Заключение

 

Линейные корабли "Родней" и "Нельсон" бес­спорно являлись венцом развития английских тя­желых артиллерийских кораблей. Несмотря на все нововведения, их конструкция так или иначе повто­ряла конструкцию таких удачных кораблей, как "Куин Элизабет", но самое главное — была сохране­на идеология развития английских боевых кораб­лей, преломленная через опыт 1-ой мировой войны с учетом перспективы на войну предстоящую.

Они являлись первыми кораблями, построен­ными в соответствии с договорными ограничения­ми, и являлись наиболее мощными английскими линейными кораблями того периода, удачно соче­тавшими в себе оборонительные и наступательные качества. Вместе с тем из-за своей малой скорости хода "Нельсон" и "Родней" морально устарели к на­чалу 2-й мировой войны и не могли бороться с та­кими противниками, как немецкий линкор "Бис­марк" или итальянский "Витторио Венето".

Даже многочисленные модернизации, направ­ленные прежде всего на увеличение числа малока­либерных зенитных автоматов и совершенствова­ние систем управления огнем, существенным обра­зом не могли изменить их противовоздушную за­щиту. В этой связи заметным достоинством "договорных" линкоров являлось довольно основа­тельное горизонтальное бронирование, не раз спа­савшее корабли даже в случае прямых попаданий тяжелых бомб.

Таким образом, линейные корабли "Нельсон" и "Родней" можно признать боеспособными корабля­ми времени 2-ой мировой войны с мощным артил­лерийским вооружением главного калибра. Малая скорость хода в силу сложившейся оперативно-так­тической обстановки на морских театрах сущест­венного влияния на их боевое использование ока­зать не могла. Анализ же проекта линкоров типа "Родней" и сравнение его с проектом последовавших за ними линкоров типа "Кинг Джордж V" позволяет наглядно проследить эволюцию взглядов на разви­тие тяжелых артиллерийских кораблей в период с начала 20-х и до конца 30-х годов. Кроме того, этот анализ наглядно показывает, что они являлись наи­более мощными и одними из самых совершенных английских боевых кораблей, построенных в сере­дине нашего столетия, отражавшими определенный этап в истории мирового военного кораблестрое­ния.