубой, толщина ко­торой колебалась от 229 мм — в районе погребов до 102 мм — в районе турбинных отделений. Кроме того, имелась и верхняя 25-мм палуба. В оконечно­стях горизонтальное бронирование было менее вну­шительным и составляло 76 мм. Хорошей защитой отличались башни главного калибра и их погреба. Так, барбеты имели толщину 356 мм, лобовые час­ти башен 432 мм, а их борта — 356 мм. Все орудия в башнях разделяли броневые переборки.

В целом, броневая защита проектируемых лин­коров являлась наиболее мощной и совершенной среди дредноутов английского флота того периода.

Что же касается артиллерии, то во всех отноше­ниях она была шагом вперед не только в англий­ском флоте, но и в практике мирового кораблестро­ения. И главным образом это касается противо­минной артиллерии. Ее сосредоточение в башнях бесспорно можно считать прогрессом в конструк­торской мысли начала 20-х годов. Всего на кораб­ле предполагалось установить 8 башен с двумя 152-мм орудиями в каждой. Эти башни были раз­биты на 4 группы, каждая из которых имела свой дальномерный пост. Нельзя признать в проекте удачным размещение носовых групп слева и справа от носовой надстройки, в непосредственной близо­сти от 2-ой башни главного калибра. Тем не менее такое расположение вспомогательной артиллерии позволяло отражать атаки эсминцев противника практически на всех курсовых углах, и в той или иной степени оно было повторено на линейных ко­раблях более поздней постройки.

Другой, не менее важной новацией, стало ис­пользование зубчатой передачи, что значительно повышало эффективность всей машинной установ­ки. Она состояла из 4 турбинных агрегатов суммар­ной мощностью на валах 160 000 л. с. Их обес­печивали паром 12 котлов Адмиралтейского типа в 6 котельных отделениях. Благодаря нахождению 406-мм артиллерии в носовой оконечности кораб­ля, всю машинно-котельную установку сместили ближе к корме. За 6-ю котельными отделениями располагались 4 машинных, и благодаря этому ли­нии валов имели сравнительно небольшую длину, что упрощало их конструкцию и защиту. Сама по себе архитектура корабля позволяла создать наибо­лее благоприятные условия для использования ар­тиллерии и приборов управления огнем. Две дымо­вые трубы, смонтированные позади 3-ей 406-мм башни отбрасывали дым и газы из котельных отде­лений в корму, занятую лишь противоминной ар­тиллерией. Это создавало благоприятные условия для работы дальномерных и визирных постов, рас­положенных как на самих башнях главного калиб­ра, так и на башенноподобной носовой надстройке.

Несмотря на очевидные преимущества, общая схема компоновки корабля вызвала немало крити­ки и прежде всего из-за невозможности вести огонь из 406-мм орудий на кормовых курсовых углах. Однако Адмиралтейство исходило из того, что про­ектируемый корабль был прежде всего линейным и в первую очередь стоило обеспечить возможность вести бой всеми орудиями главного калибра на траверзных курсовых углах. В случае, если бы линкор вел бой самостоятельно, то преимущество в скоро­сти над противником давало ему возможность вы­брать такие позиции и дистанции, которые позво­ляли задействовать все 406-мм орудия.

Любопытно сравнить этот корабль с дредноута­ми, находившимися в начале 20-х годов либо в по­стройке, либо планировавшимися к закладке. Так, например, германский линейный крейсер "Макензен", заложенный в январе 1915 г. и спущенный на воду в апреле 1917 г., при водоизмещении в нор­мальном грузу 30510 тонн нес на себе 8 350-мм орудий, имел пояс толщиной 300 мм и мог развить ход (теоретический) в 27 узлов. Дальнейшее его развитие — линейный крейсер "Ersatz Yorck" (назва­ние проекта условно), заложенный в 1916 году, пла­нировали вооружить уже 8 380-мм орудиями при такой же броневой защите и скорости хода.

Именно против этих кораблей (во всяком слу­чае на начальном этапе проектных работ) англича­не создавали свои линейные крейсера с 406-мм орудиями. Их детище, имея бесспорное преимуще­ство над соперниками в огневой мощи и скорости хода, обладало более совершенной системой конст­руктивной и броневой защиты. Правда, ради дости­жения этих преимуществ пришлось увеличить, по сравнению с тем же "Макензеном", почти в 1,5 раза водоизмещение, что не могло не сказаться на сто­имости английского корабля.

Не менее интересно сравнение его с американ­скими линкорами типа "Саут Дакота" (ВВ 49), зало­женными в 1920 г. Они имели с английскими ли­нейными крейсерами примерно одинаковое водо­измещение — 43 200 т (в нормальном грузу) и воо­ружались 12 406-мм орудиями (в 4-х башнях) при относительном равенстве толщины главного броне­вого пояса — 343 мм против 356 мм. Но "Саут Да­кота" мог развить проектный ход лишь в 23 узла и имел довольно несовершенную схему бронирова­ния, что делало его морально устаревшим кораблем еще в период закладки.