3. Проект подполковника Крылова

 

"С поздней осени 1905 г. появились слухи и смут­ные известия о спешной постройке в Англии линейно­го корабля, получившего название "Дредноут". По своей мощи один этот корабль мог победоносно всту­пить в бой с целой эскадрой. В течение 1906 года стало известно, что "Дредноут" удачно закончил свои испытания и что Англия строит еще три или четыре подоб­ных корабля, при которых боевое значение всех суще­ствующих флотов практически должно быть утрачено" (Воспоминания и очерки, М., 1956, с. 149)

Размышляя над причиной столь фантастической гениальности англичан, от которых так зримо сумели отстать не только русские инженеры, но и представите­ли других передовых морских держав мира, можно предположить, что тем определяющим озарением, кото­рое легло в основу идеи дредноута стало продемонстри­рованное японцами при Цусиме (освоенное, вероятно, не без помощи и школы англичан) искусство массиро­вания артиллерийского огня по одной цели. В русском флоте эффект этого массирования (или сосредоточения, как говорилось у А.Н. Крылова) сумели оценить дале­ко не все участники боя. Не все понимали роль едино­го калибра главной артиллерии. Даже в 1906 г. участники войны расходились во мнениях о желатель­ных калибрах для новых кораблей.

Так, отвечая на вопросы, заданные тогда ГМШ, вице-адмирал К.П. Пилкин (1824-1913) решительно высказался за состав артиллерии новых кораблей из 8 12-дм и 20 120-мм пушек, которые он при скорости 19,5 уз считал возможным разместить в пределах 16000 т водоизмещения. К нему присоединялся участник войны контр-адмирал Н.К. Рейценштейн (1854-1916), настаи­вавший на едином калибре Главной артиллерии из 12-дм пушек с добавлением 6-дм и 120-мм для отраже­ния минных атак. Капитан 2 ранга К.И. Дефабр, состо­явший артиллерийским офицером по Новому судостроению С-Петербургского порта, предлагал два калибра: главный из 12- или 16-дм орудий и вспомога­тельный — из 120 или 152-мм пушек. Но такие ради­кальные мнения были в меньшинстве. Кто-то оставался доволен составом артиллерии по образцу "Императо­ра Павла I", кто-то предлагал ограничиться броненос­цами береговой обороны. Еще не существовало и никакой теории массирования огня, которая могла бы подсказать самый эффективный состав вооружения.

Строго приученные бюрократией не "вмеши­ваться в адмиральское дело", смелых проектов не пред­лагали и корабельные инженеры. Даже деятельный инженер Н.Е. Кутейников (1872-1921), возглавлявший в Порт-Артуре рабочий отряд Балтийского завода, несмотря на приоритетный обширный боевой опыт, предлагал проект на уровне "Императора Павла I": водоизмещение 16 000 т, артиллерия калибром 10 12-дм и 120-203-мм, скорость 16-18 уз. (А.И. Сорокин. "Оборона Порт-Артура", М., 1948, с. 233). И поэтому получилось, что главным и неотложным уроком вой­ны были признаны не поиски путей активного овладе­ния этим искусством (этим всерьез занялись в 1906 г. в Черном море), а изыскания путей повышения живу­чести строившихся кораблей.

В основе такого предостережения были, по-види­мому, синдром проигравшей стороны, толкавший к оборонительному образу мышления, неготовность к кардинальной переделке проекта для доведения его до уровня дредноута, боязнь вызвать неудовольствие им­ператора неизбежно требовавшимся (для резкого усиле­ния вооружения) увеличением водоизмещения сверх разрешенных 16500 т. Оборонительные же усовершен­ствования рассчитывали осуществить в пределах утвержденного проекта. К типу "Дредноута" флот по-пре­жнему оставался не готов.

К разбитому корыту и битым горшкам напрочь оскандалившегося кораблестроения пришел запоздало назначенный Главным инспектором кораблестроения С.К. Ратник. Начальником Балтийского завода стал состоявший до того (с марта 1904 г.) флагманским ко­рабельным инженером штаба командующего флотом в Тихом океане старший судостроитель (ему генеральско­го чина Н.Е. Кутейников не выхлопотал) П.Ф. Вешкур-цев (1858-1918). При такой всеобщей дезорганизации и нестабильности руководства трудно было рассчиты­вать на продвижение смелых проектов.

К тому же на них в разоренном почти дотла ми­нистерстве вовсе не было денег, часть которых из тоще­го бюджета министерство, пусть и по крохам, умудрялся отщипывать хозяин народившегося во время войны конкурирующего ведомства (оно строило минные крей­сера-добровольцы) великий князь Александр Михайло­вич (P.M. Мельников. "Эскадренные миноносцы класса "Доброволец", СПб, 1999, с. 74-76). На творческие по­иски в те дни оказались способны только строители и участники проектирования. Все они понимали, на­сколько их корабли отставали от требований времени.

