6. Лето надежд

 

В лето 1911 г. Россия приблизилась к рубежу, за которым благодаря реформам П.А. Столыпина (1862-1911) открывались перспективы мирного решения сто­летия мучившей крестьянскую страну проблемы — земельного вопроса. Убив реформатора, враги Рос­сии всецело отдали ее во власть самому ничтожному в ее истории правителю, веровавшему не в разум, а в свой "внутренний голос" (С.Ю. Рыбас, А.В. Таракано­ва. "Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина", М., 1991, с. 177). Но страна не сразу пошла за "пома­занником" в пропасть. Впереди было еще 6 лет. И флот, и "Император Павел I" по инерции продолжа­ли жить и действовать с надеждой и верой в обще­ственный и государственный прогресс. Эта вера поддерживала и тех, кто, мобилизуя всю энергию и чувство долга, прилагали неимоверные усилия к тому, чтобы усовершенствовать свой корабль и к исходу года ввести его в строй флота.

Минул столь упорно лелеемый командиром, но так и не оправдавшийся срок — 1 июня 1911 г., когда "Павел I" мог бы выйти в море и начать освоение тех­ники экипажем. Но решено было все же продлить вре­мя пребывания корабля в гавани. Это позволило выполнить и те работы, которые командир рассчиты­вал отложить на более позднее время.

22 июня 1911 г. И.К. Григорович, ставший (с 19 марта) уже четвертым после Цусимы Морским мини­стром, приказал ускорить все работы, чтобы обеспе­чить полную готовность "Павла I" и, начав кампанию, выйти на рейд 15 июля. На корабле вместе с доводкой механизмов, систем, устройств и оборудования только еще успели завершить установку казематных 8-дм и 120-мм орудий, заканчивали сборку 8-дм башен и пол­ным ходом вели сдачу 12-дм башен.

С января 1911 г. продолжалась установка прибо­ров управления артиллерийским огнем, поставлявшихся электромеханическим заводом Н.К. Гейслера по до­говору от 18декабря 1910г. Кронштадтский порт вме­сте с оставленными за ним работами по электротехнике (вопреки ходатайствам командира) 4 июля 1911 г. на­чал прокладку кабеля к корабельной радиостанции. 6 июля уже был подан ток, но оказалось, что радиостан­ции еще нет.

Но, как водится, все и на этот раз пошло кувыр­ком. Сначала, сорвав все планы завода, порт на два дня сорвал назначавшийся на 13-15 июля ввод кораб­ля в док, а затем в своем извечном холопском усердии начальство вознамерилось потешить Николая II уча­стием в готовившемся большом смотре. Пришлось, скомкав все работы, взяться за наведение бессмыслен­ного смотрового лоска. Но уже 22 июля командир "Павла Г' сообщал начальнику Балтийского завода о полученных им от командования флотом новых рас­поряжениях. Оказывалось, что высочайший смотр от­менен "на неопределенное время". Вместо пего кораблю предписывалось в понедельник 25 июля идти на уничтожение девиации, а затем отправиться в Биорке для практического плавания также па "нео­пределенное время".

Как говорилось в отчете начальника бригады линейных кораблей контр-адмирала Н.С. Маньковского (1859-1939), "Император Павел 1" начал кампанию 16 июля. Почти ежедневно корабль выходил в море для обучения машинной команды обслуживанию механиз­мов. При пробеге на мерной линии были получены пер­вые данные для тактического формуляра. В Ревеле корабль прошел курс комендорских стрельб, 26 июля вместе с бригадой стал на бочке на Большом Кронш­тадтском рейде и приветствовал появление яхты "Штандарт" с императором (проведя смотр эскадры, царь побывал на "Андрее Первозванном"). Посещение "Павла Г' не состоялось. Корабль наконец получил возможность провести испытания.

На 3-часовом пробеге 3 августа 1911 г. в присут­ствии комиссии при уменьшении до 0,9 от наибольше­го числа оборотов под парами были все 25 котлов. Вентиляторные машины работали без давления при от­крытых люках кочегарных отделений. Мощность пра­вой машины составила 7285,5 л.с. (96,7 об/мин), левой 7427,5 л.с. (99,3 об/мин). Никаких неисправностей в ме­ханизмах не обнаружили и признали годными для при­ема в казну. Углубление за время плавания 3-6 августа с принятыми запасами составило носом 27 фут 6 дм кор­мой 27 фут 11 дм, что соответствовало водоизмещению 17600 англ. т. Таков был зримый итог проектирования: 6-процентная перегрузка против проекта.

За время испытаний 3-6 августа 1911 г. безотказ­но действовали установленные Балтийским заводом рулевые указатели фирмы Н.К. Гейслера. По мнению приемной комиссии и командира, такие же указатели следовало бы поставить на верхнем мостике и в кормо­вом отделении, где находится трансформатор рулевого электродвигателя.

В продолжение месячной стоянки на Ревельском рейде комендорскими стрельбами из ружейных и 37-мм учебных стволов проверили готовность материальной части артиллерии и организацию ее службы. 30 авгус­та перешли в Биорке. 3 сентября, пройдя 550 миль, ко­рабль вернулся в Кронштадт.

