2. Наряд Балтийского завода

 

Бюрократия Балтийский завод не жаловала.

О том, какие условия бюрократия предоставила заводу для ознакомления с проектом, который следова­ло принять к неукоснительному исполнению, свиде­тельствовало письмо С.К. Ратника № 2749 от 23 июня 1903 г., адресованное Главному инспектору минного дела вице-адмиралу К.С. Остелецкому. Оно гласило:

"Ваше превосходительство милостивый государь Кон­стантин Степанович! В заседании 21 сего июня под председательством Вашего превосходительства, на ко­торое в числе множества других лиц я был приглашен с двумя главными инженерами, мы трое, да, возможно, и многие другие получили самое смутное представление о рассматривавшемся проекте, с которым заранее не были знакомы (такова была степень уважения морских чиновников к заводу. — P.M.), а во время 4-часового за­седания, ввиду сложности проекта, обилия чертежей, неразборчивых на расстоянии, и отвлечения выслуши­ванием отзывов и прений о некоторых его частностях, невозможно было с ним обстоятельно ознакомиться.

Так как Балтийскому заводу в случае получения наряда на постройку такого броненосца придется счи­таться со всеми его подробностями в совокупности, в противоположность большинству участников заседа­ния, относящихся к нему только с академической точ­ки зрения, то покорнейше прошу, если найдете это возможным, прислать до составления журнала по нему копии чертежей и таблиц нагрузки этого броненосца для внимательного изучения на заводе проекта и соот­ветствующих замечаний по многим статьям, до сих пор ускользнувших от внимания или недоступным для озна­комления во время вышеупомянутого многолюдного заседания. При этом прошу Ваше превосходительство принять уверения в совершенном почтении и преданно­сти готового к услугам С.К. Ратника.

Отказать заводу в праве предварительного озна­комления с проектом Н.Е. Кутейников не решился. Да и опасаться замечаний завода не приходилось: проект был надежно "забронирован" уже состоявшимся 20 января согласием императора на увеличение водоизме­щения до 16500 т. А потому все те многочисленные не­увязки, неточности и неучтенные составляющие нагрузки, предстояло теперь решать в ходе рабочего проектирования силами самого завода. Затянувшийся процесс обсуждения проекта, повторив тот же рутин­ный порядок, каким он совершался при обсуждении проектов броненосца типа "Бородино", не привел к сколь либо существенным изменениям, основные харак­теристики проекта оставались прежними.

Хуже того, предполагавшиеся в начале удлинен­ные до 50 калибров 305-мм пушки в проекте не удержа­лись, и, наверное, в немалой степени из-за наперед поспешно и непродуманно ограниченного водоизмеще­ния. А потому трудно было говорить об оправданнос­ти вписанных, "видимо, на всякий случай" многообещавших, но не подтвердившихся слов импера­торской резолюции, что увеличенное водоизмещение кораблей по новому проекту имеет целью достижения "возможного соединения в них наибольших средств нападения и обороны согласно современным требова­ниям". О мере этих "современных требований" никто из участников обсуждения внятно себе не представлял, и проект, обрастая множившимися, но всегда малосуще­ственными добавлениями и уточнениями, продолжал катиться по избранному пути — усовершенствования броненосцев типа "Бородино".

Соответствующим получился и результат. По­спешное утверждение у императора "сырых" характе­ристик проекта, особенно его неоправданно заниженного водоизмещения, полное пренебрежение богатым, но почему-то в миг забытым (от полного не­желания его изучить и освоить) опытом проектирова­ния серии типа "Бородино" увенчанного 600-тонной проектной перегрузкой, отсутствие, вопреки этому опы­ту, даже минимального запаса водоизмещения, отказ от 50-калиберных 305-мм орудий, от более чем легкомыс­ленно назначенного трехмесячного срока разработки проекта, малопонятное блуждание в обсуждении соста­ва вооружения, неслыханное в практике прежнего судостроения, условное утверждение проекта 19 июля 1903 г. и, наконец, ускоренная, чтобы покрыть грех явных проектных неудач, выдача нарядов на постройку — эти и другие подобные события и этапы проделанной бю­рократией "многотрудной" работы никак не свидетель­ствовали о высоком творческом подъеме.

Прежним порядком, как видно из отношения Главного корабельного инженера С-Пб порта Д.В. Скворцова в МТК (от 5 августа 1903 г.), отдель­ными партиями переделывались чертежи нового броне­носца — 15 подлинных чертежей для МТК, комплект копий с них для ГУКиС. Подлинный измененный тео­ретический чертеж (водоизмещение 16630 т), изготов­ленный на коленкоре, переслали на Балтийский завод для снятия копий. Чертеж мидель-шпангоута собира­лись передать в МТК "на днях".

Все это не позволяло Балтийскому заводу немед­ленно приступить к постройке.

Будь это в пору крутого нравом Петра Великого — не миновать бы членам МТК карающей дубинки пре­образователя России. Но с той поры минуло 200 лет, и бюрократия в искусстве выживания успела многому научиться. Иным было и правление ныне канонизиро­ванного Николая II. Ему было не трудно втереть очки. На руку бюрократии оказалась и грянувшая в 1904 г. война с Японией, поразившая мир и русское общество безостановочно множившимися потерями и неудачами русского флота. Проекты новых броненосцев сделались малоактуальными. В таких условиях на Балтийский завод легли заботы по лихорадочной достройке трех броненосцев, сооружению серии подводных лодок, ко­мандировке 200 рабочих для ремонта кораблей в Порт-Артур, подготовке к плаванию кораблей 2-й, а затем и 3-й Тихоокеанских эскадр.

Все это время проектом "Императора Павла I" приходилось заниматься лишь урывками. Весь год ушел па его доработку. Все это, разрываясь между заботами строителя и главного корабельного инженера завода, приходилось выполнять полковнику В.Х. Оффенбергу (P.M. Мельников "Линейный корабль "Андрей Перво­званный", С-Пб, 2003). Работы на стапеле оказалось возможным начать лишь в середине октября 1904 г., но и эта процедура оказалась условной. Полную задерж­ку работ с мая по октябрь 1905 г. вызвали парализовав­шие весь Петербург рабочие забастовки, следом состоялось новое изменение проекта, заставившее еще раз остановить все работы.