Заключение

 

Став эталоном расцвета крейсерской идеи в русском флоте на его броненосном эта­пе, послужив прототипом ее крайнего отраже­ния в классе "Рюрик"-"Громобой", осененный эксклюзивными, говоря по-современному, знаками георгиевского отличия, крейсер "Па­мять Азова" свою карьеру начал как заранее избранный баловень судьбы. Вплоть до 1899 г. "Память Азова" в центре резко усиливавшей­ся активности русского флота и русской поли­тики на Дальнем Востоке. В 1900 г. корабль снова на Балтике.

Большие работы по его модернизации не состоялись, и казалось, что напряженная бое­вая служба пришла к естественному заверше­нию. Избавив корабль от не обещавшего сла­вы похода на Восток, судьба послала ему более тяжелое, чем война, испытание — воо­руженный мятеж, поднятый в команде революционными пропагандистами. Погибшие в нем офицеры вместе с командиром своей кро­вью должны были расплатиться за все те не­скончаемые промахи и ошибки самодержавия. И хотя корабль находился во власти мятежни­ков лишь в продолжение нескольких часов, царь, по свойству своей мстительной натуры, вместе с мятежниками жестоко наказал также и ни в чем не повинный корабль. Он был ли­шен своих георгиевских отличий и переимено­ван в "Двину". Это решение вырвало из исто­рии флота память о подвиге корабля "Азов" и его героев, порочило честь офицеров, кото­рые на "Памяти Азова" стали жертвами вер­ности присяге и служебного долга.

Февральская революция 1917 г. вернула кораблю его историческое название и георги­евские отличия. И судьбе было угодно возло­жить на корабль особую миссию, сделав его флагманским кораблем русского морского на­чальника при обеспечении Ледового похода флота в 1918 г. из Гельсингфорса в Кронш­тадт. Проводив более 250 кораблей, уходив­ших во льдах, "Память Азова" в числе по­следних 6 мая покидал Гельсингфорс. Вернувшись к прежней службе в качестве базы подводных лодок, в 1919г. он был потоплен в результате ночной атаки английских торпед­ных катеров. Приняв на себя торпеды вчераш­них союзников и тем спасая от гибели или по­вреждений другие корабли, старый крейсер героически исполнил свой последний долг. Благородная жертвенная гибель — удел, кото­рого удостаивается не всякий старый корабль. Ощутив бортом дно Кронштадтской га­вани, "Память Азова" словно бы замыкал долгую цепь событий, восходивших к дням, когда в этой гавани не раз отдавал швартовы и якоря его исторический предшественник — корабль "Азов". Достойно нес память о нем погибший теперь в гавани старый крейсер. И не его вина в том, что по неисповедимому при­говору судьбы оказались обманутыми все те светлые ожидания, которые в дни плавания с наследником возлагали на него моряки "Па­мяти Азова" и всей России. Но можно ли ожи­дать счастья от императора, носившего на го­лове позорный след от удара саблей японского полицейского. Менять надо было наследника! Менять ради счастья России!

Но этого сделано не было, и потому осо­бо повернулись и судьба императора, и судьба "Памяти Азова", и судьба России.

 

Перечень офицеров командовавших полуброненосным фрегатом (крейсером) "Память Азова" ("Двина").

 

1. Капитан 1 ранга Ломен Н.Н. в ходе постройки и по 1892 год.

2 Капитан 1 ранга Амосов Ф.И. во время ходовых испытаний.

3. Капитан 1 ранга Чухнин Г.П. с 5 мая 1892 по 1896 гг.

4. Капитан 1 ранга Вирениус А.А. с 1896 по 1898 гг.

5. Капитан 1 ранга Юрновский В.С на 1 апреля 1899 г.

6. Капитан 1 ранга Нидермиллер А. Г. с 1901г.

7. Капитан 1 ранга Лозинский Л.Г. по 19 июля 1906 г. Убит в ходе восстания на корабле.

8. Капитан 1 ранга Курош Н.П. с 1906 по 1908 гг.

9. Капитан 2 ранга Ивановский В.Я. (учебного судна "Двина") с 1911 по 1913 гг.

10. Капитан 1 ранга Никитин Д.В. (плавбазы "Двина") на 1 марта 1917 г.