Первая Мировая война

 

Для бывшего крейсера потянулись одно­образные годы, наполненные мирной службой и спокойными походами с матросами-перво­годками. Титов и Андрущенко достойно сде­лали когда-то своё дело, и "Двина" продолжа­ла службу являясь самым старым кораблем в учебном отряде.

Немногое изменилось в жизни "Двины" и с началом первой мировой войны. Но с осе­ни 1915 года "Двина" получает новое и неожи­данное назначение: бывший крейсер становит­ся плавучей базой английских подводных ло­док, действующих в Балтийском море.

Это было вызвано увеличением числен­ности английского соединения по прорыву новых лодок через балтийские проливы. Учебное судно, а в прошлом корвет "Рында", где ранее базировались подводники, стало тесно для них.

К этому времени "Двина" была практи­чески разоружена (сохранялись только 6 устаревших 47-мм орудий). Была резко сокращена (до 680 тонн) емкость угольных ям. Места де­монтированных устройств и механизмов, по­гребов и угольных ям заняли стеллажи для многочисленных запасов и дельных вещей для английских лодок. Здесь же были размещены около 60 торпед. Значительную часть корабля превратили в общежитие для подводников и русского обслуживающего персонала.

Именно сочетание русских мин и англий­ских торпед остановило немецкий "флот от­крытого моря", прорвавшийся августе 1915 года в Рижский залив.

Совершив стратегический прорыв к Риге, они отказались от его развития, будучи "связаны" лучшими в мире русскими минами, беспримерной храбростью моряков канонерс­кой лодки "Сивуч" и, наконец, торпедой анг­лийской подводной лодки Е-1, поразившей один из лучших кораблей германского флота — линейный крейсер "Мольтке".

Но с нарастанием трагических событий в России отношения с союзниками быстро портились. Живя на одном корабле, англича­не и русские стали неприятно удивлять друг друга всё больше и больше. Англичан поража­ла "забитость" русских нижних чинов, "вы­нужденных отдавать салют каждому офице­ру", а русских, в свою очередь, "чрезмерные", с их точки зрения, требования: обеспечение "чрезмерной" чистоты, спортивных занятий и "деликатного" обращения с точными, меха­низмами и т.д.).

После Февральской революции, 31 мар­та 1917 г., под давлением "революционных масс" Морское министерство издало указ "о возвращении названий кораблям, отнятым у них за революционные выступления". "Дви­на" снова стал "Памятью Азова". Отношения теперь уже "бывших союзников" стремитель­но ухудшались с нарастанием развала русско­го флота и падением дисциплины в нем. С зак­лючением брестского мирного договора какие бы то ни было отношения вообще стали не­возможны. Весной 1918 года англичане взор­вали свои корабли и эвакуировали личный со­став соединения.

В годы гражданской войны старый крей­сер находился в частичной консервации в Кронштадте. Казалось, что долгая и мирная жизнь корабля также мирно закончится у при­чальной стенки Кронштадтской гавани. Но судьбе было угодно распорядиться иначе. Гражданская война повсеместно бушевала на территории бывшей Российской Империи. Шла она и в Финском заливе летом 1919 года.

Вследствие Ледового похода, совершен­ного в 1918 г. ядром сил Балтийского флота, наступавшая на Петроград армия Юденича практически не имела морских сил. Эту под­держку с моря обеспечивал флот Великобри­тании. Вчерашние союзники бросили для уничтожения остатков Балтийского флота са­мые современные боевые машины своего вре­мени: самолеты и торпедные катера.

В ночь на 18 августа 1919 года английс­кие моряки провели комбинированную насту­пательную операцию по уничтожению боевых кораблей Рабоче-Крестьянского Красного флота: семь английских торпедных катеров с рассветом прорвались в акваторию Кронш­тадтской гавани. Действия их были согласова­ны с одновременным отвлекающим авиацион­ным налетом и хорошо организованы. Но, не­смотря на большие потери (3 из 7 катеров, участвовавших в атаке), успех английских ка­терников был не так значителен, как следова­ло бы ожидать. Не добившись ни одного попадания в линейные корабли, англичане лишь вывели из строя додредноут "Андрей Перво­званный" и потопили старый крейсер, стояв­ший ближайшим к выходу из гавани и всем бортом развернутый в сторону атаки.

Как боевая единица "Азов" не представ­лял военной ценности. Но как плавбаза он продолжал использоваться подводными лод­ками. Проведенная за два дня перед атакой аэрофотосъёмка зафиксировала две из них, пришвартованные к "Азову". Но за это время лодки сменили место стоянки, и крейсер один оказался "на линии огня".

Так, на 31-м году своей непростой жизни "Память Азова" принял свой первый и после­дний бой.

Пораженный двумя торпедами вчераш­них союзников, домом и прибежищем кото­рых он был почти три года войны, корабль лёг на грунт, с креном примерно 60° на борт в сто­рону выхода из гавани. Ведение же какой -либо борьбы за живучесть представляется в условиях "РККФ образца лета 1919 года" ма­ловероятным.

В течение еще шести лет полузатоплен­ный остов корабля лежал на дне Кронштадт­ской гавани. Намеченные на 1921 год работы по его подъёму были отложены, и только 25 ноября 1925 года крейсер "Память Азова" был официально исключен из списка кораб­лей РККФ("Память Азова" поднят в декабре 1923г. 16 ноября 1924г. введен в Кронштадтский док. 16 апреля 1925 г. после заделки всех пробоин использовался как склад. Разобран в 1927-29 гг. (Прим, ред. альм. "Боевые корабли мира")).