Проверка циркуляции, выполненная 6 августа на Кронштадтской мерной миле вокруг циркуляционной вехи по способу лейтенанта Танви (впервые применен­ному в 1903 г. на французском крейсере "Жанна д Арк"), дала следующие результаты: на циркуляции вправо при скорости 10,3 уз (60 об/мин) при отклонении руля на 30° корабль покатился через 30 сек., и тактичес­кий диаметр составил 345 саж. На циркуляции влево (13,6 уз, 8 об/мин) тактический диаметр составил 340 сек. При скорости 16,9 уз (100 об/мин) корабль при 30° отклонении руля начал катиться через 20 сек., и такти­ческий диаметр при циркуляции вправо и влево соста­вил соответственно 309 и 365 саж.

Одним из последних перечней невыполненных работ, составленных 4 августа 1911 г., были определе­ны сроки окончательной готовности корабля. Только тогда Морской министр И.К. Григорович отдал прика­зание вернуть "Павла I" в Кронштадт к 15 сентября, чтобы в течение осени завершить все испытания.

1 сентября в итоге переговоров с министерством начальник завода Ведерников сообщал в отдел соору­жений, что в плавание на "Павел I" назначены: "для указания по управлению котлами" — помощник масте­ра Клементенок, для ухода за котлами — котельщики П. Федоров и В. Михайлов; для наблюдения за трюм­ными системами подмастер Богданов. Тем временем по опыту плаваний обнаружились множественные неудоб­ства управления кораблем, которым командир Римский-Корсаков вынужден был посвятить несколько наполненных удручающими подробностями рапор­тов. "Все тесно, все неудобно", — следовало из его ра­порта от 19 сентября 1911 г. Дальномерная, она же походная рубка, в которой сосредоточены все приборы управления, была еще и очень низка. Даже при "моем среднем росте", напоминал командир приходилось при­седать, чтобы через просветы увидеть горизонт. Нельзя увидеть сразу оба кильватерных огня. Управлять и ве­сти наблюдение было совершенно невозможно.

3 октября корабль вернулся в Кронштадт, чтобы подготовиться к испытаниям стрельбой. Проводились они в новых условиях. Сложившийся в довоенное вре­мя обычай щадящего режима испытания корпуса и ар­тиллерийских установок стрельбой (чтобы не выявить слишком большого объема неполадок, обременитель­ных для казенных заводов) сказался и при испытании артиллерии "Павла I". На выходах в море в Биорке 6, 7, и 8 октября 1911 г. испытаниям подвергались четы­ре 12-дм орудия в башенных установках Путиловского завода (затворы Обуховского завода), восемь 8-дм/50 с затворами Обуховского завода в четырех башенных ус­тановках С-Пб Металлического завода, шесть 8-дм/50 с затворами Обуховского завода на станках с централь­ными штырями системы и изготовления Металлическо­го завода, двенадцать 120-мм/45, с затвором Канэ на станках с центральными штырями системы и изготов­ления С-Пб Металлического завода.

Полному испытанию подвергались только кор­мовые 305-мм и левая 203-мм башни. Они сделали по 15 залпов, не обнаруживших в корпусе и установках ника­ких повреждений. Поэтому, видимо, из остальных ба­шен произвели по 8 залпов.

Лучше подготовившись к испытаниям и учтя опыт неудач "Андрея Первозванного", на "Павле I" смогли провести 8 октября 1912г. и самое масштабное испытание — залпом из всех орудий одного бор­та. Замеренный угол размаха отклонения при качке в результате залпа составил 1,5° на правый борт. Испытания на скорость стрельбы не прово­дили из-за отсутствия все еще не налаженной системы продувания каналов ствола после выст­рела. Одновременно испытывали новые предох­ранительные защелки от преждевременного открывания замка в случае затяжного выстрела (их Обуховский завод изготовил для двух 8-дм орудийных установок), новые гальванические трубки системы МТК для патронных пушек и, на­конец, регуляторов скорости системы Дженни с приводами, встроенными в систему горизонталь­ного и вертикального наведения 12-дм башенных установок. Обращено было внимание и на недо­статочную защиту башенных командиров (бро­ня была слишком тонкой), и на отсутствие уже повсеместно применявшейся после войны раз­дельной наводки в башнях, что существенно вре­дило меткости и скорости стрельбы.

Во всегда обширном перечне поврежде­ний, вызванных стрельбой, значилось и 100 сте­кол в местных фонарях, оказавшихся разбитыми при общем залпе. Все результаты стрельбы под­твердились соответствующими актами с указа­нием результатов испытаний каждого орудия. Указывались и заводские номера орудий.

На испытаниях выяснилось, что особен­но острая проблема вентиляции (восполнить отсутствие иллюминаторов, конечно, не уда­лось) привела к необходимости особых предуп­редительных мер для сбережения электрических вентиляторов. Оказывается, команда быстро нашла способ самовольного — в тайне от офицеров — вклю­чения вентиляторов сверх расписания. Чтобы не допу­стить шума, матросы выводили пусковые реостаты наполовину и в этом положении их застопоривали. Пришлось, спасая технику от перегрузки, заключать ре­остаты в запирающиеся шкапики. Одобрив заказ 105 таких шкапиков на "Императоре Павле I", сделали та­кой же заказ и для "Андрея Первозванного".

30 октября 1911 г. "Император Павел 1" вступил (уже на всю зиму) в вооруженный резерв.