Напрасной оказалась и вся работа по составле­нию строителем корабля В.Х. Оффенбергом трех вари­антов проекта перебронирования с соответствующими чертежами, кораблестроительными расчетами и зано­во составленными обстоятельными (20 листов машино­писи только по одному варианту) таблицами нагрузки. Продолжение работ по уширению корпуса было, как видно, признано неприемлемым, и предпочтение было отдано разработанному тогда же проекту А.Н. Крыло­ва. Он выгодно отличался неизмененными конструкци­ей и размерами корпуса, а также более углубленным решением задач боевой остойчивости. Сказаться могли и какие-то другие, не отображенные в документах об­стоятельства и перемены в руководящих кругах МТК и всего Морского министерства, например, описываемые А.Н. Крыловым дружеские отношения с назначенным 29 июня 1905 г. Морским министром вице-адмиралом А. А. Бирилевым. С ним вместе он весной 1904 г. разби­рался в обстоятельствах потопления броненосца "Орел" у стенки Кронштадтской гавани.

Из составленного офицерами "Императора Пав­ла I" самого полного для того времени "Описания" сво­его корабля (С-Пб, 1914) следует, что свой проект перебронирования броненосца А.Н. Крылов предста­вил в МТК при докладной записке от 10 октября 1905 г. Ранее, состоя консультантом Балтийского завода, он 8 августа представил С.К. Ратнику докладную записку о принципах увеличения боевой остойчивости проекти­руемых кораблей. К этому времени А.Н. Крылов имел репутацию самого авторитетного в русском флоте уче­ного-кораблестроителя, особенно тесно связанного с ре­шением всех возникающих практических проблем постройки кораблей. Еще в 1896 г. за доклад о созданной им теории качки корабля он был принят в члены са­мого авторитетного в мире среди кораблестроителей Английского общества корабельных инженеров, а в 1899 г. удостоен золотой медали общества.

Основные задачи и принципы, изложенные в док­ладной записке на имя тогда еще начальника завода С.К. Ратника от 8 августа 1905 г., сводились к требова­нию, чтобы корабль, получив пробоину в одно из ма­шинных отделений, не опрокидывался даже при крене 20-25". Достичь этого можно было следующими пятью средствами: уширением корабля по проекту Балтийско­го завода; установкой на уширенном корабле доба­вочного пояса 6-дм брони до верхней палубы; брониро­ванием верхней палубы; применением скосов палубной брони жилой палубы, принимающих на себя роль вто­рого броневого борта; переносом всей брони с нижней броневой палубы на верхнюю.

В комплекте с этими средствами защиты пре­дусматривались меры прямого обеспечения непотоп­ляемости: развитое сообщение между симметричными отсеками бортов и необходимыми клапанами для пре­дотвращения крена при аварии, системы затопления отсеков, позволяющая по желанию выравнивать ко­рабль (то есть развитую креповую и дифферентную системы), и более частое подразделение корпуса в надводной части на отсеки, позволяющие ограничить распространение воды даже при разрушении брони. Все эти меры, предупреждал А.Н. Крылов, потребу­ют увеличения осадки на 1 фут, водоизмещения до 18000 т и уменьшения ско­рости на V4 узла. Но и те­перь этот проект касался лишь отдельных, чрезвы­чайно важных, но все же частностей. Задачу превра­щения его в "Дредноут" пли хотя бы в "Брауншвейг" А.Н. Крылов также перед собой не ставил.

Но даже и частичное, не затрагивающее существа идеи проекта, его усовершен­ствование, по опыту предше­ствующей серии, повергло МТК в затянувшиеся на год размышления. Задуматься, правда, было о чем: проект по своим боевым достоин­ствам не приближался к "Дредноуту". Особенно сму­щала перспектива уширения корабля, чрезвычайно ос­ложнившая или просто делавшая невозможным вве­дение его в док. Все весомее был груз проблем. Кончи­лось тем, что лишь через год с лишним, когда идея уширения, в силу продолжавшей­ся постройки корпуса отпала сама собой, МТК 30 де­кабря 1906 г. решил соединить вместе предложенные проекты, но без уширения.

Объединенный проект предусматривал 5-дм бро­ню 8-дм казематов, сплошную 3'/2-дм броню носа и кормы, сохранение нижней броневой палубы (слишком разорительны были бы переделки уже выполненных работ). Перенос брони жилой палубы в зачет верхней с заменой двух слоев в 2 5/8-дм на легкую 1-дм и 7/8-дм под­стилку и, наконец, бронирование кожухов дымовых труб. Ощутить характер этих затяжных творческих ис­каний поможет таблица, приведенная в "Описании" "Императора Павла I".

Для выполнения этих работ к сметной стоимос­ти корабля 13 624 000 руб. добавочно ассигновали 0,5 млн руб. Осадка увеличивалась на 1 дм, скорость, по-видимому, должна была уменьшиться. Метацентрическая высота с 5 фут уменьшилась до терпимой вели­чины 4 фт 4V4 дм, но зато в значительной степени возрастала неуязвимость. Как говорилось в "Описа­нии", нет никакого сомнения, что в артиллерийском бою со своими сверстниками заграничных флотов ли­нейный корабль "Император Павел I" будет всегда иметь весьма значительные преимущества" ("Описа­ние", с. 18). Справедливость этих слов могла, однако, подтвердиться лишь в бою. Ясно было одно: конструк­тивный тип и судьба корабля уже были определены бес­поворотно.